14 марта 2013 14.03.13 42 13K

Хоббитские игрища: о компьютерных играх по Толкину.

+71

Властелин Колец часто называют «фэнтези-Библией», но скорее всего не потому что это «Первое фэнтези среди всех прочих», а потому что литературный стиль у Толкина вообще не очень-то похож на канву стандартного динамичного приключения отряда героев, с непременным походом из пункта А в пункт Б. Читая первую книгу трилогии после просмотра зрелищных фильмов Джексона, я на некоторых моментах банально силился не уснуть.
Я не утверждаю что Толкин плохой писатель, но после некоторого ознакомления с его творчеством я понял, что к чтению его книг следует подходить как… к медитации. Собрав воедино мысли и очистив свой ум от всякой посторонней шелухи, сконцентрироваться на глубоких описаниях, проработанном этносе, множестве песен и стихов…
Но если у вас нет этого возвышенного философского настроения, а фильмы вы уже пересмотрели столько раз, что наизусть помните диалоги персонажей, то на помощь приходят компьютерные игры.
Этот блог я хотел бы посвятить компьютерным играм по мотивам произведений Толкина.

Коротышки, маг, кольцо — вылетай Смог на крыльцо!

Для многих моих знакомых существование книжки «Хоббит», являющейся своеобразным прологом к «Властелину Колец», было покрыто завесой тайны вплоть до недавнего выхода фильма. Удивление от того, что «Содружество Кольца» оказывается не является Началом Всех Начал у них было примерно таким же сильным, как и у меня когда я узнал что Йен Маккеллен придерживается нетрадиционной сексуальной ориентации (но актер все равно шикарный).
Игра по «Хоббиту» вышла еще в 2003 и называлась она… The Hobbit: The Prelude to The Lord of the Rings. Или просто «Хоббит».

Сюжет полностью списан с книги, управлять нам предстоит хоббитом Бильбо Бэггинсом, который вместе с группой гномов и своим старым другом Гэндальфом отправляется к Одинокой Горе. Цель отряда благородна: выбить из жилища гномов подлую летающую тварь, зовущуюся Смогом.
На протяжении 12 игровых уровней мы участвуем во всех заварушках, в какие довелось попасть отважным путешественникам на пути к их цели: сражаемся с гоблинами и пауками, спасаемся от трех прожорливых троллей, выбираемся из эльфийского плена и т.д.

Наш подопечный Бильбо — не великий воин, и даже когда в его руках появляется магический меч Жало, он остается обычным хоббитом, легко получающим люлей от серьезного противника. Поэтому игра наполнена довольно неплохим, местами действительно сложноватым стелсом. Заполучив еще через некоторое время То Самое Кольцо (об истинном назначении и мощи которого хоббит, разумется, не догадывается), Бильбо сможет на время становиться невидимкой. Но это не упрощает игровой процесс до уровня совсем уж детской аркады, и не делает коротышку-вора всесильным. Наверное, это потому что он все-таки хоббит, а не могущественный майар.

Знакомые все лица… А нет, не очень.

В 2002 году была выпущена Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring, соответственно, по первой книге трилогии. Тут следует сделать акцент что игра сделана именно по книге: хотя само название было «заманухой» для всех тех, кто выходил из кинозала утирая слезы после героической смерти Боромира.

Поэтому ни знакомых лиц, ни знакомых голосов в игре нам увидеть или услышать не доводилось. Даже Балрог был тут сам не свой. Героическая гибель Боромира в игре отсутствует вообще (строго говоря, воитель Гондора в заварушке с орками погиб не в конце 1й, но в начале 2й книги). Присутствуют (к радости фанатов литературного произведения): Том Бомбадил, могильники и даже продажа дома Бильбо.

Само приключение выполнено очень просто: бежим, деремся, кушаем разные припасы для восстановления жизненных сил. Поуправлять дают Фродо, Арагорном и Гэндальфом. Набор, в принципе, удовлетворяющий среднестатистического фаната «Властелина Колец».

На стенах Минас-Тирита...

В сравнении с «Содружеством» The Lord of the Rings: The Return of the King была более серьезным шагом вперед. Игра делалась на этот раз по фильму: модели, голоса, интервью с актерами в качестве бонусов — все плюшки на месте. Эффектность, зрелищность, мессиво, возможность поиграть за каждого члена Братства? Присутствуют.

