2 октября 2023 2.10.23 12 5641

Дикая Охота в играх

+66
Лучший блог недели
2000 ₽

Здравствуйте дамы, господа, товарищи и неопределившиеся.

И первое что я сегодня должен сделать, так это уведомить вас перед прочтением блога. Если вы сюда зашли, потому что рассчитывали узнать про лор Ведьмака, о том кто такие всадники дикой охоты, откуда они появились, кто такой Эредин, а также чем отличаются aen Seidhe от aen Elle, то вот всего этого здесь не будет.

О чём же тогда я хотел с вами поговорить? А разберём само явление дикой охоты и попробуем вспомнить все игры, в которых, так или иначе, эта тема была затронута или упомянута вскользь. Что? Вы хотите сказать, что таких наберётся немного, то есть только серия про Ведьмака и Древние Свитки? А что, если я скажу Вам, что упоминания и отсылки к дикому гону можно повстречать в God of War, Metal Gear, Fallout, NFS Underground 2 и ещё множестве и множестве самых разных игр, в том числе тех, о которых такого точно не подумаешь. Более того, я уверен, что многие из вас, так или иначе, знакомы с мифом о дикой охоте, ещё со времён уроков литературы в школе. Сомневаетесь? Ну давайте проверим.

 

Видеоверсия

Итак, Дикая Охота – кавалькада призрачных всадников, мчащихся по небу и забирающая с собой путников, которым не посчастливилось с ней повстречаться. И на этом месте обычно принято рассказывать о том из какой местности и каких времён проистекают корни мифа, но вот только тут мы с вами сталкиваемся с такой проблемой, что довольно затруднительно как-то локализовать место возникновения Дикой Охоты. Предания о страшных всадниках, которых можно заметить холодными зимним ночами в небе, встречаются, практически, у всех народов Европы, и не только.

Впрочем, некоторые исследователи считают, что изначально в мифе не было никаких всадников, а перемещались по небу самые обычные птицы. Ну как обычные, дело в том, что в архаичном сознании вообще всё на свете имеет свою мистическую сторону. И вот после того, как птицы улетали на юг, наступали холода и для наших предков эта взаимосвязь была совершенна очевидна и понятна, но только неясно что из это являлось причиной, а что следствием. К тому же, по многим повериям, летали они не куда-нибудь, а куда-то очень далеко, где, скорее всего и располагается загробный мир. Так что ассоциации с холодом и смертью были атрибутами ещё даже не самой дикой охоты как таковой, а её, можно сказать, старшего родственника.

Ну и, конечно же, подобные представления о птицах, как о путешественниках в загробный мир, не могли не коснуться, пожалуй, самого мистического представителя пернатых. Естественно, речь идёт о вороне, который до сих пор у многих ассоциируется с тайной, магией и тёмными силами. Практически у всех народов, в мифологии которых встречается ворон, он так или иначе связан с миром духов или загробным царством, иногда выступая и непосредственным проводником.

Но сегодня нас, среди прочих, особо интересуют два конкретных ворона, а именно Хугин и Мунин, которые не просто являются далёкими предками Дикой Охоты, но уже и непосредственно принимали в ней участие. О ком это я? Ну если вы забыли о ком это сейчас речь, то спешу напомнить, что именно так звали воронов Одина или Вотана, пожалуй, одного из самых известных предводителей Дикой Охоты.

Хугин и Мунин или в переводе Мыслящий и Помнящий 
Хугин и Мунин или в переводе Мыслящий и Помнящий 

Да, если вы не знали, то в скандинавской и, отчасти, германской традиции, главенство в кавалькаде несущихся по небу призраков принято приписывать именно верховному ассу. Притом, в некоторых областях Скандинавии, согласно повериям, Бог Воронов перемещался по небу непосредственно верхом на гигантской птице. Но всё же, более распространённой версией легенды является та, где Всеотец скакал верхом на своём Слейпнире, только в сопровождении воронов, а вслед за ним мчались валькирии, а также неприкаянные мертвецы и все те, кого дикая охота забрала вслед за собой. Собственно некоторыми из кённингов Одина являются – Нападающий Всадник, Ловчий, Скачущий Вперёд, Бог Всадников. Только не надо думать, что уж если путника вслед за собой увлекали сам верховный бог и валькирии, то он тогда попадал в какое-нибудь хорошее место, нет ему предстояло стать неприкаянным духом и вечно носиться с призраками по небу.

