Driver. Начало легендарной серии, которая не пережила конкуренцию с GTA. [Проверка временем]
Сегодня мы рассмотрим игру Driver, вышедшую 25 июня 1999 года на PlayStation 1, а позже портированную на другие платформы, которые вы видите на экране.
Driver — это гоночный экшен с элементами автосимулятора и приключенческого боевика, который получил признание критиков и игроков, став коммерческим хитом.
Разработчики черпали вдохновение из множества источников, включая классические фильмы о погонях, криминальные триллеры и автогонки 70-х годов, что отчетливо прослеживается в игре.
Даже знаменитый уровень в гараже напоминает сцену из фильма The Driver, где главный герой так же демонстрирует свои навыки вождения.
В детстве я играл в Driver, но, насколько помню, так и не смог пройти дальше гаража.
По какой-то причине мне даже не пришло в голову заглянуть в тренировку, где подробно объяснялось, как его пройти.
Интересно, сколько игроков бросили игру из-за этого уровня — раз во второй части разработчики решили не повторять такую ошибку. Наверняка многие школьники того времени жаловались друзьям, что застряли в гараже, и это вряд ли мотивировало их покупать игру.
Зато вторую часть я прошёл до конца и затёр до дыр в режиме свободного катания.
К первой же вернулся только в 2009 году в более сознательном возрасте, когда она вышла на iOS, и прошёл её полностью.
Особых трудностей в процессе прохождения не испытал, но и сильного восторга тоже — просто обычная игра, из которой мне запомнилась лишь миссия в гараже.
Перейдем к выбору платформы, на которой я буду разбирать игру.
Хотя, судя по информации из интернета, игра без проблем работает на современных ПК, после неприятного опыта с Дальнобойщики: Путь к победе, где я столкнулся с нестабильной работой, я решил, что при наличии консольной версии и отсутствии значимых отличий, кроме графики, предпочтительнее выбирать именно её, особенно если игра очень старая.
В случае с этой игрой версия для PlayStation 1 отличается от ПК-версии лишь графикой, поэтому я выбрал именно её, чтобы избежать возможных технических проблем.
Сейчас на экране вы можете увидеть графические различия между версиями. При этом, используя современный эмулятор, можно настроить графику PlayStation 1 так, чтобы она была максимально близка к ПК-версии.
Как и всегда, игру я раздобыл в «зелёном» магазине со 100% скидкой, а для эмуляции использовал DuckStation. Этот эмулятор не только позволяет запустить игру, но и значительно улучшает оригинальную графику PlayStation 1.
Давайте посмотрим, как выглядела игра до и после улучшений.
Картинка стала заметно чётче, модели приобрели более гладкие формы, а характерное для PlayStation 1 подёргивание текстур полностью исчезло.
Кроме того, можно включить широкоформатный режим двумя способами:
- Через чит-код, который сужает исходное изображение. В результате при включении режима 16:9 картинка не выглядит растянутой.
- Через настройку «широкоформатная отрисовка» с последующим включением режима 16:9. В большинстве игр это приводит к визуальным артефактам по краям экрана, но здесь я такой проблемы не заметил.
На первый взгляд игра стабильно работает в 16:9, но я опасался, что в какой-то момент это приведёт к непредвиденным багам, из-за которых придётся вернуться к родному формату 4:3.
В итоге часть футажей была бы в одном формате, часть в другом, что нарушило бы целостность восприятия у зрителя.
Поэтому я решил играть в оригинальном соотношении сторон 4:3.
Перейдём непосредственно к самой игре. Сразу отмечу, что на этот раз я не прошёл её до конца, поэтому мои впечатления основаны на первых двух часах игры.
Графика
Начнём с графики. Визуальная составляющая выглядит достойно и не вызывает раздражения. Машины получают заметные повреждения — на кузове появляются вмятины, а при сильных повреждениях из-под капота начинает идти чёрный дым.
Причём дым хорошо заметен, когда машина стоит, но менее различим в движении — это демонстрирует внимание разработчиков к деталям.
