12 августа 12 авг. 4 414

Мысли о франшизе Alone in the Dark. Часть I. Выход на свет

+8

Недавно у меня случился незапланированный заплыв по сурвайвал хоррорам, и, пройдя серию Dead Space (с дополнением в виде The Callisto Protocol), я решил узнать, с чего вообще начался этот жанр. И вот куда меня завело это желание…

Alone In the Dark, 1992

Как уютно горит свет в окне, не так-ли, читатель?
Как уютно горит свет в окне, не так-ли, читатель?

Итак, на дворе 1992 год. Французская компания Infogrames выпускает игру, которая в будущем породит целый жанр, который живёт и поныне. Главным же в разработке был Фредерик Рейналь. В то время он занимался портированием игр, и одним из проектов оказался Alpha Waves, первый 3D платформер. Именно работа над этой игрой послужила одним из факторов появления новаторской Alone in the Dark. Вторым фактором оказался Бруно Боннел, глава Infogrames, предложивший концепт игры, в которой игрок оказывался бы в темноте и должен был освещать себе путь спичками. Рейналь довёл этот концепт до ума, чуть изменив его, и выдал беспрецедентную на тот момент игру. Ну и да, изначально Alone in the Dark должна была быть основана на мифах Ктулху и даже базировалась на ролевой системе Call of Cthulhu, но впоследствии Рейналь отказался от этой идеи, однако прямые упоминания Древних (того же Ктулху) остались, да и сама атмосфера особняка Дерсето навевает ассоциации с творчеством Лавкрафта (и даже на коробке с игрой указывалось, чем вдохновлена игра). Теперь, наконец-то, перейдём непосредственно к игре.

Сам термин «Survival Horror» был придуман для пиар компании Resident Evil, поэтому тут скромно пишут «A Virtual Adventure Game»
Сам термин «Survival Horror» был придуман для пиар компании Resident Evil, поэтому тут скромно пишут «A Virtual Adventure Game»

Переносимся в 1924 год. В поместье Дерсето, которое находится в Луизиане, покончил с собой художник Джереми Хартвуд. Он был затворником, поэтому и причины его поступка остаются неизвестны. В особняк направляется один из двух главных героев на выбор игрока:

  • Эмили Хартвуд — племянница покойного художника. Получив письмо с печальными известиями, она решила, что сам особняк мог пагубно повлиять на шаткий разум Джереми, который в последнее время увлёкся оккультизмом. Поэтому она сразу отказывается продавать имение и отправляется туда в надежде узнать правду.
  • Эдвард Карнби — частный детектив, который находится в долгах. Он получает задание забрать старое пианино из особняка Дерсето. Изучив полицейские записи о доме, он узнает не только о самоубийстве художника, но и о других случаях убийств и паранормальных активностях. Из забавного — имеет прозвище «Рептилия», насколько я помню, ни в одной другой игре это не упоминается.

После выбора своего аватара (выбор, по сути, ни на что не влияет) мы смотрим красивый вступительный ролик с показом возможностей игрового движка. Даже сейчас арт смотрится неплохо и атмосферно. Про культовые жабу и вид из окна с руками монстра я вообще молчу, в некоторых следующих частях этот ракурс и жаба тоже будут появляться. Попав в особняк, персонаж (в моём случае это был Карнби, так что и в дальнейшем я буду писать о нём) медленно идёт на чердак, показывая нам часть пути, который мы уже должны будем пройти обратно самостоятельно. Оказавшись на чердаке, мы наконец берём управление в свои руки. И тут, именно в этом коротком моменте, кроется вся суть игры. Примерно через полминуты, когда игрок ещё не привык ни к управлению, ни к ракурсам камеры и вообще не понимает, что нужно делать, в помещение вламывается первый монстр. Можно попробовать его нокаутировать, благо персонажи умеют в рукопашку. Но после первого монстра появляется второй, уже из другого места, и с ним тоже нужно драться. Так что лучший вариант — перезапустить уровень и закрыть пути проникновения монстров на чердак (загородить шкафом окно, на это действие, кстати, есть подсказка в предыстории Эмили, и сундуком люк), после чего в спокойной обстановке изучить чердак. И примерно так надо будет проходить всю игру — через смерть. Вы не спустились в знаменитый подвал с крысами и не откатили бочки, открыв тайный проход? Ну, в финале вы умрёте, потому что не успеете добежать до выхода. Вы всё же спустились, но встали на пути бочек? Больше не делайте так. Вы успешно откатили бочки и решили заглянуть в открывшийся проход? А кто вас туда приглашал, это невежливо, теперь вас съест огромный червь. И так работает вся игра. Загадки тоже порой весьма забавные. Моя любимая, с позволения сказать, головоломка — это столовая с несколькими сидящими за столом зомби. Чтобы избежать столкновения с ними, нужно взять с кухни кастрюлю супа и положить им на стол, тогда они вас не тронут. И да, я сейчас не жалуюсь, ведь такой геймплей — это и есть основа сурвайвал хорроров старой школы.