Дикая Охота Одина
Дикая Охота Одина

И да, если Вы сейчас об этом вспомнили, то правильно сделали. Я имею ввиду, если у вас возникла ассоциация с Полётом Валькирий. Да это всё именно об этом. Вообще, именно в музыке, чаще чем остальных видах искусств, обращаются к теме дикой охоты, но об этом мы ещё поговорим дальше.

 

Полёт Валькирий в MGS

Однако, как уже говорил, не только Одина видели во главе Дикого Гона, притом если я здесь просто начну перечислять всех, кого представляли в этой роли, то нам с вами сегодня только этим и пришлось бы заниматься. Притом, с приходом христианства в предводители всадников записывали и Каина, и Ирода, а иногда во главе кавалькады ехал и сам Сатана.

Но чем дальше мы с вами будем продвигаться на запад, тем всё причудливее мы будем встречать тех, кому народные поверия приписывали верховодство в Диком Гоне. Только сразу оговорюсь, что мы намеренно, пока что, пропустим Британию.

А вот если заглянем во Францию, то тут нам придётся найти отвит на один нетривиальный вопрос «Как связаны Дьявол, Атомик Харт, Геншин Импакт, серия про Бэтмена и Дикая Охота?» В общем, во Франции предводителем Охоты является некто Король Херла, или если произнести это на старофранцузском, то это прозвучит как Herlequin. И, возможно, некоторые из вас уже догадались как трансформировалось это имя, когда перешло в итальянский. Конечно же – это известный всем Арлекин.

Притом, несмотря на то что так принято было называть, по сути, клоунов, но само это слово является, практически, синонимом имени Дьявола. И по иронии судьбы, от него же происходит и имя одного всем злобного клоуна, точнее его помощницы, речь, конечно же, идёт про Харли Куинн.

 

Впрочем, переместившись через Атлантику, миф о Дикой Охоте обрёл в Америке и собственную вариацию. Конечно же, по версии жителей Штатов, в небе можно было увидеть мчащимися по небу гигантских призрачных ковбоев, перегоняющих скот самого Сатаны.

Такая благодатная тема, не могла не найти своего отображения в искусстве, и если Вы, вдруг, играли в Fallout 76, то, возможно, могли натыкаться на транслируемую по радио песню Джонни Кеша Ghost Riders in the Sky.

 

И уже с самой этой песней, в свою очередь, связана своя полулегендарная история. Однажды, от нечего делать музыканты группы the Doors развлекались тем, что наигрывали на своих инструментах мелодию Ghost Riders, а услышавший это Моррисон вдруг понял, что у него в голове складывается свой вариант стихов известной песни. Так, на свет появилась последняя, перед тем как группа распалась, и, как многие считают, лучшая композиция Дорз - Riders on the Storm. Ремикс которой, можно было услышать во второй части NFS Underground.

 

Впрочем, порой, сказания о призрачных всадниках принимали уж совсем странные формы. Например, согласно некоторым суевериям, роль предводителя Дикой Охоты отводилась знаменитому пирату Фрэнсису Дрейку. То есть некоторые легенды о призрачных кораблях также могли быть вдохновлены мифом о Дикой Охоте.

Ну а я предлагаю, вместе с Дрейком вернуться обратно в Старый Свет, поскольку ранее я обещал подробнее остановиться на Британии.

И вот на Альбионе разнообразие вариаций мифа о Дикой Охоте достигло просто какого-то не поддающегося осмыслению значения. Кому только, помимо уже упомянутого Дрейка, временами разъезжающего почему-то в катафалке, не доводилось возглавлять Дикий Гон: боги, демоны, герои, мифические правители, реальные правители и просто известные люди. Но, конечно же, как уже говорил, я тут не стану просто перечислять всех подряд, а остановимся только на особо интересных для нас.

И первый британец, о котором сегодня пойдёт речь – это Херн-охотник. Согласно легенде, когда-то он был мастером ловчего дела, состоявшим при дворе Генриха II и славившимся своим непревзойдённым мастерством. Вообще, у легенды существует несколько вариантов, но если, так или иначе попытаться всё свести к какому-то общему знаменателю, то однажды, когда Херн охотился на редкого белого оленя, то неким образом получил тяжёлые раны, от которых его излечил местный целитель. Но менее удачливые охотники, сговорились с неким колдуном или других версиях самим дьяволом, чтобы тот сделал так, чтобы после лечения Херн ослаб и ослеп. Поняв, что он утратил своё мастерство, Херн повесился на старом дубе в виндзорском лесу.

