Пожалуй нет более культового хоррора затрагивающего тему психологизма и внутреннего мира персонажа, чем Сайлент Хилл 2. Трагичная история Джеймса Сандерленда и его жены Мэри изменила как франшизу, задав ей новый вектор, так и хоррор индустрию.
Вытесненная сексуальность, агрессия, страх и беспомощность. И главное — чувство вины. Что происходит внутри Джеймса и как его боль обретает черты чудовищ?
Сегодня я предлагаю поговорить о чувстве вины и его влиянии на человека, на примере главных героев игры Сайлент Хилл 2.
Меня зовут Василий М. Давайте начинать.
Синопсис.
Игра нас встречает главным героем Джеймсом. Молодой мужчина лет 30 горюет о гибели жены, которой не стало несколько лет назад. Она тяжело болела и долгое время была привязана к постели. Но Джеймс получил от неё весточку, что она будет ждать его в их месте.
На машине он прибывает на парковку с которой открывается вид на озеро, за которым расположился туманный город Сайлент Хилл.
В ходе игры герой встретится с другими гостями города и чудовищами населившими это место. А игрок узнает грустную историю пары Джеймса и Мэри.
Но что же из себя представляет город? Почему в это место стягиваются другие травмированные люди и откуда здесь чудовища?
Сайлент Хилл.
Сайлент Хилл — лишь на первый взгляд тихий курортный городок. Укрытый густыми лесами и отрезанный озером от остального мира. Но на самом деле это место, называть ему можно как вам угодно — подсознание, чистилище, аномальная зона. Это место притягивает к себе людей совершивших что-то ужасное и не способных справится с этим.
Город давит на чувство вины и высвобождают внутреннюю боль и ужас в материальных монстров.
Сайлент хилл это физического вооплощение ментального конфликта человека, поэтому для каждого он свой. Место не имеет какой-то цели, оно лишь позволяет заново столкнуться со своими внутренними демонами и пережить всё это ещё раз, чтобы в итоге…
Впрочем, итог будет у каждого свой. О чем свидетельствуют судьбы других гостей Сайлент Хилла.
Конфликт трёх героев.
Анжелла Ороско молодая официантка, девятндацати лет. Она прибыла в город в поисках пропавшей матери. Наблюдая за её поведением — видно, что девушка очень травмирована. Визуально она сьежена, словно боится занимать пространство и привлекать внимание. Её действия осторожны и пугливы. А сама она невыражает никаких эмоций кроме усталости и страха. Знакомясь с персонажем глубже мы узнаем её трагичную историю.
Анжела родилась и выросла в бедной и токсичной семье. Её отец, Томас Ороско,
агрессивный алкоголик лесоруб, насиловал и избивал её, будучи пьяным, на
протяжении всей её жизни. Вдобавок, вероятно её брат также мог насиловать её. В
результате у Анжелы развилось сильное чувство враждебности по отношению к
мужчинам (о чём свидетельствуют её агрессивные припадки в общении с Джеймсом).
Тем временем, мать Анжелы часто напоминала ей, что она заслуживает подобное
обращение, в результате чего Анжела терпела это, пока росла. Хотя мать Анжелы и
знала, что происходит, она никогда не вмешивалась. Похоже, что Анжела никогда
не говорила никому за пределами семьи о переживаемом ею насилии, возможно,
из-за страха, что её отец отомстит ей за это, смущения и незнания, к кому ей
обратиться. В неизвестный момент времени мать Анжелы в конце концов покинула
семью, оставив Анжелу наедине с отцом и братом.
Тут мы переходим к лейтмотиву всей истории — чувству вины.
В когнитивной психологии вина исследуется как способ
интерпретации событий. Аарон Бек считает, что вина и самокритика возникают как
результат приписывания себе причинности событий и ответственности за неудачи.
Условием переживания вины является внутренний локус контроля (свойство личности
приписывать успехи или неудачи только внутренним или внешним объектам).
Глобальное и стабильное самообвинение, носящее неуправляемый характер, приводит к болезненным переживаниям, а внутренние, частные, нестабильные или управляемые атрибуции являются желательным адаптивным способом переживания вины, так как они сочетаются с мобилизацией условий и стремлением контролировать ситуацию.
Мать Анжеллы поселила в девочке глубокое и деструктивное чувство вины — Я виновата в том, что меня насилуют. В следствии чего любая инициатива стала поводом для страха и тревог.