Видимо зомби тут такие злые потому что голодные.
Видимо зомби тут такие злые потому что голодные.

На протяжении всего нашего блуждания по Дерсето нам будут попадаться различные книги и записки. Они озвучены, как я уже упоминал, а также в некоторых из них будут содержаться подсказки к решению загадок. Другие же будут просто рассказывать жутковатые истории о событиях в особняке. А одна из них даже убивает персонажа, если вы её прочитаете. Таким образом, Alone in the Dark действительно даёт игроку почувствовать себя детективом, который ищет ответы на вопросы в окружении. Через эти тексты также подаётся большая часть сюжета. А он здесь таков: когда-то давно, в 17 веке, жил пират по имени Иезекииль Прагст, который увлёкся тёмной магией, благодаря которой наживал себе богатства и продлевал жизнь. Уже в 19 веке Иезекииль сменил имя на Элайя Пикфорд, окончательно погрузился в свои магические дела, купил землю над подземными лабиринтами и построил дом, в который тащил все свои книги по оккультизму и в котором продолжал свои тёмные ритуалы. Так и появился особняк Дерсето. Во времена гражданской войны его имение было подожжено, а сам пират убит, но его слуги отнесли тело оккультиста в пещеры под домом, где его дух переселился в дерево и продолжил сеять зло. В том же 19 веке особняк выкупает Говард Хартвуд, увлекающийся историей Пикфорда. После этого мёртвый пират начал являться Говарду в кошмарах и попытался завладеть его телом, что у него почти получилось, но в последней попытке противостоять злу Хартвуд откусывает себе язык и захлёбывается своей же кровью. Ну, а судьбу его сына — Джереми Хартвуда, которому Дерсето перешёл по наследству, мы уже знаем. Он тоже начал видеть Прагста в кошмарах, что и довело его до петли. Теперь же злобное дерево пытается заполучить и наше тело.

С самим же Иезекиилем мы столкнёмся дважды. Сперва в облике пирата, с которым нужно сразиться на мечах (другое оружие просто не наносит ему урона), а во второй раз уже в конце, в облике дерева. Финальный босс также является головоломкой, в которой надо выполнить пару действий, поджечь дерево и бежать к выходу, пока дом не упал нам на голову. Если вы подготовили себе срез, то успеете выбежать, Эдвард подпрыгнет от радости и сядет в такси к самому странному водителю на свете. Такой вот финал.

Как ты понял, внимательный читатель, уже в первой части серии заложены основы для всего жанра survival horror. Вот некоторые из них:

  • Ограниченные ракурсы камеры. Они довольно кинематографичны порой, но главная задача у них другая — держать игрока в напряжении, ведь он не будет видеть, что находится в другом конце комнаты, не сможет точно прицелиться. Ну и атмосферы они тоже добавляют, чего стоят ракурсы с руками на оконной раме и «из глаз» монстра. Хоть таких моментов и немного.
  • Ограниченный инвентарь. Да, носить с собой вы можете много всего, но в какой-то момент всё же столкнётесь с невозможностью подобрать нужный предмет. Но менеджмент инвентаря тут несложный, подобрав и открыв аптечку, она окажется пустой и ненужной, можете смело выбрасывать. Так же и с флягами, ключами и книгами.
  • Танковое управление. Да, оно неудобное и медленное, но именно таким оно и задумывалось. Опять же — нужно держать игрока в напряжении. При столкновении с врагом больше времени у вас займёт вытаскивание оружия, чем сам бой. Целиться, конечно же, тоже неудобно.
  • Врагов легче избежать, чем вступать в бой. Да, несколько столкновений являются обязательными, но по большей части их можно избежать. Некоторые из противников вообще неубиваемы и крайне смертоносны.
Ну как такому парню поставить меньше 5 звёзд?
Ну как такому парню поставить меньше 5 звёзд?

