Дальнобойщики: Путь к победе. Хит на все времена или пережиток прошлого? [Проверка временем]
Сегодня мы рассмотрим игру «Дальнобойщики: Путь к победе», вышедшую 25 марта 1998 года эксклюзивно на ПК.
Похоже, это первая игра, целиком посвящённая грузоперевозкам на фурах — по крайней мере, мне не удалось найти сведения о более ранних проектах с подобной тематикой.
Разработкой занималась российская студия SoftLab-NSK, которая, согласно открытым источникам, до выхода первых «Дальнобойщиков» не выпускала игровых проектов, а специализировалась на создании компьютерных тренажёров.
Тем не менее, отсутствие опыта в игровой индустрии не помешало разработчикам создать качественный симулятор, который был тепло принят как критиками, так и игроками.
Эта игра прошла мимо меня, так как на момент её выхода я был ещё слишком мал, и вряд ли она могла меня заинтересовать. К тому же, у меня тогда просто не было компьютера.
Купить эту игру сейчас невозможно, в отличие от второй части, которая доступна в магазине GOG.
Поэтому я скачал двухдисковую версию из "зелёного магазина" с 100% скидкой.
Установка и решение проблем с запуском
Установка игры прошла без проблем — я просто смонтировал образ в Daemon Tools и выполнил полную установку.
Однако дальше возникли трудности: игра отказывалась запускаться, требуя наличие диска в дисководе, хотя он был смонтирован.
Решение нашлось в интернете: достаточно было отредактировать ini-файл с название Truck и создать в папке с игрой пустой файл с названием DISK1.
Возможно, игра чувствительна к букве привода, с которого выполнялась установка. Если виртуальный или реальный дисковод изменил свою букву после установки, игра перестаёт распознавать диск.
Я как раз помню, что после установки размонтировал образ, а когда игра снова его запросила, повторно смонтировал — возможно, уже с другой буквой привода. Вероятно, именно это и стало причиной проблемы.
Интересно, что второй диск для установки не нужен — он заполнен, по сути, бесполезными видеороликами.
Вероятно, его добавили, чтобы оправдать более высокую цену игры, ведь раньше количество дисков влияло на стоимость.
Игра запрашивает второй диск только при попытке просмотреть эти ролики через главное меню.
Возможно, если скопировать видео в корень игры и создать пустой файл DISK2, запрос исчезнет.
Система защиты от пиратства может показаться примитивной, но на момент выхода, когда интернет был слабо распространён, она, вероятно, выполняла свою задачу.
Однако на этом проблемы не закончились.
Как бы я ни пытался настроить игру, она стабильно вылетала — то при запуске новой игры, то при первой же попытке сдвинуться с места.
Более того, она настойчиво отказывалась запускаться в видеорежиме «Ускоритель», заявляя, что моему видеоадаптеру не хватает текстурной памяти.
Я пробовал использовать утилиту dgvoodoo, которая предназначена для решения проблем совместимости старых игр с современным железом и ОС, но это не дало никаких результатов.
Позже я наткнулся на фанатский патч, и, скопировав его в папку с игрой, а также отключив оптимизацию полноэкранного режима в свойствах exe-файла в разделе совместимости, смог хоть как-то её запустить.
Но даже после этого оставалась ещё одна проблема: в полноэкранном режиме игра отображалась лишь в центре экрана, а остальное пространство оставалось чёрным.
Записать видео в таком формате у меня не получилось, поэтому я играл в оконном режиме — в целом, без особых неудобств.
Кстати, после записи геймплея при следующем запуске игра отказалась работать в оконном режиме, начала выдавать ошибку и запускалась только в полноэкранном формате.
А в нём, как я уже говорил, у меня были проблемы с захватом изображения.
Из-за этого у меня были проблемы дозаписи футажей в видео-версии статьи.
Что ж, пора перейти непосредственно к игре.
Выбор сложности
Перед началом игры предлагается выбрать уровень сложности: «Аркада» или «Симулятор».
Однако сама игра никак не поясняет, в чём между ними разница.
В шутерах всё понятно — сложность обычно регулирует урон от врагов, но здесь всё куда менее очевидно.
В теории, изменения могут касаться чего угодно: от поведения соперников до стоимости ремонта или даже отключения автоматической коробки передач.
На практике сложность «Аркада» делает игру больше похожей на Need for Speed — машину почти не заносит, а вес груза, судя по ощущениям, вообще не влияет на управление.
