Шлемы виртуальной реальности появились давно, только их стоимость всегда была очень высокой, а потому они использовались в военных, научных и маркетинговых целях. Это самый действенный способ погрузиться в искусственную реальность, который, теоретически, доступен каждому пользователю. Все же в игровой индустрии пытались создать шлемы ВР, но кроме цены у них были и другие минусы — устройства были громоздкими, обладали большим весом, а используемые на то время экраны не позволяли создать трехмерный мир. Вместо этого создавалось впечатление, что смотришь в виртуальную реальность через окно. Да и системы отслеживания движений на тот момент оставляли желать лучшего.
И вот сейчас наступило такое время, когда разработчики ищут инновационные способы управления и отображения в играх. Если в первом случае идет постоянное развитие и конкурентная борьба, то во втором ничего нового давно не появлялось, кроме 3D. Да и трехмерным изображением уже никого не удивишь. Здесь на сцену выходят очки виртуальной реальности Oculus Rift. Однако сейчас разрабатывается множество подобных устройств, спросите вы, почему именно они? Потому что их цена для конечного пользователя не превышает 300 долларов (9.400 рублей), что в несколько раз меньше, чем у конкурентов.
Именно это и стало основной причиной повышенного интереса пользователей Kickstarter. Проект Oculus Rift обещал удобные и легкие очки, с качественным 3D-изображением и ценой в 10 раз меньше, чем у некоторых аналогов. Добавьте к этому довольно скорую реакцию таких именитых личностей, как Гейб Ньюэлл и Джон Кармак, и получите невиданный успех. Основной целью было собрать 250.000 долларов, но итоговая сумма получилась значительно больше — почти 2,5 миллиона. Этих денег достаточно, чтобы пообещать SDK для Windows, Mac, Linux, iOS и Android.
В Oculus Rift используется один экран с разрешением 1280х800. Он разделен на две части, так что на каждый глаз приходится 640х800. На самом деле чуть больше, так как происходит наложение картинок. Таким образом, получается трехмерное изображение и эффект присутствия в виртуальном мире. Разрешение довольно низкое, картинка зернистая, но это только в тестовых экземплярах для разработчиков. В пользовательских устройствах будет 1920х1080, а значит изображение будет более четким. Отдаленные предметы все же выглядят двухмерными, но если усилить эффект, то мозг игрока будет воспринимать их гораздо ближе, а это еще хуже.
Особенности конструкции очков позволяют создать поле обзора 110 градусов, значительно выше, чем в древних шлемах ВР. А самое главное — это система отслеживания движений головы, без нее и смысла бы не было в создании устройства. Трекинг работает в 6 степенях свободы, это позволяет отслеживать вращения головы, наклоны влево-вправо и вниз-вверх, движения по осям. Например, повернув голову в сторону, вы сможете посмотреть вверх или вниз. С низкой задержкой это полностью погружает в виртуальную реальность, а в пользовательской версии обещают сделать ее еще меньше.
Устройство весит около 300 грамм, к моменту старта продаж разработчики обещают снизить вес до 200. Подключается с помощью USB- или DVI/HDMI-кабеля. Учитывая специфику устройства, было бы логично отказаться от проводного подключения, но это, видимо, не основная цель на текущий момент.
Главной проблемой для конечного пользователя является то, что нельзя включить любую игру и наслаждаться виртуальной реальностью. Поддержка Oculus Rift должна быть добавлена разработчиками игры. Но уже сейчас обещают интегрировать ее в Unity 3/4, id Tech 4/5, Unreal Engine 3/4 и Source (поддержка виртуальной реальности в Team Fortress 2 уже добавлена), что упростит работу тем, кто создает проекты на этих движках.
Кроме того, есть возможность использования Oculus Rift в следующих играх: Doom 3: BFG Edition, Doom 4, Hawken, Minecraft, Star Citizen, War Thunder, Project CARS.
А также в менее известных проектах: The Gallery: Six Elements, Positron, Strike Suit Zero, Sinful Robot, Miner Wars 2081, Outerra, Phoenix RC, Star Sonata, 0x10c, Dream, FRACT OSC, Kairo, iRacing.com, Montague's Mount, Montas, Rawbots, Receiver, rFactor 2, Rogue System, Routine, Wishful Lie, ZED Absolution.
Стоит упомянуть и безымянную игру Xiphos Studios — RPG от первого лица, которая изначально создается для очков виртуальной реальности Oculus Rift. И еще гигант игровой индустрии, компания DICE, заинтересован во внедрении поддержки устройства в движок Frostbite 3. Об этом можно судить из вакансии на официальном сайте: требуется студент, который в качестве своей дипломной работы смог бы «прикрутить» очки к новому движку.
Есть и альтернативный вариант: использование одного из двух бесплатных драйверов для устройств виртуальной реальности. Vireio Perception обеспечивает поддержку Left 4 Dead 2, Half-Life 2, Portal 2, Skyrim, Mirror's Edge, AaAaAA!!!, Unreal Tournament 3, Dear Esther, и DiRT 2. А VorpX driver обещает отправить вас в миры BioShock Infinite, Fallout 3, The Elder Scrolls 4: Oblivion, The Elder Scrolls 5: Skyrim, Flight Simulator 10, rFactor, Call of Duty: Black Ops, Crysis, Far Cry и других игр, созданных на DirectX 9-11.
Открытость исходного кода драйверов приводит к тому, что любители и разработчики создают частичную или полную поддержку Oculus Rift в разных играх, а некоторые еще и добавляют отслеживание оружия и перемещений. Последнее обеспечивается с помощью беговой дорожки Omni.
Еще рано говорить о том, будет успешным этот проект или нет, но, учитывая заинтересованность крупнейших компаний, можно предположить самый оптимистичный вариант. А если цена так и останется в районе 300 долларов (9.400 руб), то каждый геймер непременно захочет иметь такое устройство у себя дома.
Лучшие комментарии
(1BARON1, 18:25, 26 April 2013)
Marceline