12 марта 2012 12.03.12 3 4846

Про наставничество, или социальная mmorpg по-русски

+2

Человек — существо коллективное. Оловянный солдатик не заменит ребенку друга, а геймеру всегда будут интереснее живые игровые наставники, чем NPC. Эта старая истина подтверждается каждый раз, когда игрок выбирает любимую mmorpg вместо какой-нибудь качественной однопользовательской новинки.

Но, собираясь на одном клочке виртуально-ролевого пространства, игроки далеко не всегда готовы сделать первые шаги к знакомству друг с другом. Помочь им объединиться в здоровый, дружный коллектив — одна из наиболее важных задач, которые стоят перед разработчиками. Ее классическим решением является добавление в игру стимулов вроде групповых квестов, списка друзей и возможности создания гильдий.

Однако новичку все равно бывает непросто завести первые знакомства: до гильдий ему еще расти и расти, а в френд-лист добавлять пока некого. Поэтому, с точки зрения социальности, хорошим тоном является присутствие в игре любой дополнительной системы, которая поощряла бы внимание старших игроков к младшим. Самым жизнеспособным примером таких отношений является Наставничество — обучение новичков старшими игроками с предусмотренной за это наградой. Именно его реализацию в разных странах мы попробуем рассмотреть в этой статье.

Наставничество по-китайски

Восток — дело тонкое. Азиатский геймер воспитан иначе и воспринимает mmorpg как настоящий спорт. Авторитетом в этой среде обладают самые быстрые и мудрые. Первым достиг максимального уровня на своем сервере? Поздравляем, ты — уважаем и знаменит! Но на этом игра не заканчивается. Достигнув мастерства, игрок начинает укреплять свой авторитет, поучая новичков. И удовольствие от игры тем выше, чем больше людей называют тебя учителем.

Неудивительно, что Китай и Южная Корея придумали сотни вариаций на тему наставничества в онлайн-играх. Увы, все пути незамысловаты и напоминают друг друга: старший персонаж находит младшего и берет его в ученики. Когда младший достигает определенного уровня, оба участника системы получают небольшую награду. Этот принцип неплохо работает у себя на родине, но за ее пределами выглядит невнятно.

А особенно забавные формы он принимает в России. Здесь корейско-китайское наставничество в два счета ставят на конвейер: записывают к себе в ученики собственных персонажей и считают прибыль. Конечно, существуют и те, кто честно обучает новобранцев. Но таких геймеров, увы, маловато, ибо сам принцип системы не стимулирует игроков к продолжительному общению. К слову, с этой же проблемой столкнулись и европейцы.

Наставничество по-европейски

Европейцы изобрели паровоз в 1803-м году, не удержались они этого и в 21-м веке. «Паровозик» — именно так русские геймеры обычно называют наставничество по-европейски. Как правило, суть системы заключается в том, что старший товарищ помогает младшему выполнять задания и убивать монстров. При этом учитель берет на себя все тяготы, а ученик семенит следом и обогащается опытом\трофеями. Чтобы желающих помогать было больше, за каждый поход великодушному покровителю дают небольшую награду.

Подразумевается, что совместные похождения сблизят игроков и станут началом дружбы. Такой рецепт действительно работает, но в России его эффективность намного ниже, чем за рубежом. В нашей суровой реальности он разбивается о два серьезных подводных камня. Во-первых, там, где болтливые европейцы обязательно заведут беседу о погоде, суровые русские выполнят совместное задание чуть ли не молча — просто ради награды. Во-вторых, ученики с удовольствием воспользуются возможностью ничему не учиться, а просто понаблюдать, как за них все делают наставники. Как результат, подопечные быстрее получат высокий уровень, но не приобретают знаний об игре, дольше оставаясь «нубами».

Наставничество по-русски

Естественно, работая над социальностью в своих mmorpg, зарубежные разработчики ориентируются в первую очередь на собственную аудиторию пользователей. Изучать загадочную русскую душу и подстраиваться под нее им незачем. Allods Team – разработчики отечественного проекта «Аллоды Онлайн» — не стали копировать чужой опыт, а придумали для своей системы собственный свод правил.

Наставник и ученик подбираются друг другу случайным образом, однако при этом учитывается два основных параметра. Во-первых, игровой класс персонажей должен быть одинаков, а разница в уровнях — максимальна. Во-вторых, наставник может взять под опеку несколько учеников, но система старается равномерно распределить новичков между всеми желающими их обучать. Иными словами, не может возникнуть ситуация, когда у одного желающего — два ученика, а у второго — ноль.

В итоге, грубо говоря, у каждого нового игрока под рукой есть кнопка, нажатие которой выделит личного репетитора из числа старших и мудрейших. При этом нажатие кнопки не приносит никаких ценностей — только право задавать вопросы и просить о любой помощи. Зато новичок может в любое время отказаться от учителя и найти нового, если посчитает советы текущего бесполезными. Отказ, к слову, занимает некоторое время — чтобы не было соблазна даже пытаться обмануть систему и подобрать себе в ученики собственного персонажа.

Учитель же материально заинтересован в том, чтобы ученик оставался с ним как можно дольше. Чем дольше длится опека и чем быстрее растет уровень обучаемого, тем выше бонусы. Награды, к слову, достаточно щедры по игровым меркам и равны проценту от прибыли подопечного. Так что нет прогресса — нет профита.

В результате мы получаем что-то вроде небольшой социальной сети, встроенной в игру. Общение в ней одним игрокам дает шанс постоянно иметь под рукой мудрого советника, а другим приносит ощутимую прибыль.


Лучшие комментарии

на самом деле очень интересная штука сделана и она даёт бонусы, причём чем дольше ученик держится в твоём списке, тем больше ништяки
Онлайн то есть. Обычные тащат.
Читай также