Что такое Splatoon?
Внимание! Материал содержит щепетильные темы (18+).
В 2013-м году команда разработчиков из Nintendo билась головой, точнее, головами молодых и полных креативных идей сотрудников о задачу создать принципиально новый мультиплеерный шутер. Первый в истории японской компании. Среди более семидесяти концепций вотворилась в мир, возможно, самая нелепая, но увлекательная. Две команды, состоящие из белых и чёрных тофу с небольшими носиками, сражались друг с другом за то, кто больше закрасит участков земли на небольшой локации. По мнению самих разработчиков, продать игру о враждующих за территорию кубиках тофу было попросту невозможно. Однако непосредственно соперничество, база игрового процесса понравились всем. Так простенький прототип стал основой для будущей Splatoon и всей серии в целом.
«Все члены команды были задействованы в запуске Wii U. А потом я собрал всех вместе и запустил этот проект, сказав: «Давайте сделаем что-то новое вне существующих жанров». Мы собирались почти каждый день и устраивали мозговой штурм… Примерно полгода… Спустя много обсуждений и несколько презентаций мы пришли к идее, из которой и родился Splatoon.»Хисаси Ногами, продюсер.
Так что же такое Splatoon, каким его знают миллионы игроков по всему миру? Это командный шутер, в котором персонажи — инклинги, то есть кальмары, или осьмолинги, то есть осьминоги — закрашивают карту в цвет своей команды, «плюхают» друг друга, сражаются с самонидами в режиме Salmon Run и многое-многое другое. Цели для победы зависят от режима, но главная механика игры — закрашивание.
У персонажа под управлением игрока есть две формы: антропоморфная и в виде головоногого. В процессе создания первой Splatoon разработчики перепробовали множество дизайнов — узнаваемых и объясняющих игровой процесс. Существовали версии с кроликами в главной роли или персонажами франшизы Марио. Однако в бурлящем водовороте из концепций победителем вышел, пожалуй, самый логичный вариант. В форме головоногого персонаж способен быстро перемещаться в краске, забираться по ней же на возвышенности и прятаться от врагов. Большую же часть времени герой находится в человекоподобном виде: во время перестрелок, прогулок по городам и так далее.
«Я люблю онлайн-игры, поэтому мне пришла в голову идея сделать что-то командное. Хотелось включить в игру систему, в которой вместо того, чтобы побеждать врагов, вы должны были бы работать вместе с другими игроками на благо общей цели.»Юсуки Амано, геймдиректор.
История создания первой Splatoon — пример грандиозного успеха. Проект с помпой представили на конференции E3 2014, а спустя несколько месяцев игра эксклюзивно вышла на, как известно, провальной консоли Wii U. Однако даже низкая популярность платформы не помешала дебютному проекту нового IP окупиться и стать хитом для Nintendo, а впоследствии породить огромную франшизу. На момент написания статьи продажи всех частей серии суммарно перевалили за тридцать миллионов копий.
«Сперва у игры вообще не было поддержки. Так что мы стали рекламировать игру людям в компании, чтобы они смогли продать ее покупателям.»Тсубаса Сакагути, геймдизайнер.
Только что на самом деле скрывается за милой, дружелюбной соревновательной игрой? В интернете существует такая аналитическая модель, как айсберг — образ плавающей в океане огромной льдины подразумевает, что какое-либо явление можно разделить на очевидную надводную и неочевидную подводную части. Splatoon — как раз тот случай, когда в глубоких водах скрываются самые тёмные смыслы.
Гибель человечества, геноцид морских собратьев, преемственность видов, конфликт прошлого и настоящего, климатические угрозы, фиксация на внешнем виде, наконец, легитимизация насилия через спортивные развлечения. И многое-многое другое. Не всё из перечисленного разработчики добавляли сознательно (правда ведь?), однако это не так важно, ведь цель статьи — подсветить неочевидные темы, в широком смысле философию серии Splatoon. Как с точки зрения франшизы о закрашивании карты кальмарами выносится приговор человечеству… И есть ли надежда на спасение?
Орудие.
Как мир крутится вокруг Солнца, так и концепция серии Splatoon зиждется на шутерной основе. С одной стороны, задача та же, что и во многих других подобных играх — перестрелять врагов, или на местном слэнге «плюхнуть» их. В то же время основной режим игры, а вместе с тем главная фишка проектов, заключается в закрашивании территории. Кто больше закрасил, тот и победил. Конечно, существуют и другие режимы, в которых цели иные, но закрашивание как функция одинаково необходима для выигрыша в каждом из них.
«Даже если у вас не получается быть лучшими в победе над противниками, вы внесете свой вклад по-другому. Нам бы хотелось, чтобы в Splatoon могли играть самые разные люди, используя свой собственный стиль игры.»Синтаро Сато, геймдизайнер.
Собственно, почему морские жители сражаются друг с другом? Основной режим игры называется «Бой за район». В мире Splatoon командные баталии приобрели спортивный характер. За сотню лет до событий первой части между жителями суши разгорелась кровопролитная война. Уровень моря начал постепенно подниматься, и две главенствующие расы — инклинги и осьморианцы, то есть менее развитый подвид осьмолингов — начали передел оставшейся поверхности земли. Увы, но эволюционировавшие головоногие утратили способность жить под водой, поэтому проблема нехватки земельных ресурсов побудила народы истреблять друг друга. По итогу инклинги одержали верх, несмотря на первоначальное отставание, а осьморианцы и осьмолинги вынуждены были укрыться в подземных городах.
Таким образом невинный спорт «Бой за район» родился из трагического эпизода истории обитателей планеты. При этом трудно не заметить ассоциаций названия режима с переделом территориальной собственности представителями бандитских группировок. Выражение «за район» у рядового жителя СНГ так вообще возбуждает фантазии о треклятой стороне лихих девяностых и шумных нулевых. То есть в явлении спортивной игры «Бой за район» смешались и предыстория мира Splatoon, и некоторые криминальные мотивы из нашей общей реальности, как если бы детских «Казаков-разбойников» перенесли в виртуальное пространство.
Интересно, что по мере выхода номерных частей Splatoon популярность этого вида спорта внутри мира франшизы только возрастала.
«Бои за район продолжают играть все более значимую роль в мире инклингов. В первой игре ими интересовались лишь единицы. Но в третьей части они превратились в популярный вид спорта, за которым инклинги следят с детства. То есть у них примерно такой же статус, как у футбола в Латинской Америке.»Хисаси Ногами, продюсер.
