29 декабря 2024 29.12.24 12 4352

Смерть DREAMLORE — Первые из последних

+21
 

Видеоверсия материала. Текстовая - ниже.

Есть один моментик, который надо подытожить. Совсем скоро новый год, и с одной стороны хотелось бы ограничиться очередным трёхминутным роликом ниочём, но есть одна тема, которая конкретно сейчас не даёт мне покоя.

Нам следует вернуться туда, к самому началу моей видеоблохерской деятельности. Не очень-то и хотелось бы, если честно.

Да-да, сюда. Вот полюбуйтесь.
Да-да, сюда. Вот полюбуйтесь.

Серия Блицкриг, всевозможная россыпь проектов на его основе, и Сталин против марсиан, который лежит среди всего этого добра как коричневая жемчужина. Проект трёх студий, двух издательств и одного визионера-провокатора. Того самого, который и первую на святой Руси визуальную новеллу слабал, причём для мобильных телефонов, один из первых ковырнул сеттинг «небесного СССР», и он же первый (и единственный), кто догадался, что на базе общественного достоянии тоже можно делать что-то игровое.

Сегодня мы поговорим про одну замечательную студию, о том, как она появилась, как она жила, и как не умерла, потому что никогда толком и не существовала.

Как такое возможно? А вот.

В общем, сегодня мы поговорим про студию Dreamlore. Которая I Turned Into A Martian. Которая Kremlincorp. Которая Holy Warp

Хотя кого я обманываю, это всё про Александра Щербакова. Чудо-богатыря.

Первородный суп

Сейчас, глядя на Steam, трудно даже осознать, что когда-то на Руси про визуальные новеллы и слыхом не слыхивали. Не было ни Бесконечного лета тебе, ни Зайчика. Да даже за бугром всё также было, и даже Katawa Shoujo на 4chan не начали разрабатывать. Был дикий первородный хаос, в котором нет-нет, а пираты присунут в очередной сборник «Ста лучших игр для 386-го компьютера» какую-нибудь игрушку со статичными задниками, морем текста, да голыми бабами, а то вовсе сообразят сборник категории «Газированная сперма». Ладно, шучу, в этом сборнике была всего одна эроге (да и то только во второй части), остальное место на диске забито эротическими модами для игр тех лет, фотками, да флеш-мультами. Я проверил.

Гениальное название, если честно.
Гениальное название, если честно.

А вот на сборниках «Развратные АНИМЭшки» всё было.

Тыльную сторону обложки невозможно показать, не зацензурировав ВСЕ скриншоты, напечатанные на ней.
Тыльную сторону обложки невозможно показать, не зацензурировав ВСЕ скриншоты, напечатанные на ней.

Спасибо этим сборникам за то, что весь жанр визуальных новелл до сих пор мощно ассоциируется со статьёй 134 УК РФ.

Так как данный подвид интерактивного искусства нет-нет, да проникал в страну, то и специалисты по компьютерным игрушкам были вынуждены с оным ознакамливаться. Ну как специалисты. Игрожуры.

2004-й год, КРИ, как раз во времена Сделки Века.
2004-й год, КРИ, как раз во времена Сделки Века.

Дальше всех в этой стезе пошёл некий Александр Щербаков, который трудился в качестве писателя буквами слов в журнале Страна Игр. Журнал был страшненький, универсальный, пекашно-консольный, и брал своей частотой выхода, то есть вроде как имел бо́льшую актуальность, чем те же ежемесячные Навигатор Игрового Мира с Игроманией. В то же самое время он ухитрился соединить в себе и продажность «игроманскую», и низкое «навигаторское качество» текста, но народу, в целом, заходило, и сие предприятие держало на плаву издательство Gameland чуть ли не до начала десятых, кормя кучу более нишевого глянца, по типу журнала Хакер. Чего стоила только рубрика «Дайджест», по большей части состоящая из освещения игр, которым даже не ставили оценки, чтобы лишний раз никого не шугануть.

Именно благодаря выходу раз в две недели, рекламу выгодней всего было заказывать в Стране Игр. Особенно для крайне сомнительных проектов.

Вам может показаться, что автор сих строк немного предвзят к "Стране Игр". Это неверно. Автор этих строк "Страну Игр" ненавидит всей душой.
Вам может показаться, что автор сих строк немного предвзят к "Стране Игр". Это неверно. Автор этих строк "Страну Игр" ненавидит всей душой.

Самый яркий кейс того периода – это релиз Lada Racing Club, который состоялся 15 марта 2006-го года, в середину месяца. Аккурат, когда новый, седьмой выпуск Страны Игр уже продавался, в котором была и рецензия на этот хит, и плакат с голой бабой оттуда же. Даже оценка поставлена специфическая, середняковая – 7.5 из 10, мол, у игры есть определённые проблемы, но так-то это н-н-наше, р-р-родное, и даже не воняет!  

Крепкий середнячок.
Крепкий середнячок.

Рецензии от других журналов подъехали только в конце марта, а то и в конце апреля. Специальная рекламная операция была разыграна как по нотам, которой не смогла помешать даже разгромная статья от Absolute Games, интернеты-то были не у всех, а на «сарафанное радио» тоже надежды никакой: я лично помню, как одноклассник говорил, какая это хорошая игра, ведь не будет же он признаваться, что, по сути, смыл почти триста рублей в унитаз.

Мягкий середнячок.
Мягкий середнячок.

Потом, разумеется, все всё поняли, но диски обратно в магазины могли отнести только жители Москвы, да и то таким правом воспользовались единицы. А автор той самой легендарной рецензии работал в Стране Игр, по сути, до самого конца, как настоящий профессионал своего дела, пока не перекатился в съёмку рекламы, свадеб, корпоративов и похорон.  

Но мы как-то ушли слишком далеко в будущее, да и Щербаков ко всей этой весёлой ситуации не имел никакого отношения, так как в журнале уже не работал. За пару лет до этого ему надоело писать всякую срань про игры с консолей, и он ушёл по собственному из журнала, да двинул в продажники. Разумеется, в игровые издательства.

В среднем, ничего не поменялось. Но именно работая продажником, наш герой вспоминает про тот самый загадочный японский жанр. Даже можно сказать, что он вспоминает тот самый сборник, потому что большая его часть – это изданные в США эроге, посредством компании G-Collections. Наш герой находит контакты, и оптом закупает сразу дюжину, специально для компании Акелла. А они были и не против, у них давно имелся суб-бренд MACHO Studios, создававшийся для реализации эротических видеоквестов, по типу трилогии (!) Детективное агентство «Шустрый жучок». К 2003-му видеоквесты продавать стало сложнее, и анимешная интерактивная эротика пришлась весьма и весьма кстати.

Больше ни одной обложки я вам, разумеется, показывать не собираюсь.
Больше ни одной обложки я вам, разумеется, показывать не собираюсь.

Совершив сделку века, и, возможно, заразив анимепроказой неопределенное количество народа, продажник Щербаков совершил ещё более подлый ход — снова стал игрожуром, только уже в журнале XS Magazine, и в ранге главного редактора.

Его судьбой ("главное не скатиться до XS") пугали ещё два следующих поколения игровых журналистов.
Его судьбой ("главное не скатиться до XS") пугали ещё два следующих поколения игровых журналистов.

И этот журнал был уже настолько проклятым, что там, помимо Щербакова, ещё печатались и другие бывшие коллеги, и Просвирнин, и Зуев. Но больше всего журналу не фартануло с позиционированием. Они, представьте себе, ориентировались на старшую аудиторию, от 15 до 35, но писали в это же самое время про компьютерные игры. И дело было в 2005-м году. То бишь они целились туда, где ещё было пусто, не успело народиться то самое поколение кидалтов, которые держат на плаву все эти бесконечные каналы с видеоэссе про игры. 

Поторопились, в общем.
Поторопились, в общем.

Ясен красен, долго всё это продолжаться не могло, и спустя полгода Щербакова выгнали с поста главного редактора. Ну либо сам ушёл. Просто есть некоторые подозрения, следите за руками.

