Сразу же оговорюсь, Я НЕ ЗНАЛ! Это действительно совпадение, когда я готовил этот блог, то не знал что выйдет РП. Вообще сначала подумал не выкладывать его, но раз уж сделал...
Итак, я сразу же должен вам в кое чём признаться. Я не люблю Алана Уэйка… Да, понимаю, как это звучит, но дайте мне объясниться. Я не считаю эту игру плохой, более того, я согласен с мнением, что она очень даже хороша. Но, всё же, у меня есть пара веских причин недолюбливать историю про писателя от Ремеди. И если одну из них я приберегу для заключения, то вот другой поделюсь с вами сразу же.
Так вот, я считаю, что одна из проблем Алана Уэйка то, что это не та игра, которой она пытается казаться. Но, чтобы разъяснить этот момент, на с вами придётся пройтись по геймплею и сюжету Уэйка, так что, на всякий случай предупреждаю, если вы, вдруг, до сих пор её не прошли, то дальше будут спойлеры.
Итак, начинается всё с того, что некий писатель попадает в ДТП, где-то в туманной американской провинции. И да, мы ещё сегодня вернёмся к сравнению с перовым Сайлент Хиллом, но пока что давайте оставим эту тему в стороне и просто насладимся вступлением, поскольку оно действительно впечатляет.
Игрока вместе с главным героем, сразу же без контекста бросают прямо в гущу событий, попутно обучая основным механикам. Ты не понимаешь, что вообще творится вокруг, но то, что ты видишь очень интригует. И после небольшой пробежки, оказывается, что, конечно же, всё это был просто сон, и только тогда уже стартует настоящее вступление, которое, думаю мало кто с этим поспорит, выглядит невероятно атмосферно.
Вообще, сразу же оговорюсь, что играл я именно в оригинальную версию, а не ремастер, и она до сих пор смотрится просто шикарно. Да, буквально в нескольких местах за всю игру, есть пара моментов, где лица персонажей, именно в роликах на движке игры, выглядят так себе, но в целом всё выглядит невероятно красиво.
Более того, и постановка, по крайней мере по началу, также впечатляет. То есть заметьте, как плавно игрока погружают в атмосферу происходящего. Буквально, в первых же двух сценах представляют практических всех важных для сюжета персонажей, сделано это очень ненавязчиво, но при этом ёмко и информативно. Единственное, непонятно почему вместо шерифа, в начальной сцене показали другого полицейского.
Но по мере того, как постепенно Алан Уэйк уходит с освещённых локаций во тьму, нарастает и напряжение. И если по началу нам просто дают некоторые намёки на приближение чего-то, то в какой-то момент тёмная сила проявляет себя в открытую и тут… Внезапно, действие переноситься на неделю вперёд.
Точнее не так, Алан Уэйк просыпается в разбитой машине и обнаруживает, что прошла неделя, с последнего момента, который он запомнил, а конкретнее, после того как он прыгнул в тёмное озеро, вслед за похитившей его жену неведомой силой. Притом, всё вокруг ещё и походит на сон самого писателя, который он видел до этого.
И такое начало безусловно интригует. Как уже говорил, всё выглядит невероятно атмосферно. Часто принято упоминать, что разработчики явно вдохновлялись произведениями Кинга и сериалом Твин Пикс, при создании игры, да, собственно, это заметно и «невооружённым» глазом, но редко вспоминают ещё и про полузабытый сейчас «Туман» Карпентера, из которого тоже немало было позаимствовано. В общем, если подвести черту под вышесказанным, красивая атмосферная игра в антураже лучших американских ужастиков и триллеров.
Казалось бы, пока что всё выглядит просто идеально? Ну и если говорить о первой главе, то в общем-то да, так и есть. Далее, нас ждёт одновременно и довольно бодрый, но при этом и в меру напряжённый и мрачноватый сегмент, где надо сначала убегать от таинственных существ, похожих на людей, как будто бы чем-то одержимых, а когда Уэйк, довольно быстро, находит оружие, то можно перейти и к отстрелу противников, перед этим выжигая в них тьму лучом фонаря, что собственно, и является основной геймплейной механикой игры.
