Вчера Вчера 1 622

Фехтовальщик про стили фехтования в звездных войнах

+9
 

Геймеры и гики очень любят эстетику мечей фехтования и доспехов. Сегодня глянем на них с позиции человека который профессионально занимается фехтованием на клинковом оружии.

Частенько в ютубе можно найти часовые разборы стилей фехтования из разных вселенных. Но порой авторы не разбираясь в фехтовании несут такую чепуху что плакать хочется.

Текстовая версия будет ниже. Если у вас все еще работает ютуб как бы велком в видео версию.

Будем повышать грамотность в разрезе фехтования.


Всем привет народ, а меня зовут Лёша Свиридов и я фехтую на мечах уже около пяти лет. Сегодня поговорим о том как работают джедайские стили фехтования и что у них общего с реальностью.


Дело в том что очень много роликов на англоязычном и русскоязычном тубе, которые рассказывают про стили фехтования световых мечах, но проблема в том, что обычно люди понимают что-то в лоре Звёздных войн, прекрасно в нём разбираются, но фехтовании они не понимают НИЧЕРТА!!!


Первое о чём нам надо договориться на берегу это имеет ли световой меч вес. Это важно! В зависимости от массы клинка меняется точка баланса, а соответственно и техника владения.

Если судить, по той манере фехтования которую мы видим в фильмах, клинок имеет небольшой вес, если бы у нас был невесомый клинок как утверждают некоторые интерпретации лора, им было бы чрезвычайно просто управлять. Джедаи и ситхи могли бы применять его как фонарик. И это превратилось бы в исключительно спортивную саблю спортивную шпагу, когда любое касание может грозить отрезанными пальцами и вы можете невероятно быстро перемещать клинок в пространстве.

А то что мы видим в постановке Звёздных войн — это тяжелый рубящий клинок. А.К.А. катана которая представлена в кендо или кендзюцу или длинный меч который представлен в HEMA (Historical European Martial Arts). Об этом говорят позиции рук с оружием, атаки, защиты, и постановка ног.

Оби ван стоит в позиции Железная Дверь (Для душнил да в Немецкой традиции это именно Железная Дверь, я знаю что у итальянцев Железная дверь это когда меч внизу аналог позиции Глупец в немецкой традиции)
Оби ван стоит в позиции Железная Дверь (Для душнил да в Немецкой традиции это именно Железная Дверь, я знаю что у итальянцев Железная дверь это когда меч внизу аналог позиции Глупец в немецкой традиции)

Два бойца стоят в "Железной двери" классическая ситуация.
Два бойца стоят в "Железной двери" классическая ситуация.


Напишите мне о том как я не прав в комментариях, но даже сам лор Звёздных войн на эту тему расходится.

Так же в звездных войнах используется такой термин как формы боя, а не стили боя.

Тут мне кажется те люди, которые изначально прописывали лор просто немножко неправильно использовали термин. Потому что сам термин был придуман Дрю Каршиным во время разработки первой части Star Wars Knight the Old Republic ребятам надо было придумывать механику ближнего боя. Вот они и придумали эти стили соответственно это назвали формами. Хотя правильнее было это назвать стилями.

Стиль — это совокупность технических и тактических особенностей бойца ведущего поединок, а форма — это английская form и обычно это обозначает чёткую последовательность приёмов в упражнении ката если хотите. Если вы занимались Карате вам очень знакомо это слово.

Ката это формализованная последовательность упражнений.

Окей мы подошли к самому интересному. Джедайские стили.

Форма I Ши-Чо



Начнём мы с формы I.

Я буду немножечко углубляться в лор Звёздных войн, чтобы мы могли поступательно разобрать все стили и оценить эволюцию джедайского фехтования.

Ну и конечно мы должны учитывать Силу которая позволяет джедаям видеть будущее.

Они по сути дерутся в слоумо, понимают что сделает соперник и поэтому у них происходят очень длинные фехтовальные фразы в отличие от наших которые максимально короткие. Первая форма боя в этом плане она очень забавная, а она позиционируется как нечто происходящее от классического, а металлического меча, эта форма основана на широких амплитудных ударах и на ударах в руки. Это первый стиль который Джедаи изучают ещё в возрасте юнлингов, а главным адептом этого стиле в период прикл считают мастера джедая Кита Фисто.

