10 мая 2023 10.05.23 10 2649

Главный проект десятилетия. Запоздалый обзор. ENHANCED EDITION.

+13

Небольшой дисклеймер. В этом году я поиграл в замечательную ролевую игру под названием Хроники Миртаны: Архолос. И так она мне понравилась, что я захотел поделиться этой радостью с другими. Если вы цените в играх атмосферу, иммерсивный геймплей и интересные истории, и при этом не брезгуете ретро-графикой и олдскульным геймдизайном — вы по адресу. Если вам привычнее воспринимать информацию в видеоформате — посмотрите ролик на канале RPG Geeks в озвучке блистательного Дяди Лёши. Он содержит концентрат сего лонгрида. Если же вы больше любите текст или хотите узнать об игре поподробней (в том числе о недостатках) — приятного чтения.

 

Концентрат этого материала в видеоформате и с ламповой озвучкой

В конце 2021 года вышла огромная ролевая игра. Одно ее прохождение смело может занять больше сотни часов. Игру отличают очень крутые и разнообразные квесты, красивый и атмосферный мир, глубокая система крафта, хардкорность. Один из самых авторитетных порталов в игровой индустрии назвал ее лучшим проектом десятилетия. И про нее действительно знает до обидного мало людей. Искренне хочется исправить это недоразумение и рассказать вам о ней. Тем более, игра бесплатна и имеет официальный русский перевод.

Одна деталь. Это олдскульная RPG. Если угодно, бумер-рпг.

И называется она…

Просто мод для Готики? Серьезно?

Нет! Нет, и еще раз нет! У меня язык не повернется назвать это модом! Настаиваю, что это полноценная новая игра, и она во многом глубже и интереснее оригинальной Готики 2, которую вроде как модифицирует. Для понимания масштабов события: представьте, что Rockstar Games после выхода GTA: Vice City сразу переключилась на четверку, а San Andreas вышла только сейчас как чисто фанатский проект.

Серьезно, в Хрониках Миртаны ничего не выдает мод. Здесь есть полноценная качественная озвучка, полностью новый мир, новые механики, оружие, флора и фауна. При этом я не нашел здесь ассетов из других игр (помимо Готики, по понятным причинам). А все, что сделали разработчики — совершенно не чувствуется кустарщиной, ни с художественной, ни с лорной точки зрения. Скажу больше: то, что натворили сами Пираньи в Готике 3, вызывает гораздо больше вопросов. Не говоря уже, упаси Иннос, об Аркании.

Стоит ли играть, если вы фанат Готики? Однозначно да! Если вы никогда не пробовали моды? Да! Если вы играли в Готику когда-то давно и вам в целом понравилось? Да! Если вы не знакомы с Готикой, но любите старые игры и не брезгуете ретро-графикой и олдскульным геймдизайном? Да!

Будучи частью весьма суровой серии, Архолос вполне дружелюбен к новичкам. Параллельно с погружением в местную историю вас постепенно обучат правилам этого мира. Даже про некоторые «узаконенные эксплойты» (вроде поиска секретов с помощью заклинания телекинеза) расскажут устами NPC, да еще и лорно обоснуют.

Чтобы поиграть в Архолос, достаточно найти его в Steam, добавить в библиотеку и установить (если у вас куплена Готика 2, разумеется). В игру уже вшиты большинство фиксов и мелких исправлений для корректной работы на современном ПК. Мне, правда, все равно пришлось внести пару исправлений в .ini-файл, но это мелочи. В целом, за прошедшие полтора года Архолос получил прорву патчей, и у меня за прохождение случились: один сломанный квест, один зависший диалог и два вылета. Что снова доказывает, что это никакой не мод. Для тех же, например, Древних Свитков без всяких модов такие показатели просто недостижимы.

Ну, а если хочется навернуть графона с шейдерной водичкой, HDR, мягкими тенями, улучшенной фильтрацией текстур и прочими вкусностями — можете через специальную утилиту подключить DirectX 11. Трейлеры и промо-скриншоты игры делались с ее помощью. Но я накатывать утилиту не стал. По моему мнению, в своем ванильном виде игра выглядит атмосфернее.

