В наше время ретрогейминг – штука весьма двойственная,
редкая и в тоже время распространённая. С одной стороны, люди, выросшие в 90е
очень любят ностальгировать по старым играм и консолям, чем с большой охотой
пользуются нынешние игровые издатели, выпуская ремейки и переиздания культовой
классики, заодно перевыпуская старые консоли в формате «мини». С другой –
перевыпуски эти не всегда качественные, экземпляры малоизвестных игровых
приставок стоят, как машина, место на полке у ретрогеймеров кончается, а
современным игрокам становится немного душно от засилья переизданных шедевров
индустрии.
Чтобы получше прочувствовать дух
этой стороны геймдева, и подтвердить или опровергнуть мои предположения, я
решила задать несколько вопросов знакомому ретро геймеру.
(К – корреспондент. Р –
респондент.)
К- Sonic GMV
Р-Евгений Крист
Пол: Мужской.
Возраст: 26 лет.
Место проведения: Соц. Сеть.
К: Итак, всем привет, с вами Sonic GMV, а это интервью
для статьи "Ретрогейминг в наше время". Сегодня со мной на связи
ретроблогер Евгений Крист, более известный как ведущий Ютуб - канала
"Циркониев". Здравствуйте, Евгений.
Р: Здравствуйте.
К: Скажите, вы вот как человек, который решил связать
свою жизнь с ретрогеймингом, что думаете насчет его сегодняшнего развития?
Р: Я мало слежу за тенденциями, даже в этой, по-своему
интересной, среде, но предполагаю, что ретрогейминг будет жить ещё долгие годы.
А вот насколько активно он будет жить - сложно сказать. Приоритеты людей
меняются, люди оставляют классические игры, а иногда и вообще все видеоигры.
Возраст, все дела.
К: К слову о "приоритетах людей". Как вы
считаете, настолько перспективно и затратно увлекаться ретро? Ведь многие
старые консоли сейчас очень трудно достать, особенно малоизвестные, типа Atari
Jaguar и Panasonic 3DO.
Р: Всё зависит от лагеря, к которому себя причисляет
каждый человек. Есть коллекционеры и ценители консолей именно во всей своей
красе и со всеми их нюансами. А есть и те, кому важны в первую очередь игры, а
не натуральное железо. Люди, одинаково принимающие и те, и другие ценности,
тоже имеют место. Они ещё подразделяются на исследователей, познающих старые и
малоизвестные консоли и игры, а также более консервативных, признающих только
самые хитовые экспонаты или в самом крайнем случае только то, что было в
детстве (массовая ностальгия по Денди - яркий тому пример). Есть и другие
признаки, но их разбор - это уже совсем дебри. А затратность трудно определить.
И там тоже разброс - можно быть состоятельным и покупать редкий экспонат за
цену мощного игрового компьютера, а можно быть скромным и покупать, что
подешевле. Среди простых игроков тоже есть некое деление на тех, кто покупает
цифровую версию классической Super Mario Bros. вместо использования доступных
РОМов и эмуляторов (их ещё лицензиманами называют), и тех, кто эмуляторов не
чурается и играет на них без терзаний души. А вот на чём эти эмуляторы
воспроизводятся - это отдельная тема. Консоли вроде старенькой Dingoo A320 или
более современных PocketGo на пустом месте не появляются. Как и эмуляторы одной
консоли на другой, более мощной.
А вот перспективы... Это лишь
увлечение, хоть и приносящее деньги отдельным личностям (прежде всего медийным,
разработчики и издатели не в счёт!). Но и это зависит в первую очередь от
интересов публики и её готовности платить.
К: А к какой категории вы себя
причисляете? Есть ли у вас консоли или вы больше предпочитаете эмуляторы?
Р: Я предпочитаю эмуляторы, так как понимаю,
что коллекционирование видеоигр - довольно сложное и затратное занятие. Получив
по счастливой случайности GameBoy Advance и горстку игр за скромную сумму, я
сразу же понял, что как бы ни были хороши игры на картриджах (а на моих были
довольно средние), они рано или поздно отправятся на полку или в коробку. Или в
коробку и на полку, если речь идёт о картридже или диске с сохранившейся
коробкой. Предпочитаю играть, а не собирать экспонаты ушедшей эпохи.
К: Полностью согласна. Как - то
раз смотрела видео о том, как люди ищут и покупают джевел-боксы старых игр.
Цены просто поразительно высокие. Кстати, а если говорить об интересах публики,
есть ли у аудитории спрос на подобный контент?
Р: Возможно, и есть, только не
очень высокий спрос. Особенно если это не экспонат для будущего выпуска шоу от
одного из корифеев сообщества.
К: Что же касается этих
экспонатов... Как вы относитесь к тому, что сейчас игровые студии массово
паразитируют на ностальгии ретрогеймеров, выпуская ремейки, переиздания,
создают новые игры в классических обертках с применением современных
технологий?
Р: К ремейкам отношусь прохладно, хотя и купил себе
парочку ремейков ретро-игр. Мол, есть они и есть. Переиздания... с ними у меня
всё сложно, так как переиздают чаще популярные игры прошлого, которые мне в
массе своей не знакомы или знакомы в общих чертах. С новыми играми всё очень
зависит от личных вкусов и отчасти от обзоров избранных мной блогеров.
К: Как вы считаете, почему одни попытки в ретро удаются,
а другие с треском проваливаются? (Ремейк "Черепашек во времени"
TMNT: RE -SHELLED для PS3 и XBOX 360 многие раскритиковали, а недавний новый
бит-эм-ап в классическом стиле Shredder's Revenge вознесли до небес). Тоже
самое и с консолями (SNES mini многим понравилась, а Playstation 1 mini также
многих разочаровала)
Р: PlayStation mini была несколько сырым продуктом,
сделанным на скорую руку чисто для попадания в тренд. Насчёт черепашьего
ремейка с припиской Re-Shelled сложно сказать: разные обзорщики ругали за
разное. Возможно, выйди эта игра чуть позже (во времена PlayStation 4 и Xbox
One), оценки могли бы быть и получше, но в 2009-м ещё не настолько соскучились
по ретро, чтобы играть в такое из ностальгии. Хотя кто знает... Тогда ведь были
и отдельные пиксельные инди-игры типа 8bit-kilker, но их выходило намного
меньше, чем в середине 2010х или в наше время.
К: Что ж, вопросов у меня не
осталось. Спасибо за участие, Евгений. Было очень интересно с вами пообщаться.
Р: Взаимно.
Исходя из всего вышесказанного нашим
участником можно сделать вывод, что мои предположения о том что некоторые
старые консоли подорожали, и переиздания не всегда хороши, а современным
геймерам ремейки классики не особо интересны, подтвердились. Более того, стали
устоявшимся трендом, так что, вступив на тернистую дорожку ретрогейминга, идите
по ней аккуратно и осмысленно – ведь на вашим пути наверняка будет много ям.
Да и до Re-shelled выходили ремейки, которые были хорошо приняты критиками и игроками: Metroid: Zero mission и Castlevania: Dracula X Chronicles например
Я не стараюсь принизить качество блога, просто как минимум идея интервью в блогах интересна. Просто вывод не очень сходится с реалиями игровой индустрии