Здравствуйте, дорогие читатели. Я хотел бы затронуть несколько необычную тему. Тему человеческой глупости и лени, но не совсем в обычном её понимании и привычном виде. Я не буду говорить о том, что люди стали менее грамотные, стали меньше читать книг или не знают каких-то элементарных правил, нет — об этом и без меня пишут достаточно, причём куда более компетентные и сведущие в этом вопросе люди, нежели я. Я бы хотел поговорить о повсеместном и безудержном переходе обзоров, туториалов, репортажей и иных текстовых рубрик в видеоформат.
1. Лирическое вступление
Давайте вернёмся на несколько лет назад и взглянем на тогдашние обзоры или туториалы, как они выглядели? Текст, который разбавлялся картинками для облегчения чтения или незаметного разделения на смысловые зоны, в случае с туториалами — это был текст, который делился на какие-то конкретные шаги и подкреплялся картинками, которые описывали и показывали определённые сложные или неочевидные моменты.
Написание обзоров на тот момент занимало весьма большое количество времени и требовало немалых усилий, ведь было необходимо не только литературно описать увиденное, при этом грамотно построить предложения, связать части текста между собой не забыв о пунктуации (да-да, о ней самой, о той, что сейчас ютится на самых задворках человеческого сознания), но и выбрать из тысячи снятых скриншотов такие, которые бы не испортили впечатление об игре, а наоборот подчеркнули её достоинства и скрыли недостатки.
Да, написание обзоров было нелёгкой затеей, но все это скрашивалось тем, что человек, который ПРОЧИТАЛ этот труд, вносил из этого какой-то вывод, обогащался, так сказать, духовно, оставлял какое-то действительно качественное мнение в комментариях, ибо после прочтения действительно качественной и грамотной статьи, её рецензент или читатель невольно впитывал в себя лингвистические обороты, стилистику и манеру её автора.
Что касается туториалов (я имею ввиду действительно туториалов, а не выбросов недалёких дебилов, которые только начали осваивать программу и думают, что имеют право и возможности учить ей других), то это был ещё более каторжный труд, ведь было необходимо не только соблюсти все то, о чём я говорил выше, но при этом умудрится человеческим языком описать все те нечеловеческие вещи (для неподготовленного человека, читающего этот туториал — это именно нечеловеческие вещи), которые необходимо сделать, снабдить все это дело качественными картинками или даже сериями картинок для обеспечения наглядности.
Да, это просто адская работа, но она помогала даже самому автору, ибо весьма часто какие-то вещи делаются подсознательно и автоматически, а для написания туториала приходилось лезть в мануалы и понимать принципы работы этих самых вещей, вникать в самую глубинную суть, дабы не обмануть своего читателя, а себя не поставить в неловкое и глупое положение перед ним же. Кроме того, эта работа развивала аккуратность и внимательность, как в самом авторе, так и, конечно, в его читателе, ведь для обеспечения той же наглядности и понятности приходилось делать все максимально точно, без лишних побочных эффектов и артефактов.
Но самое главное в этом то, что для читателя выполняющего такой туториал был настоящим вызовом, челленджом если хотите. Ведь мало того, что каждый пункт приходилось ЧИТАТЬ, но ещё нужно и ДУМАТЬ над ним, ибо простое повторение действий зачастую не прокатывало. Все это развивало читателя как в интеллектуальном, так и профессиональном плане, позволяло глубже вникнуть в то или иное действие, программу, что в конечном итоге позволяло быстрее и качественнее освоить её!
2. Нынешние реалии
Но итак, что же мы имеем сейчас? Большая часть того, что раньше писалось, а потом и читалось ушло в видеоформат. Теперь вместо грамотного написания обзора, тщательной его выверки и вычитки, он просто начитывается под микрофон, а в качестве видеоряда, в лучшем случае, используется никчёмная и банальная нарезка эпичных кадров из игры. Лично мне подобные вещи напоминают фрукты и овощи из супермаркета: очень красивый внешний вид, но совершенно безвкусная и блёклая суть. И если раньше человеку приходилось хоть как-то напрягаться и думать, то сейчас достаточно просто налить себе чаю, откинуться на спинку стула и можно пожинать плоды авторской «фантазии».
