Гоночные симуляторы на Playstation One. Наверное, большинство из нас при прочтении этой фразы вспомнят обе части Gran Turismo. И неудивительно, ведь данная серия игр успешно продается и по сей день, оставаясь все такой же актуальной, как и в конце 90-х. Но были и другие симуляторы! Colin McRae Rally? Да, это тоже отличный пример. Сколько времени было проведено в ней просто за попытками улучшить свой рекорд ещё на пару десятых секунды. А может Need for Speed: Porsche Unleashed? Мне даже немного жаль, что похожих игр в серии NFS более не выходило. Этот прелюбопытнейший эксперимент тоже отнял у меня немало часов свободного времени. Но поговорить хотелось о другой игре.
Vanishing Point. Исчезающая точка… Есть даже теорема о ней. А ещё с таким же названием находится фильм 1971 года (на самом деле даже два, если брать в расчет ремейк 1997 года). И как же я мог забыть про метал-группу из Мельбурна. Да-да, все то же название, Vanishing Point.А где здесь, собственно говоря, игра? Да вот же, на диске!
Vanishing Point попала в мою игротеку практически в середине нулевых. В моем захолустье всё ещё была эпоха выбора игр по картинкам и описанию на боксе. Ну и как не выбрать диск, на обложку которого поместили Alfa Romeo GTV и Lotus Elise? Да это же просто мечта для мальчугана тех годов! И вот, вернувшись домой из долгой поездки, ты ожидаешь, что сейчас уже запустишь что-то невероятное, но… Что сказать по итогу? Одно из разочарований детства и одновременно одна из любимейших игр.
Кто создал данный проект?
Vanishing Point разработала студия Clockwork Games Limited. О ней известно… Да практически ничего. За ее авторством едва ли наберётся десяток игр. Первые свои проекты разрабатывала ещё в начале девяностых годов прошлого века для компьютеров Amiga, но на тот момент носила иное название, а именно Lunatic Software. Necronom вышел под издательством Linel, а Cytron под уже знакомой нам по блогу о Kula World компанией Psygnosis.
Cytron стала последней игрой студии на Amiga и последней игрой, разработанной под названием Lunatic Software. Где-то между 1992-м и 1995-м годом название сменяется на Clockwork Games Limited. И в 1995-м году выходят Lemmings 3D на Sega Saturn, Playstation One и DOS. Игра была достаточно неплохо принята, о чем говорит средний балл от разных игрожуров. Далее следует дополнение к леммингам на DOS, релиз гоночной аркады Rush Hour (не путать с одноименным фильмом, там ничего общего нет) и в начале нулевых релизится Vanishing Point. И это практически вся история компании Clockwork Games Limited. Я могу сказать, что их сайт, посвященный «Исчезающей точке» намекал на разработку сразу нескольких гоночных симуляторов/аркад. Да чего уж греха таить, там эта фраза четко была написана! Но история распорядилась иначе, и Clockwork Games Limited больше ничего не создала. Возможно остались какие-то наработки, но информации об этом в сети точно не найти.
Разные оценки для разных консолей?
Vanishing Point появилась на двух консолях. На Sega Dreamcast и Playstation One игра вышла в начале 2001 года, с небольшой разницей примерно в месяц (Зависит от приставки и региона). Хотя здесь данные немного разнятся, некоторые источники датой релиза на консоли от Sega указывают конец декабря 2000-го года. Но это не такая принципиальная разница на самом деле. Куда интереснее тот факт, что игрожуры давали разные оценки Vanishing Point. Версия на Dreamcast в глазах критиков смотрелась куда более предпочтительно, нежели вышедшая на морально устаревшей Playstation One.
Allgames хвалит копию на Dreamcast. Здесь есть все, что нужно, отличный геймплей, множество разблокируемых предметов от машин до видеовставок и отличная физика поведения транспорта. А вот версия для Playstation One получила разгромную рецензию, где главный акцент делался на плохом управлении и сложной системе переключения передач. IGN также хвалит версию для Dreamcast, не забывая и о минусах рассказывать. Это сложное управление первыми двумя автомобилями и закрытая изначально опция более тонкой настройки автомобиля. Ну, а в версии для Playstation ругается управление транспортным средством. Дескать, машина не едет, а скользит, отчего сладить с ней на высоких скоростях практически невозможно. И в этом ревью упоминается забавная деталь. Игра одновременно и нравится, и отталкивает. Кажется, что-то похожее я писал несколько абзацев выше.