Но только после смерти из того самого дуба стал появляться всадник, верхом на демоническом коне, и с рогами белого оленя, приросшими к голове, а за ним следовала свита призрачных всадников и демонических зверей. Ну а далее всё по классике: скачки по ночному небу, охота на грешников и просто тех, кому не посчастливилось повстречать дикую охоту ну и т.д.

И вот к чему это я так подробно остановился именно на легенде о Херне? Ну, те кто играл в Скайрим, думаю, уже догадались к чему это было. Рогатый бог-покровитель охоты, белый олень и прочие элементы легенды были явно перенесены в лор Свитков.

Более того, босмеры, в чей пантеон и входит Хирсин, как раз, единственные в Нирне, кто обладает способностью призывать Дикую Охоту. Правда, вариант Охоты из Свитков, несколько отличается от легенды про Херна, да и божеством, ответственным за неё считается И’ффре, впрочем, дальше вы увидите, что это спорный момент.

Итак, в мире Древних Свитков Дикая Охота – это ритуал, после которого те, кто принял в нём участие обретают невероятную силу и будут преследовать свою цель, уничтожая всё на своём пути, до тех пор, пока жертва не будет убита, и притом ничто на свете не способно остановить Дикую Охоту. Казалось бы, почему обладая таким мощным оружием, босмеры до сих пор сидят в своих лесах, а не завоевали ещё весь Тамриэль?

Ну тут есть некоторые свои проблемы, дело в том, что ритуал Охоты уничтожает тела лесных эльфов, точнее, превращает их в чудовищ, подверженных постоянным метаморфозам, более того, ещё и бессмертным. К тому же, эти монстры ещё и становятся неуправляемы, а вернуться в изначальную форму, после проведения ритуала, уже нельзя. Кстати, как уже говорил выше, богом ответственным за Дикую Охоту считается И’ффре, но вот только дело в том, что отцом всех чудовищ, способных менять свой облик, является именно Хирсин, так что к кому на самом деле босмеры обращаются во время ритуала не совсем понятно.

К тому же, тема Дикой Охоты является очень слабо освящённой, как в играх серии, так и в расширенном лоре. По сути, существуют всего два упоминания о проведении Дикой Охоты, одно из которых приходится на художественную литературу. Ну и как уже говорил ранее, Дикая Охота – это, по сути, средство к которому даже боичи, выделяющиеся на фоне других народов Тамриэля своими экстравагантными обычаями, в особенности теми, которые связанны с поминовением умерших, но даже они не станут прибегать к методам, сулящим им самом столько проблем. Более того, по некоторым сведениям, где-то по Тамриэлю до сих пор бродят демоны, оставшиеся ещё со времён с Охоты на короля Боргаса в Первой Эре.

Как уже говорил, в самих играх нет возможности увидеть непосредственно Дикую Охоту, разве что можем повстречать одну из её целей. Но вот в моде для Обливиона «Совет Старейшин», по основной сюжетной линии, в самом финале появится возможность посетить город Аренецию, на границе Сиродиила и Валенвуда, где штурмовать логово главного антагониста игроку доведётся именно вместе с дикой охотой. Правда, здесь вместо причудливых бесформенных монстров, Дикая Охота состоит из вполне привычных зверей и оборотней. В целом понятно почему так сделано, всё же изобразить, практически, лавкрафтовских тварей, для модеров было бы довольно затруднительно.

А вот в модификации для Total War Medieval 2. The Elder Scrolls, переносящей место действия в Нирн, представлен уже более классический образ Дикой Охоты, то есть кавалькада всадников, возглавляемая лично рогатым богом охоты Хирсином, верхом на олене. Вообще, при игре за Валленвуд, призыв Дикой Охоты – это основная стратегия, которую можно противопоставить остальным фракциям. Учитывая то, что земли лесных эльфов расположены как раз между Альдмерским Доминионом и Сиродильской Империей, то зачастую, без призыва помощи от Хирсина, существует немалая вероятность быть просто раздавленным более мощными соседями.

