26 декабря 2023 26.12.23 0 1307

Обзор Persona 5 Tactica. Клинок революции.

+9

Мы любим подшучивать над Atlus, конечно, и их непостоянством в плане релиза игр. И не сказать, что незаслуженно – когда Persona 4 и Persona 5 добираются до консолей Nintendo позже, чем их выполненные в других жанрах сиквелы, над этим остается только смеяться. Но это те случаи, в которых издателем могут двигать разные внешние факторы – ранее заключенные соглашения и контракты, например. А вот в случае с Persona 5 Tactica обвинять, кроме Atlus, в общем-то и некого.

Игра была анонсирована параллельно ремейку Persona 3, и на его фоне не особо то и выгодно выделялась. Ещё один проект, посвященный Persona 5, с графикой, которая ближе всего к дилогии Persona Q, и это на фоне ожидаемого давно ремейка культовой классики. И если этого мало, Tactica и в плане рекламы получила очень мало внимания. Что грустно, если честно. Потому что фанатам серии явно будет, на что обратить внимание в новом спин-оффе Persona 5.

 

Вступительный ролик Persona 5 Tactica

События Persona 5 Tactica проходят зимой, технически, во время событий оригинальной Persona 5. Или Royal, тут разницы нет. Большое зло повержено, Джокер, имя которому тут вы вновь задаёте сами, уже на свободе, но еще не отправился обратно домой. Соответственно, Фантомные Воры проводят свои свободные дни в старом-добром кафе «ЛеБлан». И, казалось бы, все должно быть тихо и спокойно, как бах – земля начинает трястись, время в кофейне останавливается, а вместо стандартного выхода появляется странная дверь. А за дверью – странный мир, в котором маленький люд живёт под гнётом тирана леди Марие. Фантомным ворам придется с помощью местной революционерки Эрины и спасенного из заточения Марие молодого политика Тосиро Касукабэ сместить тирана, и попытаться найти путь в реальный мир. И путь этот окажется куда более сложным, чем может показаться поначалу. Причем как для Воров, так и для всех остальных.

Так, по синопсису может показаться, что в плане сюжета нам пытаются скормить очередную Persona Q, но без кроссовера со старыми героями. И в определенном роде это верно. Главных героев заносит в непонятный мир, где они встречают персонажей, вокруг которых и будет крутиться история. Более того, некоторые геймплейные элементы пришли в Tactica прямиком из дилогии Persona Q. Только вот за счёт более сконцентрированного каста персонажей, личная линейка Тосиро куда ближе проходит по всем участникам Фантомных воров. И, естественно, главные герои смогут, благодаря приобретенному опыту, помочь молодому политику разобраться с тараканами в голове.

И если вспомнить, то Strikers работала аналогичным образом. Местные злодеи моментами повторяли согрешения таковых из оригинальной Persona 5, за счет чего Воры, уже пережившие своё, могли с новых углов посмотреть на людей, их злодеяния и на то, что их к этим самым злодеяниям привело. Но отличие Tactica от Strikers в том, что весь сюжет Tactica направлен на развитие Тосиро. С самой первой главы и до самого конца Тосиро будет делать хоть и небольшие, но важные шаги вперед, в попытках понять кто он, и что должен делать. Причем как для помощи Фантомным Ворам в таинственном ментальном королевстве, так и в реальном мире, где его ждут иные испытания и ответственность.

Но что важнее всего, за развитием Тосиро хочется наблюдать. Хоть и не сразу. Поначалу мнительный и трусливый Тосиро не слишком то и привлекает взгляд. Особенно на фоне Эрины, которая женщина хоть куда. Всегда рвётся в бой, не чурается опасности, вечно готова защищать слабых и обделенных, ну супергероиня просто, а не женщина, даром что Персоной не владеет. Но Тосиро достаточно быстро, и во многом за счет постоянного подначивания со стороны Эрины, берет себя в руки и тоже начинает проявлять себя с лучшей стороны. А какие тут у новых героев перепалки со старыми-добрыми Ворами, закачаешься. Хотя бы ради этого фанатам стоит обратить внимание на Persona 5 Tactica.

Особенно с учетом того, что с геймплеем здесь все не настолько то и радужно.

Давайте так скажем, тут у нас явно не Fire Emblem. И даже не Advance Wars. Ближайший аналог, который хочется привести, это серия Mario + Rabbids, но, честно, в тактику от Ubisoft и Nintendo я сам не играл. Но принцип боев здесь таков – есть небольшая арена, поделенная на клетки. Есть ваша партия – три выбранных заранее или определенных игрой персонажа. Есть цель – чаще всего уничтожить всех врагов на карте, но иногда бывают и чуть более изощренные варианты – добраться до нужной цели, или выстоять определенное количество ходов. Развлекайтесь.

