30 марта 2023 30.03.23 3 8801

Как чувство Вины показано в Silent Hill 2

+17

Пожалуй нет более культового хоррора затрагивающего тему психологизма и внутреннего мира персонажа, чем Сайлент Хилл 2. Трагичная история Джеймса Сандерленда и его жены Мэри изменила как франшизу, задав ей новый вектор, так и хоррор индустрию.

Вытесненная сексуальность, агрессия, страх и беспомощность. И главное — чувство вины. Что происходит внутри Джеймса и как его боль обретает черты чудовищ?

Сегодня я предлагаю поговорить о чувстве вины и его влиянии на человека, на примере главных героев игры Сайлент Хилл 2.

Меня зовут Василий М. Давайте начинать.

 

Синопсис.

Игра нас встречает главным героем Джеймсом. Молодой мужчина лет 30 горюет о гибели жены, которой не стало несколько лет назад. Она тяжело болела и долгое время была привязана к постели. Но Джеймс получил от неё весточку, что она будет ждать его в их месте.

На машине он прибывает на парковку с которой открывается вид на озеро, за которым расположился туманный город Сайлент Хилл.

В ходе игры герой встретится с другими гостями города и чудовищами населившими это место. А игрок узнает грустную историю пары Джеймса и Мэри.

Но что же из себя представляет город? Почему в это место стягиваются другие травмированные люди и откуда здесь чудовища?

Первый вид на городок.
Первый вид на городок.

Сайлент Хилл.

Сайлент Хилл — лишь на первый взгляд тихий курортный городок. Укрытый густыми лесами и отрезанный озером от остального мира. Но на самом деле это место, называть ему можно как вам угодно — подсознание, чистилище, аномальная зона. Это место притягивает к себе людей совершивших что-то ужасное и не способных справится с этим.

Город давит на чувство вины и высвобождают внутреннюю боль и ужас в материальных монстров.

Сайлент хилл это физического вооплощение ментального конфликта человека, поэтому для каждого он свой. Место не имеет какой-то цели, оно лишь позволяет заново столкнуться со своими внутренними демонами и пережить всё это ещё раз, чтобы в итоге…

Впрочем, итог будет у каждого свой. О чем свидетельствуют судьбы других гостей Сайлент Хилла.

Джеймс, главный герой игры
Джеймс, главный герой игры

Конфликт трёх героев.

Анжелла Ороско молодая официантка, девятндацати лет. Она прибыла в город в поисках пропавшей матери. Наблюдая за её поведением — видно, что девушка очень травмирована. Визуально она сьежена, словно боится занимать пространство и привлекать внимание. Её действия осторожны и пугливы. А сама она невыражает никаких эмоций кроме усталости и страха. Знакомясь с персонажем глубже мы узнаем её трагичную историю.



Анжела родилась и выросла в бедной и токсичной семье. Её отец, Томас Ороско, агрессивный алкоголик лесоруб, насиловал и избивал её, будучи пьяным, на протяжении всей её жизни. Вдобавок, вероятно её брат также мог насиловать её. В результате у Анжелы развилось сильное чувство враждебности по отношению к мужчинам (о чём свидетельствуют её агрессивные припадки в общении с Джеймсом). Тем временем, мать Анжелы часто напоминала ей, что она заслуживает подобное обращение, в результате чего Анжела терпела это, пока росла. Хотя мать Анжелы и знала, что происходит, она никогда не вмешивалась. Похоже, что Анжела никогда не говорила никому за пределами семьи о переживаемом ею насилии, возможно, из-за страха, что её отец отомстит ей за это, смущения и незнания, к кому ей обратиться. В неизвестный момент времени мать Анжелы в конце концов покинула семью, оставив Анжелу наедине с отцом и братом.

Анжелла грустит
Анжелла грустит

Тут мы переходим к лейтмотиву всей истории — чувству вины.

В когнитивной психологии вина исследуется как способ интерпретации событий. Аарон Бек считает, что вина и самокритика возникают как результат приписывания себе причинности событий и ответственности за неудачи. Условием переживания вины является внутренний локус контроля (свойство личности приписывать успехи или неудачи только внутренним или внешним объектам).

Глобальное и стабильное самообвинение, носящее неуправляемый характер, приводит к болезненным переживаниям, а внутренние, частные, нестабильные или управляемые атрибуции являются желательным адаптивным способом переживания вины, так как они сочетаются с мобилизацией условий и стремлением контролировать ситуацию.

Мать Анжеллы поселила в девочке глубокое и деструктивное чувство вины — Я виновата в том, что меня насилуют. В следствии чего любая инициатива стала поводом для страха и тревог.