И вот пробившись через врагов в лесу, Алан Уэйк добирается до заправки, где его находит местный шериф, которая подвозит писателя на место, где тот в последний раз видел свою жену, и тут нас ожидает ещё один сюжетный поворот. Более того, он ещё подан не просто как твист, а как клиффхэнгер в сериале.
Ну и что тут сказать? Первый эпизод, практически, идеален. По мимо того, что ему удаётся заинтриговать игрока, так ещё и все составляющие, скажем так, добавлены ровно в тех пропорциях, в которых должны быть. То есть в меру сюжета, в меру геймплея, в меру хоррора, в меру стрельбы, пока что, повторюсь, всё выглядит идеально.
Второй эпизод скроен, примерно по той же формуле, конечно, тут уже чуть поменьше внезапных поворотов, но всё равно за происходящим всё так же интересно следить. Правда, уже ближе к его окончанию, в голову начинают закрадываться некоторые подозрения.
И вот с началом третьего эпизода, эти подозрения подтверждаются. Да, снова лес, снова беготня по лесу, всё тот же отстрел всё тех же одержимых, выбегающих из-за всё тех же деревьев. Нет, я, конечно же, понимаю, что многие ограничения накладывает сам сеттинг, но даже так, подобные сегменты с беготнёй по местным лесам, кажутся слишком длинными, как будто бы какого-то особо смысла их так затягивать и не было. Вообще, в какой-то момент, всё происходящее больше начинает напоминать не триллер в стиле Кинга, а Рембо: Первая Кровь.
Да, в дальнейшем, локации будут немного разнообразнее, но всё равно беготня между деревьями никуда так и не денется. Да и, в любом случае, где бы Алан Уэйк ни оказался, его везде будут встречать одни и те же противники.
И давайте поговорим о врагах в игре. У них есть два недостатка, во-первых, их слишком много, а во-вторых, их слишком мало. Что это значит? Ну давайте объясню.
Насчёт первого, как оказывается, леса Брайт Фоллса просто кишат одержимыми, они повсюду их толпы, и они поджидают писателя буквально за каждым углом. Да, для шутера это вполне себе нормальная ситуация, но вот только Алан Уэйк, вроде бы, пытается ещё и в триллер, но кое-что ему мешает. То есть я сегодня уже вскользь упоминал про Сайлент Хилл, понимаю, что это несколько разные по жанру игры, но всё же, что-то общее между ними есть. И давайте вспомним самую первую часть туманной серии, казалось бы, она куда старше творения Ремеди, но даже ей, куда как лучше, удаётся держать игрока в постоянном напряжении. То есть, вроде бы, графика устарела основательно, но при этом в локациях Холмов, всё равно, чувствуешь себя неуютно, и с опаской ожидаешь, что на тебя вот-вот набросится монстр. Да в Сайлент Хилле, так же, как и лесах Брайт Фоллса, почти всегда можно наткнуться на врагов, но тут ключевое слово «почти».
Если, управляя Гарри Мейсоном, игрок находился в напряжении, из-за того, что не знал нападёт ли него кто-нибудь, когда он зайдёт в очередную дверь. То вот в Алане Уэйке это напряжение, за редким исключением, практически отсутствует, поскольку ты всегда точно знаешь, что нападёт, ну просто потому, что враги здесь поджидают, буквально, за каждым углом, из-за чего любой саспенс сводится на нет.
К тому, же, усугубляет это ещё и то, что хоть врагов в игре много, их довольно-таки мало. Что я имею ввиду? Ну смотрите, по сути, какие разновидности противников мы имеем? Обычные одержимые, пара подвидов обычных одержимых, то есть одни покрупнее и попрочнее, другие помельче и побыстрее, несколько уникальных одержимых, притом их появления в игре можно пересчитать по пальцам одной руки, также как и противников с бензопилами, стаи ворон, полтергейст, одержимая техника и, пожалуй, один из самых невпечатляющих финальных боссов в истории – смерч. Кстати, записывал я футажи на средней сложности, и даже не ней, если зазеваться, враги могут довольно быстро прикончить протагониста. Но при этом, чаще всего, мы встречаем именно одержимых, притом, как уже говорил ранее, нападают они на писателя постоянно и большими толпами. Ну, то есть, как будто бы можно было бы как-то разнообразить состав противников, я не говорю даже про каких-то причудливых существ, но накинуть хотя бы ещё два-три подвида тех же одержимых.