И развлечься то будет чем. В распоряжении главных героев традиционно есть атаки ближнего боя, дальнего боя и умения их Персон. И вот огнестрел занимает в Tactica чуть ли не интегральную роль. Дальнобойные атаки позволяют наносить урон, находясь в укрытии, что в рамках устройства местных арен невероятно важно. С другой стороны, пистолетом и автоматом противника из его укрытия не выкуришь. Тут то и вступают в силу ближние атаки и элементные скиллы. Подойдя к противнику вплотную, можно его спокойно выбить из-за какого-нибудь столба ударом меча, и занять его место. Персоной же можно бить относительно издалека, но стоит иметь в виду, как сработает её элементный эффект. Огненные взрыва Анн и порывы ветра Морганы отбросят врагов назад, а вот атомные воронки Макото, равно как и промывание мозгов от Хару, наоборот, притянут врагов поближе.

А зачем вообще вытаскивать врагов из укрытий? Ну, естественно, некоторые объекты на арене предоставляют врагам полные укрытия, за счет чего по ним физический урон вообще не будет проходить. Плюс к этому, по врагам вне укрытий проходит более высокий урон. И, что важнее всего, успешно проведенная атака по беззащитному врагу даст конкретному персонажу дополнительный ход. Конечно, дополнительный ход позволит герою дальше пробежать по арене и, может, даже ударить кого-нибудь ещё. Но важнее здесь то, что в традиции серии, это позволит группе провести старую-добрую All-Out Attack. Которая здесь, правда, прозвана Triple Threat.

Что логично, ведь вас в партии трое. Для активации Triple Threat необходимо этой самой троицей выстроить на карте треугольник, обязательно, при этом, захватив в него поверженного ранее врага. Жмете заветную кнопку – и всё живое в рамках этого самого треугольника получает огромный урон. Естественно, всегда захочется захватить в Triple Threat территорию побольше, и вот конкретно это, не так просто, как может показаться.

Потому что сама то по себе Persona 5 Tactica крайне простая. Конечно, ситуации, где одного из участников партии могут вынести полностью, попадаются, но чаще всего они связаны с собственным недосмотром, а не какой-то сложностью арены или выпавшей вам ситуации. Интеллект противников непостоянен, иногда они будут с полной уверенностью стрелять в полностью закрытого от выстрелов укрытием бойца, а иногда наоборот, умело будут комбить неуместно вставшего соперника. Но и так, для того чтобы просто выполнить задание, у вас всегда ресурсов и времени будет предостаточно. Вот с дополнительными задачами уже сложнее. На каждой карте игроку будут выставляться дополнительные условия. Чаще всего максимально обычные – завершить бой за определённое количество ходов и не потерять никого из партии, к примеру.

Звучит немного однообразно. И, что греха таить, так оно в определенном роде и есть. Но Tactica очень старается, чтобы игроку не было скучно, и подкидывает новые детали в игровой процесс. Начинается все непримечательно – арены простые, укрытий много, даже выбор персонажей поначалу достаточно ограничен. Но сначала в игре появятся неполные укрытия, за которыми по вам урон то пройдет, но не полный; потом вам докинут всех Воров в партию, которые все играются немного по-разному; а потом и арены многоэтажные попрут, препятствия новые, виды врагов. И когда брать быстрого, но хрупкого Моргану, а когда медленную, но уничтожающую всех своим огнём Анн – решать вам. Причем механики тоже открываются постепенно.

Так прокачку героев и буст способностей за пропуск хода вам дадут не сразу. Прокачиваются герои здесь, правда, не посредством персон, а с помощью обычного дерева умений. Деревьев, если быть точным – одно тут выделено под активные способности, и еще два под разные пассивные. Хотите, чтобы Анн била по большой площади – открывайте Maragi; нужно, чтобы и без того длинноногий Юсуке бегал еще дальше – возьмите соответствующий скилл на дереве пассивок. Хотите, чтобы дополнительная атака после того, как союзник сбрасывает персонажа с высоты, могла проявляться два раза за бой, а не один – на это тоже навык есть. Система неплохая, но есть несколько «но».

Во-первых – деревья по построению абсолютно унифицированы. Некоторые мелочи отличаются, пассивные навыки немного перемешаны, да активные соответствуют предопределенной еще в оригинальной Persona 5 специализации. Особенно жалко в этом плане Хару – ее мизерная скорость не позволяет пользоваться милой убийцей Теней настолько часто, насколько хотелось бы. И мощный гранатомет, который бьет по большой площади, даже не подспорье – толку от него, если к противнику даже не подберешься толком?

