Пока эмоции не до конца остыли, мне нужно о многом вам поведать. Это история о храбрости и безрассудной глупости, это история о страхе и… Песне? О, да, простая незамысловатая мелодия становится катализатором бесчисленного множества событий в игре под названием Song of Horror. Или все же не мелодия?
Видеоигры… Иногда кажется, что ты устал от них, воспоминания о них куда ярче получаемых вновь эмоций. Как будто запал потихоньку кончается. И снова, и снова разбираются завалы библиотеки Steam в надежде отыскать что-то стоящее. Ох, когда-то на распродажах покупалось все, где была надпись «90%»… Вот только зачем? Для количества, возможно. Теперь это не больше чем экспонаты в небольшом импровизированном музее одного из аккаунтов. И можно тратить дни на то, чтобы осмотреть всё это многообразие… Подождите! Мне кажется, я что-то слышал. Какую-то незамысловатую мелодию. Что это могло быть?
Я вижу знакомые черты
Забавно, но в детстве мне никогда не нравились игры серии Silent Hill. Они были до невозможности странными, страшными и непонятными настолько, насколько это вообще возможно. Первая часть меня останавливала начальной сценой (откуда мне вообще было знать, что главный герой сначала должен умереть, чтобы продолжить). Вторая часть пугала неизвестностью впереди. Никогда нельзя было и предположить, что именно ждёт тебя за следующей дверью. Да, они не дались мне тогда, но много позже, наверное ближе к концу обучения в институте, серия Silent Hill стала любимым хоррором.
Почему я вспоминаю именно эту серию игр? Потому что запуская Song of Horror я испытал те же самые эмоции, что и тогда, в далёком детстве. Ощущение непонимания и страха окутывает практически сразу и не отпускает до самого конца. В голову постоянно лезут мысли о том, а все ли возможное я собрал? Вдруг это повлияет на дальнейшее прохождение? (И да, может и влиять). За любой дверью может ждать нечто. В любой момент времени оно может напасть, поэтому нужно быстро искать место, чтобы спрятаться! Но даже найдя его нельзя быть уверенным в своей безопасности! В плане атмосферы Song of Horror действительно хороша. Однако следует помнить, что сама игра старомодна донельзя.
А в чем проявляется эта старомодность? Да практически во всем. Камера и загадки напоминают все тот же Silent Hill или первые Resident Evil. Локации все больше напоминают самую первую часть «Обители», вышедшую на Playstation. Тут тоже много закрытых комнат, тут тоже много узких коридоров и небольших пространств. Черт, тут даже загрузки при прохождении через дверь присутствуют! Да, это реализовано не совсем так, вы просто нажимаете кнопку действия и начинает проигрываться анимация, во время которой иногда можно заметить подтормаживания персонажа или прогрузку предметов в следующей комнате. Что ж, иногда это сбивает напряжённую атмосферу.
Сюжет и мотивация героев
Начинается игра с короткого вступления, где, к сожалению, нет никаких развилок. Дэниэла Нойера, главного героя игры, просят зайти к Себастьяну Хашеру и забрать манускрипт. Живёт он ближе всех, работенка несложная и не может ждать до понедельника. И вот, Дэниэл открывает дверь и слышит таинственную и довольно простую мелодию… Это и будет его точкой невозврата, ведь как станет известно дальше, любой услышавший мелодию из шкатулки начинает сходить с ума, видя перед собой странные и пугающие вещи. Невозможно до конца осознать, что в этих видениях реально, а что нет. Но самое ужасное - это бесформенное нечто, монстр, называемый здесь Присутствием. Оно будет терпеливо ждать своего часа, сводя вас с ума, чтобы потом утащить в место, откуда не будет выхода.
