7 февраля 7 февр. 2 1082

Super Nintendo и первые проблемы «Большой N»

+8
 

Видеоматериал на канале!

Про Super Nintendo в детстве мы все знали не так много, разве что из передач «Dendy — новая реальность», где Сергей Супонев активно рекламировал недосягаемую роскошь для нашего брата. Так уж завелось, что игровые приставки семейства Nintendo испокон веков не пользовались спросом в странах СНГ. Сначала из-за того, что Большая N просто не видела смысла в продвижении своих товаров на столь загадочном рынке, а после потому, что их аппараты были просто не карману большинству населения страны. Естественно их приставки красовались на полках торговых центров, кто-то даже мог себе позволить раскошелиться для своего чада столь дорогим подарком, но таких покупателей было «раз два и обчелся».

С. Супонев очень сильно старался склонить внимание юных геймеров в пользу Super Nintendo.
С. Супонев очень сильно старался склонить внимание юных геймеров в пользу Super Nintendo.

В 90-х пробел на игровом рынке заполнили Dendy и Sega Mega Drive, после подоспели PlayStation и Dreamcast, у многих даже были 3DO кстати говоря. В нулевые нас уже покоряла PS2, но всю славу забирал себе стационарный ПК, и Нинтенде уже как-то не нашлось места со своими N64, Gamecube и прочими консолями. Стоит признать, что все эти приставки весьма напрасно прошли мимо в нашем детстве. Все они были по-своему уникальны и имели на борту шикарную библиотеку игр, многие из которых стали эталонами и оказали значительное влияние на прогресс в игровой индустрии. Но неужели дело было только в ценнике? Неужели весь мир играл и стоял на ушах от одного только слова «Nintendo», когда мы даже знать не знали что это вообще такое? Дело в том, что Nintendo Entertainment System наделала очень много шума в игровом бизнесе. Nintendo захватили рынок став, практически, монополистами в сфере производства игровых приставок, зарабатывая на этом деле сотни миллионов долларов. Само собой там, где крутятся такие огромные деньги найдутся те, кто тоже захочет откусить кусочек пирога, а может быть даже и забрать весь пирог себе. Sega стала первой компанией, начавшей серьёзную атаку на большую N и стала головной болью для Nintendo из-за своей Mega Drive, она же — Genesis. В начале 90-х разразилась настоящая битва, которая впоследствии получила броское название — «Консольные войны», этот термин обозначает противостояние Sega и Nintendo, Genesis против 8-битной NES, и 16-битной SNES — Super Nintendo Entertainment System. SNES до сих пор называют одной из лучших игровых консолей всех времен, и это действительно так, но именно со времён релиза Super Nintendo, тогда, когда руководство компании почувствовали конкуренцию, они и начали потихоньку совершать различные ошибки, что в будущем чуть было не довело их до безоговорочного капитулирования и полного ухода с рынка игровой индустрии. Но, давайте разберёмся что же из себя представляла великая Super Nintendo, и каким образом именно она выступила катализатором новой эпохи в истории игрового бизнеса.

Итак, на дворе 80-е, в родной Японии Nintendo занимает доминирующие позиции на рынке стационарных и портативных приставок. Да, на полках магазинов также красуются и консоли конкурентов, но их доля в индустрии слишком ничтожна, чтобы высшие чины Nintendo обращали на них внимание. На другом конце планеты — в Северной Америке, не менее важном для компании рынке, дела обстоят еще лучше. «Большая N» контролирует 95% рынка, являясь беспрецедентным монополистом игрового бизнеса. Их 8-ми битный шедевр NES продолжает улетать с полок миллионными тиражами, а американские дети и подростки по-настоящему сходят с ума от Nintendo. NES, на протяжении нескольких лет была самым желанным подарком на рождество. Руководство компании очень переживали за свой авторитет и боялись подорвать его перед геймерами. Чтобы контролировать весь поток игр на приставку и не допустить выпуска откровенного мусора, который несомненно мог подорвать репутацию — Nintendo ставит свои условия для партнеров, желающих выпустить игру на их приставке. Выпускать можно не более 5 игр в год, всё производство и выпуск картриджей тоже под контролем Nintendo, а определённая группа лиц компании сами решают, когда именно та или иная игра отправится покорять сердца игроков на полки магазинов. Вдобавок они проверяют каждую игру от стороннего разработчика, определяя тем самым дать ей зелёный свет, либо же отправить на доработку. Если же «всё ок» — то игра получала плашку качества Nintendo, это автоматически означало, что игра соответствует всеми необходимыми стандартами качества.

