1 августа 2023 1.08.23 4 2270

Об альтернативной концовке Скотта Пилигрима. К 13-летию фильма.

+14

В честь такой некруглой даты, хочу сегодня с Вами обсудить видение истории про сложности взросления и взаимоотношений одного молодого канадца режиссёром фильма Эдгаром Райтом и автором оригинального комикса Брайаном О'Мэлли.

Да, один из самых безбашенных, смелых и драйвовых фильмов «Скотт Пилигрим против всех» вышел 13 лет назад. Что иронично, он до сих пор смотрится свежее, чем почти всё то, что производят прямо сейчас. Не знаю, стоит ли здесь перечислять все достоинства, вроде безумного визуального стиля, отличной постановки драк, ну и конечно одного из лучших саундтреков.

 

Видеоверсия.

Ну и сама история, которая, несмотря на вычурность подачи, совершенно простая и приземлённая, можно даже сказать, бытовая, но при этом понятная и знакомая многим зрителям. Если коротко, то парень без определённого рода деятельности начинает встречаться с девушкой младше себя и… да, ладно… серьёзно, как будто кому-то надо пересказывать сюжет «Скотта Пилигрима»?

И более того, помимо всего этого, в фильме ещё и отличный юмор. И всё это на 90% заслуга гения комедии Эдгара Райта. И это не преувеличение, многие шутки из оригинального комикса были изменены или доработаны уже в фильме, где они действительно смотрятся смешнее. Лучший пример подобного – это сцена, где Уоллис уводит парня у сестры Скотта, если в оригинале это происходило как-то между делом, а реакция Стейси была хоть и эмоциональной, но не то, чтобы много добавляла к происходящему. Тогда как фильме, достаточно было добавить всего одно слово "Опять!", чтобы шутка приобрела более глубокий подтекст и бэкграунд.

Но при всём при этом. При том, что Эдгар Райт безусловно создал одну из лучших комедий современности, я могу сказать, что он так и не понял про что был оригинальный комикс, да, собственно, как и не понял про что был фильм, что он сам же и снял. Звучит странно да? Но давайте разберёмся.

И для начала нам придётся пройтись по некоторым моментам, что изменили в фильме, относительно комикса. И не надо тут начинать разговоры про «кино не имеет отношения к комиксу» и «духота от фэнов О‘Мэлли». Во-первых, я вообще не фанат комиксов, во-вторых, да фильм и комикс – это разные произведения, а в-третьих, всё же для такого сравнения есть свои причины, но о них позже, поэтому давайте перейдём уже к самому сравнению.

Главное, о чём стоило бы поговорить, так это о самом Пилигриме, по началу может показаться, что характер персонажа был изменён не значительно, однако, если присмотреться, то тот, кого играет Майкл Сера – это совершенно иной Скотт Пилигрим, чем тот, что представлен в комиксе. И мы даже не будем брать в расчёт финальный твист из комикса, заставляющий совершенно по-другому взглянуть на всю историю, поскольку в самой картине его нет. Поговорим только о том, что там есть.

Итак, начнём с одной из самых известных цитат из «Скотта Пилигрима», а именно с фразы про «мотать головой с открытым ртом», так вот, в оригинале её нет, если в комиксе из-за недопонимания и странного поведения Скотта, кажется что он очень неловко подкатывает к Рамоне, хотя в первую очередь его интересует именно то, почему она ему снилась, тогда как в фильме он именно что нелепо подкатывает. Когда на Скотта нападает Метью Паттел, то в отличие от фильма, где все друзья главного героя поражены происходящим, в комиксе буднично отмечают, что у Мэтью нет шансов, поскольку Скотт лучший боец в провинции.

Ну, казалось бы, как говорится «чё придрался?», ведь это же сущие мелочи. Да это так, но именно такие мелочи и должны нам рассказывать о самом персонаже. И да, «фильм и комикс – это разные произведения» Скотт Пилигрим из фильма может быть каким угодно, по желанию создателей. Но вот только тут есть одна проблема, дело в том, что вся основная канва повествования в фильме взята на прямую из комикса, где значительная часть истории строится именно на некоторых деталях характера самого Скотта Пилигрима.

