Социальная сеть Google+.
Новая социальная сеть от корпорации Google, Google+ обречен на успех.
Рассуждаем о ночном кошмаре Facebook.*
В мире больше 700 миллионов пользователей социальной сети Facebook, на момент выхода книги и фильма «Социальная сеть», насчитывалось около 500 миллионов тех, кто пользовался этой сетью. Никого не нужно убеждать в том, что 700 миллионов человек — это зримая сила. Для сравнения Google в мае 2011 года установил новый рекорд, по данным comScore, на всех интернет-сайтах поискового гиганта (поисковая машина, youTube, другие сервисы) было более одного миллиарда уникальных пользователей. Любопытно, что второе место занимает компания Microsoft, на ее ресурсах насчитали 905 миллионов человек. В Facebook количество посетителей в мае составило 714 миллионов. Мне было интересно взглянуть на то, как обстоят дела у Twitter, ведь этот сервис, ограниченный 140 символами, можно назвать своего рода социальной сетью, пусть и отличающейся от всех других. В comScore посчитали, что в мае этим сервисом воспользовалось 139 миллионов человек.
Если взглянуть на развитие интернета в последние годы, то мы увидим, что львиная доля аудитории пользуется теми или иными социальными сервисами, это мода последнего десятилетия. Причем нет большого различия между мировым и локальными рынками. Например, в России есть сильные локальные игроки (Вконтакте, Одноклассники), они сильнее и лучше, чем тот же Facebook, так как опираются на знание специфики рынка. Более того, Вконтакте как социальная сеть развивается быстрее, чем тот же Facebook, например, в ней впервые появилась внутренняя валюта, тогда как Facebook ввел ее буквально на днях. Поэтому у меня вызывают усмешку рассуждения о том, что какая-либо из сетей станет доминирующей на рынке, завоюет всемирную популярность. Неоднородность рынков никогда не позволит добиться этого, равно как и наличие сильных локальных игроков. Например, у Google есть социальная сеть Orkut, она очень популярна в Бразилии, а также в Индии, в других странах этот сервис, запущенный еще в 2004 году, почти неизвестен. Летом 2010 года Facebook смог обогнать Orkut в Индии, но в Бразилии Google удерживает позиции. Назвать Orkut локальным игроком нельзя, но этот пример хорошо подчеркивает специфику рынков, люди выбирают то, что им удобнее. И зачастую это отнюдь не глобальные марки, такие как Facebook.
На мой взгляд, большой вклад в популяризацию Facebook сделал фильм «Социальная сеть». Именно этот голливудский фильм познакомил миллионы людей с тем, что такое Facebook, выступил огромным рекламным роликом. Уже к моменту выхода фильма рост Facebook замедлялся, но фильм дал дополнительное время и новых пользователей. Сегодня этот эффект сошел на нет, и Facebook столкнулся с оттоком аудитории. В исследовании сайта Inside Facebook, которое проведено с использованием рекламных средств самой площадки, утверждается, что на начало мая 2011 года в США было 155.2 миллиона пользователей Facebook, к концу месяца их число уменьшилось на 5.8 миллиона. В соседней Канаде потеря составила 1.5 миллиона пользователей. Надо вспомнить, что США и Канада были первыми рынками, где была запущена эта социальная сеть, рост сегодня поддерживается за счет расширения сети на новые страны. Но в будущем и в них мы будем наблюдать падение числа пользователей этой социальной сети, хотя остается открытым вопрос, сколько в итоге пользователей по всему миру получит Facebook и как долго сможет оставаться актуальным.