А Gamespot дал Vanishing Point примерно одинаковые оценки (8.1 и 7.4 для версий Dreamcast и Playstation соответственно). В обзорах указывалась приятная глазу картинка, множество секретов и вариаций трасс, отличный звук и саундтрек. Ругался, пожалуй, только вид камеры. Но об этом я расскажу позже.
Стоит отметить, что и версия для Dreamcast разными игрожурам воспринималась по-разному. Если IGN давал ей оценку 8.6 балла, то Edge давал всего 3. Найти ревью в сети, к сожалению, не представляется возможным. Вебархив говорит о том, что журнал за март 2000-го более не доступен. И информацию о нем в сети никак не найти. Что ж, наверное хватит об игрожурах, пора взяться за Vanishing Point!
Закрытое всё
Опыт хороших игр показывает, насколько важно не давать игроку сразу все возможности игры, открывая новые и новые вещи дозированными порциями. Но Clockwork Games Limited перешли все границы дозволенного. Я даже не знаю, как правильно описать вот это:
Vanishing Point предлагает мне проходить гонки только двумя машинами? Что ж, тогда там есть режим одиночной трассы! Там тоже одна открыта? Окей, режим Stunt Driver? Одно испытание… С точки зрения прогресса в самой игре все выглядит неплохо. Будем побеждать в соревнованиях, будем открывать новые места и машины. Но с другой стороны, для банального соревнования с друзьями сначала придется разблокировать хотя бы часть контента. А это весьма долгий и муторный процесс, знаете ли.
Скрывает Vanishing Point многое. От машин и вариаций трасс до секретного транспорта и видеороликов, кадры из которых мы могли наблюдать на загрузочном экране. И это здорово, но только на первый взгляд. Какие соревнования мне нужно пройти, чтобы открыть все тот же Lotus Elise? А игра этого не скажет! Проходите всё часть за частью и может быть вам повезет. И ведь на каждую машину приходится по три кубка разной степени продолжительности. Это практически час игрового времени, а если брать во внимание здешнее управление, то все полтора-два. Фух, это будет долгий вечер.
Управление и скользящий режим
Давайте отойдем от темы разблокируемого контента и перейдем к тому, чем разработчики хвалились больше всего. Управление! Ох, сколько разговоров было про то, как Clockwork Games Limited берут пример с Sega Rally, пытаются создать реалистичную модель поведения машин и ещё многое другое. И вот, первый раз запустив Vanishing Point понимаешь, что машины тут просто неуправляемое нечто! Если вы попытаетесь обогнать не самую быструю машину или же просто вписаться в поворот, то создаётся ощущение, что ваш транспорт не едет, а скользит то влево, то вправо, оставляя следы сгорающих шин. Любое касание другой машины или препятствия, отправит вас в полёт! Если это попытка воссоздать реалистичную модель, то я что-то не понимаю в этой жизни. Наверное управление машиной в реальной жизни похоже на попытку посадить самолёт в Top Gun. Неудивительно, что у меня до сих пор нет водительских прав.
Вот вам два забавных факта. Управление на Dreamcast заметно лучше и скользящего режима в нем нет. А второй момент касается версии на PlayStation. Если вдруг вам повезет и первое место будет занято, то вы обнаружите, что каждая следующая открываемая машина намного лучше ведёт себя на трассе, чем первые две. Clockwork Games Limited либо случайно, либо намеренно оставили открытыми две самые неуправляемые тачки в игре! И это не только мои мысли, некоторые игрожуры тоже отмечали этот факт.
Разработчики Vanishing Point стремились к экспериментам. Это было заметно не только в попытках создать реалистичную физику поведения транспорта. Система переключения скоростей была довольно любопытна. За это отвечали кнопки R2 и L2. Первая передачу повышала, вторая, соответственно, понижала. И это вполне удобно, несмотря на то, что Allgames утверждал обратное. В минусы можно добавить два пункта. Первый — заднюю передачу можно спокойно включить на несущейся за сотню миль в час машине. Второй — при движении назад транспортное средство едет по кругу. И двигались ли вперёд, пытались ли повернуть налево/направо вообще не играет никакой роли (я за каким-то чёртом потратил битый час на разные тесты).
Но есть тут и положительный момент. Clockwork Games Limited дали возможность настраивать раскладку геймпада под себя. Внезапно вместо стандартных «Инвертировать обзор» и «Включить виброотдачу», можно изменить назначение каждой кнопки. Хоть поворачивай с помощью «Круг/квадрат», а тормози на крестовине. На моей памяти это первая и единственная игра на PlayStation One, в которой реализовано что-то подобное.