Не менее важную роль в системе Splatoon играют сами орудия, которыми персонажи сражаются друг с другом. В базовый набор снаряжения входят баллон с краской и краскострельное оружие с соответствующими модели гаджетом и особой способностью. Кстати, технологический прогресс не стоит на месте, поэтому вместо грузных металлических баллонов с краской в третьей части Splatoon игрок носит на своей спине более лёгкую фляжку.
Сами оружия помимо внешних отличий разделяются по типам — снайперская винтовка, зонтик, автомат, лук и так далее — и брендам. Кажется, в мире Splatoon у всякого товара или существа есть собственный личный бренд.
«У каждого оружия есть своя предыстория в мире инклингов. К примеру, в мире инклингов производители бытовой техники и поставщики товаров для творчества наладили и выпуск оружия. Так как бои за район постепенно набирали популярность, даже производители рыболовного снаряжения в Splatoon 3 решили присоединиться к оружейному тренду.»Хисаси Ногами, продюсер.
«Деко», «НуВо», «Щуччи», «Понт», «Искра» и множество других вымышленных компаний производят орудия под разную аудиторию, с фирменным стилем и собственным логотипом, конечно же. Внутриигровой продавец с локализованным именем Пушкин так вообще построил краскострельную империю, став монополистом на рынке сбыта оружия. В этих на удивление узнаваемых и понятных взаимосвязях наблюдаются определённые параллели с нашей реальностью. Например, Kodak, известная своими фотоаппаратами и плёнками, в середине XX века выпускала дистанционные и инфракрасные взрыватели для армии США, а также взрывчатку, разведывательную оптику-электронную аппаратуру и прочие компоненты боеприпасов. Или вспомним IBM, которая во время Второй мировой войны использовала свои промышленные мощности для создания автоматических винтовок «Браунинг М1918» и стрелковых карабинов М1.
Нужен случай посвежее? Техногигант Google в рамках проекта Maven помогал Пентагону повысить точность беспилотников, используя передовые разработки в области искусственного интеллекта.
Орудия в мире Splatoon, как и другие повседневные явления, подвержены карнавализации. Нет прямой связи между оружием и плюханьем живого существа. Можно сказать, через выбор бренда и типа оружия игрок идентифицирует себя, подчёркивает собственную индивидуальность, как при выборе одежды или других элементов косметики. Такому несерьёзному отношению к оружию способствует ещё и не связанная с насилием утилитарность его форм: водяные пистолеты, кисточки, валики, вёдра и ванны.
«Иногда прототипами оружия становятся предметы, с которыми каждый из нас играл в детстве. Например, сплат-зонт возник из моих детских воспоминаний о том, как мы играли и сражались зонтами. Еще один хороший источник вдохновения — канцелярские товары. В начальной школе у моих одноклассников были очень навороченные и ультрасовременные пеналы, которые в то время пользовались популярностью в Японии. Как же я им завидовал. Эти самые пеналы и стали прототипом тройного торнадо.»Сэита Иноуэ, геймдиректор и арт-директор.
Однако вопреки видимой невинности оружие всё-таки используется персонажами по назначению. Во второй и третьей частях серии появился режим Salmon Run, в котором четверо игроков, работающих на компанию «Потапыч Inc.», должны высадиться на небольшом острове, уничтожить волны самонидов и собрать их золотые икринки. По косвенным намёкам, эти самые икринки являются либо потомством самонидов, либо источником энергии, который те защищают ценой своей жизни. Первый вариант звучит правдоподобнее: он лучше вписывается в концепт режима. Дословный перевод Salmon Run отсылает к этапу миграции лосося из моря вверх по реке для нереста.
Сложно сказать, насколько агрессивен и враждебен вид самонидов. Они похожи на более примитивный, но многочисленный народ, при этом сохранивший способность выживать под водой. В их культуре доминируют обычаи и неотрывная связь с циклами природы. Достаточно ли убедительно обоснование второсортности вида для его «эксплуатации»?
С этим контекстом использование оружия против самонидов принимает новый, жестокий смысл. При этом вплоть до третьей части серии игрок даже не понимал зачем нужны золотые икринки. То есть целый вид морских жителей истреблялся ради непонятной, одному только Потапычу известной цели. В обмен на ресурсы и брендированную одежду, конечно же.
Пожалуй, тема орудия в Splatoon неотрывно связана с темой свободы. Свободы самовыражения, свободы действия и возможности применения насилия. При этом в городах серии есть таблички, запрещающие использование (и ношение?) оружия на улицах города. Трудно сказать, где грань между спортивным инвентарём, средством ведения войны и орудием массового истребления.
«Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово „свобода“. Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они наделили тиранической властью; другие — право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи — право носить оружие и совершать насилия; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время принимал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления, исключая все прочие.»Шарль Луи де Монтескьё, «О духе законов».
Орудия, оружия, пушки… Чем ещё живут персонажи, населяющие мир Splatoon, помимо военных игр?
Мода.
Вторая по списку, но не по важности структура, на которой держится вселенная франшизы. И тут надо понимать, что в понятие «моды» входят и непосредственно одежда, и настроения внутри общества инклингов (а такие есть!), и дизайнерские решения, принятые командой разработчиков. Вокруг моды выстраивается весь облик игры. Даже в негативных обзорах на части серии некоторые пользователи отмечают, что франшиза непотопляема за счёт её невероятного стиля.
«В основе игрового мира лежит уличная культура. При создании мира инклингов нельзя забывать об этом важном аспекте. Мы остановились на уличной культуре частично из-за ее современного дизайна, но она также многое вобрала в себя из контркультуры. Другими словами, она подразумевает некий протест против мейнстрима. Поэтому в первой главе у нас получился мир простой и озорной уличной культуры. Во второй главе мы создали мир, где на первый план стала выходить урбанистическая изысканность — в противовес миру первой игры. В этот раз мы попытались передать, что изысканность стала обыденностью, и беспорядок начал входить в моду. Таким образом мы изобразили мир хаоса, который является главной темой игры, и показали переход, вызванный контркультурным протестом.»Сэита Иноуэ, геймдиректор и арт-директор.
Модные дома по своей сути и проработке полностью соответствуют брендам оружия. Каждый производитель придерживается своего собственного стиля. При этом Splatoon не торопится снабжать игрока лучшими обновками. Предметы гардероба приобретаются у трёх разных торговцев — в магазине аксессуаров или головных уборов, в обувном и магазине верхней одежды. По началу игроку будут доступны самые дешёвые, а оттого невыразительные обноски. Постепенно с повышением уровня дилеры начнут предлагать самые изысканные костюма, а определённый момент произойдёт переход на топ-уровень доверия продавцов: вам станут доступны вещи нового качества, и вендоры похвалят вас за старания (и за вкус).
