Получить ключ
Не новость, что Стратегии, как жанр, переживают далеко не самое лучшее время. Многие ушли с некогда богатого поля стратегий (серия C&C или AoE), некоторые пошли по пути оказуаливания, обрезая все что можно и превращаясь в какое-то подобие RPG, дабы угодить новым игрокам (Warhammer: DoW 2, World in Conflict ), и лишь некоторые счастливчики все еще едут по старым рельсам, оставаясь верны старым канонами (Total War и Civilization). Ну а как же быть стратегиям старой, доброй, немецкой закалки? Как им быть в таком неспокойном времени?
Для тех, кто по каким-то причинам, не знает понятия «стратегии немецкой закалки», поясняю. Это, хардкорные, трудно осваиваемые, тяжело проходимые, с высоким порогом вхождения, громадной кучей побочных ресурсов, производственных цепочек, километрами мощенных улиц, переплетающихся в причудливых узорах и многостраничными мануалами, экономические стратегии. Даже в более светлые времена, жанр был не слишком популярен, они были привилегией «дядей в очках и блокнотиком», которые будут часами сидеть перед монитором, высчитывая, сколько нужно заработать на перепродажи пива пиратам, чтобы перебить убытки от потери торгового суда, груженного канатами и чтобы себе еще осталось. В общем — не самый популярный жанр. И ярких представителей тут тоже не шибко много, каждый на счету. А какие именно? Сейчас и узнаем.
Вернемся в нулевые, когда компьютерные клубы были в каждом подвале, а звуки Dial Up-модема оглушали редких и бесконечно счастливых обладателей интернета. Именно в эти времена, компания 1C занималась (и вообще-то, продолжает заниматься) издательской деятельностью, исправно поставляя на нашу необъятную родину забугорный товар, заботливо переводя все эти непонятные закорючки на русский язык. И вот, под довольно глупым названием «Игрушки», диски с самыми разными играми передавались из рук в руки, дабы установить какой-нибудь «Легион» или «Звездные Пилигримы». И среди таких игр затесалась троица игр немецкой выпечки. И их имена надолго въелись в умы многих игроков, проводивших за ними множество часов. Это были «Война и Мир», «Поселенцы» (более известная под названием The Settlers) и «Затерянный Мир».
Сегодня, пожалуй, поговорим о первом. То бишь, о «Войне и Мире». Таки да, десятки раз ворочался Лев Николаич, когда его монолитное творение путали с не менее монолитной игрой Knights and Merchants: The Shattered Kingdom (а именно такое имя было даровано игре при рождении). Созданная по нерушимым основам экономических стратегий, «Война и Мир», брала в себя самые яркие черты этого редкого жанра. В ней было все — возня с дорогами, обучение персонала и былинная схема «Пшеница-Мука-Хлеб», которая стала символом каждой уважающей себя стратегии. Но выделялась игра совсем в другом плане — в своей боевой системе и хардкорности.
Если рядовая стратегия предполагало планомерное строительство своего маленького мирка, решая будничные проблемы в виде недостатки стройматериалов и изредка отбиваясь от нападок маленьких групп врагов, то в «Войне и Мире» все было совсем по-другому. Сосредоточившись на экономическом развитии своего города, забросив развитие армии, вы, в скором времени, могли наблюдать на своем экране догорающие головешки некогда цветущей, вашей же, деревушки. Вам приходилось не просто строить и развиваться, но делать все это в очень и очень быстром темпе, не забывая про свои армию и поданных.
С привычной, градостроительной стороны, игра вполне привычна, но и со своими подводными камнями. Но игроки, ранее пробовавшие свои силы в Settlers или Anno, почувствуют себя довольно уютно. Те же производственные цепочки, те же коренастые строители, ловкие слуги и десяток побочных профессий, включая Шахтера, Мясника и Плавильщика. Но опять же, все это усложняется не только постоянным давлением со стороны врага, но и самодурством своих же подданных. И раз уж мы заговорили о недостатках игры…
И так, вот представьте. Каждый, отдельный персонаж, будь то строитель, лучник или какой-нибудь лесник, он всегда будет занимать отдельную клетку, на которой всегда будет стоять только один персонаж. А теперь к этому правилу прибавьте еще одно условие, а именно — персонажи могут передвигаться лишь по дорогам (за исключением рабочих и войск, а также слуг, несущих ресурсы на строительство дорог и пары-тройки профессии, вроде лесника) и никак иначе. Им позволяется сойти с дороги лишь на одну клетку, дабы пропустить встречно идущего человека. И соединив эти два правила, мы получим просто ужасную картину. Какую?