Но если всяческие бесчисленные обзоры можно худо-бедно смотреть и извлекать крохи стоящей информации, то с нынешними туториалами дело обстоит много хуже. И дело даже не в том, что их делают совершенные дилетанты и профаны, а скорее в том как они это делают. Насмотревшись видео, где человек-ас, который работает в той или иной программе всю жизнь, делает совершенно чудесные вещи без малейшей подготовки и заранее написанного текста, эти горе-туториальщики пытаются повторить сей подвиг. В 90% из этого получается бессмысленное тыканье мышкой во все кнопки и невнятное мычание примерно такого вида:
— Сейчас мы сделаем… ну это… вот… нажмите сюда (тыкает мышкой в кнопку, получается говно).
— Ой… нет, ну вот… нажмите отмену…
— На самом деле нам нужно это (снова тыкает куда попало).
И это может продолжаться до бесконечности. Но самое страшное, начинается когда необходимо использовать функцию, работу которой «автор» и сам не понимает, знает лишь один вариант её использования, а тут необходимо объяснить принцип её работы другим. Чаще всего такие моменты в итоге сводятся к фразе: «Нажмите на эту кнопку, выставите здесь такие значения и нажмите ОК». В итоге весь туториал сводится к банальному и машинальному повторению действий за горе-автором.
Из такого туториала его зрители не выносят никакой практической пользы, да, после его просмотра получается красивая фигулинка, но повторить её снова или объяснить как она была получена не может ни автор, ни его зритель. Более того, очень часто, такой «зритель» (читай школьник) после просмотра подобного «творения» решает, что он ничуть не хуже и тоже может делать подобные «видео абучение», тем самым вызывая цепную реакцию и стимулируя дальнейшее распространение этой заразы.
Ещё один минус туториалов и статей в видеоформате — это невозможность поиска определённой части информации. Допустим, что мне нужно пояснение принципа работы одной функции. Я точно знаю, что в этом уроке она используется, но как мне найти ее?! Если в текстовом виде я могу воспользоваться поиском, то как быть с видео? Сидеть и смотреть от начала и до конца двухчасовой, пусть и хороший, урок. У меня, например, нет столько лишнего свободного времени.
3. Поиск глубинной сути
Ну вот мы и подошли к самой сути вопроса, почему же все так происходит, почему вместо годных текстовых статей, мы получаем унылое и некачественное видео? Скорее всего дело в том, что люди просто обленились. Как сами авторы, так и их зрители. Авторам не хочется сидеть и печатать огромную статью, выверять ее, проверять и вычитывать, когда вместо этого можно сесть, наговорить на микрофон какой-нибудь жести и снабдить это дело видеорядом. Зрителям же не хочется сидеть и ЧИТАТЬ некий объем текста, пусть даже и не слишком большой. Как я уже писал, гораздо проще включить видео, налить себе чаю и промывать себе мозги низкокачественной помойной жижей. Но это ещё не самое страшное.
Если в случае с обзорами и репортажами люди просто обленились, то в случае с туториалами, люди ещё и отупели настолько, что просто не могут сделать ничего годного по любому текстовому уроку, ведь там надо ЧИТАТЬ, а потом ещё ОБДУМЫВАТЬ все то, что ты делаешь и над чем работаешь. Гораздо проще смотреть в монитор с выражение коровьей тупости на лице и повторять все действия за автором этого видео. Не извлекая для себя никакой практической и профессиональной выгоды. Просто создание чего-либо (модели, флаера, уровня, не важно) ради самого создания. Чтобы потом залить это низкокачественное дерьмо в альбом во вконташе, показать друзьям и получить пару-тройку лайков. А ведь если спросить «А как это сделал, дружище, расскажи, я тоже хочу?!», то никакого вразумительного и адекватного ответа на сей вопрос мы не получим. Только мычание и неопределённые отговорки, дескать: «Да я там, смотрел… ну там показывал чувак… он, ну… он шарит». То есть ответ будет под стать самому процессу просмотра видео и процессу создания того или иного объекта.
