Moon: Remix RPG Adventure. Undertale из 90-х или первая «анти-рпг» в истории.
Знаете, я не знаю как написать правильно этот пролог…
Серьезно, изначально я хотел сюда написать что-то про «скрытые алмазы игровой индустрии» или про игры пародии высмеивающие целые жанры и прочие вещи из игр. Но в конце концов я решил, если я собираюсь рассказывать об игре чья суть в высмеивании и пародировании целого игрового жанра, то почему бы не посмеяться над тем фактом что некоторые люди про написании блогов или чего-нибудь еще, стараются налить побольше воды чтобы их текст казался больше и наполненным смыслом… Так… Погодите минуту…
Ладно. Давайте уже приступать…
Создание игры.
Moon: Remix RPG Adventure — ролевая игра выпущенная 16 октября 1997 года для Playstation 1, и разработанная Love-de-Lic.
Love-de-Lic — была основана в 1995 году. Одним из основателем был Кеничи Ниши — видеоигровой дизайнер, который в свое время работал над Super Mario Rpg и Chrono trigger. Ниши вместе с другими сотрудниками Square (Ныне SquareEnix), решили уйти из компании ради создания своих независимых игр.
В целом это была основная основная информация о разработке которую можно найти, по крайней мере это то что сумел найти я. Не удивительно, учитывая мало известность игры, а уж тем более разработчиков…
Но думаю очевидно одно — учитывая опыт работы над разработкой JRPG-игр и повсеместную популярность жанра, особенно в японии, разработчики решили пойти на небольшой эксперимент. Что если взять все основные элементы жанра и перевернуть их с ног на голову, и посмотреть на него под другим углом.
И теперь после всего этого мы начинаем говорить об игре!
Сюжет
Игра начинается довольно необычно. Мы играем за мальчика, который в свою очередь начинает играть в игру под названием Moon.
Игра начинается с катсцены которая поясняет что сюжет, мир, персонажей и… прочую беллеберду на которую всем насрать и которую никто не читает. И игра подигрывает нам суя так много текста, который проматывется настолько быстро, что ты не успеваешь прочитать и пары строк…
Сама же игра начинается в тронном зале, где в роли рыцаря по имени — Герой, мы получаем задание от короля, наша цель одолеть дракона, который терроризирует эти земли. Выйдя из замка мы попадаем в город, где жители рады герою, поют ему дифирамбы, и даже позволяют взять все вещи что у них есть дома, ведь это поможет Герою в борьбе с драконом.
Герой начинает свое путешествие! Он убивает ужасного слизня, спасает девочку от страшного шипастого монстра, и уже на подходе к замку дракона, с легкостью одолевает целую орду монстров.
И наконец, Герой начинает битву с драконом нанося ему 9999 урона за каждый удар! И уже в момент когда дракон уже почти пал, мы слышим…
«Эй! Перестань играть в эту игру и иди спать.»
Мы тут же возвращаемся к мальчику, который уже заигрался до поздней ночи и чья мама отправляет спать. Выключив телевизор мальчик идет ложится спать, но неожиданно телевизор включается и на нем начинаются помехи. Мальчик идет обратно и пытается выключить телевизор. Но внезапно, он проваливается внутрь телевизора и начинает падать с неба вниз.
Мальчик упал прямо в двор замка, где уже собрались жители города. Он в виде бесплотного духа пытается поговорить с людьми, но на него никто не обращает внимание. Войдя в замок он обращается к стражникам, но и они не видят мальчика. И войдя в зал перед ним предстает до боли знакомая сцена.
Когда Герой уходит, мальчик пытается поговорить с королем и его министром, но помощи от них он очевидно не получает. После этого мальчик начинает ходить по городу изучая его и пытаясь понять что произошло? За городом он натыкается на маленький домик. И войдя внутрь он встречает бабушку Грамби. Услышав знакомый голос она обращается к нам и спрашивает нас, являемся ли мы её внуком? Ответив да, бабуля невероятно рада этому. Даже не смотря на то что все говорили что её внук пропал и вероятно погиб, она верила что он жив и обязательно вернется. После этого Грамби укладывает мальчика спать и он засыпает.
И внезапно ему сниться необычный сон. К нему обращается некая женщина в виде головы. Она объясняет ему основу мира Moon, а именно — любовь. Наша цель это получить любовь с жителей этого мира, чем больше любви мы получим тем сильнее мы будем. И таким способом мы сумеем помочь этому миру.

Проснувшись, бабуля дает мальчику любимую одежду её внука и таким образом у нас появляется хоть и странное, но все же тело. Одевшись, Грамби дает нам поручение, чтобы мы сходили в пекарню и купили ей булку хлеба, бонусом дав нам немного печенья.