Одежда помимо косметического эффекта также даёт игроку различные усиления его базовых характеристик или особые способности. На этой механике завязан основной прогресс игрока. Копишь местные деньги, участвуя в сражениях или Salmon Run, покупаешь обновки, выбиваешь на них максимальное количество случайных свойств. Дальше есть два пути: либо продолжаешь повторять цикл, пока не прокачаешь все понравившиеся тебе элементы гардероба, либо относишь одежду на стирку. После неё все дополнительные свойства сбрасываются, но не исчезают насовсем. Накопив пару десятков очков нужного тебе свойства, игрок сможет наделить конкретную одежду конкретными улучшениям. Иными словами — собрать билд.
К слову, добавить новые слоты для свойств вы можете у «серого» продавца Иглюхи. Тот, в отличие от остальных героев серии, заметно подрос между частями. Правда, за обыкновенным внешним видом скрывается противоречивый нюанс. Как вы уже поняли, общество инклингов не чурается использовать жизнь в качестве ресурса, как золотые икринки, или истреблять неугодный вид. Для получения от Иглюхи самых востребованных услуг надо заплатить «Круть-улитками». Что тот делает с этими малышами? Судя по трясущимся от страха Круть-улиткам и горе пустых раковин… Ничего приятного. Правда, есть вероятность, что он лишь перепродаёт содержимое, если верить одной из внутриигровых записок.
Тот же Иглюха помогает игроку в некотором смысле опередить прокачку. Если продавцы в магазинах одежды не предлагают ничего дельного на ваш вкус, всегда можно пройтись по городу и «сорвать» понравившийся костюм прямо с других игроков. Как это работает? Вы подходите к персонажу другого игрока, заводите с ним «разговор» и по нажатию одной кнопки заказываете себе его аксессуар, верх или обувь. В течение одного дня выбранный элемент гардероба появится у Иглюхи, и вы сможете выкупить его, правда, за повышенную сумму, чем в обычном магазине. Согласитесь, в функции моментального заказа одежды с прохожих есть нечто простое-бытовое, чего иногда отчаянно не хватает в реальной жизни.
К слову, мода в Splatoon очень прочно связана с нашим миром. Пойдём от очевидного к чему-то необычному. В Splatoon 2 устраивали коллаборациюустраивали коллаборацию с Nike на территории Японии (версия игры для этого региона вообще часто получала отдельный контент). В ходе ивента игроки выбирали сторону одной из моделей — новые Air Max 270s или популярные на тот момент Air Max 95s — и сражались друг с другом за… истину. С небольшим перевесом победила вторая модель, а в игре можно было получить копию этих кроссовок.
Однажды на территории той же Японии ежемесячный манга-журнал CoroCoro запустил конкурсзапустил конкурс рисунков на лучший костюм для Splatoon 2. Победившая работа должна была попасть в саму игру. Собственно, в 2019-м году вышел номер с заветным кодом активации — всё для любимых читателей журнала. Правда, работал код только у японских игроков.
Наконец, одежда внутри игры может быть не только уличной, но и сумасшедшей. Словно микс из разных жанров, вы можете примерить на себя деловой костюм, одежду ковбоя из американских вестернов, доспехи рыцаря или совсем уж футуристичные наряды. Нельзя сказать, что все доступные элементы гардероба однообразны — всегда можно выделиться и показать исключительность своего вкуса.
«Один из наших сотрудников очень любит уличную моду и благодаря ему в игре можно наряжать персонажа в одежду такого стиля.»Хисаси Ногами, продюсер.
От одной Splatoon к другой мода внутри виртуальной вселенной заметно менялась. На то повлияло не только развитие истории и игрового мира, но и реальные фэшн-тенденции. Вспомните, как вы одевались в 2014-м и посмотрите на себя из 2025-го: наверняка заметите некоторые параллели, если сравните фотографии из частей серии аналогичных периодов. Всё-таки у разработчиков не было задачи создать новый стиль — они просто изобразили мир таким, каким его сами видели и любили, а пришедшие в команду люди после релиза первой части начали дополнять гардероб современными обновками.
«Мы исходим из принципа, что Красота никогда не была чем-то абсолютным и неизменным, она приобретала разные обличия в зависимости от страны и исторического периода — это касается не только физической Красоты (мужчины, женщины, пейзажа), но и Красоты Бога, святых, идей…»Умбэрто Эко, «История красоты».
Некоторые части снаряжения имеют практическую функцию для персонажей, населяющих мир Splatoon. К таким элементам гардероба можно отнести ранее упомянутые баллоны с краской. Помимо обоснования того, чем же герой стреляет во врагов, баллон показывает запас краски и наличие необходимого количества этой краски для применения гаджета, то есть выполняет функцию встроенного в пространство интерфейса, как в Dead Space, например. Однако куда более впечатляют предметы, связанные с сюжетом.
Осьмолинги во всех частях серии носят особые очки. Среди поклонников игры есть мнение, что так более развитых осьмолингов контролируют их слабые собраться осьморианцы. И у этой теории есть обоснование! По внутриигровым запискам можно предположить, что осьмолинги живут в милитаристском обществе с диктаторским режимом. Трудно судить о его строгости и жестокости, однако точно известна важность культа войны с обитателями поверхности, вызванным некими реваншистскими настроениями. Так, особо отличившихся осьмолингов назначают в специальные военные отряды — естественная карьерная лестница — где мало пассивного контроля над поведением подчинённых. Вместо инструментов политических в отношении этих подразделений используются инструменты технические.
Некоторые осьмолинги носят те самые очки, с помощью которых в Splatoon 2 подчинили одну из героинь первой части. Однако на промывку мозгов нашлась контрмера: осьмолинги «пробудились», испытали дезориентацию и даже потеряли память после прослушивания песни Calamari Inkantation. Внутри вселенной Splatoon музыка носит околомагический характер, поэтому такое влияние на осьмолингов можно назвать освобождением. Именно после того, как песня получила широкое распространение в мире Splatoon, появились противники-осьмолинги с новым типом очков. Вероятно, осьморианцы улучшили технологию подчинения разума. Правда, уже со второй части серии игрокам дают возможность поиграть за осьмолингов: сперва лишь обладателям отдельного дополнения, а в следующей игре — всем желающим. Как мы убедимся позже, Calamari Inkantation оказала огромное влияние на общество осьмолингов, и никакие технические ухищрения не помогли побороть чудодейственную силу музыки.
