Такой вопрос я себе задал, переслушивая в n-ый раз саундтрек Persona 3 Reload, т. к. игру я купил и прошёл на релизе, и музыка мне дико вкатила. Для меня это ещё и первая игра в серии Persona, которую я вообще прошёл, так что можете называть меня фанатом Persona, который не играл ни в одну Persona.
На повестке дня у нас следующие вопросы:
- Как музыка в целом работает в Persona 3 Reload?
- Кто круче в плане музыки: оригинальная Persona 3 или её ремейк?
- И всё-таки почему музыка такая крутая?
Внимание! В статье приведено много ссылок на YouTube.
Убедитесь, что у вас есть возможность просматривать ролики.
Кто всё это написал
Давайте сначала мы узнаем кто ответственнен за саундтрек. Композитором Persona 3 Reload считается Ацуши Китаджо, при этом используются аранжировки из оригинальной Persona 3, написанные Сёджи Мигуро. Тексты к песням написаны Lotus Juice, который ещё и рэп зачитывает. Основной вокал в песнях исполняет Азуми Такахаши, заменив в новых аранжировках Юми Кавамуру.
Саундтрек на всех стриминговых платформах вышел официально 24 апреля 2024 года и содержит в себе 3 диска. Все песни, так или иначе, встречаются во время игры, и у каждого трека своя роль. Но разбирать прям каждую композицию я не буду: это долго, да и зачем? Лучше разбить повествование на различные сегменты игрового процесса и разобрать, как там работает музыка.
Опенинг
Игра встречает нас роскошным вступлением: Full Moon Full Life.
Уже в опенинге можно заметить отличительную черту саундтрека Persona: хоть это и японская игра с явным упором на аниме-стилистику, все песни, кроме пары исключений, написаны на понятном и хорошем английском языке.
Опенинг сразу приветствует старых фанатов: герой в начале опенинга включает оригинальные треки из Persona 3: Burn My Dread, который был опенингом, и Want To Be Close.
То же самое касается текста песни. Лирика с первых строк пробивает ностальгические чувства:
It’s full moon again,
crazy how time flies
«Снова полнолуние» — указывает на важный сюжетный элемент в Persona 3: лунные фазы. Авторы явно указывают, что с момента оригинала прошло не мало времени, и сами удивляются, как быстро летит время.
И ещё одна ностальгическая отсылка ждёт уже в конце припева:
No matter how far
How you go
How long it may last
Venture life burn your dread
В целом вся песня настраивает на боевой лад, и что будет трудный путь у главных героев. Но всё получится, если отбросить свои страхи: собственно «Burn Your Dread» и есть отсылка на опенинг оригинальной Persona 3.
Начало игры
Начало у игры длинное и не особо даёт раскрыться основному саундтреку, хотя тут уже можно встретить пару треков, которые будут играть повсеместно, но о них лучше чуть позже, дабы не метаться туда-сюда. Хотя стоит отдать должное: первое появление тени и первое пробуждение Персоны у главного героя достаточно круто подчёркиваются музыкой. Сначала это неразбериха и волнение от происходящего, а дальше крутой и эпичный рок с соло-гитарой во главе.
Далее стоит рассказать о структуре Persona 3. Игра делится на условные 2 части: социальная повседневная жизнь и бои в Тартаре. Поэтому дальше мы будем рассматривать эти сегменты по отдельности.
Повседневная жизнь
В повседневной жизни тоже не всё так просто! Она тоже делится на части: школа, время после школы и вечер.
Школьные будни
Для школы выделили песню Want To Be Close: лёгкая композиция с минимумом текста. Песня была взята из оригинальной Persona 3 и перепета без каких-либо особых изменений. Трек достаточно хорошо ассоциируется с весенним настроением, и даже вспоминаются свои беззаботные школьные дни.
Но эта песня играет во время первого триместра. Во втором триместре играет уже другая композиция: Changing Seasons. И это лучшая школьная тема в игре, на мой взгляд: она звучит гораздо динамичнее и подчёркивает бурную школьную жизнь. И также как и в опенинге делается акцент на скоротечности времени.
Я не могу сосредоточиться на учёбе в игре, когда слушаю Changing Seasons. ОНА СЛИШКОМ КАЧЁВАЯ!
Есть ещё и третья композиция для школы, но про неё будет рассказано чуть позже.
После школы
После уроков можно прогуляться по городу, где нас будет сопровождать композиция When The Moon’s Reaching Out Stars. Это также аранжировка песни из оригинала. Композиция классно подчёркивает городскую дневную жизнь своим быстрым темпом и синтезаторами.
When stars smile at the moon
Wonder how it looks in your eyes
Just dialing your number
Failed to press the last two
Pray in my heart
When the moon reaches stars
If you hold me tight
Feel your heartbeat so close
Would this last long?
