18 февраля 2013 18.02.13 32 8680

Монструозный гений, или за что мы благодарны Стэну Уинстону

+73

Поверьте, сложно найти человека, который не знаком с работами мистера Уинстона, т.к. без него не было бы «Терминатора», «Чужих», «Хищника», «Железного человека» и многих других качественных проектов, по крайней мере, в том виде, в котором все мы их знаем и любим. Поэтому позвольте вам представить одного из самых значимых людей в киноиндустрии, который всегда оставался за кадром: Стэн Уинстон – мастер визуальных и технических спецэффектов.

Стэн Уинстон с детства увлекался рисованием, созданием кукол и фильмами ужасов. По окончании университета в Вирджинии, где он учился изобразительному искусству и скульптуре, Стэн переехал в Голливуд и попытался найти себе работу в качестве актёра, но успеха не имел и в итоге нашёл своё призвание в создании причудливых персонажей для кино. Отучившись три года по спецпрограмме на Walt Disney Studios, одновременно подрабатывая там гримером, в 1972 году он создал собственную компанию Stan Winston Studio и почти сразу выиграл «Эмми» за свою работу над телефильмом «Гаргульи». Всего студия, за время своего существования, приняла участие в работе более чем над 75-ю фильмами, десятками видеоклипов и бесчисленными рекламными роликами.

Стэн

даже немного приобщился к музыке, спроектировав дизайн лицевых масок для рок-группы Styx. Уинстон вообще уделял особый интерес лицу, а главное – его артикуляции. Для одной из серий «Звёздных войн» он наделил человеческой мимикой известного всем Чубакку, хотя до этого его «лицо» всегда оставалось почти неподвижным. Уинстону также принадлежит разработка специальной технологии, объединяющей робототехнику с марионетками, позволяющей искусственным существам не только реалистично двигаться, но и выражать тонкие эмоции.

Однажды, во время съёмок фильма «Побег роботов», для которого Уинстон прорабатывал процесс превращения главных героев в этих самых роботов (за которую получил первую номинацию на «Оскар»), на съёмочной площадке оказался Джеймс Кэмерон. Посмотрев на работу Уинстона, тот пригласил его в свой новый проект – «Терминатор».

Здесь Уинстон также пошёл по пути нововведений: вместо того, чтобы использовать масштабные уменьшенные модели хромированного Терминатора, он настоял на создании полноразмерной аниматронной марионетки. Впрочем, тут ему изрядно помог сам режиссёр: «Хромированный скелет Терминатора был разработан Джимом Кэмероном – когда он пришёл ко мне, у него уже были готовые рисунки. Потом на основе проекта мы уже сделали модели в трёх размерах».

Что же касается первой «золотой статуэтки», то бытует мнение, что её он получил за работу с Кэмероном над фильмом «Чужие». Это не совсем так, потому что первого «Оскара» Стэн получил на пару с другим специалистом по спецэффектам Риком Бейкером за реалистичную имитацию старения одной актрисы с 19 до 110 лет. Единоличный же успех, действительно, ему принесли именно злобные ксеноморфы.

«Чужой» Ридли Скотта поразил всех образами монстров, Уинстону же удалось возвести создание чудовищ на новую ступень. Особую головную боль, доставили Стэну «лицехваты», особенно съёмки этих тварей внутри сосуда, наполненного водой – ведь все кабели управления нужно было как-то вывести наружу, и при этом скрыть так, чтобы их не было видно. Мастер справился. Сложно задачей было и сделать «хаггера», которого препарирует Бишоп. Для достижения реалистичного эффекта авторы просто использовали настоящие куриные и коровьи внутренности! Вне холодильника они стремительно портились, так что снимать старались побыстрее. Натурализм был полный. Кстати, препарируемый «лицехват» из первого фильма был на самом деле морским крабом. Так что и там естественности было не занимать.

Было также изготовлено несколько десятков манекенов Чужих, которых давили машинами, расстреливали, подрывали пиропатронами – каждый манекен уничтожался за один дубль, но ни одну сцену не понадобилось переснимать – настолько качественно все было сделано.

Но все это были еще цветочки по сравнению с совершенно потрясающей Королевой Чужих, с которой Рипли так зрелищно сражается в конце фильма. Этот поединок должен был стать настоящим «гвоздем программы», поэтому ничего удивительного нет в том, что создатели спецэффектов на одну эту Королеву потратили больше времени и средств, чем на всех остальных Чужих вместе взятых. Это был монстр, равного которому еще не видел мировой кинематограф. Также стоит отметить, что швейцарский художник Гигер, который придумал внешний вид чужого из оригинального фильма, не придумал, как будет выглядеть Королева, так что Стэнли изобрёл её, основываясь на уже известном дизайне и привнеся определённые новшества.



Стэн Уинстон: «Когда Джеймс впервые пришел ко мне и рассказал, что он хочет сделать огромного монстра высотой три метра, который должен ходить и драться с роботом, моей первой мыслью было что он чокнулся. Но спустя всего секунду я вспомнил, что это Джеймс Кэмерон, с которым я работал раньше, и что раз он предлагает это сделать, значит, он точно знает, как все это должно выглядеть. И я ответил: Конечно, без проблем, мы это сделаем».

После этого последовали такие работы как «Эдвард Руки-ножницы», «Бэтмен», «Хищник», «Хищник 2» и другие. Так и началось восхождение Стэна Уинстона на вершину, в результате которого он стал самым востребованным мастером спецэффектов и грима, на следующие 20 лет.

