27 октября 2010 27.10.10 23 1934

Разбор самого низкого полёта

+8
"Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий" (Альфред Хичкок)

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

Добрый вечер (а у меня сейчас вечер), дорогие други и недруги. В этом посте я хотел бы поговорить с вами о такой (не)замечательной тенденции в сегодняшнем кинематографе, как home-video.

Что значит home-video? Даже сама великая и ужасная «Википедия», к сожалению, или к счастью, не знает ответа на этот вопрос. И правильно! Ведь home-video — это home-video, ничего сверхъестественного здесь нет. Люди берут камеру не самого крупного калибра и начинают home-videoть всё подряд, что только под руку попадается. «YouТуб» пестрит home-video. «В Контакте». «RuТуб». Да что угодно! Вы там всегда найдёте клипы по своему ненасытному вкусу.

Надо сказать, что в принципе home-video не ограничено какими-то рамками, в плане морали, авторских прав и т.д. Это свободная зона и зона свободы. Так вот интересно получается.

Пример home-video. И как его делать не надо! (Это же пример, не придирайтесь!)

Разобравшись в таком не(трудном) понятии, как home-video, мы пришли к самому главному. Итак, начнём. Следите за целью! Хм… Существует множество стилей, в которых снимают кино. Пальцев не хватит их всех перечислить, мозгов, ушей, ноздрей и волос на голове. Но, так скажем, на данный момент, пока вы сидите и втыкаете в буквы, которые я для вас напечатал, особым особняком среди стилей кино стоит… о, боже, как трудно догадаться!.. home-video! Именно стиль, а не средство повествования (как средство повествования home-video — это ядерная боеголовка в дуле танка — то есть ппц). Чтобы хорошенько разобраться в таком вопросе, лучше всего подобрать примеры из кинематографа.

Короткие обзоры фильмов, снятых в стиле home-video:

1999 год. Девять лет прошло после 1990 года и 1 год остался до нового тысячелетия. На экраны выходит… выползает фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света». Сюжет прост и крайне хреновый сюжет короче банален: группа подростков (юношей и девушек) приезжают в захолустье для делания курсовой работы. Конечно же про нечистые силы. После рассказов аборигенов начинается самое интересное. Убийства всякие и т.д. И вот тут-то всплывает home-video — фильм был снят в манере «у меня камера в руке, я снимаю всякую хрень», он же «дрожащая камера». Это — неудачные ракурсы, оператор похоже бухал по жёсткому дурака валял во время съёмок. Сценаристы… а они вообще были? Ладно. Это был ну почти самый первый фильм, снятый в манере home-video. Ставка делалась на боязнь темноты, леса (короче всех тех баек и страшных истории, которыми нас травили старшеки в детстве. Ну кто не помнит истории про гробик? Школота отдыхает на лавочке) Но фильм вызвал одобрения у критиков, что не мало важно. А зря.

2008 год. Эх ты, как далеко! На экраны врывается катастрофа. А имеено — «Cloverfield», он же «Монстро». "Из-за использования определённого способа съёмки фильма «Монстро, некоторые посетители могут испытать побочный эффект, схожий с укачиванием при катании на американских горках» — такие предупредительные надписи украшали входы кинозалов в кинотеатрах в США. Не зря. Если в «Ведьме из Блэр» самый «экшн» был в «о, бежим, так что-то страшное» и всё, то в «Монстро» был, что называется «хард-кор». Камера здесь дрожала только так (вот так, зигзагами, если кто не понял!) И пусть home-video, но создатели фильма вложились по полной. Разрушенный город, гигантский пришелец, громящий всё на своём пути, безумные и отчаянные крики людей. В этом фильме был действительно страх и ужас, панический ужас, я бы даже сказал. Стиль здесь сыграл первостепенную роль, и сыграл на отлично — пропитывание атмосферы… ты даже не пытаешься погрузиться в фильм, он сам хватает тебя в свои цепкие объятья. Единственный фильм в home-video стиле, который мне понравился.

