7 августа 7 авг. 5 3070

Ранобэ Urasekai Picnic… или почему юри-сталкер это лучший сталкер.

+8

«Пройти сквозь боль, дождаться мне бы… когда стихнет дождь, увидеть истинный Сталкер.» — это то, что крутится в моей голове на протяжении всего довольно продолжительного знакомства с вселенной Сталкер, где лучший её представителем был самым первым, а именно «Пикник на Обочине». Это не оскорбление остальных творений, просто именно Зоны Посещения являются тем, что я хочу видеть от сталкера как своеобразного поджанра фантастики: место неизведанное, опасное, таинственное и в своей сути сложное для понимание. Скрытый ли замысел высшего разума или просто остатки пикника для низших муравьёв? Жива ли Зона или же это плод профессионального фатализма? Именно эти вопросы и эти атрибуты привлекают мой пытливый ум.
Однако редко какой фанфик в издательской обложке или на коленке сделанная модификация соответствует весьма специфическим критериям… Максимум, что греет мою немного чёрствую душонку, это старая словесная ролёвка по вселенной Пикника на Обочине и канал Campfire Stalker, однако зимой 2021 года вышла аниме-адаптация Urasekai Picnic, он же «Пикник в Потусторонье»… А так как переводчик медленно, но верно переводит пятый том, то это повод поговорить о японском Сталкере, который не стыдно и прочесть.

 

Немного сухой информации. Новелла состоит из 9 томов и дебютировала в 2017 году за авторством Иори Миязава, чьи работы не то чтобы выделялись своей популярностью или хоть какой-то известностью на просторах рунета. Касательно жанровой принадлежности, то да, это юрятина с признаками сталкера, причём сам автор признавался в том, что вдохновлялся игрой и повестью Братьев Стругацких, однако прежде чем перейти к сюжету и прочему хотелось бы предупредить — ранобэ более чем читабельно даже с таким специфическим жанром, ведь развитие близких отношений между двумя боевыми подругами происходит очень не торопливо, так как у автора очень интересное понимание жанра юри. Откуда мне это известно? Все его мысли были изложены в интервью «Юри сделало меня человеком», и они мало того что согласуются с прочитанным, так дополнительно выглядят очень даже адекватными. Однако давайте перейдём к разбору сюжета и синопсиса.

Откуда у них АК и ПМ? В Потусторонье нашли… увы, я не шучу, они там валяются.
Откуда у них АК и ПМ? В Потусторонье нашли… увы, я не шучу, они там валяются.

И так, что делать студентке-сироте, чьё будущее туманно, а просроченный кредит за обучение очень даже реален? Напиться и прыгнуть в объятия поезда, как оно обычно и бывает, но у одной из главных героинь тайтла, Камикоши Сораво, нашёлся более оригинальный выход из положения, в виде эскапизма в мире Потусторонья, что чуть не кончилось утоплением в аномалии… однако на помощь пришла Нишина Торико, более опытная путешественница в мире ином, что ищет пропавшую подругу. И таким образом Сораво вступила в опасный путь заработка больших денег, исследования чуждого для них мира, а также укрепления межличностных связей с новообретённой боевой подругой.
Атмосфера в аниме уже изначально сочилась из всех щелей, благодаря очень годному саундтреку, но в отрыве от адаптации, Потусторонье действительно заставляет покрыться кожу мурашками: заброшенная станция Кисараги, длинная женщина в белом, отсутствие звуков днём и их обилие опасной ночью, полное сводящее с ума одиночество в чуждом мире — вот что из себя представляет Потусторонье. Мало того, каждая секунда прибывание в ином мире схожа с прибыванием под излучением Пси-установки, только вместо физической боли только пронизывающий психологический ужас и безумие. Смерть в Потусторонье скорее благо, ведь иные исходы куда страшнее. Но самое интересное то, что обитатели и сам этот мир отражает или даже является причиной зарождения японских легенд и крипипасты…

С ужасами иного, чужеродного мира, приходится сталкиваться нашим главным героиням. В дальнейшем мне хотелось бы обратится к спойлерам, однако если вкратце, обе девушки друг друга дополняют во многих аспектах и их характеры очень приятны моему глазу. Серьёзно, девочки с одной стороны милые и в некоторой степени реалистичны с другой, а в некоторой степени достаточно закономерны (потом поймёте). В общем, пришла пора углубится.

