Доброго времени суток, дорогие читатели. Да и ещё раз да, я опять решила затронуть тему подводной антиутопии и вспомнить мою чуть ли не самую любимую серию игр. Вселенная «Bioshock» всегда была притягательной и крайне интересной, посему попрошу вас не судить меня строго, это скорее всего последний, познавательный блог от поклонницы.
Лор данной игры не поддаётся определённому или точному анализу, как и её экономический, политический строй. Кен Левин в своих интервью не раз повторял идею неоднозначности серии игр «Bioshock». И это вполне объяснимо, ибо основной стержень всей философии вселенной держится на теории объективизма и индивидуализма. Все события, все персонажи, все локации и логика мира с одной стороны даёт определённый фундамент и тут же рушит его последствием. Нельзя сказать, что вся трилогия строилась, следуя изначально поставленным планам, а сюжет и вовсе местами писалась на ходу. Стоит только вспомнить первые интервью с разработчиками «Irrational», где они отмечали, что выбрали местом действия игры подводный город только для лучшей оптимизации игры и концентрации художественных наработок в узких коридорах. Да, это были те времена, когда игровые студии думали над оптимизацией и как следует работали над ней, чтобы их творчество не портилось слабыми компьютерными железами геймеров. Далее, для этого подводного мегаполиса сценаристы начали писать историю, акцентируя внимание на каждой мелочи. Ведь никто бы просто так не погрузился в дно морское, причины должны были быть весьма убедительными, а основная логика цельной и понятной. Сам Кен Левин даже не был знаком с творчеством известной Американской писательницы Айн Ренд, когда сочинял первые строки истории. Уже спустя время, студия решилась на такой дерзкий шаг, отразив весьма сложные мысли и идеи нескольких художественных книг в своей игре. Смогли ли они всё это реализовать? Ну если даже весьма далёкая от антиутопий и глубоких, философских рассуждений девушка в 2023 году пытается рассказать и переосмыслить аспекты игры в своём недоблоге, то да. Разработчики смогли и частичка их игровой вселенной до сих пор живёт в наших сердцах.
Если неосторожно начать анализ вселенной «Bioshock», то мозг сразу же может достигнуть температуры белого карлика от противоречий и жестокой действительности. Причём тут нет никакой вины самой игры или людей, писавших основную историю. Игра тем и прекрасна, что наглядно показывает все эти неоднозначности и противоречия, в каком-то смысле жестоко издеваясь над первоисточником и идейным основателем. Они построили город «Восторг», придумали к ней историю, создали персонажей, которые стали у истоков и в итоге начали вести их по логичной, последовательной аллее. И как неудивительно, всё пришло к хаосу, упадку и тотальному расслоению. Но как это произошло и что привело к такому концу? Игра и пытается ответить на этот вопрос, когда даёт возможность поиграть за выжившего Джека. Главный герой и игрок вместе с ним начинают исследовать все мрачные, но при этом красочные локации города на дне океана.
История создания подводного города
Я — Эндрю Райан, и я пришел, чтобы спросить у вас: разве не имеет права человек на то, что зарабатывает в поте лица своего?
Нет, говорят нам в Вашингтоне. Всё принадлежит бедным.
Нет, говорят в Ватикане. Всё принадлежит Богу.
Нет, говорят в Москве. Это принадлежит всем.
Я отверг эти ответы. Вместо них я выбрал нечто иное. Я выбрал невозможное. Я выбрал …
«Восторг» строился не сразу и занимался этим не один человек, это уже понятно, но придумал и создал его в каком-то смысле один Титан. Если бы не было на свете такого одержимого, консервативного магната Эндрю Райана, то и подводный город ни одна живая душа бы не увидела. Поэтому причастность Райана к этому амбициозному проекту никто отрицать не будет. Более подробно и крайне интересно основание «Восторга» описано в романе Bioshock от писателя фантаста Джона Ширли. Не считайте это как за рекламу, скорее как за искреннюю рекомендацию. Книга во всех мелочах, аспектах и нюансах объясняет систему постройки города и дальнейший его крах самими же жителями.