Однажды около полуночи в доме семьи Ороско Анжела взяла кухонный нож и в гневе ударила отца в шею, перерезав ему горло, а затем нанесла несколько ударов ножом по туловищу. В комнате остались свидетельства борьбы, из чего следует, что Томас сопротивлялся, но Анжела одолела его. Она не стала брать семейные деньги или прятать труп и сбежала из дома
После чего девушка чувствует зов Сайлент Хилла и отправляется на поиски матери в город. Попав сюда она уже переполнена двумя конфликтами — чувством вины за то, что была жертвой и чувством вины за убийство отца и брата.
В ходе игры герой сталкивается с внутренним демоном Анжеллы, выглядившим как два тела на кровати обтянутой кожей. Здесь легко угадывается символ изнасилования. Во время боя Анжелла напугана, но когда монстр поврежен она в порыве ярости убивает его окончательно. Повторяя паттерны поведения из жизни.
В последний раз Анжела появляется на горящей лестнице в отеле стоя между двумя окровавленными мужскими торсами, растянутыми в рамах, символизирующими её мёртвых отца и брата. Она говорит, что ей хотелось бы, чтобы он не спасал её от Абстрактного папочки (её личного демона), и просит Джеймса не жалеть её. Анжела разворачивается и начинает подниматься по лестнице. Прежде чем она уходит, Джеймс говорит, что там, где они находятся, жарко как в аду. Анжела отвечает: «Ты тоже это видишь? Для меня это всегда так». Она поднимается и исчезает в огне, вероятно намереваясь найти другой способ покончить с собой, чувствуя, что это единственный выход для неё.
Девушка оказалась не способна бороться с внутренним чувством вины и выбрала суицид. Болезненные переживания были настолько сильны, что единственным выходом виделась смерть.
История Анжелы показывает как человек при сильном чувстве вины способен пойти на самоубийство.
Эдди Домбровски: чувство вины и отрицание
Эдди считает свою жизнь «дерьмовой», и ему всё равно, что большинство женщин не считает его привлекательным, однако он не выносит травли. Из-за своего избыточного веса Эдди подвергался оскорблениям на протяжении всей своей жизни, пока его подавленный гнев не начал проявляться в форме вспышек насилия. Эдди не нравится тело, с которым он родился, и он чувствует, будто проиграл «генетическую лотерею», и ему надоело, что его судят по внешности. Один из обидчиков Эдди довёл его до такой степени, что Эдди застрелил его собаку из пистолета, после чего прострелил обидчику колено, хотя и не убил его. Затем Эдди пустился в бега и какое-то время скитался, прежде чем направиться в Сайлент-Хилл. Точно не известно, скрывался ли Эдди от полиции, поскольку, по его словам, он «просто бежал, потому что испугался».
Эдди впервые встречается в апартаментах «Вуд-Сайд», рвущим в туалете квартиры 101. Когда Джеймс Сандерленд приближается к нему, Эдди сразу же начинает заявлять, что не имеет отношения к трупу в холодильнике на кухне, и что он даже не из Сайлент-Хилла.
Эта встреча указывает на то, что Эдди винит себя за агрессивные действия и попытку убийства человека. Он винит себя настолько сильно, что психосоматически его начинает тошнить. Но в течении игры мы видим как меняется Домбровски. Как он поступает со своей виной.
Джеймс попадает в Потусторонний мир Эдди, который предстаёт в виде холодильной камеры с подвешенными на крюках мясными тушами. Это место по-видимому представляет холодную отрешённость Эдди от реальности и отсутствие у него угрызений совести, связанных с убийством людей.
В соседней холодильной камере Эдди признаёт, что убежал после того как убил собаку своего обидчика, и что это было весело, а её хозяину он прострелил ногу, тем самым окончательно демонстрируя свою жестокую натуру. Начинается бой, и Джеймс убивает Эдди.
Домбровски в отличие от Анжеллы нашёл способ жить с чувством вины. Если ранее он испытывал вину за свой лишний вес и спасался тем, что заедал стресс. То теперь он винит себя за то, что он получает удовольствие от насилия. Но когда мы находим его в морозильной камере — герой уже не испытывает вины — он её отрицает.
Отрицание — это защитный механизм психики проявляющийся в виде игнорирования или обесценивания какого-то явления. В случае с Эдди он начинает игнорировать свою вину, тем самым становясь опасным психопатом, получающим удовольствие от насилия.
Джеймс и Мэри
Джеймс Сандерленд главный герой игры поэтому его внутреннему конфликту уделяется больше всего внимания. В финале игры есть три основные развязки, каждая из которых напрямую связана с тем, как герой поступит со своей внутренней виной, но к ним мы перейдём позже. А пока о Джеймсе.