Сораво один из моих любимых персонажей. По началу она немного надоедает своим нытьём, кажется довольно неуклюжей и пугливой, но в действительности она в последствии компенсирует это силой духа и способностью адаптироваться под обстоятельства. Цинична и рациональная именно в той степени, в какой требуется, чтобы быть антиподом Торико и персонажем, с которым я могу себя ассоциировать. Увлекается городскими легендами и сталкингом, связи с чем и смогла найти проход в Потусторонье. Как и её подруга, заслужила в ходе одного из приключений "мутацию" - лазурный, словно огранённый камень, глаз видящий суть существ Потусторонья и способный подстраивать онное под собственное восприятие.
Что же случилось с Сораво, чтобы закалить характер и закрыться от окружающих? Ну, родители погибли, а родственники стали частью секты, из-за чего пришлось сначала ночевать в манга-кафе, а затем в заброшенных зданиях, потому что кафе подожгли культисты. После того, как девушке приснилось странное красное существо, проблема решилась сама собой - сектанты и оба опекуна Сораво умерли в горах от скопившегося там газа... что характерно, долгое время девушка воспринимала историю как "что-то нормальное". Интересно, если бы всё было иначе, получилось ли из молодой студентки с каре идеальная интернет байка?...

Антипод Сораво в плане характера и способностей. Энергичная, эмоциональная, более альтруистичная личность, по сравнению с ворчащим комком цинизма. Обладает навыками стрельбы и выживания, что наверное и спасало её в большинстве случаев, но в отличие от моей очкастой фаворитки, Торико имеет заметный недостаток - она ещё больший интроверт, чем Сораво, а также обладает сильной доверчивостью, хоть это и не заметно в начале. Мутация из себя представляет полупрозрачную кисть руки, способный взаимодействовать со сущностями мира иного.
Доверчивость и мания она получила тоже не от хорошей жизни. Начнём с того, что у Торико две канадские мамы(и это заметно по её "подкатам"), которые служили в канадской армии и обучили блондинку всем необходимым, но авиакатастрофа поставила крест на социальном взаимодействии Торико с окружающими... пока на свою голову, она не встретила Сатсуки Уруму. Так она узнала о Потусторонье и так нашла для себя объект нездоровой одержимости, и я совру если скажу, что последнее не было замыслом её подруги-репетитора Сатсуки.

Если говорить о второстепенных персонажей, они прописаны вполне себе неплохо и свои роли отрабатывают на пятёрочку. Наверное самый знамениты и тоже претендующий на звание «персонаж с которым можно себя ассоциировать» это легальная лоля Козакура, выступающая местным Сидоровичем и всячески избегает путешествие в Потусторонье, не без причины. Ворчит и кроет двух сталкеров матом в нужные моменты и в нужное время, не говоря уже о том, что она отыгрывает самую реалистичную реакцию на происходящие с ней события в сюжете. Антагонисты тоже хороши…, но о них и о Сатсуки Уруме в другой, более интересной для меня секции.

«Да потрахайтесь вы уже!»… Спойлер: да, они потрахаются
«Да потрахайтесь вы уже!»… Спойлер: да, они потрахаются

В «Пикник на Обочине» философия заключается не сколько в необъяснимости произошедших во время Контакта явлений, сколько значимости человека во время этого события. В играх про ЧЗО философии как таковой нет, Зона показана просто как живая и отрезанная от мира эко-система, что не хорошо и не плохо, это просто один из подходов породивших кучу фанфиков на эту тему. Однако чем меня и привлёк «Пикник в Потусторонье», так это весьма интересной философией и концепции аномальной зоны… концепцией поглощения и лавкрафтианского ужаса. Всё вокруг создано именно для того, чтобы свести человека с ума, а страх является естественной реакцией на то, что человеческий мозг не способен понять и именно через страх иные меняют нас не только физически, но и ментально. Любой из монстров как играется с восприятием жертвы, так и представляет физическую опасность, значительное их кол-во знает о мире нашем и способный нами манипулировать вне мира иного. И пока главные героини сражаются и пытаются сохранить здравомыслие, личность с длинными чёрными волосами нашёптывает: «Sanity is a curse, madness offer is the only freedom»… И тем, кто это делает, является главная антагонистка тайтла, таинственная Сатсуки Урума, что видимо познала безграничность и комплексность космоса, вот только какой ценой?..

