3 марта 2023 3.03.23 1 814

Не жалкие букашки! TMNT на Game Boy Advance и Nintendo DS

+4

Вспоминаем игры, которые не вошли в “Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection”. Крутые 2D битемапы и платформеры от Konami и UbiSoft. Немного черепашьей истории и воспоминаний о больших играх.

Начинаем серию обзоров старых игр про Черепашек-ниндзя! В 90-е Konami сделала невозможное – “TMNT III: The Manhattan Project” был одним из лучших битемапов на Денди (NES), а по “TMNT: Tournament Fighters” и сегодня проводятся турниры. С падением популярности сериала поток игр про Черепах иссяк. Но, с выходом нового мультсериала, Konami снова взялась за работу.

UbiSoft печально известна своим отношением к портативным играм по лицензии. Эти игры были абсолютно безжизненные и скучные. Но для Черепах французы сделали исключение. В общем, перед нами интересная ситуация – обе компании делали игры как для Game Boy Advance (GBA), так и для Nintendo DS (NDS). Такие игры могли быть на Сеге и PS1. Я прошёл их все и составил тир-лист. КАВАБАНГА!

Teenage Mutant Ninja Turtles (2003 год)

Старшая версия “TMNT 2003” была хорошо у нас известна. В 2000-х очень мало слэшеров и битемапов выходило на ПК. Так что Konami со своей игрой успешно вписались. В неё можно было рубиться вдвоём, а ещё там был режим файтинга! Благодаря оригинальному подходу к графике, игра даже в наше время хорошо смотрится. К геймплею, конечно, можно придраться... Но для своего года эта была отличная игра. “Devil May Cry 3” и “God of War“ ещё даже не вышли.

 

Game Boy Advance (Konami)

На GBA нас ждёт смесь платформера и 2D битемапа. Игра сразу встречает нас ужасной зашакаленной заставкой из мультика. Даже маленький экран не может это полностью исправить. Но сама “TMNT 2003” вполне неплохая игра. Её очень хочется сравнить с прошлыми черепахами от Konami “TMNT III: Radical Rescue”.

Больше всего мне понравилась боевая система. У каждой черепахи свои приёмы и уникальные фишки. Донателло умеет очень высоко прыгать, а Микеланджело отскакивать от стен. Но уже здесь возникает проблема. Дело в том, что “TMNT III: Radical Rescue” была метроидванией, а “TMNT 2003” линейна. Нас часто запирают в комнате с кучей врагов, и в игре очень много уровней. Возможно я слишком люблю метроидвании от Konami, но мне подход в “TMNT III: Radical Rescue” нравится намного больше. В “TMNT 2003” много заставок, которые сильно сбивают темп. Это тот случай, когда игра буквально душит огромными тоннами бессмысленного текста.

Особенно крутыми в “TMNT 2003” получились мини-игры. Тир, шмап и даже поездка на скейте в духе Соника… Прекрасное использование железа портативки! Гонку с Кейси Джонсом я надолго запомню из-за её сложности. Очень зашёл сундтрек игры. Класные 16-битные треки, как в старые добрые времена. Подводя итог, хочу сказать, что мне понравилась “TMNT 2003”, но у меня постоянно было ощущение, что у игры раздвоение личности. С одной стороны “TMNT 2003” – это продолжение классических игр про Черепах. Но при этом чувствовалась безжизненность игр по лицензии на GBA. Тир: B.

 

Teenage Mutant Ninja Turtles 2: Battle Nexus (2004 год)

У меня тяжёлые отношения с ПК версией этой игры. Я пропустил релиз и поиграл в “TMNT 2” спустя пару лет. Диск с игрой подарил мне мой друг Денис, когда я приезжал к бабушке в Беларусь. В то время активно шла смена поколений консолей, и “TMNT 2” показалась мне немного устаревшей. Визуальный стиль на мой вкус стал хуже, а сюжет казался очень странным. Игра была менее целостной, репетативной по сравнению с первой частью. Мне понравилось поведение камеры и возможность поменять черепашку во время боя. Но я прошёл один раз – и забыл. Тем не менее Денис постоянно рубился в режим турнира, и ему эта игра понравилась намного больше “TMNT 2003”.