Почему гармоничное сочетание звуков так сильно в мире Splatoon? Для ответа на этот вопрос и общего понимания фирменного стиля игры необходимо разобраться, насколько важное место в кальмарной вселенной занимают местные поп-звёзды.
Айдолы.
Внутри Splatoon существует множество вымышленных групп. Многие их композиции кочуют из части в часть, а другие претерпевают качественные изменения. Разработчики настолько прониклись внутриигровой музыкой, что иные музыкальные коллективы имеют не только продуманные образы, но и собственные истории: с взлётами, падениями, развалами и сменами участников. Всё как в жизни.
Например, дуэт Off the Hook из Splatoon 2 получился очень самобытным с точки зрения историй его солистов. Инклинг Жемчик и осьмолинг Мариша. Первая начинала как певица в собственном музыкальном проекте. С самого детства девушка была повязана со сценическим искусством, а её голос считали разрушительным. Однако многолетняя подготовка не помогла взлететь в чартах слишком грубым композициям Жемчик. В это же время Мариша, как и многие другие осьмолинги, служила в… настоящей армии! Точнее, в спецподразделении осьмозонок — это такие элиты в армии подземного народа. Сильнейшие и умнейшие воительницы. Много лет Мариша находилась под контролем осьморианцев, работая в качестве военного инженера. Девушка восстанавливала и модернизировала боевые машины осьморианцев, которые те применяли в войне столетней давности. Маришу спасла всё та же песня Calamari Inkantation. Осознав себя как личность, она поселилась в Инкополе и впоследствии организовала Off the Hook вместе с Жемчик. Вот такая разная судьба участников одного дуэта.
«Мы хотели, чтобы брызжущие чернилами войны за территорию были крутыми и бунтарскими, прямо как скейтбординг. В игре звучит рок-музыка, потому что она вписалась в нужный нам образ. Мы добавили все то, что, по нашему мнению, хорошо сработает. В каком-то смысле мы даже немного увлеклись!»Хисаси Ногами, продюсер.
Вокруг композиций внутри игры возведён целый культ. В каждой из частей присутствует по группе айдолов, а персонажи из первого Splatoon — дуэт Squid SistersКэлли и Мари — и вовсе стали сквозными для всей франшизы. На входе в игру вас встречает выпуск новостей от избранных айдолов: какие доступны режимы, какая сейчас карта в Salmon Run и прочее. Главные для игр серии группы имеют свои официальные музыкальные клипы, дают лайв-концерты и вообще всячески имитируют деятельность настоящих артистов. Забегая вперёд, есть в языке жителей мира Splatoon что-то от Вавилонцев…
«[Музыка группы Deep Cut] это самое настоящее слияние разных элементов — то что надо для города хаоса. Неповторимые и такие разные голоса Куллы и Мурии идеально вписываются в треки EDM [электронная танцевальная музыка], написанные мантой Биг Маном. Голос Мурии как будто переносит вас в бескрайние просторы пустыни, а рулады Куллы напоминают о традиционной японской музыке. Добавим сюда бразильских ритмов... и у нас получится что-то неповторимое.»Хисаси Ногами, продюсер.
В мире Splatoon существует собственный, вымышленный язык. Он крайне звучный, приятный, но не поддаётся расшифровке и переводу. Такое решение, вероятно, делает игру универсальной для всех языковых сообществ. Каждый способен вложить в слова солистов свои собственные смыслы и переживания, и в то же время все одинаково почувствуют задуманный разработчиками тон, настроение, вайб.
«Звучащая во время боев музыка — это не просто фоновые мелодии, а популярные хиты, которые исполняют знаменитые в мире инклингов группы. Инклинги слушают эти песни каждый день во время боев за район. На ранних этапах разработки первой игры господин Иноуэ предложил обратить внимание на то, какие именно группы исполняют эту фоновую музыку. Хотя тогда я немного растерялся, сейчас я уверен, что это было важное предложение, которое позволило нам создать уникальный саундтрек.»Тору Минэгиси , руководитель отдела звука.
Можно утверждать, что мир Splatoon — это наглядный пример победившей педократии. Молодёжь управляет трендами, а тренды диктуют наружность всему остальному. Какая музыка популярна, такие исполнители в топе. И наоборот — что хайповее, то и значимее. Взрослое поколение же мало влияет на ход вещей. Большинство средневозрастных героев работают продавцами, пока айдолы выполняют функции богов: тут вам и глас, и всевышняя сила посредством музыки, и централь власти (не просто так в сюжете каждой из частей игрок действует под патронажем Squid Sisters), а в специальных мероприятиях игроки буквально сражаются за мнение своего любимого исполнителя! Точнее, вы выбираете одну из сторон в совершенно случайных спорах, как «раньше было яйцо или курица». К этим мероприятиям мы вернёмся чуть позже.
Особенные ритмы вроде Calamari Inkantation являются чем-то вроде гимна внутри игры. Они могут созидать, например, быть освободительной волной для сознания осьмолингов. Но в то же время настолько заряжающая музыка способна и разрушать. Например, свой голос Жемчик использует как оружие в некоторых ключевых сценах сюжета, а Мариша вообще-то переметнувшийся военный преступник...
«Музыка — это непосредственная объективация и отпечаток всей воли, подобно самому миру, подобно идеям, умноженное проявление которых составляет мир отдельных вещей.»Артур Шопенгауэр, «Мир как воля и представление».
Айдолы навязывают свою волю кнутом и пряником — для врагов и друзей соответственно. Чем же они не боги? Тем более, что условный пантеон меняется с каждой новой игрой, считай поколением, подобно языческим божествам. Однако, если не копать слишком глубоко, музыкальное сопровождение в Splatoon банально великолепно, и всё на этом. Представьте ребяческую фантазию, в которой совмещаются по-детски простое восприятие понравившихся мелодий. Вы напеваете знакомые песни, повторяете узнаваемый мотив, но частенько путаетесь в словах, сбиваетесь с темпа. Композиция получается вовсе не похожей на то, что вы пытаетесь повторить, но по-своему она мелодична, не лишена гармонии и определённо отдаёт любовью. А ещё вы можете заглянуть за кулисы и узнать побольше о любимом авторе, и тексты на вымышленном языке обретут особый смысл.
