8 августа 2023 8.08.23 5 2238

Морально Этический выбор во Frostpunk

+11
Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям.

Чарльз Дарвин

Вообще прежде чем приступить к анализу столь глубокой темы стоит заметить, что данные разборы уже делались, как на стопгейме так и на других площадках .Во время составления своего блога я часто вдохновлялся разбором этой темы у Prai Prai который написал блог «FrostPunk.Вопрос о человечности», а также блогу Артемия Леонова

«FrostPunk и моральные дилемы» с площадки DTF.

Проблема вагонетки

Этический парадокс. Он возникает, когда мы сталкиваемся с неизбежностью принятия решения, которое может причинить вред одному человеку, но при этом спасти или бóльшее количество других людей. По условиям задачи решение необходимо принять.
Этический парадокс. Он возникает, когда мы сталкиваемся с неизбежностью принятия решения, которое может причинить вред одному человеку, но при этом спасти или бóльшее количество других людей. По условиям задачи решение необходимо принять.

Наверно проблема вагонетки является самым популярным примером для обозначения этического парадокса. Краткая суть состоит в том, что на «рельсах лежит 5 человек, но вы можете перевести путь на другие рельсы где лежит всего 1.Готовы ли вы пожертвовать жизнью 1 человека ради спасения „5“.Готовы ли вы стать убийцей, но поступить рационально и спасти большее количество жизней, а если этот единственный человек ваш близкий .Именно в этом и состоит делема этого парадокса. Также этот парадокс показывает нашу суровую реальность. Мы не Геральт из Ривии и из 2 зол не выбирать вовсе мы не можем. Когда в любом случае кто-то погибнет и наша задача как капитана в игре FrostPunk какими угодно целями сохранить как можно жизней горожан Нью-Лондона, но если нам придётся жертвовать жизнями людей ради спасения Нью-Лондона мы должны делать всё, что в силах капитана чтобы последний остров человечества выжил.

Оправдывает ли цель средства?

Главная задачи «Frostpunk» как игры и нас как капитана это сделать так, что-бы наш город (Хоть Нью-Лондон, хоть Ебеньград)это сделать так чтобы это поселение дожило до конца игры, пройдя цепочку испытаний в виде постоянно понижающейся температуры и социальных конфликтов. Ведь главная угроза для выживания, это не -230, а человеческие противоречия.

Этика

Мир, каким мы его знали, исчез, но сохранять человечность — это наш выбор.

Дейл Хорват «Ходячие Мертвецы»

Если мы будем пытаться строить из себя добрых и пушистых, нам придётся столкнуться с множеством трудностей. Когда во время бури лазареты и сан-пункты будут переполнены больными за которыми «ухаживают», а рабочих рук будет нехватать так как деткам нужно быть в спец заведениях для них, а еды не хватает так как мы делаем нормальную еду, а не суп или кашу с опилками которые помогли бы нам экономить на еде, да и удобрения которые мы потеряли так как яма для покойников это неуважительно по отношению к ним. Когда у людей почти нет надежды, недовольство ненакого выместить так как никакой смертной казни, дуэлей и тоталитаризма ведь наша задача в погоне за выживанием не превратиться из людей в животных.
Но в отличии от рационалистов, мы в погоне за выживанием не потеряли свою человечность и не стали видеть в людях лишь средства достижения целей. Каждый человек для нас это не только рабочий, ребёнок, инвалид или инженер, но и личность. Ведь вместе несмотря на трудности, мы преодалеем испытания бури. Дети могут работать в мастерских и лечебницах. Для покойников у нас есть кладбища где могут проходить церемонии почтения почивших где люди остаются людьми и не превращаются условный «0» и «1».Да у нас нет радикального лечения из-за чего наши больницы переполнены, но за то мы не уродуем и не калечим людей.
Играю по сценарию добряка вы столкнётесь с суровой реальностью в который мирные решения которые не являются столь эффективными как у рационалистов, но за то недовольство будет расти не в промышленных масштабах.

 " В необходимом — единение, в сомнительном — свобода , во всём — любовь"  Аврелий Августин
 " В необходимом — единение, в сомнительном — свобода , во всём — любовь"
  Аврелий Августин