 

Видеосравнение внешнего вида ванильной и DX11-версий

Дизайн мира

Команда разработчиков из The Chronicles of Myrtana Team очень хорошо поняла, за что именно люди полюбили Готику.

Остров Архолос, на котором разворачиваются события игры, сделан в лучших традициях Хориниса. Здесь полно секретов, скрытых проходов, мест с которых открываются потрясающие виды, и многого-многого другого. В игре нет квестовых маркеров или компаса, карту еще предстоит найти или украсть, а указания NPC часто сводятся к «дойди до старого моста, поверни налево, иди мимо упавшего дерева, а там увидишь». Однако, такие указания не фрустрируют. Спортивное ориентирование — увлекательная и не особо сложная часть игры. Которая при этом дает сто очков к иммерсивности. Мир Архолоса, как и первых двух Готик, достаточно компактен и состоит из ориентиров, хорошо заметных из любой точки. Вдобавок, в любую важную локацию можно попасть как минимум двумя путями. Несколько раз сверились с картой или дорожными указателями — и уже знаете место как родное.

Хроники Миртаны: Архолос дарит то удивительное ощущение первооткрывателя, которое вы наверняка испытывали в детстве, приехав в деревню или летний лагерь. Вокруг столько неизведанных мест, и забираться в них с одной стороны чертовски интересно, а с другой — страшновато, особенно ночью. Есть здесь и кладбища и заброшки, хранящие свои жуткие секреты, если верить местным легендам. Если не боитесь — прогуляйтесь по ним в полночь.

И суеверные твердят — "Там призраки живут!"
И суеверные твердят — "Там призраки живут!"

Ну и конечно же, если вам говорят, что дорога будет опасной и по пути следует быть осторожным, то будьте уверены: дорога действительно будет опасной и по пути следует быть максимально осторожным. И сохраняться почаще. Не скоро забуду, как пробирался по колено в воде за дровами, когда слева — снэпперы, справа — голлем, а у тебя — герой второго уровня и ржавый меч.

В плане наполнения мира Архолос следует заветам Piranha Bytes. Многие вкусности и интересности охраняются грязными тварями, которые молодому Марвину пока не по плечу. И, если честно, еще не скоро станут по плечу. Но вы всегда можете: украс…кхм, найти свиток призыва, превращения или уменьшения; выпить зелье, временно увеличивающее характеристики или даже дающее регенерацию здоровья; дождаться пока монстр заснет и прокрасться мимо; выманить его на другого монстра или толпу NPC; спланировать план отхода, и, схватив нужное сокровище, убежать, сверкая пятками, и забраться на ближайшую скалу.  Ваша находчивость окупится сторицей, дав опыта, денег и чувство глубокого морального удовлетворения. Ощущение себя героем сказки о Храбром Портняжке, которое хорошо раскрыл в своем видео Алексей Луцай, очень прилежно перенесено в Архолос из Готики.

Ах да, город Архолос. Про него надо рассказать отдельно. Это один из самых убедительных фэнтези-городов в компьютерных играх. The Chronicles of Myrtana Team удалось создать настоящий кипящий жизнью мегаполис с правдоподобной планировкой и своей атмосферой. Город можно с уверенность назвать «Хоринис 2.0». К слову, сам Хоринис по своим размерам недалеко ушел от местной стартовой деревни. И про это разработчики подшучивают устами местных жителей. Оказавшись в городе первый раз, вы натурально растеряетесь. Поиски таверны, где вам назначили встречу, почти наверняка превратятся в отдельное увлекательное приключение — с расспрашиванием дороги у местных и заглядыванием в карты, развешанные по городу. Сложность устройства города обыгрывается и его жителями — один из местных предпринимателей организовал сеть проводников, которые за звонкую монету отведут клиента до нужного места. Но, как и со всем островом, спустя время вы будете знать каждый закоулок города как свои пять пальцев.

Город засыпает, просыпается Марвин
Город засыпает, просыпается Марвин

Есть тут и проводники регионального масштаба. Подобно Морровинду, между ключевыми локациями налажена система транспорта: извозчик или лодочник за разумные деньги доставит вас быстро и безопасно в нужное место. Нашлось место и рунам телепортации. Однако, в отличие от Готик, переместиться можно не из любого места, а только между нарисованными по всему острову загадочными пентаграммами. Руны, как в третьей Готике, с самого начала игры можно найти неподалеку от мест, в которые они переносят. Или купить.