Январь 2005-го, журнал появляется и заявляет себя как типа общеразвлекательный, не чисто игровой. В то же самое время, игровая тематика имеется и на обложке, и внутри большая часть текста посвящена играм. Подозрительно.

Март. Щербаков в колонке главреда пишет, что тиражи у нас солидные, а писем читателей приходит мало, из чего делает вывод, что их читают довольно занятые и серьёзные люди, не тратящие время на кляузы в редакцию. Про то, что их попросту не читают, он и подумать не смел. Либо просто иронизировал.

Май. Новые оправдания за маленький размер секции с рецензиями, мол, это лишь одна из рубрик, а мы тут не каталог какой-то, мы статьи и колонки пишем.

Июль – Щербаков едет в Лос-Анджелес на Е3, привозит оттуда репортаж, и сразу после этого уходит из журнала, в августе приветственное слово пишет его зам, к сентябрю назначенный на его место.

А туда устраивается Егор Просвирнин, который, как из пулемёта, начинает строчить примерно половину всех материалов. Ну а чего вы ещё ожидали от серебряной пули, да ещё и молодой?

Если быть точным, он просто начинает писать про конкретно компьютерные игры, взяв на себя всю эту платформу. Всё это продолжается до осени, после чего он тоже уходит. Ну и начиная с этого номера, на прилагавшийся диск стали пихать по полной версии какой-либо игры - обычно изданной Полётом Навигатора. Да-да, тем самым треш-отделом Акеллы. Ну вы и сами всё понимаете.

Вкуснятина, малые.
Вкуснятина, малые.

В 2006-м журнал стал выходить раз в два месяца, и закончился осенью, на 21 номере, не продержавшись в строю и двух лет.  

Страшно...
Страшно...

Последние выпуски были настолько сумрачными, что в головах заставших остался образ некоего журнала, болтающегося на грани с эротическим. Сканов, что интересно, не осталось. Кроме обложек и отдельных статей.

Опачки. Текст не разобрать, но вот название журнала внизу страницы очень даже хорошо видно.
Опачки. Текст не разобрать, но вот название журнала внизу страницы очень даже хорошо видно.

Да. И снова каким-то невероятным образом у нас имеется пересечение журналов, в которых работал Щербаков, и статей про игры в жанре визуальных новелл.

И как бы понимаете, да? Это просто не могло не произойти. Где-то он явно прогневал господа бога. Всё было против человечества.

2006. Книга мертвых: Потерянные души

После повторного ухода из игрожура, Щербаков вернулся в Акеллу, которая на тот момент чувствовала себя настолько хорошо, что подумывала о расширении на рынок мобильных игр. Перспективный рыночек, так-то, телефонов с цветными экранами и возможностью скачивания через WAP чего-нибудь интерактивного на руках у пролетариата было всё больше и больше. И Акелле требовались для них простенькие игрушки, чтобы не больше пары сотен килобайт весом, и продавалось за 120 рублей через SMS на короткий номер. Тем более что уже занимался ровно тем же самым. Как и некогда сильная компания Nikita, она и вовсе с головой нырнула в мобильники.

Чтобы перейти в данной статье, наконец, к ОБЪЕКТУ ОБЗОРА, отправьте SMS с кодом "ТОХИК ЗАДРАЛ ДУШИТЬ" на короткий номер 8841. Цена одного SMS - 1 усл. плюсик к статье.
Чтобы перейти в данной статье, наконец, к ОБЪЕКТУ ОБЗОРА, отправьте SMS с кодом "ТОХИК ЗАДРАЛ ДУШИТЬ" на короткий номер 8841. Цена одного SMS - 1 усл. плюсик к статье.

А тут у нас как раз есть человек, который решил, что поймал темку, да ещё и сам за три копейки сообразил что-то для телефонов, с текстом и сменой картинок. Так сказать, произошёл питчинг, и паззл наконец-то сложился, лёгкий путь к гешефту определён. Закипела работа. Работа над первой отечественной игрой в жанре визуальная новелла.

Древнее зло в естественной среде обитания
Древнее зло в естественной среде обитания

В крайне сжатые сроки были найдены: две художницы, которых отвлекли от рисования яойных артов на manga.ru; мужик, который знал, как включить синтезатор; и программист, который думал, что умеет писать что-то кроме sql-запросов. А текст для всего этого добра накатал наш дважды игрожур, опытный пиарщик и продажник. Так и родилась команда Dream…

Да, это цитата из одноимённого трека группы Misfits
Да, это цитата из одноимённого трека группы Misfits

Так, стоп. Так и родилась команда I Turned Into A Martian.

Не забывайте, что это всё ещё Акелла, и у неё был свой, отдельный стиль позиционирования. В то время пока для или Буки трудились реально отдельные студии, которые стояли по всем городам и весям, от Калининграда до Владивостока, Акелла зачастую была сама себе и разработчик, и издатель. Для них было в порядке вещей выдумывать новые названия для типа компании-разработчика, при том, что в ней состоят те же самые сотрудники Акеллы, плюс несколько фрилансеров. Но благодаря всему этому движу составлялось ощущение, будто бы Акелла — это не просто бывшая пиратская компания, а прям серьёзный бизнес. Это им ещё аукнется во времена релиза Postal III, который доделывать было, буквально, некому. Но это всё в будущем, а в нулевые всё это неплохо работало.  

Работали быстро и незадорого. Справились за три месяца и Акелла потратила на всё мероприятие три месяца, да около 150 тысяч. Ста пятидесяти тысяч рублей. За игру, которая потом вышла сразу на две платформы. А что вы хотели, эта поделка проходится за полчаса, и изначально была рассчитана под мобильные телефоны. Ну разве что стоит, всё-таки, иметь в виду, что 150 тысяч рублей двадцать лет назад – это были совсем другие деньги, с учётом инфляции можно смело умножать их на три, но всё равно это так-то не деньги.

А по сюжету-то что? Ну, у нас тут есть ГГ, который в стартовом монологе выдаёт, как ему всё не нравится — сухой закон, засилье мафии, великая депрессия, ну и заодно обилие мигрантов. Сеттинг, как-никак у нас США, 30-е годы. Но есть хорошие новости — помер дядя, который оставил ему в наследство какое-то поместье в штате Маслачуссетс, куда мы, с нашей женой, и едем. А дальше мы шугаемся каждого шороха, знакомимся с призраками умерших тут девушек, а женщина наша страдает бессонницей. Причём настолько плотно, что мы без задней мысли ставим её морфием. Доктор, который продаёт нам дозу, узнав, где мы живём, тут же справляется, что дом у нас — нехороший, а дядя был мутным типом, с каким-то очень уж большим подвалом, где, возможно, творил всякое нехорошее.

А дальше начинается уже форменная кутерьма, и дядя у нас реально девок в ентом самом подвале убивал, и вообще всплывает Некрономикон, причём — несфига, и всё дело катится к безумию и смерти. Как ни странно, для подобного прожекта, у нас тут даже несколько концовок. Глобально их три.

По одной мы этот Некрономикон сжигаем, а по другой план дяди воплощается, и он крайне прост — мы занимаем его место, или он просто наше тело, так как мы его родня, мы моложе и всё в таком роде. Тех же девок он убивал сугубо ради продления своей жизни, за что его никто из соседей и не любил. Ну и третий путь — неожиданно и трагически помереть. Причём это можно осуществить, что называется, со старта — просто пойдя в подвал на первом же выборе, зависнув на мясницких крюках.

Также мы можем сдохнуть уже на чердаке, где нас запирают в сундук. И, опционально, бармен может сойти с ума, решив, что мы воскресший дядька, который его дочурку в 1907-м году и грохнул.

Да, сюжет новеллы даже озонифицировать не надо, мы уже во втором выборе буквально можем либо идти ко врачу за успокоительным, либо в бар. Две баночки «Brepsi» автору!

Ну так, по крайней мере, в римейке.

Что? Да!