Печать качества Nintendo
Печать качества Nintendo

Естественно большая N забирала не малый процент с каждого реализованного картриджа. Можно подумать, что Nintendo была настоящим проявлением зла, и совершенно садистски обращалась со своими партнерами, но всё это было сделано из-за того, что они слишком боялись повторить судьбу Atari, и наводнить рынок бездарными играми, интерес к которым у игроков пропадет рано или поздно. Такие жесткие условия смогли удерживать планку качества долгие годы, ведь компания купалась в деньгах, и всё у неё было в шоколаде. Но как известно, находиться на вершине постоянно — невозможно, а отсутствие конкуренции и нахождение в зоне комфорта рано или поздно приведёт к регрессу.

В конце 80-х гг., японские компании NEC и Sega выпустили свои консоли: PC Engine и Mega Drive соответственно. Обе системы были спроектированы с использованием 16-битной архитектуры, которые по качеству графики и звука должны были стереть в пух и прах 8-битную NES. Но одной только технологии недостаточно чтобы свергнуть целого гиганта захватившего рынок. NES продолжала доминировать на протяжении ещё нескольких лет, а агрессивные рекламные провокации от Sega не вызывали никакой реакции у боссов Nintendo, до тех пор, пока на американском рынке Genesis наконец не достигла успеха. Изначально руководство Nintendo, в особенности– Хироси Ямаути вообще не проявляли никакого интереса к разработке новой системы, однако в связи с набирающими популярность приставками 4 поколения — они пересмотрели свою позицию, осознав что NES начала устаревать, а компания может потерять существенные позиции в бизнесе, если вовремя не возьмутся за голову. В общем можно сказать, что ситуация вынудила большую N создать новую 16-битную консоль, однако поговаривают, что главный инженер разработавший NES — Масаюки Уэмура, начал работу над приставкой следующего поколения, практически сразу же после выпуска NES в США.

Команда Уэмуры воспользовалась тем, что Super Famicom появилась на свет, двумя годами позже Mega Drive, и это давало преимущество быть более продвинутой консолью в техническом плане. Super Famicom также снабжали мощные 16-битные центральный, графический и звуковой сопроцессоры. Звуковой чип, кстати, для SNES разработали инженеры Sony. Начало партнёрских отношений с Sony и их последствия в будущем сыграют колоссальную роль для всего игрового мира, но это мы затронем немного позже. Одной из основных «фишечек» консоли стал так называемый «MODE 7», похожий на 3D, режим — с помощью которого достигался эффект перспективы. Этот приём будет использоваться во многих будущих хитах SNES, например таких как F-Zero, Star Fox, Mario Kart, и многих других игр. Стоить отметить и еще одну из хитростей инженеров Nintendo. Архитектура SNES заключилась в возможности использования дополнительных чипов на картриджах. Такое нестандартное решение было придумано ввиду того, что использовать дорогой процессор, который устарел бы через несколько лет, было бы не целесообразно. Вместо этого была принята, так сказать, концепция апгрейда, т. е. игры, которым не хватало штатных возможностей приставки, содержали в составе картриджа специальные чипы, обеспечивающие необходимые возможности. Такие игры можно узнать по наличию нескольких дополнительных контактов в разъёме картриджа (обычно их было 16). Одной из первых таких игр, использующих чип Super FX, стала Star Fox, но по-настоящему прелести начинки SNES использовала Donkey Kong Country, впечатляя геймеров невероятной по тем меркам графикой для консоли 4 поколения. Своей чёткой графикой и высоким качеством звука Donkey Kong Country могла соперничать c играми, выпускаемыми на 32-битных консолях. За последние 45 дней 1994 года было продано 6 млн копий, таким образом, эта игра стала наиболее быстро продаваемой за всю историю на тот момент времени. Такой ход позволял оставаться приставке конкурентоспособной на мировом рынке даже после выхода следующего поколения игровых приставок.