Однажды около полуночи в доме семьи Ороско Анжела взяла кухонный нож и в гневе ударила отца в шею, перерезав ему горло, а затем нанесла несколько ударов ножом по туловищу. В комнате остались свидетельства борьбы, из чего следует, что Томас сопротивлялся, но Анжела одолела его. Она не стала брать семейные деньги или прятать труп и сбежала из дома

После чего девушка чувствует зов Сайлент Хилла и отправляется на поиски матери в город. Попав сюда она уже переполнена двумя конфликтами — чувством вины за то, что была жертвой и чувством вины за убийство отца и брата.

В ходе игры герой сталкивается с внутренним демоном Анжеллы, выглядившим как два тела на кровати обтянутой кожей. Здесь легко угадывается символ изнасилования. Во время боя Анжелла напугана, но когда монстр поврежен она в порыве ярости убивает его окончательно. Повторяя паттерны поведения из жизни.

В последний раз Анжела появляется на горящей лестнице в отеле стоя между двумя окровавленными мужскими торсами, растянутыми в рамах, символизирующими её мёртвых отца и брата. Она говорит, что ей хотелось бы, чтобы он не спасал её от Абстрактного папочки (её личного демона), и просит Джеймса не жалеть её. Анжела разворачивается и начинает подниматься по лестнице. Прежде чем она уходит, Джеймс говорит, что там, где они находятся, жарко как в аду. Анжела отвечает: «Ты тоже это видишь? Для меня это всегда так». Она поднимается и исчезает в огне, вероятно намереваясь найти другой способ покончить с собой, чувствуя, что это единственный выход для неё.

Девушка оказалась не способна бороться с внутренним чувством вины и выбрала суицид. Болезненные переживания были настолько сильны, что единственным выходом виделась смерть.

История Анжелы показывает как человек при сильном чувстве вины способен пойти на самоубийство.

Эдди Домбровски: чувство вины и отрицание

Эдди считает свою жизнь «дерьмовой», и ему всё равно, что большинство женщин не считает его привлекательным, однако он не выносит травли. Из-за своего избыточного веса Эдди подвергался оскорблениям на протяжении всей своей жизни, пока его подавленный гнев не начал проявляться в форме вспышек насилия. Эдди не нравится тело, с которым он родился, и он чувствует, будто проиграл «генетическую лотерею», и ему надоело, что его судят по внешности. Один из обидчиков Эдди довёл его до такой степени, что Эдди застрелил его собаку из пистолета, после чего прострелил обидчику колено, хотя и не убил его. Затем Эдди пустился в бега и какое-то время скитался, прежде чем направиться в Сайлент-Хилл. Точно не известно, скрывался ли Эдди от полиции, поскольку, по его словам, он «просто бежал, потому что испугался».

А вот и сам Эдди.
А вот и сам Эдди.

Эдди впервые встречается в апартаментах «Вуд-Сайд», рвущим в туалете квартиры 101. Когда Джеймс Сандерленд приближается к нему, Эдди сразу же начинает заявлять, что не имеет отношения к трупу в холодильнике на кухне, и что он даже не из Сайлент-Хилла.

Эта встреча указывает на то, что Эдди винит себя за агрессивные действия и попытку убийства человека. Он винит себя настолько сильно, что психосоматически его начинает тошнить. Но в течении игры мы видим как меняется Домбровски. Как он поступает со своей виной.

Джеймс попадает в Потусторонний мир Эдди, который предстаёт в виде холодильной камеры с подвешенными на крюках мясными тушами. Это место по-видимому представляет холодную отрешённость Эдди от реальности и отсутствие у него угрызений совести, связанных с убийством людей.

В соседней холодильной камере Эдди признаёт, что убежал после того как убил собаку своего обидчика, и что это было весело, а её хозяину он прострелил ногу, тем самым окончательно демонстрируя свою жестокую натуру. Начинается бой, и Джеймс убивает Эдди.

Домбровски в отличие от Анжеллы нашёл способ жить с чувством вины. Если ранее он испытывал вину за свой лишний вес и спасался тем, что заедал стресс. То теперь он винит себя за то, что он получает удовольствие от насилия. Но когда мы находим его в морозильной камере — герой уже не испытывает вины — он её отрицает.

Отрицание — это защитный механизм психики проявляющийся в виде игнорирования или обесценивания какого-то явления. В случае с Эдди он начинает игнорировать свою вину, тем самым становясь опасным психопатом, получающим удовольствие от насилия.

Джеймс и Мэри

Джеймс Сандерленд главный герой игры поэтому его внутреннему конфликту уделяется больше всего внимания. В финале игры есть три основные развязки, каждая из которых напрямую связана с тем, как герой поступит со своей внутренней виной, но к ним мы перейдём позже. А пока о Джеймсе.