Для Книги Мёртвых в 2024-м году командой VienDesu! Porting Team был собран римейк, перенёсший всё это дело на RenPy. Движок в целом постоянно вызывал вопросы на тему «какого хрена.» Он просто выглядел вызывающе несовременным. Чтобы вы понимали, тут на правую кнопку вызывалось дефолтное windows-style меню, вместо чего-то более эстетичного. А как вы хотели, ёпта, он сделан буквально по лекалам всё тех же эроге G-Collections, что вообще тянуть, открываем какой-нибудь Sensei 2, она же Запретное влечение, да видим, буквально, то же самое меню. Как бы радоваться надо, что вдохновителем не выступила какая-нибудь Gibo, у которой окно с текстом врезано сверху.

В общем, римейк носит сугубо механический смысл. Спрайты, фоны и CG оставлены оригинальными, добавлено некоторое количество новой музыки, потому что, стоит признаться, в оригинале музыки не было.

Её, чтобы вы понимали, ровно три мелодии на две с половиной минуты. Не два часа. Не двадцать минут. Три мелодии на две с половиной минуты, которые игра гоняет по кругу. Если для J2ME-игры это, как бы, было нормой (всё равно я не встречал людей, которые бы играли в них со звуком), то для компьютерной версии это ну просто какой-то позор.

А в остальном – ну, так-то норм. Продолжительность небольшая, события идут плотнячком, качество текста среднее, не стоит забывать, что из журналистов редко выходят хорошие писатели. Особенно из игровых. А то, что у нас тут в качестве сеттинга Массачусетс, Данвич и есть Некрономикон – это следствие начавшейся примерно в это же самое время лавкрафтомании в этих ваших ЖЖ и Лепрах. Ха-ха, Ктулху зохавоет твой мозг, и всё такой прочее. Откуда и зачем оно тогда пришло – а бог его знает. Даже Лурка не давала на данный вопрос однозначного ответа, вот просто был такой писатель, был такой вот персонаж, и РАЗ – все в какой-то момент стали по этому поводу шуточки-прибауточки сочинять. Причём шутки сдохли, а Ктулху и сам Лавкрафт остались. Щербаков, разумеется, ничему человеческому не был чужд, и протащил всё это дело даже в свою самостийную аниме-гадость.  

Большинство претензий по качеству новеллы, в любом случае, контрятся тем, что она всё равно издавалась под лейблом Полёт Навигатора, а там, чтобы вы знали, однажды умудрились отпечатать тираж с демоверсией, вместо полной игры, а полную стали продавать как вторую часть. Это реальный факт, я даже ничего не придумывал.

Что там было с продажами у Книги Мёртвых — загадка да семью печатями. Но продажи, особенно на телефонах, однозначно были. Тогда в целом для мобил продавалось всё, причём совершенно бешенными тиражами — сказывалось сочетание слаборазвитости именно интернета для телефонов и просторами рынка. Да даже в раздачах на компьютерную версию этой новеллы народ вспоминает в основном именно мобильную версию. Невероятно, но факт.

Ещё более безумная херня кроется в том, что для данной новеллы был ещё и порт на ZX Spectrum. С какой-то стороны, а почему бы и нет, был же порт в 2005-м Nocturnal Illusions, эроге с десятью концовками и каким-то безумным количеством выборов.

 

Но с другой… Это трындец, граждане, какой, в тандыр, порт Книги Мёртвых НА СПЕКТРУМ? Но таковой был. Живите теперь с этим.  

С ПК версией всё куда более неоднозначно. Она, обладая ровно такой же продолжительностью, была дополнена так называемой «Режиссёрской версией». Чем же она отличалась от обычной? Ну, там были чёрно-белые спрайты.

И всё. Акелла «Акеллой,» но выпускать игру, которая занимает где-то 10 процентов от CD диска было бы просто некрасиво. Вот такие у нас элегантные методы расходования места на болванках.

Кстати, если пройти игру и выйти не сохранившись, кнопка «Режиссёрская версия» станет снова неактивной. Почему? По кочану.

Но, что ни говори, издателю эксперимент понравился, они кинули в сторону Щербакова пачку денег потолще и обещание издать следующий проект уже под основным лейблом. Ну и он принялся ваять. Ну как ваять. Снова шитпостить невнятную херабору. Но что-то он определено чувствовал...

2007. Красный Космос

Мы все, как известно, изнасилованы совком. Кто-то больше, кто-то меньше, но печать зла упала плюс-минус на всех обитателей постсоветского пространства, и то, каким успешным стало Бесконечное Лето в будущем, только лишнее тому подтверждение. Но за шесть лет до неё темка не взлетела.

Что характерно, их могли обойти, буквально, на повороте. Где-то в 2006-м году руками Валерия Корнеева, в миру более известного под псевдонимом Агент Купер, чуть не началось производство VN под нехитрым названием Smallgame. Даже более того, это должна была быть эроге. Да ещё и про путешествия во времени и СССР. Ну вы понимаете, понимаете, да?

Собственно, Купер.
Собственно, Купер.

Причём туда даже известных, в рамках индустрии, художников пригласили, навроде Евгении Дашиной, на чьей совести арт-дирекшн Мора. Утопии, да и всех прочих «ледорубных» игр. До сих пор вот что-то рисует под заказ.

Проект был амбициозным, да. Но произрастал он строго из ресентимента этого самого Купера, который на момент выхода Книги Мёртвых и Красного Космоса работал всё в той же Стране Игр. Маленький неиронично сгорел, когда увидел, что там сделал Щербаков, и вдвойне, когда увидел, что он собирается делать, и, в целом, подрывался каждый раз, когда вдруг выяснялось, что Dreamlore опять что-то там сделали.

В общем, о проекте было объявлено в августовском номере Страны Игр, а после создано ЖЖ, куда за полгода было написано три с половиной поста на тему «Хочу сделать игру, суть такова», запощено полтора скетча, которые не относились к проекту, и как бы всё, тишина.

В апреле 2007-го наш второй Макото Синкай пукнул постом на тему «Удачи там авторам «Красного Космоса», без негатива», после чего снёс все посты в ЖЖ, оставив только пост про то, что проект заморожен.

Красный Космос вышел в сентябре 2007-го года. Снабжённый цитатой «Страны Игр» на обложке. Но принадлёжит, правда, она не Корнееву, иначе от иронии ситуации можно было бы задохнуться.

Вместо рецензии устроили целый консилиум, на который не стали приглашать Купера. На всякий случай. (СИ 2007 23(248) стр. 118)
Вместо рецензии устроили целый консилиум, на который не стали приглашать Купера. На всякий случай. (СИ 2007 23(248) стр. 118)

Красный Космос у нас красный только по причине того, что по сеттингу СССР не развалился, и где-то там в далёком будущем звездный крейсер «Юрий Андропов» бороздит просторы вселенной. Американцы, падлюки такие, тоже бороздят те же самые просторы, и холодная война давно переросла в межгалактическую. 

И наш экипаж состоит из немца, чешки, нескольких русских и грузина. И робота. И болгарина, одна штука. Ну и всё, на большее полёта фантазии не хватило. Ни тебе автомата с самым вкусным мороженым, ни тебе портретов Ленина на портретах Ленина, только «Андропов», андроид и хоррор.

Самый главный недостаток новеллы, помимо текста и проблем с производительностью – это её недостаточная китчевость. Даже более того, она обладает какой-то совершенно звериной серьёзностью, словно бы у нас тут не просто аниме-поделка на четыре часа, а типа серьёзный триллер с поиском предателя.

Собственно, сюжет таков – наш корабль сталкивается с превосходящими силами противника, да сбегает в гиперпространство с повреждённым двигателем, где начинает твориться какая дичь. Сперва нас как-то находят всё те же американцы, а потом выясняется, что двигатель сломан окончательно. И мы с экипажем застряли на орбите какой-то загадочной планеты, которой нет на картах. Наш бортмеханик обещает двигатель всё же починить, но тут, внезапно, кто-то втихаря пытается доломать оный, и мы, капитан корабля, должны вычислить диверсанта, да наконец-то улететь к своим.

Звучит, разумеется, интригующе, но уровень безумия не накрутили. Никакого вам «Сквозь горизонт,» а просто неведомый инопланетный разум захватывает членов экипажа, считай, хоррор-версия «Соляриса» какая-то. Что любопытно, предателем может быть один из трёх персонажей, но случайный, и для того, чтобы вычислить верного, нужно переговорить со всеми членами экипажа.