Сюжет и квесты

История Архолоса рассказывает о двух братьях. Старший — Йорн — кажется более рассудительным и является лидером их небольшой компании.

Младший — Марвин — назван в честь кода отладки для Готики (знаменитый Marvin Mode), и именно за него мы будем играть. Кстати, узнать его не составит большого труда. Если будете внимательны — заметите подсказки сценаристов об истинной личине Марвина. Да ладно, кого я обманываю — в конце игры вам практически в лоб скажут, кем станет главный герой к началу событий Готики.

Наш протеже собственной персоной. Ухмылку явно подсмотрел у Макса Пейна
Наш протеже собственной персоной. Ухмылку явно подсмотрел у Макса Пейна

Так вот, в королевстве Миртана идет война с орками, армия зеленокожих разбивает королевский флот и отгрызает все новые куски земли. Осиротевшие Марвин и Йорн понимают, что их родной остров Лондрам со дня на день тоже подвергнется атаке, и решают сбежать от войны на другой остров под названием Архолос. У берегов сего славного места приключения и начинаются.

В первые же минуты нас гнусно кидает капитан корабля, отправляя в ледяную воду вместе с другими пассажирами. Ну, а дальше — долгий и мучительный путь на вершину.

Собственно, долгосрочная цель братьев — освоиться на новом месте. Никаких спасений мира, избранных, глаз Инноса, когтей Белиара, Спящих, Бодрствующих, драконов, нежити, драконов-нежити и прочих дел вселенской важности.

Ладно-ладно, нежить все-таки есть. Это было так, для красного словца
Ладно-ладно, нежить все-таки есть. Это было так, для красного словца

Да, в какой-то момент история примет детективный оборот. Однако, она все равно останется приземленной, и для своего расследования Марвину придется зарабатывать социальный статус, заводить влиятельных друзей и не менее влиятельных врагов, в общем — вертеться. Потому что сначала ты — не то что НЕ ГРАЖДАНИН — ты очередной беженец-нахлебник, один из сотен. Марвин продвигается по социальной лестнице не потому, что местный божок избрал его, а потому, что он — находчивый, трудолюбивый, сообразительный, хитрый и просто пробивной юноша. Стать уважаемым гражданином здесь — долгий и захватывающий путь. Местные просто не допустят, чтобы еще позавчера ползавший по канализации зек, ни черта не понимающий в волшебстве, внезапно стал архимагом. Архолос — игра не про избранного, а про пассионария, и это отличает ее от девяноста пяти процентов других RPG. Этой чертой игра напоминает серию GTA, в хорошем смысле.

Впрочем, хотя спасти мир тут и нельзя, спасти сам остров Архолос — так уж и быть, разрешат. В побочном квесте.

Банный день. На самом деле мы тут ведем расследование
Банный день. На самом деле мы тут ведем расследование

Центральная сюжетная линия игры сделана по законам хорошего триллера: во время первого прохождения вы встречаете действительно неожиданные повороты и откровения, а при повторном — отмечаете детали и реплики, которые помогли бы вам догадаться о них раньше.

Попав в город, Марвин выяснит, что для своего расследования ему необходимо заручиться поддержкой одной из местных фракций. А чтобы лидер фракции к нему прислушался — доказать свою полезность. На выбор — небольшая частная армия местной гильдии торговцев и городская стража. И хотя фракций всего две, но прохождения за них отличаются очень сильно. Помимо совершенно самостоятельных квестовых линеек, длящихся и ветвящихся почти всю игру, фракции по-разному подводят героя к событиям основной сюжетной линии. Структура сюжета Архолоса больше походит не на игры Piranha Bytes, а скорее на второго Ведьмака.

Журнал чем-то напоминает список песен "Короля и Шута"
Журнал чем-то напоминает список песен "Короля и Шута"

Квесты чертовски понравились. Как основные, так и побочные. Большинство из них интересно написаны, вариативны, а также дополнительно награждают за внимательность. Сделали все как хотел начальник — получите денежную премию и лишнюю тысячу очков опыта. Опоздали на встречу или применили насилие, когда надо было без него обойтись — что ж, вам вычтут из зарплаты. А некоторые задания таким образом и вовсе можно провалить.