 

Game Boy Advance (Konami)

Черепашки мутанты ниндзя… НИНДЗЯ! Видимо такая мысль возникла у сотрудника Konami во время планирования версии для GBA. Иначе очень сложно объяснить смену жанра на стелс. Каждый уровень черепахи начинают практически безоружными, ведь истинный ниндзя должен сам найти орудия убийства. Стелс в игре получился невероятно душным. Нужно снова и снова, очень долго выполнять одинаковые действия.

Противников людей ещё можно как-то прикончить с помощью сюрикенов, но, как только на сцену выходят трицератоны, про стелс убийства можно забыть. При этом игра получилась очень длинной и однообразной. Но, самое худшее, это обязательный бэктрекинг. В “TMNT 2” необходимо собирать кристаллы, чтобы продвинуться по сюжету. При этом многие тайники требуют наличия определенной черепахи. Мне пришлось записывать в Excel места с легкими секретками.

Но, при всех недостатках, в “TMNT 2” крутая боевая система и хорошие битвы с боссами. Сражения стали намного яростнее, быстрее и более сбалансированные. В этой игре самая крутая битва с финальным боссом. Я минуты 2 смеялся, когда понял что передо мной неубиваемый Шреддер, а когда он призвал своего клона… В “TMNT 2” есть очень крутые мини-игры – качество сильно выросло по сравнению с первой частью. У игры прекрасный визуальный стиль и саундтрек. Но всё это не может вытянуть общую унылость. Тир: C.

 

Teenage Mutant Ninja Turtles 3: Mutant Nightmare (2005 год)

Эту игру я прошёл спустя 10 лет после выхода. Konami решила не делать ПК версию, и мне пришлось довольствоваться релизом на PS2. Главной проблемой “TMNT 3” стало то, что игра сильно заточена на прохождение вчетвером. Даже когда ты играешь один, на экране будут ещё 3 черепахи под управлением ИИ. Камера взлетела высоко вверх, и игра визуально стала похожа на “Diablo”. Мне “TMNT 3” абсолютно не зашла. Я часто путался в черепахах, а бои под конец сильно надоели.

 

Nintendo DS (Konami)

Смена поколений и возвращение к корням. В Konami провели большую работу, и игра выглядит потрясающе на экранах Nintendo DS! Мне очень понравилась проработка задников, с помощью 3D моделей Konami добились ощущения объемности. Боевая система стала ещё более проработанной, хотя и потеряла немного динамики по сравнению с “TMNT 2”. Важно понимать, что в целом она такая же, как и в первой части. Главным нововведением стали командные удары, наносящие огромный урон. К сожалению, когда вы вступаете в бой, игра начинает противно пиликать и буквально заставляет вас потратить ценный супер-удар.

В начале “TMNT 3” мне показалась довольно скучной. Куча боёв с одинаковыми противниками. Но постепенно игра разгоняется, а после победы над Шреддером начинается настоящий эпик. Особенно весёлыми получились уникальные уровни для каждой черепахи. Эпичная поездка Рафа и Кейси на байке, совместная миссия Кожеголового и Микеланджело.

Эту игру, как и прошлые части, поразило проклятие затянутости. Дело в том, что 90% уровней в “TMNT 3” одинаковые. Но, если вы хотите увидеть истинный финал, вам придётся пройти игру 4 раза. При этом даже на одно прохождение уйдёт в несколько раз больше времени, чем на “Teenage Mutant Ninja Turtles: The Hyperstone Heist”.

Мне понравилась эта игра. По моему именно игры с Nintendo DS заслуживают переизданий и ремастеров больше всего. Konami зря не выпустила версию для GBA. За исключением пары мини-игр для сенсорного экрана в “TMNT 3”, нет того, что не вывезет Game Boy Advance. Тир: A.

 

Эра Ubisoft

Konami ещё успела выпустить одну большую черепашью игру под названием “Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutant Melee”. Эта был средний файтинг по лицензии. Даже на ПК “TMNT: Mutant Melee” смотрелась слабовато, а на PS2 была и вовсе одна из лучших библиотек файтингов. В 2005 году уже вышли “Tekken 5”, “Mortal Kombat: Deception”, “Guilty Gear XX” и “Capcom vs. SNK 2”, так что у черепах было мало шансов. Портативной версии у этой игры не было, поэтому проходим мимо.