Вновь я ловлю себя на мысли, что начало безумно напоминает мне Silent Hill, ведь для того, чтобы игру начать, нужно проиграть. В случае же главного героя — попасть в небытие через странную дверь, потеряв всякую надежду на спасение. И да, это в тот момент, когда сама Song of Horror заботливо предупреждает геймеров о режиме перманентной смерти. Любая неосторожность и все (об этом чуть позже). После того, как Нойер таинственным образом исчезает, на его поиски может отправится один из нескольких персонажей, например, бывшая жена. Позволю себе небольшой спойлер — Дэниэла в конце первого эпизода спасают, ведь именно его расследование и будет двигать основной сюжет. Расследование и отчаянная попытка схватиться за соломинку, чтобы не потерять остатки рассудка.
Вообще сюжет в Song of Horror — вещь неоднозначная. Повествование здесь довольно рваное, зачастую с огромными дырами. Система эпизодов явно пошла не на пользу. Но когда играешь в саму игру, то хочется узнать практически все, что случилось вокруг. В доме, в монастыре, что это за музыка, почему она сводит с ума? Это необычайно интересно, но происходящее между эпизодами — это провал. Такой, что иногда задаешься вопросами «А кто все эти люди? Как они здесь оказались?». Разработчики Song of Horror хотели добавить больше персонажей для игры, но забыли две важных детали сюжета — связать их между собой чуть лучше, чем «Персонаж решил помочь Дэниелу, потому что он знает такого-то человека, поэтому сейчас он пойдет вниз, в место, где живёт страшное Присутствие» и придумать персонажам мотивацию. Это необычайно важно для хоть какого-то отыгрыша. Вот вам простой пример. Какова мотивация персонажа, который спускается в темные уголки университета? Его ничего к этому не подталкивает, за ним никто не охотится и от поисков записей не зависит его жизнь, а главное — в любой момент он может просто сказать «Да пошло оно все к черту» и свалить. Но нет, вы все равно будете заниматься поисками, чтобы потом подняться наверх и… Никак на это не отреагировать. Серьезно? Я только что прятался под столом от зловещей темноты, пытался выжить любыми доступными путями, а вся реакция на это флегматичная походка? А потом можно будет спуститься этим же персонажем второй раз. Да, в другое место, но Присутствие там все равно будет. Я даже не знаю, что и сказать. Самообладание у людей из университетов просто невероятное.
В отсутствии мотивации кроется иная проблема Song of Horror. Практически каждый персонаж за редким исключением имеет неиллюзорную возможность убежать из места, где за него напало что-то паранормальное. Ну вот серьезно, с чего бы Софи (Бывшая жена Дэниэла, простите за небольшой спойлер) не сбежать из дома во время первой пугающей сцены? Нет, даже не так. Зачем ей вообще вламываться в дом, где никого нет? Да, там мог быть Нойер, но он мог уйти в другое место, мог сорваться. В конце концов, могла сработать сигнализация, соседи могли увидеть подозрительного человека, бродящего по чужой собственности посреди ночи. Далее бы с Софи разговаривала полиция. Скорее всего я пишу об игровых условностях и просто придираюсь к некоторым моментам, но уж больно они бросаются в глаза. Что мешало добавить какой-то момент, мешающий героям вернуться назад. В монастыре же это реализовали! Да, это было максимально просто, но оно работало.
В остальном же, сюжет отличный. Каждый из пяти эпизодов - это одна история в одной большой истории, которая раскрывается посредством чтения записок и составление общей картины у себя в голове. Тут мы узнаем что случилось с семьёй Хашера (если не успели повстречаться с ними до этого в особняке), что случилось с монахами, которые решили сыграть эту мелодию, да и многое-многое другое, о чем лишний раз не надо спойлерить. Пожалуй, здесь стоит добавить, что лора хотелось видеть больше. Не только историю отдельных личностей, но и историю самой песни, а то кроме пары заметок о ее возможном возрасте ничего и нет.
Правильно ли решаем головоломки?