Например, такую: Допустим, вы пережили нападки врагов, дефицит колбас и повальную вырубку окружных лесов, и смогли таки выстроить прекрасный город. И вот, в этом городке, насчитывающем около полусотни слуг, снующих туда-сюда, есть один склад, к которому ведет лишь одна дорога, шириною в один блок. А теперь представьте, что все эти полсотни тупорылых людей одной гурьбой полезли в склад. А теперь добавьте сюда еще и общую медлительность персонажей, которые могут по пять-десять секунд просто стоять друг напротив друга и ничего не делать, стараясь пройти сквозь друг-друга. А теперь все это объедение и получите ад. Адски долгие пробки напротив вашего склада будут ужасно длинными и долгими. Чтобы взять досочку для постройки какой-нибудь хижины, вашему слуге придется отстоять в очереди минуты два-три уж точно. А стоит ли напоминать, что враг не дремлет и все время старается разломать ваш мирок? Ничего себе картиночка, не так ли?
Восстановление небольшой деревушки. Обратите внимание, что у склада уже столпилась целая толпа народа.
А хотите еще больше ужаса? Вот возьмите выше описанные правила и перенесите их на поле боя. А так же добавьте тот момент, что когда ваш отряд хоть одним солдатом дотронется до вражеского, вы тупо теряете контроль надо войском и бессильно ждете конца схватки, надеясь на удачный исход. И любая схватка превращается в обычную кучу-малу, где решает лишь количество и примитивнейшая тактика, вроде «Мечники впереди, лучники позади». Ну да ладно, битвы во многих стратегиях выглядит в таком стиле. Но когда ваши войска перестраиваются, они разбредаются на многие метры вокруг, а если не забывать, что на одной клетке могут находиться лишь один человек, то они будут нещадно ломать построения соседних отрядов. А в купе с убогой логикой ИИ, вам придется несколько минут смотреть на то, как одинокий копейщик не находит себе место и гордо проламывает ваши стройные отряды, руша всю тактику и построения.
Думаете это все? А вот и нет. В игре присутствует, мать его, голод. И утолить его можно двумя способами: пообедать в таверне (только для персонала) или поесть прямо на улице, преподнесенными припасами (только для войск). А теперь, вспомните любимую привычку персонажей не умещаться на одной клеточке и общую неспешность их действий и мысли, то получите огромные очереди перед таверной и неразбериху в строю войск во время привала. А надо ли напоминать, что чем больше у вас в подчинении людей, то тем больше им надо провизии. А провизия ой как трудно добываем. Так что, частый голод и одинокий хлеб на полках будут частным явлением.
Но именно после того, как вы преодолеете все эти проблемы и беды, вы в полной мере ощутите, хм-м-м-м. Что ощущают после завершения сложной работы? Радость? Счастье? Удовлетворение? Может быть. У немецких стратегий есть одно очень важное достоинство — они завлекают. Есть такие люди, которым нравится наблюдать за ростом своего города. Я, например, всегда храню пару-тройку сейвов, просто для себя, чтобы полюбоваться, насколько вырос город. И добавьте к такому ощущению и еще радость от преодоления всех эти барьеров, выставленных самой игрой и вы получите чистый фан.
Да. «Война и Мир» — хардкор чистой воды. Я ведь еще не упомянул резкую камеру, графику, образца нулевых и вообще — это же экономическая стратегия, мать её. Только истинные мазохисты (в число которых вхожу и я), могут пройти компанию до конца. Но если вы таки причисляете себя к таким людям, то поиграйте в неё, она того заслуживает.