Ну то есть, если помните, то в один момент Джуди называет Скотта: «дон Жуан ублюдочный». И ты как зритель воспринимаешь это: «ха ну да, Майкл Сера – донжуан, конечно». Вот только потом понимаешь, что это же был не сарказм, вот этот довольно нелепый, нескладный парень действительно именно таков, каким его описывала Джуди.

И думаю, что многие из вас, но всё же не все, знают об альтернативной концовке, точнее по началу Эдгар Райт вообще хотел, чтобы она и вошла в фильм, но О’Мэлли настоял именно на каноничном окончании.

Итак, если кто не в курсе, то давайте рассмотрим вариант того, как должна была окончится эта история по мнению Райта. Различия начинаются с того момента, как Скотт выходит из клуба Гедеона, после победы над последним, и тут перед ним встаёт выбор с кем остаться, с Рамоной или Найвз. Притом всё поставлено так, как бы-то это сцена с развилкой в какой-нибудь игре с разветвлённым сюжетом. Вообще странно, что фишку с выбором варианта до сих пор не использовали в каком-нибудь Блю-Рей издании, это было бы прям в духе фильма. И если в театральной версии Скотт «падал на хвост» к Рамоне, то у Райта, он уход в закат вместе с Найвз, и если задуматься, то в играх это было бы то, что можно назвать «плохой концовкой»

Казалось бы почему? Что такого ужасного в Найвз, что герой не должен с ней оставаться в финале? Ведь, в конце концов, выбор между двумя девушками – это чистая вкусовщина, и почему это милая и преданная Найвз хуже, чем «роковая женщина» Рамона? Да и потом как можно не влюбиться в Найвз Чау после сцены на последней музыкальной битве? Вообще удивительно сколько эмоций смогла продемонстрировать в этом небольшом фрагменте Эллен Вонг просто с помощью мимики. Печально, что дальнейшая её карьера сложилась не то чтобы слишком удачно.

И так вот, как после этого можно было не влюбиться в Найвз? И ещё раз повторюсь, почему Скотт не должен быть в конце именно с той, кто простила его несмотря на всё, и сама попыталась примириться?

Но, почему сам О’Мэлли считал, что что Скотт и Найвз ни в ком случае не должны быть вместе в конце? Ну вообще сам автор комикса аргументировал это тем, что подобный финал выглядел бы неправильно именно по отношению к Найвз.

И вот тут мы подошли именно к той детали, которую упустил Эдгар Райт при адаптации. Выше я уже говорил, что в экранизации характер Скотта Пилигрима был изменён, но при этом сама история осталась прежней. Так вот значительная часть сюжета крутиться вокруг одной черты характера самого Скотта, которая не сильно бросается в глаза, когда смотришь фильм в первый раз и как-то за всей этой нескладностью, нелепостью и детской неуклюжестью Майкла Сера, не замечаешь одного простого и очевидного факта, а именно…

Скотт Пилигрим – мудак. Нет, я, конечно, мог бы поискать в интернете более конвенциональные выражения, что-нибудь вставить про абьюзивные отношения или как-нибудь расстройства личности. Но куда проще, понятнее, да и короче всё можно описать фразой: «Скотт Пилигрим – мудак»

Ну то есть давайте начнём с очевидного, собственно, с того же, с чего стартует и сам фильм. Скотт Пилигрим начал встречаться со школьницей. Ну, мягко говоря, сам по себе поступок спорный, хотя с другой стороны, в фильме подчёркивается, что ничего осудительного они, в общем-то и не делали, к тому же Найвз 17, Скотту 22, в принципе вполне себе приемлемая разница в возрасте, конечно если они не будут позволять ничего лишнего до совершеннолетия, то это можно было бы назвать вполне нормальными отношениями. Можно было бы…

Но вот только тут главная проблема отнюдь не в том, что Найвз несовершеннолетняя, всё дело в самом Скотте, точнее в том, как он себя ведёт. И я сейчас даже не про то, что как только на горизонте появилась более привлекательная девушка, вся такая из себя fam fatale, то главный герой сразу же не упускает случая подкатить к ней шары, а потом ещё никак не может порвать со школьницей, уже состоя в отношениях с Рамоной. И ладно, поступок, прямо-таки скажем, отвратный, но даже тут можно было бы, в какой-то мере если не оправдать Пилигрима, то хотя бы попытаться понять. Всё же, будем честны, отношения штука очень сложная и я всегда не спешу кого-то вот так осуждать.

