12 января 2013 12.01.13 114 4347

ЖЕЛЕЗНОСТИ #4. Рассуждение о природе ушей. (Субъективно об аудиотехнике)

+20

По чесноку: уже довольно давно, еще с момента прочтения статьи на Лурке и беглого осматривания тематических форумов утвердился во мнении, что 99% аудиофилов — умственные импотенты.

Впрочем, бывают и тематические исключения. Однако, я должен заранее предупредить, что дальнейший «трактат» все равно описывает исключительно субъективный и горький опыт мучения продавцов, примерки и покупки наушников. Кроме того, дабы не путаться, считаем, что используемый плеер относится к хорошей аудиотехнике, то есть, что-то из серии SONY, Apple iХрень, Samsung YP-xxxx/Galaxy и иже с ними, с ценниками от 3.5-4к рублей. Все что дешевле – говно. Это будет аксиоматическое условие. Объяснение довольно простое: как правило, дешевые плееры типа Ритмиксов, ЕксПлеев и прочего китайского говна за 1000-3000 рублей, убеждает в том, что скупой платит дважды, тупой – трижды, а за счет лохов эти плееры до сих пор не исчезли из продажи. Конечно, 5-10% годных плееров за 1-3к все таки есть, но это надо долго и упорно лопатить отзывы на яндекс-маркете, списки дилеров/реселлеров и прочих точек, где они еще случайно остались. В пример, можно привести флэшкообразный SONY за 2500р, в котором, вместо трехдюймового экрана и процессора поддерживающего в режиме лагов ненужные 800*600, сделан нормальный выходной усилитель и аккумулятор на 30-40 часов эксплуатации без подзарядки.

Что же касается ушей…
Когда-то давно, я купил в мурманском «радиоклубе», дешевые Сенхи-капельки (Сенхайзер, Sehnheizer). Отдал всего 300 рубликов. И, это поистине невероятно — они отработали 2 года и выдавали вполне приличный звук под басовыми настройками Samsung YP-T10. Сейчас же, я плачу кровавыми слезами, ибо уже два раза брал наушники-вкладыши за ~500рэ (от Philips, а затем от L-PRO), и удивляюсь жопе пердящей из динамиков под настроенным на низкие частоты SoundAlive Galaxy S Wi-Fi 4.0. Теперь нужно мучительно откладывать на Сенхи за 1700рэ, и ждать того далекого и светлого будущего, когда пойду в магазин еще раз одену эти чудные вкладыши и утону в пространстве…

Короче, в общем и целом, сформировал несколько интересных критериев для придирчивой примерки новых ушных затычек;)

Лживые псевдокритерии/мифы и попугайски тиражируемые предрассудки.

Цена. Ценник может быть неким ориентиром, то бишь, когда горький опыт покупки дешевых изделий уже убедил в нецелесообразности траты времени. Отличие ориентира от критерия в том, что 5-10% годного товара, в качестве исключения, все таки существует (примеры выше). В общем, это как f2p. Или тратишь приличные бабки, или кучу времени в поисках.

Субъективные критерии, основанные на личных ощущениях.

Я не знаю, что такое «песочащие басы» и как это: «проваленные частоты». НО…

АЧХ (Амплитудно-Частотную Характеристику) «на глазок» определить действительно легко: если при прослушивании создается ощущение, что ты как в аквариуме или под водой – говно 100%ое и в большинстве моделей L-PRO это не устраняется никакими ухищрениями с эквалайзером и SoundAlive’ом, хотя, падлы, и пишут широкий частотный диапазон 10-23000 Гц. И, наоборот: если при прослушивании композиции из саундтрека к СКУРИМУ: «Jeremy Soule – Secunda» без надстроек, хорошо, четко слышны ударные (у меня даже было ощущение, что это такие бочкообразные барабаны по которым отбивают ритм ладошкой, хотя я могу ошибаться и даже не знаю, как они называются) – то это показатель, что все просто супер. Я восхвалил Сенхи за 1.7к, и жалею, что не смог их купить, потому что только в них, впервые, невероятно четко услышал некоторые новые инструменты, а не только пианино, струнные, хорал и аранжировку. Вообще, надо сказать, оркестровые и классические композиции, сильно помогают отсеивать дрянные наушники в красивой упаковке.

Кстати, о частотном диапазоне. Обычный человек, как правило, слышит где то в пределах от 20 до 16000 Гц. Можно даже очень приблизительно, на тот же «глазок», себя проверить. Вбейте в любой, например, Паскалевской студии:

Sound(xxx); Delay (xxx);//Первые ххх – частота [Гц], вторые ххх – задержка [мс] NoSound; // Остановка писка.