 

Сериал про черепах 2003 года продолжал жить, но его очень сильно штормило. Тут и смена рисовки и переход на новый канал с мягким перезапуском. На подходе был новый CGI мультфильм, который должен был стать продолжением трилогии live-action фильмов 90-х. Началась новая битва за лицензию, в которой Konami ждало сокрушительное поражение.

Ubisoft нацелилась сделать нечто большее, чем обычную игру по кинолицензии. У “TMNT 2007” чувствовался большой потенциал, но чуда не случилось. Самое крутое – это механика платформинга, взятая напрямую из трилогии “Prince of Persia”. Та самая физика и ощущения! Но даже с платформингом встречались проблемы: недостаток плавности и проработанности, пережёванный контент из трилогии. Боевая система получилась ещё хуже. В игре была отвратительная отдача – бить врагов совершенно неинтересно. Хочется спросить Ubisoft, где был человек сделавший боёвку в “Prince of Persia: Warrior Within”? В целом “TMNT 2007” была нормальной игрой, но, оглядываясь сейчас, даже “TMNT 2” мне нравится больше. У “TMNT 2007” не было даже шанса, ведь уже в ноябре вышла сама “Assassin’s Creed”. На тот момент “Assassin’s Creed” казалась чем-то совершенно новым и революционным. Фильм не получил продолжение, хоть и был в целом удачен и даже принёс прибыль.

 

TMNT (2007 год)

Game Boy Advance (Ubisoft)

Великолепный французский beat ’em up! В 2007 году Game Boy Advance был не очень актуальной консолью, ведь Nintendo DS уже несколько лет была на рынке. “TMNT 2007” стала для Ubisoft одной из последних игр, выпущенных на GBA. Но зато какой! В игре просто потрясающий pixel art. Иногда я просто стоял на месте и наслаждался картинкой. Пожалуй только “TMNT: Shredder’s Revenge” может превзойти “TMNT 2007” в плане стиля.

В игре очень интересная и динамичная боевая система. У неё нет ничего общего с боёвкой из игр от Konami. Больше всего мне понравилась возможность бесконечно подкидывать врагов и набивать очки. В игре нет мультиплеера, но, при заполнении шкалы ярости, можно призвать братана-черепашку. В пылу битвы брат раскидает врагов по углам, а в спокойное время приготовит пиццу. Ещё одной уникальной механикой стала возможность подбирать оружие. Выглядит довольно странно, когда Леонардо меняет катаны на арматуру, или Микеланджело носится с гигантским двуручным мечом. Но тактика и баланс в “TMNT 2007” есть, а к отступлению от канона можно привыкнуть.

Во многих аспектах “TMNT 2007” современная игра. Черепахи могут гулять по своему району Нью-Йорка, покупать снаряжение и патрулировать улицы. В “TMNT 2007” есть испытания и даже достижения. Что важно, все элементы созданы исключительно ради реиграбельности, а не затягивания игры. Тир: S.

 

Nintendo DS (Ubisoft)

Несмотря на то, что часть 3D моделей взята напрямую из старшей версии, это абсолютно самостоятельная игра. Весь геймплей можно разделить на две части: 3D платформер и битемап. При этом переходы получились довольно резкими, когда черепахи вступают в бой – в игре меняется ракурс камеры и даже управление.

Можно сказать, что в Ubisoft революционно подошли к идее управления в режиме платформера. Все прыжки в игре построены с помощью скриптов. Расчет расстояния? Управление персонажем в полёте? Этих привычных вещей в “TMNT 2007” на NDS нет. При этом в “TMNT 2007” нет одной отдельной кнопки для прыжка… Ubisoft решила задействовать сразу все 4 кнопки Nintendo DS! Сказать, что это плохое управление – это не сказать нечего. Часто я не понимал, чего от меня хотят французы. Фиксированная камера стала большой проблемой. В одних и тех же ситуациях игра требовала от меня нажатия разных кнопок. Радует только то, что “TMNT 2007” в целом очень терпима к таймингу – у вас есть время нажать другую кнопку, если вы ошиблись. Но хуже всего – это прыжки с зажатием клавиш. Я просто умирал в 50% случаев.