Разнообразие и оригинальность квестов несказанно радуют. По этому критерию Архолос может гордо встать в один ряд с серией «Ведьмак» или Обливионом. Вам предстоит: поработать амбассадором пива «Темный паладин»; научиться играть на лютне и организовать самое романтичное свидание; приготовить собственный сорт вина; добиться расположения местной дворняги, чтобы она дала себя погладить; раскрыть преступную сеть близнецов-вымогателей; торговать травой и колесами… Обычными колесами. Деревянными. Один из знакомых Марвина владеет шиномонтажкой для телег и готов платить за запчасти.

Пруфпик
Пруфпик

А трава… имеется в виду болотная. Наверняка намек на камыш. Есть тут и квест, погружающий героя в крайне необычные условия. Самая близкая аналогия — попадание внутрь картины в Обливионе. И все описанное — это даже не один процент из всего многообразия местных заданий. Ах да, еще здесь много решений, которые неожиданно аукнутся вам спустя десятки часов.

Структурно квесты развивают и усложняют то, что предлагали сценаристы Пираний. В Готике надо было превратиться в мясного жука, чтобы пролезть в нору и открыть ворота изнутри? Получите целую разведывательную миссию в шкуре этого насекомого: с ползаньем по норам и убеганием из-под страшных людских сапог. Готика просила найти пропавшего стражника или то, что от него осталось? А как насчет того, чтобы найти убийц, заказчиков, провести расследование и вскрыть коррупционную схему на королевском руднике?

Если вам это не знакомо — все впереди
Если вам это не знакомо — все впереди

Стоит, правда, упомянуть об одной особенности. Вариативность в квестах Архолоса — скорее диалоговая, как в Ведьмаке и Mass Effect. Готика делала больший акцент на вариативности иммерсивной — когда сам дизайн мира давал возможность достичь цели своими способами — как в каком-нибудь Deus Ex. Не то чтобы Архолос совсем этого лишен, вовсе нет. Однако большинство местных выборов делаются либо в ходе диалога, либо четко прописываются в виде подсказок в журнале. Креативные подходы к некоторым задачам нещадно пресекаются скриптами или ломают игру. Что ж, у всего есть своя цена.

А еще Архолос решает вечную проблему ролевых игр в открытом мире — когда главного героя ждет вроде бы неотложное дело, но он волен спокойно распыляться на побочные квесты. Передаем привет Геральту, да-да. Когда у Марвина появится срочная и неотложная цель, если геймер действительно приложит все свои усилия для ее достижения, не отвлекаясь ни на что, игра его вознаградит. Очень. Хорошо. Вознаградит.

Не обошлись Хроники Миртаны и без модных трендов. На своем пути Марвин не раз и не два наткнется на случайные события. Многие рассмешат забавным диалогом или пасхалкой. Есть и мини-цепочки из двух-трех событий, учитывающих выбор игрока. Все это добавляет в мир игры жизни и разнообразия.

Грязные твари и где они обитают

Взяв за основу бестиарий второй Готики, разработчики несколько расширили его. В местных полях, лесах и пещерах вам встретятся несколько видов волков и падальщиков; детеныши троллей; новые големы и гарпии; несколько видов медведей, черепахи и летучие мыши. И это далеко не полный список. Еще есть «проклятые» версии некоторых существ, обитающие в наиболее жутких проклятых местах. Отдельно стоит отметить уникальных животных, контракты на убийство которых можно найти на досках объявлений. Ага, прямо как в Ведьмаке.

Медведи опасны. Обходить их стороной вы будете немалую часть игры
Медведи опасны. Обходить их стороной вы будете немалую часть игры

Каждое животное совершенно не выбивается из готической вселенной, нарисовано и анимировано крайне аутентично и лорно обосновано.

Сказав о фауне, нельзя не сказать о флоре. Да, всяких овощей, фруктов, ягод и трав в Архолосе тоже стало заметно больше. Все они так или иначе задействуются в углубленной алхимии и кулинарии (о них позже), а некоторые еще и дают перманентные прибавки к характеристикам. Как и животные, нарисованы и вписаны во вселенную они убедительно.