Выбираем неправильно – нашего бортмеханика убивают, начинается бунт на корабле, и предатель требует от вас отключить местного андроида, РПМ-4, как раз ту девчонку с обложки. Соглашаемся – вас убивают при попытке подать сигнал SOS, а пилот боевого робота Кузнецова вешается.

Я не могу воспринимать это CG серьёзно из-за частоты его использования игрой.
Я не могу воспринимать это CG серьёзно из-за частоты его использования игрой.

Не соглашаемся и отправляем предателя под арест – его убивают при попытке к бегству, Кузнецова всё равно вешается, а кто-нибудь из выживших персонажей решает уничтожить корабль, так как всё равно уже некуда бежать.

Мрачновато, да? А вот если мы выберем предателя правильно, его казнят, и при вскрытии доктор выясняет, что фонит примерно так же, как и та планета, возле которой мы сейчас болтаемся. Мы решаем отправить всё ту же Кузнецову на разведку, и по пути в неё вселяется неведомая херня, которая объявляет, что нам тут не место, и разворачивает робота обратно на корабль.

Если мы её впускаем – вы даже не поверите, Кузнецова уже на борту теряет сознание, как очухается – ничего не помнит, но в итоге всё равно вешается. А неведомая херня вселяется в другого члена экипажа, после чего устраивает резню, начиная с бортмеханика.

В итоге в живых остаётесь только вы, убиваете уже самого обезумевшего, а после пускаете себе пулю в лоб. Андроид благополучно дожидается спасателей.

Единственный рут, где Кузнецова спасена от петли. Простите.
Единственный рут, где Кузнецова спасена от петли. Простите.

И, наконец, последняя концовка – если мы не пускаем Кузнецову на борт, расстреляв её из зениток, то наш бортмеханик благополучно починит двигатель, и… Нет. Хороших концовок тут нет. Инопланетянин вселяется в нас и уже мы убиваем всех членов экипажа, и, в итоге, когда приходим в себя, сами просим РПМ-4 убить нас, чтобы не подвергать опасности уже Землю.

Вот такая вот загогулина. Да, у игры попросту нет хорошей концовки, но, скажем так, я не понял, намеренно ли. Вот в чём дело, в ресурсах игры можно откопать такой вот CG, с застреленной связисткой Жуковой.

При этом по сюжету она попадает в кому сразу, как только мы прибываем к планете, и больше в игре в принципе не отсвечивает. То есть у нас тут кадр, который игрой в принципе не используется, а значит это была какая-то вырезанная сюжетная линия, которую вырезали по неизвестным причинам. Причины качественные учитывать не будем, тут тогда бы пришлось вообще всю игру вырезать, остаётся только то, что это мог быть путь на хорошую концовку. Хотя и в ней бы наверняка Кузнецова бы повесилась, её хлебом не корми, дай повисеть.

По-хорошему, Красный Космос бы тоже стоило издавать на мобильных телефонах, но то ли они слишком сильно в себя поверили, то ли просто не додумались. Но про телефоны настолько не забывали, что он есть внутри самой игры. И на нём можно запустить всё ту же самую Книгу мёртвых, разумеется, мобильную. Я даже больше скажу – это не просто реализация, это прямо эмулятор, запускаемый отдельно, и для него отведены свои отдельные ресурсы внутри игры. В том числе и скрипт, во многом повторяющий код J2ME-версии.

Увы, программист как-то до сих пор не разобрался, как оно должно было работать, и у движка регулярно протекает память, забивая оперативку до предела за какие-то полчаса игры. Также он не смог додуматься до такой высокой технологии, как перемотка реплик. Ну как бы чисто интуитивно понятно фигни, когда просто прожимаешь кнопку какую-нибудь, и тебе показывают следующую реплику. При том что такое было даже в Книге Мёртвых для мобильников. Туточки же мы ждём каждый раз, пока озвучка не проиграется полностью.

При желании данный тейк можно законтрить тем, что в условной Suzumiya Haruhi no Yakusoku c PSP перемотка реплик тоже не была доступна, но, блин, там озвучка была поприличней, имелась лицевая анимация, и сам по себе проект относился к VN только постольку-поскольку. И неизвестно, сколько «Красных Космосов» можно было бы сделать на её бюджете. Здесь же общая кривость движка руинит практически всё.

Помимо игры в визуальную новеллу внутри визуальной новеллы вы себя можете развлечь игрой в дурачка, используя карты, на которых нарисованы анимешные чибики.

Вообще знаете, о чем я тут подумал. В неоднократно упомянутом Бесконечном Лете тоже была встроена карточная игра. Только реализовывалась она уже внутри RenPy, да.

Если вы вдруг (ВДРУГ) захотите его использовать, помните - второй пайтон. ВТОРОЙ. На третьем он НЕ ЗАВОДИТСЯ.
Если вы вдруг (ВДРУГ) захотите его использовать, помните - второй пайтон. ВТОРОЙ. На третьем он НЕ ЗАВОДИТСЯ.

Для игр от Dreamlore есть небольшая утилита для распаковки ресурсов, которую написал товарищ Lolbot. Если вам этот ник кажется знакомым – то вам не кажется, это ровно тот же самый Lolbot, который в своё время сделал карточную игру для Бесконечного Лета.

Иными словами, какой бы посредственностью не вышел Космос, на будущие проекты в жанре русских VN он однозначно повлиял.

Но сама Акелла уже не так была впечатлена продажами, Щербаков обещал им несколько иные перспективы. Мол, «налепи аниме-бабу на обложку – и оно точно продастся». Ну, не в этот раз. Даже цитата от Страны Игр сверху не помогла.

Что вот любопытно, где-то начиная с этой игры, у Dreamlore завёлся сайт, где помимо довольно провокативной рекламы, Щербаков иногда вбрасывал разного рода ответы на вопросы, анонсы и превью. Как он впоследствии сам же и писал на сайте следующей игры, на самом деле ему никто вопросов не задавал, и он, фактически, брал интервью у самого себя от скуки. Это и есть основной ответ на вопрос, почему всё настолько гладко и угарно написано – что ни говори, но в самоиронию он тогда умел.

Это дело, конечно, хорошее, но лучше бы он плотнее работал над текстами, либо выбил бы себе через Акеллу литературного редактора. Тут, как бы, жанр такой, являющий собой книжку. А книги, не поверите, предназначены для чтения. А читать Красный Космос скучно и немного больно.

Ладно бы это была игра порнографического содержания, но нет. Вот даже в ответах на вопросах Щербаков говорит, что не завезёт сюда хентайчика, и даже просто голых баб не будет. А вот в Книге Мёртвых голые деуки были. Причём немного потрёпанные голые девки. Почему оных нет в Космосе – загадка. Тут либо желание состроить ещё более серьёзную мину, чем в прошлый раз, либо всё это травма от того, что сталось с тем самым XS Magazine. Мол, пока он был просто нишевым журналом про игроту его сколько-нибудь покупали, а как стали работать конкретно на аудиторию 18+ - всё закончилось очень быстро и трагически.

Тем не менее, шоу продолжилось, причём сразу по двум направлениям – разрабатывалась и вторая часть, которая должна была стать действительно масштабной и интересной новеллой, если верить её автору, ну и новый проект, которым Dreamlore пытался заявить о себе среди более широких слоёв населения.

2009. Сталин против Марсиан

Что я вообще могу сказать про Сталина против Марсиан, помимо того, что было сказано два года назад?

Ну, только то, что паззл наконец-то сложился. Теперь всё выглядит максимально логично и прямо.

По порядку.

Геймплейно оно слабо отличимо от любого другого аддона к Блицкриг 2, разве что оно более казуально. Танчики обводим рамочкой, отправляем захватывать точки, периодически засылая подкрепления и колдуя красную магию, которая тут заменила артобстрелы и бомбардировки. Ну и всё. Тут поленились даже придумать новую технику – у нас в руках классический набор из БТ, Т-34 и Катюш, к которым добавился только гигантский Сталин в самой последней миссии, который убивает всё голыми руками, да мега-танк, нарисованный по мотивам «Мамонта» из C&C 3. А в роли противников – толпы, нет, орды разноцветных и улюлюкающих инопланетян, которых всё в той же последней миссии ведёт в бой Гитлер-осьминог.