Город проектировался несколькими талантами и очень преданными делу людьми. Благосостояние Райана позволило ему собрать в своём офисе самых умных и влиятельных людей, которые в дальнейшем также прониклись его идеями и тоже начали этот долгий путь в светлый мир. Во главе стояли люди, ставшие в дальнейшем самыми могущественными людьми в городе, иначе говоря Титанами. Это был БиллМакдонаг, проектировавший систему жизнеобеспечения, трубопроводы, Братья Уэльс, которые отвечали за промышленную часть, Ян Сушонг со Штайнманом отвечали за медицину и науку, Салливан с Карлосским обеспечивали безопасность и порядок, а развлекал людей конечно же Сандер Коэн. Ещё были люди, которые внесли заметный вклад в создание города, но основными были именно вышеперечисленные. Так, город с начала 1946 года начал цвести и пахнуть. Бизнесмены отказывались от своей жизни на поверхности и спускались к городу Райана, чтобы найти для себя самое настоящее, уютное и свободное место. Как говорил сам Райан в своих крылатых речах: — «Город, в котором художник не боится цензора. Где ученого не сковывает ханженская мораль. Где Великое не ограничивается малым. И если вы будете трудиться в поте лица своего, Восторг может стать и вашим городом тоже».
Райан сдержал своё обещание и на первое время всё шло гладко да сладко, но построенная система начала сбоить спустя некоторое время. В идеальном математическом уравнении появились лишние переменные, которые портили тождество и создавали паритет. Изъяны есть в каждой системе и «Восторг» в этом плане не стал исключением. Более того, он последовал пословице: «Большой шкаф громко падает», только тут это был уже не шкаф, а целые небоскрёбы, построенные на миллиарды долларов. А эти самые изъяны и противоречия были созданы самими людьми. Это ведь вполне логично, люди построили город и сами же его разрушили. В их руках было будущее Восторга, только вот они не смогли обуздать его. Можно ли винить каждого жителя Восторга или определённых лиц это вопрос сложный, но я постараюсь ответить на него.
Далее я хочу рассказать о самых влиятельных и важных персонажах во вселенной Bioshock, от которых зависело будущее их же утопии, а также психоанализом попытаюсь доказать, почему именно они были виноваты во всех бедах.
Эндрю Райан
Было вовсе не невозможно построить «Восторг» на дне моря. Что действительно было невозможно, так это построить его где-то еще.
И первым в кресло психолога сядет основатель и главная фигура «Восторга» — Эндрю Райан. Андрюша Райановский — это фигура, на которой можно провести увлекательный психоанализ, чтобы лучше понять его мотивацию, психологию и влияние на сюжет игры. В «Биошоке» Эндрю Райан известен как создатель подводного города, который представляет собой уникальное общество, полное научных достижений и идеологии объективизма. Сам он является символом этой философии в игре и олицетворяет идеи свободы личности, капитализма и нонконформизма. Однако с течением времени мы видим, как его идеи и идеалы начинают разрушаться. Эндрю Райан сталкивается с рядом вызовов, которые выводят его из-под контроля, и это приводит к изменению его мировосприятия. Постепенно он становится всё более авторитарным и жестоким, стремясь сохранить свою идеологию и власть. В психоанализе Эндрю Райан может быть рассмотрен с разных точек зрения. Первое, что следует учитывать, это его желание контролировать всё и вся, что в итоге приводит к его абсолютной авторитарности. Это можно объяснить его страхом потери власти и утраты своих идеалов. Однако стоит также обратить внимание на то, как Эндрю Райан смотрит на общество. Он видит его как механистичное и алчное, и это влияет на его мировоззрение. Он верит, что лишь сильнейшие выживают и заслуживают успеха, что отражает основные принципы объективизма. Его стремление к абсолютной свободе индивида и невмешательству государства в экономику также характерно для этой философии. Тем не менее, его психологическая эволюция в процессе игры показывает, что даже такие крепкие идеалы могут подвергаться испытаниям и изменениям в сложных условиях.
