12 ноября 2023 12.11.23 1 476

Phantasmagoria. Дом с паранормальным абьюзингом

+5

Сегодня хотелось бы поделиться с вами впечатлениями о довольно необычной игре, разительно отличавшейся механиками от прочих квестов как на момент выхода, так и на сегодняшний день. И это не просто квест, но и полноценный интерактивный фильм в жанре триллер с элементами хоррора (вроде бы даже первый в истории). Кровь, кишки, е*ля людей, треш и угар в наличии. Игра была известна своим насилием и сексуальным содержанием. Сексов тут немного, никакой обнаженки, но зато имеется сцена изнасилования, из-за чего студия разработчики подверглись нападкам моралфажек. Игра была запрещена в Австралии, а несколько торговых сетей в США отказались от её продаж. Тем не менее игра была настоящим бестселлером, ставшим впоследствии культовым в узких кругах любителей подобных игр.

Полная версия обзора в видеоформате с полным пересказом сюжета и прохождением прилагается

 Несмотря на популярность Фантазмагории и моей любви к квестам, узнал я о ней, к сожалению, совсем недавно, когда готовился к обзору Harvester’а. Кстати, если не знакомы с этой игрой, обязательно ознакомьтесь, она достойна внимания не меньше объекта данного обзора. «Жатвы» я коснулся в этой статье не спроста. Хоть Фантазмагория и задумывалась серьезной игрой, вышло все же довольно трешово. При этом ее в отличие от Харвестера, делали не какие-то херы с горы, а Sierra On-Line. Возглавила проект и написала сценарий сама Роберта Уильямс.  

Немного о разработчиках и создании игры

Sierra On-Line – это американская компания, основанная аж в 1979 году супругами Кеном и Робертой Уильямс. Тогда еще они назывались On-Line Systems, а Сьеррой стали после переезда, но не суть. В 80-ом году они выпустили первую в истории графическую адвенчуру - Mystery House. Ну как графическую… все еще текстовую, но уже с изображениями, созданными Робертой. Так что мистера и миссис Уильямс можно по праву назвать основоположниками графических адвенчур, позже вылившихся в point-and-click адвенчуры, которые в нормальных странах принято называть просто квестами. К слову, именно Роберта, угоравшая в то время по адвенчурам и забайтила мужа на работу над игрой. В квестах они также отличились, создав несколько серий игр, ставших по настоящему культовой классикой и, пожалуй, до самого конца популярности жанра, были передовиками в этом деле на ряду с Lucas Arts.

К чему это я все. Phantasmagoria – это игра той самой Роберты Уильямс. На что как бы намекает полное название игры... Уильямс уже давно хотела создать хоррор-игру, но целых восемь лет ждала, пока улучшатся программные технологии, чтобы сделать это. Более 200 человек участвовали в работе над игрой, не считая хора из 135 человек, который участвовал в записи саундтрека. Уильямс написала к игре около 550 страниц сценария. К слову, сценарий для фильма обычно занимает около 120-ти. Разработка заняла более двух лет, а съемки - четыре месяца. Первоначальный бюджет игры составлял 800 000 долларов, но в конечном итоге разработка обошлась в 4,5 миллиона, 1,5 из которых ушли на постройку студии с синим экраном для съемок. В игре использовался передовой на тот момент графон, а игра вышла аж на 7 дисках, и на 8 для Sega Saturn. Собрала фантазмагория в первый уик-энд 12 миллионов долларов и стала одной из самых продаваемых игр 1995 года.

Сюжет

Сюжет игры мягко говоря банальный. Парочка хипстеров - успешная писательница Эдриан Дилейни, за которую мы будем играть и ее муж, фотограф Дональд Гордон покупают стремный особняк, в котором творится всякая стремная паранормальная херня. Эдриан осматривая дом случайно освобождает некое зло, после чего в особняке начинает твориться еще больше стремной херни. Мне сразу на ум пришло фильмов 5 с примерно таким же сюжетом, и это при том, что хорроры я и не смотрю. Думаю, любители жанра видели такое в десятках картин. Но в первую очередь на ум конечно же приходит «Сияние» Кубрика. Спойлерить сюжет не буду, в принципе половину я уже и так рассказал… Но отмечу, что у игры с «Сиянем» общие не только завязка. Справедливости ради, стоит отметить, что встречались мне сюжеты и помудовее. А еще хотя бы в отличии от того же «Сияния», тут хотя бы рассказали, что за это за Зло мудобесит в этом особняке, откуда оно взялось, что в итоге с ним стало. Ну и в конце концов в этой истории с ним что-то да стало.