Различные аппаратные версии картриджей для SNES
Различные аппаратные версии картриджей для SNES

NES была дико популярной, а значит игроки за годы её существования обзавелись большой библиотекой игр, однако геймеры получили «от ворот поворот» в надежде увидеть обратную совместимость с NES. Nintendo решили её не делать, потому как это вынуждало бы их вставить еще один процессор в консоль, что влетало бы в дополнительные 75 долларов к стоимости приставки, а учитывая, что ценник должен был оставаться приемлемым — от такой идеи верхушка компании быстро отказались, несмотря на гнев владельцев NES. Super Famicom получилась крутой, революционной консолью, самой мощной из всех, что существовали на тот момент времени. Она была прекрасно спроектирована и была готова повторить успех NES, и еще раз доказать всему миру, что никто не сможет противостоять величию «Нинтенды».

SNES появилась на прилавках страны восходящего солнца 21 ноября 1990 года и продавалась по цене 25 000 ¥ (210 $). Приставка получила молниеносный успех, первая поставка количеством в 300 000 экземпляров была раскуплена за несколько часов, а последующие беспорядки в обществе вынудили правительство Японии попросить производителей игровых консолей планировать выпуск на выходные дни. Уровень ажиотажа вокруг SNES дошёл до того, что приставкой заинтересовалась якудза, члены которой были решительно настроены поиметь на популярности консоли финансовую выгоду, в результате чего и было решено доставлять товар ночью, во избежание ограбления.

Super Famicom — японский дизайн игровой приставки 4 поколения от Nintendo
Super Famicom — японский дизайн игровой приставки 4 поколения от Nintendo

В Японии Super Famicom быстрыми темпами начал вытеснять своего главного конкурента в лице Mega Drive, таким образом Nintendo вновь стала лидером рынка игровых консолей. Во многом это произошло потому, что компании удалось сохранить партнёрство с большинством сторонних разработчиков, таких как Capcom, Konami, Tecmo, Square, и Enix, которые ранее создавали игры для Famicom. Да и в целом стоить сказать, что Nintendo не особенно сильно парилась по поводу домашнего рынка, там у них стабильно всё складывалось более, чем удачно. Основная выручка в компанию лилась именно с американских детишек, и главным направлением для Большой N в то время было сохранение ключевых позиций на рынке, который активно пыталась захватить Sega Genesis.

Как известно, «Сеге» не особенно удавалось продвигать свой флагман в родной стране. Продажи оставляли желать лучшего, у сторонних разработчиков были связаны руки в связи с обязательствами перед Nintendo, а вывозить приставку исключительно своими силами, делая эксклюзивы внутренними студиями удавалось едва ли. В «СЕГЕ» делали ставку на Северную Америку, желая раздавить Нинтенду самыми наглыми способами и поставили на должность президента Sega of America гениального бизнеса — Тома Калинске. И вот тут-то и начинается самое интересное, т. к. у Сеги был один «козырь в рукаве».

Super Nintendo должна была появится на прилавках Нового Света 23 августа 1991 года, в комплекте с главным системселлером — Super Mario World, по цене в 199$. В том же году на летней выставке CES 1991 года, Sega столкнулась с Nintendo лицом к лицу, впервые представив миру свой главный эксклюзив Sonic the Hedgehog. Они ждали до последнего, чтобы удивить Нинтендо тем, какого качества им удалось достичь, везде и всюду они всячески язвили и не упускали момент подчеркнуть насколько же Соник красочный, крутой, современный и быстрый.

Sonic был большим успехом для Sega и придал продажам консоли огромный буст.
Sonic был большим успехом для Sega и придал продажам консоли огромный буст.