Текст песни описывает все волнительные и нервные состояния перед свиданием с любимым человеком, и что с ним через всё волнение хочется пробыть вечность. Это ли не жизненная ситуация для городских свиданий, которые в Persona 3 повсеместны?
Сокращённая версия этой песни играет в здании ТЦ Павлония, но про неё рассказывать особо нечего.
Вечер
Вечером мы можем находиться в общежитии, где играет Iwatodai Dorm. Это расслабляющий и вайбовый рэп от Lotus Juice.
Но стоит выйти из общежития и сыграет главный бэнгер и лучшая оригинальная композиция Persona 3 Reload: Color Your Night.
Песня представляет собой смесь хип-хопа и вечернего городского джаза с пианино и вокалом Азуми Такахаши. И это сочетание получилось просто отличным! Барабаны и бас с самого начала задают нужный грув, а клавишные звучат мелодично и классно. С первых нот создаётся атмосфера ночного города, жизнь в котором не заканчивается, а идёт бурным потоком. Песня так и призывает прогуляться по своему городу, найти прекрасные виды и разделить этот вечер со своим любимым человеком.
А за эти строки я хочу авторам лично подойти и руку пожать.
When two hands meet at zenith
Nothing comes between us
Dancing like ballerinas
Under, the moonlight all night long
How these plain and simple scenes
Get painted so vividly by you
I just wanna stay with you
Тут и рифма классная, и метафоричность не шибко сложная, но красивая. В общем, пушка! Готов вечно выражать свою любовь к этой песне, она всегда вытягивает моё настроение во время вечерних прогулок.
Тартар
Город засыпает, и начинается Тёмный час: особое время в Persona 3, когда из ниоткуда и будто в бесконечность появляется зловещая башня, именуемая Тартаром. Здесь наши герои проводят бесконечные бои с тенями и пытаются выяснить: откуда они берутся…
Во время прогулок по коридорам Тартара мы слышим достаточно тревожную музыку, причём в зависимости от секций башни, аранжировка будет меняться. Но, на мой взгляд, из-за долгих пребываний в Тартаре эти треки могут спокойно надоесть.
Чего не скажешь о боевых темах. Ты можешь их хоть сто миллионов раз прослушать во время битв, но не надоест ни разу.
Основной боевой темой ещё из оригинала считается Mass Destruction. Яркая, динамичная песня, сочетающая в себе рэп, синтезаторные зловещие мелодии, мотивирующий гитарный рифф и ТАДАДАТАТА ТАДАТАТА во время припева. Мне кажется именно этот простой, но качёвый хук в припеве работает на запоминаемость песни, и на желании переслушивать её n-ое количество раз, потому и не надоедает.
Однако ещё лучше справляется со своей работой вторая основная боевая тема. Оригинальная композиция Persona 3 Reload: It’s Going Down Now. Она включается, если перед битвой с тенью подкрасться и ударить её по спине.
И тут композиторы начинают стрелять из всех орудий: Lotus Juice зачитывает рэп с высокой скоростью, бас-гитара с барабанами вытачивают ритмический рисунок как боженьки, пианино подчёркивает мелодию, а потом ещё и припев с вокалом Азуми и врывом электрогитар… Тут такая классная аранжировка и богатство инструментов, что переслушивая ты не понимаешь, как эту композицию вообще записали! Грувовая, драйвовая, мотивирующая — в общем, подбирать эпитеты можно долго, но мы получили одну из самых популярных и народных композиций Persona 3 Reload.
Между этажами Тартара находятся мини-боссы, и для них выделен своя композиция: Master of Tartarus. Тут используется обычный гитарный рифф и вокализ на припевах. Звучит хорошо, но после It’s Going Down Now звучит простенько. То же касается боссов во время полнолуния: их сопровождает Master of Shadow.
Но периодически во время сражений с боссами на поверхности включается другой саундтрек, и вот он уже звучит гораздо интереснее: Deep Breath Deep Breath. В отличие от предыдущих композиций здесь активно используется рэп и вокал. Мелодия звучит ломано, но свежо и динамично. Жаль что не везде она играет…
Особые мелодии
В серии Persona существуют треки, которые кочуют из части в часть. Самый популярный пример: Aria of the Soul, которая играет в Бархатной комнате. Она сделана в утончённом и высоком стиле: фортепиано вместе с оперным пением и струнными.
Ещё одна композиция из других игр серии — Joy, которая используется в повседневных диалогах. Приятная и запоминающаяся мелодия действительно дарит радость каждый раз, когда начинает играть.
Из особых треков я бы ещё выделил клубную музыку Everyone loves 1989 и Deep Mentality во время похождений по отелю.
Также в игре существуют отдельные главы со своей мелодией, такие как поездка в Киото. Но она лаконичная и простая, но раз упомянул, то можно и послушать.
Но переломный момент как игры, так и саундтрека происходит в январе.