Джеймс и Мэри встретились на вечеринке у их общего друга. Их любовь превратилась из пылающей страсти в мирные, стабильные отношения. До того, как они поженились, Джеймс слушал, как Мэри играет на пианино. Мэри нравилось играть на пианино, и, хотя у неё не очень хорошо получалось, Джеймс всё равно любил слушать её игру
Незадолго после их отпуска Мэри поразила неизвестная неизлечимая болезнь и приковала её к больничной кровати. Её врач предполагал, что Мэри осталось жить менее трёх лет, и сказал Джеймсу, что при её состояния нет эффективных методов лечения. Физическое и душевное состояние Мэри стремительно ухудшалось; у неё начались резкие перепады настроения, и она гневно срывалась на Джеймсе, из-за чего тот стал реже посещать её. Напряжение между супругами росло, и Джеймс стал «немного выпивать», пытаясь заглушить боль и одиночество. Мэри начала страдать от суицидальной депрессии, она говорила «было бы проще, если бы они просто убили меня». Желание Мэри и Джеймса завести детей также стало несбыточным.
И так, Джеймс испытывает жуткое чувство беспомощности. Он не
способен ни спасти свою любимый, ни облегчить её страдания. Долгое время он
варится в этом состоянии. Я виноват в том, что я беспомощен. После чего
начинаются срывы Мэри и скандалы из-за которых Джеймс начинает игнорировать
Мэри и приходить всё реже. Я виноват в том, что не прихожу к Мэри так часто,
как мог бы.
В последние дни своей жизни Мэри написала прощальные письма Лоре и Джеймсу и попросила свою медсестру-сиделку Рэйчел передать их после её смерти. Мэри разрешили вернуться домой на короткое время, поскольку её смерть была неизбежной, и она боялась, что может больше не увидеть Джеймса. Дома Джеймс должен был присматривать за Мэри и заботиться о ней, что в конце концов стало для него обузой.
Параллельно с этим у Джеймса возникает ещё одно напряжение.
Сексуальное. Он не ведёт половую жизнь несколько лет, от чего его либидо
начинает сводить его с ума. Но мысли об измене отсекаются. Я буду виноват перед
Мэри, если изменю ей.
Из-за большого количества напряжение психика Джеймса
переходит к защите в виде «проекции». Наделяя другой субъект качествами
свойственными самому Джеймсу. Джеймс не виноват в том, что он страдает. В этом
виновата Мэри.
К этому конфликту мы вернёмся позже.
Мария и Лора.
Мария ещё один персонаж игры. В отличие от других, она это ещё один внутренний демон Джеймса, только не настроенный к нему враждебно
Джеймс впервые встречается с Марией в парке Розуотер: завидев её силуэт в тумане, он принимает её за Мэри. Он озадачен её очень сильным внешним сходством с Мэри, на что Мария реагирует довольно игриво и насмешливо. Когда Джеймс собирается уходить, она идёт следом и спрашивает, может ли она остаться с ним, поскольку она совсем одна и вокруг бродят монстры, на что тот неохотно соглашается.
Мария — это фантазии о других отношениях. Новая девушка, которая с одной стороны выглядит как Мэри — что является безопасным для расшатанного сознания Джеймса, но с другой стороны она во всем отличается от супруги.
Мария в ходе игры трижды умирает. Несколько раз от рук Пирамидоголовых.
Причина, по которой Пирамидоголовые убивают Марию — это напомнить Джеймсу, о смерти Мэри; Джеймс находится в состоянии отрицания, а Мария является отвлечением, удерживающим его от Мэри. Через повторяющиеся смерти Марии Пирамидоголовый напоминает Джеймсу о смерти Мэри, заставляя его переживать вину и страдания.
Лора.
Лора
Будучи сиротой, Лора подружилась с Мэри Шеперд-Сандерленд за
год до событий Silent Hill 2 и сильно привязалась к ней, как если бы Мэри была
её собственной матерью. Неизвестно, как умерли родители Лоры, и почему она
оказалась в больнице. Лора и Мэри были пациентками одной и той же неназванной
больницы и находились под опекой одной и той же медсестры. Мэри описывала
Сайлент-Хилл как красивое место и показывала Лоре много фотографий города.
Лора также получает письмо от Мэри, поэтому и отправляется в город.
