5 мая 2011 5.05.11 14 4160

Обзор на Enslaved: Odyssey to the West. (Xbox 360, PS3)

+17

«И праведна кара
И неотвратима.
За что обезьяна Судьбою гонима?»

Удивительно, но по-настоящему проникнуться всей трагичностью и внутренней красотой Enslaved можно только сейчас, спустя почти полгода с момента релиза. Глядя на более чем скромные продажи данного произведения(именно произведения, без кавычек и оговорок), с грустью осознаёшь, что мы уже никогда не вернёмся в этот удивительный мир, и это, как ни странно, только придаёт игре особый шарм. Подобно главным героям игры, двум аборигенам, скитающимся по разрушенному миру, полном бездушных машин, Ninja Theory дарят нам невероятный проект ручной выделки, способный вызвать неподдельные, искренние, живые эмоции и… который так легко не заметить среди десятков непроглядно злостных и мрачных блокбастеров.

«Да, люди здесь жестоко порабощены, но красота ведь требует жертв...»

«Пусть тот, кто пожелает разуменья
Великого потока становленья,
«На Запад путешествие» возьмет,
Внимательно и тщательно прочтет!»

Прежде, чем кидаться в густую паутину сюжетных интриг, не помешало бы узнать, что основой для столь необычной и захватывающей истории является классический китайский роман «Путешествие на Запад», подаренный миру поэтом Чен-Энем ещё в 1590-ых годах. Известный по фильмам «Пляж», «Пекло» и «28 дней спустя» писатель и сценарист Алекс Гарланд (Alex Garland)использовал данную книгу как фундамент для абсолютно самостоятельного сюжета, оставив самое главное: Дух уютного книжного приключения и героев, которые постепенно меняются по ходу этого путешествия. Вот только вместо красивой сказки про волшебную страну Аолайго и Будду нас зашвыривают в разрушенный мир 22 века, где люди давно порабощены безжалостными машинами, а по развалинам Нью-Йорка, лязгая стальными зубами, рыщут в поисках выживших огромные, покрытые ржавчиной механические псы.

«Такие други, подобно Дахаке из Принца Персии, будут появляться в самый неожиданный момент и устраивать вам Варфоломеевскую ночь средь бела дня.»

«И кажется весенним кипарис,
А на бамбуке задержались тучи,
Всегда свежа и зелена трава,
В долинах горных — сеть лиан могучих.»

Но при всей этой безнадёжности, Enslaved выдаёт потрясающе красивые умиротворённые пейзажи: разваленные скелеты небоскрёбов сплошь покрыты лианами, улицы за долгие годы превратились в цветущие поляны, а сквозь бетонные блоки рвутся к ослепительно яркому солнцу величественные деревья. Можно долго дуться на надоевший движок Unreal Engine 3 с его «блескучестью» и постоянной подзагрузкой текстур, но художественная сторона вопроса даст фору большинству современных проектов. Распиаренный создателями Crysis 2 термин «каменные джунгли» гораздо лучше подходит к творению Ninja Theory, чем к новой части похождений «Нанокостюма с немым мужиком внутри».

" Велик был совершенствования путь
У той, рожденной небом обезьяны;
Спустившись с гор, на маленьком плоту
Она пересекала океаны."

С первых же секунд после старта нас забрасывает в водоворот событий. Главный герой, здоровенный татуированный дядина с безумной причёской, по кличке Обезьяна(Monkey) всеми силами пытается вырваться из громадного летающего корабля с рабами, который очень удачно терпит крушение, поцарапав бока о каменный факел «Леди Свободы». Найдя диковинный силовой посох(более, чем прямая отсылка к книге) и вместе с ним защитный барьер(как в Halo), наш протагонист, круша всех неугодных и прыгая по отсекам корабля, прорывается к спасательным капсулам. Образ и внешний вид героя выписаны просто превосходно: в каждом движении Monkey читается стремление к жизни и свободе, а голос Энди Серкиса(который занимался постановкой сцен) без сомнения добавляет герою +100 к харизме.

Корона — ещё одна отсылка к Царю Обезьян. Правда носят её здесь далеко не цари...

«Наносим мы смертельные удары
По собственным телам мечом страстей,
Разряженной красотки юной чары
Любого духа злобного страшней.»

После грандиозного крушения (детали которого опустим), Обезьяна приходит в себя в каком-то разрушенном доме с необычным Обручем на голове. Рыжеволосая девушка Трипитака(Трип), сидя на камне, предельно вежливо объясняет нам, что очень хочет добраться до своей родной деревни, но без нашей помощи не справится. При этом, если сердце Трип остановится, то остановится и наше. Monkey, конечно, не очень рад такому предложению, но разряд тока по мозгам ясно даёт понять, что это была не просто «просьба». Эта короткая сценка сразу показывает всю прелесть здешних диалогов. В Enslaved, однозначно, лучшая на сегодня актёрская игра и лицевая анимация героев. Настолько живых и искренних эмоций нет ни в Heavy Rain, ни даже в Final Fantasy XIII. Трип и Обезьяна регулярно ссорятся, орут друг на друга, мирятся и делятся воспоминаниями о прошлом. Следить за их непростыми отношениями действительно интересно.