Январь
Это особый месяц в Persona 3, потому что здесь происходит финальная арка игры. Я не буду спойлерить сюжет — просто примите как факт, что произошло событие, которое ввергло всех персонажей в крайне печальное настроение (хотя это ещё мягко сказано).
Настроение игры резко меняется с весёлого на крайне грустную. Цветокоррекция становится серой и мрачной, а на саундтреке играет тотальная печаль. Да, во время сюжетных моментов бывало играли грустные мелодии, но именно в этой арке начинается прям хтонь.
Во главе тут три трека. Первый — это Memories of the City, она играет во время прогулок по городу. Крайне печальная и драматичная музыка, которая подчёркивает безысходность персонажей, которые не смотря на события всё ещё продолжают свою борьбу.
Второй трек — Memories of the School, которая играет в школе. Тихая и спокойная мелодия, хоть и пытается выдать хоть какие-то радостные моменты в жизни, однако у меня оно вызывает некую спокойную грусть.
А в общежитии происходит настоящая депрессия: Living With Determination. Она уже играла в грустные моменты игры до этого, но теперь вы её будете слушать в ещё более драматичной аранжировке. Композиторы максимально пытаются показать, что тут всё стало мрачнее, а хихоньки-хаханьки закончились.
Но финальная встреча с боссом будет уже отличаться от всего остального, потому что здесь уже встречаются знакомые нам гитарные риффы из обычных боевых тем, оркестр и оперное пение из Aria of the Soul. А в самой финальной стадии нас ждёт версия Burn My Dread -Last Battle-, которая настраивает на эпичную схватку.
Финал
Итак, зло побеждено. Наступает момент финала. Герой лежит на коленях Айгис, та его гладит по голове и обещает быть рядом с ним. Играет расслабленная музыка, которая подводит нас к одновременно хорошей, но в то же время грустной концовке. И во время титров включается Memories of You.
Это единственная песня во всём саундтреке, написанная на японском языке. Текст написан от лица персонажа Айгис и обращён он к главному герою. Она не забудет его, она будет всегда рядом с ним, она надеется, что увидится с ним ещё раз…
Однако незнание японского языка ни сколько не мешает наслаждаться красивой мелодией. Песня по сути является комбинацией Memories of the City и Memories of the School. И это сочетание даёт диссонанс настроения: с одной стороны жизнерадостность, а с другой тоску и печаль. И эта смесь отлично работает на эмоции игрока, а главное крайне точно описывает финал всей Persona 3.
А теперь вернёмся к поставленному в заголовке вопросу: Почему в Persona 3 Reload такая крутая музыка?
Потому что написана она профессионалами. Сёджи Мигуро для оригинальной Persona 3 мастерски передаёт атмосферу и настроение. По началу всё весело и задорно. Ты ловишь этот вайб и получаешь искреннее удовольствие от жизни в этом мире. Но как только наступает момент грусти, Мигуро постарается из тебя выжать все эмоции до предела.
А Ацуши Китаджо отдельное уважение за то, что он не испортил оригинальные композиции своими аранжировками и что написал великолепные песни, которые отлично дополнили работу Сёджи Мигуро и попали в сердечко как новым игрокам, так и старым фанатам.
Лучшие комментарии
Обещал писать про игры, а не про музыку.
В итоге написал про музыку в играх.
Приятно было переслушать любимые композиции.
-20 социального рейтинга за игнор удивительных товаров Танаки. Все чемоданы с лайками были распроданы, увидимся в следующем посте!
У меня есть hot take касательно Азуми Такахаши, её новые треки в Reload просто шикарны (it's going down и don't) однако когда она пытается состязатьтся с Юми в её треках (Mass Distraction, Kimi no Kioku, особенно для меня Brand New Days) значительно проигрывает в драме голоса и эмоций.
Баааааааалииииииииииииииииииин
Hot take принят.
Но мне Азуми не понравилась только в одной новой аранжировке: Burn My Dread, которая в игре не особо участвует, но есть в официальном саундтреке.
И там куда-то понятный английский пропал, и по настроению почему-то не попадает.
В остальном мне всё понравилось.
Все гангстеры пока не заиграет «kimi wa ne tashika ni ano toki watashi no soba ni ita»
Кстати, раз уж такое дело, то… MUSIC MEME
Не даром ост персоны у меня каждый год в итогах прослушанного. Всё-таки кайфовая вещь
вроде без спойлеров обещали 😂
Я думаю для тех, кто не играл, любой кадр или размытое описание не особо будет спойлером. Типа давай я тебе вкину картинку из концовки Disco Elysium и скажу что там происходит. Я не думаю что тебе это много даст, если ты не играл. Мне кажется ты даже особо не вслушаешься.
И ещё в своё оправдание скажу, что без этой части я бы мало что рассказал про Memories of You, а это очень важная песня в Persona 3.
А где?..