6 августа 2023 6.08.23 3 1758

Ниер: Автомата. 2B or not 2B. (Обзор аниме).

+7

ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!

Добрый день. Зачастую аниме представляют из себя экранизацию уже готовой работы иного формата. Основная часть из них создаётся по манге или ранобэ. Бывает и так, что первоисточником может служить визуальная новелла. Однако временами в свет выходят аниме, основанные на играх. Да, визуальные новеллы, по факту, тоже являются играми. Вот только этот жанр больше ориентируется на историю и персонажей, нежели на сам игровой процесс. Но вот когда за основу берут игры, в которых упор сделан в первую очередь на геймплей, то тут уже начинают появляться сомнения в целесообразности такого решения.

В Nier: Automata я играл, и она мне очень понравилась. Не настолько, конечно, чтобы я прошёл её на все имеющиеся концовки или лез в интернет за теориями, чтобы разобраться в секретах игрового мира. Однако всё равно игра подарила мне приятные впечатления, смогла заинтересовать сюжетом и развлечь геймплеем. И вот, когда было анонсировано аниме по ней, я был заинтригован, но в то же время это заставило меня насторожиться — а каким получится аниме по игре такого типа.

Одно дело, когда берутся экранизировать мобильные гача-игры. Как итог, аниме такого характера воспринимаются всего лишь как реклама, поэтому зрители от них многого и не ждут. Например, тайтлы навроде Такт Опус. Судьба и Аркнайтс: Прелюдия к рассвету хорошее тому подтверждение. Но что, если в основе лежит AAA-проект? Ну, как показал Киберпанк: Бегущие по краю, из этого может выйти успешный проект. Однако там авторы лишь взяли за основу мир игры, в то время как сама история не была напрямую связана с событиями в первоисточнике от CD Projekt Red. И, казалось бы, зная все ухищрения сюжета Nier: Automata, авторы бы могли поступить точно так же, придумав какую-нибудь альтернативу истории из игры. Однако уже с первого эпизода стало ясно, что аниме пойдёт по пути классической экранизации.

Итак, о чём же нам повествует данное произведение. Далёкое будущее, инопланетяне вторглись на нашу планету, заслав сюда бескрайнее множество своих роботов, которых здесь именуют просто машинами. Большая часть населения была истреблена, а люди, у которых были деньги и власть, по итогу переселились на Луну. Те же, кто остался на Земле, стали мятежниками, которые и по сей день сражаются с захватчиками. Однако помимо них битву так же ведут бойцы Yorha — продвинутые андроиды, созданные на основе людей специально для противостояния инопланетной угрозе. Протагонистами выступают два таких андроида: девушка 2B, сражающаяся в авангарде, и паренёк 9S, специализирующийся на взломе систем противника. Их отправляют скооперироваться с отрядом мятежников, который расположился неподалёку от места, где была замечена подозрительная активность машин, и разобраться в ситуации.

Сразу скажу, что я привык воспринимать аниме за самостоятельные произведения. Поэтому, пусть я и буду временами отсылаться к игре, однако я не стану оценивать то, как были адаптированы те или иные моменты из оригинала. Буду говорить лишь по существу, как если бы у тайтла не имелось первоисточника, хотя опять-таки полностью игнорировать игру не выйдет. А всё потому, что по самой экранизации складывается ощущение, будто рассчитана она исключительно на людей, которые знакомы с творением Ёко Таро — геймдизайнера и сценариста Nier: Automata. В аниме даётся слишком мало экспозиции для всего происходящего, в связи с чем неосведомлённые зрители будут попросту не понимать многих вещей. И в этом мне видится главная проблема тайтла. Огромное количество необходимой информации было опущено, и это неправильно по отношению к тем, кто не играл в оригинал.

Ещё один минус аниме заключается в его скомканности. Тайтл буквально летит. Оно и неудивительно, ведь авторы решили в 12 серий уместить события, на прохождение которых в игре необходимо больше пятнадцати часов. Поэтому мы с вами смотрим не столько полноценную художественную картину, сколько анимированный спидран. Но будто этого мало, авторы ещё и умудряются затягивать некоторые сцены, причём даже не те, которые стоили бы того. У вас не резиновый хронометраж, чтобы демонстрировать зрителю, как один из вражеских роботов ухаживает за цветочками половину эпизода. Нет, я понимаю для чего это было сделано — нам хотели показать изменения в поведении машин и вызвать сопереживание. Однако это не тот случай, когда авторам стоило позволять себе уделять внимание ненужным сюжету моментам.