«Музыка, которую я слушал в юном и эмоционально чувствительном возрасте, нашла свое отражение в музыкальной сцене мира инклингов. Например, если тебе понравилась какая-то группа, ты отыщешь их прошлые альбомы и будешь слушать их старые композиции. Или будешь с нетерпением ждать их нового сингла. А если группа внезапно объявит о своем распаде, скорее всего, ты расстроишься. Но участники группы могут начать сольные проекты или собрать другую группу с новым музыкантом. Возможно, этот новый музыкант заинтересует тебя больше, чем старая группа.»Тору Минэгиси , руководитель отдела звука.
Музыка, мода, оружия — они неразрывно связаны в философии серии Splatoon. Кажется, общая картина начинает складываться. Для полного понимания «что такое мир Splatoon» не хватает разве что… сюжета.
История.
Жизнь морских существ на суше началась с вымирания человечества. Представьте себе, Splatoon — игры в жанре постапокалипсис! Сейчас это частое явление, когда на костях человеческой цивилизации появляется новая разумная жизнь, пытающаяся рефлексировать над бытием своих предшественников-людей. Роботы смеются над человеческой глупостью в «Любовь. Смерть. Роботы» или борются с другими машинами в Nier: Automata, пока Кирби бродит по заброшенным мегаполисам в Kirby and Forgotten Land. Splatoon отличается от этих и множества других проектов тем, что совершенно не выпячивает свою подноготную. Это ведь онлайн-шутер! Одиночный режим всегда воспринимался игроками как углубленное обучение с вкраплением несерьёзных перипетий.
Вернёмся в самое начало хронологии. Где-то за двенадцать тысяч лет до событий первой Splatoon человечество оказалось на грани вымирания. Климатический кризис, продолжающиеся войны и наплевательское отношение к экологии привели к повышению уровня моря. Земли, на которой можно было бы жить, становилось всё меньше и меньше. Что сделали люди? Правильно, развязали ещё больше войн за оставшиеся территории! Во время четвёртой мировой войны был нанесён ядерный удар по Северному полюсу из-за чего вся суша оказалась затоплена. Вместе с людьми.
Было три исключения! Первое — некий учёный, предвидевший скорый конец. Он поместил в криокапсулу своего любимого кота, который впоследствии стал Судокотом — одним из последних млекопитающих, оставшихся на Земле. Во всех частях Splatoon Судокот помогает определять победителя в «Боях за район» и делает это быстрее, чем любой компьютер. Тот же учёный из прошлого создал искусственный интеллект, который должен был помочь новому виду в будущем не повторить ошибок человечества. Увы, но сам учёный не пережил катаклизм.
Второе исключение — небольшая коммуна людей, укрывшаяся в вулканическом кратере. По счастливому стечению обстоятельств, кратер позволил крохотным остаткам цивилизации пережить всемирный потоп, правда, те оказались заточены под землёй. Кем были эти люди? Учёные, творческая интеллигенция, мыслители и философы — в общем, передовые умы нашего вида. Им повезло выжить именно таким составом, потому что их общество, названное Альтерной, избежало внутренних конфликтов и смогло развиться в процветающий город.
Пока все работали на восстановление и сохранение наследия человечества, один учёный исследовал изменения в морских жителях, заполонивших весь земной шар. Учёный совершил невероятное открытие: из жидкости кальмаров он вывел новую субстанцию — жидкие кристаллы. У тех было удивительное свойство. Они могли читать мысли людей, их мечты, а после преображаться в то, что впитывали в себя.
Так началась эра жидких кристаллов. Их стали повсеместно использовать в любых технологических процессах, а также ими обложили стены всего кратера. И вот, одним днём случилось чудо! Жители Альтерны как ни в чём не бывало проснулись, вышли из своих домов и увидели сияние. Не прожекторов, ламп или софитов. То сияло небо над их головами. Оказалось, все жители Альтерны так сильно мечтали вновь увидеть синее небо, что кристаллы впитали в себя всеобщую мечту и воплотили её в реальность.
Сменилось поколение. Жизнь в Альтерне шла своим чередом, но молодёжь, вобравшая в себя все знания отцов и матерей, решила совершить подвиг. Новое поколение Альтерны мечтало увидеть настоящее небо. Не слушая советов мудрецов, они построили ракету, способную пробить стены кратера и унести их в космос. Однако запуск ракеты обернулся концом всей человеческой цивилизации. Та обрушила купол, спасавший Альтерну от мирового океана, и всё поселение было погребено под камнем и водой.
Казалось бы, на этом история человечества подошла к концу, но… Жидкие кристаллы, впитавшие в себя память, мысли и надежды людей, с разрушением Альтерны попали в мировой океан, а соответственно и в населявших его существ. Так начался ускоренный процесс эволюции. Нечто непознаваемое и чудесное толкало морских обитателей на сушу. И за короткий срок в несколько тысяч лет на свет родились новые прямоходящие. Суша вновь стала обитаемой. Отсюда инклинги и осьмолинги так похожи на людей.
Что было потом? Представьте человеческую историю, переигранную на новый лад. Те же разделения на культуры, семейства, государства. Во всех частях Splatoon есть множество свитков, отсылающих к знаковым событиям, до боли похожим на те, что случались в нашей с вами реальности.
В мире Splatoon даже существуют аналог Библии и свой мессия! Или пророк? Точно сказать сложно, но этот некто, как гласит одна из записок в третьей части серии, был уникальным кальмаром — Кальмар-провидец. Он смог кардинально перевернуть представления морских жителей о мире. Особенный из особенных. Считается, что он стал прародителем современных инклингов, а прежде и вовсе «широко почитался».
Последующие события вам частично известны. Долгая война между расами, на время затихший конфликт. С первой по третью часть Splatoon мы ищем украденного Вольторыба — огромное существо, питающее электричеством города инклингов. В первых двух частях за похищением стоит DJ Октавио, то есть лидер и генерал армии осьморианцев, а в Splatoon 3 мы противостоим Потапычу — выжившему после всемирного потопа медведю, который нашёл способ обратить всех существ в млекопитающих с помощью шерстудня.
Потапыч — как раз то самое третье исключение из вымирания человеческого вида. Он был медвежонком, экспериментом, который появился на космическом корабле людей. Те же, почуяв скорый конец цивилизации, отправились в космос на поиски нового дома: планеты, пригодной для жизни. Однако долетев до края вселенной, люди ничего не нашли. Тысячи лет корабль дрейфовал в пустотах вселенной, пока не вернулся к месту отправления. Только к тому моменту на судне не оставалось топлива — невозможно было совершить мягкую посадку. История корабля «Полярис» не повторила сюжет из мультика «ВАЛЛ-И». Весь экипаж погиб кроме разве что Медведя 003. Тот провёл в глубоком сне ещё тысячи лет. Проснувшись, он осознал, что Земли молокоедов больше нет.
