27 июля 2011 27.07.11 137 12K

Обзор игры Stronghold

+91

В этой статье, я хочу представить вам легендарный Stronghold. Недавно, я решил перепройти эту игру, а заодно уж и обзор по ней сделать. Обзор я напишу специально для тех, кто вообще ничего не слышал о Stronghold и не играл в нее. Ветеранам же, думаю будет приятно прочитать этот текст, дабы после прочтения пойти и тоже пройти эту игру еще разок. Ну что же, пожалуй начну.
Как я уже сказал выше – обзор этот специально для тех, кто об игре даже не слышал. Поэтому начну с самого начала. Stronghold – это экономическая стратегия про средневековье в реальном времени. Бои здесь тоже есть, но они происходят не на чистом поле, армия против армии, а как правило один из противников обороняется в крепости, другой атакует. Но давайте по порядку.

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Обычно, для начала нам предлагают построить на карте замок и амбар – основные здания в игре. В амбар люди приносят еду, которую они добывают/выращивают/пекут/готовят и т.д. В замке проживает лорд, за которого вы якобы играете. Собственно этот лорд – ключевой персонаж в каждом сражении – если его убьют, то вы проиграете. Лорд живет своей жизнью, гуляет по своим землям, общается с народом, ходит иногда в церковь и т.д. Во время нападения противника, лорд возвращается обратно в замок, ну и конечно нам нужно его охранять. (Лорда можно и в битву послать, тем более, что он силен как бык, но лучше конечно не рисковать.) Возле замка расположены также костер и склад. В склад, люди приносят различные ресурсы, такие как камень, дерево, железо, нефть и т.д. А возле костра собирается простой народ, из которых можно сделать воинов или рабочих. Что мне всегда нравилось в Stronghold, так это так сказать насыщенные действия, ну в плане за каждым рабочим интересно наблюдать. Допустим, нужен вам камень. Неподалеку как раз есть залежи камня и вы строите на этих камнях несколько каменоломень. От костра, на каждую каменоломню тут же выделяется по трое рабочих. Двое из них начинают добывать камень. И не простыми кирками. На скриншот гляньте, какое у них приспособление. Сначала добывают, потом обрабатывают. Камень на спине далеко не утащишь, поэтому нам нужны волы. Ставим значит рядом с каменоломнями привязь для волов (с волами) и третий рабочий начинает погружать уже готовый камень на волов. Последние, когда их полностью нагрузят, отвозят камень на склад. Это – одно из самых простых действий в игре. А есть еще более интересные манипуляции. Например, для того, чтобы добыть хлеб, нужно построить пшеничное поле. Туда сразу придет рабочий и начнет сеять пшеницу, затем начнет ухаживать за ней. Затем, когда урожай вырастет, рабочий отнесет ее на склад. Рядом со складом мы поставили мельницу, на которой работают три мельника, один из которых забирает со склада пшеницу и относит ее в мельницу, своим товарищам. Один из них начинает переламывать пшеницу в муку. Третий относит муку назад на склад. Оттуда ее забирает пекарник и несет ее к себе в пекарню. Там он изготовляет хлеб и несет хлеб в амбар. И вот только теперь, можно кушать)

Большую роль в Stronghold играет популярность. А она зависит от многих вещей. Если ваша популярность выше 50, то в замок к вам будут приходить новые люди, только дома для них строить не забывайте. Если ниже пятидесяти, то народ наоборот будет сбегать от вас, потому что вы плохой правитель. Популярность зависит например от того, как вы кормите своих подчиненных. Можно выдавать полуторные или двойные рационы, тогда вас будут обожать. Можно кормить нормально, а можно урезать долю в половину или вообще не кормить. Но тогда вам точно звиздец) Также популярность зависит от налогов, которые вы выставляете. Можно обойтись без налогов, можно по чуть-чуть взимать дань с каждого человека, а можно совершать настоящие грабежи. А можно наоборот, даже выплачивать жалование своим людям. Можно начать производство хмеля, делать из него эль и понастроить трактиров, или построить побольше церквей, чтобы священники читали проповеди вашему народу, что тоже положительно влияет на вашу репутацию. Самое интересное, это то, что при нажатии на любого из юнита вы услышите его комментарий по поводу того, что вы делаете. Например, если вы хорошо всех кормите, то какой-нибудь фермер скажет: «Кажется, я начинаю немного толстеть». А если вы сдираете со своих подчиненных слишком много денег, то какой-нибудь дровосек скажет: «Я лучше убегу от вас, но мои сапоги вам не достанутся!!!»
Можно запугивать свой народ, допустим построив несколько орудий для пыток, виселиц и выгребных ям, демонстративно поставя их посреди улицы, тогда люди сразу начнут активней работать: садовник, за раз будет приносить не одну корзину яблок, а две и т.д.

Можно наоборот, баловать их всех, понаставить садов, танцующих медведей, карусели, тогда люди будут довольны, но обленятся и будут работать меньше чем надо. Допустим дровосек, после того как принесет вам очередную партию досок, вместо того, чтобы пойти за новой, пойдет гулять по садам.
На землях игрока иногда происходят какие-либо бедствия: неурожай, разбойники, пожар, уничтожающий здания (для тушения которого требуются пожарные и колодец), эпидемия чумы (которую может нейтрализовать специально нанятый лекарь), нашествие волков или кроликов на поля и т.д.