На дорогах разбросан мусор, который можно сбивать, что добавляет игре реалистичности.
Дальность прорисовки ограничена из-за технических возможностей PlayStation 1 — дорога буквально появляется у нас на глазах. Однако это не доставляет неудобств, поскольку в игре есть мини-карта, на которой заранее видно расположение дорог. Благодаря этому невозможно внезапно врезаться в появившуюся из ниоткуда стену или тупик.
Сами дороги выглядят оживлёнными благодаря движущемуся транспорту, но безлюдные улицы создают ощущение пустоты.
Лишь изредка встречаются прохожие, с которыми нельзя взаимодействовать.
Управление
Теперь поговорим об управлении. Оно вполне удобное и не вызывает серьёзных нареканий.
Единственное, что может показаться непривычным — это схема управления: газ и тормоз назначены не на задние триггеры, как в современных играх, а на кнопки крестик и квадрат. Однако к этому быстро привыкаешь.
Сама машина ведёт себя приятно, управление отзывчивое, и автомобиль не ощущается утюгом на колёсах.
Перейдем к геймплею.
Основу игры составляют миссии, которые длятся в среднем 5–10 минут и отличаются неплохим разнообразием по меркам того времени.
Нужно доехать из точки А в точку Б, скрыться от погони, преследовать цель, а в одной из миссий даже разбивать витрины.
Возможно, есть и другие виды заданий, до которых я не дошел.
Как минимум, я помню, что на одном из этапов игры есть миссия, в которой, управляя такси, нужно сильно напугать пассажир, доведя счетчик испуга до максимума за счет экстремального вождения.
Миссии проходят на время, но его обычно дают с запасом, так что таймер не становится серьёзной проблемой. Гораздо больше хлопот доставляет местная полиция.
В отличие от GTA, здесь копы строго следят за ПДД: за превышение скорости или случайное касание другой машины в потоке они сразу начинают погоню.
Каждое нарушение повышает шкалу розыска — чем она выше, тем агрессивнее ведёт себя полиция. В ход идут дополнительные патрули, заграждения на дорогах, а количество одновременных преследователей возрастает.
Особенно неприятно, когда патруль оказывается у самой точки назначения: завершить миссию с хвостом нельзя.
Если машина уже на последнем издыхании, избежать перезапуска уровня не получится — прочности не хватит, чтобы вывести из строя полицейские автомобили и оторваться от погони.
Кстати, кажется, что полицейские машины менее прочные, чем транспорт игрока.
Некоторые задания состоят из нескольких частей, где состояние машины переносится на следующую миссию, так что ошибки на первом этапе могут усложнить прохождение дальше.
А теперь перейдем уровням.
Игра начинается с миссии в гараже. Однако, как я упомянул в начале видео, пройти ее будет несложно, если предварительно заглянуть в тренировку.
Всего в игре представлены четыре города: Майами, Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Нью-Йорк, где разворачиваются все миссии.
Кроме того, есть секретный город Ньюкасл, но в нем отсутствуют какие-либо задания.
В своем прохождении я дошел до Сан-Франциско.
Каждый город в игре обладает уникальными чертами, отражающими его реальные прототипы. Например, в Сан-Франциско можно увидеть канатный трамвай — такую же достопримечательность, как и в настоящем городе.
Режимы
Что касается сюжетного режима, то история подаётся через видеоролики, но разобраться в ней непросто. Я пересмотрел все футажи, пытаясь разобраться в сюжете, но так и не смог до конца понять, что происходит.
В начале игры главный герой Джон Таннер сдаёт полицейский значок и начинает работать на криминальный мир, что ясно указывает на то, что он — коп под прикрытием.
Однако мотивация его действий и конечная цель остаются туманными.
На протяжении нескольких часов игры, что я наиграл, мы выполняем задания преступников, но кого именно Таннер пытается вывести на чистую воду, так и не объясняется.
В результате складывается ощущение, что мы просто играем роль водителя на побегушках.
В конечном итоге история выглядит скорее формальностью, чем полноценным элементом игры.