 Визуализация выполнена по средствам наложения аналоговых мясных актеров и некоторых объектов, отснятых на синем экране на графическую основу. И это полноценное FMV (фулл-моушен видео), здесь каждое взаимодействие с любым объектом — это полноценная кат-сцена. И в отличие от других квестов, тут даже нет ходьбы в классическом виде. Все перемещения производятся кликами по объектам и зонам перехода. Все что подбирает, трогает или осматривает героиня – она действительно подбирает, трогает и рассматривает, что создает впечатление просмотра фильма. Портит это впечатление несколько моментов. Во-первых, контур на персонажах, от криво вытравленного хромакея рукожопым монтажером. Во-вторых, примерно треть экрана занимает уродская рамка с инвентарем, который не убирается. Наверное таким образом они решили ужать видосы типа без потери качества и уменьшить так размер игры. Так же странновато выглядит, то что персонажи игры целую неделю ходят в одной и той же одежде. Сделано оно так потому, что иначе бы пришлось либо переснимать каждую сцену в другой одежде и выпускать игру на 20-ти дисках, либо сильно ограничивать игроку свободу действий.

  Также, геймеры не особо высоко оценили игру актеров. Да, местами она сосет жопу, но по большей части проблема тут не сколько в мастерстве актеров, сколько в работе режиссера или постановщика... я не знаю, кто там определял продолжительность сцен, но они очень сильно затянуты. Помимо этого, в игре есть парочка очень гротескных персонажей, которые будто бы сбежали из какой-то дебильной комедии и на мой взгляд, да и, наверное, на взгляд любого нормиса, в атмосферу триллера они не вписываются. Также, все реплики персонажей сопровождаются сильным эхом... даже там, где его не должно быть в принципе. Возможно, записывались ребята в такой же студии, что и актеры Ядерного Титбита. Ладно, в целом озвучка то неплоха, но эхо очень портит впечатление. Кстати, русский дубляж – мое почтение. Озвучено просто один в один как в оригинале. Переигрывание актеров, е*учее эхо, все на месте. Ну а если серьезно, дубляж на самом деле отличный. Музыка... вот тут меня точно фанаты с *овном сожрут... но в игре отвратительное музыкальное сопровождение. Разумеется, не все, есть и хорошие темы, но некоторые просто омерзительные. Да, может они и создают ощущение тревоги и напряжения, но... короче, это надо слышать.

Из хорошего, стоит отметить довольно живой мир игры. Хоть людей тут не так много, не со всеми можно взаимодействовать, но они передвигаются, что для жанра не совсем типично. Что еще, нетипично, но уже не особо хорошо, хотя и не сказать, что плохо, ну а в целом как-то даже пое*ать - диалоги не предполагают выбора фраз. Ну все же кинцо, и без того довольно увесистое. В игре очень много контента, который легко пропустить. Разработчики считают, что можно прошляпить процентов 60 всего контента если забить на изучение локаций. Что идет в плюс вариативности. Для некоторых игровых ситуаций предусмотрены варианты различных действий и используемых предметов. Правда ситуаций этих совсем немного. Но зато это прикольно реализовано в последней главе.

Графика как я уже сказал на тот момент была топовая, декорации подробно детализированы, применены эффекты различного освещения, местами имеют анимацию. Сейчас выглядит это все конечно кекно, но не так уж и вырвиглазно. Конечно было бы круче если бы использовались реальные декорации. И напоследок, еще пара фишек игры. В главном меню есть пункт about, в котором расписано какие кнопки за что отвечают, и этот пункт без предупреждения заспойлерит вам события последней главы. Правда уже на второй главе и так будет очевидно, что тебя будет ждать в конце… но все же. Имейте в виду. А теперь немного заспойлерю и я, но не так жестко. В конце игры геймплей изменится, нужно будет думать резко, действовать дерзко, и игра станет по настоящему интерактивным фильмом.

Лично мне, в целом потраченного времени на прохождение этой игры не жаль, хотя сначала она мне и не понравилась, так как по большей части загадки в игре примитивные, разворачиваются события медленно, по началу вообще мало чего в игре происходит. Ощущается некая незаполненность и затянутость… хотя тут уместнее будет слово растянутость. Игра то на самом деле довольно короткая. На прохождение от силы уйдет пара вечеров. В общем моя оценка – пожилой нормуль. За счет графитрона проверку временем она конечно же не прошла, но в целом на данный момент она все еще вполне играбельна.

У меня на этом все, спасибо всем кто дочитал до конца, жду ваших комментариев. До скорых встреч!


Phantasmagoria

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
31 декабря 1995
69
4.2
30 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также