Джеймс и Мэри встретились на вечеринке у их общего друга. Их любовь превратилась из пылающей страсти в мирные, стабильные отношения. До того, как они поженились, Джеймс слушал, как Мэри играет на пианино. Мэри нравилось играть на пианино, и, хотя у неё не очень хорошо получалось, Джеймс всё равно любил слушать её игру

Незадолго после их отпуска Мэри поразила неизвестная неизлечимая болезнь и приковала её к больничной кровати. Её врач предполагал, что Мэри осталось жить менее трёх лет, и сказал Джеймсу, что при её состояния нет эффективных методов лечения. Физическое и душевное состояние Мэри стремительно ухудшалось; у неё начались резкие перепады настроения, и она гневно срывалась на Джеймсе, из-за чего тот стал реже посещать её. Напряжение между супругами росло, и Джеймс стал «немного выпивать», пытаясь заглушить боль и одиночество. Мэри начала страдать от суицидальной депрессии, она говорила «было бы проще, если бы они просто убили меня». Желание Мэри и Джеймса завести детей также стало несбыточным.

И так, Джеймс испытывает жуткое чувство беспомощности. Он не способен ни спасти свою любимый, ни облегчить её страдания. Долгое время он варится в этом состоянии. Я виноват в том, что я беспомощен. После чего начинаются срывы Мэри и скандалы из-за которых Джеймс начинает игнорировать Мэри и приходить всё реже. Я виноват в том, что не прихожу к Мэри так часто, как мог бы.


Какие они милые.
Какие они милые.

В последние дни своей жизни Мэри написала прощальные письма Лоре и Джеймсу и попросила свою медсестру-сиделку Рэйчел передать их после её смерти. Мэри разрешили вернуться домой на короткое время, поскольку её смерть была неизбежной, и она боялась, что может больше не увидеть Джеймса. Дома Джеймс должен был присматривать за Мэри и заботиться о ней, что в конце концов стало для него обузой.

Параллельно с этим у Джеймса возникает ещё одно напряжение. Сексуальное. Он не ведёт половую жизнь несколько лет, от чего его либидо начинает сводить его с ума. Но мысли об измене отсекаются. Я буду виноват перед Мэри, если изменю ей.

Из-за большого количества напряжение психика Джеймса переходит к защите в виде «проекции». Наделяя другой субъект качествами свойственными самому Джеймсу. Джеймс не виноват в том, что он страдает. В этом виновата Мэри.

К этому конфликту мы вернёмся позже.

Мария и Лора.

Мария ещё один персонаж игры. В отличие от других, она это ещё один внутренний демон Джеймса, только не настроенный к нему враждебно

Джеймс впервые встречается с Марией в парке Розуотер: завидев её силуэт в тумане, он принимает её за Мэри. Он озадачен её очень сильным внешним сходством с Мэри, на что Мария реагирует довольно игриво и насмешливо. Когда Джеймс собирается уходить, она идёт следом и спрашивает, может ли она остаться с ним, поскольку она совсем одна и вокруг бродят монстры, на что тот неохотно соглашается.

Мария мучает Джеймса. 
Мария мучает Джеймса. 

Мария — это фантазии о других отношениях. Новая девушка, которая с одной стороны выглядит как Мэри — что является безопасным для расшатанного сознания Джеймса, но с другой стороны она во всем отличается от супруги.

Мария в ходе игры трижды умирает. Несколько раз от рук Пирамидоголовых.

Причина, по которой Пирамидоголовые убивают Марию — это напомнить Джеймсу, о смерти Мэри; Джеймс находится в состоянии отрицания, а Мария является отвлечением, удерживающим его от Мэри. Через повторяющиеся смерти Марии Пирамидоголовый напоминает Джеймсу о смерти Мэри, заставляя его переживать вину и страдания.

Лора.

Лора

Будучи сиротой, Лора подружилась с Мэри Шеперд-Сандерленд за год до событий Silent Hill 2 и сильно привязалась к ней, как если бы Мэри была её собственной матерью. Неизвестно, как умерли родители Лоры, и почему она оказалась в больнице. Лора и Мэри были пациентками одной и той же неназванной больницы и находились под опекой одной и той же медсестры. Мэри описывала Сайлент-Хилл как красивое место и показывала Лоре много фотографий города.
Лора также получает письмо от Мэри, поэтому и отправляется в город.

Так, по описанию моих родителей, они ходили в школу. 
Так, по описанию моих родителей, они ходили в школу. 

Лора каким-то образом добирается до Сайлент-Хилла, очевидно сбежав из приюта или больницы, в которой она находилась. В интро Эдди сидит рядом с фургоном и держит большую карту, указывая на неё пальцем, а Лора шутливо пинает его. Это говорит о том, что Эдди помог ей отправиться в Сайлент-Хилл, после того как они случайно встретились на пути к городу

Лора злится на Джеймса за то, что тот долгое время не навещал Мэри в больнице.