Нельзя обойти стороной и функцию автосохранения. Проходим очередной чемпионат и вуаля, прогресс сохранён без лишних нажатий. Опять же имеются недочёты, например, при изменении раскладки Vanishing Point ничего не сохранит, но много ли вы знаете игр на PlayStation One, где есть автосохранение? В голове всплывает разве что WWF SmackDown! 2: Know Your Role. Там во время прохождения сезона можно было выйти в главное меню и вам предложили бы сохранить прогресс. Знаю, что это не совсем автосейв, но хотя бы похоже на него.
Чем нас веселит игра?
Итак, вы уже знаете про не самое лучшее управление и все ещё пытаетесь играть. Я для себя даже чемпионскую тактику выработал. Давайте назовем ее «Движемся вперёд, а в повороты входим по стеночке». И да, на первых двух машинах это реально работает. Вообще не сбрасываем кнопку газа и победа у нас в кармане. Что ж, это было реально весело. Интересно, а что у нас с остальными машинами? Небольшой спойлер — тактика не работает. Ну как так-то?
Но упуская из внимания мое негодование по поводу развеселой техники прохождения трасс, Vanishing Point умеет удивлять. Есть стандартные чемпионаты, в которых надо проехать две или три гонки по два или три круга в каждой. За победу вам, естественно, откроют что-то новое. А вот что именно будет разблокировано — секрет фирмы, я уже писал выше. Чаще всего, это будут машины, реже различного рода видео или режим тонкой настройки автомобиля. И с последним можно будет позалипать. В Tune Up Shop доступно десять параметров, которые можно настраивать под себя. После смены нескольких ползунков стоит попробовать тестовый заезд, вдруг машина стала управляться ещё хуже или подпрыгивает вверх от маленького ухаба на дороге. Но что делать в том случае, если пункт Springs ни о чем не говорит? Крутить наобум, а потом проверять на треке было бы слишком долго и муторно, поэтому разработчики Vanishing Point поступили иначе и добавили к каждому параметру подробное описание. Даже имеется небольшой глоссарий на случай, если слова Understeer или Oversteer вам также ни о чем не говорят. И Tune Up Shop кажется идеальным решением для борьбы с трудноуправляемыми машинами. Однако есть одно довольно большое и ёмкое «Но» — каждый параметр открывается отдельно после прохождения разных чемпионатов на разных машинах. То есть нам все равно придется сначала бороться с машинами, норовящими от любого касания на геймпаде совершить оборот вокруг своей оси, только потом уже заниматься тонкой настройкой. Что-то здесь сделано не так, как должно.
На самом деле я отвлекся от режима чемпионата, а в нем есть о чем рассказать. К сожалению, это не не всегда положительные моменты. Сам чемпионат выглядит бутафорией. Реальных противников здесь нет. Можно, конечно, возразить, что машины на очередной трассе, над которыми мерцает жёлтый треугольник, и которые ведут себя максимально агрессивно — это и есть ваши соперники, но на каких они местах, простите? Почему они настолько впереди и почему при приближении к ним они начинают двигаться быстрее? Я понимаю, что это сделали для добавления сложности и некоторого разнообразия в вождении, потому как реализация общего старта неминуемо привела бы к завалу в самом начале, но подобный ход напрочь лишает какого-либо азарта в плане подсчёта очков, необходимых для победы. Иногда случается, что один из этапов чемпионата не задаётся. Представьте ситуацию: Мы идём где-то в пятерке лучших в последней гонке и для победы в турнире необходимо, чтобы соперник, преследующий меня в таблице, стал вторым или ниже. Но нет таблицы лидеров текущей гонки и неизвестно, на какой машине движется вас конкурент (вдруг бы получилось помешать ему по ходу гонки). И тут два варианта: рестартнуть чемпионат сначала или же пытаться доехать гонку до конца, авось повезет и получится по итогу гонки запрыгнуть хотя бы в тройку. Хотя в плане отсутствия азарта я немного слукавил. В Vanishing Point на каждой трассе присутствуют временные отсечки, поэтому легко следить за тем, где нам на следующем кругу стоит добавить, а где все и так прекрасно. И когда вы проходите последнюю, то вместо ожидаемого «Вы впереди на одну секунду» запускается обратный отсчёт. И вот вы уже не на секунду впереди, а в полуминуте от финиша. Но как я прошел предыдущий отрезок — неизвестно, так что лучше вам не сбавлять обороты.