Genesis обладала более мощным процессором по отношению к SNES. 60 доступных цветов, до 80 подвижных спрайтов на одном экране, и разрешение, которое система умела понижать, чтобы высвободить больше мощности для обработки анимаций, что и позволяло Сонику так быстро перемещаться по экрану, весь геймплей представлял из себя бесконечный драйв, что цепляло внимание практически каждого игрока. Sega насмехались над Super Mario World, не считая картинку и геймплей игры чем-то прорывным и уникальным. Увидев Соника, кое-кто из Нинтендо начал суетиться, однако верхушка Nintendo of America во главе с Говардом Линкольном были слишком уверены в новой игре про водопроводчика и не обратили должное внимание к Сеге. Тем самым существенно недооценив соперника. Однако глупо отрицать тот факт, что Соник мгновенно приковал внимание к Сеге и Genesis, несмотря на то, что Nintendo продолжали козырять техническими превосходствами SNES. Директор по маркетингу Sega of America Эл Нильсен особенно гордился моментом, когда на выставке к нему подбежал репортер с вопросом «у Super Nintendo 32 768 цветов, а у вас всего 512, что вы можете ответить на это?». Нильсен подвёл репортера к стенду, где на одном экране бегал синий ёжик, а на другом Марио и сказал «ну и где ты видишь 32 тысячи цветов?». Репортёр развернулся и молча ушел. Это был первый, серьёзный удар для Nintendo, но боссы компании не отчаивались, ведь у Сеги тупо не было торговых площадей, где продавалась бы Genesis, ведь все ретейлеры находились под жестким контролем большой N, и никто не хотел портить с ними отношения и терять огромные деньги. К тому же, по заверениям группы лиц внутри Nintendo of America ответственных за мониторинг конкурентов, в отчётах боссам подавалось всегда одно и тоже — не считая Соника, на Genesis по-прежнему не выходило действительно качественных игр. Да, картинка красивая, но игры — так себе, а поддержки сторонних разработчиков практически нет.

Сравнение картинки Sonic The Hedgehog vs Super Mario World
Сравнение картинки Sonic The Hedgehog vs Super Mario World

Что ж, по правде говоря сотрудники Нинтенды в чем-то были правы, однако у руля Sega of America в те времена находились люди, которые умели креативно и нестандартно подходить к ведению бизнеса, о чем я уже рассказывал в моём Цикле «История Sega». Итак, Сеге удаётся решить одну серьезную проблему — наладить рынок сбыта. Крупнейшая розничная сеть США — «Wal-Mart» дала добро на выделение торговой секции на прилавках для Genesis, и вслед за ними выделять свои полки под консоль от Sega принялись остальные крупные ретейлеры страны, просто потому что если такой гигант, как «Wal-Mart» смогли наплевать на запрет Nintendo, то значит угроза большой N прекратить сотрудничество с тем или иным ретейлером — миновала.

Спустя несколько месяцев после релиза Super Nintendo в Северной Америке, между Genesis и SNES уже бушевала битва. Продажи и ажиотаж вокруг Genesis увеличивается с каждым днём, а «соник» уже обходит по популярности «Марио. Всё больше разработчиков начинают сотрудничать с Сега, хитро обходя обязательства эксклюзивности перед Нинтендо — они просто выпускали одну и ту же игру с незначительными изменениями и под другим названием, что в итоге вынудило большую N прекратить политику эксклюзивности, дабы не растерять всех своих партнеров. Сега с успехом конкурирует, и даже вырывает лидерство на рынке. Долгое время 2 приставки тягались на равных, обе компании владели практически одинаковыми долями рынка к апрелю 1992 года, и ни одна из консолей на протяжении нескольких лет не могла стать явным лидером. Тогда-то Nintendo и признала Sega конкурентом, и начала жесткую борьбу за каждого покупателя.

Президент Sega of America Том Калинске играет на пару с талисманом компании — Соником
Президент Sega of America Том Калинске играет на пару с талисманом компании — Соником

Genesis делает ставку на взрослого игрока, насмехаясь над Nintendo и их играми для «малышей». В каждом рекламном ролике обязательно была издёвка над большой N, мол «Sega — крутая консоль для крутых ребят, а в Нинтендо играют только конченные лохи». На Genesis появляется всё больше взрослых игр, с элементами насилия и без цензуры. Не мало важную роль сыграло и партнерство с EA, у которых были контры с Nintendo, в связи с их навязчивыми обязательствами. Благодаря этому библиотеку Genesis пополнили популярный тайтлы «электроников», и конечно же спортивные хиты от EA Sports. Всё это привело к скорому вниманию к приставке у подростков и людей постарше.