Эндрю Райан становится всё более радикальным и крайним, а его идеалы теряют свою гибкость. Это вполне объяснимо, так как исходит из ситуации и пытается сохранить мир, который сам же построил, а силы других Титанов он начинает подавлять. Он является не только ключевой фигурой в «Восторге, но и центральным элементом сюжета игры. Его антагонистические действия и борьба за сохранение своей идеологии создают напряжение и драматические повороты в игре. Его психологическая эволюция отражает тему потери идеалов и принятия радикальных решений. Райан — это комплексный персонаж, это сложный и крайне неоднозначный, как и теория объективизма герой, на основе которого можно написать несколько научный статей.
Сандер Коэн
Долг Артиста — ублажать душу и развивать мышление.
Сразу же после главного Атланта подводного царства идёт представитель творческой элиты. Признаюсь честно, мне Коэн всегда был симпатичен, не как персонаж или антоганист, а скорее как мета-образ, который наглядно показывает ужасающее лицо всего окружающего мира. Он как Джокер из мира искусства и живописи, художник с большим талантом и страстью к искусству. Но в мире «Bioshock», подводного города, созданного Эндрю Райаном, его искусство стало чем-то более темным и ужасным.
Психоанализ Сандера Коэна позволяет нам понять, как его психология отразилась на его творчестве и действиях, и на всём окружении. Сандер Коэн изначально был известен как талантливый художник, но с течением времени его искусство приобрело более абстрактные и мрачные формы. Это можно интерпретировать как его способ выразить свою душевную боль и разочарование. В прошлой жизни Коэн также обладал большими успехами и чуть ли не вошёл в число Титанов Бродвея, наряду с самыми известными художниками 20-века. В его работах присутствовал темный и мрачный характер, который отражал болезненные аспекты людского мира, а в «Восторге» он решил и вовсе раскрыться на полную.
Одним из наиболее запоминающихся моментов в игре является встреча с Сандером Коэном, где он просит главного персонажа убить нескольких художников, которые, по его мнению, «подделываются на искусство». Это демонстрирует его абсолютное одержимость искусством и его несгибаемую волю контролировать его. В этой сцене видно, как его психология перешла в аморфную и жестокую форму, не жалея ничего и никого ради своего искусства. Сандера Коэна также можно рассматривать как метафору темных аспектов человеческой души. Его творчество становится своеобразным отражением разрушения общества «Восторга» и морального упадка его обитателей. Его страсть к искусству может быть интерпретирована как попытка найти смысл и красоту в мире, ставшем безумным и бесчеловечным.
Бриджет Тенненбаум
До изобретения АДАМа воспитать ребенка было не проще, чем приручить гремучую змею.
Следующая в очереди великий учёный и доктор, Бриджет Тенненбаум. Эта женщина играет важную роль в сюжете и является ключевой фигурой, когда дело касается использования плазмидов и генетических модификаций, ведь она сама является создательницей АДАМа и всех производных продуктов.
Для начала, давайте взглянем на детство и молодость Бриджет Тенненбаум, чтобы понять корни ее личности. В ее биографии нет множества деталей, но известно, что она была ученым в области генетики еще до прихода в «Восторг», только мрачные истории из книги Джона Ширли, где описываются сложные и аморальные испытания на Ближнем Востоке и Китае. Большую часть жизни Бриджет переживает в бессилии и жестокости. При этом Бриджет Тенненбаум, как и сам Сушонг обладает исключительными способностями в науке и медицине, а страсть к изучению неизведанного стремительно толкает героиню на самые сомнительные поступки.