И вместе с тем фактором, что количественно врагов довольно-таки много, но при этом, они не то, чтобы сильно отличаются друг от друга, то рано или поздно, а скорее всего рано, то есть к главе второй-третьей, противники как-то начинают терять весь этот мистический флёр и зловещую, таинственную ауру вокруг себя, а воспринимаются, скорее, как «просто очередные мобы». В итоге, к середине игры Алан Уэйк больше начинает склонятся в сторону шутера, а не хоррора, да и сам сюжет и постановка тоже теряют атмосферу загадочности.
Ну то есть, смотрите, в определённый момент, главный герой попадает в лечебницу, это конечно не типичная мрачная психушка, какие нам обычно демонстрируют в других играх, а престижное заведение для богатых клиентов, притом специализирующееся на людях творческих профессий. И вот из этого концепта, как будто бы можно было выжать что-то поинтереснее того, что есть в игре, где после пары диалогов, всё снова сводится к обычному забегу со стрельбой. Я напомню, что Ремеди позиционировала Алана Уэйка как психологический триллер, но происходящее больше смахивает на обычный мистический боевик.
Более того, дальше в сюжете становится всё больше Барри. Нет, сам по себе этот персонаж не так и плох, типичный забавный сайдкик, но проблема в том, что он окончательно уничтожает любой намёк на мрачную атмосферу. Ну то есть именно потому такие персонажи и погибают в слешерах, поскольку способны начисто уничтожить любой саспенс, но вот в комедийных боевиках им, наоборот, отводится куда больше времени.
Ну и вот мы подобрались к главному вопросу. Является ли, в свете вышесказанного, Алан Уэйк хорошей игрой? Безусловно, определённо да, конечно, является. У кого могли возникнуть сомнения? Но вот получилось ли у Ремеди сделать заявленный психологический хоррор? Скорее нет, чем да. А вот плохо ли это? Опять же, скорее нет, чем да. Ну, то есть, это действительно неплохой шутер, с захватывающим сюжетом, местами чуть поддушивающий затянутыми сегментами, местами довольно атмосферный, но самое главное в него просто интересно играть.
Но, при всё при этом, я уже говорил, что у меня есть причина не любить игру про писателя. И вот чтобы разъяснить суть своей претензии. Нам придётся пройтись по игровым механикам. И тут, те кто давно не брался за Алана Уэйка, могут возразить, что вроде бы, мы и так уже упомянули всё что есть в игре, то есть сбивание тёмной брони различными источниками света, стрельба, ну и несколько крайне простых загадок, встречающихся, наверное, всего пару раз за игру. И я буду совершенно не удивлён если те, кто давно не играл в творение Ремеди, напрочь позабыли про кое-что ещё.
И если вы вдруг об этом не помните, то в Алане Уэйке есть ещё и сегменты с вождением транспорта. И да, в самой игре они действительно выглядят как-то, как будто ни к месту. Например, есть один момент с поездкой в светлое время суток, который можно было бы просто вырезать, и игра вообще бы от этого ничего не потеряла. И даже более того, ведь в Алане Уэйке есть ещё и немало видов транспорта, от внедорожников и пикапов, до маслкаров. И помимо всего этого, иногда доступно ещё и исследование местности с передвижением в авто, правда в лучшем случая всё на что можно найти, так это немного припасов, а в худшем – термосы с кофе.
И давайте я вам кое в чём признаюсь, подобные сомнения у меня появились ещё тогда, при самом первом прохождении Алана Уэйка. Смотрите, транспорт, исследование больших локаций, да даже пару раз можно наткнуться на вышки. Ну а потом я наткнулся на интервью с самим Сэмом Лейком, который подтвердил мои подозрения, изначально Алан Уэйк была игрой с открытым миром.
А вот почему итоговая концепция была пересмотрена, и мы получили именно такого Уэйка, какого имеем? На этот счёт приходилось встречать различные сведения, где-то говориться, что сама Ремеди побоялась отходить от более привычной для себя формулы, другие же утверждают, что на разработчиков надавила Майкрософт, но сейчас важно не это. Тут более уместен вопрос «А хорошо ли, что всё сложилось именно так, как сложилось?» И признаюсь честно, я не знаю. Не факт, что изначальная задумка была лучше, не факт, что та игра вышла бы хорошей, или не факт, что она зашла бы игрокам.
