В общем рассказ этот написан для литературного конкурса. Сюжет основан на легенде
о старце, у которого было 12 сыновей, которых выбрали в войско княжеское, собиравшееся для Куликовской битвы. Все сыновья погибли, старик привез их домой и похоронил. Наутро из земли забил целебный родник, получивший название 12 ключей. Находится в Веневском районе, если кому интересно. Я там был не раз.
Рассказ не претендует ни на какую историчность. Но тем не менее. Размер обусловлен условиями конкурса — максимум три страницы текста.
Читайте, комментируйте, критикуйте!
_______________________________________________________________________________
Прошлые рассказы:
«Плен»
«Над пропастью»
«Nihil»
«Ненужные люди» _____________________________________________________________________________
Есть в Тульской губернии святой источник «Двенадцать ключей» недалеко от деревни Свиридово Веневского уезда. По преданию жил в тех местах старец Свирид, и было у него двенадцать сыновей. Сыновья эти сгинули в бою священном на поле Куликовом…
Год 1380
Солнцу клонилось к закату. Лучи мягко пронизывали густую траву, освещая лицо Свирида. Староста сидел на вырубленной из цельного дерева скамье, оперев все еще крепкие, но пошедшие морщинами руки на гладкий набалдашник посоха из орешника.
Где-то позади послышался звонкий смех. Старик неловко полуобернулся – двое детей, весело гикая, бегали друг за другом по лугу, утопая по пояс в высокой траве.
Свирид вздохнул и посмотрел на древний дуб, возвышавшийся у подножия горы. Озаренный закатом, дуб, казалось, был окружен ореолом, как святым нимбом. Рука старика вдруг крепко сжала древо посоха. Он знал, что что-то случится. Уже скоро. И от чего-то вдруг защемило сердце у старика. Но он не смел признаться себе в своих страхах.
***
День стоял жаркий. Лишь легкий ветерок спасал и остужал разгоряченные тела. Деревенские были оживлены — приехали набирать в войско для борьбы с татарами. Поговаривали, что будет, скоро будет сражение, в котором и решится судьба всей Руси и будет разбит Мамай. Парни молодые только об этом и говорили, все горели нетерпением и желанием вступить в ряды войска княжеского.
— Эй, эй, люди добрые, расступитесь! – крикнул молодой парень в кольчуге поверх кожаной безрукавки. Парень ехал на коне в окружении нескольких дружинников по узкой деревенской улочке. – Где здесь староста здешний? Эй, вы, у вас спрашиваю, уважаемые!
— Энто вам к старосте Свириду надобно, — ответил невысокий старичок. — Вон дом его, туда и идите.
— Спасибо, отец. Пошли, — бросил парень товарищам, и они вместе медленно поехали к дому деревенского старосты.
Стояла жара.
***
Солнечный зайчик играл на чистом деревянном полу. За широким столом сидели Свирид и дружинник, присланный для набора ополченцев. Они неторопливо ели суп, скребя ложками по дну чашек.
— Близка битва с татарами погаными. Вот и собирает князь наш, Дмитрий Иванович войско со всей святой Руси. Сколько у вас мужиков здесь имеется? – спросил посланник, неспешно разламывая краюху хлеба в руках.
— Сто двадцать душ, — староста доел суп и, отложив тарелку в сторону, сидел, крепко сцепив руке на столешнице.
— А нужно князю каждого десятого мужа от шестнадцати до сорока годков. Выбирайте сами кого хотите. Срок – до завтрашнего утра. Завтра двенадцать должны быть избраны. – солдат потянулся за кувшином и отхлебнул меда.
Староста вздохнул и, встав из-за стола, произнес:
— Ну что ж, раз дело столь срочное, то нужно идти.
***
На деревенской площади было шумно. Староста Свирид собрал всех мужчин для того, чтобы выбрать, кому же выступить из деревни сразиться за Русь-матушку. Мужчины и молодые парни стояли в тесной толпе, перешучивались и смеялись.
— Так, люди добрые, предлагаю тянуть жребий, — заявил Свирид с небольшого деревянного помоста. Хоть и был он стар, голос его разнесся по всей площади так, что услышали все собравшиеся. – Кому выпадет, тот пойдет на войну с игом поганым.