Ну если честно, мне кажется удары в руки не имеют ничего общего с милосердием, а это банально утилитарная штука, которая просто удобна. Когда мы фехтуем руки это ближайшая цель и в нее проще всего попасть.

Дарт Вейдер отрубает руку Люку Скайуокеру
Дарт Вейдер отрубает руку Люку Скайуокеру

Световой меч прожигает с одного касания всё что угодно, и весьма логично отрубить сопернику руки, чтобы потом его добивать. А ещё у него нет гарды и поэтому, если на обычном мече крестовина немножко перекрывает мои руки и если удар идет вдоль клинка он попадает в гарду. Именно по этому чем позже клинок тем больше становится гарда.


У светового меча такого свойства нет и поэтому руки ещё более уязвимы если только не вспоминать про вот это вот недоразумение



Оно на самом деле не так плохо насколько вас пытаются убедить ЗВшные ютуберы. Чтобы покалечится такой гардой надо иметь очень кривые руки. Эта гарда действительно может что-то заблокировать, но проблема в том, что она не защищает самую важную часть, перемычку между эфесом и клинком, что сводит весь полезный эффект этой гарды на нет.

Поэтому бить в руки на этом виде оружия вполне валидная тактика, но по поводу широких движений которыми они якобы разгоняли толпу… Звучит крайне сомнительно. Потому что, в фехтовании на клинковом оружии вы хотите делать максимально короткие и энергоэффективные движения и то что вы будете им размахивать во все стороны при массогабаритных характеристиках светового меча ну… крайне сомнительно

Этот стиль как-то очень странно сочетает несочетаемое. Единственный тип бойцов, которые действительно передвигаются в подобной манере это новички которые либо оголтело летят вперёд, либо наоборот зажимаются в обороне и пытаются что-то нарандомить по рукам.

Форма II Макаши

Описание их вукипедии
Описание их вукипедии


Довольно интересная штука форма II появляется немного позднее в период, когда появляются первые ситхи и у джедаев резко возникает необходимость противостоянии другому световому мечу. Поэтому появляется стиль максимально оптимизированный по дуэли на световых мечах.

Эта форма предполагает использовать световой меч в одной руке. Что даёт нам немножечко больше дистанции.

Если выделять какие-то основные элементы на которых этот стиль специализируется это либо работа из соединения.

Дуку применяет атаку с обкручиванием против Оби Вана.
Дуку применяет атаку с обкручиванием против Оби Вана.

То есть когда я за счёт чувству соединения я касаюсь руки соперника и отрубаю её

Или финты. Финт это когда я показываю атаку в один сектор, а иду атаковать в другой.



Также она характеризуется линейным футворком. То есть в основном перемещение здесь либо назад либо вперёд, люди далекие от боевых искусств просто не понимают. что такое футворк и нафига он нужен футворк — это система перемещений которая позволяет нам управлять дистанцией поединка.

Подкравшись слишком близко к противнику мы можем атаковать его практически без шансов и наоборот. Когда мы планируем защищаться нам лучше разрывать дистанцию с соперником потому, что чем ближе мы окажемся к сопернику в момент атаки тем атака произойдёт с меньшего расстояния, а следовательно будет быстрее.

Этот стиль обычно приписывают Кристоферу Ли. Насколько я помню Ну Кристофер ли он сам фехтовальщик он сам спортивщик. Именно поэтому он такой:
— Ну у наш меч невесомый я возьму его в одну руку и буду работать по сабельному. Зачем мне вот эта вторая рука это же неудобно

Поэтому на мой взгляд форма II Это один из самых интересных стилей фехтования в Звёздных Войнах

Также частенько подмечают искривлённый дизайн рукояти графа Дуку и действительно существуют такие спортивные клинки чтобы я мог фехтовать практически одними пальцами.

Форма III Соресу

Далее происходят события трилогии Дарта Бейна в результате которых все ситхи кроме двух оказываются уничтожены, а джедаи остаются без спарринг партнеров и становится более популярна форма III которая более адаптирована под противостояние областному огню нежели световому мечу.

Оби ван Кеноби и Мейс Винду противостоят бластному огню
Оби ван Кеноби и Мейс Винду противостоят бластному огню

Этот стиль построен на различных защитах, главным адептом и мастером этого стиля на момент воин клонов считают Оби Вана Кеноби.