2007 год. Упс, немного назад. Только тихо… слышите… Там ПАРА НОРМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ! Как вы уже (не)смогли догадаться, я завёл разговор о таком… э… фильме, как «Паранормальное явление». Один задрот человек решил снять фильм у себя дома. Про ПАРУ НОРМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Набрал людей (тьфу, то есть актёров), и камеру с возможностью съёмки в темноте. Скажу честно — трейлер мне понравился. Испугался хорошо так я. Фильм — говно плохой. Говорили все «самый ужасный ужас всем времён и народов». Да… конечно. Самое страшное в этом фильме… скукота. Пока ты дождёшься «неожиданного» хлопка, дребезжания или типа того, ты уснёшь только так. В общем — zero-zero. Не знаю, за что так любят этот фильм, мой вердикт — провал. Идти в кино ради хлопков дверей и качающихся люстр. Бред. Это даже не фильм. Такое чувство, что над киноманами постебались клипмейкеры из школоты. С Windows Movie Maker в руках.

2010 год. «Паранормальное явление 2». От своего «предшественника» этот «фильм» отличается большим количеством денег для бюджета — 2.750.000 у.е. против 15.000. И всё вроде. А, нет — камер больше стало. Теперь нам показывают не только спальню героев, но и кухню, фасад с бассейном и детскую комнатку. Сюжет — zero-zero. Сделать из home-video конфетку — это заставить пингвина летать под песни Элтона Джона — то есть ппц. Не страшно. Всё это мы видели в первом «фильме». Больше «актёров». Это плюс. Таким образом больше бездарностей — это минус. Такое чувство, что зрители этого фильма — это охранники, которые сидят в комнате безопасности и смотрят за порядком через камеры видеонаблюдения. Вердикт — zero-zero-zero. Это не фильм, это facepalm.

Скажем так — это были самые яркие примеры из кинематографа. О остальных, я думаю, вы сами узнаете, если захотите.

И ещё — есть фильмы, снятые в стиле home-video, а есть фильмы именно home-videoшные. Как нашумевшая «Школа».

Теперь поговорим о том зачем же режиссёры пришли к такому «примитивному» стилю, как home-video. Ответ (не)прост: эффект присутствия (ну и маленький бюджет иногда). А он особенно нужен в фильмах-катастрофах, триллерах, ужасах. Ведь смотря на запись новогоднего утренника в детском саду мы точно уверены что он был. Так и здесь — мы верим в паранормальные явления в фильмах «Ведьма из Блэр» и «Паранормальное явление». Мы начинаем верить в существование громадного монстра из фильма «Монстро». И весь талант режиссёра и оператора, если уж он решается браться за съёмки в таком стиле — это умение показать события так, будто они происходят на самом деле. А это с портативной камерой с памятью на 1Г трудновато. По сценарию герои прячут камеру и бегут, завидев опасность. Но здесь возникает подводный камень — это же фильм, а не любительская съёмка. Здесь должен быть сценарий, сюжет. А значит должны быть показаны действия, должна присутствовать операторская работа. Глупо видеть, как главный герой, видя, как всё разрушается и все погибают, продолжает это снимать, крича «Бегите!». Не знаю, но в Америке, похоже, это уже традиция — если случается что-то плохое, все хватают видео-камеры. (Типа: «Дорогой! Что-то случилось!» — «Подожди, дорогая! Где моя камера!?») Не удивительно, что «YouТуб» так богат на home-video. Ещё про сценарий и сюжет. По идее, мы смотрим запись любителя, то есть спонтанность здесь должна присутствовать и отсутствовать цельная сюжетная линия. С этой проблемой хорошо разобрались создатели «Монстро», задав героям цель, и нам было интересно смотреть за тем, как герои идут к этой цели. Плохо дело было с «Паранормальным явлением». Мало того, что это набор отдельных эпизодов, так там ещё и сюжет как таковой отсутствует. Смотреть не интересно — нет интриги, загадки. Хотя в home-video они не нужны, но всё равно.

Актёрская игра в таких фильмах оставляет желать лучшего. Почему-то некоторые считают что наигранность — это круто. Спешу вас заверить — смотреть на плачущую девушку, которая плачет из-за того, что ей надо сходить в магазин на улицу жутко смешно. А фильм-то про ужасы, блин.