Медведь 003 нашёл Альтерну, используя оборудование с «Поляриса». В последнем оплоте человечества зверь открыл шерстудень. Медведя охватила идея вернуть потерянный мир. Он взял себе имя Потапыч, открыл собственную компанию по сбору золотых икринок, необходимых для создания шерстудня и начал воплощать свой план в жизнь. Правда, как и всегда, антагонисты, мечтающие обернуть время вспять, лёгкой рукой сценариста приговариваются к неизбежному поражению.
Сюжет последней части, пожалуй, самый комплексный и продуманный. Большинство фактов о прошлом мира Splatoon мы узнаём именно в финале трилогии, а идея всей истории крутится вокруг того, что нельзя возвращаться к прошлому. Эта же мысль является сквозной для всех частей. Молодёжный дизайн, доминирование трендов над традициями, продолжение бессмысленных конфликтов из далёкого прошлого и абсурдность желания перекроить мир в надежде спастись от одиночества… Всё, что кажется в Splatoon жестоким и неправильным в то же время является свидетельством того, куда можно двигаться дальше.
Вот мы находимся в той точки истории, когда мир во всём мире почти достижим, но в то же время легко оступиться и упасть в пропасть. Как прыжок с пикселя на ещё меньший пиксель в платформере. В каждой части Splatoon цивилизация, привычная городская жизнь, полная шума и суматохи, находится на грани краха. И вообще-то новые обитатели суши, прямо как люди, уже успели подпортить экологию — земли становится всё меньше и меньше, отсюда и война столетней давности. Но история этого мира не о гибели, безнадёге и реквиему по светлому прошлому с вечнозелёной травой и чистым небом. История Splatoon о сложном пути вперёд.
Инклинги открыли новый Вавилон. После гибели цивилизации во всемирном потопе чувства и воспоминания людей перешли морским существам. Те эволюционировали и, в отличие от своих предшественников, создали единый язык. Если известный нам миф о величии Вавилона предстаёт в образе башни, тянущийся вверх к самым небесам, то Вавилонская башня из мира Splatoon — это Альтерна, то есть кратер, ведущий в глубины земли. К самым сокровенным знаниям. Достигнув его, протагонист ставит на кон судьбу мира, но на помощь его жителям приходит, разумеется, тот же протагонист и новые боги — айдолы. Зло, мечтающее наказать весь мир, повержено, а жизнь может развиваться и дальше. Куда в конечном итоге придёт новая цивилизация? Знать не дано. Может, их вид погибнет на глубине морской или в холодном космосе. Или же случится то, чего никто даже представить себе не может, потому что история инклингов — это во многом наша с вами история. Сегодняшняя. И что будет завтра трудно сказать.
В мире Splatoon не только Потапыч имел свои собственные воззрения на то, какой должна быть жизнь на Земле. Вместе с оптимистичным представлением о будущем разработчики критикуют другие пути к достижению лучшего мира. Пожалуй, эта самая безумная и жестокая часть вселенной Splatoon.
За рамками.
В 2018-м году для Splatoon 2 вышло дополнение Octo Expansion, которое добавило в игру несколько десятков новых миссий, нового протагониста и параллельное сюжету основной игры действие. В дополнении под управление игрока попадает осьмолинг с кодовым именем Агент 8. Об его прошлом ничего неизвестно. Вероятно, как и многие другие осьмолинги, Агент 8 пробудился после прослушивания Calamari Inkantation, а уже затем очутился в ловушке. Герой обнаруживает себя запертым в подземной системе «Абиссального метро», где некое телефонное устройство призывает протагониста пройти ряд испытаний. Взамен, как кажется герою, ем покажут путь на свободу. Разумеется, после завершения испытаний Агента 8 не освобождают. Так персонаж вляпывается в череду смертельно опасных перипетий.
Оказывается, виновником происходящего является тот самый искусственный интеллект, созданный учёным на закате человечества. Все эти годы ИИ по имени «Перемолох» следил за развитием новых видов, однако пришёл к неутешительному выводу, что те бесперспективная ветвь эволюции. Как и люди, новые жители суши погрязли в житейских вещах, обзавелись зависимостью от моды и трендов, и в упор не замечают настоящих вызовов для всей цивилизации. Инклингов волнуют только сражения и актуальность собственного гардероба. Перемолох решает исправить ошибку природы, создав идеальное живое существо.
Каким образом он собирается воплотить свой план? Читайте по названию искусственного интеллекта. Во время прохождения испытаний подопытными Перемолох оценивал качество «исходного материала». Те, кто справлялись со всеми задачами, получали шанс слиться с единой субстанцией. Инклингов и осьмолингов — преимущественно вторых, конечно — в буквальном смысле перемалывали. Более того, Агент 8 в системе Перемолоха носит порядковый номер 10008. Думаю, не сложно догадаться, сколько несчастных существ прошло через эти смертельно опасные испытания.
Те же, кто не справился с поставленными задачами, становились подопытными в экспериментах по зомбированию. Эдакой послушной армией Перемолоха за новый мировой порядок. Пожалуй, во всей этой истории прослеживается очевидное сравнение с одной немецкой персоной и его идеями о расовом превосходстве.
Чем заканчивается дополнение? Перемолоха побеждают, и Агент 8 получает долгожданную свободу. Финальный босс выполнен в виде ожившей статуи человека. Одолевая этот симулякр, мы побеждаем человеческую природу во всех её худших проявлениях, как ту интерпретировал искусственный интеллект. Иронично, что в попытках создать идеальное новое существо Перемолох вернулся к чему-то человекоподобному, то есть уже знакомому.
В расширении Octo Expansion множество деталей лишь намёками говорят о подробностях сюжета, отчего составлять общую картину произошедшего берутся сами фанаты. И есть одна совершенно безумная теория, которая слишком похожа на правду.
В каждой из частей серии битвы с боссами проходят в подземных локациях, а попадаем мы туда через чайники, то есть те же самые люки. После победы над боссом мы возвращаемся на поверхность к тому же чайнику. В какой-то момент игроки заметили, что если некоторое время постоять возле чайника с побеждённым боссом, то снизу начнут доносится странные звукизвуки. Металлическое лязганье, гул, шум электроприборов, крики… Некоторые из разработчиков, когда их прямо спросили об этом, удивились, что в игре вообще есть нечто подобное.
