Не так давно (ладно, довольно давно...), в 2010 вышла наша всеми любимая "Metro 2033" по мотивам одноименного и также многими любимого романа Дмитрия Глуховского, создавшего не просто отличную историю, но и целую вселенную. Уж совсем недавно сквозь экраны российских кинотеатров просочилась вода из туннелей московского метрополитена в лице великолепного (на мой взгляд) фильма-катастрофы Антона Мегердичева с незатейлевым названием "Метро". Вот уже совсем немного осталось до того, как выдет из темных туннелей THQ Deep Silver, незабвенная Metro 2034: Last Light, уже не имеющая общих черт с книгой и являющая из себя продолжение предшедственницы.
Но сегодня я хотел бы поговорить не об играх и даже не о фильмах. Как возможно вы уже догадались, все вышеперечисленное является сюжетом-катастрофой, апокалипсисом, связаным с метро. Этот список можно было бы продолжать до бесконечности, но я взял относительно новые и популярные примеры.
Дак что же такое «Метрополитен»? Всего лишь средство передвижения, общественный транспорт? Но тогда к чему полиция, запрет фотографирования, видеонаблюдение? То, что мы видим каждый день, добираясь до работы/учёбы; то, что мы знаем о станциях и линиях — всё это только 0.1% всей системы метрополитена. Я давно уже этим увлекаюсь. Кого-то тянет вверх, к облакам. Кого-то напротив, как можно ниже, в неизведанные подземелья. Я скорее отношуть к последниму типу людей.
Каждый год во всех метрополитенах страны проводятся закрытые учения. Проверяются гермоворота, эскалаторы; включаются аварийные генераторы, способные поддерживать электричетсво на станции, даже когда внешние источники будут уничтожены; раскладывается медицинское и аварийное оборудование. Но, представьте, что случится, если это всё понадобится в реальных условиях? Давайте возьмем в пример самый распространенный страх современности — ядерную войну. Вот мой небольшой рассказ, который я написал сегодня, воскресным утром, предварительно начитавшись сайтов о метро. Вот не спалось! Повесть без действующего лица, так что поставьте на место героя себя — так интересней!
1. Начало. Утро Воскресенья.
Межконтинентальная баллистическая ракета с ядерной боеголовкой достигает цели примерно за 5-7 минут. То есть у нас всего несколько минут, чтобы успеть спуститься под землю. Если вы живете в 20 минутах от метро — надеяться на лучший исход глупо: вас расщепит на атомы ещё до того, как вы добежите до станции. Так что в этом случае лучше уж сразу возьмите что-нибудь спиртное и выпейте за своё и чужое здоровье. Ну, чего-то я отошел от темы. Итак, наше положение лучше — у нас под окнами станция метрополитена.… И 4 минуты на сборы. Сколько вы собираетесь по утрам?:) А теперь представьте, что вам нужно за считаные секунды решить, что взять с собой на следующие 10-20 лет проживания под землёй!
Так что в первую очередь берем большой мешок или чемодан и выгребаем туда всё содержимое холодильника и прочего съестного: не смотря на то, что на станциях есть определённые запасы провизии, подозреваю, в такой экстренной ситуации людей будет много больше, чем расчитывали до войны. Ага, еду взяли. Отлично. Давайте быстро думать, что с собой прихватить ещё. Я опущу разьяснения насчёт документов, т.к. думаю, все знают, зачем они нам понадобятся; паспорт уже лежит в сумке. Что же ещё взять? Телефон? Планшет? Скорее нет, чем да. Не смотря на то, что каждая платформа оснащена подстанцией, мощности её хватит лишь на освещение самой станции, но никак не на зарядку полуторатысячи гаджетов. Но на всякий пожарный можно и захватить. Уж точно возьмём все батарейки, которые сможем найти дома и фонарики. Неплохо было бы, если останется время и силы, cнять аккумулятор со своей машины — он нам ещё понадобится. Идем дальше. Одежда. Одеваться некогда, так что просто закиньте в сумку простой набор из самого теплого, удобного и нужного. Ох, осталось всего 2 минуты… Давайте торопиться!!! Всё взяли? Слава богу, у нас нет животных… Тут я бессилен. В иной ситуации вы сами решать будете, брать своего любимца с собой, или же нет. Как по мне, дак я лучше умру вместе со своим питомцем, чем оставлю его одного на верную смерть.
2. На эвакуации.