Ииииииии после всего этого! Давайте поговорим про геймплей.
Геймплей
Игру частно относят к жанру рпг, хотя это не совсем так. Геймплейно игра представляет собой скорее адвенчуру с элементами рпг — где мы ходим и исследуем этот мир. От рпг тут есть разве что есть элементы прокачки, но об этом позже. Исследовать этот мир, к сожалению, нам долго не получиться, ведь одной из главных геймплейных фич является — время.
Дело в том что в Moon все идет в реальном времени. В игре есть смена дня и ночи, а так же смена дней недели, которые схожи с обычными днями недели. И в связи с этим мир не стоит на месте. Каждый NPC в игре имеет свое расписание, и в зависимости от дня недели и времени суток они будут заниматься определенными делами. Например во время местного воскресения большинство жителей города отдыхают и занимаются своими делами, а почти все магазины закрываются.

Возвращаясь к ограничениям в исследовании мира, у нас есть лимит по времени во время которого мы можем передвигаться по миру. Когда время заканчиваться мы начинаем уставать и передвигаться крайне медленно, ну, а когда время иссякнет герой упадет без сил и мы получим Game over. Чтобы продлить время бодрствования, можно поедать еду, однако что бы полностью восполнить запас сил мы должны лечь спать. Сон это также единственный способ сохраниться в игре. Чтобы увеличить лимит энергии мы как раз таки и должны копить любовь. Собрав определенное количество любви мы получим новый уровень, который и увеличить нашу полоску энергии. По началу мы активничаем не дольше дня, но концу игры мы сможем спокойно перемещаться по миру аж целую неделю.
Возникает закономерный вопрос — А как получить так важную нам любовь?
Есть два способа. Первый вполне очевидный. Мы должны выполнять задания персонажей, как-то им помогать или исполнять их различные желания. Ну, а второй способ — довольно интересный.
В один момент выйдя из города мы наблюдаем за тем — как Герой зверски убивает милого слизня при помощи магической молнии, после этого из тела слизня выходит его дух, а герой цинично уходит. Пойдя за ним, мы неожиданно видим необычного человека. Его зовут Дулоттоле и он сильно опечален смертью этого невинного существа, но ещё не все потеряно. Он объясняет что монстра можно спасти, для этого нужно поймать его душу, после чего она вернется обратно в тело. Сделав это слизень оживает, а за ним на летающей тарелке прилетает странный пришелец, который собирает слизня, после чего он оставляет нам немного денег, и вдобавок мы получаем немного любви. Дулоттоле поблагодарит нас после чего даст нам его энциклопедию где описан каждый зверь в этом мире
Данная механика спасения монстров является одной из главных в игре, и выполнена она интересно. Всего в игре 51 монстров и почти каждый из них имеет свою уникальную механику поимки. Кто-то появляется лишь в определенное время суток, кто-то лишь при совершении каких-то действий со стороны игрока, а для появления некоторых нужно просто стоять месте и ничего не делать, или наоборот, для поимки души нужно попасть в тайминг и вовремя схватить душу. Что бы понять каким образом поймать душу, мы должны подойти к телу и повзаимодействовать с ним, тогда откроется энциклопедия где будет краткое описание существа, из которого можно будет понять как его спасти.

Раз уж я раннее упомянул о деньгах, давайте немного о них по подробнее.
Местная валюта — Йомен, нужна для покупки предметов в магазинах. А именно у пекаря можно купить выпечки, а в магазине у странного продавца в тюрбане Курио можно взять удочку, наживку к ней, косточку и плакат Героя. Так же ему можно продавать разные вещи и также за них получать деньги.

Инвентарь нашего персонажа хоть и большой, но ограниченный. Однако в любой момент мы можем убрать вещи в бесконечный склад, в котором вещи сортируются по разным категориям. Среди них есть карточки персонажей; используя карточку на персонаже он может рассказать что-нибудь о том персонаже, которому эта карточка принадлежит.
В принципе это были все основные геймплейные особенности игры. Так что давайте обсудим визуальную часть игры.
Графика и визуальный стиль
Графика игры выполнена в необычном 2D, нарисованные персонажи на фоне трехмерных задников; внешне чем-то напоминает третью часть Легенды о Кирандии, где был применен похожий стиль графики. Так же иногда используется и пластилиновая графика, например все модельки монстров и их анимации выполнены таким образом.
Визуальный стиль игры выглядит довольно необычно. Мир игры населяют множество персонажей, чей дизайн выполнен в простенькой карикатурной стилистике, что с учетом основной идеи игры подходит ей идеально.