Игру собирали всем миром, из того, что было. Москвич Щербаков придумал концепт, Nival дал добро на использование ассетов Блицкрига 2, днепропетровская контора Black Wing Foundation сообразила модельки инопланетян, их земляки N-Game собрали всё в единую игру, а Новый Диск всё это издал. Музыка туда пошла частично из творчества Lady's Man (на нём подробно мы остановимся в следующей игре), частично была написана бывшим звукорежиссёром Акеллы Ильёй Оранжем, пару треков докинули из творчества диссидентской инди-группы My Little Airport из Гонконга, а на закуску ещё по треку от Firelake, в которой играли работники GSC (но конкретно в том треке драл горло сам Щербаков), и от группы АНЖ, про Горбачёва, да ещё и клип оного воткнули в качестве межмиссионного ролика.

Что это за группа такая, АНЖ – вопрос вообще отдельный. Жил-был такой вот бизнесмен Анатолий Журавлёв, проживал в Красногорске, Московская область, выпускник МГУ, промышлял чем-то в строительстве, чем-то в проектировании, и где-то в районе 35 годиков решил, что называется, реализоваться творчески, то есть взял и собрал свою рок-группу, где сам пел, сам играл и сам за всё платил. И назвал её, как вы уже поняли, АНЖ. В общем, это своеобразный побратим Пилигрима, только если про того хотя бы помнят на уровне «Группа Пилигрим – говно», то АНЖ не может похвастаться и таким. Хотя, как тут пишет РБК, с 2004-го по 2008-й не вылазил с Муз-ТВ, MTV, различных фестивалей и передачи «Рок Прицел» с «Радио России».

 

И, по его собственным словам, хобби не было таким уж и безумно дорогим – тот же клип «Горбачёв» обошёлся в 30 тысяч долларов. В общем-то, это был пик его творчества, так как после выхода англоязычного альбома он поехал в США с концертами. Уже там он получает грин-карту, и селится в Лос-Анджелесе, где имея на кармане около 500к долларов, начинает новый бизнес, продавая столы.

А вы как думали?
А вы как думали?

Впрочем, не просто столы, а так называемый iCTABLE, то бишь это были столы спроектированные специально для геймеров, сразу с кучей кронштейнов, лампочек и кабель-каналов. В запуск проекта ушли, по сути, все оставшиеся средства.

Попытка собрать бабла на Indiegogo провалилась, но тут руку помощи протянул, не поверите, Linus Tech Tips, который заказал у Журавлёва стол на 16 мониторов одновременно. И Журавлёв собрал, да. Получилась в итоге рабочая станция с разрешением 15360 на 8640 пикселей, да ролик «GAMING at 16K RESOLUTION? — HOLY $H!T»  собравший на данный момент 10 миллионов просмотров, причём первые 3.8 миллиона – в первый месяц.

 

Казалось бы, всё, масть пошла, но нет. Очень быстро выяснилось, что дело идёт всё ещё в минус, спрос слишком низкий, да даже те, кто заказывал у него столы, не всегда получали оные. Оставалась ещё надежда на безумно богатых криптовалютчиков, но...

Я даже не знаю, как вам это преподнести.

Короче, в 2022-м году группа АНЖ снова начала давать концерты. В подмосковном Красногорске.

Нет, это не шутка, это грустная правда жизни.

В общем, про остальное-то я же рассказывал уже. Игра Сталин против Марсиан работает плохо, тормозит, геймплей говно. Но вот стиль – это да. Наконец-то. Теперь уже точно нельзя упрекнуть Щербакова в том, что он делает что-то слишком серьёзное – всё строго наоборот. Чего стоят одни только межмессионные брифинги, которые прогнаны пару раз через Promt, благодаря чему они приобрели тот самый олдовый машинный вид. А геймплей, каким бы тяжким он не был, неплохо сочетается с озвучкой в стиле Red Alert 2 и пенис-мьюзиком на фоне.

Идеальный шитпост. Вот ещё бы не вылетала – было бы вообще хорошо.

Впрочем, всё как всегда – продать нормальным тиражом не вышло. И теперь это было уже не просто «плохо», а «****** (какой кошмар), пошёл ты ****** (как можно дальше из офиса) со своими новыми ************ (интересными и выгодными) идеями, денег не дадим».

Причём, в отличии от других игр студии, тут даже была попытка продвижения на запад – игра продавалась в Steam.

Издателем был не абы кто, а подразделение Paradox Interactive, так называемый Mezmer Games. Есть подозрение, что Сталина ей просто сунули в нагрузку к другим Блицкригам. И Paradox, судя по всему, не особо были этому рады — игру сняли с продажи спустя два месяца, и больше не выпускали. Да и ритейл-версию никто так и не попытался починить. Один патч, который непонятно что делает, и делает ли что-то .

Да и будем откровенны, никому это не было нужно. Отечественная пресса шутку не оценила, назвала всё это несмешным говном, да наградила оценками около нуля. Им в оппозицию выступила только Игромания, которая и обзор свой прогнала через классический ПК-переводчик, поставив, в итоге, СТАЛИН ПОВЕЛЕВАЕТ ТАНЦЕВАТЬ из 10, и я могу это только процитировать.

Игромания 2009 5(140), стр. 100
Игромания 2009 5(140), стр. 100

Сложно добавить хоть что-то поверх этого.

Ну и Страна Игр относительно позитивно отнеслась к игре, её хоть там и назвали говном, но смешным.

Страна Игр 2009 7(280), стр. 82-84
Страна Игр 2009 7(280), стр. 82-84

Что характерно, мы можем найти даже парочку зарубежных рецензий, но и они не удивляют: Gamestop отписался, что это худшая стратегия 2009-го года, PC Gamer UK влепили релизу 30/100, ну и в целом, согласно метакритику, у игры 25 из 100.

Не густо.

2009. Евгений Онегин

Как бы не было печальным для авторов, опытным путём было выяснено, что анимешная баба на обложке слабо способствует продажам. И решили идти в другую стезю — устроить какой-нибудь скандальчик. Небольшой, виртуальный, но вкусный. И чтобы про него могли услышать хоть кто-то помимо аудитории Страны Игр. Ну и девку на обложке заменили анимешным Нашим Всем.

Встречайте самое хамское, самое работоспособное, и самое масштабное произведение Щербакова, его, что называется, апофеоз как криейтора —Евгений Онегин.

Ну ладно, про работоспособность я немного загнул. Под десяткой это поделие запустить сложно. Но в целом-то оно работает, и разгадкой тому – они в кои-то веки не писали движок самостоятельно, а взяли готовый. Нет, не RenPy, а HGE, Haaf's Game Engine, старинный опенсорсный движок для 2D-игр. Ну то есть нормальные люди делали на нём данжен-кроулеры, тетрисы, а тут, видите ли, визуальная новелла.

Зато вот благодаря этому движку, у нас есть целых полторы мини-игры – тир с зомби и дуэль. Правда реализовано всё в духе «начинаем и выигрываем». Не важно, сколько времени наводиться, хоть полчаса, мы всё равно успеваем выстрелить, и гарантировано попадаем.

Я даже как минус это отметить не могу, буду откровенен.

С одной стороны, я понимаю, почему подобных проектов больше не делают, но с другой — зря. Собственность — общественная. Правообладателя — нет. Пиши — не хочу. С героями народ знакомить почти что и не нужно, если не сюжет, то хотя бы образы персонажей или «Мой дядя самых честных правил» знает народу куда больше, чем из любого другого произведения.

Но додумался до этого только Щербаков. Ай да сукин сын!

Претензии по части саундтреков к предыдущим играм были восприняты, откровенно говоря, болезненно, и чтобы никто не жаловался, туда действительно запихали довольно много музыки, больше часа длиной. Если быть точным, саундтреком игры являются два альбома группы Lady’s Man: Loaded with Love 2001-го года и Blind of Tears, 2004-го. Причём почти целиком.

