20 июня 2013 20.06.13 24 11K

Тактические ролевые игры.

+26

Тактическая ролевая игра или просто ТРПГ — это жанр видеоигр, который сочетает в себе элементы обычных ролевых игр (РПГ) и стратегий. Ключевой особенностью данного жанра является принятие игроком тактических решений, непосредственно во время боя. Рамки жанра весьма размыты, поэтому львиную долю принадлежащих к нему видеоигр можно отнести к РПГ, или пошаговым стратегиям.

Суть ТПРГ заключается в том, что нам дают группу из нескольких персонажей, каждый из которых обладает определенным набором характеристик. Последние можно прокачивать в процессе исследования игрового мира, попутно выполняя различные квесты и вступая в битвы с противниками. Собственно говоря, именно бои являются основой геймплея тактических ролевых игр, все остальные действия сведены к минимуму. Разумеется, без привычных и понятных всем путешествий по миру, закупки вооружения и предметов первой необходимости, взаимодействия с нейтральными персонажами и прочими не обойдется.

Однако все это занимает минимум времени, и служит скорее придатком к главному блюду, которым как раз и являются пошаговые бои. Как же выглядят сражения? После непродолжительной завязки (которой может стать банальное: А че ты? А ты че? А ну давай драться) подконтрольные игроку персонажи вместе с группой врагов произвольно или в заданном порядке размещаются на игровой зоне. Зона, как правило, представляет собой карту с изометрической, прямоугольной или гексагональной сеткой, на определенном количестве квадратов которой расположены противники. Бои проходят в пошаговом режиме, чередуя ходы игрока и искусственного интеллекта. В процессе битвы нам доступны различные виды совершаемых действий, как то: удар, выстрел, лечение, пропуск хода и некоторые другие. От принятых в бою решений, и грамотного тактического маневрирования зависит успех игрока.

Тактические РПГ имеют ряд существенных отличий от РПГ классических и японских.
Битвы в тактических РПГ порой куда масштабнее, чем в обычных. Кроме того игроку дают возможность играть за большее количество персонажей. Наличие так называемых «клеток» также играет немаловажную роль. На клетке может располагаться препятствие, которое блокирует путь, при этом оно может быть уничтожено. Клетки могут располагаться на разной высоте, что, как правило, дает преимущество тому персонажу, который выше. Доходит даже до магических барьеров. Грамотный игрок использует все элементы окружающей среды для тактически верного маневрирования, в результате чего повышается глубина геймплея и интересность битвы. Ну и наконец, большинство ТРПГ предоставляют игроку немалую свободу выбора, позволяя комбинировать умения у персонажей и создавать того, кто им больше нравится. Отсюда идет универсальность персонажей. Иногда игроку удается создать настоящих внеклассовых гибридов, которые искушены сразу в нескольких областях.

В далеком 1983 году на свет вышла игра Bokosuka Wars, которая хоть и не являлась чистокровным представителем жанра ТРПГ, однако заложила фундамент под будущие проекты жанра. Фактически, лишь отсутствие сражений в реальном времени не дает отнести ее к тактическим ролевым играм. Проектов подобного рода выходило немало, однако им все время не хватало каких-то деталей. Поэтому первым представителем жанра канонически считается Fire Emblem: Ankoku Ryu to Hikari no Tsurugi, вышедшая для приставки Famicom(NES).

Популярность приставки стала для игры залогом успеха, однако при этом не стоит забывать и о том, что сама игра имела уникальную структуру, соединив в себе все лучшие черты ранних РПГ и пошаговых стратегий, и привнеся в игровой процесс несколько уникальных нововведений. Одной из «фишек» игры являлись уникальные, для каждого персонажа, классы и наборы характеристик. При ведении боя их приходилось учитывать, иначе игрок рисковал потерять погибшего персонажа, который в свою очередь умирал навсегда. Разработчики целого ряда видеоигр (в данном жанре) впоследствии использовали наработки Fire Emblem для своих проектов. Например, окончательная и бесповоротная смерть персонажей влияла на сюжет, изменяя концовку (яркий пример — Shin Megami Tensei: Devil Survivor).