Связь с Готикой

Небольшой дисклеймер для людей, никогда не игравших в Готику: получить удовольствие от Архолоса данное упущение вам нисколько не помешает. Если боитесь запутаться в местных именах и названиях — смело переходите к следующему пункту.

Для всех остальных продолжим. Хронологически Архолос — это приквел ко всей готической трилогии. Действие игры происходит за 10 лет до попадания безымянного за барьер.

Игра отлично расширяет лор Морграда, не вступая в противоречие с играми Piranha Bytes. В интервью разработчики рассказывали, что они внимательно изучали внутриигровую литературу, а также консультировались с самими Пираньями.

В процессе приключений игроку, разумеется, встретятся персонажи из Готики. И если в свое время, спустя пару лет после первой части Gothic, вы запускали сиквел, встречали знакомые имена, возвращались в Долину Рудников и благоговейно произносили «Я скучал…» Представьте, каково будет встретить и узнать старых знакомых сейчас! Поиграть во вторую Готику после первой — это как встретиться со школьным другом после летних каникул. Поиграть в Архолос — словно встретиться спустя годы после выпускного.

Помимо ностальгии, сюжетные ветки старых знакомых позволят посмотреть на них под другим углом. Некоторых персонажей мы хоть и не встретим лично, но послушаем рассказы их друзей, коллег, супругов.

Она не знает, что этот парень - будущий лучший повар Старого Лагеря
Она не знает, что этот парень - будущий лучший повар Старого Лагеря

Также Архолос позволит узнать, как именно некоторые из узников Долины Рудников оказались там. Аресту некоторых вы даже поспособствуете лично.

А еще вы узнаете ответ на вопрос, который мучал фанатов уже больше двадцати лет: за что, черт возьми, In Extremo, были сосланы в Миненталь?

Ах да, еще здесь есть рудник, который на пару часов вернет вас в золотые времена. Из одежды — только штаны рудокопа, в качестве валюты — куски руды, в качестве оружия — кирки. Травящие байки у костра рудокопы и собирающие с них поборы «за защиту» стражники — прилагаются.

Люди и их судьбы

Готика была хороша тем, что помимо историй про некромантов, умеющих телепортировать свои башни, показывала жизнь простых людей с их приземленными проблемами. Архолос в этом плане превзошел творение Пираний.

Остров, как и все королевство, переживает не лучшие времена. И по ходу развития сюжета это удручающие ощущение упадка и неизбежности чего-то плохого постоянно усиливается.

Местный мир не дает забыть, что где-то совсем недалеко идет война. Все длиннее становится очередь к местному чиновнику, оформляющему гражданство. Все больше беженцев заполняют улицы города и деревни. И если вначале они больше давят на жалость и просят милостыню, то со временем некоторые озлобляются, и начинают применять силу. Мы встречаем женщин, чьи мужья были призваны или добровольно отправились на войну; видим, как они берут в свои руки семейный бизнес и делают все, чтобы устоять на ногах. Между тем, заведения закрываются, и все больше людей мы видим в трактирах и трущобах. Местные целители поделятся с Марвином своим страхом, что их тоже отправят на фронт. Горожане боятся лишний раз прогневать стражу — король Робар Второй, одержимый добычей магической руды, приказал за малейший проступок ссылать виновного в Долину Рудников.

В то же время крупные купцы преумножают свое состояние — скупают за бесценок закрывающиеся лавки и дома сосланных на рудники; вербуют отчаявшихся людей без гроша в кармане в свои личные армии; идут на все, лишь бы их драгоценные корабли не достались королевскому флоту. Один из торговцев в разговоре с Марвином даже посетует: мол, жалко, что орки почти не говорят на человеческом языке — хотелось бы с ними торговать.

Один из местных толстосумов вербует обнищавших работяг
Один из местных толстосумов вербует обнищавших работяг

Стража страдает от коррупции, урезания бюджета и самодурства вышестоящих начальников. В королевской свите царит шпиономания и кумовство.

На такой благодатной почве пышным цветом расцвел рынок услуг разнообразных мерзавцев — головорезов и контрабандистов, за определенную цену перевозящих любой товар — от алкоголя до людей.