Можно даже вот вскрыть ресурсы и глянуть, что разработчикам лень было теги убирать, просто конвертнули в OGG и вставили в игру. Распаковываются архивы, кстати говоря, даже легче, чем в любой из предыдущих игр Dreamlore – это просто запароленные zip-архивы, которым переписали расширение на pak. И пароль к ним…

Эм… Ну, предположим.

Так вот, на саундтреке у нас тут группа Lady's Man, да, которая играла в жанре глэм-рока. Они образовались в 1993-м году вокруг бывшего солиста группы Тараканы Юрия Ленина.

Это человек, во многом, интересной судьбы. Начинал в конце восьмидесятых как панк-рокер, когда группа Тараканы (а если быть точнее, Четыре Таракана), в которой он был сооснователем, начала плотно старчиваться и уходить в говнопанк, пожал плечами и стал играть рок уже со своей группой, но большого успеха не возымел, и ушёл в «Театр моды Юдашкина,» звукорежиссёром. В районе 2002-го его знакомые, которые работали в Акелле, попросили помочь с оснащением новой студии локализации, потому что старое, ещё «фаргусовское», для работы с Диснеем над игрой по мотивам «Пиратов Карибского Моря», уже не канало, и таким вот образом он оказался в геймдеве.

Работал сперва всё у той же Акеллы, потом отлаживал звуковой движок в Nival для HOMM 5, а потом и вовсе очутился в Буке. К слову, он также успел поработать в озвучке, например, главного героя Far Cry 3 озвучивает как раз он.

Ну и параллельно со всем этим не забывал и про Lady's Man, а то и вовсе выступал на юбилеях Тараканов. Да и в Буке он до сих пор работает, которая в 2022-м переименовалась в ESDigital, и, если верить Linkedin, релокантнулся куда-то в Словакию. А если верить ВК — наоборот вернулся.

Впрочем, мы же тут вообще-то про Евгения Онегина беседу ведём? Музыка Юрия Ленина в проекте оказалась, буквально, по причине того, что Щербакову нужна была любая музыка, и альбом бывшего коллеги по Акелле попросту подвернулся под руку. Автор особо не протестовал, так как узнал о таком вот повороте судьбы постфактум.

Впрочем, жалоб меньше не стало. Если раньше музыки было мало – теперь стало слишком много. До кучи Щербаков додумался вставить в игру обычные версии песен, с вокалом. В итоге всё это замешивается в такую какофонию, что просто диву даёшься, как, зачем и нахрена.

Как не сложно догадаться, игроизация у нас весьма вольная. Начинается у нас, всё как положено, с путешествия молодого Евгения Онегина к дяде, который не в шутку занемог. Там он уже знакомится с Ленским, Татьяной и Ольгой. Увы, дальше всё как-то катится в сторону кауфманщины – появляется, не поверите, Базаров, занятый вместе с Полиной, мачехой сестёр Лариных, воскрешением мёртвых крестьян. Ну то есть да, мало того, что у нас тут какой-то капустник, так ещё и состояния персоналий переставлены местами. Если вы вдруг забыли, или не знали, в оригинальной книге наоборот Дмитрий Ларин был уже давно мёртв, а его жена, Прасковья, воспитывала одна двух дочерей. И они были разного возраста, а не близняшки.

Про Чацкого, который вообще непонятно зачем сюда забрёл, я вообще молчу.

Что любопытно, тут даже есть два в меру оригинальных персонажа. Это у нас Беатрис Варель, судмедэксперт, происхождение которой я, откровенно говоря, не понял. Ну вот нагуглил одного персонажа из «Космического линкора Ямато», может это на него отсылка? Непонятно. Вторым персонажем у нас некий журналист, которым является некий Александр Щербаков.

Изначально он тут предполагался для двух вещей: только не смейтесь, но как человек, предлагающий поиграть в Книгу Мёртвых (ресурсы оной остались в игре, но не используются), а второй вещью должны были быть антисемитские шутки. Ни того, ни другого, как не сложно догадаться, в игре нет. Со вторым явно самоцензура (сами строчки остались, а вот звуковые файлы, к которым отсылает код, попросту отсутствуют), первое же попросту не смогли реализовать.

Не, ну я всё понимаю, но это-то нам зачем? Ну либо, пока гуру отвернулся, про него были вписаны столько коварные строки, сценарий-то тут писал не он сам. Даже вот в титрах так написано.

Верим?

В целом да, верим, потому что Ольга Крапивенко – тоже игрожур, начинавшая с журнала Консоль, который уже никто не помнит. Если про XS Magazine вошли в историю обзорами на хентай, то про Консоль вообще мало что сказать можно. Ну да, была такая попытка Навигатора Игрового Мира выползти за пределы компьютерного пузыря, ну и просуществовала где-то год. В эпоху между Денди-Сега и до Playstation 3 консоли в нашем богоспасаемом отечестве никому не были интересны.

В любом случае, журнал умер – Ольга осталась, да и как начала писать для Игры@MAIL, так до сих пор и пишет, только вывески менялись. Только вдумайтесь, двадцать лет писать про игры… Даже Тоха Логвинов выгорел и где-то катался больше двух лет, а Крапивенко всё пишет и пишет…

Итак, с труппой разобрались, но что за представление они разыгрывают?

Итак, дядя занемог, Евгений едет к нему, но не успевает повидаться. После мы справляемся про соседей, да узнаём, что Ларин у нас здесь историк, но после прошедшей эпидемии увлёкся медициной, и именно Базаров помог ему вылечиться и выжить. На следующий день Онегин гуляет по окрестностям, причём Петушков (который тут понижен до камердинера и вообще Антон, а не Иван) нас предупреждает, в деревню, что в долине, ходить не стоит. Евгений, разумеется, идёт туда, натыкается на зомби и теряет сознание.

После того, как следующее утро его нашли и разбудили, наш герой уверен, что енто всё было галлюцинацией, ведь так не бывает. Дальше уже знакомимся с Лариным лично, и идём к нему на ужин, где видимся с остальной семьёй, заодно и с Базаровым, что читает нам лекцию на тему всякой заразы. И когда мы уже реально начинаем засыпать, начинается движ.

На следующее утро Ларина находят мёртвым, но не просто мёртвым, а с вырванным горлом. Приезжает Зарецкий, который тут не секундант, а следователь. Судмедэкспертиза устаналивает, что горло не просто вырвано, а выгрызено, причём уже после смерти. То есть у старика сперва прихватило сердце, а потом его немного покусали. И следы зубов были не звериные, а человеческие.

Как ни странно, на следующее утро труп пропадает из морга. И выглядит всё так, словно бы он сам ушёл.

В общем, именно тут в сюжет и врывается Чацкий, являющий собой местного Ван Хельсинга, даже осиновые колья в наличии. Он начинает расследование, и понимает, что пропажи людей, случившиеся в данном селе, и пропажа трупов взаимосвязаны. Пропадали крепостные только с поместий Лариных и Ленских, а тех, кто всё-таки находился, ждала смерть от неизвестной болезни неделю спустя. После обыска в кабинете Ларина мы находим фото с подтверждением того, что Базаров тут занят выведением новой человеческой расы, но пока смог только делать зомбей, функционал и мобильность которых крайне ограничена, как и положено зомби. Разве что ими можно управлять при помощи специального свиста.

Чацкий и Зарецкий находят лабораторию, полную расчленённых трупов, и следующую наводку – то самое поместье, где Онегину советовали не гулять в начале истории.

Оказывается, Базаров не просто окопался в данном особняке, но и заодно похитил Ольгу, посадив её на цепь, а сам особняк представляет собой лабиринт из ловушек, словно из Resident Evil, и наши доблестные истребители вампиров зовут с собой Онегина. Который, к слову, зависает на хате с Татьяной.

И только сейчас, не поверите, развилка, которая влияет на концовку. По традиции, оно влияет только на количество трупов из персонажей в конце, но в то же самое время, у нас, не поверите, есть возможность получить… Хэппи-энд. Даже несколько! Впервые в истории новелл, выпущенных Dreamlore!

