Вчера Вчера 0 137

Bus World: следующая остановка — ЧАЭС

+1

Когда мы слышим словосочетание “симулятор чего-то”, мы сразу представляем себе специфическую игру, созданную для небольшой группы людей, которым интересно управлять локомотивом, грузовиком, строительным краном. Поэтому обычно к таким играм крепят ярлык “игра не для всех”, ведь далеко не всем захочется тратить реальное время на медитативный геймплей, заключающийся в долгой поездке и контроле скорости вашего грузовика или поезда. В таких играх редко бывает что-то из ряда вон выходящее, даже экстренное, вместо сюжета там отдельные сценарии, либо же полное их отсутствие. С другой стороны, есть и такие симуляторы, которые постоянно подкидывают игроку разные задачи в экстремальных условиях: от спасения людей из горящего здания до вытаскивания лебёдкой машины товарища из болота.

Но что, если скрестить какой-нибудь медитативный симулятор автобуса с работой в условиях постоянного риска? Над этой задачей задумались разработчики из студии KishMish Games. Делать игры про транспорт им не привыкать, я могу вспомнить симулятор машиниста поезда метро и пару симуляторов водителя автобуса. Но смогла ли студия внести разнообразие в классическую формулу поездок от точки к точке в игре  Bus World?

11

Сюжет: 5 из 10

На самом деле, говорить о сюжете в симуляторах не очень честно, ведь обычно, если он есть, то чисто номинальный, чтобы игроку было понятно, что он делает и зачем.  Bus World сочетает в себе и привычные сценарии, и что-то наподобие полноценного сюжета на одной из карт. 

Перед нами открывается карта мира с тремя точками: Исландия (наши дни), Украинская ССР, Чернобыль (1985-1986 годы), южные регионы Китая (наши дни).

Начинаем мы в Припяти, в тот день, когда наступил момент эвакуации населения из города после аварии на Чернобыльской АЭС. По всему городу слышны объявления об эвакуации, люди столпились на остановках, а мы после небольшого туториала подъезжаем к колонне автобусов и открываем двери для нервных граждан, которые пока ещё уверены, что это ненадолго, скоро все проблемы решатся и они вернутся в свои дома. Закрыв двери, мы выдвигаемся за колонной и покидаем город под красивую, но грустную мелодию. 

Ох, я прям в предвкушении следующих заданий, неплохо же начали. Но тут встал вопрос, а почему остальные миссии закрыты? Странно… Я даже в интернет вышел с этим вопросом, но ответа там не нашёл, я нашёл его в игре методом тыка. Оказывается, разработчики, как я предполагаю, решили таким образом подтолкнуть игрока поиграть и на других картах, и только после прохождения первых уровней Исландии и Китая будет разблокирован второй уровень Чернобыля. Почему я пишу о такой геймплейной детали, говоря о сюжете? А потому что это сильно сбивает погружение в сюжет. Возможно, разработчики руководствовались другой целью, не знаю, но я, как игрок, был неприятно удивлён таким ходом.

Кто смотрел сериал "Чернобыль" или читал что-то про последствия катастрофы, может вспомнить оружейные патрули, которые избавлялись от домашних и сельхоз животных, в этой игре воссоздали один из таких патрулей. Да, это всё ещё симулятор водителя автобуса.
Кто смотрел сериал "Чернобыль" или читал что-то про последствия катастрофы, может вспомнить оружейные патрули, которые избавлялись от домашних и сельхоз животных, в этой игре воссоздали один из таких патрулей. Да, это всё ещё симулятор водителя автобуса.

Что представляет собой сценарий по карте Чернобыля? Это 14 заданий, которые показывают жизнь в окрестностях станции до аварии, в момент аварии и после аварии. Время действия тут переплетено, то есть сначала мы вывозим людей из Припяти, потом за год до аварии мы развозим людей по остановкам, в следующей миссии развозим ликвидаторов аварии, и вот таким чередованием мы изучаем жизнь региона до и после трагедии. При этом нам не дают заскучать.

Также я могу выделить проблему постановки отдельных заданий: в одних миссиях мы видим срежиссированные кат-сцены, иногда в некоторых заданиях даже будет озвучка персонажей, которые комментируют свои действия, в других же - просто текстовое описание того, что делать, и ничего больше. Есть такое ощущение, будто миссии делались разными командами разработчиков внутри студии, у которых разное видение, и поэтому они все сделали по-своему, а единого контроля и вовсе не было, поэтому мы получаем разное сюжетное и геймплейное наполнение, очень отличающееся по качеству и интересу. 

За год до аварии
За год до аварии

Вторая карта - Исландия. Там всего 3 миссии, в которых надо вывезти людей из долины гейзеров, у начинающегося вулкана и в третьем уровне просто ехать по маршруту, развозя пассажиров по остановкам. 