Помимо тревог, связанных с нынешней войной, вы почувствуете атмосферу взаимного недоверия, которую пронесли сквозь века потомки миртанцев и местных жителей. История вхождения Архолоса в состав королевства Миртана полна боли, и она еще не пережита окончательно. Подробнее ознакомившись с этой историей, вы узнаете много нового о магах огня. На момент событий игры потомки истинных правителей Архолоса живут в крепости, сохраняя свои традиции и устои. С королевской властью, распространившей суверенитет на весь остальной остров, у них давно заключен мир, и налажены торговые связи. Но взаимная неприязнь людей никуда не делась.

Суровый быт суровых аборигенов Архолоса
Суровый быт суровых аборигенов Архолоса

На своем пути Марвин столкнется с многочисленными дилеммами, поговорит с десятками простых и не очень людей. С кем-то его свяжут деловые, с кем-то дружеские, с кем-то — возможно, и романтические отношения. Вы станете свидетелем трогательного благородства и шокирующей подлости; обрадуетесь, что кому-то поверили, и горько разочаруетесь в другом.

Буквально каждое поселение Архолоса — от города до рыбацкой деревушки — наполнено мини-историями. Истории беженца, которому удалось получить на винограднике работу мечты — дегустировать вино; или женщины, которая узнает, что ее пропавшая дочь все-таки жива — заставляют улыбнуться и делают теплее на душе.

Если вы из тех, кого может заставить улыбнуться месть — ее тоже не раз дадут осуществить. Как и проявить милосердие. Долгожданные встречи с мерзавцами, причинившими Марвину и его близким боль, обставлены гораздо эмоциональнее, чем встречи с Бладвином или Гомезом в конце первой Готики.

Сценаристам The Chronicles of Myrtana Team удалось по-настоящему вдохнуть жизнь в низкополигональные модельки двадцатилетней давности, знающие от силы пять диалоговых анимаций. Даже к персонажам второго плана вы привяжитесь больше, чем к каноничным друзьям Безымянного.

Подача

Разработчики Архолоса добавили в формулу Готики кое-что действительно непривычное: катсцены! Конечно, это не уровень Mass Effect или Ведьмака. Честно говоря, даже до первой Мафии не дотягивает. Но то, что персонажи теперь не только стоят друг напротив друга, смешно сгибая и разгибая локти, а еще и бегают, падают на колени, угрожают друг другу оружием, вышибают двери ногой, и все это под кинематографичные ракурсы камеры — добавляет игре динамики и атмосферы.

Как я упомянул выше, игра полностью озвучена. Правда только на польский. Некоторые русскоязычные игроки пишут, что им не нравится играть с озвучкой — слова мол вроде понятные, а в логичные предложения не складываются и создают дискомфорт. У меня такой проблемы не возникло. К самой озвучке претензий нет — голоса характерные и прекрасно дополняют образы персонажей. Говорят, были привлечены актеры, в свое время озвучившие для польского рынка оригинальные Готики. Мой вердикт озвучке — хорошо, очень хорошо. Точнее — dobrze, bardzo dobrze.

"Гора серебра (пусто)"
"Гора серебра (пусто)"

Поговаривают, что на просторах интернета можно найти фанатскую немецкую озвучку. Но я о ней только слышал, поэтому о качестве сказать ничего не могу.

На русский язык, соответственно, полностью переведены субтитры и интерфейс. Поскольку я не знаю польского, оценить качество в полной мере не могу, но глаз ничего не режет. Только пару раз за всю игру удалось услышать упущенную игру слов. Так, например, когда Ромео местного разлива спрашивает Марвина, умеет ли тот играть на лютне, последний не только отвечает отрицательно, но и добавляет, что собеседник в свою очередь неплохо справляется с игрой на его, Марвина, нервах. Однако это мелочи. Переводчикам — большое спасибо. Или wielkie dzięki.

Было бы преступлением не сказать о музыке. Некоторые композиции Кая Розенкранца из первой и второй Готик были адаптированы и перезаписаны со своим оркестром. Но часть мелодий написана с нуля. И звучат они просто потрясно, совершенно не выбиваясь из заданного Каем звучания. Не знакомый с творчеством Пираний человек никогда не догадается, какая музыка взята из Готики, а какая — написана поляками. Блестящая работа. Genialna praca.