«Симулятор», напротив, делает поведение грузовика более реалистичным — масса отчётливо чувствуется, а управлять становится заметно сложнее.
Я играл на уровне сложности Симулятор и только ближе к концу игровой сессии решил взглянуть, чем отличается Аркада.
Поэтому всё, о чём я расскажу дальше, касается именно сложности «Симулятор», так как, на мой взгляд, именно её разработчики задумывали как основную.
Графика
Поговорим о графике.
Мне не удалось запустить игру с графическим ускорителем — возможно, с ним она выглядела бы лучше.
Поэтому оцениваю то, что есть.
С одной стороны, графическая составляющая выглядит вполне достойно, особенно благодаря вниманию к деталям: проработанный вид из кабины добавляет реалистичности, а визуальное отображение повреждений делает игровой процесс более правдоподобным.
Однако у неё есть и существенные недостатки.
Вдали текстуры иногда рябят, из-за чего начинают уставать глаза, а ограниченная дальность прорисовки порой бросается в глаза, хотя и не сильно мешает игре.
Но главный недостаток — невозможность нормально запустить игру в полноэкранном режиме для комфортной игры.
В итоге я склонен сказать, что графическая часть игры не прошла проверку временем.
Уровни
Что касается уровней, то игроку доступно пять различных локаций, каждая из которых предлагает уникальный игровой опыт.
- Три уровня посвящены коммерческой доставке грузов из пункта А в пункт Б.
На этих уровнях присутствуют срезки, позволяющие значительно сократить маршрут и получить преимущество над соперниками.
Однако некоторые из них требуют съезда с асфальта на менее удобные покрытия, такие как щебень или грунтовые дороги, а иногда включают крутые подъемы.
Для полностью загруженного грузовика это может быть рискованно — велик шанс увязнуть или застрять, потеряв больше времени, чем удалось бы сэкономить.
При этом дороги на коммерческих уровнях выглядят безжизненными — отсутствует как трафик, так и случайные события, что делает поездки менее живыми.
Кроме того, точки старта и финиша всегда одни и те же, из-за чего маршруты быстро приедаются.
- Еще один уровень представляет собой гоночную трассу, где игрок соревнуется с другими грузовиками, но без прицепа.
Здесь важно не только мастерство вождения, но и грамотное использование трассы.
- Последний уровень — полоса с препятствиями, где необходимо преодолевать различные испытания, проверяя навыки управления грузовиком.
На уровне может идти дождь, о чём предупреждает светящаяся табличка перед выездом.
Однако дождь — это не просто декоративный эффект. Он снижает сцепление с дорогой, повышая вероятность заноса.
Кроме того, ухудшается обзор из водительской кабины, заставляя включать дворники.
Без них лобовое стекло быстро покрывается водой, и дорогу становится почти не видно.
Время суток на уровнях остается неизменным, но один из коммерческих уровней проходит ночью.
Стоит на этом уровне выехать за город, как дальность видимости резко сокращается — за пределами света фар не видно практически ничего.
Это создаёт атмосферу, максимально приближенную к реальности.
Те, кто ездил ночью по загородным дорогам, поймут.
Я так и не решился отправиться на этот уровень в дождливую погоду.
На уровнях можно увидеть рекламу зарубежных брендов, и у меня складывается ощущение, что разработчики разместили её без согласования с правообладателями.
Также в игре есть своеобразная хаб-локация — база, где мы загружаемся, улучшаем машину или покупаем новую, а затем отправляемся на один из пяти уровней.
Однако она не способствует погружению, а лишь тратит время — привычное меню было бы куда быстрее и практичнее.
Управление
Давайте перейдем к управлению
На первый взгляд, игра может напугать обилием кнопок, создавая ощущение, что управлять машиной придётся чуть ли не как играть на пианино.
Однако, как оказалось, многими из них можно вовсе не пользоваться. Например, есть возможность посмотреть в левое или правое окно, а также включить вид из бокового зеркала и даже менять его ракурсы.
Но в процессе игры я так и не нашёл этим функциям применения — она не требует выполнения сверхточных манёвров, где это действительно могло бы пригодиться.
Кроме того, можно отключить автоматическую коробку передач и переключать передачи вручную. Я этим не пользовался, но тем, кто хочет большей иммерсивности, такой вариант может прийтись по душе.
Пришло время поговорить о геймплее
Игра сосредоточена на управлении грузовиком.