Тут дело скорее в другом, даже если забыть про всю эту историю с Рамоной, если просто взглянуть на то, как ведёт себя сам Скотт по отношению к Найвз. Да, вроде бы как нам показывают всё в каких-то радостно-тёплых тонах, вроде бы всё выглядит весело и легко. Вот они прогуливаются на свидании, непринуждённо болтают. Но, если присмотреться именно к тому, как ведёт себя сам Скотт, то станет понятно, что на самом-то деле, за невинность Найвз Чау можно  не переживать, поскольку Пилигриму от нужно несколько иное, а именно, ему нужен кто-то кто не просто будет его любить, а, в первую очередь, тот, кто будет им восхищаться, тот кто будет его безусловно превозносить.

Ну и тут казалось бы, что тоже вполне себе понятная ситуация, как говорится, всегда в отношениях кто-то любит, а кто-то позволяет себя любить. И вроде бы, если смотреть на всё по отдельности, то ничего страшного и не происходит. Но вот если сложить всё вместе, то вырисовывается довольно неприятная картина, травмированный молодой человек явно использует юную девушку, чтобы если не потешить своё самомнение, то чтобы хотя бы чем-то подпитывать свою самооценку, притом не особо задумываясь о чувствах самой Найвз, для которой эти отношения очень важны, и она ещё в том возрасте, когда всё это может на ней сильно сказаться.

Кстати, именно Найвз, как персонаж, претерпевает больше всего изменений в характере. Если сам Скотт Пилигрим, по сути, только начинает меняться в самом конце, когда всё же осознаёт то, кем он был. То с Найзв это происходит на протяжении всего фильма, то есть сначала она предстаёт как просто впечатлительная школьница, гиперфанатка, сталкерша. Ну и, в конце концов, она так же, как и Скотт в финале переосмысливает свои взгляды и учится уважать саму себя.

Собственно, не случайно в финале она говорит, что слишком хороша для Скотта. Казалось бы, что это просто такая отговорка, вроде как «ну ладно, и не сильно-то и хотелось». Но ведь Найвз действительно слишком хороша для Скотта. Более того, эта фраза ещё и закольцовывает всё повествование, отсылая к тому, что сказал Уоллес, когда впервые увидел новую пассию Скотта.

Так вот, вариант концовки Райта, во многом бы рушил всю арку персонажа Найвз, которая в конец-концов осознала, что не стоило бы продолжать подобные нездоровые отношения и более того, в отличие от подавляющего большинства персонажей фильма смогла простить кого-то. Вообще если задуматься, то главное, что в Скотте Пилигриме отличает условно-положительных персонажей, от условно-отрицательных, то что почти все они, так или иначе, в какой-то момент решаются простить кого-то и оставить прошлое позади, в отличие от тех же членов Лиги, только и живущих старыми обидами.

Ну и представьте, что после того, как Найвз научилась самоуважению и поняла, что состояла, по сути, в абьюзивных отношениях, она вернулась бы к Скотту. И тут я согласен с О’Мэлли, это действительно сводило на нет всё развитие персонажа. То есть, на самом деле не имеет значения, что в этот момент решил бы Скотт, куда важнее то, какое решение принимает сама Найвз.

Собственно, именно поэтому и считаю, что на самом деле Эдгар Райт так и не понял персонажа Скотта Пилигрима, даже несмотря на то, что снял один из самых ярких фильмов в истории. Но при этом, тот образ Пилигрима, который выстраивается в фильме, не сильно вяжется с тем, кем он должен являться по сюжету. Ну то есть, как уже говорил, вся эта детская неловкость, ужимки и повадки Майкла Сера – это, прямо-таки, откровенно неудачное решение. Хотя, опять же повторюсь, что сам фильм определённо стоит просмотра (это если найдутся те, кто вдруг его не смотрел. Хотя вообще не понятно зачем вы тогда читаете этот блог?)