После выхода Octo Expansion фанаты пришли к выводу, что доносящиеся из чайников звуки очень похожи на те, которые можно услышать в «Абиссальном метро». То есть там же, где проходят смертельные испытания Перемолоха и где подопытные становятся частью идеального существа. Вероятно, всё это время игроки слышали, как под их ногами обезумевший искусственный интеллект выводил совершенную форму жизни своими… методами.
«Мы все десять месяцев упорно трудились, чтобы добавить в игру глубину, но было кое-что, о чем мы беспокоились. Мы боялись, что из-за милого дизайна люди примут Splatoon за простенькую игру без глубины. Она могла показаться им слишком легкой. Кто-то глянет на игру и засомневается, есть ли в ней глубина. Но не беспокойтесь: просто играйте в Splatoon и она как следует раскроется.»Юсуки Амано, геймдиректор.
Дополнение Side Order в Splatoon 3 продолжает историю Агента 8 и дуэта Off the Hook. Главный герой просыпается на территории Инкопольской площади, которая выглядит несколько иначе, чем в прошлой части. В очередной раз Агент 8 теряет свои воспоминания о случившемся. Несколько облегчает ситуацию встреченная Жемчик, которая почему-то выглядит, как дрон. Вдвоём герои отправляются в центральную башню, где встречают ещё одного знакомого игрокам персонажа — Окто. Это осьмозонка, как и Мариша, попавшая под «детонизацию» — зомбирование — в ходе событий прошлого дополнения. Уже втроём компания отправляется на поиски Мариши.
Впоследствии выясняется, что герои находятся внутри виртуального измерения «Консерватория», созданного Маришей. Это пространство должно было помочь сотням осьморян, попавших под действие детонизации, вернуть свои воспоминания и личность. Во вселенной Splatoon душу можно отделить от тела и сохранить в виде памяток, воспоминаний. Однако как вернуть её обратно в оболочку? Мариша разработала программу, как психологический тест, визуализированный в виде восхождения по этажам башни. По завершению программы реабилитации пациент должен был восстановить связь между телом и душой, только вот программа дала сбой, и родился Порядок.
Порядок — воплощение статичности, комфортного постоянства. Порядок как тема игры появился вследствии участия игроков, о чём будет сказано чуть позже. Внутри мира Splatoon Порядок имеет природу, подобную небу в Альтерне. Он возник из желания постоянства некоторых осьморианцев, помогавших Марише с созданием «Консерватории». Дело в том, что после событий прошлого дополнения мир серьёзно изменился. Множество осьмолингов выбрались из подземных городов и начали интегрироваться в общество наземных жителей. Здесь разработчики в очередной раз ловко совместили игровые возможности и сюжет, ведь только с третьей части абсолютно всем игрокам стала доступна опция игры за персонажа-осьмолинга.
После победы над Порядком тот преображается в более слабое существо, похожее на ребёнка-осьминога — Мелколюска. Однако сдаваться тот не намерен, и поэтому герою придётся ещё много раз победить злодея, пока не освободит все заточённые в башне душу, включая свою собственную.
Дополнение Side Order ставит жирную точку в сюжете Splatoon. Мариша и Жемчик вместе с Окто и Агентом 8 отправляются в мировое турне. Жизнь продолжается. В противовес предыдущему дополнению разработчики решили рассказать историю о буквальном спасении души, а также важности идти навстречу новым возможностям. Вроде бы то же самое, что и Octo Expansion, но подан сюжет с гораздо большим оптимизмом. В конце концов, Порядок — порождение нового мира, а не призрак старого, поэтому и отношение к нему более снисходительное. Через сражения вы даже сможете подружиться с Мелколюском. Вот уж истинное проявление всепрощения.
Теме новых начинаний, как ни забавно, посвящена ещё одна история внутри… приложения Nintendo для смартфонов! В нём для Splatoon 3, как и для предыдущей части серии, есть отдельный мобильный функционал, связанный с отслеживанием внутриигровой статистики, покупке предметов гардероба и другими полезностями. И среди метрик, расписаний Salmon Run и прочего притаился «Закрас-тур» Ракки. В этом меню игрок может тратить накопленные в онлайне очки на закрашивание разных локаций из основной игры. Взамен выдаются небольшие, но приятные награды. Сам же Ракки — продавец вкусностей из прошлых частей серии. Видимо, между Splatoon 2 и Splatoon 3 он решил завязать с бизнесом и взять нынче популярные каникулы от работы. В дневниках Ракки вы можете прочитать его заметки о путешествиях и над чем-то призадуматься. Неожиданно лиричные откровения для простого мобильного приложения.
«Жизнь бурлит и кипит? Я решил, что следующей остановкой моего Закрас-тура станет Инкопольский регион! Помню, как я там рос совсем маленьким рачком. Эх, давненько я там не бывал. Наверное, этот тур посвящён самопознанию: я собираюсь изучить своё постное прошлое, чтобы сделать будущее хрустящим и аппетитным. Совместим приятное с полезным!»Ракки, из мобильного приложения Nintendo Switch App.
Теперь, когда вы знаете почти все самые важные аспекты о многостороннем мире Splatoon, вполне справедливо задаться главным вопросом: не скрывается ли за милым и добрым дизайном людей-кальмаров нечто ужасное? Возможно ли, что простая наружность скрывает тёмные смыслы? И что всем этим хотели сказать разработчики?
Перекрасить мир.
На самом деле любому продуманному произведению свойственен подтекст. Если говорить о серийном производстве, например, видеоигр, то вложить в череду проектов общий посыл, смысл — дело не из лёгких. Как вы могли заметить по вставкам из интервью, на протяжении нескольких лет за разные части серии Splatoon отвечали разные люди. Кто-то прошёл этот путь от первой части до финала трилогии, а кто-то присоединился в процессе. Однако каждый без исключения вложил частичку себя.
Японские истории, особенно созданные умельцами из Nintendo, часто содержат двойное дно. Истинный смысл прячется под более простыми и доступными формами, и это явление не ограничивается одной страной, культурой или менталитетом. Сколько советских шедевров родилось под страхом авторов стать жертвой цензуры? Отличительная черта человечества в умении адаптироваться, а многие великие творцы придерживаются мнения, что только обилие ограничений толкает на настоящие открытия.