Итак, если Татьяну с собой не брать, мы гасим толпу, лол, зомби, потом, добравшись до особняка, снова встаёт выбор – лезть в дом и прятаться, либо остаться и помочь отстреливаться.

Если лезем – нас ждёт ловушка а-ля фильм «Пила», мы узнаём, что Ленский был пособником Базарова, причём он сам себя убивает при помощи отравленного топора.

Он сам себя убивает при помощи отравленного топора. Он сам себя убивает при помощи отравленного топора. ОН САМ СЕБЯ УБИВАЕТ ПРИ ПОМОЩИ ОТРАВЛЕННОГО ТОПОРА.
Он сам себя убивает при помощи отравленного топора. Он сам себя убивает при помощи отравленного топора. ОН САМ СЕБЯ УБИВАЕТ ПРИ ПОМОЩИ ОТРАВЛЕННОГО ТОПОРА.

Дальше уже дуэль Онегина с Базаровым, но после победы прибегает Полина Ларина и убивает всех оставшихся персонажей, да рассказывает, что енто всё был её план по уничтожению мира при помощи армии мертвецов. А на утро Зарецкий в особняке находит только гору трупов, пять свежих, и множество уже подгнивших.

Нет, это не хэппиэнд. Хм. А вот если возле особняка всё-таки поучаствовать в перестрелке, то после победы, они уже вместе заходят внутрь. Там мы наблюдаем душераздирающую сцену – Базарова, который держит Ольгу в заложниках. Онегин, как заправский стрелок, вскидывает пистолет, и попадает чётко в жбан.

Чётко в жбан Ольге. Базаров, откровенно говоря, опешил от подобного расклада и пытается убежать. После ещё одного экшен-сегмента, мы попадаем в подвал, где нас ждёт уже библиотека-сегмент, ну то есть чтение дневника Базарова.

И так как они читали этот шитпост добрые 10 минут, Базаров успевает убежать.

Знаете, это уже какой-то новый уровень рассказов главным злодеем своих планов. Только рабочий.

В общем, Онегин через несколько дней выслеживает Базарова, где в ходе перестрелки Чацкий оформляет ему протык из коломёта. В самом конце Зарецкий и журналист рассказывают, мол, Полина Ларина нашла себе хахаля и поехала по Европам, Татьяна помолвлена с каким-то московским князем, а Онегин так и остался в том спецотряде, да поехал с Чацким в Трансильванию – говорят, там какой-то граф-кровосос завёлся.

Тут уже позитивней, не находите?

А теперь мотаем назад, до дома Онегина, и берём Татьяну с собой, да снова двигаем к особняку, но теперь решение о прятках принимается в сторону Татьяны.

Если она остаётся с героями отстреливать зомбей, то, зайдя внутрь, мы снова видим Ольгу в руках у Базарова, снова Онегин пытается прострелить ему руку, вместо этого убивая заложницу, и снова десять минут читаем дневники Базарова. С той лишь разницей, что прибегает Ленский, который настолько в шоке от смерти своей невесты, что вызывает Онегина на дуэль. Зря он так, конечно.

Не, ну тут ладно, у Пушкина плюс-минус так и было. Почти.

Дальше Онегин убивает Базарова, а потом Чацкий валит и Полину, причём, как водится, снова чётко в жбан, но из коломёта.

Как пыль укладывается, Онегин просится в тот самый спецотряд Чацкого, и он его с радостью принимает. И спустя некоторое время герои оказываются в Трансильвании, где на кол насаживают уже самого Дракулу. Ещё более позитивный эндинг, господа!

А вот если отправить Татьяну прятаться в доме, то всё сложится радикально иначе. Там её берут в плен и садят в ещё одну ловушку Пилы, но Чацкий вовремя разбивает ящики, и освобождает девушек. Увы, но Ольга уже стала зомби, и незамедлительно отгрызает кадык Чацкому. Поездка в Трансильванию, в общем-то, отменяется. В итоге Базарова догоняет Зарецкий, и благополучно его валит.

Иными словами, с минимальными потерями, герои побеждают, и на утро Онегин делает Татьяне предложение, и она, разумеется, согласна. На такую смелую концовку даже Пушкин не решился, тут уже точно постмодерн начался.

Итоги каковы? Ну, у нас тут четыре концовки, одна дико плохая, одна дико хорошая, две средних. Ольга умирает в любом случае, Татьяна не пишет своего письма, и ровно два места, где можно выбрать, куда дальше двинет сюжет. Да и вообще, какие нахер письма, в такой-то обстановке.

Тем не менее… Моё почтение госпоже Крапивенко, такую-то херабору наворотить. Ещё бы в стихах, как оригинал, то вообще бы можно было забалдеть. Но бог с ними с зомби, разными анахронизмами, и синеволосыми мальчиками, это стёб, но, сука ОТРАВЛЕННЫЙ ТОПОР меня расфигарил. Возможно, в этом я не одинок, но реальность такова, что до него добрались лишь единицы. Большинство, как водится, вообще не поняли суть жанра, часть в принципе чуть не сдохла от сочетания музыки, картинки и озвучки, а часть заклеймила издевательством над Нашим Всем.

Правы все три категории. Но в целом – произведение удалось. Это же треш в духе творчества студии Troma, старой такой кинокомпании. Их время как раз стало заканчиваться где-то в нулевых, сейчас они и вовсе в жопе – уже три года не могут найти, кому бы продать свой римейк «Токсичного Мстителя». Мол, все морду кривят, типа мы понимаем, Динклейджа и Элайджу Вуда в каст затащил, а толку-то. Все кивают, ага, дедушка старый, всех знает и всеми любим, но в кинотеатрах показывать не дадим.

В общем-то, сама идея этого произведения появилась благодаря фильму «Тромео и Джульетта», где классический сюжет перенесли в современность, а дальше… Ну сами посмотрите. А лучше не смотрите. Вам решать. Бог им всем судия.

Доделывали и выпускали новеллу с оглушительным скрипом. Акелла к тому моменту уже схлопывалась, народ разбегался галопом, куда глаза глядят, маркетинг ограничился «Играми на вынос,» и то там Мэддисон настолько дурно высказался об игре, что рассчитывать на продажи среди неанимешников попросту не приходилось. Затянуто, непонятно, не смешно. Ещё и озвучено профессиональными программистами, что невыгодно отличало её от того же «Красного космоса». Про то, что до сих пор не в каждой новелле в принципе озвучка есть, мы, конечно, вспоминать не будем.

Продать народу кал со статичными китайскими картинками в очередной раз не вышло. А надо было на мобилах и планшетах выходить, через AppStore, да, но кто же знал. Реально, не дропни Акелла мобильный рынок, авось бы и всё сложилось бы иначе.

Продолжение следует...

В этом месте я обычно говорю, что всё накрылось медным тазом, разработчики ушли куда попало, а игры, по причине их говённости, ушли в забытие. Тут, в целом, всё так же, но с нюансами.

Нюанс номер раз – студия Dreamlore закрылась, издатель Акелла закрылся, Новый Диск тоже закончился, медиахолдинг Gameland завязал с бумагой и стал русской версией портала IGN, дотянув таким образом до 2022-го, и уже там ему пришёл кирдык, а вот Щербаков никуда не делся. Он просто продолжал работать уже в рамках студии Holy Warp, которая была тем же самым Black Wing, что работала над Сталиным, но в этот раз пыталась в изготовление мобильных игр. И чуть-чуть компьютерных – в Steam есть две штуки, Speed Kills и Chaos Domain, обладающими отзывами в районе плинтуса.

Нюанс номер два – было как минимум две заметные попытки продолжить Сталина против Марсиан. Сперва запускался Kickstarter для третьей части. Вторая часть сгорела в рамках эпатажа, да, и жанр должен был смениться на аркадный шутер от третьего лица. Оранж даже трек накатал, про роботов, смешной. Ну и всё это дело уже подписано было лейблом KREMLINCORP, да сопровождалось роликом с голым Сталиным и концептом геймплея. Не взлетело.