Возможно, к финалу всё становится понятнее, но меня сюжет так и не зацепил.
Помимо сюжетного режима, в игре доступен режим свободной езды, где можно кататься по любому открытому городу без заданий. На момент выхода Driver трёхмерные игры с открытым миром на PlayStation 1 были редкостью, что делало этот режим особенно привлекательным.
Также доступны различные испытания на скорость и мастерство вождения:
- Survival – выживание под натиском полиции, которая пытается вас задержать.
- Dirt Track – гонка по пересеченной местности.
- Pursuit – догонялка, где нужно вывести из строя машину противника.
- Getaway – побег от полиции на время, но вывести полицейскую машину из строя не получится – она неуязвима.
- Cross Town Checkpoint – проезд через контрольные точки на скорость.
- Trail Blazer – заезд по маршруту, отмеченному флажками, с ограниченным временем. Каждый собранный флажок добавляет секунды к таймеру.
Эти режимы добавляют игре разнообразие и позволяют отточить навыки вождения.
Локализация
Если говорить о локализации, то в целом она оставляет положительное впечатление, хотя и не лишена недостатков.
В некоторых моментах можно услышать посторонние шумы, например, дыхание в микрофон, что немного портит восприятие. Однако озвучка остаётся разборчивой, и общий смысл диалогов передаётся вполне чётко.
Интересный момент — местами интонации актёров напоминают речь гопников. Не знаю, было ли это сделано намеренно или получилось случайно, но такой стиль неожиданно играет на руку игре. Учитывая, что герой выполняет задания для бандитов, подобная подача добавляет атмосферы и делает диалоги более аутентичными.
Реплеи
Также стоит отметить, что разработчики проделали большую работу, добавив возможность просмотра повторов миссий. Прохождение демонстрируется с кинематографичных ракурсов, создавая эффект настоящего фильма.
Более того, в игре предусмотрен редактор, позволяющий редактировать повторы вручную. Это дает игроку полный контроль над камерой и возможностью создавать собственные зрелищные сцены, которыми можно делиться с друзьями.
Общие впечатления
Я провел в игре около двух часов и не столкнулся с серьезными трудностями при прохождении миссий, хотя некоторые из них потребовали нескольких попыток.
Судя по видео на YouTube, полное прохождение занимает около трех часов, благодаря чему игра не успевает надоесть.
В целом, игровой процесс мне понравился, хотя порой раздражало неожиданное появление полицейских прямо у пункта назначения.
Однако подобие открытого мира и проработанное управление автомобилем выполнены на высочайшем уровне для своего времени, оставляя приятные впечатления.
Подведем итог
Несмотря на возраст, игра остаётся вполне играбельной и может доставить удовольствие даже сегодня.
Пусть сюжет и кажется формальностью, но всё остальное выполнено на высоком уровне.
Благодаря коротким миссиям Driver отлично подходит для портативных устройств — идеальный вариант для игры в общественном транспорте или во время коротких перерывов.
Печально осознавать, что серия Driver начиналась многообещающе, но, пытаясь конкурировать с GTA, утратила свою уникальность и в итоге не выдержала конкуренции.
Последняя игра серии, Driver: San Francisco, вышла в 2011 году и стала своего рода переосмыслением франшизы. Несмотря на тёплый приём как со стороны критиков, так и игроков, её успех не вдохновил разработчиков на дальнейшее развитие серии.
Когда-нибудь обязательно разберу эту игру у себя на канале.
Обязательно подпишитесь на YouTube-канал и блог, чтобы не пропустить новые видео и статьи!
А также заглядывайте в мой Telegram, где я делюсь мыслями и выкладываю мемы.
Делитесь своим мнением об игре в комментариях и предлагайте игры для разбора в рубрике "Проверка временем".
Если вы хотите поддержать канал, информацию о том, как это сделать, можно найти в описании видео или на странице канала.
С вами был улетный гусь.
До скорых встреч.
Лучшие комментарии
Игра, которая запоминается на всю жизнь дважды: первой миссией и последней.