10 июня 2023 10.06.23 7 823

Объединяя традиции и модерн. Вспоминаем Shogun 2: Total war

+3

К своему удивлению, Shogun 2 я как-то умудрился пропустить. Во время выхода эта часть серии мало привлекла меня. Не то что бы я в нее не пробовал играть, но запустив пару раз, потерял интерес. В то время больше увлекался старыми играми серии Rome и Medieval 2, а затем вышли Rome 2, Warhammer и Второй Сегун остался где-то на задворках моей библиотеки. И только недавно я исправил это упущение.

Shogun: Total war

https://stopgame.ru/blogs/topic/93432/vspominaem_shogun_total_war

Medieval: total war

https://stopgame.ru/blogs/topic/98819/vspominaem_medival_total_war

Rome: Total war

https://stopgame.ru/blogs/topic/102570/vspominaem_rome_total_war

Medieval 2: Total war

https://stopgame.ru/blogs/topic/106823/vspominaem_medieval_2_total_war

Empire: Total war

https://stopgame.ru/blogs/topic/109380/vspominaem_empire_napoleon_total_war

Азиатский способ производства

Начать стоит с выбора фракции. На первый взгляд  что Shogun 2 не может похвастается разнообразием. Что справедливо так как действие происходит в одном регионе. Тем не менее его более чем достаточно. Каждый дом имеет бонус к определенному роду войск, пачку уникальных юнитов,  один два стратегических бонуса. Что самое приятное  о них сообщают сразу. Таким образом неявно разработчики подталкивают использовать различные стили прохождения для разных домов. А следовать этому или нет уже выбор игрока.

Определившись с выбором дома, игрок попадает на стратегическую карту. Геймплэй в своей основе мало изменился. Развиваем  провинции, перемещаем  войска  и агентов, занимаемся внутренней и внешней политикой.  Экономика и управление домом  практически идентичны  с предыдущей игрой серии Empire, но более отточенная.  Карта разделена на провинции. В каждой есть разнообразная  разнообразная экономическая инфраструктура, крестьянское хозяйство, порт, дороги приносящие доход или  обеспечивающие логистику. В добавок к перечисленному  могут быть особые постройки, такие как храмы, шахты, академии и так далее, дающие весьма существенные бонусы к экономике, юнитам или особые ресурсы.

 Центром провинции является замок, захват которого ведет к контролю территории.  Кроме главного здания в замке можно возводить и другие строения.  Различные додзе, позволяющие набирать определенные  виды войск, вспомогательные лагеря улучшающие характеристики юнитов или  помогающие в их пополнении, рынки и злачные заведения дающие прирост дохода провинции или храмы и таверны влияющие на общественный порядок. Нововведением является то что  система прогрессии  построек перестала быть линейной. Иногда при улучшении открываются несколько возможных вариантов. Учитывая, что  между постройками возможна синергия  или возникнуть серьезный штраф  в другой области, стоит внимательно подходить к развитию поселений. К примеру, постройка иностранного торгового порта даст серьезный бонус  экономике и доступ к юнитам с пороховым оружием, но в тоже время будет распространять христианство  и этом может привести к серьёзному штрафу к общественному прядку.

Необходимо учитывать новую систему связанную с пищей. Теперь она не просто влияет на рост города. Вся пища попадает в общий пул. Рынки и замки потребляют пищу. Если общее количество уйдет в минус, то в провинциях будет падать общественный порядок и благосостояние. Если ситуацию не исправить, возможны даже голодные бунты.

Разумеется, для обустройства городов и найма войск потребуются деньги. Всего источников пополнения финансов три. Налоги с поселений, отправка торговых кораблей в фактории и торговля с другими фракциями. Первый способ самый надежный и самый комплексный. У каждой провинции  есть параметр благосостояния региона показывающий, количество денег  в обороте. В казну идет процент в зависимости от налоговой ставки.  Благосостояния растет со временем, но его можно уменьшить или даже обратить вспять большими налогами, неудовольствием населения или вражескими действиями.