Если же вы не считаете себя сторонником хардкора и ничего сложнее Angry Birds вытерпеть вы не можете, но построить что-то хочется, идеальным вариантом будет Anno 1404. Легкая, красивая, относительно простая и понятная — она выделяется среди мрачных и сложных экономических стратегий. Но это нисколько не принижает её достоинства. Если вы хотите приобщиться к миру немецких стратегий, то идеальным началом может стать Anno. Почему? Сейчас разберемся.
Во-первых. Она свежа. Для тех, кто не привык смотреть на разрешение в 800 на 600, красоты Anno будут по вкусу. Дымок от фермерских угодий поднимается к голубому небу. Небольшие волны разбиваются о мощенную набережную, на которой прогуливаются богатые снобы. В центре города строится огромный собор, на лесах которого снуют рабочие и, возможно, ассасины. Она прекрасна. Можно даже не ставить перед собой цель игры, а просто включить бесконечную игру, выстроить великолепный город и, выкрутив все ползунки графики на максимум, просто летать по всему городу, поражаясь красоте.
Во-вторых. Она удобна. Никаких заморочек в стиле «Войны и Мира», вроде один персонаж-одна клетка. Нет. Все довольно понятно и освоится сможет даже те, кто с жанром все еще на «вы». Все будет популярно разжевано в тренировочных миссиях, все будет наглядно показано на примере ИИ, а подсказки и советы будут преследовать вас на протяжении всей игры. Но нет, это удобство нисколько не повлияло на глубину игры. Тут есть такие вещи как шпионаж или городской совет, потеря большинства в котором, лишает вас власти, а так же, привычные «зерно-мука-хлеб» никуда не делась.
Ну не красота ли?
В-третьих. Она проста. Каждый может подстроить её под себя. Нужно просто полюбоваться игрой и построить самый великий город? Пожалуйста — для вас самые обширные и богатые архипелаги со свободными от пиратов морями и дружелюбными соседями. Не хотите мучиться от нашествий грабителей и внезапных природных бедствий? Просто уберите галочку в нужном меню. Не хотите мается по поводу шпионажа или городского совета? Опять же, дело решает двумя-тремя кликами. Но это вовсе не значит, что знатоки жанра будут скучать. Правило действует и в обратную сторону. Хотите, чтобы против вас ополчились пяток недружелюбных стран? Пожалуйста. Хотите строится на мелких, горных островах, имея минимум свободного места и ресурсов? Получите, распишитесь. Каждый может настроить игру под себя и это замечательно.
В-четвертых. Она увлекательна. Хотя это можно отнести почти к любой игре немецкой закалки. Если вы не ярый противник жанра, то она вас затянет, обязательно. Все эти милые, немного пряничные, дома в ренессансном стиле. Эти резные, украшенные мозаикой мостовые. Ярко зеленые сады и светло голубое небо засядут у вас в голове точно так же, как налоговые отчеты с прибрежных островов, расписание торговых поставок пряностей с южных колоний и цена канатов по отношению к стеклу и янтарю. Каждый найдет, чем занят себя на многие дни, а то и недели.
Если вам, по каким-то причинам, не нравится эпоха Ренессанса, то добро пожаловать в будущее в Anno 2070. Отличия минимальны. Тот же Anno 1404, только в профиль и с нефтью. Но можно сказать одно — если вы хотите начать ознакомление с небольшим, но дружным семейством экономических стратегий, то ничего лучше, чем Anno не изобрели.
И на сегодня это пожалуй все. Да, немецкая выпечка еще не пропала совсем. Недавние Anno выстрелили на ура, да и на просторах инди не забывается старая добрая схема «зерно-мука-хлеб».
Лучшие комментарии
тоже от немцев =)
Мне в цивилизация 4 понравился читерский редактор игры, в котором ты сразу можешь понастроить всего и сразу.
В Анно я такого не помню, но все равно, очень круто провел за ней время, тепрь которое отрабатываю в две смены.
В эпоху игр на пару вечеров, именно такие стратеги являются отдушиной.
@
НЕ С КЕМ БОЛТАТЬ