 

Послушайте, например, эту композицию с вокалом

Геймплей и ролевая система

Непосредственно геймплей в Архолосе — очень готичный, лишь с несколькими точечными изменениями.

Что осталось практически неизменным.

Боевка. С мечом — базовое фехтование с тремя видами ударов, двумя видами отскоков, блоком, который надо ставить точно в тайминг, и монстрами с разными паттернами ударов, которые полезно учить. Со стрелковым оружием — автонаведение и точность, зависящая от навыка. С магией — уязвимость разных монстров к разным стихиям и внимательный менеджмент маны. Единственное — появились полноценные боссы: с полоской здоровья на весь экран и уникальными приемами. И оглушить врага-человека теперь можно не только в ближнем бою, но и выстрелом.

Система прокачки. Можно прокачивать или улучшать через зелья и экипировку атрибуты (сила, ловкость, защита, мана, здоровье) и навыки (одно- и двуручное оружие, луки, арбалеты, взлом, подкрадывание и так далее). Для прокачки необходимо найти учителя и иметь достаточно очков опыта и денег для оплаты уроков.

Что изменилось.

Во-первых — углублен крафт. Марвин может научиться делать холодное оружие, луки и арбалеты. Эти навыки имеют три уровня, позволяющих делать все более дорогие и убойные образцы. Для крафта нужен чертеж и ресурсы. Заметно выросло многообразие охотничьих навыков. Важную роль стала играть добыча ресурсов. Сделана она по примеру золотодобычи из Ночи Ворона, и прокачивается через многократное повторение, прямо как в The Elder Scrolls. Помимо добычи руды можно рубить деревья и ловить рыбу.

Особняком стоит кулинария. Учиться этому навыку не надо, однако сбор десятков рецептов и приготовление лакомых блюд займут вас надолго. Есть у этого и практическая польза — разнообразное питание дает перманентную прибавку к здоровью; блюда восполняют реально много очков жизни (особенно на первых порах); некоторые деликатесы и вовсе дают перманентные бонусы к силе и ловкости.

Глинтвейн придает уверенности
Глинтвейн придает уверенности

И отдельно хочется сказать про алхимию. Если смотреть на цифры, Архолос сложнее оригинальных Готик и Ночи Ворона: монстры нарастили шкуры потолще, а кусать стали больнее. С другой стороны — в игре стало гораздо больше разнообразных зелий. Защита от падений с высоты, регенерация здоровья, подводное дыхание, увеличение силы, ловкости, урона от заклинаний, урона от призванных существ, показателей защиты и... наверняка что-то я еще забыл. Вдобавок теперь перманентные зелья можно пить сразу, не боясь запороть прокачку. Все это делает игру более комфортной для новичка, независимо от стиля игры. Любитель бежать по сюжету сможет справляться с особо опасными тварями, заправившись нужными эликсирами, словно бывалый ведьмак. Перфекционист-манчкин соберет почти весь царский щавель еще во второй главе и превратит Марвина в карающую длань, которой сам Белиар не брат.

Любопытная история получилась с магией. Создавать руны больше нельзя, зато можно переписывать свитки. Самих свитков стало больше, и среди них есть оригинальные: например, замедление противника или увеличение монстра. Круги магии никуда не делись. Однако Марвин, как было сказано, не избранный, и знакомить его с рунной магией никто не собирается. Если очень хочется изучить, как выражались NPC из первой Готики, «это магическое дерьмо», придется все делать самому — через книги. По разным глухим закоулкам Архолоса запрятаны тома, обучающие тому или иному кругу магии. Для того, чтобы стать настоящим волшебником, предстоит справиться со многими опасными монстрами, преодолеть ловушки и исследовать удивительные тайники. И при этом не торопиться с прокачкой всего остального — последние два круга стоят какое-то неприличное количество очков опыта. Прохождение Архолоса за мага позволит по-настоящему почувствовать, что ты «сделал себя сам».