Мода на социальные сети преходящая
Почему Facebook теряет пользователей на родных для себя рынках? Ответ очевиден – проходит мода на этот сервис, и поэтому люди переключаются на что-то новое. У людей короткая память, и мы часто забываем, как развивались разные сервисы в интернете. Мы прошли через эпоху почтовых рассылок, когда некоторые горе-аналитики прогнозировали к 2015 году господство такого способа распространения информации. Они угадали количество сообщений в почтовых рассылках, которое будет рассылаться ежедневно во всем мире. Но сказали, что оно составит порядка 80 процентов всего трафика. Рост интернета превзошел все самые смелые ожидания, сегодня рассылки не занимают и одного процента трафика. Наглядный показатель того, что все прогнозы, сделанные относительно интернета на сроки более десятка лет, обречены на попадание пальцем в небо. Слишком изменчивая среда, да и наши предпочтения как пользователей подвержены моде.
Потом было развитие IM-мессенджеров, которым прочили блестящее будущее и покорение всего мира, особенно такому проекту как ICQ. Да много разного случилось за эти годы. Чего стоит только бум блогов и гражданской журналистики. Он вылился в большой пшик, как это и предполагалось здравомыслящими людьми. Рынок требует того, чтобы появлялись новые услуги и сервисы, которые бы позиционировались как killer app, то, что займет умы всех пользователей. Но это сродни рекламному трюку, так как на поверку каждый сервис или сайт занимает свою определенную нишу, и мы снова с пылом неофитов кидаемся осваивать очередной проект, который заменит все, что было до него. Но этого не происходит. Всегда появляются альтернативы или лучшие проекты. Поэтому я утверждаю, что эпоха социальных сетей клонится к зениту, скоро мы будем наблюдать их постепенное угасание, и они займут свою нишу. Поймите правильно, они не умрут, их аудитория будет велика и активна, но роста происходить не будет, скорее, они начнут терять аудиторию в пользу новых сервисов, которые начнут устанавливать рекорды пользовательской базы.
Большие цифры часто застилают воображение людей. Кажется, что сервис, которым пользуются миллионы людей, просто обречен на вечное существование и популярность. Примеры проектов, которые в одночасье растеряли свою аудиторию, забываются моментально. Вы помните, с какой помпой прочили долгие лета MySpace? Где сегодня эта социальная сеть? Можно придумать множество объяснений ее провала, но реальность такова, что ошибки совершают все без исключения компании. Отличается цена ошибки, и для MySpace она была высока. Какой будет цена ошибки для Facebook, мне трудно предположить, да и никто этого не скажет точно. Но что такие промахи будут, я уверен на тысячу процентов. И последнее, о чем я хочу сказать, Facebook вошел в стадию взросления, мода на эту социальную сеть проходит, и значит, ей придется переориентироваться с привлечения новых пользователей на их удержание, а это совсем другая игра.
Google+ или новая попытка Google построить сеть
Из этой статьи вы уже знаете, что Google имеет социальную сеть Orkut, но уверен, что вы с ней не сталкивались в реальной жизни. Думаю, что мимо вас прошел и другой социальный сервис от Google под названием Buzz, он провалился и не стал популярен. То же можно сказать и о сервисе Wave. У компании огромное количество скелетов в шкафу, и о многих мы успели забыть. Это позволяет с полным правом говорить о том, что и новая инициатива Google+ может провалиться. Такая вероятность всегда существует, и отрицать ее нельзя. Это вероятность. Но, на мой взгляд, эту социальную сеть ждет успех. Снова оговорюсь, что размер сети, количество подписчиков и другие параметры можно обсуждать и долго спорить об этом. Но в конечном итоге, эта сеть может стать ночным кошмаром Facebook и предложить пользователям принципиально новые возможности. Также Google+ находится в стадии первоначального набора аудитории, что говорит о том, что данная социальная сеть решает пока совсем другие задачи, нежели те, что стоят уже перед существующими игроками.