Боевая система в игре практически отсутствует. Я вообще не обращал внимания на врагов и тупо спамил одну кнопку атаки. Только на боссах мне приходилось иногда использовать уворот. Большая часть прохождения “TMNT 2007” абсолютно не вызывает челленджа, но под конец игра превращается в настоящий ад.

В “TMNT 2007” просто отвратительные графика и музыка. NDS была достаточно мощной консолью и могла выдавать хорошую картинку в трёхмерных играх: “Metroid Prime Hunters”, “Ōkamiden”, “Mario Kart DS”. Но в “TMNT 2007” просто мерзотная картинка с уродливыми зелёными Буратинами вместо черепах. На самом деле, при должном желании, из игры мог бы получиться какой-нибудь “Jackie Chan: Stuntmaster”, но Ubisoft даже не старалась. Если вам, по непонятной причине, вдруг захотелось поиграть в этот “шедевр”, обратите внимание на версию для PlayStation Portable. Он в целом ненамного лучше, но на PSP хотя бы нормальная графика. Тир: D.

 

Черепашкам-ниндзя 25 лет

Шикарный артбук, выпущенный в честь праздника
Шикарный артбук, выпущенный в честь праздника

В 2009 году Ubisoft потянуло на эксперименты. Компания ещё владела лицензией на черепашек, но твёрдой базы у французов не было. “Черепашки навсегда” вышли сразу на DVD, поэтому Ubisoft благополучно проигнорировала этот фильм.

 

“Teenage Mutant Ninja Turtles: Smash-Up” файтинг в стиле “Super Smash Bros” для PS2 и Wii. Игра получилась очень странной и скучной. Дело в том, что этот файтинг не основан на какой-то конкретной черепашьей вселенной. Но при этом в “TMNT: Smash-Up” использовалась заставка в духе оригинальных комиксов Mirage Studios, а 3D модели были напрямую взяты из “TMNT 2007”...

Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles in Time Re-Shelled” – ремейк классического аркадного битемапа “Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles in Time”, вышедший на Xbox Live Arcade и PSN. В эту игру я поиграл намного раньше, чем в оригинальную “TMNT: Turtles in Time”. У меня была прошитая PS3, и в какой-то момент я решил тряхнуть стариной и скачал эту игру. Это был настоящий праздник – яркий, крутой beat ’em up, как в старые добрые времена! Сейчас, из-за использования 3D моделей, эта игра может показаться устаревшей, но французы проделали действительно огромную работу, добавив много мелких деталей и дополнительных игровых режимов, которых нет на аркадах и SNES. Очень жаль, что эта версия не вошла в “Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection”.

Teenage Mutant Ninja Turtles: Arcade Attack (2009 год)

Nintendo DS (Ubisoft)

Попытка сделать полноценную третью аркадную игру про черепах! Пожалуй, это тот случай, когда идея была хорошей, но реализация… Но сначала о хорошем – в игре очень крутые чёрно-белые заставки в духе комиксов от Mirage Studios. Каждая заставка выглядит очень стильно и атмосферно.

Про геймплей мне особо нечего сказать. Дело в том, что в игре нет нечего кроме бесконечных боёв. Убили двух бандитов? Получите три! В “TMNT: Arcade Attack” нет смешных анимаций или необычных появлений врагов. Но главная проблема – в боевой системе. Разница между черепахами очень маленькая, а у врагов очень много ХП. Графика в целом получилась нормальной, но вся игра выполнена в серых и мрачных тонах. Тир: C.

 

По TMNT вышло ещё очень много разных игр. Многие идеи, заложенные Konami и Ubisoft, нашли своё применение в играх про черепах на Nintendo 3DS. Настоящая большая аркадная игра всё-таки увидела свет. Ну а в 2022 вышла великолепная “Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder’s Revenge”.

Тир-лист
Тир-лист

Но справедливость по-прежнему не восторжествовала. У TMNT богатая история ПК игр. Порты на Amiga, ZX Spectrum и Commodore 64 ждут своего часа! Я очень хочу написать про каждую игру с зелёной четвёркой. А на сегодня всё!


Лучшие комментарии

Блог классный. Многие авторы правда не учитывают что эти и другие игры не попали в сборник из-за того что тематика сборника была Черепах 80х, чтоб собрать хайп и ознакомить новичков прошедших shredder revenge

Читай также