Юмор и пасхалки

В Хрониках Миртаны: Архолос много юмора, забавной игры слов и отсылок к другим играм и популярной культуре. Гораздо больше, чем в Готике. Но не волнуйтесь, в постмодернистский абсурд The Bard’s Tale игра не скатывается.

Вспомнил — прослезился
Вспомнил — прослезился

Здесь есть отсылки на: Morrowind, Mass Effect, Divinity: Original Sin 2, Ведьмака, GTA: San Andreas. А также на польские локальные мемы. И еще в городе и деревне есть флейтисты, играющие каверы на мелодии из игр, фильмов и мемов. В одном из квестов Марвин получит флейту и сможет сыграть их сам.

 

17 минут каверов на флейте! Какая еще игра может предложить такое?

Отдельно стоят шутки над условностями и странностями Готики. Например, в один момент между персонажами разгорается спор: орочья гончая и варг — это один и тот же зверь или нет?

Для любителей исследовать каждый уголок есть и вовсе полноценный интерактивный квест, выходящий за пределы игры в наш мир. Для особо любопытных намекнем: если вы нашли записку с непонятным набором слов… возможно это адрес? :)

Итоги

Да уж, явно не самым коротким вышел рассказ про Архолос. Но слишком уж зацепила меня история Марвина и Йорна, и рассказывать о ней хочется еще и еще. Тем удивительнее, что проект сделан бесплатно, на энтузиазме и за 4 года. Правда, и команда над игрой работала сопоставимая по размерам с Пираньями времен первой Готики — 30 человек. А с учетом тестеров, музыкантов, актеров озвучки и других людей, присоединявшихся на разных этапах разработки — все 200.

Полгода назад Кай Розенкранц поделился, что ключевой разработчик Архолоса принят в команду создателей ремейка первой Готики. Знаете, от этого за ремейк как-то спокойнее.

Вас же призываю самим попробовать этот проект — он до сих пор активно поддерживается разработчиками, в него добавляются патчи и правки баланса. Если вы цените в играх хорошую историю и густую атмосферу — вряд ли разочаруетесь.

Да освятит Иннос ваш путь!


The Chronicles Of Myrtana: Archolos

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
10 декабря 2021
247
4.6
122 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Мод и вправду на полноценную игру тянет, мне как заядлому Готикоману дико заехало. С ним кстати на одном уровне еще есть Enderal Forgoten Storys, на Скайрим. Тоже модификация очень и очень достойная.

Cry of Fear классный, но там прям торчат швы кустарного фанатского творчества.

И про Enderal я слышал то же самое. Например, есть ассеты из других игр (типа доспехов из Ведьмака) и слишком много графомании.

Архолос в этом плане прям самородок.

Ну Enderal качественно на несколько голов выше Cry of Fear, большинство ассетов взяты из Skyrima, но много оригинальных. Я честно говоря из прямо заимствований разве что одежку Йенифер(возможно про нее ты и писал, ибо доспехов Геральта не видел) у одной из НПС видел, и то оно мне глаза не резануло. Т.к. она из страны, в которой подобный стиль выглядел бы уместно, а значит почему бы и нет.

Я как человек, что прошел и Архолос и Эндерал от обеих в восторге и честно говоря фаворита выбирать бы не хотел, ибо оба проекта ну очень на уровне. Если уж про кустарность говорить то в Эндерале озвучка разве что куда как более профессиональная, туда на добровольных началах много проф актеров подтянулись. Ну и озвучка на инглише и немецком(я играл на инглише, что по немецкой не знаю).

Проблемы были? У меня при установке озвучки язык меняется на английский.

Не, у меня никаких проблем не было. Добавил «DLC» с озвучкой и все заработало на русском.

Там вроде целая серия. Есть Nehrim для Облы и что-то еще для Морры.

Стоит ознакомиться?

За Nehrim и Arkwend( как раз для моры) знаю, но сам не играл. А вот Эндерал с огромным удовольствием пробежал, как раз после Архолоса кстати. До него было такое пренебрежение, мол какая то фанатская поделка, чего там смотреть.

Архолос как раз в этом плане мне глаза открыл, что даже фанатские моды могут быть ой ой ой какими качественными играми, такими что современные ААА тайтлы обзавидуются.

П.С. хотя в качественные моды и до этого играл тот же Cry of Fear

Читай также