Лора каким-то образом добирается до Сайлент-Хилла, очевидно сбежав из приюта или больницы, в которой она находилась. В интро Эдди сидит рядом с фургоном и держит большую карту, указывая на неё пальцем, а Лора шутливо пинает его. Это говорит о том, что Эдди помог ей отправиться в Сайлент-Хилл, после того как они случайно встретились на пути к городу
Лора злится на Джеймса за то, что тот долгое время не навещал Мэри в больнице.
В отличие от других персонажей, девочка ещё слишком юнна. И её внутренние демоны не сформированы. Из-за чего Сайлент хилл для неё безопасное место, по которому она может спокойной передвигаться.
ФИНАЛЫ.
Пришло время поговорить о развязке истории Джеймса и Мэри. А также о финалах игры.
Мэри стала обузой для Джеймса, и его внутреннее негодование начало постепенно расти, хотя он испытывал муки, видя её боль. Из-за эмоциональной травмы и опустошённости Джеймс постоянно пребывал в состоянии скорби. В конце концов он сломался: он подошёл к постели Мэри, поцеловал свою жену в лоб и затем задушил её подушкой.
Путь Анжелы.
Если Джеймс пойдёт по пути Анжеллы. И не сможет справиться с душевной болью, то он выберет суицид.
Джеймс встречает Мэри. Она говорит ему, что он достаточно выстрадал за её убийство, и даёт ему письмо. Мэри умирает прежде, чем Джеймс успевает помириться с ней. Затем показано, как Джеймс выносит труп Мэри из комнаты. Согласно новеллизации, труп Мэри уже находился в багажнике Джеймса, и он вытащил её и поместил на пассажирское сидение. Джеймс приходит к выводу, что он не может жить без Мэри и понимает, что прибыл в Сайлент-Хилл, чтобы покончить с собой. Далее слышно, как Джеймс направляет свою машину в озеро Толука, а также появляется вид со дна озера с пузырьками, поднимающимися на поверхность.
Путь Эдди.
Также Джеймс может пойти по пути Эдди. И начать игнорировать чувство вины за убийство.
Мэри злится на Джеймса за то, что он сделал, и трансформируется в финального босса. После победы над ней Джеймс показан смотрящим на озеро в парке Роузуотер. Появляется вновь живая Мария и спрашивает Джеймса, убил ли он Мэри снова. Он считает, что столкновение с Мэри было очередной иллюзией, и просит Марию быть с ним. Затем Мария отдаёт Джеймсу письмо Мэри. Джеймс и Мария покидают Сайлент-Хилл, однако Мария начинает кашлять, что подразумевает, что она заболеет, как и Мэри, и что события, которые привели Джеймса к убийству, могут повториться.
Путь принятия.
И есть ещё один путь. Джеймс принимает чувство вины и продолжает жить дальше.
Джеймс встречает Мэри. Она прощает его за то, что он убил её, даёт ему письмо и говорит, чтобы он продолжал жить. В следующей сцене Джеймс покидает Сайлент-Хилл через кладбище вместе с Лорой, возможно собираясь исполнить желание Мэри и удочерить девочку.
Не принятие.
Также есть финал, при котором Джеймс не принимает чувство вины и продолжает жить влекомый этим чувством. Он остаётся в Сайлент Хилле в надежде воскресить супругу.
История Джеймса, Анжеллы и Эдди показывают то, как сильно вина влияет на нас. Как она меняет наше поведение и диктует действия.
Важно помнить, что с ней можно справится и можно жить. Даже
если потребуется помощь специалистов. Каждый человек заслуживает финала, в
котором он покинет Сайлент Хилл в надежде на светлое будущее.
Увидимся.
Лучшие комментарии
Там ещё какая то концовка есть, странная. Когда Джеймс плывёт на лодке вместе с телом Мэри к острову посреди озера, собираясь сделать какой то дьявольский ритуал воскрешения. И экран темнеет, на этом игра заканчивается. Не совсем понял недосказанность этой концовки — видимо подразумевается что он совсем ëбнулся, и стал какую то херню мутить! Что на острове ничего хорошего не произойдёт, и живым он оттуда врят ли выберется. Но вообще его действия логичны — он нашёл способ воскресить Мэри, почему бы не попробовать, вдруг получится, они будут жить долго и счастливо, и вдвоём уедут из Сайлент Хилла
Это «путь не принятия».
«Также есть финал, при котором Джеймс не принимает чувство вины и продолжает жить влекомый этим чувством. Он остаётся в Сайлент Хилле в надежде воскресить супругу „©
Друже, «незадолго после» уж очень режет глаз. «Незадолго» может быть только «до». «Вскоре после» подойдет гораздо лучше.
Ага в остальном интересно, пиши еще!