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

Солдаты в игре нанимаются далеко не так, как вы привыкли в других играх =) Сначала, нужно собственноручно выковать для них оружие O_O Нам нужно нанять несколько пехотинцев. Это такие качки с булавами и кожаной броней. Значит нам нужны железо и кожа. Но сначала строим оружейную (из камня, который у нас в достатке). Построили. Железо нам приносят с рудников. Строим несколько кузниц. От костра выделяются люди, становятся кузнецами, идут на склад за железом. Взяв по куску, они идут в кузницу и из этих кусков начинают ковать булавы. Когда оружие будет готово, они относят его в оружейную. Кожаная броня — из чего она делается? Правильно, из кожи. Значит, у нас есть несколько ферм, на которых производят коров. На этих фермах, рабочие доят из этих коров молоко, и делают из молока сыр, после чего относят его в амбар. Строим кожаные мастерские. Коженники идут на фермы и забирают по одной корове, из кожи которых они делают броню и относят ее в оружейную. Видите, здесь нужно соблюдать баланс, дабы и сыра и брони было в достатке. Вот собственно теперь, у нас есть и булавы и доспехи, поэтому теперь, в специальной казарме мы за определенную сумму можем нанимать пехотинцев. Ну собственно для каждого типа войск, надо делать оружие. Луки, арбалеты, алебарды, мечи, железная и кожаная броня, копья и т. д. Напоследок скажу, что в стронгхолде можно построить рынок, в котором можно за денежку купить или продать любой из ресурсов.

((Если вам в голову закралась мысль, что это все ужасно муторно и скучно, тем более, графика 2001 года, то вы глубоко ошибаетесь)) Ни капельки не скучно=)

ВОЙНЫ
Ну все, мирные дела мы решили, теперь надо бы свое население защитить. Как я уже сказал вначале, основной акцент в игре сделан не на полевые сражения, а на осаду и оборону замка, башен и стен. Собственно, сейчас я подробно опишу все прелести оборон и штурмов в Stronghold.

Скриншоты рандомные, поэтому все, что я описываю, представляйте себе сами.

ОБОРОНА

Для начала, надо огородить свой городок стеной. Можно деревянным частоколом, можно и каменной стеной, камень попрочнее, но он медленней добывается. Итак, построили каменную стену. Там где надо – ставите ворота (точнее барбакан) Теперь пристраиваем несколько лестниц – воины могут забираться наверх. Но их надо как-то защищать. К основной стене пристраиваем дополнительную, стенку, защитную, которая с зубчиками. За этими зубчиками ваши воины могут прятаться от вражеских стрел. Строим несколько башен. Если башня достаточно большая, то на ней можно расположить баллисту или мангонель. В гильдии инженеров нанимаем несколько инженеров и отправляем по два человека на каждую башню, чтобы они стреляли из этих баллист/мангонель. На башнях остаются места для лучников/арбалетчиков, а также мы помещаем лучников/арбалетчиков на барбакан, чтобы они отстреливали тех, кто ломает ворота. На пустующие стены мы ставим простых и дешевых копейщиков, чтобы они скидывали приставные лестницы, которые ставят враги. С внутренней стороны стены мы ставим большой котел, в котором из нефти варится кипящее масло. Один инженер стоит возле котла и разливает масло в горшки, остальные инженеры берут эти горшки и идут на стены – выливать масло на головы соперникам.
Но это далеко не все) Снаружи, можно выкопать нефтяной ров. Поставить рядом случниками пылающие факелы и приказать им подпалить заженными стрелами ров, в нужный момент) От противников останется разве что пепел. А можно приказать своим солдатам выкопать вокруг замка ров, заполненный водой и тогда противникам придется закапывать его, а в это время, баллисты и лучники на ваших башнях будут обстреливать врага.

Простые солдаты, такие как копейщики будут охотнее копать ров, нежели опытные пехотинцы. А рыцари, те и вообще откажут вам в этой услуге. Если выбрать большее количество юнитов, не способных копать ров, меньшее способных и приказать копать траншею, то некоторые будут возмущаться, некоторые подгонять работающих, а некоторые жаловаться на отсутствие лопаты. (На одном из скриншотов выше видно, как копейщики копают один из таких рвов под стеной)

Еще вокруг стены можно сделать волчьи ямы) Причем ваши войска будут их видеть, а вот вражеские – нет, соответственно у них большая вероятность напороться на заостренные колья) Также можно поставить клетки с бешеными псами. (На скриншоте выше, это они)
Как вы сами уже поняли – все эти ловушки, финтифлюшки, дают большую свободу вашей фантазии, вы можете выстроить оборону так, как вам больше по душе. Все это вместе – довольно таки не хилое количество возможных тактик.
ШТУРМ

Взять штурмом крепость в игре – довольно сложная задача.