Оставшиеся два способа получения денег более рискованные. Торговля с факториям  требует наличия в них специальных кораблей и может быть осложнена пиратскими налетами, а торговля с другими фракциями осложнена возможными разрывам отношений. Но продолжительная торговля может быть выгодна, особенно если есть определенные товары. Камень дерево и шелк и другие специальные  товары не только являются источниками прибыли, но их наличие требуется для особых  построек и элитных юнитов.  

Большая часть возможностей в экономике и военном деле закрыта. Открыть их можно  исследовав соответствующие технологии. К сожалению  исследовать можно только одну технологию за раз, зато процесс можно ускорить благодаря постройкам, агентам или событиям. Благо само древо технологий невелико и лаконично . Оно разделяется на путь Ки и путь Бусидо, отвечающих за экономико-социальное  и военное направление соответственно.

Разбавляют пошаговую рутину случайные события.  Они могут затрагивать одну провинцию или всю фракцию, иметь положительные или  отрицательный эффект. Это могут быть выбор возможности потратить деньги на нового генерала или фракционный бонус. Могут быть задания, выполнение которых может дать на выбор бонус в нужной отрасли.

Уже на стратегическом режиме видна проработка игры. Казалось бы, ничего нового и многие из механик были представлены в предыдущих играх. Но разработчики Shogun 2  смогли объединить  эти элементы в одной игре.

Самурай! Нам дайме дал приказ

Как бы не была важна экономика, основным занятием будет война. Не могу не отметить важную информацию о стратегической карте. Япония страна горная и если исключить морской десант, то войска могут перемещаться по ограниченному количеству дорог. С одной стороны это упрощает контроль стратегической карты, с другой упустив момент или не угадав в с точкой вторжении,    быстро подвести  подкрепления будет затруднительно.  Не стоит забывать и о погоде. Во время зимы на вражеской территории армии несут потери.

Если две и более  армии все же встретились и началось тактическое сражение можно заметить что во многом боевая система вернулась к основам. Классический принцип камень-ножницы-бумага снова обрел равновесия. Копейщики бьют конницу, лучники копейщиков, кавалерия лучников. Тут он доведен практически до Абсолюта. К примеру один на один против пехоты ближнего боя лучники чрезвычайно эффективны. Стрелки будут выкашивать  стройные ряды не хуже пулемета. В то же время достаточно одного хорошего удара кавалерии и стрелки побегут. Из-за этого сражения стали быстрыми и динамичными, поэтому требуют большего внимания со стороны игрока.

Разумеется доступные виды войск не ограничивается этими тремя. В игре доступны войны с разнообразным вооружением начиная от специализированного холодного оружия и кончая огнестрельным. Для каждого рода войск найдется своя ниша и свой стиль игры.

Не хотите тратить много времени и денег на набор самураев? В игре  для основных родов войск есть альтернатива из более  из слабых, но более доступных ополченцев асигару. Они позволят на первых порах закрыть основные ниши. Другой вариант нанять  воинов монахов-сохеев, которые пусть и проигрывают самураям в защите физической, зато превосходят их морально, что играх серии очень важно.  В итоге игрокам  при формировании армии придется делать выбор как комплектовать армии не только по вооружению, но и по качеству войск.

Стена, копий одна из основных и самых полезных способностей
Стена, копий одна из основных и самых полезных способностей

Практически у каждого юнита есть теперь способности. Некоторые доступны сразу, другие же придется открывать исследованиями. К примеру вся кавалерия получила возможность спешиваться.

Осады в игре  хороши пусть и уступают Rome  и Medival 2. Стены местных замков уступают по прочности европейским. Спасает только ограничение в средствах осады и наличие нескольких линий обороны. Впрочем,  замки можно брать и без осадных орудий. Местные бойцы умеют карабкаться по стенам не хуже человеков-пауков или есть возможность  поджечь ворота.

Оборона замков самое интересное, но редкое событие
Оборона замков самое интересное, но редкое событие

А вот битвы флотов не впечатляют.  Суда  больше похожие на плавучие стены или форты, двигаются медленно, атаки ограниченны стрелами или абордажем.  Небольшая вариативность становится доступна, когда появятся пушки, но до них еще надо развиться. Тем не менее, уделять внимание действиям на море стоит хотя бы минимально. Во- первых для защиты торговых путей, а во вторых противодействовать вражескому десанту.