Кстати о сопереживании персонажам, вернее, об его отсутствии. Весьма естественно, что из-за скоротечности повествования, мало кому из героев удаётся вызвать у вас эмпатию. Та же 2B на протяжении всего аниме ходит с одной эмоцией и никак не раскрывается. 9S на её фоне смотрится получше. Если его напарница строго придерживается правил и действует по протоколу, то паренёк же в гробу видел все эти уставы. Пусть и подходит к своей задаче ответственно, однако это не мешает ему позволять себе иногда отвлекаться на посторонние факторы. 9S весьма любознательный, особенно его интересует культура людей, которые жили до вторжения инопланетной расы. Помимо этого мальчик-андроид так же достаточно вспыльчивый, если дело касается машин. Он считает их всего лишь бездушными механизмами, и несмотря на то, что сам является искусственной формой жизни, больше относит себя к людям, нежели к машинам. Именно из-за такого контраста с 2B её спутник и кажется более живым персонажем.

Ещё одним героем, который мне понравился, я бы мог выделить Лили. Она является лидером отряда мятежников, к которым присоединились протагонисты. Её недоверие к андроидам основывается на том, что правительство никогда не отправляло бойцов Yorha на помощь мятежникам, из-за чего тем всё это время приходилось справляться собственными силами. А поскольку вражеских машин больше, Лили успела потерять много своих людей и смирилась с тем, что переселенцы на Луну бросили их умирать. Однако чем мне ещё понравился персонаж Лили. В какой-то момент в сюжете появится андроид-беглец A2, и окажется, что несколько лет назад они с Лили и ещё несколькими бойцами выполняли миссию, которая закончилась гибелью всех, кроме этих двоих, хотя девушка считала, что A2 погибла вместе со всеми. В игре на их связь даются намёки в разговоре с Лили, но не более. В адаптации же тем событиям посвятили целый эпизод, за что я благодарен создателям. Конечно, в эпизоде присутствуют всё те же минусы, что и у всего аниме, однако со своей задачей — раскрытием персонажа Лили — эта серия справляется весьма неплохо.

Причём, эта ситуация с Лили демонстрирует так же, что авторы всё-таки могут в бэкграунд, когда считают это необходимым. Ведь помимо лидера мятежников, предысторию имеет ещё один персонаж. Робот по имени Паскаль, который отказался от войны, став пацифистом, и основал собственную деревню, где теперь обитают такие же мирные машины. Но вот остальным персонажам, как и лору, подобного внимания уделять уже не стали. И, скорее всего, всё снова упирается в малый хронометраж, ведь уместить весь объём из оригинала (даже если брать моменты исключительно лишь из первого прохождения) в несчастные 12 серий — задача непосильная.

В итоге на момент завершения первого сезона у зрителя наверняка останется несколько вопросов. В чём заключалась мотивация главных антагонистов, Адама и Евы? Да, после смерти брата, Адам хотел отомстить за него, но в чём заключался его план до того, как был убит Ева? Почему Совет людей на Луне никак не помогает мятежникам, если те, по идее, отсылают им ресурсы с Земли для выживания? И почему мятежники продолжают это делать, если правительство их кинуло? Так же непонятно, в связи с чем люди могут заражаться вирусом, который распространяется на андроидов и машины. Не спорю, на часть из этих вопросов должны будут ответить во втором сезоне, вот только, учитывая через какой производственный ад прошёл первый сезон, неизвестно теперь, когда нам ждать продолжение, да и стоит ли ждать его вообще.

По технической части аниме я тоже мало что могу сказать. Визуал в целом обычный, хотя иногда попадаются весьма красивые кадры. А ещё сюда зачем-то подобавляли 3DCG-графику. Может это была своеобразная отсылка к игре, вот только если там 3D выглядит уместно, здесь подобное смотрелось убого. А вот что было удачно позаимствовано из оригинала, так это музыка. Наверное, аудиальная часть — самая сильная составляющая этого аниме. Опенинг за исполнением Aimer, которая может быть знакома вам по песням из тайтлов Судьба/Ночь схватки: Клинков бесконечный край и Клинок, рассекающий демонов: Квартал красных фонарей, звучит прекрасно, пусть и имеет посредственный видеоряд.