На юге Китая уже 9 заданий, там и спасение от наводнения и от камнепада, и развоз туристов по разным красивым местам, и один раз даже надо будет сниматься в кино.

И вот с одной стороны у нас много разных сценариев, с другой стороны очень сильно страдает реализация, но тут проблема и геймплейная тоже.

Долина гейзеров, Исландия
Долина гейзеров, Исландия

Сеттинг и окружение: 6 из 10

3 карты с достаточно разным уровнем детализации. Исландия представляет собой частично небольшие посёлки, частично горную местность с озёрами. На мой взгляд, она самая скучная. Необычную природу этого региона можно было показать интереснее. Карта Китая уже побольше: несколько посёлков, побережье, горы, водопады, при этом всё это выглядит достаточно детализированным, чтобы поверить в то, что здесь реально живут люди.

Собираем туристов в Китае
Собираем туристов в Китае

Карта Чернобыля ощущается почти как отдельная игра. Не исключаю, что в самом начале разрабатывался симулятор чернобыльского водителя автобуса, но потом уже решили расширить игру и прикрутить пару карт. Разработчики всю душу вложили именно сюда и это чувствуется, ведь не только посёлки сделаны довольно детализировано, но и лесная местность, в которой пройдут несколько миссий. С другой стороны, местами всё же заметны проблемы низкого наполнения города, из-за чего он выглядит довольно пустым.

Чернобыльские пейзажи до аварии
Чернобыльские пейзажи до аварии

Геймплей:  6 из 10

В принципе, немного о геймплейной части игры я высказался, говоря о сюжете. Постараюсь тут копнуть чуть глубже.

Вот тот самый момент, когда после первой миссии в Чернобыле нас кидают в Исландию, сложность игры резко возрастает. Представьте, что вы играете в какой-нибудь соулс-лайк и после обучения вам дают предфинального и потом финального босса. Очень странный ход. Более того, даже если хотите начать с Исландии, то из трёх сценариев, первые два будут самыми сложными в игре, а третий представляет собой развоз людей по остановкам между посёлками. 

Тот случай, когда пригорает задница автобуса, а не только твоя...
Тот случай, когда пригорает задница автобуса, а не только твоя...

Итак, чуть подробнее о геймплее. В каждом задании нам дают разные автобусы, что радует, не все они отличаются лишь внешностью и габаритами, в управлении тоже есть разница. Есть несколько типов камеры, включая свободную камеру, которая не даёт отдалиться слишком далеко от игрока, но однажды она пригодится функционально - вылететь из автобуса и открыть капот. Не смотря на  разнообразие сценариев, основа геймплея - развоз пассажиров. А дальше уже вводятся всякие дополнительные компоненты, которые придают больше разнообразия и смысла для игры. Нам предстоит ехать по маршруту в жару и постоянно отключать двигатель, чтобы он не перегревался, собирать людей во время извержения вулкана при постоянно пребывающей лаве или везти людей из побережья в горы во время цунами, развозить туристов по лесу во время турсборов, участвовать в праздниках и так далее. Разнообразия нам отсыпали достаточно и это радует, есть чем заняться и в основном заскучать не дают. Однако, возникают вопросы логики некоторых миссий, например, когда нас посылают в рыжий лес для поиска наиболее загрязнённых радиацией участков леса, но не на внедорожнике, а на автобусе. 

Цель каждой миссии не просто развести всех пассажиров или выполнить какие-то другие задания, а сделать это с выполнением всех требований: придерживаться расписания, не нарушать ПДД, не заливать и не перегревать двигатель, не поймать сильную дозу радиации. За каждое нарушение или опоздание будет списываться некоторое количество денег, а чтобы пройти миссию, нужно набрать конкретную сумму, которая указывается в брифинге перед началом задания.

На волне
На волне

Помимо подготовленных заранее сценариев, у нас есть свободный режим, который позволяет просто в своё удовольствие кататься по картам, а ещё режим редактора, который позволяет создать свой уникальный маршрут и ехать по нему, выполняя простую развозку людей. В этих двух режимах можно использовать модификации различных автобусов, которые мы получаем за прохождение сценарных заданий. Если кого-то игра сможет увлечь, то есть возможность ещё покататься.

Создай свой маршрут и езжай по остановкам
Создай свой маршрут и езжай по остановкам

Графика: 5 из 10

Красивая ли игра? Да. Хорошая ли графика? Нет. Противоречиво как-то, не находите? А всё дело в том, что даже в играх из нулевых за счёт тех технологий можно создать красивую картинку, умело комбинируя эффекты, цвет и свет. Но если в 2025 году выйдет та же Total Overdose, которую я недавно рассматривал, будет ли она хорошо выглядеть? Конечно же нет. Так и с Bus World. Игра находилась в активной стадии разработки с 2017 года и вышла из раннего доступа только в 2023 году. На момент выхода есть симуляторы с куда более современной графикой, после которых Bus World выглядит устаревшим. 