Nintendo не могли оставлять всё это без внимания, у них очень сильно подгорало из-за того, что теперь, чтобы не стать никому не нужными и забытыми — им приходилось нарушать собственные традиции и выпускать игры, которые ранее они не подпустили бы к релизу ни при каких условиях. Даже такая скандальная игра, как Mortal Kombat, появилась на SNES. Но, само собой, все эти игры выпускались с жесткой цензурой, в то время как на Genesis выходила полностью оригинальная игра с расчленёнкой и кровищей. Релиз MK очень сильно ударил по имиджу Nintendo, игроки были в ярости от вездесущей цензуры, и предпочитали выбирать консоль от Sega, чтобы насладиться всеми красотами Mortal Kombat. Пока на SNES продавался 1 картридж с Mortal Kombat, на GENESIS реализовывалось более 5. Nintendo всё больше и больше теряла авторитет, и что самое главное — продажи и доход от своей сферы деятельности.

Ситуацию также подпортили еще несколько следующих фактов: во-первых Genesis продавалась на 50$ дешевле, и это несомненно отражалось на привлекательности консоли. Во-вторых, в определённый момент Nintendo испытывала дефицит чипов для картриджей, и т. к. они сами занимались выпуском игр, партнёры начинали сильно негодовать, потому что их игра задерживалась с релизом, отчего они не могли получить ожидаемую прибыль. Сама Nintendo запрещала сторонним разработчикам самостоятельно искать чипы для производства картриджей, что тоже ударило по их репутации в глазах издателей, которым оставалось только рассчитывать на милость Nintendo. Чего нельзя было сказать про Sega, ведь они не загоняли в подобные рамки сторонних разработчиков, игры можно было выпускать сколько угодно, а Electronic Arts и вовсе выпускали игры на собственных картриджах, которых было легко отличить от всех остальных. Ну и в-третьих, Sega позволяла легально брать напрокат картриджи в сети Blockbuster, чего категорически не позволяла делать Нинтендо. Nintendo всегда очень сильно заботилась о своей собственности, и подавала в суд всякий раз, когда кто-то начинал наживаться на их разработках, но пока они подавали в суд, Sega не могла нарадоваться своим успехом и с радостью продолжала позволять геймерам добывать картриджи к их приставке как душе угодно.

Со временем Sega слишком заигралась со своей крутостью и издевками над Nintendo. Поток выходящих игр на Genesis уже было не остановить, а Калинске делал ставку на количество больше, чем на качество. Игры становились всё жестче, и это некому было контролировать. Игровая индустрия всё больше проникала в гостиные домов Америки и родители начали беспокоится за то, во что играют их дети, когда в ужасе наблюдали как маньяк режет демонов в каком-нибудь Splatterhouse. Сенаторы конгресса тоже проявляли интерес к растущему беспределу и отсутствию цензуры, и объявили о публичном заседании, где и решалась бы дальнейшая судьба видеоигр. Nintendo увидели в этом возможность наконец жестко ответить надоедливой Сеге, и кабанчиком смонтировали нарезки самых жестоких сцен в играх Genesis и отправили кассету в сенат штата. Короче началось слушание, в ходе которого ни выиграла ни проиграла ни одна из сторон. Сега и Нинтендо остались со своими мнениями по поводу ведения бизнеса, а итогом слушания стало образование комиссии по выдаче возрастного рейтинга каждой игре.