Есть и прокачка, и очень красивые комбо-удары, которых так не хватало в предыдущих проектах. Бей врагов, беги, бей врагов — все как в прошлый раз, но на этот раз оформлено более красиво, «по-голливудски». Никакой Том Бомбадил не мог заменить этого удивительного ощущения, когда ты, в роли Белого Мага, стоишь на стене Минас-Тирита, являясь единственной преградой между несчастными жителями Гондора и черными ордами Саурона…

Сейчас все это смотрится, конечно же, не так прекрасно, как несколько лет назад. Статистов маловато, комбо-удары не так уж впечатляют, битва у Черных Врат вообще кажется смешной…
Но это — вполне себе обычная, «обратная сторона» проектов, делающих ставку на зрелищность. Пройдет год, два — и какой-нибудь новый Crysis переплюнет по спецэффектам и напряженности боев и стены Минас-Тирита, и далекое поле Пеленнора…

WarCraft в Средиземье.

Именно такой фразой можно охарактеризовать The Lord of the Rings: War of the Ring, созданную в 2003 году. Игра вновь базировалась в первую очередь на книжной трилогии, поэтому декорации отличались от киношного варианта.

Игровой процесс и даже графика были очень похоже на WarCraft 3. Сбор ресурсов, создание небольшой, но грозной армии, нехитрое развитие технологий, найм героев, мультяшная графика…
Сторон в конфликте было две: Свет и Тьма (именно так, глупо и банально, они и назывались). Каждая из них являла собой собрание из всех возможных представителей той или иной стороны: люди, эльфы, гномы, орки, тролли, харадримы… Жаль слоников-мумаков не было. Зато был здоровенный тролль с бивнями.

Фишкой были присущие той или иной стороне магические «вундервафли». Накапливая в ходе жестоких боев особые очки, мы могли применить то или иное колдунство. Правда, заклятий было немного, и всего одно стоящее: вызов гигантского существа. Энта для добряков и Балрога для злыдней.

Кампаний было две: нетрудно догадаться, что одна выпадала мальчишам-кибальчишам, а вторая доставалась плохишам. Любопытно, что хронология кампании злодеев спутана: миссии в ней вырваны из разных временных отрезков. Например, поначалу мы вроде бы создаем военный плацдарм на землях Рохана, а через какое-то время мы уже воюем… на территории Мордора, с целью вырваться за пределы горной страны и начать завоевание Средиземья, что происходит еще ДО СОБЫТИЙ оригинальной трилогии. Любопытно, что последней миссией является штурм Минас-Анора (будущего Минас-Моргула) и во время этой миссии себе на помощь в качестве героя можно призвать Сарумана (в тот временной период он может уже и был гадом, но не выступал открыто на стороне Темного Властелина).

И грянул гром...

И пришла EA. И появились деньги. И бренд «Властелин Колец» в их кармане, и права на создание новой, эпичной компьютерной RTS по мотивам.

The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth имела за собой не так уж много «чисто стратегического». Ресурс один, строительные платформы бережно размечены, научного древа или еще какой-нибудь рутинной экономической ерунды нет. Все ставки сделаны на зрелищные бои огромных армий, на штурм каменных крепостей, на эффектные заклинания, бережно распределенные по специальному дереву и открывающиеся, как и в War of the Ring за то, что вы много воюете.

Реакция игровой общественности была вполне предсказуема. Фанаты были готовы целовать ноги разработчикам уже хотя бы за великолепные уровни в Хельмовой Пади и Минас-Тирите. Кое-кто, впрочем, ворчал что «эпичности не хватает». Причиной тому было то, что до выхода игру активно сравнивали с Total War, и вышедший в том же году Rome показал что такое НАСТОЯЩИЕ сражения. В обычной баталии, особенно после прохождения наполненной восхитительными скриптовыми сражениями кампании, вообще было достаточно трудно воплотить захватывающий дух бой: в виду тупости искуственного интеллекта. Но играть все равно было интересно, и коммерчески игра окупилась. А значит — имела все шансы обзавестись сиквелом.
The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth II ввела в привычную систему несколько кардинальных изменений. Стройплощадки исчезли, наций для игры стало больше, появился редактор героев, в котором как в Sims можно было зависать с целью создать свое уникальное альтер-эго, что превзойдет по мощи и крутости всех Гэндальфов и Саруманов вместе взятых.