Мне вообще очень нравится эта история про то как жили были атакующий учитель и очень атакующий ученик, учителя зарубили и ученик резко стал мастером оборонительного стиля.

А проблема в том что в реальности вы не можете защищаться бесконечно. Если вы делаете защиту, вы сразу же пытаетесь перехватить инициативу и дать человеку ответ.

Это и называется термином парад репост (Франц. parer Aнг. Parry- защита) (Англ. repost- ответ)

Люди часто путают эти термины парирования репосты контратаки. Сейчас кратенькая вводная.

Парирование — это защита клинком (Любая)
Рипост — это ответ клинком после взятой защиты
Контратака — Встречная атака на атаку соперника с попыткой опередить или перекрыться клинком от атаки соперника то есть «Взять оппозицию».

Проблема у меня с этим стилем в том, действительно можно работать через провокацию. Вы вызвали человека на какую-то атаку заманили его в ловушку там его перехватили и потом хладнокровно зарубили.

Прекрасный образец именно такого фехтования можно увидеть в двадцатой серии третьего сезона мультсериала повстанцы это последний бой Оби вана Кеноби и Дарта Мола.

Оби ван демонстрирует просто изящнейшую провокацию

Оби ван использует провокацию против Дарта мола
Оби ван использует провокацию против Дарта мола

Разбор этого боя уже есть на канале. Бой очень крутой одна из самых лучших дуэлей в Звёздных Войнах в принципе.

Сама манера такого боя она интересная это очень сложная тактическая штука, а, но в реальности конечно это очень тяжело делать.

Наша реакция в отличие от джедайской ограничена рамками от 0.3 до 0.2 секунды. Ну, а про дражение бластеров вообще молчу

Также вполне реалистичный элемент. Если мы посмотрим третий эпизод мы увидим что Оби ван постоянно пытается разорвать дистанцию с соперником, он постоянно отходит назад и стремится разорвать дистанцию.

Оби ван разрывает дистанцию
Оби ван разрывает дистанцию

Это делается для того, чтобы у него было время защититься и ответить.
В дуэли на Мустафаре как раз можно увидеть очень много этих элементов постоянные защита ответ.

Рубилово в защите ответе
Рубилово в защите ответе



Постановщик явно очень любит так называемые подвешенные защиты мы можем защищаться двумя способами. Существуют защиты клинком вверх, это так называемы прямые защиты и защиты с клинком вниз они же подвешенные

Они просто очень классно выглядят на постанове и поэтому их часто используют.

Не очень правдоподобно когда один боец исключительно атакует серией, а второй исключительно защищается. Обычно взяв защиту максимум две защиты, вы сразу же хотите вернуть себе инициативу и начать бить соперника в ответ потому что если вы правильно взяли защиту, то выпить можете, а ваш соперник нет.

Так что если бы у людей была неограниченная реакция это был бы идеальный стиль фехтования, но к сожалению у нас реакция весьма ограничена.

Форма IV Атару

Форма четыре на мой взгляд очень интересная. Этот стиль был популяризирован джедаями, которые были не согласны с защитной парадигмой формы III

Этот стиль предполагает быструю активную работу на ногах и очень быстрые влёт. Быстро прыгнул в соперника, зарубил его и на этом бой окончился. Бей первым бей быстро.

Это вполне себе валидная тактика в реальном фехтовании. Лучшее воплощение этого стиля на экраны мы можем увидеть в первом эпизоде когда молодой уван пытается зарубить Дарта Мола.

Этот стиль пожалуй самый серьёзный в плане своей физподготовки потому, что большое количество перемещений на ногах очень быстро вас вымотает.

Типичная ситуация когда в начале турнира это свеженький, а спустя тройку боёв ты уже особо не соображаешь и кругу к пятому уже думаешь, да когда же всё это кончится.