Не люблю перекладывать личный опыт на оценку того или иного сервиса или продукта. Но в данном случае думаю, что мой опыт использования социальных сетей и знакомства с ними будет интересен. Для меня основным сервисом стал Twitter, я постоянно читаю сообщения в своей ленте, общаюсь с людьми, и мне нравится, что можно быть в курсе всего, что происходит в мире. Мои сообщения из Twitter автоматически помещаются в мой Facebook аккаунт. К сожалению, для меня Facebook — это не место общения, а точка присутствия. Большое число подписчиков, отсутствие времени на то, чтобы разобраться с листами для чтения. На мою долю остается чтение входящих сообщений, когда люди хотят оперативно что-то сказать лично мне, но боятся, что их сообщение затеряется в почте. Как такового общения не получается, это просто рабочий инструмент. Живи я в США, и не избежать мне присутствия в LinkedIn. К моему счастью, рабочих контактов у меня хватит на несколько жизней, равно как и работы. Поэтому нагружать себя еще и этим общением я не стал. Мимо меня прошел и Foursquare, так как я считаю, что этот сервис не может выжить в долгосрочной перспективе, он комплиментарен по отношению к существующим сетям (Facebook, Twitter). Кому нужен отдельный сервис геометок в отрыве от других активностей. Да и побороть Foursquare можно с легкостью, что и демонстрируют существующие социальные сервисы. Помимо этого, можно говорить о том, что фотохостинги для социальных сервисов не могут быть отдельными сами по себе (пример Instagram* показывает, что интерес вызывает не социальная сеть, а сами фотографии, которые размещаются в Twitter/Facebook).
К моей радости, мимо меня также прошли российские социальные сети – Одноклассники, Вконтакте и другие. Никогда не был их участником, чему несказанно рад по многим причинам.
Из моего рассказа может сложиться впечатление, что Twitter — это наилучшая социальная сеть или сервис. Это не так. На мой взгляд, если смотреть на мировой рынок, то таких сервисов несколько – это Twitter, а также Facebook. Все другие сервисы в чем-то им уступают, в первую очередь идеологически. В одном случае это короткий формат SMS-сообщения, во втором — полноценные дискуссии, которые чем-то напоминают форумы, но уже в стилистике социальных медиа.
И вот тут появляется на сцене Google+, который предлагает простоту Facebook и Twitter в одном флаконе, а заодно расширяет границы того, что пользователь может получить сегодня бесплатно. Социальная сеть нового уровня, которая подкупает своей простотой и вследствие этого обречена на популярность.
Как работает Google+
Получить доступ к социальной сети Google+ можно только по приглашению. В Google любят подобный подход, так как он позволяет оценить, с одной стороны, первоначальную популярность сервиса, с другой, дает возможность плавно наращивать техническую составляющую, закупать сервера, каналы и так далее. Ничего нового в этом подходе нет, хотя критики Google+, не имеющие памяти о подобных запусках прошлого, записывают это в минус для Google и твердят, что это недостаток. Кому как, но мне это кажется достоинством, так как желающие смогут получить свою учетную запись в ближайшие дни и недели, с этим не возникнет проблем. Ровно то же было и при запуске Gmail.
В Google решили создать визуальное представление того, с кем мы общаемся. Помните фразу из литературы «этот человек не моего круга»? Ну или, напротив, из моего круга общения. Вокруг Circles построен весь сервис. Вы добавляете ваших собеседников в тот или иной круг, при этом никто, кроме вас, не видит, как распределены люди по этим кругам общения. Подход простой и понятный, а главное удобный. Вы можете читать сообщения от всех людей, на кого подписаны, а можете просматривать только определенный круг. Причем вы можете добавлять в свои круги любого пользователя, вне зависимости от того, что он думает о вас. Нет обязательного условия взаимности.
Мне также понравилось, что в сервисе сделали визуальное представление кругов, вы перетаскиваете иконку человека в круг, и то, что есть такое действие, это очень интересно. Не просто нажимаете на кнопку, а совершаете действие. С точки зрения психологии это беспроигрышный ход.
Для тех, кто любит читать информацию об определенных событиях, можно создать свои ленты (по сути, это поисковые запросы). Называется этот раздел Sparks, вы ищете определенные слова и далее просто сохраняете ленту.
Вы без труда сможете создать свои ленты событий, от друзей или коллег, отдельных кругов и по отдельным словам.