Но при этом есть и отличия. К примеру, сохраняться здесь можно в любой момент, и даже чернила с печатной машинкой не понадобятся. Также можно отметить более пёструю картинку, да и довольно малое количество тёмных мест (пара комнат и лабиринт под конец) для игры с таким названием. Однако нельзя спорить с тем фактом, что именно Alone in the Dark сформировала жанр Survival Horror именно таким, каким мы его знали в 90-е и начале 2000-х. Иронично, что сам создатель — Фредерик Рейналь — был разочарован финальным видом игры и считал, что её ждёт провал. Под конец работы он был вымотан, а конфликт с Бонеллом привёл к тому, что оба продолжения разрабатывались уже без Рейналя. Но зато благодаря работе над этим проектом он познакомился со своей будущей женой, которая на тот момент была 2D-художницей. Сама же игра получила отличные отзывы и прекрасно продалась, что привело нас к появлению сиквелов.

Alone in the Dark 2, 1994

Итак, теперь у нас Рождество 1924 года. Напарник Карнби — Теодор Страйкер — расследует дело о похищении девочки по имени Грейс Сондерс. Поиски приводят его в имение под названием Адская Кухня (не в Нью-Йорке, а в Калифорнии). Там, минуя охрану, Страйкер добирается до комнаты, в которой держат девочку, но игрушечный клоун душит его. Однако перед тем, как идти в это зловещее место, Теодор успел отправить письмо Эдварду, в котором рассказал ему всё, что ему известно, включая имя похитителя — Одноглазый Джек, предводитель банды гангстеров. Получив письмо, наш герой сразу же отправляется в логово бандитов. Игра натурально начинается как боевик. Карнби взрывает ворота Адской Кухни и начинает расстреливать всех на своём пути. По ощущениям, ещё до момента, когда мы попадём в дом, врагов чуть ли не больше, чем во всей первой игре. И да, это главное отличие сиквела от оригинала — теперь здесь практически нет хоррора, а освободившееся место заняли перестрелки и драки. Но пока что поговорим о сюжете.

Сам Эдвард «Рептилия» Карнби немного сменил имидж.
Сам Эдвард «Рептилия» Карнби немного сменил имидж.

Вообще, существует ещё одна игра, о которой редко вспоминают. Называется она Jack in the Dark и служит сюжетным мостиком между первой и второй частью. В ней мы играем за Грейс, которая оказывается запертой в магазине игрушек и которой предстоит освободить Санта-Клауса. Да, вот такой сюжет. Никаких боев, очевидно, нет, лишь головоломки. Тем не менее, как рекламная игра для выходящего сиквела она сделана очень даже неплохо.

В сиквеле на помощь Грейс придёт уже совсем другой Санта.
В сиквеле на помощь Грейс придёт уже совсем другой Санта.

После взрыва и аннигиляции всех врагов в округе особняка (включая лабиринт из живой изгороди) Карнби находит труп своего напарника, после чего попадает в подвал дома, там он одевается в костюм Санты и поднимается наверх. Вновь убивая всех на своём пути, мы попадаем в клетку к Одноглазому Джеку. И тут следует рассказать о том, кем же являются главные антагонисты этой части. По сути, главной у них является ведьма Элизабет Джаррет. В 17 веке она попала на плантацию где-то на Гаити. Её наставник и опекун Коттон жестоко обращался с ней, поэтому и характер у неё был не из приятных. Впоследствии одна из рабынь научила её магии вуду, а Элизабет в благодарность убила её. После чего сожгла плантацию, а Коттона превратила в нечто едва-ли похожее на человека и подчинила своей воле. Когда её нашли, то, разумеется, арестовали. Так она попала на борт Летучего Голландца в качестве пленницы. Оттуда она с помощью магии стала звать на помощь, и на этот зов откликнулся Одноглазый Джек, напавший на Голландец в канун Рождества 1724 года. Капитан корабля — Николас — проклял Джека и пообещал, что тот умрёт от его меча. В благодарность за спасение, Элизабет подарила Джеку и всей его команде бессмертие. Но за него надо платить, поэтому раз в столетие банда пиратов похищает маленьких девочек и забирает их жизненные силы себе. Грейс Сондерс была похищена именно для этого, как ты, догадливый читатель, уже понял. Теперь, когда вся предыстория нам известна, вернёмся к актуальным событиям: Карнби удаётся выбраться из ловушки, но как только он спускается на первый этаж, сразу же натыкается на Элизабет, которая без проблем берёт его под свой контроль, и внезапно нам дают под управление Грейс.