А че кого бить? А в смысле мы золото взяли? Боев больше не будет?Мои ощущения с турнира 2022 ого года
А че кого бить? А в смысле мы золото взяли? Боев больше не будет?
Мои ощущения с турнира 2022 ого года

Работа ногами это вообще отдельное искусство

По итогу четвёрка вполне себе жизнеспособный стиль

Форма V Шиен

Далее идёт один из интереснейших стилей фехтования в Звёздных Войнах форма V в двух вариантах Шиен и Джем-Со она была создана джедаями, справедливо считавшим форму III Соресу слишком сфокусированной на защите, а Атару, главный девиз которой БЕЙ РУБИ МОЧИ большими буквами, плохо сказалась на выживаемости джедаев. А тут и Войны клонов подоспели и Джедаи пришли Вполне себе к логично выводу что нужно уметь не только защищаться внезапно, но и атаковать Ну и ломиться в лобовую атаку не всегда лучшая идея иногда нужно и в защите постоять.

Главным адептом этого стиля считают Энакина Скайуокера

Пятый стиль — это Контр-рипост.

В такой манере боя я начинаю атаку не с целью попасть, а с целью вызвать соперника на защиту ответ.

И дальше я пытаюсь выиграть защиту ответ. И из-за того что я начал атаку, я могу предположить как будет защищаться соперник, и я владею инициативой, не теряя ее как при защите ответе.

На мой взгляд это одна из самых сложных, но при этом эффективных тактик ведения боя

Стиль VI Ниман

Достаточно забавный стиль Форма VI придумана для Джедаев дипломатов.

С одной стороны у нас есть джедаи воины вот эти вот мужики, которые бегают по галактике и рубят всё в капусту.

У них есть куча практики, а и они практически всё своё там свободное время посвящают фехтованию, именно поэтому они такие крутые специалисты по по нарезаю людей ну и ксеносов.

А вот если мы говорим про джедаев дипломатов, им вот эта световая погремушка особо не нужна. А и потому что она им особо не нужна скилы использования её у них очень посредственные.
Если посмотреть мультик Войны клонов можно частенько удивиться ситуации, когда какие-нибудь падаваны, которые постоянно были в горячих точках и которые дерутся практически постоянно, делают это компетентнее и лучше чем мастера джедаи.

А проблема в том что мастера джедаи когда-то там зачет, по фехтованию сдали и им он был 20 лет не нужен и тут.
Война клонов, твою мать!

Поэтому меня есть неплохое предположение как этот стиль мог выглядеть.

Мы понабрали кучу техник из предыдущих стилей и слепили какой-то уродливый микс из всего то есть того что у нас получилось. Такой себе джедайский курс по самообороне.
Например удар в ногу с одной руки был бы визитной карточкой этого стиля. Ну или удар в пах из клинча

Для того чтобы просто с одной в ногу много ума не надо.

Этот стиль должен выглядеть достаточно смешно и потешно, но драться с таким соперником будет крайне бесить мастера фехтования скорее всего профессиональный фехтовальщик победит такого бойца, но некоторые шансы у нашего абузера есть. Этот удар кстати появляется в пятом эпизоде, когда Вейдер начинает Люка подначивать, он с абсолютно гнусным выражением лица пытается ушатать Вейдера в ногу

Люк пытается ушатать Вейдера в ногу с одной руки
Люк пытается ушатать Вейдера в ногу с одной руки

Форма VII Джуйо
А и дальше у нас идёт форма VII, а я её называю просто — сраный обоюдочник.

Ему пофиг на попадание по себе и он просто крутит бесконечные серии он просто идет вперёд в атаку это классический цвертолет классический обоюдочник

Фехтуя с таким бойцом сложность в том чтобы не попасть по нему, а не допустить попадание по себе поэтому ваше фехтование заведомо сложнее. Драться с такими людьми не очень приятно

В общем ну вполне себе в ситком ключе.

Что меня больше удивило в процессе создания этого видео это не то насколько фехтование в Звёздных вонах отличается от реального, это было более чем очевидно, а то насколько некоторые моменты всё-таки попали в точку где-то вслепую, где-то благодаря усилиям актёров и постановщиков они попали в точку и в реальные типажи фехтовальщиков.
Что лишний раз доказывает насколько с любовью были выстроены оригинальные трилогия и трилогия приквелов. Там есть много интересных решение на уровне хореографии, которые позволяют больше и лучше раскрыть характеры героев


Лучшие комментарии

Классная статья. Было бы интересно узнать в каких фильмах/играх по мнению автора фехтование показано достоверно или наоборот нереалистично (идея для будущих статей) )

Читай также