Годом позже на свет появилась Langrisser, американским геймерам известная под названием Warsong. Главным отличием от первопроходца жанра стала уникальная система взаимодействия с Генералом и его подчиненными, вместо обычного управления персонажами.

Следующий шаг в развитии ТРПГ сделали разработчики из SystemSoft. В творении студии, под названием Master of Monsters игроки впервые могли лицезреть гексагональную сетку, вместо квадратов. Кроме того, игра позволяла взять под командование одного из четырех лордов, и с его помощью защищать свои владения на карте, создавая армию призванных существ и уничтожая ими войска противника.

Ну а тем игрокам, кому не терпелось в процессе игры посещать новые города, разговаривать с NPS и закупаться оружием, пришлось подождать до 1992 года. Именно в этом году вышел Shining Force, который осчастливил своих фанатов подобными геймплейными решениями.

Иной подход к идее показала игра Tactics Ogre(1995), в которой появилась изометрическая камера. Эта игра очень сильно повлияла на дальнейшее развитие жанра, а костяк команды разработчиков впоследствии создаст одного из ярчайших представителей жанра — Final Fantasy Tactics.

Чистокровно японский жанр долгое время не имел популярности за рубежом, так как просто не мог выбраться из страны. Считается, что наибольшее влияние на распространение ТРПГ на западе сыграла легендарная Final Fantasy Tactics, которая являлась образцом качественной игры в данном жанре; к тому же имела раскрученное название, которое немало поспособствовало ее успеху. В игре была понятная и удобная система управления непосредственно в боях, а также появилась возможность вращать камеру во время, собственно, битвы. Удивляла она впрочем, совсем другими вещами, такими как система профессий (рыцарь, использующий боевые заклинания – обычное явление для данной игры), некоторая свобода развития персонажей, и конечно сюжет, который вобрал в себя политику и религию, при этом получившись захватывающим (хотя и достаточно линейным). Из приятных мелочей стоит отметить систему знаков зодиака, согласно которой персонажи совместимые по знакам зодиака лучше воздействуют на друзей, например сильнее лечат. И соответственно наоборот.

Впоследствии на запад хлынули и другие проекты, среди которых можно выделить Vandal Hearts(Konami), Shining Force 3(Sega), Front Mission 3(SquareSoft), серия Disgaea и другие.

Disgaea DS(2003) от компании Nippon Ichi Software является ремейком знаменитой тактической ролевой игры. Серия Disgaea получила признание публики не только в Японии, но и за рубежом. Также по играм серии были созданы манга и аниме. Ключевой особенностью игры является возможность прокачать персонажа до 9999 уровня. Также в игре имеется возможность прокачивать вещи. Что же касается манчкинов, то для них эта игра является настоящим раем, ведь воспользуясь одной хитростью (так называемой «реинкарнацией») они могут потратить на прокачку максимальных статов 180000 уровней.

В 1998 году на прилавках магазинов появилась Vanguard Bandits. Игру разработала компания Human entertainment для консоли Playstation. Важной деталью проекта была возможность поиграть за обе стороны конфликта, который разворачивался по сюжету. Также имелась и третья секретная ветка развития событий, в которой игрок также принимал непосредственное участие. Еще одной особенностью игры стал необычный сеттинг. Вместо пулеметов и лазеров юниты атакуют файерболлами или снежными бурями. Также у каждого есть своя стихия, что открывает интересные тактические возможности и при правильной раскачке наделяет героя личным суперприемом. Также прокачка влияет на получение той или иной концовки, всего их пять.

Поскольку игры изначально разрабатывались в стране восходящего солнца, не стоит удивляться практически полному превосходству консолей в этом жанре. Впрочем, это не значит, что на ПК нет достойных ТРПГ проектов. Одним из самых значимых представителей жанра на персональных компьютерах является культовая серия Jagged Alliance, и особенно вторая часть игры. На ней хотелось бы остановиться немного подробнее.