По сути своей эпизоды за Грейс (всего их в игре два) являются стелс-секциями, причём одними из самых ранних, которые и сегодня встречаются в играх. Да, полноценных драк тут, конечно же, нет, но девочке предстоит столкнуться с парочкой пиратов-гангстеров (двое поскользнутся на льду, а третий приклеится к полу из-за разлитой патоки). Ещё одного удастся застрелить из маленькой пушки. Главной же задачей Грейс является поиск ключей от кандалов Карнби. Попутно мы найдем трость капитана Николаса, которая поможет разобраться с Элизабет. В конце концов Грейс находят и ведут на Летучий Голландец (он находится в пещере рядом с Адской Кухней). Там уже находится Эдвард, который, получив ключи и освободившись, вновь устраивает резню. В этот раз у нас в арсенале уже нет Томпсона или револьвера, а лишь сабли с пистолетами. Но, честно говоря, с большинством противников без проблем можно разобраться одной лишь пиратской саблей. Добравшись до каюты капитана, детектив вновь оказывается под властью ведьмы, и нам вновь дают поиграть за девочку. Но тут уже никаких загадок нет, с помощью трости открываем проход в тайную комнату и подкидываем Джаррет куриную лапку, из-за чего ритуал идет не по плану и бессмертная колдунья… умирает (видимо, так и работает вуду). После этого остаётся лишь расправиться с оставшейся командой Джека (забрав у одного из них меч Николаса) и с ним самим. В этот раз финальный босс — это просто ещё один противник, а не головоломка. После пары нокдаунов Карнби и Грейс садятся на лодку и уплывают, а Джек решает пострелять из пушки и тем самым обрушивает на себя пещеру. Вот такой финал.

Ещё одно дело закрыто.
Ещё одно дело закрыто.

Как и в оригинале, первый уровень сиквела характеризуют всю игру. Во главе геймплея теперь стоит экшен. Больше нет необходимости лезть в меню для выбора действия «Открыть/Искать», ведь двери открываются автоматически, а нужные предметы Эдвард подберёт сам. Инвентарь теперь не ограничен, а ненужные вещи (такие как пустые фляги) из него исчезают. Пошло ли это игре на пользу? Сложно сказать, ведь она вышла вполне себе неплохой. Но вот как сиквел той самой Alone in the Dark это, конечно, совсем не то. Вместо мрачненькой истории в духе Лавкрафта нам дают местами комичный полумультяшный замес с бессмертными пиратами-гангстерами в Рождество. Саундтрек тоже изменился под новое направление — музыка стала более задорной и «морской». Если коротко — Alone in the Dark 2 отлично подходит под определение «хорошая игра, но плохое продолжение», ибо чуть ли не всё, за что полюбили первую часть, тут было убрано. Но всё же, что-то абсурдно милое в ней есть, за что она и запоминается. Несмотря на смешанные отзывы второй части, Infogrames не оставила серию и выпустила третью часть, к которой мы прямо сейчас и перейдём.

Alone in the Dark 3, 1995

В этот раз у нас июль 1925, и Карнби берётся за дело об исчезнувшей съёмочной группе. В основном детектив согласился заняться этим из-за того, что в этой группе состояла его старая знакомая Эмили Хартвуд (да-да, из первой игры). Группа должна была снимать фильм где-то в пустыне Мохаве (ни слова про ядерную зиму), рядом с городком Слотер Галч. Про название и его историю мы поговорим чуть позже. Прибыв на место, Эдвард сразу же сталкивается с каким-то ковбоем, который взрывает мост, ведущий в город. К счастью (или нет, это как посмотреть), герой успевает перепрыгнуть и попасть в городок, который теперь наводнён призраками бандитов, шахтёров и прочих интересных личностей. И теперь со всем этим вновь придётся разбираться нам.

Новый аутфит Рептилии.
Новый аутфит Рептилии.

Итак, скажу сразу, что в этой части сюжет чуть менее понятный. У нас есть город Слотер Галч (в переводе на русский — Ущелье Бойни). Разумеется, такое название поселение получило не просто так. Когда-то давно, в 19 веке, Джед Стоун (который, кстати, является сыном Элизабет из второй части и Иезекииля из первой) отрыл в пустыне Мохаве золотую статуэтку птицы. После этого туда хлынули старатели отовсюду и начали рыть, попутно убивая местных. И спустя какое-то время Джед основал на этом месте Слотер Галч. Из-за золота и удачного расположения городок процветал, потому Стоун начал постройку железной дороги и даже соорудил водонапорную башню. Но из-за особенности местного контингента (Джед нанимал преступников, и даже шерифом у него был бывший главарь банды) в какой-то момент в городе линчевали работника железнодорожной компании и даже целого правительственного агента. После этого часть шахтёров взбунтовалась против Джеда и его людей. Скрываясь в горах, бандиты подорвали себя и были захоронены под камнями. Сам город после этого пришёл в упадок, и даже некоторые его части ушли под землю. И вот теперь Джед со своими головорезами вернулся из мёртвых и хочет с помощью руды сместить разлом Сан-Андреас, чтобы устроить катастрофическое землетрясение в Калифорнии (я так и не понял зачем, но, видимо, ему очень надо).