Итак, мы выходим из уже полупустого дома. И что видим? Да. Толпы людей у входов на станцию. Все толкаются, кричат, плачут, топчат друг-другу ноги… Пойти в толпу, либо найти альтернативу — также ваш выбор. У нас сейчас времени искать люки и шахты нет, так что будем прорываться с боем. Раз уж тут такая толкотня, ни о какой дисциплине и речи быть не может. Так что, забыв всяческие манеры этикета, безпринципно прорываемся сквозь толпу. Винить себя потом будете — сейчас главное спастись самим. Да, грубо. Но что поделаешь? Нет у нас такой дисциплины, как в Японии и никогда не будет, так что приспосабиваемся к поставленым нам условиям.
3. Вестибюль.
Мы зашли. Почти спасены. Сзади военные уже начианают отдавать приказы заканчивать эвакуацию. Раздаются короткие выстрелы и крики людей — кто-то совсем вышел из-под контроля, чтож. Снова отчаяные крики и скрип засовов гермоворот. Вот и безопасность, подумали было мы. И тут резко вырубается свет. Представьте, под землёй, в толпе людей всё в кромешной тьме. Но вот четверть секунды и лампочки снова замигали белым, безжизненным светом. Впереди кассы. Пожалуй, сегодня жетоны мы покупать не будем… Нас людской волной относит всё ближе к эскалаторам. Люди, добравшиеся до станции немного успокоились, но движение не замедлили.… Глухой хлопок откуда-то издалека и резкий толчок. Снова безжизненный, но такой желанный свет решает нас оставить. Мы чувствуем, что всё ближе и ближе к выключенным эскалаторам. Вокруг то туда, то сюда шныряют лучи фонарей… Наша сумка! Где сумка?! Куда она делась?? Где все наши вещи?!.. Снова глухой взрыв и толчок, уже сильнее. И тут толпа начала резко обваливаться вниз…
4. Паника на платформе.
Это проходы эскалаторов. Может к счастью, а может и нет, станция была очень глубокого заложения и эскалаторы уходили далеко вниз. Включилось аварийное красное освещение. Глаза окружающих засветились неестественным светом… А толпа всё давила и приближалась к спуску. Уже небыло сил сопротивляться. Откуда-то издалека снова послышались два глухих хлопка. Ещё секунда и мы… Мы на эскалаторе. О, боже… Лишь бы не упасть, лишь бы не упасть… И вот уже виднеется платформа, пока почти пустая. Пока.… Вот уже почти; почти дошли!.. Раздаётся ужасный грохот. Снова толчок. Словно на батуте нас подбрасывает вверх… А через мгновение сзади становятся слышны душераздирающие вопли… Сзади, с самых высших ярусов на нас несётся волна человеческих тел, чемоданов, вещей!!! Остаётся одно — бежать! Бежать, как можно дальше от эскалатора!!! В красных лучах аварийных ламп почти ничего не видно… Вокруг только силуэты непонятных существ, толи людей, толи каких-то монстров… Всё плывёт перед глазами… Почти! Ещё чуть-чуть!!! Ещё немного и мы выбежим на безопасное расстояние! Глупо умирать, зайдя так далеко!!.. Впереди появляется шкафообразное черное пятно… Мы теряем сознание.
5. Белая скатерть.
Нет, подождите. Это не скатерть. Это простыня. Точно, простыня. О… Как болит голова!!! Как же сильно болит болова! Но надо встать… Неужели спал?! Неужели это просто ужасный сон?? Нет. Мы лежим на тонком матрасе, укрытые простыней. Убийственно звенит в ушах… Мы в палатке. Зелёная палатка с красным крестом. Вокруг нас ещё человек 20: израненные, покалеченные. К нам подходит женщина и представляется врачом. Она предупреждает, что нужно быть осторожней и просит нас не снимать пока повязку с головы. Выходим на перрон. На секунду глаза ослепляет всё тотже безжизненный белый свет… И тут увиденное поражает: на станции кишит океан людей! От диссонанса звуков закипают мозги...! Плач, крик, боль… Вот кто-то зовёт маму… Это маленькая девочка, лет семи… Одна. Никто не обращает на неё внимания, все заняты своими делами. Кстати о делах. Что там, на другом конце?? О нет… Горы трупов. Их складывают уже один на другого и накрывают брезентом, простынями; тем, что под руку подвёрнётся… И только сейчас в воспоминаниях всплывают мелкие детали поизошедшего. Взрыв. Толчок. Отчаянный крик… Силуэт. Это был человек. Точно. Как мы могли так сильно в него врезаться??
6. Голос издалека.