Правильно ли решаем головоломки?Современные игры приучили меня к простым взаимодействиям. Если есть рычаг, то его нужно нажать. В загадках решение либо на поверхности, либо это и не загадка вовсе. В случае Song of Horror все куда глубже и запутаннее. Не раз и не два в ходе решения задачи даже верным способом спрашиваешь себя о правильности подхода к распутыванию клубка головоломки. И тут как нельзя кстати подойдёт сравнение с одной известной загадкой с пианино. Сколько раз сегодня вспоминался Silent Hill? Пожалуй, недостаточно часто.
Song of Horror предлагает не самые сложные головоломки. Признаюсь, лишь одна ввела в ступор и ее пришлось разгадывать методом перебора. А ведь это была единственная задача, где такое было реально сделать! В других случаях количество возможных комбинаций будет огромным. Пароли из шести символов, рецепты особого снадобья из большого числа трав - это лишь малая часть того, чем придется заниматься. А Song of Horror не собирается вам помогать. Нет, к разгадке игра подтолкнет, но лишь слегка, дальше нужно будет действовать самому. И благодаря этому решение запоминается. Какова была радость от того, что мне удалось с первой попытки сварить не самое простое снадобье! Ведь все это происходит в тяжёлой атмосфере присутствия кого-то (Ха, самого Присутствия) и желания как можно быстрее закончить с этим и двигаться дальше по сюжету. Что ж, Protocol Games, загадки у вас удались.
Потеря персонажа... Навсегда?
Как уже было написано выше, Song of Horror использует интересный способ погружения игрока в атмосферу - перманентная смерть персонажа. Открыли не ту дверь? Минус герой. Долго думали, где прятаться от Присутствия? Минус герой. Выбрали не тот предмет? Минус герой. Подобный подход заставляет вас следить за происходящим вокруг с удвоенной внимательностью. Ведь потеря всех персонажей будет означать рестарт эпизода. Не каждому хочется терять несколько часов прогресса. Поэтому каждая дверь будет проверена на предмет присутствия Присутствия (я просто не мог не использовать данное словосочетание, простите), каждое укромное местечко будет найдено, а вы постоянно будете сверяться с картой, чтобы знать, куда бежать в случае опасности. Снова плюс атмосфере. Однако это вызывает некий парадокс. С одной стороны, нужно играть быстро, чтобы как можно реже встречаться с Присутствием, но играть быстро не выйдет из-за все того же Присутствия. Данный момент несомненно добавляет сложности игре. И не забываем, что у каждого персонажа всего одна попытка!
Теперь мы знаем, что монстр может ждать нас за любой дверью и можем отличать его по звуку (в настройках даже есть режим визуального восприятия. Для тех, кто играет в компании, например). Но вот вы проходите мимо открытого окна в машине и замечаете странный блеск. Ну, обычный крестовый предмет, скажете вы. А вот и не угадали. Song of Horror поступает максимально нечестно и предлагает вам сделать выбор. Попытаться взять предмет или не пытаться. Иногда там может быть коллекционный предмет, иногда персонажа поглотит Присутствие, а иногда там находится предмет, необходимый для спасения персонажа в дальнейшем (о чем вам никто не скажет). И вариаций подобных ситуаций будет много. Открытое окно машины, ванна, наполненная странной жидкостью, приоткрытая дверь в подвале и многое другое. Сделали неверный выбор - гибель персонажа. Повторюсь, это максимально нечестный ход со стороны Protocol Games. С другой стороны, это может подстегнуть игроков рисковать. Как будто здесь мало моментов для геройства...
А насколько вы любите пиксельхантинг? Если словосочетание "Шерлок Холмс и проклятье мумии" не вводит вас в праведный гнев, то шанс собрать все предметы в Song of Horror имеется. За два прохождения, один из которых был максимально расслабленным и спокойным (там просто есть лёгкий режим, где после гибели героя можно вернуться к последнему автосейву), мне не удалось собрать все до самого конца. Где я делал что-то не так? С другой стороны, это необязательные для прохождения предметы и ничего страшного, если вы часть из них пропустили. Так, подождите, а я могу брать их с собой в следующие этапы? Хм, а что они дают? Признаюсь честно, я не знаю. Карты таро (одни из возможных предметов для сбора) изображают формы Присутствия и сначала казалось, что выбрав карту, указывающую на монстра, что ориентируется на слух, от него можно избавиться. Нет, это не так, Присутствие все равно будет появляться во всех возможных ипостасях. Возможно, карты дают какой-то дополнительный шанс на появление, но информации про это я не нашел.