Одной из самых ярких черт характера Бриджет Тенненбаум является ее готовность к самопожертвованию. Она признается в том, что создание плазмидов было ужасной ошибкой, и она старается исправить свои действия, помогая главному персонажу игры. Этот аспект ее личности можно рассматривать в психоаналитическом контексте как попытку искупления грехов и чувства вины. Сама идея плазмидов и генетических модификаций также может быть психоанализирована. Бриджет Тенненбаум и ее коллеги исследовали границы между человеческими и нечеловеческими аспектами, и ее вклад в создание плазмидов можно интерпретировать как попытку понять и изменить человеческую природу и возможности. Бриджет Тенненбаум играет центральную роль в сюжете игры «Bioshock». Ее личность и мотивация подчеркивают важные темы игры, такие как моральные дилеммы, самопожертвование и последствия научных исследований. Ее связь с главным персонажем, Джеком, также добавляет глубины сюжету и создает эмоциональную связь с игроком.
София Лэмб
Эволюция — это жадность и страх, сформированные жестоким давлением отбора. Нам не нужны внешние дьяволы-первородный грех заложен в генах.
София Лэмб — выдающийся ученый и философ. Ее интеллект и способность к анализу глубоких философских вопросов делают ее уникальной в лоре игры. Она начала как доктор по психологии и философии и была поклонницей идеологии объективизма. Однако ее жизнь и мировосприятие начали меняться после событий, произошедших в «Восторге».
Со временем София Лэмб превратилась в радикального лидера движения, и она разработала новую философию, которую она назвала «Альтруизм». Она стала убеждать обитателей «Восторга», что индивидуализм и свобода личности являются источниками страданий и что коллективное сознание и альтруизм — путь к спасению. Этот переход в психологии Лэмб — от индивидуализма к коллективизму — является ключевым моментом в ее развитии и определяет многие аспекты ее мотивации.
Моральное состояние Лэмб сложно оценить. С одной стороны, ее цель — спасти обитателей «Восторга» от гибели и страданий, может быть интерпретирована как альтруистичная. Она утверждает, что она делает это, чтобы предотвратить эгоистическое поведение и борется против капитализма и индивидуализма. С другой стороны, методы, которые она использует, включая контроль над умами и манипуляцию, являются морально сомнительными и жестокими. Ее вера в коллективизм привела к ограничению свободы личности и потере человеческой автономии.
Ее жаждой власти и контроля можно объяснить стремлением к достижению этой цели. Влияние на политическую ситуацию трудно переоценить, так как постоянные сборы рабочего класса, агитация, откровенная провокация со стороны Софии очень сильно пошатнули настрой жителей «Восторга». На замечательный мир Эндрю Райана начали нападать сразу два сильнейших Титана — София Лэмб и Френк Фонтейн. Если первая представляла собой ненавистный Райаном альтруизм, коллективизм, от которого он сбежал ещё в детстве, то Френк Фонтейн был самым настоящим воплощением сверхкапитализма, подвергающий сомнению все его идеалы.
Фрэнк Фонтейн
Эти сливки общества не понимают одной простой вещи — все они приезжают сюда, чтобы купаться в роскоши, но не осознают, что должен быть кто-то, кто будет чистить сортиры.
Фонтейн — это человек с проницательным умом, амбициями и безжалостной жаждой власти. Он чрезвычайно уверен в себе и своих способностях, и его харизма позволяет ему манипулировать окружающими легко. Его мотивацией всегда была власть и богатство, и он готов на многое, чтобы их достичь. Фонтейн увидел в «Восторге» идеальную лабораторию для своих экспериментов и бизнес-проектов. Он стал соратником Доктора Софии Лэмб, увлекшей его новой философией «Альтруизма», и вместе они начали проводить генетические эксперименты, создавая плазмиды и Больших Папочек. Хотя нужно отметить, что доверия к доктору были минимальными. Он знал, что в клетке может быть только один тигр, а в «Восторге» только один Атлант.
Психология Фонтейна менялась по мере его углубления в философию Райана. Он становился всё более жестоким и безжалостным, готовым на жертвы и жертвуя другими ради своих целей. Его стремление к абсолютной власти и контролю над городом приводило его к бесчеловечным действиям и манипуляциям.