Хочется немного затронуть тему музыки, в Moon её одновременно много и в тоже время её почти нет. Музыка играет лишь на некоторых локациях, все остальное время мы будем слышать лишь тишину. Но разработчики дали нам довольно необычное решение. У нашего героя есть музыкальный проигрыватель, в котором мы можем ставить музыку которую мы найдем, в любом выставленном нами порядке. Для проигрывателя нам понадобятся диски с музыком. Пару дисков вы получите после завершения некоторых квестов, а один можно будет найти в комнате одного из персонажей. Остальные диски нужно покупать у рокера Бёрна, который сидит в пещере и тренируется играть соло на своей гитаре. Каждый диск стоит всего 100 йоменов. Все треки написаны в разных стилях и жанрах и звучат довольно хорошо (Некоторые из треков у меня даже есть в плейлисте), и во время прохождения вы обязаны купить их все! Я это сделал и вы обязаны!!! СКУПИТЕ ВСЕ ТРЕКИ БЁРНА, КОМУ Я ГОВОРЮ!!!!!!!

Основная идея игры и смысл
Из выше описанного не сложно догадаться что Moon: Remix RPG Adventure — это одна большая пародия на весь жанр JRPG. Об этом говорит как сам геймплей, где мы прокачиваемся не за счет убийства монстров, а наоборот спасением их жизней и дружбой с жителями этого мира; так и сюжетные моменты в самой игре, например жителям вообще не нравится сам факт того что Герой просто ходит по их домам, берет все что ему вздумается и порой без причины творит всякий беспредел, например пытается убить безобидного песика Тао. Забавно что некоторые моменты из пролога происходят и в основной игре, но уже под другим углом и совсем другим контекстом и с этой перспективы действия Героя выглядят уже не только жестокими, а иногда и просто абсурдными.
Все выше перечисленное является очевидным стебом над популярными jrpg того времени как Dragon Quest и Final fantasy. В наше время существует куча игр пародий, в которых высмеиваются не только конкретные жанры и игры, но и сам гейминг в целом. А в то время такая идея была для многих в новинку. И по этому разработчики в свое время пользовались этим и позиционировали игру как «Первую анти-рпг в истории» и т.п
Что ж. Обсудив все основные аспекты данной игры. Давайте перейдем к её минусам. Ибо они к сожалению тут есть…
Минусы игры
Основным минусом игры является как ни странно её же главная фига — время.
Все в игре происходит в реальном времени и каждый из NPC имеет свое расписание на каждый день недели, и в этом то и проблема…
Что бы завершить квесты некоторых персонажей вы должны в определенный день, в определенный час, находиться там где это нужно игре. И если вы не успели — то все! Ждите следующего раза когда вы сможете сделать то что нужно.
Для наглядного примера возьмем квест стражника Билби.
Дело в том что по сюжету от него ушла жена забрав с собой ребенка. Он сильно по ним скучает и как подарок своему сыну Билби хочет сделать игрушечный самолетик. Каждое местное воскресение он выходит на балкон замка и начинает его тестировать, но полет все никак не дается. Наша цель состоит в том чтобы просто поговорить с ним. И нужно делать это один раз в неделю, 3 раза подряд… В конечном итоге у Билби получиться сделать рабочий самолетик и тот поблагодарит нас за то что мы все это время его поддерживали.
Квест хоть и неплохой, да и не сильно сложный, однако проблема ведь в том что на его выполнение у вас уйдет куча времени… Конечно можно пойти и выполнять остальные квесты параллельно, но за это время вы с легкостью можете забыть про сам квест, ибо в игре нет дневника или какое-то подобие списка заданий, так что про все события и важные сюжетные моменты вы должны помнить сами, ну или хотя бы выписывать их себе отдельно.
Еще одна проблема, медлительность. Ходим мы не шипко быстро, а мир игры не очень-то и маленький. Благо в игре есть свое подобие фасттрэвэла. У дома нашего героя растет говорящее растение, которое готово нас отправлять в разные точки мира, но для этого ему нужно принести разные вкусняшки, таким образом мы сможем перемещаться от нашего дома до одной из трех точек: недалеко от города, в джунглях и перед домом с приведениями. Однако работает это только в одну сторону…
Чтобы наоборот, быстро возвращаться к себе домой для сна или как еще один фасттрэвэл, нам нужно поедать специальных осьминогов. Купить их можно у усатого мужичка в пещере между джунглями и колодцем.
Ну и мое самое любимое) Проблема, которая преследует меня в большинстве подобных игр и называется она — «И что мне блин теперь делать!?».