Тупо скопить всю армию в одну кучу и послать в бой, не получится даже на самом легком уровне сложности. Перед нами чистое поле – но там могут оказаться волчьи ямы или нефть, поэтому отправляем самых слабых солдат на проверку местности. Они жертвуют собой, погибая в ловушках, но зато теперь, сильные юниты могут пройти спокойно. Впереди ров наполненный водой – что же делать, придется выделить еще часть войск, чтобы те закопали его. Едва они успеют Это сделать, как вражеские лучники и баллисты на башнях уже добьют нашу группу. Стены и башни можно попытаться разрушить с помощью катапульт, для страховки загородим последних специальными щитками от стрел. А можно попытаться использовать трибушетки, они дальнобойнее катапульт и не в зоне досягаемости вражеских лучников. Тогда их придется защищать от партизанских вылазок противника.Пока наши трибушетки расправляются со стенами, вход вступают наши саперы. Эти чувачки могут копать тоннели и докапывая до вражеских башен или барбаканов — разрушают их. Один нюанс – подо рвом с водой они ничего не прокопают, да и копают они не быстро. А можно вообще ничего не разрушать, а используя осадные башни взять штурмом стену с помощью мечей и копий. Или с помощью катапульт закидать внутрь крепости зараженных чумой коров, в результате чего, в городе врага начнется эпидемия=)

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

Ох, как же много тактик в стронгхолде) Я люблю делать так: Посылаю таран к воротам, почти все лучники на стенах тут же начинают по нему активно стрелять. В этот момент я подвожу примерно половину своих войск в плотную к стене, и приставляю к этим стенам лестницы. Мы тут же начинаем штурмовать стену, своих лучников я посылаю в одну из башен и они начинают обстреливать всех, кто находится в радиусе выстрела. Меж тем, мои солдаты ближнего боя зачищают остальную часть стены и башни от вражеских солдат. Таран, уже к тому времени сломал ворота и я посылаю вторую половину войск внутрь крепости, на зачистку нижней местности. Есстесно, на всех крепостях это не работает, к каждой крепости нужен свой подход. Я просто «продемонстрировал» вам возможности игры))

В игре есть и сюжет, но собственно сюжет в игре только для того, чтобы он там был. Он бы и не запомнился, если бы не одно но — озвучка=) Наша озвучка, русская))) Как послушаешь все эти диалоги, что проходят между миссиями, то сразу видно: «Вот люди тогда старались по настоящему, с душой все делали, не то что сейчас…» Вобщем, про сюжет я вам ничего не буду рассказывать, он чересчур банален и неинтересен, но пройти сюжетную кампанию все равно стоит – во-первых, это тотуриал, во-вторых — послушаете забавные диалоги. И не забывайте по чаще щелкать на работников — они иногда классные фразы отмачивают=)

Про саундтрек: нормальная музыка в игре играет только в экономическом режиме, во время военных действий лучше вырубайте ее нафиг) К сожалению саундреков для «мирной жизни» в первой части написали чересчур мало, они постоянно повторяются, поэтому хочу оказать вам помощь. Вот мой шуточный акк в ВК, там в аудиозаписях музыка из стронгхолд 2 и из первой части, вот под нее играйте. vkontakte.ru/albums18082213#/audio?id=106591350 Только не забывайте после каждой победы в сюжетной кампании тут же сворачивать игру, вырубать мою музыку и включать оригинальную, так как диалоги будут звучать забавнее под тамошний саундрек)) (Почему я не советую играть во второй Стронгхолд? Потому что первый все равно лучше)
ПОДВОЖУ ИТОГ:
Stronghold это очень забавная и интересная игра, с большим выбором тактик, рекомендую всем, кто любит хорошие стратегии, кого не смущает 2D графика и тем, кто хочет вечерком поднять себе настроение. (Не забывайте включать мою музыку).

25 декабря при включении в главном меню вместо стандартного приветствия голос поздравит вас с Рождеством.
Если долго играть — то игра говорит «не пора ли заканчивать».
В 2 часа ночи игра предлагает «отойти ко сну».


Лучшие комментарии

Это мой друг, я ему дал почитать перед тем как опубликовать.
Нудная? Тха да она лучшая в серии!
Ой, а я в какую-то из частей играл — только вот там были крестовые походы, пустыни, тамплиеры, сарацины и т.д. Никто не подскажет её название?
А я обожал тактику. Все время с другом по сети воевал а после мола европа я вообще от нее не отхожу
Это Stronghold Crusader. Но я тебе советую пройти именно эту часть, та в которую ты играл слишком нудная.
Знаешь почему у тебя настроение после Crusaderа портилось? Потому что там скудные земли.Самому Crusader не понравился: скудные земли, не очень живописная местность.
Знаешь, я отнюдь не тактик, для тех кто сложности любит, она конечно хорошая, но блин вся эта пустыня, отвратительный саундрек, сюжета вообще будто нет, да ну, у меня после Crusader настроение всегда портилось.
Ты видел скрины? ролики? По мне так вроде ниче так получается.
В этом году вроде еще 3-я часть выходит
В сентябре. Но после фиговой второй части у меня надежды не осталось
О да, казаки… к сожалению у меня не хватит сил на них обзор сделать)
Только щас прочитал штоль?)
Читай также