Ну и кстати, раз уж всё равно тут зашёл разговор про эльфов, то настало время обсудить и этот момент. Во все времена и у многих народов именно эльфы считались одними из опаснейших существ, способных на похищение людей, в особенности, детей. Так что не удивительно, что зачастую именно Король Эльфов был, тем, кого представляли во главе Дикой Охоты. Притом, в зависимости от местности, у предводителя Охоты могло быть огромное множество имён, и если в той же Англии его так и называли королём эльфов, либо же по имени Обероном, то вот в германских землях его титул звучал несколько иначе. Притом, опять же, даже с переводом с немецкого всё не так просто, то есть оригинальное Erlkönig, по идее переводится не иначе как Король Леса. Да, если вы сейчас вспомнили поэму «Лесной Царь», то сделали это не зря, ведь да, в ней повествуется именно что о Дикой Охоте. Но ведь ещё не всё, ведь если перевести erlkönig дословно, то оно, буквально, звучит как «Король Ольх». И да, мы наконец подобрались к Ведьмаку.

Хотя, казалось бы, всё что уже можно было бы сказать про Ведьмака, уже было сказано раньше. Ну то есть да, Сапковский остроумно обыграл и объединил миф о Дикой Охоте и интерпретацию этого же мифа от Гёте. Ну то есть, как вы скорее всего знаете, во вселенной Ведьмака Дикая Охота – это кавалькада эльфских всадников, ну или же их призрачная проекция, возглавляемая королём эльфов из Народа Ольх, более того, в игре ещё и холод является постоянным спутником всадников, что окончательно приближает образ Дикого Гона из игры к их традиционному отображению в мифах. И казалось бы, что на этом можно было бы на сегодня и остановиться, но мы с вами только немного прошлись по тому, что только бросается в глаза, при знакомстве с Ведьмаком.

А что, если я скажу, что, на самом деле, в игре Ведьмак 3 Дикая Охота есть более чем один король Дикой Охоты, и что такой любитель постмодерна как Сапковский, увидев финальную битву из игры, стал бы кусать локти от зависти, поскольку это не он до такого додумался?

Итак, поговорим ещё об одном предводителе Дикой Охоты. Как уже упоминал выше, эльфы традиционно в мифологии относились, скорее, к силам тёмным, ну или, в лучшем случае к тем, к которых стоит воспринимать с опаской. Конечно же, пользоваться помощью эльфов это не совсем то же самое, что заключать договор с дьяволом, но всё же, скорее так смог бы поступить некто не совсем благочестивый. И вот сейчас мы должны вспомнить ещё одного легендарного персонажа, имевшего дела с эльфами и проклятого возглавлять Дикую Охоту после смерти за свои прегрешения перед церковью. И, конечно же речь идёт о короле Артуре. Да, в некоторых версиях легенды именно Артур является тем, кто возглавляет Дикую Охоту и носится зимними ночами по небу, выискивая души грешников. Согласно некоторым версиям легенды, Артур, после того как отправился на остров Авалон не обрёл покой, а бы вынужден присоединиться к призрачным всадникам, чтобы искупать свои грехи.

Так вот, к чему это я всё? Ну просто во вселенной Ведьмака есть персонаж, во многом основанный на образе героя британских легенд. И не стану долго держать интригу, тем более, думаю, что некоторые из вас уже давно догадались что это за персонаж. Конечно же, это никто иной как сам Геральт из Ривии. Более того, игры не просто используют это же сходство, но ещё и усиливают его, временами просто цитируя фрагменты из артурианы. И даже более того, как мы узнаём из второй части, так же, как и Артур, Геральт, после того как отправился на свой Авалон, точнее Остров Яблонь, тоже был вынужден присоединиться к Дикой Охоте.

 

Но и на этом не заканчиваются все параллели с мифом о Дикой Охоте. Давайте вспомним сцену финальной битвы в игре, то есть я сейчас именно про бой между Эредином и Геральтом. Да, это сцена сражения двух королей Дикой Охоты. Но и это ещё не всё, вспомните, где происходит эта битва. Ведь Нагльфар это не просто корабль из ногтей мертвецов, его прибытие из царства Хель – является одним из предзнаменований начала Рагнарёка – Гибели Богов.

То есть давайте взглянем на всю картину в целом, один Король Дикой Охоты, по легендам, искупающий свои грехи перед христианской церковью сражается с другим королём Дикой Охоты, чей образ в христианстве, практически, синонимичен Дьяволу, на палубе корабля возвещающего о гибели языческого Короля Дикой Охоты. Как уже говорил, от такого постмодерна Сапковской должен кусать локти от зависти. Ну а если б я был более склонен к СПГС, то вывел бы из этого какую-нибудь теорию или метафору, но делать я этого, конечно же, не стану.