Вот и всё. Наверное. И всё-таки приведу-ка я ещё одну цитату маэстро:

"Я твёрдо убеждён, что атмосферу страха в фильме нужно создавать исключительно кинематографическими методами"

Я согласен с сэром Хичкоком. И я надеюсь, что такой стиль, как home-video ещё подрастёт, окрепнет и предстанет в наших глазах в новом свете.

Всем удачи! До встречи!

P.S.

Если вы прочитали всё это — поздравляю! Ваш мозг впервые впитал столько много букаффф!


Лучшие комментарии

Посмотрим! Разные идеи приходят в голову и не обязательно что они будут именно о кино))) Да и тайны особой нет)))
Были и про зомби home-video фильмы. Тот же «Репортаж». Но всё-таки про зомби тема достаточно заезжена. Это печально.
Я тоже так думал. Но после того, как я услышал такие хвалебные отзывы о «ПЯ2» от своего друга я попытался рассмотреть аспект насчёт home-video под немного другим углом.
Какие темы ты ещё планируешь расмотреть? а то я смотрю ты тут не редко задаёш темы для разговора. P.S.: если это тайна то я всё пойму)))))
Норм написал, но

Плохо дело было с «Паранормальным явлением». Мало того, что это набор отдельных эпизодов, так там ещё и сюжет как таковой отсутствует.

вот это совершенно ошибочное мнение. Паранормальное явление является одним из лучших ужастиков последних лет, в чем же его минусы если то сделать и хотели авторы, напугать людей. Хом видео тут впечатано на 5
home-video может и использовано хорошо но на счёт сюжета… тут его действительно нет и по этому первая ПЯ немного уг…
ещё один неплохой блог… кстати я слышал (и даже смотрел)об одном фильме с очень хорошим элементом присутствия «ночь живых мертвецов» вроде точно не помню. в общем суть в том, что в мире(заезженый сюжет) появились зомби и вот горстка героев захотела снять фильм как они истребляют зомби (ну как героев… пара ботанов, пара тёток и один более менее вменяемый тип)но это было в целом не сложно ибо зомби были там настолько тупы что даже не ходили стаями(зомби из Обители Зла смотрят на них и хихикают в сторонке).Так вот один из героев брал камеру и снимал происходящие(даже когда его друзьям грозит смерть P.S.тупые американцы)и снимает сцены разборок… ну а дальше всё понятно
помню смотрел ещё один фильм(не помню как называется)В общем репортёры решили снять фильм про работу пожарных(1оператор+1тётка журналист)и начали ездить на вызовы. Всё случилось на одном из них.они зашли в дом но пожара нигде не было видно. в доме не было света так что единственным его источником было пара корманных фонарей и фонарик на камере, а дом между прчим какой-то древний пансион этажей в пять+где-то по 10 квартир на этаж… И так в общем дальше начинается самое страшное.За героями(а их было человек 5-10 не помню) начинает гонятся что-то неведанное, что всё время остаётся в тени и по тихоньку избавляется по отдельности от каждого из выживших (СОРИ забыл выйти они не могут т.к. дом внесён в зону карантина, его окружила полиция с приказом никого не впускати и не выпускать) при этом весь фильм ведётся из обьектива оператора… в общем это нечто уничтожает и прячет трупы каждого… предпоследнего хватает оператора и камера лежит на полу… и последние секунды фильма тётка(журналистка) ползёт на свет камеры но вдруг что-то хватает её за ногу(оно остаётся в темноте) и утаскивает её во тьму она при этом кричит о на месте где её тащат остаётся длинный и глубокий след от ногтей. Ну и как водится кто-то нашёл плёнку и показал нам этот фильм… конец.
А ЗА ТЕМУ СТАВЛЮ ПЛЮС)))))))
Freeman27, позволь с тобой не согласиться. По моему Home-video вообще не имеет отношения к художественным фильмам. По крайней мерее, как отдельно стоящий стиль. То, что ты перечислсл, ничто инное, как псевдодокументалистика. Home-video в худ. фильмах не стиль, а метод повествования.
сори вроде это и есть репортаж но вроде бы там не про зомби… если не ошибаюсь
Читай также