Плашки возрастного рейтинга комиссии ESRB в Северной Америке
Плашки возрастного рейтинга комиссии ESRB в Северной Америке

У Nintendo подгорело с неимоверной силы. Sega продолжает наглые издевательства и провокации в своих рекламах, Genesis заняла лидирующую позицию в Северной Америке по продажам стационарных приставок, а большинство геймеров теперь мечтает о заветной, крутецкой консоли от Sega, популярность Соника достигла вершины, т. к. по синему ежу уже начали делать мультфильмы, комиксы и продавать различный мерч. Президенту Nintendo of America — Говарду Линкольну надоело быть терпилой в этой ситуации и он решил действовать точно также, как и Сега. Начал он публично, с того что написал в колонке новостной газеты сообщение «ОТВАЛИ!» адресованное президенту Sega of America — Тому Калинске. Затем посыпались рекламные ролики и новый слоган «Play it Loud», что, если перевести не дословно — означало «Играй дерзко»/ «Играй громко» (дословно). Nintendo готовы были представить свой новый хит — Donkey Kong Country, и в рекламных компаниях активно использовалась фраза «Не для СЕГИ!», дабы подчеркнуть что Нинтендо пока еще жива и готова отвечать на любые вызову со стороны конкурентов. Стоит сказать что новоиспеченный Donkey Kong, который стал системселлером SNES, помог компании удержаться на плаву и не растерять весь свой потенциал и веру игроков в старую добрую Нинтендо. Также руководство компании пересмотрели политику цензуры и требований эксклюзивности своих игр для сторонних разработчиков. Чтобы лучше продемонстрировать это геймерам — следующую часть Mortal Kombat они уже выпустили в оригинальном виде, без какой-либо цензуры. Мультиплатформу на SNES стали делать также, как и для Genesis. Теперь уже Нинтендо стали подражать Сеге, выдавая себя за плохих парней, который слушают гранж, общаются нецензурной бранью и играют во взрослые игры. Верхушке Sega of America не оставалось ничего, кроме как улыбнуться и с гордостью осознать, что теперь та самая большая N, до успеха которой невозможно было добраться никому, сами же и стали подражать злейшему врагу. С этого момента начался следующий шаг компании, ведь у Nintendo теперь не было границ для выпускаемых игр, а Genesis перестала быть единственной приставкой для взрослого геймера и как следствие — начала потихоньку терять покупательский спрос. Продажи SNES наоборот — пошли в гору.

Если что, вы не подумайте — не так всё было плохо, я лишь рассказываю о том, какие ошибки совершала Nintendo и как это отразится в будущем. В течении всего того периода о котором я говорил только что, Nintendo продолжала оставаться Nintendo. Они выпускали друг за другом культовые продолжения своих хитов с NES, а такие эксклюзивы как Donkey Kong Country, Mario Kart, Star Fox просто выносили мозг своими технологиями и увлекательным, уникальным геймплеем. Но за окном офиса Nintendo уже вовсю развивались новые технологии, эра 3D и прорывного носителя информации, вмещающим огромное количество данных, видеоряда и высококачественных аудиодорожек в лице CD дисков, открывали для разработчиков новые возможности. Большая N решила не отставать от популярных трендов, и задумала разработать периферийное устройство для Super Nintendo. Как известно CD диск — это совместная разработка инженеров Sony и Phillips, и т. к. Sony уже выступали в качестве партнера по разработке звукового чипа для SNES, Nintendo решили обратиться за помощью в реализации своей идеи к землякам, и обе компании договорились о соглашении, по которому Sony должны были разработать CD-аддон к Super Nintendo.

В апрельском выпуске 1992 года журнала Nintendo Power, Nintendo объявила о скором выпуске CD-ROM для SNES. Компания обещала, что всего за 200 долларов игроки смогут «проапгрейдить» работающую на картриджах консоль для поддержки CD уже в январе 1993 года. Но с течением времени Nintendo стали сомневаться в успехе периферийного устройства. Их беспокоил один нюанс. Диски работали гораздо более медленно, чем картриджи. На «кариках» игра грузилась за 2-3 секунды, на дисках же секунд за 10-15. Нинтендо подумали, почесали голову и решили, что CD аддон вроде как и классная штука, но в тот же момент игроки будут не в восторге от таких длительных загрузок. И вот с этого момента Nintendo уже сами не понимали что они хотят от своего партнёра. Инженер Sony Кен Кутараги был ответственным за этот проект, он же ранее и разработал аудио чип для SNES. Он очень верил в своё детище, которое назвал Play Station и продолжал убеждать Nintendo в том, что это будет хит. В итоге есть много версий того, как и что произошло дальше, но я предпочитаю вот эту: Nintendo предложили Sony выпускать на Play Station всякие энциклопедии, ПО для домашнего караоке и другие неигровые приложения, а все игры оставить под свой контроль и запускать их только посредством картриджей, игнорируя изначальную задумку о выпуске больших игр на дисках. Однако потом выяснилось, что они напортачили с письменными соглашениями, где ни слова не было сказано о запрете выпуска игр на дисках. В итоге Ямаути посчитал, что Sony всё равно будут выпускать игры на Play Station и побоялись того, что если разработчикам и игрокам зайдут большие CD-игры на Play Station, то Nintendo не получила бы ни цента от продаж этих игр. Все лавры и основной доход забирала бы себе Sony. Для такой жадной компании как Nintendo подобная картина выглядела неприемлемо. Но большая N всё еще хотела СD аддон, но не хотела сотрудничать с Sony, и в тихую заключила договор с Philips о распространении популярных игр компании на компакт-дисках, взамен на разработку CD ROM для SNES.