Рационализм

С большой силой приходит большая ответственность

Бен Паркер

Я капитан, люди на меня положились, я последняя надежда человечества и именно на мне лежит ответственность за её выживание. Зачем нам «поддерживание жизни» когда есть «радикальное лечение». Да мы делаем людей калеками, но им можно сделать протезы + у нас не забиваются больницы и так проблемы быстро решаются. Если у нас есть самогон и проблемы с едой, мы всегда сможем сделать суп который более дёшев в производстве да и «альтернативные источники пищи» никто не отменял да и вообще «Голод — не тётка, пирожка не поднесёт. Не хватает рабочих рук? Берёшь ребёнка и идёшь в шахты на увеличенную смену, а то и на 24 часа так как скоро понижение температуры, а нам нужен уголь для более мощного генератора, чтобы твоя семья и дети не замёрзли насмерть в холодном бараке. Лондонцы это угроза которая угрожает выживанию Нью-Лондона, а защитить его мой долг и обязанность. Если ради выживания мне придётся устраивать репрессии, проводить облавы, строить тюрьмы, храмы и центры пропаганды я как капитан должен пойти на этот шаг.
И разве это не действенно? Храмы помогают людям расслабиться и обрести надежду, сторожевые посты следят за порядком в городе, а тюрьмы защищают простых горожан от преступников
Готовы ли вы построить сектантское или полицейское государство ради выживание в новом, столь суровом мире создать из человечества единый механизм который будет идеально исполнять все приказы. Готовы ли вы убить часть неверных ради спасения всех и в какой момент черта между спасением жизни человечества и вашем собственным маниакальным величием будет пересечётся

Этика или Эстетика?

Вообще у стопгейма выходил прекрасный разбор на эту тему и я тоже хочу вставить свои 5 копеек.
Во фростпанке есть интересная схема развития. Чем больше вы прокачиваете одну ветку законов тем сильнее он расширяется (впринципе логично)Вкачивая ветку Адаптации например бойцовский клуб, вы расширяете ветку законов условного развлечения (бар, куртизанки, самогон)или более жёсткий пример, что сначала можно заставить детей работать только на безопасных работах, но потом вы можете принять законопроект о том, что дети могут работать на любых работах и тут начинается конфликт этики и эстетики. Этическая сторона говорит, что это плохо, что отправлять детей работать в шахты на ровне со взрослыми это не безопасно, но эстетическая сторона может дать аргумент в виде более лёгкой игры так как появляется больше рабочих рук, и тем, что всё это делается во благо выживания.
Также и в ветке порядка. Можно умеренно пойти и по вере и по порядку. Главное не перебарщивать .Ведь церкви это хорошо, они дают людям надежду и веру в будущее, полевые кухни согревают и дополнительно для обогрева тратят не уголь, а еду. А сторожевые вышки? Так это тоже хорошо, разве плохо, что в городе есть полиция которая будет охранять вас по ночам и следить чтобы не крали еду со склада. Главное здесь найти золотой баланс потому-что именно здесь проходит эта тонкая грань между умеренностью и радикальщиной скатываясь в так называемые «Окна Овертона».Идущая от крайности в умеренность и из неё опять в крайность

Окно Овертона— социологическая концепция существования рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях политиков и активистов с точки зрения текущего общественного спора

Что хотели сказать разработчики.

Задачей 11 bit studios было вытащить все внутренние грехи наружу.11бит уже прославилась своей игрой This War of Mine в которой показала все ужасы войны. Во фростпанке показываются ужасы выживания в экстремальных условиях и то, что главной преградой на пути единства остатков человечества является не снежная буря, а внутренние конфликты.

Итоги

В конце концов вы выберете свой путь. Пытаться сохранить человечность и сплотить всех перед лицом бури, но рискуя жизнью города либо сделать из города и людей в нём живущих машин для выживания исполняющие лишь приказы, где нет никакого инокомыслия, за то все с большей вероятностью останутся живы.
В конце игры мы видим титры, где игра коротко подводит сводку нашим действиям. То как мы играли, пытались всем угодить или жёстко гнули свою линию. Достаточную ли цену мы заплатили за выживание поселения, Сохранили ли мы человечность пытаясь выжить и стоило ли всё то, что мы сделали ради нашей цели.


Frostpunk

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
24 апреля 2018
2.1K
4.3
1 336 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Лучше надо было делать вычитку. Ошибки очень бросаются в глаза.

Ммм, цитаты великого ХэппиВульфа.
Если взрослый получил травму и отлеживается в госпитале, то его спиногрыз обязан оттрабанить несколько 24 часовых смен в шахте чтобы оплатить отцу новый протез.

Сначало прочитал что статья на dtf от Лебедева, удивился, пошёл гуглить, оказывается от Леонова, обидно, было бы интересно почитать подобное от Лебедева(

Автор исправь, пожалуйста

Вот именно финальные титры оставляют странноватое впечатление. Мораль получилась какая-то детсадовская. Если бы в реале правитель ограничился в такой ситуации телесными наказаниями для группы фанатиков, укравших припасы и подбивающих жителей уйти из города на верную гибель — его бы назвали великим гуманистом. Впрочем, меня и в «This war is mine» (от тех же авторов) это удивляло: если б кто умудрился спереть пару досок в полуразрушенном городе и сделать в убежище кровать — это дало бы ему повод для гордости, а не депрессию.

Читай также