Ещё Vanishing Point развлекает режимом Stunt Driver. Он доставлял мне массу удовольствия ещё в детстве и спустя почти двадцать лет кажется совсем не устарел. Как уже можно было догадаться из названия этот режим представляет собой набор из множества различных трюков, которые нам предстоит совершить на множестве транспортных средств. Тут и прыжки с трамплина, эдакий слалом на автомобилях, сбор разбросанных по трассе шариков и многое другое. Признаться, здесь я и проводил большую часть времени игры в Vanishing Point. В Stunt Driver идеально все. Не раздражает даже то, что каждое следующее соревнование нужно открыть только после весьма успешного прохождения предыдущего. О, да, задания здесь на время и на точность исполнения. Получается успеть вовремя и собрать все шары? Пожалуйста, сто баллов в копилку, но если где-то в процессе прохождения были заминки, например, не получилось прыгнуть на заданную дистанцию, то получите чуть меньше. Немного грустно становится от того, что этапов-то немного. Режим Tournament куда больше и продолжительнее. Сдается мне, Clockwork Games Limited задумали Stunt Driver как демонстрацию возможностей движка игры. И именно эта часть получилась самой интересной. Переигрывание старых этапов раз за разом не было чем-то скучным или бесящим. Напротив, хотелось выработать нужную тактику, чтобы в следующей попытке собрать заветные сто баллов!
У нас остаётся режим CWG Rally. Он изначально закрыт и становится доступным по мере прохождения. Ничего интересного он из не представляет. Это все теже чемпионаты, только вместо двух-трёх кругов на нескольких трассах нужно пройти всего один. Разве что противников на трассе тут нет. Есть режимы одиночного заезда и заездов на время. Долго останавливаться на них не будем, тут и так все понятно. Стандартные режимы для большинства гоночных симуляторов.
Vanishing Point предлагает ещё и несколько вариаций мультиплеерного режима. Здесь стоит остановиться подробнее. Помимо опять же стандартных гонок друг против друга на разделенном экране, можно добавить капельку веселья в режиме Balloon Buster, где нужно не только быстро ехать, но и собирать разбросанные на трассе шарики. К слову, для каждого игрока нужно собирать шарики определенного цвета. Например, верхнему игроку синие, а нижнему красные. Каждый шар нужного цвета убирает одну секунду из итогового времени. Ну, а если так получилось и взят шарик другой раскраски, то соперник получает плюс два к своему счётчику шариков. И благодаря этому геймплейному элементу, соревнования с друзьями становится намного интереснее. Но… Вы сначала этот режим откройте, ведь по умолчанию к нему нет доступа.
А если компания больше двух человек? Тогда вот вам ещё несколько вариантов баталий на разделенном экране. Прежде всего стоит отметить, что это все ещё гонки с участием двух человек, пусть возможный список из восьми гонщиков вас не смущает. Можно выбрать режим гонок на выбывание — это своеобразный плей-офф в мире Vanishing Point. Есть сетка, где проигравшие выбывают, а сильнейшие продолжают борьбу за трофей. В режиме лиги гоняться придется всем и со всеми. По итогу заездов победителем становится тот, кто наберёт наибольшее количество побед. Ну и наконец «победитель всегда в строю» (я знаю, что точный перевод будет звучать не совсем так. Назовем это небольшой адаптацией, тем более, что смысл от этого не теряется). Здесь все просто. Если ты побеждаешь, то продолжаешь гоняться с друзьями. Проигрываешь — жди либо своей очереди, либо момента, когда новый чемпион не сможет финишировать первым.
Визуальная часть
Перед тем, как начать рассказывать о картинке, хотелось бы остановиться на меню выбора машины/трассы. Мне по душе подход Clockwork Games Limited. Этот минималистичный дизайн просто не может не нравиться. Казалось бы, тут ничего нет. Небольшая полоска сверху отведена под марки машин, снизу полоска с подсказками (вдруг вы не сможете правильно нажать кнопку), а само меню сделано в виде текстового списка на черном фоне. Все предельно просто и максимально удобно. А как тут реализована смена цвета у машины… Просто загляденье! Жмём влево/вправо и транспорт окрашивается в другие цвета. Ничего необычного, но ближе к середине нулевых подобное мне безумно нравилось.
Теперь о названии игры. Vanishing Point. И нет, я не ошибся, это не предложение из начала блога. Все дело в особом способе прогрузки трассы. Загрузка происходит за границей видимости игрока, в той самой исчезающей точке. Благодаря этому объектов из ниоткуда в игре не появится. Создаётся впечатление целостного уровня, будто бы Vanishing Point загружает всю трассу разом. Интересное ухищрение, Clockwork Games Limited. Хотя в сплитскрине это иногда даёт сбой. И приходится лицезреть странные черные кубы на доли секунды.