Итак, Jagged Alliance 2 это в какой-то степени переосмысление первой части. Однако вторая гораздо больше и значительно интереснее. В процессе игры нам предстоит завоевывать сектора, причем есть возможность взять под контроль центр, после чего оставшиеся территории окажутся в вашей власти автоматически. Помимо выполнения стандартных действий в духе «пострелять и увернуться» игроку придется давать своим бойцам отдых, укладывать их спать, общаться с местными жителями и осуществлять тренировку ополчения. Силы неприятеля порой значительно превосходят ваши, поэтому необходимым условием для победы является умение тактически мыслить. В игре также весьма занимательный сюжет, согласно которому группа солдат-наемников сражается с войсками диктатора тирана, в маленькой (вымышленной) стране третьего мира. Одной из главных фишек игры является наличие двух вариантов сценария: реалистичного и научно-фантастического. В последнем игроку предстоит вступить в бой с гигантскими подземными насекомыми, впрочем, враги люди тоже никуда от вас не денутся.

Хотел бы отметить и серию игр X-COM, которая содержит в себе элементы глобальной стратегии и тактической ролевой игры.

В настоящее время популярность жанра пошла на убыль, так как крупных и качественных проектов выходит не так уж много. Хотя в свое время отличились даже русские разработчики, выпустившие Ночной и Дневной дозоры (именно игры, а не фильмы). Из последних крупных проектов можно отметить реинкарнацию Икс ком, которая все же не является чистой ТРПГ. А также Omerta — City of Gangsters(2013), симулятор гангстера.

И напоследок я хотел бы познакомить вас с одной из самых значимых, и возможно самой лучшей игрой жанра тактических ролевых игр.

Front mission 3 стала первой игрой серии, выбравшейся за рубеж. Она же по сей день считается самой успешной. Ведь именно в этой игре нам показали один из самых лучших сюжетов, в истории жанра (а может и самый лучший). Огромное количество событий, борьба за самые разные страны, и все это в рамках одного сценария. Но был и второй. Также в рамках каждого сценария были моменты, в которых игрок осознанно (а в некоторых случаях неосознанно, например, в том случае, если вы скачивали с интернета карту битвы, перед миссией вы могли в диалоге с собратьями по оружию выбрать более удобный путь продвижения) принимал решения, которые влияли на дальнейший игровой процесс. Подобный подход сильно увеличивал реиграбельность и заставлял провести за игрой не одну сотню часов.

В боях игроку были доступны 4 боевых меха – ванзера. Оружие было огнестрельным и рукопашным, а ключевой особенностью геймплея было изучение и комбинирование особых ударов, которые срабатывали в определенной последовательности и насыщали игровую механику, так как внезапность их применения (которую можно было лишь слегка скорректировать) позволяла участвовать в десятках не похожих друг на друга боев. Также в игре отсутствовало повышение уровня, герои становились сильнее, просто применяя какое-либо оружие, получая опыт за удачные выстрелы или удары. За промахи опыт тоже давали, но в очень небольшом количестве. По ходу игры можно было покупать новых ванзеров и оружие, а также прокачивать их характеристики в специальном магазине.

При этом в случае нехватки денег, вы всегда могли захватить приглянувшегося вам ванзера, просто заставив его сдаться прямо на поле боя. Количество тактических возможностей зашкаливало, игрока никто не ограничивал в выборе, поэтому мы могли создавать машину с левой рукой от одной машины, телом от другой, а ногами вообще от третьей. Каждая деталь имела свои показатели силы и массы, сделать убер робота было нельзя, потому что ванзер с хорошей точностью выстрела имел слабую броню, а тот, который был хорошо защищен, не мог переносить тяжелое вооружение, такое как ракеты. Поэтому большую часть игры геймер мог провозиться в гараже, собирая свою идеальную модель для каждого пилота, которые открывались во время игры. Всего можно было открыть восемь персонажей.