Тем не менее событий в сюжете тут даже больше, чем в предыдущих частях. Пока Карнби будет носиться по городу, он найдёт могилу Одноглазого Джека, который оставляет послание с обещанием вернуться. А в какой-то момент Джед предлагает обменять деньги для съёмок фильма на Эмили, и, разумеется, Эдвард соглашается, и, разумеется, бандит не держит слово, приказывая убить детектива. И его убивают взаправду. После этого мы оказываемся в пещере с индейцем, который говорит, что дух Карнби должен вернуться в своё тело, иначе ущелье вновь заполнится кровью, а для воскрешения надо вернуть ту золотую птицу. И мы, бегая в виде пумы, должны взобраться на статую Стоуна, забрать птицу и подраться с оборотнями. Но чтобы их дамажить, надо положить свою лапу в серебряную пыль. Ну разве это не интересное разнообразие? После воскрешения мы столкнёмся со своим двойником, который появился после смерти Карнби как его «злая» версия. Он повторяет каждое наше действие, и поэтому лучше сложить оружие, после чего Карнби и двойник сольются воедино. Зачем? Не знаю, видимо, потому что это звучит прикольно. Теперь уже можно идти мстить Джеду.

По пути к Стоуну, который спрятался в пещерах, мы освободим Эмили и столкнёмся с инженером Хатчинсоном, исследовавшим странные свойства местной руды. Но итог у этих исследований вышел… интересным: он мутировал в странное создание и был заперт в собственной лаборатории. Попасть к нему можно, изготовив сыворотку, которая уменьшает Карнби до размера мыши (мда). При этом инженер станет агрессивным, когда мы войдём в его камеру, и придётся его убить. Главарь банды же решил закосплеить Железного Человека и приоделся для встречи с Эдвардом. Но ему это не помогло, и с помощью комбинации воды и электричества, а также с помощью индейских духов мы отправляем его обратно в ад. После этого ковбой Карнби на поезде вместе с Эмили, прямо на локомотиве поезда, перепрыгивают разлом, отделявший Слотер Галч от остального мира, и на этом игра заканчивается.

Внезапно триквел решил быть ближе к первой части, хотя всё же в итоге он больше походит на вторую. Абсурдно-комичных ситуаций стало поменьше, уровень с пумой интересный. Вернули опцию «Открыть/Поиск», но вот сам поиск теперь занимает куда больше времени. При этом сюжет как будто бы более расплывчатый и написанный второпях, а приписывание антагониста в родственники к злодеям первых двух частей шито белыми нитками. Перестрелок стало поменьше, но всё ещё больше, чем в первой части. Атмосфера хоррора на Диком Западе передана неплохо, в том числе благодаря музыке (хотя в финальных титрах вообще рок врубили). В остальном же это всё так же хорошая игра, но не очень хорошая Alone in the Dark.

Так и закончилась оригинальная трилогия Alone in the Dark. Первая часть задрала планку так высоко, что, по всей видимости, Infogrames и Бонелл не знали, что делать с её продолжениями после ухода Рейналя. Потому после выхода триквела серия была поставлена на паузу вплоть до 2001 года. А то, что было потом с франшизой, мы, терпеливый читатель, узнаем в следующих частях.


Alone in The Dark 2

Платформы
PC | Mac | PS | PS4 | PS5 | SAT | 3DO
Теги
Дата выхода
25 сентября 1994
180
3.7
66 оценок
Моя оценка

Alone in The Dark 3

Платформы
PC | Mac
Теги
Дата выхода
16 марта 1995
146
3.5
48 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Первая часть оригинальной трилогии норм. А вот потом игра в экшон скатилась.

Видимо это проклятье жанра скатываться в шутан)

Да, особенно вторая. С её начала я прям прифигел.

Причём забавно, что серия успешно скатилась первой и уже в сиквеле

Читай также