Серьезность подхода Google в том, что Google+ уже интегрирован на все сайты компании, в правом верхнем углу можно видеть иконку сообщений и событий. Более того, вам не нужно переходить для ответа на сам сайт Google+, достаточно открыть выпадающее окно. Удобно.
Множество сервисов от Google теперь полностью интегрированы с социальной сетью, что придает ещё больше удобства.
Более того, социальная сеть от Google вобрала в себя отдельные сервисы компании, которые оказались в нее интегрированы, в будущем их количество только увеличится. Например, сейчас нет поддержки Google Docs, Google Calendar, но работа по их интеграции ведется. Мне безумно понравилось, как реализовали работу с фотографиями. Напомню, что у Google есть сервис Picasa, который интересен сам по себе. Для пользователей Google+ в этом сервисе предоставляется безлимитное пространство для хранения фотографий и HD-видео. С одной оговоркой, все фотографии, загруженные в Google+, масштабируются по большой стороне до разрешения в 2048 точек, а видео не может превышать 15 минут. Но учитывая, что можно загружать обратно на компьютер фотографии по альбомам, этот недостаток не так весом. Более того, для того, чтобы делиться альбомами в рамках социальной сети, этот сервис идеален. Есть масса небольших недостатков, но стоит их отнести к тому, что Google+ находится в самом начале пути. Для Flikr появление такого сервиса, привязанного к социальной сети, это также большой удар.
На всей территории Google в верхнем правом углу есть строка Google+ которая позволит без труда вести беседу и читать ленты.
На всех Android-телефонах приложение Google+ будет предустановлено по умолчанию, что делает шансы на успех этой социальной сети огромными. Напомню, что в октябре в Google планируют активировать ежедневно один миллион Android-устройств. Несложный подсчет подскажет вам, что в 2012 году потенциальный рынок для Google+ превысит 400 миллионов уникальных пользователей, это число поражает.
Из приложения Google+ ваши фотографии с телефона могут автоматически загружаться в сетевой альбом, и дальше вы их можете использовать в своих сообщениях либо можете делиться ими в пределах своих кругов.
В Google+ все бесплатно, в том числе групповой видеочат. Напомню, что для корпораций и небольших компаний это одна из самых популярных функций в Skype, уверен, что последнему придется снизить стоимость этой услуги или вовсе сделать ее бесплатной.
В смартфонах с приложением Google+ (оно есть также и для iPhone), присутствует возможность создания чата (групповой или индивидуальный). Он заменяет обычные SMS-сообщения. Мне эта услуга видится как аналог iMessage с другой реализацией.
В сервисеGoogle+ много функций, но он создает обманчивое впечатление очень простого. И это огромный плюс: дизайн социальной сети, скорость работы, все это преимущества Google+, во всяком случае, сегодня это так. Я не ставил целью описать полностью сервис, вы сможете самостоятельно познакомиться с ним и вынести свои суждения относительно его возможностей. Эта статья — скорее приглашение к обсуждению того, кто победит в схватке социальных сетей. Сегодня намечается реальный конкурент для Facebook, и это сеть Google+. Я вижу огромный потенциал у этой сети и, более того, считаю, что эта сеть уже нашла своих пользователей. Она точно не повторит судьбы Buzz. Для Google+ можно прочить большое будущее, социальная сеть получилась интересной, легкой для понимания и полезной. Например, я уже придумал, как использовать Круги для организации рабочих групп в рамках отдельных проектов. И это только то, что лежит на поверхности. Впереди появление новых функций, активное развитие. Но в отличие от многих компаний, обещающих нечто завтра, в Google+ уже сегодня интересно и с ним можно работать. Одним словом, я впечатлен. Приглашаю вас в эту сеть, а меня найти там легко, достаточно набрать Eldar Murtazin. И да, Google+ — это воплотившийся ночной кошмар Facebook.
Источник: Автор текста
Доработчик: StalkerLegend
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Medved9591Medved9591Medved9591Medved9591Оно и видно :3
Medved9591Medved9591gmail: realspiderpig@gmail.com
может у кого нибудь остались ещё?
Medved9591Medved9591