Выглядит как сарай, плавает как сарай
Выглядит как сарай, плавает как сарай

Меня неопрятно (в хорошем смысле) удивил компьютерный оппонент.  Фракции под контролем компьютера действуют агрессивно, находят время для развития армии и провинций, активно используют агентов. Более того в отличие от других игр серии компьютерные фракции не считают игрока главной угрозой, а активно воюют между собой. И это стоит учитывать.   Упустив момент можно вместо множества слабых домов  к середине игры получить единого сильного соперника с мощной экономикой и прокаченной армией.  Отсиживаться в замках не получится. Разработчики явно подталкивают игроков к активной игре.

Мама, папа, я одна самурайская семья

Армии могут быть  воевать сами по себе но их потенциал раскрывается полностью когда ими командует военачальники. Всего у них две характеристики командование и верность. Сохранились особенности дающие бонусы и штрафы. Но самое главное теперь они получают уровни и имеют прокачку способностей. C одной стороны это делает военачальником мене оригинальными личностями  с другой позволяет более точно настраивать их под подходящий стиль игры.

Некоторые РПГ имеют сейчас более простое древо навыков
Некоторые РПГ имеют сейчас более простое древо навыков

Военачальники могут быть членами семьи, так  нанятыми со стороны. Они могут занимать должности  в правительстве дающие бонусы государству игрока. Главой правительства является  самый старший член семьи. Параметр верность у него заменен честью, влияющий на отношение как других генералов и простого населения, так и на отношения с другими домами.

Дипломатия играет важную роль, учитывая что  потенциально воюют все против всех. Договор с одним или двумя союзниками позволяет и освободить солдат для более важных заваоеваний. Тем не менее на союзы не стоит рассчитывать долго. Рано или поздно все предают, ведь победитель может быть только один. Этому способствует механика известности (напоминает похожую в Rome).  Захват провинций, создание вассалов  и выигранные сражения увеличивают известность дома. Достигнув максимума текущий сегун объявит дом игрока врагом государства и  все дома объединятся против игрокГлава 

Глава другого дома смотрит на тебя как на торговца
Глава другого дома смотрит на тебя как на торговца

До начала противостояния разумно ослабить будущего или текущего противника. Вести войну другими средствами помогают агенты. Функционал наших бойцов видимого и не очень фронта по сравнению с предыдущими играми расширен. Теперь они  могут не только вредить врагу, но и давать бонусы посланиям и армиям. Начать стоит с ниндзя, классический агент для проведения разведки и устаревания покушений и диверсий. Монах проповедует религию (которая может быть трех типов в зависимости от религии фракции), деморализует противников и поддерживает мораль войск и городов. Мицуке поддерживает порядок в городах, арестовывает вражеских агентов и может подкупать армии. Гейша-любимица фанатов, массовик затейник средневековой Японии и убийца в одном флаконе.

В этой игре для агентов, как и для войск, стал применятся тот же принцип камень- ножницы –бумага. Ниндзя и гейши чрезвычайно уязвимы для  действий мицуке, но сильны против монахов,  в тоже время сам мицуке против монахов слаб .Как и военачальники агенты имеют систему наора уровней и прокачки.

Под тенью сакуры

Продолжая рассказывать дифирамбы в сторону игры, не могу не отметить неплохую даже по сегодняшним меркам графику.  Модели юнитов, что на стратегической карте что на тактической карте  выполнены просто отлично. Не могу не отметить стилизацию элементов интерфейса под японскую живопись.  Музыка атмосферная, но к сожалению меня не зацепила. А вот что особенно хочу отметить так это  ролики с особо важными событиями, описанием юнитов и разумеется действиями агентов.

Недостатки у игры есть, но они настолько незначительны и скорее напоминают мелкие неудобства.  Не отображается общее число подразделений  в армии, из-за чего трудно определить заполнилась армия или нет. Шрифт не самый удачный.  Игра в очень редкие моменты слегка подвисает  на стратегической карте во время действий агентов и автобое. Во всем же остальном игра выше всяких похвал.