«Чтобы без скандала объяснить человеку, что он теперь раб, красивых глазок явно не достаточно»

«Нельзя судить о человеке по его наружности,
так же как глубину моря нельзя измерить ведрами.»

Но весь этот театр так и остался бы красивым театром, если бы авторы не проработали каждого героя до мельчайшего скелетика в самом тёмном уголке каждого мельчайшего шкафчика. Персонажей в игре совсем чуть-чуть, но каждый по-своему уникален и необычен. Трип хоть и умна, отлично разбирается в електронике, но при этом в душе она наивный подросток. Особенно удался свиноподобный толстяк Пигси… Без лишних пояснений, лучше увидеть его лично.

«Интересно, почему его назвали Пигси(Свинтус)?»

«Но в чудовищном тумане
Перепутались дороги.
Дышат смертью и войною
Все небесные чертоги...»

Говоря о геймплее игры, на ум приходит только одно простое, но ёмкое слово — созидательный. Мы бегаем, прыгаем, дерёмся, стреляем, катаемся на гравитационном диске, форсируем между минами, убегаем от особо непрошибаемых жестянок с Трип на спине, ломаем рога боссам, решаем несложные загадки, прячемся за укрытиями и всегда следим, как бы какой-нибудь железный «недруже» не дотянулся своими клешнями до нашей спутницы. Механика крайне проста и интуитивна. Лучше всего игру характеризует эпизод с раскрытием парусов огромной ветряной мельницы. Несколько раз мы забираемся на лопасть и просим Трип остановить её на пиковой высоте, чтобы раскрыть парус.Ничего особенного, но только сверху открываются ТАКИЕ пейзажи, что дух захватывает, а зрелище постепенно ускоряющихся лопастей просто завораживает. Таков он, Enslaved, минимум насилия над геймпадом, максимум чистой эстетики. Хотя с количеством драк (особенно в последних уровнях) разработчики перебрали, что слегка портит атмосферу. Стычки с толпами агрессивных машин ближе к концу превращаются в необходимое зло, которое нужно пережить ради отличных сцен.

«В горах мгновеньям
Не ведётся счет,
Кому же знать,
Который ныне год?»

Подводя итог, скажу, что перед нами без сомнений, самая недооценённая игра ушедшего в Лету года. Odyssey to the West — это проект, которому плевать на все современные тренды: сейчас модно делать предельно мрачные сеттинги, фаршируя каждый кадр кровавыми ошмётками — Enslaved же сходу бьёт по сетчатке яркими пейзажами и диалогами. Сегодня все полируют мультиплеер с возможностью задрачиваться набивать уровни и получать за это различные свистелки-перделки, Enslaved же превозносит отличный сюжет и персонажей… Эта игра, как книжка, которая заставляет задуматься, она исповедует вечные ценности, которые в нашу в эпоху всё чаще уступают место бесцельному геноциду нечисти. Нельзя с уверенностью сказать, что подобный проект понравится всем и каждому, но отказать себе в удовольствии прикоснуться к Главному Приключению 2010 года преступно!

Моя оценка 9/10

P.S. Все цитаты взяты из оригинального «Путешествия на Запад» 1590-х.Чен-Эна.Настоятельно рекомендую ознакомиться, не пожалеете! Я сам недавно начал читать)
Всем спасибо за внимание!


Лучшие комментарии

жаль что игра не продалась достаточным тиражом для продолжения истории!:(((
Дочитал обзор. Энди Серкис, Алекс Гарленд, великолепная история и потрясающе красиво расписанные персонажи — всё это неимоверно мотивирует. Огромное спасибо за то, что открыл мне эту игру — давно с таким наслаждением не читал обзоров.
Хороший обзор. + Леха.
З.Ы. Demon's Souls запили!
Ну дак и они на шайтанке есть…
почему же только плойку, на шайтаночке тоже имеется…
Играл в обе версии, по ощущениям на боксе игра оптимизирована чуть лучше
ГДЭ ПКа ????????????????????????777777777777777
оформлено круто, потом почитаю. и где оценка игре?
Что? Алекс Гарленд написал сценарий к игре? Вашу же мать! Ещё одна причина приобрести Playstation 3.
На боксе патченая версия была, лол.
Когда редактировал, стёр нечаянно.
Читай также