Но всё же, при всём при этом, мы ведь этого никогда так и не узнаем. И вот именно эта основная причина моей нелюбви к Алану Уэйку, мы теперь не узнаем, как бы выглядела именно та, изначальная игра. Да, мне сейчас интересно представлять, что мы могли бы получить игру в открытом мире, где геймплей не полностью уходит в сторону шутера, а куда сильнее сосредоточен на исследовании, диалогах и детективной составляющей, возможно даже с чисто разговорными квестами, да и вообще если бы игра взяла больше от того же Твин Пикса, на который, вроде бы ориентировалась изначально. Но ведь, опять же, не факт, что именно это мы бы и получили, и даже если бы на формально всё было бы и так, не факт, что Ремеди удалось бы правильно совладать со всеми компонентами игры. Но всё же, теперь мы этого так и не узнаем.
Не стану тут лукавить, мне безусловно было интересно перепройти оригинального Алана Уэйка, я получил немало удовольствия, но всё же, мысли о том, другом Уэйке, которого мы могли бы получить, так и не покидают меня. Хотя, уже близится релиз второй части и посмотрим, что она будет собой представлять.
Лучшие комментарии
В целом я вроде и согласен с претензиями, что много беготни по лесу, что есть сегменты с вождением, которые кажутся лишними, да и честно говоря игра в целом затянута, но в моем случае это сыграло на погружение в атмосферу небольшого американского городка и природы северо-запада. Ну и все таки в игре лес часто сменяется чем-то еще.
А вот то, что в игре есть перекос в шутер, который ломает хоррор и при этом недостаток оружия, врагов и возможно динамики, чтобы быть хорошим шутером, к сожалению факт.
Вот по этому я два раза начинал в неё играть и оба раза на начальных этапах отправлял в корзину.Врагов стая, патронов шесть, а что бы слить одного нужен не один, а нападают с разных сторон, аптечек нет а до источника света чесать фиг знает сколько, да и в таргет взять большая проблема.Я буду мучаться? Да лихорадка забери и разрабов и их «хоррор».Лучше тот же «резик» или "… хилл" перепройду.
Странная претензия конечно. Настоящая игра не совпадает со своей Лучшей Версией™ из вселенной невышедших игр. Тут вон люди уже больше 15 лет ищут Того Самого Сталкера и всё никак не найдут, а вы ругаете Алана за то, что он не тот кем иногда пытается казаться.
Как человек, который с анонса следил за проектом могу сказать вот что. Да, обещали открытый мир. А ещё обещали что это будет эксклюзив Windows Vista и только вышедшего тогда DirectX 10, ведь только так игра может полностью раскрыть свои удивительные красоты. Делали игру, делали… Люди уже начали сомневаться в её существовании и вот игра снова всплывает в инфополе. Игра теперь эксклюзив Xbox 360, открытого мира не будет, всем поставившим «Висту» спасибо.
Необычная претензия к игре :)
Меня могут заминусить, но мне кажется в этом блоге очень много частиц «бы».
Если я правильно вас понял, то вам не нравится, что была какая-то другая идея, но ее не реализовали, а что конкретно узнать уже не получится, ну разве что Сэма в темном переулке подкараулить? :)
Мне кажется, в данном случае это меньшее зло по сравнению с теми случаями (тот же CP 2077), где все знали, что будет, а на релизе получили нечто отдаленно похожее на то, что обещали.
Пару раз начинал, после четверти игры становилось скучно. Автор говорит, что игра хорошая, и сам опровергает. Как ужастик она никакая. Это про совсем другие игры.
Тут явно не верно подобрано прилагательное к описанию игры. Ей подходят такие слова как игра нормальная, можно поиграть, добротная, закрученный сюжет, с однообразными механиками и попытками сделать их отличными от других.
Как ужастик — несостоятельная, как шутер — скучная, дизайн уровней выглядит слишком искусственным, хотя и видно, что разработчики старались. Короче, есть более достойные игры при прочих равных, которые стоят потраченного времени:))