Игра стала для меня открытием. В ней сошлись многие удачные решения предыдущих игр серии, начиная с первого Shogun и заканчивая Empire. В Shogun  основные механики хорошо  связанны между собой и отточены до предела.  Несмотря на все положительные качества игры мне трудно рекомендовать ее новичкам. Rome,  Medival2 и даже Napoleon подойдут в качестве точки вхождения в серию гораздо лучше Shogun 2 весьма требователен к навыкам игрока. Я неоднократно  сталкивался с ситуацией когда вроде бы незначительные ошибки приводили к неприятным последствиям спустя несколько десятков ходов. Тем неимение совершено не жалею о потраченном времени.

У каждой эпохи есть конец

Возможность одновременно свести в сражении войска из разных исторических эпох  интересная возможность для любителей стратегии. Более подходящего периода чем война Босин, трудно представить.  Дополнение Fall of Samurai проходящий в этот период, является логичным  синтезом идей оригинальной игры и идей заложенных в Empire: Total war.

Начать стоит как всегда с выбора фракции. Территория Японии опять разделена на множество домов, но изначально они объединены  во фракции поддерживающих императора или верные главе воинского сословия-сегуну. 

Уже с первых ходов  становится видна взаимосвязь между различными механиками.  Хотите мощную современную армию, способную пройти через любое препятствие, постройте развитую экономику. Продвинутые заводы, плантации  и многие другие здания требуют соответствующих технологий. .  Исследования требуют определенного уровня индустриализации, а значит надо строить постройки предыдущего уровня. 

Глаза разбегаются! Все нужно все необходимо
Глаза разбегаются! Все нужно все необходимо

Правда за все это приходится платить. И технологическое и экономическое развитие выгодно  и улучшают общий уровень модернизации, но  вызывают недовольство населения. Приходится вкладываться в социальные постройки или полицейские силы. И так по кругу. Игрока заставляют постоянно держать баланс между развитием и социальной напряжённостью. Увлекшись безостановочной модернизацией легко получить социальный бунт. Слишком потворствуя населению, легко проиграть экономическую и военную гонку. Поэтому грамотное управление провинциями важная и  требующая  планирования  наперед  задача. В пользу так и во вред могут сыграть  случайные события, особенно там, где требуется выбор из нескольких решений.

Военное дело в этом дополнении одно из интереснейших в серии. В Fall of Samurai cсуществует деление на традиционные и современные войска. В традиционные попали классические копейщики, кавалерия, лучники и даже аркебузиры. Современные представлены различными стрелковыми подразделениями и артиллерией. Нет необходимости строить множество построек. Традиционные войска набираются в додзе, современные в казармах.

За секунду до апокалипсиса
За секунду до апокалипсиса

Если по началу традиционные войска в целом остаются уместной частью армии имея свою тактическую нишу, то в течении кампании они начинают проигрывать современным войскам. Наземные сражения несколько потеряли в динамике. Как и в Empire: Total war балом правит не маневр, а грамотное позиционирование войск.

Rattle them Boys! 
Rattle them Boys! 

Изменились и сражения на воде.  Никаких больше плавающих фортификаций на воде. Наступила  новая эпоха  и на море ходят корабли движимые силой пара  от канонерок то гигантских броненосцев.

Есть пробитие!
Есть пробитие!

Изменения коснулись и стратегического режима. Железные дороги позволяют легко перебрасывать войска от одного города к другому на огромные расстояния. Корабли могут оказывать артиллерийскую поддержку в наземных сражениях.

Изменения коснулись генералов и агентов. В- первых им изменили ролевую систему сделав более лаконичной. Навыки мицуке и монахов объединили в одном агенте. Причем для сегуната это Шинсенгуми а для императора Исен-исин. Добавили иностранных наемников , позволяющих тренировать солдат дешевле, дающие бонусы к набору армий и убивающих вражеских агентов в поединке

Изменилась внешняя политика. Если в оригинальной игре это была королевская битва в которой только один победитель, то в дополнении засчитывается командная победа. Другие дома поддерживающие сегуна или императора будут союзниками, а уровень известности влияет на доступные должности. Когда же уровень известности достигнет максимума необходимо сделать окончательный выбор в пользу фракции. Впрочем можно отказаться от обоих сторон и объявить республику, но за это придется расплачиваться войной со всей остальной Японией.

Fall of Samurai  это отличное дополнение, пожалуй даже лучшее в серии. Оно ощущается совершенно новой  игрой в серии.