Ну и ещё напоследок скажу, что если задуматься, то какой вариант не возьми, но ни одна из концовок не является хорошей. Ну то есть у нас есть плохой конец, где Скотт и Найвз решают вернуться к своим отношениям, которые до этого явно содержали какой-то нездоровый элемент, есть вероятность, что что-то может поменяться, но как уже говорил, с точки зрения Найвз – это явно неправильное решение. Но и тот вариант финала, где Скотт И Рамона решают попробовать начать отношения по-новой, тоже ведь, действительно счастливым не назовёшь. Ну то есть это два человека, у которых явные проблемы с построением отношений, если судить по тому, как у обоих всё заканчивалось до этого. По сути, как уже говорил, единственное чем они отличаются от тех же членов лиги – так это тем, что смогли оставить всё позади и научились прощать и просить прощения. И эту концовку можно назвать «открытой», но никак не положительной. То есть либо они действительно научаться уживаться вместе, а не так как у них выходило до этого, либо они станут очередными «бывшими». Но в этом варианте, хотя бы Найвз не будет втянута во всё это.

Впрочем, всё это лишь моё мнение. Можете написать, что вы обо всём этом думаете, ну либо просто этот блог будет поводом в очередной раз пересмотреть фильм.


Теги

Лучшие комментарии

Автор начал с вроде бы раскрытия сюжета, а закончил инстаграмной** психологией. Рамона тогда еще больший мyдак и больший абьюзер, чем Пилигрим, она заставила парня буквально сражаться за свою ***** со своими многочисленными бывшими, количество которых ее тоже несколько характеризует. Тем не менее, симпатии к ней как к персонажу не убавляется. Скотт же воспринимается как типичный обычный парень с кучей комплексов, следствием чего и являются отношения с 17-леткой. Не смотря на то что он сильно проигрывает бывшим Рамоны по всем параметрам крутости, он их побеждает, что раскрывает его как достигатора в шкуре тихони и скромника. Зрителю легко соотнести себя и такого ГГ, у него нет буквально нифига, но он побеждает раз за разом благодаря упорству и желанию, а не тому что он очередной избранный Марти Стью. Этим и подкупает неуклюжий Скотт в лице Серы, ты от него такого не ожидаешь, как и он сам. Офигенный персонаж для поднятия самооценки.

* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации

Дядя посмотрел пару видео с английского ютуба, пробежал по интервью О'Мелли и высрал этот текст. Скотт не мудак в стиле «он плохой и вообще это нас заставляют симпатизировать мудаку», Скотт мудак потому что он человек. Он накосячил, он делал больно, но Скотт не конченный мудак. И как раз в фильме концовка с Найвз более интересная, потому что Найвз представлена намного более проработанным персонажем по сравнению с Рамоной, которая вместо субверсии тропа просто им является. Не было абьюза со стороны Скотта, была нездоровая обсессия Найвз и ОДИН (или два, если считать сам факт отношений) дурной мув Скотта. И всё, Найвз учиться не ставить Скотта на пьедестал и видить его НАСТОЯЩИМ человечком, а Скотт в свою очередь осознает что он мудак, готовясь быть ЛУЧШИМ человеком. Автор либо неправильно понял суть тех видео и высказывания О'Мелли, либо просто плохой человек, которые не дает людям шанс на исправление ошибок. В любом случае, текст тухлятина и жалко, что про Скотта могут такое написать в целом.

Сеансы бубль-гум-психоанализа? Мне очень нравится комикс, и мне очень нравится фильм. Я считаю что у фильма отличная режиссура и отвратительный сценарий. Полтора года отношений Скотта и Рамоны попытались утолкать в, сколько там? Два дня? Три? И при этом накидали кучу персонажей из комиксов которые в результате вообще смотрятся лишними. Вот нахрена в фильме нега-скотт? Говорить после этого о каких-то «психологических портретах» героев фильма мне кажется занятием на редкость глупым. Нету там никакой глубины, она пала жертвой утрамбованного сценария.

И, кстати, можно придраться и к фактической части текста: «альтернативная концовка» фильма начинается (если можно так сказать) еще до сцены выхода Скотта из клуба. В этой «альтернативной концовке» совершенно по другому выглядит сцена где умерший Скотт разговаривает с Рамоной. В интернете можно это найти.

Читай также