Nintendo раскрыла детали создания CD-аддона в своём журнале «Nintendo Power»
Nintendo раскрыла детали создания CD-аддона в своём журнале «Nintendo Power»

Интересный факт. Здесь Nintendo допустила еще одну ошибку, т. к. началось разбазаривание интеллектуальной собственности. Например на игровой приставке »CD- от Philips, игроки получили отвратительную Hotel Mario. Далее же Nintendo хотели потихоньку начать захват и киноиндустрии, продав права на экранизацию фильма Super Mario Bros., где главную роль должен был сыграть еще не очень популярный на тот момент времени Том Хэнкс, однако его кандидатуру вычеркнули из списка, посчитав его слишком дорогим. Но по моему мнению это было только на руку Хэнксу, т. к. фильм получился, мягко говоря, не очень. Кто знает, сыграл бы там Том Хэнкс, и возможно карьера его уже не заиграла бы красками.

Итак, пресс-секретарь Nintendo уже сказал прессе, что компания планирует сотрудничать с Philips, несмотря на заключённую ранее с Sony сделку. И когда Sony анонсировала свою новинку Play Station, они уже знали, что Nintendo хочет отказаться от сотрудничества.

Возможно, поэтому представители прессы вышли с конференции Sony с ощущением, что Sony планировала воспользоваться договором с Nintendo, чтобы попытаться обходным путём попасть в сферу публикации игр. Подозревая об этом, Nintendo решила первой нанести удар. На следующий день после анонса Play Station — Nintendo заявляет, что расторгает договор с Sony и теперь работает с её нидерландским конкурентом Philips. Sony была шокирована публичным унижением, которое нанесла ей Nintendo. Но поступок Nintendo, которая надеялась вывести Sony из игрового бизнеса, привёл к совершенно противоположному результату. Униженная, оскорблённая Sony во главе с Кутараги собрали свои наработки и отправились на переговоры к Sega о сотрудничестве и совместном выпуске консоли. Калинске горел желанием выпустить Play Station в коллаборации с Sega, однако японский офис посчитал, что Sony вообще ничего не понимает в игровом бизнесе и отклонили эту идею. Как следствие — брошенные и преданные всеми Sony собрали волю в кулак и решили отомстить всем, кто не верил в них, и через несколько месяцев анонсировали собственную приставку — PlayStation, без пробела в названии. Учитывая, что консоль была спроектирована идеально для того времени, Нинтендо и Сега не на шутку испугались и были в шоке от такого поворота событий. Ситуация уже была необратима, Sony готовились к релизу своей 32-битной приставки, с поддержкой 3D и CD. Nintendo просто не могли ничем ответить, ведь они только начинали разработку будущей N64, не подозревая о том, что сами создадут себе головную боль и сами же выступят в роли катализатора появления нового конкурента. Короче говоря заварушка с CD аддоном для SNES провалилась и Nintendo официально отказались от этой идеи, сосредоточившись на поддержке Super Nintendo и с головой окунувшись в разработку консоли следующего поколения, дабы было чем ответить Sony.