И вот, казалось бы, мы с вами сегодня уже вспомнили про множество разных вариаций мифа о Дикой Охоте и про все самые, порой неожиданные интерпретации мифа. Притом ещё и проследили эволюцию сказаний о Дикой Охоте на довольно большой территории, по обе стороны океана, ещё и на довольно продолжительном отрезке времен, практически, более чем в тысячу лет. Однако, мы ещё не затронули целый пласт игр, посвящённых одному мифическому персонажу, чью корни также стоит искать в мифе о Дикой Охоте.

Итак, давайте вспомним, всё что мы знаем о том, как обычно представляли себе участников Дикого Гона, чаще всего, это призрачные всадники, мчащимися зимними ночами по небу. И вот никого вам не напоминает это часть про персонажа так же любящего рассекать по ночному небу, притом исключительно в зимний период? Более того, тот, о ком мы сейчас говорим, имеет и своих ездовыех животных, правда, чаще всего, он предпочитает передвигаться не верхом, а используя сани. И, конечно же, речь про Санта-Клауса, образ которого также представляет собой эволюцию мифа о Дикой Охоте.

Это сейчас он является исключительно положительным персонажем, однако ещё лет сто назад, помимо подарков, этот рождественский дух мог раздавать и розги, тем, кто перед ним провинился. А уж если заглянуть в глубь веков, то можно узнать, что этот старик был отнюдь не таким уж и добрым персонажем. В общем теперь, запуская на своём телефоне какую-нибудь простенькую игрушку для убийства времени, где надо управлять санями Санта Клауса, вы будете знать, что не просто скачете раздавать подарки, а мчитесь вместе c кавалькадой призрачных всадников, несущих несчастье повстречавшему их.


Лучшие комментарии

Ой как не согласен насчет «кусать локти».
Прочитай «Нет золота в серых горах» Сапковского и его рассуждения на тему грааля и рыцарей Артура, а также Авалона.
По сути, Сапковский в последней книге сделал из истории Цири приквел к легенде о короле Артуре. Цири на озере Авалон встречает того самого Галахада из Артурианы, который должен найти Святой грааль ( макгаффин артурианы, то, что ищут все, но найдет только самый достойный и чистый душой ). Грааль, по версии Сапковсского, — это женщина, чаша, дающая жизнь. Собственно это и есть цель с которой Цири ищут все, она нужна для зачатия великого потомка, но нашел ее именно Галахад, не какой нибудь левый, а тот самый и сделал он это еще до битвы на Камлановом поле и отправки Артура и Гвеневер на Авалон. Причем, Авалон не какой-то там свой, как отсылка к Артуровскому Авалону, типа какой-то левый «остров яблонь» (что кстати и является прямым переводом слова Авалон, у Сапковского это тоже указано ), а именно тот самый Авалон, куда позже отправится и Артур и на момент встречи Цири и Глахада уже является пристанищем (и судя по фрагменту из «Сезона гроз», не последним) для Геральта и Йеннифер.
Ибо, если ты внимательно читал «Владычицу озера», этот остров — константа, точка отсчета, где сходятся все миры, как бы они не менялись, озеро всегда на месте, чем и пользовалась Цири во время путешествий по мирам, озеро было для нее ориентиром. Собственно, потому-то она и владычица озезра. И, кстати о владычице, это не имя, а ттитул, было их несколько, как минимум 2: Нимуэ и Вивиенна. И вот дальше уже частично идет мой спгс. Сапковский в одном из своих интервью напрямую сказал, что знает, что именно дальше произошло с Цири, но деталей раскрывать не стал. Галаахад впрямую при встрече называет ЦИри Владычицей озера, дорогу на Авалон Цири и правда знает, а позже туда отправят Артура и Гвеневер. Так может в голове Сапковского именно ЦИри и стала одной из Владычиц Артурианы, или подсказала туда дорогу сподвижнникам Артура? (сцена отправки на Авалон которого, кстати, — просто прямая отсылка к сцене отправки на Авалон Геральта). Этоо мы, конечно не узнаем, Сапковский не гнушается оставлять подсказки без ответов, оправдывая это тем, что еще Гомер писал именно так и тогда его тоже можно считать постмодернистом.Все, минутка спгс окончена.