Во-вторых – ценность новых Персон в Tactica стремится к нулю. Персоны здесь работают по методу Persona Q – их можно прицепить к главному герою и его напарникам для того, чтобы поднять характеристики и подкинуть им пару полезных навыков. Вроде неплохо, да? Только вот характеристики тут ограничиваются здоровьем и силой урона, а разнообразие навыков в рамках местного геймплея играет мало роли. Стандартные Garu или Agi могут оказаться в миллионы раз полезнее тех атак, которые вам попадутся с очередной высокоуровневой Персоной. У них, конечно, еще и пассивные умения есть, и лечилки с баффами, но ни одна из таковых способностей не влияет на игру настолько сильно, насколько хотелось бы.

То есть, да, за пределами боёв в Tactica считай делать и нечего. Нет никакого исследования мира, а на прокачку много времени просто нет смысла уделять. Да, иногда можно пообщаться с друзьями, узнать какую-нибудь приятную мелочь о давно знакомых героях, или послушать размышления Тосиро о происходящем. Каждый крупный сюжетный, с позволения сказать, данжен закрывается боссом, над которыми тоже придется повозиться. Есть и дополнительные задания, в которых заранее выбранную группу персонажей ставят в жесткие условия, и требуют от игрока решить ту или иную задачу в четко выстроенных рамках. Времяпрепровождение крайне интересное, десятки минут можно тратить на попытки разгадать замысел геймдизайнера. Жаль только, что заданий немного, и не все они одинаково ломают голову.

Но к чему не придраться, так это к саундтреку, что логично, и к картинке, что как раз неожиданно. Потому что, буду честным, я визуальный стиль Persona 5 Tactica на анонсе воспринял без особого энтузиазма. Картинка будто бы одновременно не особо попадала в чрезвычайно стилизованный формат Persona 5 и не дотягивала до уровня чиби-милоты Persona Q. Но, честно, в динамике Tactica выглядит куда лучше, чем я от неё ожидал. Потому что на экспрессию спрайтов и моделей в Atlus не поскупились, и в катсценах, в диалогах и даже в геймплее игра выглядит невероятно живо. Особенно это удивляет именно в диалогах – чаще всего они выглядят как два три спрайта, которые просто стоят и хлопают ртом, но какие у них выражения лиц и позы иногда, не оторвешься.

При этом саундтрек игры тоже довольно сильно отличается от стандартов Persona 5. Или что, вы думали, только Strikers было позволено плавить лица игроков гитарными риффами? Нет, Тосики Кониси, основной композитор Tactica, ранее написавший для Persona 5 Royal заводную Prison Labor, к примеру, тоже уводит звучание серии в сторону рок-музыки. Но если Strikers делали шаги в сторону заводного и быстрого метала а-ля серия Dynasty Warriors, то Tactica движется ближе к гаражному року и индастриалу. Грязный звук гитар и агрессивные синты, при этом, обрамляют все те же близкие к джазовому формату мелодии, которые с голосом великолепной Лин Иназуими звучат все столь же прекрасно. И Кониси написал для игры, на секундочку, пять дисков саундтрека. Очень советую послушать – мощных композиций вполне достаточно.

 

Одна из боевых тем Persona 5 Tactica - Got Your Tail

И вот странно так выходит. Игра, конечно, не то, чтобы откровение. Геймплей хороший, и даже не особо надоедает, но кроме боев в нём ловить особо и нечего. Сюжет, картинка, музыка, все выполнено как минимум на высоком уровне. А за Тосиро с Эриной хлопать хочется сценаристам Atlus, ведь казалось, что до уровня Зэнкити с Софией не дотянуться, а ведь нет, смогли же. Только вот кому сейчас Persona 5 Tactica вообще нужна? Даже на стадии анонса она была задвинута Persona 3 Reload, а потом еще оказалось, что ценник у неё будет составлять полные 60$, что за DLC с любимцами публики Акэти и Касуми придётся доплатить еще двадцатку. И это за игру, которая выглядит как проект времен 3DS. У которой сюжетного влияния на героев, наверное, будет наверняка столько же.

Но игра не настолько долгая, чтобы игровой процесс успел надоесть. В динамике Tactica выглядит куда лучше, чем на скриншотах. Если нет желания платить за игру полный ценник, то её всегда можно опробовать в Xbox Game Pass, а сюжет, раскрою небольшой спойлер, не покинет память персонажей после финала. Так что отбросьте лучше все предрассудки, и, если вы соскучились по похождениям Джокера и друзей, то просто поставьте Persona 5 Tactica и поиграйте в неё. Поверьте, вы можете еще оказаться приятно удивлены.

Или неприятно – такого исключать я тоже не могу.


Persona 5 Tactica

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
17 ноября 2023
157
3.5
41 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также