В 1990 году он снова был приглашён для совместной работы с Джеймсом Кэмероном в фильме «Терминатор 2: Судный день». За эту работу Уинстон получил аж две статуэтки — за лучший грим и за лучшие спецэффекты. Два года спустя он был номинирован на «Оскар» ещё раз за фильм Тима Бёртона «Бэтмен возвращается», сделав грим для Денни ДеВито в роли Пингвина и для Мишель Пфайффер в роли Женщины-кошки, а также спроектировав Готэм-сити в таком стиле, в котором его видел Тим Бёртон.

После этого, Стэнли временно отошёл от создания суперзлодеев и киборгов, переключившись на динозавров, поскольку Стивен Спилберг как раз собирался снимать фильм «Парк юрского периода» по книге Майкла Крайтона. Спилберга настолько сильно вдохновил на эту картину «Кинг-конг» 1976 года, что он даже хотел сделать всех динозавров в натуральную величину! Но это не представлялось технически возможным, поэтому был начат поиск другого способа оживить динозавров.



Стэн Уинстон: «Помню, Стивен рассказал нам о своей идее с динозаврами и спрашивал этак нерешительно, интересно ли нам вместе поработать над этим. Интересно? Да мы буквально сгорали от нетерпения!»

Было решено использовать покадровую кукольную анимацию с миниатюрными куклами мастера Фила Типпетта в сочетании с полномасштабными манекенами динозавров работы Стэна Уинстона. На протяжении 91-го года в студии Стэна Уинстона кипела работа. Спилберг и остальные, видя производственный процесс, приходили в полнейший восторг: судя по всему, ничего настолько совершенного на студии еще не делали. Венец творения Стэна Уинстона – Королева Чужих – была столь же сложна технически, но значительно уступала своими размерами тиранозавру, который был больше примерно в три раза. Колоссальный манекен этого хищника весил больше шести тонн, и был двенадцать метров длиной. Усилия, приложенные Стэном для того, чтобы «зритель поверил в чудо» — окупились сполна: «Парк юрского периода» принёс ему ещё один «Оскар» за лучшие спецэффекты.

В 1993 году Уинстон и Кэмерон совместно основали компанию «Digital Domain», одну из наиболее современных компаний по цифровым и визуальным эффектам в мире. После выхода в 1997 году «Титаника», собравшего внушительную кассу, Кэмерон и Уинстон почему-то решили выйти из неё.
Кстати, одной из последних работ собственной студии Стэна было создание костюма для «Железного человека». Также стоит отметить, что именно Уинстон придумал финальный вариант Хищника – первичная версия была больше похожа на какого-то клеща-переростка.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что Стэнли приложил руку к созданию игр (не говоря уже об отголосках его творчества в бесчисленных играх по кинолицензиям). В survival-horror'е The Suffering именно он разработал уникальный дизайн монстров, которые по степени проработки как внешнего вида, так и их предыстории не уступают своим коллегам из более культовых ужастиков.
Так как действие происходит на острове-тюрьме, то и противники в игре соответствующие, и представляют собой живое воплощение жертв того или иного вида казни, будь то:

К сожалению, Стэн Уинстон скончался после перенесённой за семь лет множественной миеломы, которая представляет собой заболевание системы крови, затрагивающей костный мозг — 15 июня 2008 года мир потерял одну из самых ярких звёзд в истории киноискусства.

P.S.


«Индустрия развлечений потеряла гения, а я — одного из своих лучших друзей. В моём сердце навсегда сохранится то, как Стэн относился к своим друзьям – он обращался с нами, как со своей семьёй».

Лучшие комментарии

Уважаю. Особенно за идею противников в The Suffering. По проработанности, предыстории и поведению — одни из лучших в играх. Особенно хочется упомянуть четвертованных и девочек-ведьм.
На них там вообще солидная биография к каждой разновидности, в своё время очень интересно было ознакомиться)) А уж какие там боссы — чего стоит только безумный доктор из кинопроектора ;)
Судя по фото с Арни, мужик явно следил за собой.

А вообще гугл совершенно не скупится на ссылки по такому культовому персонажу как Хищник — попробуй поэкспериментировать с формулировкой — существуют и фанатские сайты, и комиксы, да и книг тоже немало ;)
Эдвард Руки-ножницы
Сразу плюс! И да, про безумно талантливого Гигера знал всегда, а этот чувак как-то ускользнул от моего внимания. Так что — молодец!
Пожалуйста, спасибо за совет по align=«right»
;)
Этот человек придумал моего любимого Хищника, за что ему низкий поклон.
Сам за доброго играл, сохранение 100% просто скинул. Скинул инфу в личку.
Как говорится: «без Джима Керри не было бы детства» так и без Уинстона не было бы у нас подрочество
отрочество — подрочество
И у тебя ошибка
Но спустя всего секунду я вспомнил, что это Джеймс КЭмерон, с которым я работал раньше
И да, очень интересно, брату понравилось =))
Странно, но боссов особо не помню. Кроме того, что в камере с газом был.
Зажаренный на электрическом стуле ещё)
Уинстон кстати ещё помогал не менее талантливому постановщику спецэффектов Робу Боттину в работе над фильмом «Нечто».
Действительно? Что же, я бы гораздо больше удивился, если бы он не приложил к этому руку)) Спецэффекты в «Нечто» пробирают до сих пор ;)
Читай также