Так или иначе, Splatoon — удивительный пример того, как несколько взаимосвязанных общим стилем свободы и диких улиц составляющих рождают поразительно живой мир. Периодически в играх серии проводятся специальные мероприятия — «Сплатфесты». Как уже было написано ранее, во время таких мероприятий игроки выбирают сторону в том или ином вопросе, а после сражаются в специальных режимах. Помимо очевидных наград в виде элементов косметики и ресурсов люди получают нечто более ценное — чувство важности собственно принятого решения. В руках каждого сделать выбор и понятным для всех образом отстоять свою правоту.
«Сплатфест придумал господин Амано, который во время разработки сказал: «Нужна функция, которая бы создавала что-то вроде фестиваля в игре». И мы подумали, что если напишем в соцсетях что-то вроде «У нас будет рис на завтрак!», то выделимся и привлечем внимание людей.»Тсубаса Сакагути, геймдиректор.
В нашей реальности за иллюзорно чистыми демократическими схемами скрывается множество теневых махинаций, стратегий и паттернов, с помощью которых можно подтасовать или предсказать исход любого голосования. Игры же дарят ощущение прозрачности и стабильности, настоящего контроля. «Сплатфесты» — квинтэссенция участия каждого вовлечённого в жизнь игры человека. Всё это очень укрепляет связи и создаёт чувство развития внутриигрового мира.
Так, по итогу финального «Сплатфеста» в Splatoon 2, где игроки выбирали между хаосом и порядком, победил хаос. Разработчики учли настроение игроков и сделали центральной темой следующей части хаос. Он проявляется в музыке, одежде, сломе стандартов и своеобразных переменах, будь то трио исполнителей вместо дуэта или подросшие персонажи из прошлых частей. При этом логичная последовательность никуда не делась. Просто некоторые вещи изменились не так, как вы могли бы этого ожидать.
Порядок же, как вы могли догадаться, лёг в основу дополнения Side Order. По ходу событий расширения Мариша рефлексирует на тему проигранного «Сплатфеста» — девушка выступала против хаоса — и пытается вместе с антагонистом понять, почему же абсолютный порядок не сделает всех счастливыми.
Помимо «Сплатфестов» есть ещё одна очень важная социальная функция — послания. Каждый игрок может оставить сообщение в специальном почтовом ящике, которое увидят как случайные игроки, так и те, с кем ты провёл время в онлайн баталиях. Вместо тысячи слов о том, как подобную функцию можно использовать, лучше посмотрите на фотографии ниже.
«Например, если вы увидите наклейку на стене, то знайте — ее кто-то туда наклеил по своему желанию. Мы действительно наполнили игровой мир «вещами, которые кому-то нравятся», поэтому я надеюсь, что люди будут обращать внимание на все мелкие детали.»Сэита Иноуэ, геймдиректор и арт-директор.
В некотором смысле Splatoon как серия куда больше похожа на игру-сервис, чем привычные нам игры-сервисы, ведь с каждой новой частью она динамично изменяется под воздействием поведения игроков. Разработчики поддерживают диалог с аудиторией, при этом не вытягивая манипуляциями деньги из ваших кошельков за микротранзакции. Их в игре попросту нет — когда-то такое было нормой, а сейчас уже исключение.
«В мире инклингов популярные тренды постоянно сменяют друг друга, органично создавая яркое полотно культуры. Этот процесс похож на то, как результаты Сплатфестов влияют на образ мышления инклингов. Мы не единственные, кто создает эту игру. Вовлеченность всех поклонников игры также вносит свою лепту в развитие этого проекта. Думаю, именно это помогает сделать мир инклингов по-настоящему живым. Надеюсь, игрокам понравится этот мир и они вместе с нами будут строить будущее инклингов.»Сэита Иноуэ, геймдиректор и арт-директор.
Так о чём же Splatoon? Обо всём и ни о чём сразу. Вы способны наполнить этот мир и его историю собственными смыслам. Безусловно, разработчики вложили некие посылы в игру: о свободе, пользе перемен, преодолевающей все преграды силе жизни и важности примирения с безвозвратным прошлым. В конце концов, все части серии были о том, как весело сражаться с друзьями на небольших картах и плюхать друг друга!
Можно искать метакомментарии на темы геноцида, национальных и расовых претеснений, нормализации некогда стигматизированных явлений и поведений, повальном игнорировании обществом проблем. В каждой из частей Splatoon под вашим контролем оказывается не местный герой или легенда, а простой агент без имени и признания. По прохождению сюжета игроку прямо скажут, что об его подвигах никто не узнает, но в этом и счастье совершить такой подвиг, после которого мир продолжит себе вертеться, как ни в чём не бывало. А на подиуме всегда будут стоять айдолы, и в случае чего они точно помогут.
Splatoon очень похож на настоящую жизнь, хотя когда-то задумка первой игры родилась из прототипа со сражающимися друг с другом кубиками тофу. Наверное, настоящая жизнь могла появиться только из такой чистой абсурдности, как эта.
«Выступая в качестве представителей всех исследователей головоногих мира, мы постарались наполнить мир инклингов всем, что мы сами хотели бы там увидеть. Речь не только о снаряжении или музыке, но и о каких-то мельчайших деталях игрового окружения. Надеюсь, эти детали всем придутся по вкусу. Конечно же, нашей важнейшей задачей было сделать новую веселую игру Splatoon. Но мы также старались создать мир, в котором просто приятно и интересно находиться. Вы набираетесь опыта вместе с окружающими вас игроками, при этом мир Splatoon также эволюционирует. Мы хотим, чтобы все были частью этого процесса.»Хисаси Ногами, продюсер.
Благодарности. Эта статья не появилась бы без следующих текстов и их замечательных авторов:
- Портал Sweeetch: «Перевод интервью с разработчиками Splatoon».
- DTF: серия статей пользователя Vlad Kotov, «Вопросы разработчикам, часть 7: Splatoon 3».
- DTF: серия статей пользователя abnormalize, «Анализ айсберга Splatoon».
Также всем заинтересованным советую посетить сайт Splatoon Base, где можно почитать материалы по играм и послушать отрывки саундтрека.
Вы можете поддержать меня донатом на Дзене, если вам нравится читать мои статьи — оригинал этого материала впервые был опубликован именно там, как и многие другие тексты. Также я веду телеграм-канал @medniknight. В нём я публикую не только большие эссе, но и рассказываю о жизни сценариста в Москве, публикую рецензии на фильмы и пишу редкие познавательные материалы. Подписывайтесь!
Лучшие комментарии