Также в игре были доступны секретные места, оружие и роботы. А открыть все это нам позволял…интернет. Да, не удивляйтесь, в игре 1999 года выпуска был свой собственный уникальный интернет. В мировой паутине можно было познакомиться с хакерами, которые давали вам разные полезные штуки, найти карты для тренировки ваших ванзеров и отработки ими суперприемов, и многое другое. Можно и даже нужно было проверять личную почту, и отвечать на письма. Все это отвлекало от основного действа и сильно разнообразило игровой процесс. Ну и в качестве вишенки на торте можно отметить прекрасную для своего времени графику и масштабные видеоролики, а также постоянные диалоги между персонажами.

После прохождения игры вы могли начать все сначала с уже прокачанными персонажами и полученными приемами, что несколько облегчало прохождение, но не убивало интереса к игре, а напротив мотивировало к созданию очередной машины смерти, с новым оружием и приемами. Я настоятельно рекомендую всех ознакомиться с этой великолепной, но на мой взгляд слишком недооцененной игрой, тем более что она прекрасно идет на эмуляторе.


Теги

Shin Megami Tensei: Devil Survivor

Платформы
NDS | 3DS
Жанр
Дата выхода
15 января 2009
43
3.9
18 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Вот это я удачно проснулся :3

Front Mission 3 — Охренительная убер игра всех времен и народов, тут даже без вопросов.

Вот уж точно недооцененная! Не хуже Морровинда, не хуже второй Халфы. Игра легенда. Не знаю, у кого как, у нас ради нее одной покупали консоль. Ко мне приходили знакомые, смотрели как я шпарю во Фронт Митю) и потом шли покупать первую плейстейшен, вот ей богу без шуток!!! Игре обязаны вручить орден самой очешуительной игры в жанре… да во всех жанрах. Если бы не моя безбашенная любовь к Резидентам, отдал бы ей первое место в своем сердце! Фух, кажется выговорился. Очень рад, что нашел родственные души, спасибо ребята за то, что вы есть. Пошел качать эмулятор… ближайший месяц можете меня не ждать =)
Большое спасибо автору! Многие игры я пропустил (чисто из возраста ибо мне 15 сейчас), поэтому так наслышанный об олдскульном гейменге я часто играю в старые игры (если можно так выразится) к примеру недавно прошел замечательную игру Torment (знаю что не в тему, но игра действительно охрененная). Почитав статью и приложенные к ней комментарии я таки качаю эмулятор для Front Mission 3 и Jargget Alliance 2 и залипаю на долгие и тем не менее увлекательные недели, еще раз спасибо большое автору!
До сих пор тощусь от Jargget Alliance
За front mission 3 отдельное спасибо. Лучшая игра для PS))
О да, одна из самых лучших тактических игр и наверно лучшая для меня в серии. Правда я кроме 1, 3 и наиужаснейшего, который даже не тактика, Front Mission Evolved больше не играл.
В далеком 1883 году на свет вышла игра Bokosuka Wars

Опечаточка.

А так интересно было почитать :)
С жанром знаком не особо (играл только в Shining Force 1 и 2 на мегадрайве), может, как-нибудь потом ознакомлюсь с чем-нибудь ещё.
Первый Комментарий.
Попросите вашего знакомого не выражаться, и держать свои эмоции при себе. Зачем бросаться оскорблениями, никак их не аргументируя и показывая себя глупой школотой, да еще и явно фанатом каких-то других жанров? Мне просто непонятно :(
Почему идиоты? Аргументируй, пожалуйста.
Пожалуйста. Я сам считаю так же.)
Ну и не надо, в принципе. Третья часть действительно самая лучшая, потом разработчики сильно опустили планку качества.
Постараюсь исправиться в будущем :)
Пожалуйста. Обе игры мне тоже нравятся.
Упс… И впрямь — что-то очееень далеким получился год :) Сейчас, исправлю, спасибо.
Ты даже не сказал «привет жители стопиграм» =,(
Не хорошо как-то
Ты же знаешь его имя? Выходит, знакомый.
Она на первую плойку, поэтому и не слышал. Что никоим образом не отменяет ее значимости. И да — я все это на эмоциях сказал, не спорю. Но игрушка отпад. Сейчас запустил — блин, нисколько не устарела.
Морровинд за бест!
Ну ничего себе, а я о ней даже не слышал…
Читай также