Серьезно, частенько в игре я стопорился и не значл что мне дальше делать. Как выполнить этот квест? Как поймать душу этого монстра? Ну как мне вообще двигаться дальше по сюжету?! Возможно тут дело в моем не самом лучшем знании английского (Хотя в игре текст не сильно сложный, и со средним уровнем знания языка понять игру можно), или в том что немного тупенький, кто его знает. Но в конечном итоге уже где-то на последней трети игры я плюнул и начал проходить с гайдами. Да зашквар! Но я не чувствую себя плохо по этому поводу, да и тем более как без гайдов допереть до некоторых моментов в игре, я не представляю.
Ладно… Немного побомбили и хватит.
Подъитоживая этот рассказ можно задаться небольшим вопросом: «Почему игра не взлетела?»
Что ж, ответ довольно простой.
Почему игра не стала популярной?
Игру постигла таже судьба что и большинство японских тайтлов — оригинальная игра вышла только в Японии. Её в свое время планировали выпустить на западный рынок, но на тот момент планы так и не реализовали. Возможно одной из причин является закрытие Love-de-Lic в 2000-м году. Но до этого разработчики успели сделать ещё кое-что.
После Moon были выпущены еще 2 игры: UFO: A Day in the Life и L.O.L: Lack Of Love. В первой наша цель ловить невидимых пришельцев упавших на землю, а во второй мы, будучи странным существом, должны выживать на планете, трансформируясь в новые формы и общаясь с другими существами, попутно уделяя время на сон и на походы по «естественным нуждам»… Не спрашивайте я сам не понял…
И казалось бы Moon ждет забвение и о ней уже вряд ли узнают… Но!
Спустя много лет, один из бывших сотрудников Love-de-Lic — Йоширо Кимура, решает основать свою небольшую инди студию Onion Games.
Йоширо Кимура — обычный игровой разработчик и дизайнер. Его послужной список игр хоть и небольшой, но в свое время он числился как продюсер двух частей No More Heroes и даже немного поучаствовал в разработке Rule of Rose. Конкретно в разработке Moon: Remix RPG Adventure он был главным дизайнером и сценаристом. И по сути, именно ему мы обязаны существованию этой игры.
Студия в основном занималась выпуском простеньких мало известных инди игр и ничего особенного не происходило.
Пока не случился Тоби.
Тоби Фокс!
КАЗАЛОСЬ БЫ, ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ UNDERTALE!?!
19 октября 2018 года — в японии состоялось интервью между тремя инди разработчиками: Йоширо Кимурой, Тоби Фоксом — создателем Undertale, и даже самим ZUN’ом — создателем серии Touhou Project.
В основном разработчики делились впечатлениями о проектах друг друга, и просто мило беседовали. Касательно Йоширо — Тоби рассказал что Moon: Remix RPG Adventure в свое время и вдохновила его на создание его игры.
Это интервью и вдохновило господина Йоширо на переиздание Moon: Remix RPG Adventure с полным переводом на английский.
10 октября 2019 года в Японии и 27 августа 2020 года на западе, игра выходит эксклюзивно для Nintendo Switch. А позже 16 декабря 2021 года выходит для ПК через Steam и Playstation 4, а позже и Playstation 5.
И казалось бы. Такая необычная игра наконец-то выходит в западный релиз, на популярных платформах, но даже так игра особо не получила много внимания… Игра даже на западе мало известна, а про Россию вообще молчу…
Лично я узнал об игре я узнал случайно, когда увидел её анонс на Nintendo Direct в 2019-м, когда она только на свич выходила. Но поиграл я в нее, только уже когда Moon вышла на ПК, и узнал я об этом тоже совершенно случайно, только уже через Твиттер. И мне как-то даже обидно что такая замечательная игра осталась без внимания, ибо сам смысл этой игры и её главный посыл как по мне актуальны сейчас как никогда.
Итог
Moon: Remix RPG Adventure — это очень неплохая игра с крайне инновационным для своего времени геймплеем, хоть и обладает довольно существенными недостатками.
Но даже с такими проблемами, мне хочется чтобы об этой игре узнало как можно больше людей.
Этот блог я собственно и написал для того чтобы попытаться ознакомить хотя бы несколько людей, с игрой — которая как по мне заслуживает большего, чем быть малоизвестной ретро индюшкой из 90-х.
Лучшие комментарии
Обзор успешен, когда после него человек идёт устанавливать и играть. Если проще — иду проходить этот забытый алмаз
Ого. Не думал, что вообще однажды дождусь обзора Moon. Всё никак свой материал по игре добить не могу.