Моральное состояние Фонтейна является сложным и многогранным аспектом его личности. С одной стороны, он представляется как бизнесмен, который стремится к успеху и богатству, а в мире Райана, где действуют собственные законы, моральные нормы искажены. С другой стороны, его методы, такие как эксплуатация рабочего класса и паразитирование, создание Больших Папочек и манипуляции, являются явными моральными нарушениями. Его падение в аморальность и безжалостность отражает, как могут меняться ценности человека под воздействием власти и амбиций. В начале игры, его мотивацией может быть просто желание обогатиться, но по мере развития сюжета, он становится все более одержимым. Фонтейн — это настоящее отражение Эндрю Райана, только идеализированное и возведённое в абсолют. Со временем Фонтейн превращается в настоящего Атланта, Титана, которого более ничего волнует кроме собственного тщеславия и жажды абсолютного контроля. Конечно, Эндрю Райан не справляется с ним, ведь Фонтейн это он сам, только в том мире, который он задумал и создал. Итогами этого противостояния мы любуемся вместе с Джеком, когда попадаем в разрушенные здания некогда великого города.
Итоги
В заключении, я бы хотела отметить всю важность вышеперечисленных персон, которые в разной степени влияли на жизнь и события в «Восторге». Назвать каждого из них виноватым мы можем в полной мере, но только ли они причастны к хаосу, или в этом замещен каждая живая душа? Из данного уравнения я могу сразу же убрать маленьких сестричек, ибо только они являются той самой невинной и совершенно непричастной группой к событиям. Поэтому игра предоставляет нам выбор, когда мы берём их на руки. Но все остальные всё равно причастны, кто-то больше, а кто-то меньше. Эндрю Райану, Софии Лэмб, Френку Фонтейну, Ян Сушонгу, Сандеру Коэну, Бриджет Тенненбаум и другим Титанам «Восторга» были даны силы и возможности, чтобы изменить к лучшему своё же состояние и состояние окружающих, но у них это не получилось. Поэтому их в полной мере можно осуждать, но и про остальных тоже не стоит забывать, ибо они последовали за ними, послушались их, бились только за свои идеи и выживание, отвергая при этом все остальное. Виноватого можно искать долго, да найти его скорее не получится, но подчеркнуть кое-какие моменты всё же стоит. «Восторг» — это город, где есть практически всё: изящество и порок, красота и ужас, амбиции и страхи, индивидуализм и альтруизм, наука и наивность, свободный рынок и контроль, доброта и ненависть. «Восторг» — это сплошное противоречие…
Лучшие комментарии
И вам спасибо. Я всю серию каждый год прохожу).
Я тоже больше всего люблю первую часть. Навсегда в сердечке как-бы). Вторая тоже хороша по своему, геймплей в разы лучше, чем в оригинале. Инфинит тоже хорош, мне ДЛС вообще не зашёл, фансервис и только).
Отличный разбор, благодарю за пищу для размышлений. Признаться, мне даже захотелось вновь установить и пройти эту замечательную игру.
А у вас какая часть любимая? Играл я только в первую, т.к. ноутбук старый и слабый, но мой фаворит — «Инфинити». И за сюжет, и за геймплей.
Ещё классно, как игра даёт объективную критику почти всем идеологиям, не обеляя и не очерняя какую-то одну из них в сравнении с другими.
Кстати, в массовом кино недавно показывали психотип Софии Лэмб и идеологию коллективизма с манипулированием/промывкой мозгов ради благородных целей, но этот фильм массово ненавидят. Вечные Чжао с персонажем Друиг. Советую посмотреть и оценить. У фильма вообще ворох психологических аспектов и идеологий на личностном уровне. Для человека, обозревающего психоанализ идеальное кино, особенно учитывая, что по сути это авторское кино, как и БиоШок-авторская игра
Вторая меня, если честно, разочаровала тем, что при прохождении не ощущается мощь Большого Папочки. Геймплейно Дельта вышел скорее не бронированным киборгом за два метра ростом, а как протагонист первой части. Но сюжет там очень интересен, да и геймплей в остальных аспектах улучшили.
А ДЛС мне очень понравилось. Было здорово увидеть Элизабет в качестве ГГ и Восторг в последние дни славы.
Спасибо за рекомендацию). Обязательно посмотрю