Любите ли вы стимпанк так, как его люблю я? Вполне возможно, потому что вся эта паровая романтика, закованная в клепанную броню, прельщает многих. Не то, чтобы я был фанатиком, но тема достаточно классная.
Тем более обидно, что такое, вроде бы, популярное движение, слабо проявляет себя в искусстве. Игр со стилистикой стимпанка не то чтобы очень много, и тем более, хороших среди них еще меньше. Из фильмов на эту тематику я знаю разве что спорный «Wild, Wild West», который мне не нравится. Что касается книг… Там тоже пара мало.
Но недавно, копаясь на просторах интернета, мною был замечен достаточно интересный предмет — трилогия Скотта Вестерфельда под названием «Левиафан».
Кратко стоит рассказать об авторе. Скажу честно, лично для меня, его стимпанковая трилогия — единственное, что можно удостоить внимания. Остальные его работы — кромешная аниме и ванильная бредятина, рассчитанная на вам всем знакомую пискливую аудиторию. Стоит отметить, что и «Левиафан», очевидно, фантастика подростковая, но в ней нашлось место чему-то более, хм, брутальному, что ли. Попытаюсь объяснить, почему эту штуку стоит прочитать.
Ну, как уже было сказано — это стимпанк. Первое и достаточно весомое зернышко в пользу книги. Возможно, некоторые примут его в штыки за то, что оный немного рвет шаблоны каноничности, но, как по мне, наоборот — благодаря некритичному отходу от генеральной линии, в книге острее чувствуется конфликт.
Раз сказано о конфликте, надо сказать и о сюжете, верно? Заодно и познакомить Вас с миром, в который погружает трилогия.
Вестерфельд закидывает нас в мир, который великим переделом разделен на две условные группировки. Это «дарвинисты» — страны, которые активно развивают генную инженерию, создавая в огромных количествах искусственных существ. В их состав входят Франция, Великобритания, Россия — в общем, Антанта. В этих странах все механизмы заменены на живых существ, воздух бороздят огромные дирижабли, созданные на основе воздушных китов, омнибусы по улицам тащат тигроволки, а курсанты летной школы тренируются чувству воздуха, поднимаясь в небо на медузах, накачанных водородом.
И, вполне предсказуемо, есть в конфликте вторая сторона — «Жестянщики». Германия, Австро-Венгрия, Османская империя. Вот тут стимпанк так стимпанк — огромные шагающие роботы, боевые цеппелины, шестиногие дредноуты, ведущие бои у границы Швейцарии.
И два разных взгляда на этот мир сталкиваются, после того как в Сараево происходит отравление эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены.
Тут Вы, конечно же, заметите, что автор немного «поправил» историю нашего мира — в нашей реальности, венценосная чета была убита в том же Сараево немного ранее описанных событий от руки Гаврилы Принципа. Вообще, Вестерфельд оказался большим любителям перекраивать историю так, чтобы сюжет оказался более динамичным. Пользуясь тем, что вселенная альтернативна и там все пошло наперекосяк.
Сталкивая две громадины на территории Европы, автор знакомит нас с двумя главными героями серии: с сыном эрцгерцога Александром (Алеком) и девчонкой Дерин Шарп, которая, скрывая свой пол, служит на борту английского дирижабля «Левиафан».
Главные герои прописаны нормально, причем повествование чередуется, из-за чего одни и те же события предстают перед нами в разном свете. У каждого из героев есть от другого секреты, благодаря которым их видение ситуации иногда диаметрально противоположно. Наследник Австро-Венгерского престола, к примеру, далеко не сразу узнает, почему его боевой товарищ иногда в споре срывается на женский фальцет.
И конечно же, в угоду целевой аудитории, мы не обойдемся без романтической линии. Куда без этого.
Но мы с вами, джентльмены, не на сопли десятиклассниц пришли смотреть! А на, мать его, брутальные шагоходы и дирижабли! Их есть у меня
Бои в книгах описаны достаточно красиво, но кровь и кишки вы там не увидите — в большинстве своем, сюжет пытается щадить всех живых существ на планете. За редким исключением. Зато путешествовать мы будем почти по всему земному шару — начнем в Лондоне, а потом, через Стамбул, отправимся в дарвинистскую Россию, где повстречаем боевых медведей-фабрикатов, которые насмерть грызутся со стальными машинами Австро-Венгрии
Что еще важно отметить — так это работу Кита Томпсона — художника, нарисовавшего все те иллюстрации, которые я здесь представил. В американском издании, его имя стоит сразу под именем автора, а у нас на обложке его отчего-то подтерли.
Кстати, о российском издании. Сейчас в книжных магазинах, если приложить усилия, можно найти первые две книги трилогии — «Левиафан» и «Бегемот». Третья, «Голиаф», в которой важную роль сыграет небезызвестный Николо Тесла, должна выйти в этом марте на русском языке. Но качество российского издания оставляет желать лучшего…
Подводя итог, хочу сказать, что трилогия Скотта Вестерфельда — отличное приключенческое чтиво с паровым привкусом, историей какой-то там любви, российскими медведями-мутантами и стамбульскими анархистами. Если вы читали, прошу вас высказать свое мнение в комментариях, какое бы оно ни было.
Лучшие комментарии