У каждой эпохи есть начало

Второе крупное дополнение Rise of samurai как-то потерялось на фоне шикарного первого. На первый взгляд игрокам дают все тоже что и оригинал, только в меньшем масштабе. Но, по сути у нас “Игра престолов” на минималках и с азиатским колоритом.

На циферблате у на война Гэипей, заря средневековой Японии. На выбор представлены три клана, каждый из которых разделяется на две ветви. Выбрав однy, Вторая часть клана буден союзником, по крайней мере некоторое время. Кланы мало чем различаются друг от друга. Стартовые бонусы имеют влияния в основном для начала игры.

Попав на карту можно сразу заметить, что Япония того времени то еще захолустье.  Города небольшие, дохода приносят мало и  гораздо хуже защищены. Большая часть городов не имеет даже стен. Разумеется все это можно изменить, но стоит привыкать весьма ограниченным ресурсам.

В дополнении, как и в основной игре, присутствует система вариативного строительства. Но теперь бонусы каждой ветви ощущаются заметнее. К примеру, у экономических построек можно выбирать между увеличением добываемой пищи (что требуется для содержания замков) или дохода. У военных бонус к порядку или увеличению пополнения войск. В некоторых случаях экономическую постройку можно превратить в военную. В целом приходится выбирать какие преимущества получать сейчас, а какие потребуются в будущем.

Хотя сражения будут происходить часто Действовать только одной грубой силой не обязательно.  Каждый город может поддерживать один из трех великих домов. Чем больше влияние дома игрока  в провинции,  тем проще и дешевле перевести его под контроль мирными средствами. В этом  поможет четверка классических агентов , хотя и под другими именами. Если в основной игре агенты были полезны, но не обязательны, то тут их использование просто необходимо. Армия штука дорогая, пополняется медленно, а ее потеря, как в бою, так из-за предательства будет серьезным ударом. Поэтому  подкуп соблазнения и убийства станут постоянными спутниками.  И этим придется заниматься, потому что другие дома будут делать  то же самое.

Сражения за местный региональный центр
Сражения за местный региональный центр

Если же дело дошло до прямого столкновения, то можно заметить, что  военное дело претерпело несколько изменений.  Основу войск составят ополченцы и ненамного лучшие вспомогательные войска. По сравнению с ними  даже асигару из оригинальной игры кажутся закаленными в боях ветеранами. В  бою такие подразделения  побегут при первой возможности. Надежду подают монахи-войны. Но они не только требуют развитых  технологий но и наличия ресурсов, достать которые непросто. Основными же ударными силами будут самураи. Несмотря на то что они относятся к род лучникам(в том числе и конным) они неплохо себя чувствуют и в ближнем бою. В результате сражение превращается в битву воль, где на первом месте стоит не уничтожение противника как таковое, а скорее его деморализация, что  очень аутентично и соответствует эпохе.

Орлы!
Орлы!

В целом я могу отметить, что Rise of samurai  выполнено по хуже чем Fall of samurai. Новые механики,  кроме боевых, не докрутили до конца, не хватает видеороликов о юнитах, самих юнитов мало. Тем не менее,  это хорошее дополнение и отлично передает дух эпохи с его особенностями. Я совершенно не жалею что потратил на него время.

***

На текущий момент Shogun 2 лучшая часть серии по всей совокупности элементов. Небольшие недостатки мало влияли на общее впечатление. Учитывая в каком состоянии серия находится сейчас Я крайне рекомендую вернутся в эту игру.


Total War: Shogun 2

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
15 марта 2011
1K
4.4
610 оценок
Моя оценка

Total War: Shogun 2 - Rise of the Samurai

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
27 сентября 2011
142
4.3
97 оценок
Моя оценка

Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
23 марта 2012
478
4.4
345 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Одна из лучших частей в плане мультиплеера.

Хорошо, но много очипяток.

Вычитка у меня хромает

Согласен. К сожалению не удалось проверить полностью

Это все таки обзор, а не гайд

Сплошная графомания. Стены текста с сложносочиненными предложениями тяжело читать. Прогони через ChatGPT.

Поверхностное понимание экономики, строительства, баланса армий в кампании.

Предлагаю к ознакомлению

Читай также