Ниер: Автомата — это аниме, рассчитанное непонятно на кого. Фанаты игры будут недовольны тем, что слишком многое повырезали и не показали (ну, если только вы не рады любой экранизации, лишь бы была). Люди же незнакомые с игрой большую часть просто не поймут, из-за чего вряд ли останутся заинтересованы. Даже как развлекательный боевик это аниме не работает, ибо экшн здесь неизобретательный и скучный, а вдобавок ещё и 3D-графика режет глаза. Имеются какие-то попытки в философию, даже до парадокса корабля Тесея доходит. Вот только подобные темы лишь поднимаются, но не имеют какого-то дальнейшего развития. Лично я не вижу смысла ждать второй сезон, поскольку уверен, что все основные проблемы приквела перекочуют и туда. Лучше предпочту пройти ещё раз игру, что советую сделать и вам. Оригинал почти всегда оказывается лучше, не спорю, однако иногда с адаптацией можно ознакомиться без первоисточника, но в данном случае это не сработало, и с адаптацией лучше не знакомиться вообще никак. Аниме по одной из лучших работ великого и ужасного Ёко Таро оказалось, к сожалению, весьма унылым зрелищем.


Лучшие комментарии

На вопросы отвечает прохождение за 9s, но вот делать тоже самое аниме но уже из глаз девятки точно не будут

>Не настолько, конечно, чтобы я прошёл её на все имеющиеся концовки

Прикол этой игры в том, что «первая концовка» — это не концовка. Это финал «первого акта». А дальше идут второй и третий. И лишь третья \ четвертая концовки — финалы самой истории. Ну т.е. если бросить игру после «первой концовки» — это, по сути, лишить себя большей части сюжета )

>Те же, кто остался на Земле, стали мятежниками, которые и по сей день сражаются с захватчиками.

Это тоже андроиды. В этой истории вообще нет живых людей.
Собственно, после все прочие вопросы отпадают )

>В чём заключалась мотивация главных антагонистов, Адама и Евы?

Познавали мир, как самые продвинутые ведроиды. Ева при этом откровенно скучал.
Адама очень интересовало человечество. Мол, инопланетяне, которые их создали (и которых ведроиды затем замочили), были более скучные, а вот люди — вообще другое дело. Так что Адам изучал всякое искусство, много читал и прямо сильно копнул тему. Затем начал «харасмент» андроидов, чтобы подбить 2B на эмоции — типа раз те «созданы людьми», то может и получится что из них выдавить. Он там перед 2B целую речь толкает ) Куда уж больше мотивации?

Вообще я не совсем понимаю, когда возникают какие-то сложности с пониманием «Автоматы». Да, там затрагивают много разных тем, это все очень интересно, но сам основной сюжет простой как пять копеек. Это даже не «Метал Гир», где, имхо, можно, чисто теоретически, «запутаться», начиная где-то с MGS2.

В «Автомате» же сюжет максимально прямой и незамысловатый, как рельса. Все прочее — это в основном «лирические отступления» да «отсылки к предыдущим сериям».

Вы точно проходили Nier Automata? Потому что совершенно не поняли сюжет за одно прохождение. Человечество ВЫМЕРЛО. Совсем. Причём очень давно. Продолжается тысячелетняя война между машинами (которые созданы уже уничтоженными инопланетянами — машины их уничтожили, кстати в сериале об этом сказано) и андроидами, поэтому и могут заразиться машинным вирусом. Мало того, в сериале когда кого-то убивают — часто видно метал под «кожей». Сюжет становится понятнее, если пройти игру на все концовки (5 прохождений), после которых открывается истинная. И ещё понятнее, если пройти Nier и Drakengard 1-3 (или хотя бы 1 и 3, 2-й не совсем канон).

Сериал неплох, и снят точно для фанатов. Он, как и игры Таро — точно не для всех. Потому что Таро постоянно поднимает больные для общества темы (инцест, безумие, человеконенавистничество, расизм, маниакальность, проблемы жизни и смерти, самоопределения, и т.д.)

Читай также