На коммерческих маршрутах мы загружаем машину товаром и должны доставить его в конечную точку.
Однако эта точка всегда одна и та же, без каких-либо изменений или событий на карте.
В зависимости от настроек, вместе с нами могут ехать другие грузовики, которых нужно обогнать.
Однако игра не объясняет, как именно финиширование первым влияет на прогресс — деньги начисляются в любом случае.
Товары обладают несколькими характеристиками:
- Цена — стоимость закупки одной единицы груза.
- Вес и объем — определяют, сколько груза можно разместить в кузове.
- Хрупкость — указывает, насколько повреждения от столкновений влияют на его сохранность.
Сначала казалось, что регулярные перевозки товаров от одного поставщика повышают их качество и стоимость. Однако позже, вернувшись на базу без сохранения, я обнаружил, что ассортимент поставщика изменился. Вероятно, доступные грузы генерируются случайным образом.
Также есть гонки на грузовиках без прицепов, где мы соревнуемся с другими водителями, а ещё — полоса с препятствиями, которую предстоит проходить в одиночку, преодолевая различные преграды, например ямы.
Скорее всего, эти режимы добавлены как запасной способ заработать деньги в случае, если все средства ушли на ремонт грузовика, и больше не на что закупать товар для перевозки.
Заработанные деньги можно потратить на закупку нового товара для перевозки, улучшение грузовика, его ремонт или покупку новой машины.
Кроме того, если мы застряли, например, увязли в грязи, можно воспользоваться функцией восстановления через меню.
За определённую сумму машина будет перенесена на ближайший участок дороги.
Сохранение прогресса происходит только после завершения заезда.
Это значит, что если улучшить машину на базе, начать заезд, а затем передумать и вернуться обратно, все изменения сбросятся, и улучшения, сделанные до заезда, придётся покупать заново.
При этом в меню базы отсутствует возможность вручную сохранить игру.
Теперь поговорим об улучшениях
Одним из улучшений является навигатор, который добавляет мини-карту, показывающую местоположение игрока, соперников и возможные срезки. Однако его польза ограничена — карты не меняются от рейса к рейсу, их не так много, поэтому со временем маршруты запоминаются, и покупка навигатора для новых машин становится бессмысленной.
Можно установить регулируемое сиденье, которое слегка изменяет угол обзора, но на геймплей это почти не влияет.
Среди действительно полезных улучшений стоит выделить форсированный двигатель и антипробуксовочную систему, которые заметно улучшают управляемость и динамику грузовика.
При смене машины установленные улучшения не переносятся, поэтому их нужно приобретать заново.
Ремонт
Что касается ремонта, то кузовной ремонт можно проводить прямо во время поездки — достаточно нажать клавишу Backspace, и грузовик будет восстановлен.
Однако расходники, такие как тормоза и шины, заменяются только на базе.
Чем сильнее повреждена машина, тем ниже её стоимость, что напрямую влияет на цену при продаже, когда мы решаем заменить её на другую.
А теперь — об автопарке.
Игрок начинает на машине Зил, но позже при накоплении достаточного кол-ва средств может преобрести себе другой грузовик.
В игре представлены грузовики известных марок, включая Volvo, Renault и Scania. Однако мне не удалось найти информацию о том, получали ли разработчики официальную лицензию на их использование. Вероятно, машины были добавлены без согласования с правообладателями.
При покупке нового грузовика старый автоматически продаётся. Разные модели отличаются грузоподъемностью и мощностью двигателя: чем выше эти показатели, тем больше груза можно перевозить за раз и тем быстрее выполнять доставки, что напрямую влияет на доход игрока.
Пора поговорить о том, как ощущается грузовик в игре
На уровне сложности «Симулятор» физика поведения грузовика для своего времени реализована довольно реалистично.
- Погодные условия влияют на управление: во время дождя сцепление с дорогой ухудшается, и машина становится менее управляемой.
- Нагрузка на двигатель заметна при остановке на подъеме — груженый грузовик с трудом трогается с места.
- Вес груза также сказывается на управлении: загруженная машина разгоняется медленнее, а её маневренность снижается.
- Пробуксовка возможна при потере сцепления с дорогой, например, на скользкой или рыхлой поверхности.
Однажды я случайно заехал в болото, и пока задние колёса не нашли твёрдую почву, машина едва двигалась, практически буксуя на месте.
- Износ шин и тормозных дисков также ощущается — со временем машина становится менее управляемой и предсказуемой.