Сюжет перенесся на территории северных земель Средиземья, и теперь был свободен от рамок кинотрилогии. События рассказывали о конфликте новых рас: гоблинов, эльфов и гномов. Хотя свое влияние активно оказывали и старые фракции: Мордор, Изенгард и слившиеся Гондор с Роханом. Бой предстоит жаркий, но короткий. Всего 8 миссий в каждой кампании.

Помимо кампаний есть и стандартные сражения, и режим «Войны за Кольцо». Это по сути та же самая кампания из первой «Битвы», только вас не ведут за ручку по скриптовым битвам. Дается карта Средиземья: и пожалуйста, завоевывайте. Как в каком-нибудь Total War прямо.
Из того что порадовало хочется отметить возможность нахождения на карте слизняка Голлума, носящего Кольцо Всевластья. Схватив гада и прибрав реликвию к рукам, вы сможете создать уникального героя. Галадриэль для всех добрых рас, Саурон для злых. Любо дорого посмотреть как возродившийся во всем своем боевом великолепии Темный Властелин крушит силы ничтожных защитников добра!
Если сиквел выдался успешным, то можно приниматься за следующий проект в серии. Но раз уж разработчики подустали, необязательно делать его полноценным продолжением. The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth II: The Rise of the Witch-king стал отличнейшим аддоном, еще больше поднявшим планку качества.

Появилась новая фракция: Ангмар, северное королевство разнообразных злодеев и негодяев, возглавляемое Королем-Чародеем. Сюжетная кампания рассказывает о событиях, происходящих вскоре после первого поражения Саурона. Его ближайший слуга, Король-Чародей, бежит в северные земли, и устраивает свое логово близ людского королевства Арнор. Здесь он осваивает Ангмар, и на протяжении нескольких миссий будет сражаться за идеалы сил зла с людьми и эльфами. И все ради того, чтобы… В эпилоге мы могли возглавить элитный отряд тех самых эльфов и людей и отомстить мерзавцу за все его злодеяния. Ну, не все же деревни жечь да насиловать девственниц, верно?

Вместе с кампанией и новой игровой нацией расширились возможности редактора героев (появились герои-тролли), а также новые существа для каждой нации (в основном: элитные отряды, вроде рыцарей Дол-Амрота для людей). С ангмарским аддоном «Битва за Средиземье» получила должную огранку: строгать аддоны было уже не нужно, следовало бы заняться новой частью, но… То ли разработчики решили сделать перерыв, то ли осознали что из этой концепции все соки уже выжаты. Так или иначе, но на «Возрождении Короля-Чародея» серия замолкла.

Battlefront заказывали?

The Lord of the Rings: Conquest — это Battlefront приготовленный по средиземскому рецепту. Но вкус основного блюда другие приправы изменили слабо.

С первых секунд игры понимаешь — это НЕ ТО. Это не должна была быть игра по «Властелину Колец». Совершенно не тот дух, не та атмосфера. Знакомые шрифты, декорации, персонажи, да… Но эта игра попросту лишена души. Лишена оригинальности. Нет здесь пригоршни изюма, которая позволила бы отличить Conquest от того же Battlefront. И претензии не только к сквозной вторичности проекта.
В декорациях Star Wars клонированные модели персонажей выглядели аутентично. Клоны, дроиды, штурмовики… они и не должны выглядеть по-разному! Но тот же прием в Conquest сильно портил восприятие сражений. Толпы бегающих клонированных солдатиков всерьез били по интересности битв. Методично умерщвлять одних одинаковых уродов за другими не было весело. А убивать придется многих!
Хотя врагов вроде бы и много, эпичность чисто Джексоновских сражений достигнута не была. Виной тому — откровенно картонная массовка. Сражения напоминают стычки небольших отрядов, но никак не битвы огромных армий.

Большую часть времени играть мы будем за «безымянного солдата»: на выбор дают четыре класса. Воин, лучник, разведчик, маг. Не думаю, что есть какой-то смысл в подробностях расписывать применение каждого из классов. Их названия говорят сами за себя.
Порой на руки выдают героя. Фокус в том что большинство героев: те же архетипы, которыми мы играли изначально. Отличаются лишь моделькой и увеличенным запасом здоровья. Изредка: умениями. Скучно.

Иногда нам дают управлять не просто героями, но монстрами. Тролли, энты, мумаки. Развлечение спорное, особенно в последнем случае. Камера занимает настолько неудобное положение, что исполинского олифанта хочется покинуть немедленно.
Можно ездить на конях и варгах (для увеличения скорости передвижения). Можно поуправлять Балрогом и самим Сауроном! Можно пройти кампанию за зло, которая представит альтернативную концовку и совсем иную судьбу Средиземья.
Здорово? Стоит ли того?
Ответ каждый найдет сам для себя.