Если задвинуть пафос на задний план, то Urasekai Picnic это юри-сталкер про встречу с инородным и неописуемым (почти) лавкрафтианским ужасом. Всё это перемешано с темой сектантства и способов заманивания людей в деструктивные религиозные движения. И всё это под диким соусом из крипипасты (привет станция Кисараги), японских городских легенд (привет Кунекуне), а также знатной долей японской мифологии. А теперь вопрос, какая из фанфиковых серий книг в издательской обёртке по Сталкеру способна показать ЧЗО в такой же гремучей смеси? Я помню максимум повесть о Клыке, но в конце она скатилось в такой трындец, что читать было стыдно… что не скажешь о сегодняшнем творении, так как в течении прочитанных четырёх томов всё выглядит более чем пристойно — сюжет потихоньку развивается, проблемы нарастают, и ничего не выбивается из концепции безумного мира Потусторонья. Единственное, к чему у меня есть претензии, это недостаток описания неописуемого, однако требовать такое от ранобэ это как требовать от отечественных попаданцев качественный сюжет — можно, но бесполезно. Что же до аниме-адаптации, то после ранобэ она мне не слишком сильно понравилась из-за непонятных хронологических сдвигов и других нюансов, однако музыка моё почтение… при чтении я на фоне ставлю именно саундтрек, так как он идеально подходит под атмосферу.

 

Если подвести итог, то для меня Urasekai Picnic стоит на втором месте, после «Пикника на Обочине», просто потому что это самобытный представитель в таком поджанре. Если вдруг среди читателей есть те, кого я всё-таки заинтересовал японским сталкером, то вот ссылка на ranobelib, где и можно будет ознакомится с переводом. Так что, всем металла и как говорится: «Ну, удачной охоты, сталкер.»


Лучшие комментарии

длинная женщина в белом

всё таки высокая женщина в белом, длинной она была бы если бы лежала

Я начал смотреть аниме по этой манге. Это действительно очень сильно лучше, глубже и страннее, чем тот сталкер, который мне знаком по книжкам и игре. Ичсх, мне одновременно нравится и развитие отношений между двух совершенно непохожих персонажей, и то, какая тут получилась «зона» — странное, страшное, криповое, ни на что не похожее и совершенно недружелюбное место. Оно прям впечатляет, а я считаю что меня все таки трудно впечатлить. Жаль аниме преступно короткое, и боюсь мне придётся читать эту вашу мангу, если я захочу узнать продолжение.

Рад, что Пинкик В Потусторонье расползается дальше маленького сообщества, которое даже полноценным фандомом сейчас сложно назвать.

Жаль, только, что «СНГ-любители атмосфэры» (наигравшиеся в аномали с кучей крафта ради крафта и серо-блевотным фильтром на абсолютно все вариации локаций, времени суток и погоды) не признают аниме в сталкере, просто потому что «эти ваши китайские порномультики не способны показывать атмосфЭру, и вообще, жЭнщен в зоне не бывает!».

Так что, вероятно, это произведение так и останется нишевым продуктом, с маленьким кругом любителей.

Увы, это участь всех (по крайней мере мне известных) произведений в поджанре «сталкера». Пикник на Обочине классика фантастики, но даже среди любителей ЧЗО не все его читали; Коппелион также не сыскал большую славу, а ведь это буквально аниме-сталкер (он и ближе как раз таки к ЧЗО, нежели к Пикнику); И лишь Созданные в Бездне имеют хоть какую-то популярность, но только в сравнении со всеми остальными. А так, ну, главное произведение нашло своего потенциального фаната, and nothing else matters...

Интересно. Не знал что такое есть. Даже не знал что я такое хочу.

Читай также