Но, что мы знаем точно: Цири — это, по сути, женский вариант Галахада. Дитя предназначения с великой миссией, зачатая с помощью обмана и смены внешности одного из родителей. Отцом является предатель (Эмгыр и Ланселот, один предал Паветту и Калантэ, второй Артура), у одного предназначение найти макгаффин, вторая сама является макгаффином. Сапковский довольно много времени посвятил этим двоим в «Нет золота в серых горах».
Т.е. своей встречей эти двое исполнили свое предназначение, неудивительно, что на словах «а дальше у них было все» заканчивается вся сага. А, что касается предназначения Геральта и Йен — отправкой на Авалон Цири исполнила его аж в трех разных вариациях:
1. Геральт, вроде как, мертв, ибо среди живиых его нет. Именно это предсказывала ему Црии в «Крови Эльфов» — смерть от трех когтей. Узелок развязан, галочка номер раз.

2. Геральт и Йен, по предсказанию Велентретенмерта, предназначены друг для друга (связаны предназначением с помощью последнегло желания Геральта), но ничего из этого не вышло, как и предсказывал золотой дракон в «Мече предназначения». Узелок развязан, галочка номер два есть.

3. Геральт и Йен не просто живы, но еще и бессмертны, ибл находятся на Авалоне.
Именно этот смысл закладывала Йен в свою речь на Беллетейне(кстати, сцена сама по себе является прямой отсылкой на сцену зачатия Мордреда АРтуром и Моргаузой, будучи весенними королем и весенней королевой на празднике Бельтайна) в «нечто большем» из «Меча предназначения». Суть речи — одного предназначения(которм они уже связаны при помощи последнего желания) недостаточно, нужно «нечто большее», ибо недостаточно просто быть вместе, если у Вас нет потомства. Если его нет — Вы смертны, как бы долго Вы не жили, будучи мутантом и колдуньей. После вашей смерти не останется ничего. А люди бессмертны ибо могут иметь потомство и будут возрождаться с каждым новым циклом уробороса в своих детях. Нужно нечто большее, т.е. дитя. И именно так Геральт и называет ЦИри в конце этого рассказа:
"- Ты — нечто большее, ЦИри. Нечто большее."
Т.е. чтобы стать бессмертными им нужно нечто большее. И Цири, став эти нечто большим, дает им бессмертие. Только буквально, а не через прямого потомка. Отправив их на Авалон.

Таким образом сводятся к концу все авторские завязки. Геральт и «мертв» и жив и бессмертен одновременно. А сцена его отправки на Авалон фактически является отсылкой на Артура и Гвеневер и, возможно, именно она и послужит подсказкой к тому, что делать с умирающим на поле Артуром. Я уже не говорю о сходстве Геральта и Артура во всем остальном, их объединяющей 2 мира (старый и новый, языческий и христианский, людской и мир фей — в случае Артура. Мир людей и мир чудовищ, в случае Геральта, ибо он не тот и не другой и старается сохранять баланс, убивая лишь враждебных монстров и постоянно рассуждая на тему эволюции монстров и встраивания их в пищевые цепочки этого мира после сопряжения сфер ) функции, их поставалонной деятельности, ибо Геральт, по словам молодой Нимуэ из «сезона гроз», как и Артур, не умер, а спит и ждет того часа, когда в нем будут нуждаться ми вернется в назначенный час. Это, буквально, цитата из Артурианы
Как тебе такой постмодерн, Илон Маск? Ты точно уверен, что Сапковскйй должен кусать локти? :)

Ничего себе! Я далёк от скандинавских мифов, поэтому такой экскурс прямо очень впечатляет. Большое спасибо, с удовольствием прочёл.

Да я особо по играм не спец, только по ведьмачьей саге черный пояс )

Ух сука, со смыслом. Хорошо у вас получается, дак что ждём от вас тоже статей )

Было очень интересно почитать. Больше спасибо, уважаемый автор))

Тогда пора менять начальство или работу

У меня дикая охота сейчас за зарплатой, а у начальства дикая охота её не платить… Сорян, эт я так к слову, за статью лайк)

я не прочел, но тоже очень впечатлился. работа проделана большая, лойс!

Про Санту ты конечно загнул. Рассмотрел небольшой пласт поверий. Усмотрел их в играх. Неплохая статья, но чувствую быстро выветрится как мчащаяся кавалькада.

Читай также