Биокомпьютер MAYA-II, вычислительным ядром которого является молекула ДНК, освоил игру в «Крестики-нолики». По словам ученых, играет он неплохо, хотя и слишком медленно: существующие технологии не позволяют достичь хорошей производительности таких систем, и каждый ход в игре занимает у машины до получаса.На игру с машиной MAYA-II есть, правда, еще одно ограничение – человек, играющий против нее, должен ходить вторым, после того как центральное поле в игре заполняет компьютер. Человек, делая ход, определяет последовательность ДНК, которая добавляется во все 8 лунок, соответствующих внешним клеткам поля игры: «ДНК крестика» или «ДНК нолика». Комплиментарно взаимодействуя с уже имевшейся там ДНК-нитью, она изменяет ее конфигурацию и свойства, заставляя часть нити работать в качестве катализатора следующей реакции.
В основу игры компьютера положена система логических «вентилей», построенных на взаимодействиях ДНК, каждая лунка содержит таких вентилей от 14 до 18-ти. Результатом их работы является флуоресценция в поле, которое MAYA-II выбирает в качестве ответного хода.
«Игра с MAYA-II занимает много времени», — признает один из авторов, Иоанна Макдональд (Joanne Macdonald): системе нужно от 2 до 30 минут, чтобы рассчитать каждый ход. Но в любом случае, MAYA-II – это выход биокомпьютеров на новый уровень мощности. Первый подобный компьютер, появившийся в 2003 году, имел гораздо больше ограничений: к примеру, игрок-человек должен был ходить не только вторым, но и мог разместить свою фигуру (крестик или нолик) только в определенных двух клетках игрового поля.
Лучшие комментарии
Хотя, у того же ДНК может возникнуть одно преимущество перед электроникой: если она, в виду своей сложности, будет принципиально другие функции брать. Например, возможно, ДНК будет проигрывать ЭВМ двадцатых годов прошлого века в сложении/умножении, то быть может, будет выигрывать в точном вычислении комплексной экспоненциальной функции высоких порядков. Ничего сверхестественного нет, если разница лишь в принципе подходов. Это как: вы не можете в уме, как комп брать логорифмы, но можете нормально воспринимать человеческую речь. А знаете, что надо сделать, чтобы ее воспринять? С математической точки зрения, это значит решить НАИСЛОЖНЕЙШЕЕ уравнение, которое описывает ваш голос, как сигнал, возможно, разложить его в ряд Фурье, найти амплитуды каждой состовляющей (хотя, все это софистика, конечно, так как существуют более привычные для электроники — численные методы) ), потом результаты анализа надо пробить через огромную базу данных, сравнивая сигнал с известными образцами звуков и словами, чтобы потом к полученному приписать соответствующий образ. Наш комп в голове подобные задачи решает с лету, но вот для компа это до сих пор проблема (хотя к его чести, проблема все же, наверняка, не в принципе его работы, а в не самых совершенных алгоритмах решения этой задачи).
Так что, быть может, ДНК найдет свое место в IT-сфере. Будущее покажет. Так то.)