- Повреждения грузовика отображаются визуально и напрямую влияют на управляемость.
- Тип покрытия тоже играет роль: на рыхлом грунте машина теряет сцепление и может забуксовать в грязи.
Сюжет
Что касается сюжета, то полноценного сюжетного режима в игре нет.
Согласно Википедии, основная цель — заработать $1 000 000, после чего игра должна завершиться. Однако сама игра никак не сообщает, что перед игроком стоит такая задача.
Перейдем к мультиплееру
В игре был реализован мультиплеер, однако мне не удалось найти видео с его геймплеем.
Судя по доступной информации, режим многопользовательской игры повторял основной геймплей — игроки соревновались в доставке грузов, стараясь опередить друг друга.
Общие впечатления от игры
Из плюсов могу отметить проработанную физику автомобиля — в этом аспекте игра действительно удалась. Однако на этом её достоинства, по сути, заканчиваются.
Среди минусов особенно выделяется отсутствие какого-либо обучения: приходится самостоятельно разбираться, как различные показатели и улучшения влияют на управляемость грузовика. Кроме того, игра не объясняет, по какой формуле рассчитывается заработок и как финишное место влияет на итоговую сумму.
Геймплей быстро превращается в рутину — игра ощущается как гриндилка, где приходится бесконечно выполнять однотипные заезды по неизменным картам. Единственная переменная — иногда может пойти дождь, но в остальном маршруты остаются одинаковыми от заезда к заезду.
Меня также расстроило, как игра капризно работает на современном железе, не говоря уже о периодических проблемах с проваливанием под текстуры.
Ещё одна странность — полное отсутствие фоновой музыки. Да, я могу включить свою, но само по себе это выглядит необычно. Сначала я подумал, что это баг или проблема совместимости, но, посмотрев видео на YouTube, убедился, что у других игроков ситуация такая же.
Подведём итоги
Несомненно, для своего времени игра была прорывной, но сегодня она вряд ли заинтересует кого-то, кроме тех, кто играл в неё в детстве и хочет окунуться в ностальгию. Однако даже они могут отказаться от этой затеи, столкнувшись с множеством технических проблем при запуске на современном железе и операционных системах.
А вот с продолжением, похоже, всё гораздо проще — оно доступно в GOG, что значительно упрощает запуск на современных системах.
Игра обрела культовый статус, а разработчики, судя по информации в интернете, проделали масштабную работу, устранив многие недостатки оригинала.
Меня также удивило, насколько популярна эта игра до сих пор — её можно встретить на прилавках "зелёного" магазина, где её раздают, словно какую-то горячую новинку.
Вероятно, если и стоит знакомиться с «Дальнобойщиками», то только со второй частью. Обязательно разберу её у себя на канале!
Обязательно подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые видео!
А также заглядывайте в мой Telegram, где я делюсь мыслями и выкладываю мемы.
Делитесь своим мнением об игре в комментариях и предлагайте игры для разбора в рубрике "Проверка временем".
Если вы хотите поддержать канал, информацию о том, как это сделать, можно найти в описании видео или на странице канала.
С вами был улетный гусь.
До скорых встреч.
Лучшие комментарии
Ууух. Пацанам много не надо было) накопил на самую мощную тачку и в топе. Я, в отсутствии возможности альтернатив на своем железе, потом загонял до дыр и вывел, что срезать — действительно не надо, даже самый длинный маршрут, на котором почти никогда никого, даже с полной загрузкой вполне себе по времени приходишь первым.
Про миллион не знал — а мультик в конце показывают?)
А какой там был дождь на стекле, ммм, во вторых мне не понравился эффект, так как здесь.
Т.е. реально сама игра ненадолго — поездить и ощутить поведение разных грузовиков. Но воображение, собственные челенджы и усидчивость растягивали на сколько нужно. У нас была версия на одном диске, потом в магазине увидели на два и удивлялись — ашо там на два? но продавцы честно рассказали что)
Играл в каких-то дальнобойщиков в детстве. То ли в первых, то ли во вторых. Меня дико бесило, что игра заставляла устраивать гонки на грузовиках — это рушило погружение и казалось предельно нелогичным. В итоге я пропускал всех вперед, а потом спокойненько себе ехал, любуясь пейзажами. Приезжал последним, но с целым грузом и с чувством глубокого удовлетворения. Такой вот Евро трак симулятор получался.