Стали тянуть жребий все мужчины. А нужно сказать, что у Свирида было двенадцать взрослых сыновей, за которых староста боялся и молился про себя об их спасении. Но сыновья тоже были призваны к жеребьевке и ждали своей только очереди.
И тогда, когда начали тянуть жребий, началось странное. Один потянул – ничего, второй потянул – тоже, и так один за другим. Все были растеряны, у некоторых на лице была радость, у других отчетливое разочарование. Так бы оно и продолжилось, покуда не настала очередь сыновей Свиридовых. Начали тянуть с самого младшего… и вытянул младший сын жребий! И так все двенадцать. Свирид молчал, до боли сжимая свой посох в руке. Все двенадцать. Все сыновья. Вся гордость его.
Вдруг к помосту подошли, неловко переминаясь с ноги на ногу, несколько старожилов деревенских, пришедших посмотреть на жеребьевку, и обратились к старосте.
— Свирид… Если хочешь, можем заново отбор провести. Все-таки все сыновья твои…
Староста посмотрел на них невидящим взглядом и хрипло ответил:
— Нет. Раз такое вышло, значит на то воля Божья. И не нам ее оспаривать, — он помолчал и добавил уже тихо и глухо: – Все свободны, расходитесь. — Развернулся и, не глядя ни на кого, спустился с помоста и пошел с площади.
***
Жара спала, небо василькового цвета было чистым и безоблачным. Ветер тихо шуршал в кронах деревьев. Царил покой.
Провожать двенадцать Свиридовых сыновей вышла вся деревня. Староста подходил к каждому из сыновей, что-то говорил ему тихо и целовал в лоб. Свирид был будто спокоен на вид. Но все видели, с какой горячностью обнимал он сыновей, как крепко сжимались узловатые руки.
Дружинники терпеливо ждали конца проводов и, когда отец простился с сыновьями, тут же поехали. Фигуры сыновей становились все менее различимыми в поле, уходили все дальше, становились призрачными и нереальными. Свирид еще долго стоял и смотрел на горизонт, слушая шум ветра в степи.
***
11 сентября
Весть о великой победе войска русского над Мамаем в битве на Куликовском поле достигла и маленькой деревни. Свирид ждал возвращения сыновей. День проходил за днем, а вестей о судьбе их не было. Тогда решил старик поехать на поле боя, узнать о своих детях. Живы ли они? Свирид надеялся и молился.
***
12 сентября
Нашел Свирид всех сыновей своих лежащими на поле среди сотен тел. Младший сжимал в руках знамя с ликом Христовым. Рухнул тогда Свирид на колени перед телами и, согнувшись, вцепившись руками в волосы, громко заплакал. Он не стеснялся слез.
На небе начали сгущаться тучи, вдалеке громыхнул гром, и на землю обрушился дождь, смывая кровь и грязь с убитых. И слезы Свиридовы.
***
Тихо катилась телега, в которой лежали двенадцать тел. Свирид сидел в ней, смотря на луга и леса вокруг. Высоко в небе летела птица, старик задрал голову, но не смог ее разглядеть.
***
Вернувшись домой, Свирид похоронил тела у подножия горы, где любили играть его дети. Похоронил их один, ничего никому не говоря.
Постоял немного, опершись рукой на шершавый дубовый ствол, закрыв глаза, слушая жизнь внутри дерева. Ему казалось, что чувствует оно его и старается отдать толику своей жизни, чтобы возродить жизнь в нем.
Затем Свирид развернулся и побрел по мягкой луговой траве домой.
Наутро пришел старец к могиле сыновей своих и увидел чудо. У подножия горы, из того места, где похоронил он сыновей своих, забила вода. Родник. Двенадцать струй били оттуда, и были они живительно прохладны. Опустился тогда Свирид на колени перед родником, набрал в ладонь немного воды и отпил. Растеклась по телу его сила, почувствовал он в себе Жизнь. И стало уходить горе из души, уступая место покою.С тех пор приходят люди к роднику, дабы излечил он их от тяжести душевной и физической.Дабы обрести покой.
Лучшие комментарии
ну вот хотя бы первое слово. Ты в падеже ошибся.