И о других проектах вкратце...

Разумеется, это далеко не все игры про Средиземье. Есть чисто консольные проекты: Tactics, Aragorn's Quest, The Two Towers. Не имея в них возможности поиграть, я не могу о них и судить.
War in the North — недоRPG в декорациях трилогии. Ничего такого, чего бы вы не видели в других второсортных ролевых играх в ней нет. Линейный сюжет, упор на бои (радует расчлененка), три героя, возможность кооперативного прохождения. Неплохо для непритязательных.
Властелин Колец: Онлайн — для тех, кто мечтал побегать по Средиземью с друзьями…
Братва и Кольцо, а также Две Сорванные Башни — всем фанатам легендарных «гоблинских» переводов посвящается от самого оперуполномоченного. Помимо отборного юмора от Дмитрия Пучкова (это вам не Терри Пратчетт) данные игры отличаются совсем уж одноклеточным геймплеем.
И, конечно же, недавняя LEGO: Lord of the Rings. Замечательная игра, о которой, в принципе, нечего и рассказывать. Если вы играли хоть в одну LEGO игру. А если не играли — то срочно сыграйте! Позитивные эмоции гарантирую :)

А у меня на этом все :)
Надеюсь, вам понравилось :)


The Lord of the Rings: Тhe Return of the King

Платформы
PC | Mac | PS2 | XBOX | GBA | GC
Жанр
Дата выхода
4 ноября 2003
477
4.1
348 оценок
Моя оценка

The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring

Платформы
PC | PS2 | XBOX | GBA
Жанры
Дата выхода
16 октября 2002
142
3.6
88 оценок
Моя оценка

The Lord of the Rings: War of the Ring

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
4 ноября 2003
161
3.8
108 оценок
Моя оценка

The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
6 декабря 2004
667
4.4
500 оценок
Моя оценка

The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth 2

Платформы
PC | X360
Жанр
Дата выхода
28 февраля 2006
672
4.4
512 оценок
Моя оценка
469
4.3
362 оценки
Моя оценка

The Lord of the Rings: Conquest

Платформы
PC | PS3 | X360 | NDS
Жанр
Дата выхода
13 января 2009
258
3.5
198 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

А вот не плюсану, ты не вспомнил легендарные рогалики Moria и Angband, самые первые игры по Толкиену((
Блог супер, однозначно плюсовый! Автор молодец, но как, как скажи ты не упомянул про баг с Сэмом в игре The Lord of the Rings: The Return of the King.
Этот баг кстати встречается только в русской версии игры. У меня есть лицензионная копия игры на английском языке. В ней никаких багов нет.
Ну это больше адвенчура, чем РПГ. Но атмосфера там классная, особенно заснеженных гор и гномовских пещер.
С каких это пор графика в WarCraft'е плохая?
Всем привет!

Играл практически во все игры представленные выше. Кроме того просмотрел все фильмы и прочитал все книги, включая Хоббита.

Если коротко, то практически ничто не разочаровало.
Ой, только недавно, на волне интереса к Хоббиту, связанной с выходом одноименного фильма, вспоминала про первую игрушку. В свое время она была неплохая )
Читал Толкина, интересно, но ты прав про медитацию. Читается очень сложно. Вот у Сапковского стиль проще и не менее интересен.
Честно, редко когда читаю большие посты. Но твой прочитал с удовольствием. Из всех вышеперечисленных моя любимая — серия The Battle for Middle-earth. Т.к. на тот момент, когда играл, не опробовал ни одного Тотал Вара, игра поражала своей эпичностью, графикой и тем чувством, когда твой Балрог посреди армии врага крушит всё направо и налево. Ну и ещё у магии Гэндальфа эффект был прикольный=)
The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth одна из самых лучших игр по фильму.
Лично у меня мир сломался в тот момент, когда я узнал, что Гендальф гей. То-то он к Фродо неравнодушен был.
Это когда в начале уровня Кирит-Унгол он двигаться не мог?
если тот, то я с ним попросту не сталкивался Х) хотя читал о нем как-то на форумах.
При повторном прохождении только с багом на уровне Южные Врата столкнулся. При первом вообще все чисто было.
Я знаю, что одну из самых первых игр, можно было пройти строго следуя книге. Но игра была довольно старой и для DOS.
Читай также