Динамик в системнике, как правило, никакой, но я слышал и 16Гц-пердеж, и 18300Гц – писк.
Так вот, довольно часто видел вопрос, а нафига тогда растягивать частотный диапазон от 4-6 Гц, до 25-30 кГц, коль его никто не слышит? – Чисто по ощущениям, звук становится как бы более глубоким и насыщенным. Если брать матан, то идеальных наушников нет, и в первом приближении, АЧХ похожа на коромысло. У меня есть подозрение, что чем шире коромысло (шире диапазон), тем еще более сильно подчеркиваются слышимые частоты. Т.е. как бы технологическое ухищрение для выжимки максимума из динамика. Но, конечно, я могу ошибаться. Для точного ответа нужно просто лопатить научную литературу по акустике.

Сгладить неприятные ощущения от дешевых наушников помогает эквалайзер, где выбрав юзерские настройки можно подергать ползунки фильтров разных частот. SoundAlive — замечательная штука, позволяющая подчеркивать басы, высокие частоты, регулировать «эффект стереобазы»/объемность звука и прочие приятные уху вещи.

Второй важный критерий – дизайн.

«Ушные затычки» в большинстве своем сильно гасят посторонние или уличные шумы, а также за счет «глубокого проникновения» в ушной канал, автоматически дают положительный пинок под зад восприятию АЧХ/частотного диапазона/«глубины» и т.п. Но, тем у кого от них болят уши сразу – везет. Потому что у остальных слух начнет падать попозже. Покупая за 500р сейчас, откладывайте 3500р на потом, для похода по ухогорлоносам. Кроме того, многие модели, для того же шумоподавления «вакуумируют уши», то есть перекрывают приток воздуха. Даже не листая энциклопедии – уверен, что ничего хорошего это не принесет.
«Капельки» вкладываемые в ушную раковину более безопасный вариант. Но британские ученые предупреждают, что и они могут деформировать ушную раковину и подарить позже массу проблем.
Самый лучший и самый дорогой вариант, конечно же «уши с оголовьем/мониторки». Дорогой, потому что, если вы слушаете музыку часто, плохое/жесткое тканевое покрытие тоже может привести к неприятным ощущениям или зуду ушной раковины, а мягчайшие изделия от Creative стоят под 2600р. И это еще только верхушка айсберга.

Объективные критерии.
1) Частотный диапазон. Тут понятно. Чем шире, тем лучше. Единственная лазейка, между наушниками за 200р и за 2000р, разница в звучании все равно будет огромная. В дешевых моделях(10-500р.) за ним гнаться особого смысла нет.
2) АЧХ. Обычно на коробке эту кривую никто не рисует. Если этот параметр вас волнует, самое логичное — дотопать на сайт производителя или хорошего обозревателя (не аудиофила), где, как правило, она приведена. Чем уплощенней коромысло, тем лучше слушается. Обычно. Исключения бывают. Да и уши у всех разные…

3) Импеданс. Довольно часто это понятие путают со звуковым давлением, а еще чаще с сопротивлением. Тут тоже стоит пояснить. Простейший динамик состоит из постоянного магнита, в который вставлена катушка. Каркасом для нее служит трубка соединенная с мембраной. Сигнал идет естественно на катушку, а её сопротивление по канонам ТОЭ зависит от частоты и представляется в виде комплЕксной математической величины ( jwL). j – мнимая единица. w – циклическая частота. L-индуктивность (определяется формой и числом витков катушки). Так вот импедансом обычно называют полное сопротивление цепи, представленное, как правило, в комплЕксной форме. Для удобства вычислений.
Из тех же канонов ТОЭ всегда действует закон антикоммутативности, который гласит: ток на катушке не может меняться скачком (легко проверяется соотвествующим диффуром). Это значит, что катушка не может мгновенно менять свое положение относительно магнита (хотя тут, конечно, нельзя забывать и механические причины), но звуки космоса вам недоступны;) Второе важное следствие, если вы, балуясь, в качестве эксперимента, случайно будете подключать наушники к батарейке – будет плохо. Поверьте. Но если вы чисто гипотетически тыкнете омметром в штекер, он покажет как раз то сопротивление которое написано на упаковке (плюс-минус % допуска есс-но). Это просто некая постоянная составляющая. Она реализует довольно простой факт: 16-омные наушники, при одинаковых настройках звучат громче, чем 32-омные. Просто, некоторые усилители любят именно 32 Ома, а некоторые 16 (на хороших, годных плеерах этот факт тоже указывают). Для объяснения опять же потребуется матан и схемотехника операционных усилителей – лень мне, короче. Гораздо проще почитать, что написано на плеере и купить такое же. Хотя все совместимо, и можно использовать хоть 40-омные «уши».