По всей станции раздаётся оглушающий голос в громкоговоритель, отражающийся эхом от сводов. «Провизия… Одежда… Сохр… Спок… Пожалуйста подойдит… нкту выдачи и расп...» — в нашей голове всё плывёт… Но, видя, как двинулась толпа, идем туда за ними. Рядом всё также лежит гора изувеченых тел, накрытая толстым зелёным брезентом. Стоят двое солдат. На правом краю платформы раздвинут раскладной стол. Снова оглушающий голос, уже отчётливей: «Не толпитесь!!! Встаньте в очередь. Все получат свою норму. Пожалуйста, сохраняйте дисциплину!» Немолодой мужчина в синей железнодорожной форме положил мегафон на стол и достал чуть помятую тетрадку. Люди встали в очередь. Провизия выдавалась долго. У каждого спрашивали абсолютно все его данные, что он помнит. Когда подошла наша очередь, мы с трудом вспоминаем даже свой адрес… В виде пайка нам дали намного хлеба, яблоко и бутылку минеральной воды без газа. Вода к тому же была теплой, и от этого становилось ещё неприятней. После такого своеобразного обеда (или может быть ужина, так как часы на запястье куда-то делись...) мы сразу засыпаем, подложив под голову выданную на пункте армейскую куртку. От большого количества людей на станции не было холодно; было душно. И звуки снова слились в один…
7. Вечер на станции.
Нас будит шум обуви по кафелю. Открыв глаза, вокруг мы наблюдаем странное оживление. Снова зажигается аварийный свет и только в середине перрона остаётся гореть одна безжизненная лампа. Оттуда раздаётся тот самый пресловутый голос из громкоговорителя. Человек явно что-то зачитывает, но мы не отражаем его слов… И тут раздаётся другой голос. Голос грозный, твердый. «Мы не знаем, сколько дней будет продолжаться консервация. Может это займет несколько суток. Может недель, месяцев. К счастью, подстанция работает исправно, а на складах достаточно провизии. Настолько, что тут можно жить ещё 20 с лишним лет!» — на платформе послышались нервные смешки — «Пока ничего не известно о произошедшем на поверхности. На данный момент точного ответа власти не дают. Возможно, на других станциях тоже есть эвакуировавшиеся. Я, от имени всех работников метрополитена, очень сожалею о произошедшем и о людях, пострадавших и потерявших своих близких. И хочу вас всех уверить, что очень скоро все мы вернёмся в свои дома и заживем, пусть не по прежнему, но хотябы попытаемся восстановить свою прежнюю жизнь. Очень скоро.»
Собственно, вот так и закончу. Ибо на смену вдохновению пришёл… ауа, сон. Но если вам понравится, я с огромным энтузиазмом продолжу:) Думаю все уловили, откуда я черпал идею. Получилась эдакая прилюдия-хроника к роману Глуховского.
Ещё раз всем спасибо за внимание! Жду отзывов!
Лучшие комментарии
Все хорошо, но насколько я помню метро в таком случае будет использоваться как бункер для того, чтобы просто пережить сам взрыв, а не как место, в котором придется жить долгое время. Воздухозаборы только первые минут 20-30 будут давать чистый воздух, затем радиоактивные осадки выпадут и… Хотя может в них есть и фильтры. Но это все, если ядерный взрыв. Если термоядерный или водородный, то скорее всего все эти воздухозаборы просто сметет, и тогда такое большое кол-во людей быстро истратит весь запас кислорода. Еще станция может и не пережить взрыв несмотря на защиту. Про станции высокого заложения я молчу, а очень глубокого заложения пострадают от землетрясения вызванного взрывом. Нужно как можно быстрее искать выход из метро, пережив взрыв. Если выход будет завален, идти на другую станцию. Представьте «веселое» зрелище из толпы идущей по темному туннелю.
Есть два замечания:
1 — В виду того, что с «нами» произошло, нам должно быть наплевать на то, что вода в бутылке тёплая. :)
2 — Поскольку трупы укладывались «как шпроты», я предположу, что тяжело раненых было очень много, а это значит, что таких как «мы», (людей с сотрясением и лёгкими ранениями) должны были размещать возле мед. палатки, а не в ней. А так как действие происходит не на поле боя, а в «убежище», то палатка могла бы быть белая(серая).
А так, вроде, всё хорошо. Спасибо.
Спасибо, очень атмосферно.
2. Белая палатка была на уме, но получалось, что и «простыня белая, и повязка белая, и вокруг люди, перевязанные в белые бинты лежат...», больно все «белое» получалось. Хотелось добавить «грязи» и палатка стала зеленой:D
З.Ы. — пиши продолжение.
А я попытался всё представить, как оно может быть на самом деле, без сюжетных украшательств. Кстати, в этом плане я черпал вдохновение из фильма Мегердичева.
2. Единая система вентиляции.
3. Различные ответвления ж.д. линий.
4. Коммуникации.
5. И, опять таки, метро не является жилым бункером, и герметизации там тоже нету.