Закат на юге Китая
Закат на юге Китая

С другой стороны, игра не выглядит откровенно плохо, а если выезжать куда-то в лес под Чернобылем, то игра дарит красивые пейзажи, приятные глазу. 

Звук: 3 из 10

Как я уже выше упомянул, у игры есть вступление с красивым атмосферным треком. И именно с музыкой тут сделали что-то странное. Её тут катастрофически мало, при этом она появляется совершенно внезапно в какие-то случайные моменты игры. Просто едете на автобусе развозить пожарных по лесу, тишина, а потом начинается трек, похожий на творчество группы Ария, заканчивается и всё, доигрывай остаток миссии в тишине. При этом в момент начала каждого трека игра заботливо показывает нам название и группу, от чего думаешь, это какие-то знакомые музыканты к разработчикам забегали на чай и попросили рекламы, либо разработчики где-то взяли эти треки и указали их для игроков, чтобы не надо было шазамить. Не знаю.

В этот момент начинает играть песня, а потом резко тишина...
В этот момент начинает играть песня, а потом резко тишина...

Подход к музыкальному оформлению вызывает лишь недоумение. Гораздо лучше было бы, если бы от музыки отказались бы в принципе. А если уж и хотелось разбавить гул движка и звук открытия/закрытия дверей автобуса чем-то мелодичным, то нужно было бы использовать другие подходы: либо добавить больше музыки, либо сделать компиляцию из инструментальных композиций, где одна в другую будет плавно перетекать, не говоря уж о полноценной композиторской работе, понимая, насколько дорого это может быть.

В остальном игра звучит… ну обычно, нормально, звучит так, как большинство подобных игр, из-за чего можно было бы особенно не рассматривать звук в этом обзоре.

Техническое состояние и оптимизация: 4 из 10

И вот мы подобрались к самой главной проблеме игры. Положительный момент только один - игра не вылетает, ну, по крайней мере, у меня вылетов не было вообще. А вот FPS местами проседает очень сильно, причём понижением настроек графики проблема не решается. Самые красивые и самые детализированные места нагружают систему сильнее мастодонтов игростроя. Выход один - терпеть. 

Красивый лес, роняющий фпс
Красивый лес, роняющий фпс

Помимо этого, многие жалуются на управление с руля, которое реализовано очень криво и требует дополнительных настроек. У меня руля нет, но есть классический Xbox геймпад, который игра не увидела. Ну ничего, я с клавомышью всю жизнь играю, но кому-то кайф точно обломали.

Итог

Пройдя все задания, я задался вопросом, а почему игра называется именно так? Где здесь World? Два варианта: либо изначально это действительно был симулятор водителя чернобыльского автобуса и потом кому-то захотелось докрутить ещё какие-то места, чтобы расширить потенциальную аудиторию игроков, но на многое разработчиков не хватило, либо изначальная концепция предполагала много карт из разных стран и разных эпох, но по силам и времени разработчики не справились, а может заметили недостаточный интерес сообщества и решили проект не развивать. Действительно, сейчас разработчики в соцсетях прямо говорят, что проект закончен и обновление или дополнения не планируются. 

Перегрелся, в попытках поставить справедливую и объективную оценку
Перегрелся, в попытках поставить справедливую и объективную оценку

В итоге мы имеем брошенный на полпути проект, без чёткого видения, без единого стиля, с очень разной по качеству подачей, но при этом и очень хорошей идеей. Отвечая на вопрос “насколько интересно это всё играется?”, я упомяну ещё раз, что в базе своей  Bus World всё же симулятор, поэтому, если вас не привлекает медитативный геймплей, то никакого удовольствия вы не получите. А опытных водителей может приятно удивить дополнительные факторы и условия выполнения заданий, которые и являются той самой идеей игры. Но при этом стоит быть готовым к эмоциональным качелям, когда сначала кажется простенько, потом хорошо, а потом плохо, и вот эти эмоции часто меняются с разной степенью продолжительности. 

Такие же эмоциональные качели и в оценке игры как целостного продукта. С одной стороны, я получил удовольствие от некоторых миссий, узнал что-то новое, интересное, с другой стороны, различные проблемы, возникающие то тут, то там, странная реализация некоторых моментов разочаровывают. В итоге получается что-то среднее, этакий сырой “проходняк” по меркам StopGame, или 4,5 из 10 по моим меркам.

Коллекция скриншотов


11
3.6
4 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также