4) Конструкция штекера. По идее позолоченный и посеребренный штекер должны быть гораздо лучше. Но, мучая продавцов в магазине примеркой разных моделей, разницу не ощутил. Единственное что критично, это если штекер полностью металлический. Экранирующие свойства, защитят от пищаще-скребущих наводок wifi, мобильников или микроволновок. Но для этого и кабель должен быть в металлизированной оплетке и сами наушники. У меня был даже случай с 20рублевыми наушниками, воткнутыми в звуковую карту, когда я при отключенном компьютере услышал радио. Первые секунд 5 это был немой шок, подумал, что в атсрал провалился или типа того…

5) Неодимовые магниты. По-чесноку, я понятия не имею из какого говна делают дешевые наушники, но изделия с гордой надписью «неодимовые магниты», звучат лучше, почти всегда. И к тому же к ним скрепки хорошо цепляются (после разборки сломанных наушников, налепил аж 3 скрепки подряд).

Скорее всего есть еще какие-нибудь параметры, но лично для меня они как-то несущественны(или я про них забыл;)). Оставляю на ваше усмотрение возможность убедить меня в обратном.

Отдельно стоит упомянуть Bluetooth — системы. Конечно, их сторонники тыкают всех несогласных в то, что они соответствуют всем стандартам, а их мощность не превышает 10 мВт. Лично мне достаточно слов преподов из Бауманки (а это ведущий технический ВУЗ страны, забитый под завязку «старой школой»), что это плохо и гриль на вашу голову.
Да и логично, мозг излучает сигналы на высоких частотах, с мощностью порядка миллионных долей ватта (регистрируется энцефалографией). А вы надеваете на череп микроволновый девайс с инородной частотой и 10000 раз большей мощности… У меня на пятую неделю начала болеть голова, так что, несмотря на все стандарты – влияют. Не на всех, не фатально, но влияют. Будьте бздительны.

Вообще к наушникам надо относиться осторожно (как к курению, бухлу и сексу;)). Знаете ли вы, что если на медкомиссии, машиниста метрополитена уличат с наушниками – впаяют выговор незамедлительно. Наверное, не просто так… Жить вообще хорошо в полную силу и как хочется, но знать меру надо во всем.


Лучшие комментарии

Наверное, я единственный человек, пользующийся стандартными наушниками от Nokia, идущими в коробке вместе с телефоном. Я их еще и в ноутбук запихиваю. Если не хочу палиться оО А это всё просто не воспринимаю.
Для зимы, в принципе норм. Какой-нибудь тепло-изолирующий материал сверху, на голову положил, динамики к уху приставил и изолентой замотал. Тепло и не слетит ничего.
После моих затычек за 100 рублей показались просто раем!

Велкам ту раша.
Сижу в наушниках за 500р и не жужжу, сравнивать не с чем, да и звук вроде нормальный.
Будь у тебя другая звуковая карта, разница была бы более значительной.
А что может быть не понятного в словосочетании «простая музыка»? На единицу времени, секунду, приходится минимальное колличество звуков с максимальной простотой. А максимальная простота — это средние частоты, ибо только СЧ все без исключениев китайцы играют сносно.
В роке и классике на секунду приходится: вокал, низкие, средние и высокие, при чём оных может быть не один инструмент и даже не два и все они звучат по-разному и всё это динамики должны хорошо отработать.
Использую сенхайзеры сх 270. Первое, что хочу сказать: поставили рекорд долгожителя. Уже больше года точно играют. Раньше затычки у меня вылетали через пол-года.
По характеристикам: очень хорошие. не буду углубляться в термины, ибо профан. но звук чистый, басистый. Не многие мои старые были способны на такое.

Автору спасибо за текст.
На мой взгляд Razer Barracuda HP-1 одни из лучших, 5.1. поддерживает, стоимость в рпйоне 7к.
Цена конечно высокая, но в России на всё наценки идут. Razer вообще то наушники и делают для геймеров.Именно для музыки хватит HI-FI ушей за тысячи 2-4р.
Обычный человек, как правило, слышит где то в пределах от 20 до 16000 Гц.

Ты это людей в возрасте 50-70 лет опрашивал и получил такие цифры?
Что касается всего остального: это откровение недавно решившегося разобраться в параметрах акустических систем? Потому что все, что тут написано — база, причем давно известная.
А других сборок практически не существует;)
Хочешь, можем с тобой тобой порассуждать о механизмах ООС, отрицательных импедансах и почему выходная развязка с усилителя на кондерах, вкупе с дешевыми наушниками превращает все это дело в радиопремник. Начнем приводить схемы, расчеты выкладки на комплексном матаппарате, спорить о тонкостях намотки катушек и изготовлении мембран.
Сам то как думаешь интересно читать будет?
Тезис — сборка в памяти фактов — упрощение — резюмирование.
Пожелание понял, учту на будущее.
Можно сходить в магазин, все послушать и разыграть сцену, мол, тебе все не понравилось. Затем в отдел геймпадов, все пощупать и разыграть аналогичную сцену. А потом выбрать от чего счастья случилось больше. Только и всего;)
При этом эти динамики надо распаять из дорогих наушников, которые надо купить.
Читай также