PlayStation поражала своей картинкой и качеством сборки. Большое количество франшиз, которые ранее были эксклюзивами Nintendo перекочевали на консоль от Sony, ввиду её мега популярности, а также наличии CD привода, который позволял вмещать огромное количество данных.
PlayStation поражала своей картинкой и качеством сборки. Большое количество франшиз, которые ранее были эксклюзивами Nintendo перекочевали на консоль от Sony, ввиду её мега популярности, а также наличии CD привода, который позволял вмещать огромное количество данных.

Ну и под занавес немного фактов о том, где консоль продавалась и в каких количествах. Вы наверное помните, что в предыдущих блогах про Sega, я рассказывал о том, как Sega продвигала свои Master System и Mega Drive на тех рынках, на которые Нинтендо не обращали должного внимания. Вопреки высокой популярности в родной стране и на западе — в США, они совершенно забили на рынок остального мира, т. е. Европу и Латинскую часть нового света, пробел которых активно заполнила Sega, и заняли там очень крепкую позицию, выпуская множество эксклюзивов и различных версий своих приставок под стать бюджету населения. Nintendo осознали свою ошибку и потихоньку начали завозить приставки в эти страны. NES и SNES стали продаваться в Бразилии в 1993 году компанией Playtronic. Страны Европы начали выставлять на прилавки Super Famicom с 1992 года. В России приставка появилась в ноябре 1994, и на момент выхода в продажу стоила 420 000 неденоминированных рублей (135 $). Распространением приставки занималась фирма Steepler, которая также продавала Dendy. Наверное, это единственный случай, когда Нинтендо заключила союз с компанией породившей пиратский клон их NES — дабы проще зайти на рынок железного занавеса. В целом можно сказать что ни на одном из новых направлений сбыта своих консолей — Nintendo не нашла такой же популярности, как в США и Японии. Если на рынок на США они заходили начиная всё с чистого листа и постепенно вводили игрока в свой игровой мир, что и сделало их приставки популярными, то в остальной мир они уже пришли с высоко поднятой головой, думая что все уже должны знать о компании и их играх, но в итоге получилось так, что Super Famicom была слишком дорогой, а покупателю толком и не старались объяснить зачем ему переплачивать за столь дорогой аппарат, если можно без проблем поиграть на Mega Drive и прочих доступных по цене ну или по популярности консолях.

Nintendo of America прекратила производство SNES в 1999 году, спустя примерно два года после выпуска Kirby’s Dream Land 3 (это была последняя игра, изданная самой компанией для данной консоли), который состоялся 27 ноября 1997 года. В Японии Super Famicom продолжала производиться до сентября 2003 года, а игры выходили до 2000 года. Последний релиз, Metal Slader Glory Director’s Cut, состоялся 1 декабря 2000 года.

По всему миру было реализовано 49 млн приставок SNES, из них 23 млн — в Америке и 17 млн — в Японии. Хотя SNES не смогла повторить успех своей предшественницы (NES — было продано 61,91 млн консолей по всему миру), она была самой продаваемой игровой приставкой своего времени. Mega Drive/Genesis оказалась на втором месте: около 30 млн консолей продано во всём мире.

Подведя итог можно сказать следующее: Что породила конкуренция с Sega? Она породила ошибки Нинтендо в бизнесе. Во-первых большая N начала терять контроль над рынком. Она более не была такой могущественной, а разработчики вовсю старались обходить ее запреты и условия хитрыми способами, в совокупности с агрессивным маркетингом Sega — всем удалось поставить Nintendo на место. Из-за этой же конкуренции, они также ввязались в историю с Play Station, в результате чего сотрудничество зашло в тупик и Nintendo сами же и породили своего будущего злейшего конкурента…


Лучшие комментарии

Это всё в планах) иду по хронологии)

Было интересно почитать, но, честно говоря, я думал в статье будет рассказано о более большом периоде времени существования консолей Нинтендо. Ведь о борьбе Сега и Нинтендо во времена 8 — 32-битных консолей рассказано много. А вот рассказов о том, как Нинтендо конкурировала с Сони и Майкрософт в дальнейшем, получив в итоге особое место среди консолей, найти сложнее. Вот про это было бы интереснее почитать. 

Читай также