В отличие от других персонажей, девочка ещё слишком юнна. И её внутренние демоны не сформированы. Из-за чего Сайлент хилл для неё безопасное место, по которому она может спокойной передвигаться.

ФИНАЛЫ.

Пришло время поговорить о развязке истории Джеймса и Мэри. А также о финалах игры.

Мэри стала обузой для Джеймса, и его внутреннее негодование начало постепенно расти, хотя он испытывал муки, видя её боль. Из-за эмоциональной травмы и опустошённости Джеймс постоянно пребывал в состоянии скорби. В конце концов он сломался: он подошёл к постели Мэри, поцеловал свою жену в лоб и затем задушил её подушкой.

Прощай, милая Мэри
Прощай, милая Мэри

Путь Анжелы.

Если Джеймс пойдёт по пути Анжеллы. И не сможет справиться с душевной болью, то он выберет суицид.

Джеймс встречает Мэри. Она говорит ему, что он достаточно выстрадал за её убийство, и даёт ему письмо. Мэри умирает прежде, чем Джеймс успевает помириться с ней. Затем показано, как Джеймс выносит труп Мэри из комнаты. Согласно новеллизации, труп Мэри уже находился в багажнике Джеймса, и он вытащил её и поместил на пассажирское сидение. Джеймс приходит к выводу, что он не может жить без Мэри и понимает, что прибыл в Сайлент-Хилл, чтобы покончить с собой. Далее слышно, как Джеймс направляет свою машину в озеро Толука, а также появляется вид со дна озера с пузырьками, поднимающимися на поверхность.

Путь Эдди.

Также Джеймс может пойти по пути Эдди. И начать игнорировать чувство вины за убийство.

Мэри злится на Джеймса за то, что он сделал, и трансформируется в финального босса. После победы над ней Джеймс показан смотрящим на озеро в парке Роузуотер. Появляется вновь живая Мария и спрашивает Джеймса, убил ли он Мэри снова. Он считает, что столкновение с Мэри было очередной иллюзией, и просит Марию быть с ним. Затем Мария отдаёт Джеймсу письмо Мэри. Джеймс и Мария покидают Сайлент-Хилл, однако Мария начинает кашлять, что подразумевает, что она заболеет, как и Мэри, и что события, которые привели Джеймса к убийству, могут повториться.

Путь принятия.

И есть ещё один путь. Джеймс принимает чувство вины и продолжает жить дальше.

Джеймс встречает Мэри. Она прощает его за то, что он убил её, даёт ему письмо и говорит, чтобы он продолжал жить. В следующей сцене Джеймс покидает Сайлент-Хилл через кладбище вместе с Лорой, возможно собираясь исполнить желание Мэри и удочерить девочку.

Не принятие.

Также есть финал, при котором Джеймс не принимает чувство вины и продолжает жить влекомый этим чувством. Он остаётся в Сайлент Хилле в надежде воскресить супругу.

Джеймс грустит, когда не принимает чувство вины.
Джеймс грустит, когда не принимает чувство вины.

История Джеймса, Анжеллы и Эдди показывают то, как сильно вина влияет на нас. Как она меняет наше поведение и диктует действия.

Важно помнить, что с ней можно справится и можно жить. Даже если потребуется помощь специалистов. Каждый человек заслуживает финала, в котором он покинет Сайлент Хилл в надежде на светлое будущее.
Увидимся.


Silent Hill 2

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
24 сентября 2001
2.4K
4.7
1 677 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Там ещё какая то концовка есть, странная. Когда Джеймс плывёт на лодке вместе с телом Мэри к острову посреди озера, собираясь сделать какой то дьявольский ритуал воскрешения. И экран темнеет, на этом игра заканчивается. Не совсем понял недосказанность этой концовки — видимо подразумевается что он совсем ëбнулся, и стал какую то херню мутить! Что на острове ничего хорошего не произойдёт, и живым он оттуда врят ли выберется. Но вообще его действия логичны — он нашёл способ воскресить Мэри, почему бы не попробовать, вдруг получится, они будут жить долго и счастливо, и вдвоём уедут из Сайлент Хилла

Это «путь не принятия».

«Также есть финал, при котором Джеймс не принимает чувство вины и продолжает жить влекомый этим чувством. Он остаётся в Сайлент Хилле в надежде воскресить супругу „©

Друже, «незадолго после» уж очень режет глаз. «Незадолго» может быть только «до». «Вскоре после» подойдет гораздо лучше.

Ага в остальном интересно, пиши еще!

Читай также