Что же касается остального, то графика здесь неплохая. Локации не выглядят висящими в пространстве, машины оставляют следы от шин на асфальте, на треках имеются различного рода движущиеся предметы, такие как поезда или ветряные мельницы, черт, да тут даже отражения на машинах присутствуют! Для масштабов PlayStation One это действительно хороший уровень. Но большего про Vanishing Point и не сказать. Картинка смотрелось бы иначе, добавь разработчики немного приятных глазу цветов с самого начала. Мы начинаем свою первую гонку на закате. Вокруг преобладают оттенки жёлтого. И смотрится это очень и очень скучно и блёкло. Тут полно интересных и наполненных яркими красками локаций, но не самая первая. Кажется, я это уже говорил, но что-то здесь точно реализовано не так как нужно.
Ах, совсем забыл! Камера закреплена на очень неудобной высоте и это доставляет большие проблемы. На некоторых трассах есть довольно затяжные спуски. В такие моменты камера в дефолтном состоянии просто не даёт видеть машины впереди себя на довольно приличном расстоянии. То есть один из трёх видов становится просто неиграбельным. Что ж, тогда каждая новая гонка начинается с обязательного нажатия «Треугольника», дабы положение камеры сменилось на приемлемое. Довольно странно, что Clockwork Games Limited не обнаружили данный недочёт и не исправили его задолго до релиза.
Подведим итоги
Vanishing Point — это игра с множеством плюсов. Здесь много секретов, тут интересные режимы игры, здесь интересный подход к раскладке управления, интересное решение в плане рендеринга локации, но всё это вместе не представляет собой целостный и хороший проект. Минусы здесь уравновешивают плюсы. Ужасное управление портит буквально все. Эти «Ледяные» покатушки требовали большой сноровки чтобы начать нормально играть. А без этого нельзя открывать заблокированный контент. Нельзя посмотреть таблицу лидеров, нельзя узнать на какой машине движутся твои соперники, нельзя даже узнать, какие соревнования мне проходить, чтобы открыть интересующую меня машину. Плохие элементы геймплея или какие-то неудачные технические решения сразу бросаются в глаза. После такого можно долго рассуждать о классном Tune Up Shop, например, но чтобы добраться до него, пришлось потратить уйму времени. Vanishing Point как будто оправдывает свое название. Что-то хорошее в игре — это ускользающая точка. Она постоянно где-то далеко и кажется, что вот ещё пара гонок и новая машина подарит новые эмоции, с ней будет совершенно иной геймплей, это и подстёгивает играть дальше. Будет новая гонка, будет новая погоня за ускользающей точкой. И так пока игра не наскучит окончательно.
Наверное, эта часть блога получилась немного скомканной. Все потому что я не знаю, как относится к Vanishing Point, не знаю, как ее оценить. Нельзя сказать, что игра плохая, ведь в ней много хороших элементов. Но в то же время нельзя сказать, что творение Clockwork Games Limited хорошее, ведь минусов там тоже достаточно. Назвать игру проходной также не выходит, ведь в ней много интересных решений, которые точно стоят внимания. Вот такой Vanishing Point мне и запомнилась в детстве. Она одновременно и радовала, и злила. Я думал, что спустя столько лет наконец-то получится сложить целостное мнение, но даже после написания подробного блога проще не стало. Пожалуй, одно можно сказать точно: игра не оставляет равнодушным. Рекомендовать ее если и стоит сейчас, то только из-за великолепного режима Stunt Driver. Остальная часть игры скорее всего покажется скучной.
Ну и напоследок, хочется рассказать об одной маленькой хитрости. Если все же вы решите опробовать Vanishing Point, а чемпионаты кажутся довольно сложными, но есть один маленький секрет, действие которого мне до сих пор не до конца понятно. Если после начала отсчёта времени успеть довольно быстро нажать кнопку паузы, то время остановится на тех миллисекундах. В книге подсказок и паролей, что была у меня в детстве, было написано, что надо успеть нажать кнопку Start до 00.00.03 секунды. Но это не так. Иногда данный чит активируется и в 00.00.18 секунды. А это все же большая разница. Но не нужно пытаться поймать один момент. Это слишком сложно. Куда проще начать быстро нажимать кнопку паузы примерно за две секунды до начала гонки. Так будет проще активировать чит. Я знаю, что это простой и нечестный способ прохождения, но когда ты переигрываешь один и тот же чемпионат раз за разом, то небольшие послабления уже не кажутся такими плохими.
Спасибо тем, кто так высоко оценил мой прошлый блог о Kula World. Надеюсь, вы также оцените и этот. До встречи в следующей игре!
Лучшие комментарии
А какие гоночные симуляторы на PlayStation One запомнились вам?