Зачастую даже, авторы и производители 80% таких видеоуроков и видеотуториалов ещё глупее самих зрителей. Такие авторы записывают свои «произведения» без предварительной подготовки, за один присест, иногда даже не редактируя и не отсматривая их заранее. Я уж не говорю о том, что в 95% таких видео просто показывается процесс создания какого-либо объекта, без объяснения функций кнопок и меню, которые используются при создании такого объекта. Я не говорю, что нужно объяснять совершенно элементарные вещи, но хоть как-то пояснять определённые моменты — просто необходимо. Но зрители видя такую грандиозную тупость авторов, считают, что раз человек сделал видео, где он рассказывает о том или ином предмете своей деятельности, то это нормально, это же не мешает ему заниматься «профессионально», делать «замечательные» видео. И такой зритель тоже отупевает, начинает вести себя совершенно идентично, знать предмет изучения лишь частично и урывками, считая, что это совершенно нормально.
Все это привело к тому, что сейчас мы имеем тонны низкопробных и низкокачественных видео, которые в прошлом люди постеснялись бы просто хранить на своём жёстком диске, а непременно удалили бы, не говоря уж о выкладывании таких видео в интернет.
Далеко ходить не нужно, я позволю себе затронуть острую нынче проблему «Летсплейщиков», к которым, кстати говоря, я тоже относился некоторое время назад. Весь YouTube просто захламлён летсплеями, но в отличии от многих я не считаю, что люди занимающиеся летсплеями как-то виноваты в этом. Виноваты те, кто позволили себе обленится до такой степени, что ему стало лень ИГРАТЬ в игры, в особенности в те, где много текста и надо его ЧИТАТЬ или в те, где надо ДУМАТЬ! А Летсплейщики… ну что же если есть спрос, то кто-то должен делать и предложение, значит и претензий к этим людям быть не может. Другое дело, что и сами летсплещики бывают людьми недалёкими и делать шлак, но это уже совсем другое.
Многие сейчас скажут, что мол летсплеи нужны тем, у кого компьютер не позволяет поиграть в новые игры и прочее, но как тогда объяснить прохождения старых игр? Игр вышедших до 2006 года? В них тоже люди не могут играть? Впрочем, я не думаю, что количество людей, которые не могут поиграть в свежие игры может сделать такой спрос на прохождения, что, наверное, половина YT завалена ими.
Самое обидное, что даже те, кто понимает все это, делают свои рубрики в видеоформате из-за того, что в противном случае их просто никто не будет читать, упадет посещаемость их сайтов со всеми вытекающими последствиями, давая тем самым толчок и непроизвольно показывая людям, что подавать текстовую информацию сейчас не актуально и глупо. Все это меня очень сильно печалит, господа, ибо ничем хорошим закончиться это просто не может.
Засим все, спасибо за внимание!
P.S.: кстати те, кто прочёл это до конца, можете поздравить себя. Тут одиннадцать тысяц символов :3
Лучшие комментарии
Лолшто?
Дерьмо текстовые обзоры и туторы всегда были, и их были тонны. Если уж вам попадались лишь высококачественные и кошерные, ну что же, поздравляю с таким везением.
Так же и с видео форматом. Да, отборного говнеца хватает, я тут не спорю. Но все таки находятся очень и очень достойные кандидаты, где автор всё разложит по полочкам, вполне грамотно объяснит что и как, а уж про то как он мучился с подбором текста и монтажом я вообще молчу.
Всё дело в людях, а не в переходе с текста на видео.
Видеоуроки говно. Когда что то делаешь, приходится перечитывать одно и тоже несколько раз. Мотать видео не удобно. Да и тем более, что большинство хороших туториалщиков иностранцы. Переводить текст намного проще, чем голос.
А вот обзоры штука сложная. Написать текст одно, а вот снять видео и смонтировать его — другое. Видеообзор лучше передаёт дух игры (если обзорщик не тупой мудозвон).
Одного лишь учебника тебе не хватит. Надо чтобы учитель всё показал на примере, чтобы ты это усвоил как надо.
atomgribто
Мягкий знак.
._.
коммунизма +интернетофикации всей страны созревающие ячейки общества предпочитают брать там, где побыстрей, попроще, поярче да послаще (инфы то много и нахаляву, а временимамка токо до семи за комп пускаетмало). Авторы же желают, как тобою было освящено подстроиться под аудиторию, что из аудитории рождает недоавторов следующего поколения, а из их продукции «авторов» следующего поколе… ну вы поняли. Так что беда в конкретных желаниях, а не в форме их исполнения.