 

Второй заход был уже в 2019-м году, с попыткой запустить производство игры Stalin vs. Martians 4, которая снова была аркадой, только уже с видом сверху, где мы играем за какую-то шкибиди-версию Сталина. И даже более того, они сделали демоверсию игры с двумя уровнями, прокачкой и восемью видами оружия. Издавать это никто так и не решился, делать за своё Щербаков не захотел, и страница игры в Steam до сих пор висит без даты выхода. Видимо, не выйдет уже никогда.

 

Нюанс номер три, совсем свежий – скоро выйдет римейк Красного Космоса.

Да.

Насладитесь моментом. Кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Space. Is. Red.

 

Вместо артов от забытых художниц обещается что-то сгенерированное в духе хоррор-манги, новый саундтрек и правка оригинального текста, без легендарного «попали прямо в центр туловища». Зачем, почему – непонятно.

По моему скромному мнению, оригинальные игры были настолько плохи, что должны вернуться в наш мир именно в первоначальном виде, в том самом арте, с тем же самым текстом, с тем же самым очарованием. И возможностью поиграть в Книгу Мёртвых изнутри самой игры.

Ну и опять же, понятное дело, что по виду игры и не скажешь, что это триллер с заходом в хоррор, но… В общем, смотрите.

Разработчиком указана некая студия Febrvvm. За её плечами только ещё одна визуальная новелла Oedipus / Antigone, где у нас вместо артов явно сгенерированные статуи разыгрывают между собой «Антигону» Софокла, и всё это под какой-то индастриал. Окей.

На самом деле я мог сократить путь и просто щёлкнуть на making of, который тут вторым роликом, но... зачем?
На самом деле я мог сократить путь и просто щёлкнуть на making of, который тут вторым роликом, но... зачем?

Загуглив разработчика, мы можем выйти на сайт какого-то музыканта, с горой ссылок на всякие там эппл-мюзики, спотифаи и так далее. И всё с теми же нейро-статуями. И всё это выходило с 2017-го года по наши дни. А на аватарке YouTube-канала мы видим какое-то смутно знакомое лицо. Окей. Вернёмся на шаг назад.

Издателем указан некий Optimus Minimus. Гуглим уже его и попадаем на англоязычный канал, посвящённый античности. Открыв самое первое видео, мы понимаем.

Да. Всплыл.

Какая падла ему MidJourney показала, а? Давайте, говорите, не стесняйтесь. Всё, лафа кончилась, он же сейчас снова, блин, в себя поверит и снова начнётся весь этот цирк – про тот же Красный космос не написал только ленивый (не только я заметку чиркнул), а с учётом того, что там арт – откровенный нейрослоп, мы дождёмся и второго Красного Космоса, который он тогда не успел издать в 2008-м, и Евгения Онегина, и, наверняка, Сталина против Марсиан 5, который тоже какого-то хера станет визуальной новеллой.

А вот то, что из-за анонса, он сломал заглавную страницу своего же сайта, я ему не прощу. Как теперь скачать обои по оригинальному Красному Космосу, с отсылкой на бородатый анекдот про орбиту, если не знаешь, как зайти напрямую?

Впрочем, это всё очень хорошо. Он будет всё это выпускать, мы же будем это всё говнить. Как в старые добрые времена. Но я бы предпочёл буквальные римейки. Ну как у Книги Мёртвых, без особых анонсов, громогласных заявлений и бесплатно.

Вообще знаете, в чём прикол?

Римейк Книги Мёртвых сделан в первую очередь для мобильных телефонов, только уже под Android.

Колесо русского геймдева, бессмысленного и беспощадного, совершило новый оборот.  

***

И на этом, пожалуй, закончим. История ещё пишется, сами понимаете.

Красный Космос всё ещё не перевыпущен.

Это мы ждём.

Всех с наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым. Всех благ.


Книга мертвых: Потерянные души

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
май 2006
5
1.9
4 оценки
Моя оценка

Красный космос

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
24 сентября 2007
21
3.9
4 оценки
Моя оценка

Евгений Онегин

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
2 сентября 2009
8
1.8
6 оценок
Моя оценка

Сталин против марсиан

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
23 апреля 2009
13
2.9
10 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Вот только глазками игрок смотрит не на проц, а на картинку на экране — а там нечто, не имеющее вообще ничего общего со знакомым ему с детства\юности реальным Спектрумом.

Если идти в стезю «из глаз», то на спектрумы «из детства» может походить очень много домашних компьютеров тех времён. А те моды, если уж лезть в le zalupa, это мелкосерийные модификации старых машин, причём не особо и фабричные, всё на опенсорсе, бери паяльник и модифицируй. Тот же самый АТМ 2 Т2+ отличается от 48к только допаянными контроллерами и расширенной оперативкой до мегабайта (2006-й год уже на дворе был, не солидно же всё на 48 или 128 килобайтах сидеть)

>на спектрумы «из детства» может походить очень много домашних компьютеров тех времён

Нет, его характерное заляпывание цветными знакоместами 8x8 пикселей ни с чем не спутаешь — и именно поэтому даже по превьюшке видео сразу понимаешь, что тебе вешают лапшу на уши, ибо это и близко не тот самый Спектрум...

То есть АТМ или Пентагон спектрумами не являются? Осталось это как-то объяснить авторам порта.

>То есть АТМ или Пентагон спектрумами не являются?

В общепринятом смысле — нет, нужно обязательное уточнение, что это навороченные неофициальные мутанты со своими собственными характеристиками и кастомными видеосистемами. То есть уточнять, что это именно АТМ или Пентагон, или Спектрум Некст, дабы не вводить читателя в заблуждение. А в статье такой хайп, как будто это на нормальном спектруме запущено, с такой-то картинкой...

Я, напротив, считаю, что подобное уточнение не нужно, так как понятия «спектрум из детства» уже предельно размыто, был софт под 48, был свой софт под 128, а чистый, оригинальный спектрум — и вовсе музейная редкость. При этом не все клоны 48 имели полную совместимость друг с другом, и это пошло вплоть до модернизаций, где почти каждая машина — уникальна.

Это всё равно одно и то же семейство устройств.

Ну для зумеров, которые вживую Спектрум не застали, конечно всё едино...

Эпично :) А ведь я когда-то потратил 8 гривен (чуть меньше полутора долларов по тогдашнему курсу) на то, чтоб купить записанный на болванке «Красный космос». До сих пор жалко денег и себя, такой-то былинный облом и уныние — неуместная серьезность и затянутость безжизненных реплик действительно всё убили и игра была быстро скипнута. Описание всех вариантов сюжета пришлось к месту, наконец-то закрыл гештальт.

>Это трындец, граждане, какой, в тандыр, порт Книги Мёртвых НА СПЕКТРУМ? Но таковой был. Живите теперь с этим.

Ну вот тут уже некоторый обман читателя получается — он-то думает, что это порт на тот самый Спектрум с его известными характеристиками, а по факту это порт на какой-то перенавороченный отечественный(?) клон с продвинутым графонием, больше напоминающий ПК начала 90-х.

Равно как и для энтузиастов, которых не отпускает эта тема уже тридцать с лишним лет...

Ну тут ещё как посмотреть, АТМ Т2+ и Pentagon 1024SL2 — всё ещё компьютеры на базе Z80 (вернее, его советских клонах), все расширенные возможности которых основаны на куче костылей. Проц всё равно крутится на всё тех же 3.5 МГц и 7 в турбо режиме

Энтузиасты-то как раз разбираются, где спектрум — а где нечто левое, неофициально наколхозенное на базе спектрума.

Вот к примеру взять консоль Сега Мегадрайв (Генезис в америкосии). При подключении СД-приставки она официально превращается в «Sega CD» (Mega-CD), при подключении же блока с 32-битными процессорами она превращается в «32х». Никто уже не называет это Мегадрайвом, потому что несмотря на присутствие Мегадрайва в качестве основы этой системы и сохранения совместимости с оным, это в целом уже довольно другая система с другими аудио-визуальными и вычислительными возможности.

Читай также