Ах, да. Сами персонажи. Им тоже необходимо уделить особое внимание. Во-первых, они абсолютно разные. Вообще все. Начиная от внешности и заканчивая средствами освещения. Несмотря на все плюсы использования фонаря, его носят с собой не все. Вместо него используют... Свечку? Да ладно, это же несерьезно! Я понимаю, что согласно лору игры ещё только конец девяностых голова двадцатого века, но свечка? Это какой-то абсурд.
Ладно, немного отвлеклись от этого, перейдет к характеристикам. У персонажей есть параметр скорости, хитрости, спокойствия и силы. И благодаря этому каждый персонаж ощущается по-разному. Кто-то вздрогнет при виде тени на стене, кто-то не обратит на нее внимания. Кто-то будет рассказывать истории, дополняя найденные записки, а кто-то молчать. Однако не ждите, что это кардинально изменит геймплей, если вместо быстрого персонажа выбрать медленного. Суть останется та же, просто один персонаж будет чуть быстрее другого. Ещё поговаривают, что после потери персонажа можно встретить его в совершенно иной форме. А вот правда ли это - вопрос интересный.
Разнообразие геймплея
Song of Horror внезапно удивляет своим многообразием. В каждом из пяти эпизодов будет что-то новое. Какой-то новый геймплейный элемент, которого не было раньше. Допустим, в первом эпизоде вам нужно будет закрывать двери, через которые ломится Присутствие. Во втором эпизоде появится уже монстр во плоти, который ориентируется на слух. И дальше, и дальше по эпизодам Song of Horror будет стараться выглядеть свежо. Стуки в дверь, следы от рук на стенах, посторонние шумы, новые монстры и многое другое ожидает вас в игре. Да, в какой-то момент скримеры и мини-игры начнут повторяться, но для этого должна пройти уйма времени.
Интересно и наблюдать за тем, как Song of Horror пытается напугать вас. И вновь стоит сказать, что это зависит от конкретного эпизода. Первый эпизод более кинематографичный что ли, в нем необходимо постоянно рассматривать комнаты на предмет появление чего-то нового, игра будет добавлять новые элементы окружения, чтобы вас напугать или погрузить во мрачную атмосферу. Четвертый эпизод будет баловаться со временем и как бы отправлять персонажа в другое время. А иногда и просто ради веселья запирать вас на улице, чтобы вы в отчаянии бегали вокруг, ища заветную открытую дверь, спасаясь от холодной смерти. И вновь остаётся только аплодировать разработчикам из Protocol Games. Эпизоды вышли максимально разносторонними.
Мини-игры тоже получились интересными. Они касаются исключительно монстров и предполагают различные пути борьбы с ними. Если Присутствие пытается пробиться через дверь, то лучший способ спастись - это закрыть эту самую дверь. Если оно пытается материализоваться, то лучше спрятаться в шкафу и пытаться успокоить выпрыгивающее из груди сердце. Заскучать точно не придется, а вот испугаться... Ух, и не один раз!
Картинка и шероховатости
Пожалуй, единственная вещь, которая сделана не самым лучшим образом в Song of Horror - это картинка. И вроде выглядит добротно, как кажется на первый взгляд. И вроде пытается играться с постановкой камеры, чтобы добавлять атмосферы. А потом происходит вот это:
Безусловно, нет ничего странного в том, что первая игра от небольшой студии не выглядит шедеврально в плане картинки. Но совершенно не стоит заострять на этом внимание. Любой крупный кадр, который наверное должен показывать испуг персонажа, выглядит криво и топорно. Но при простом изучении локаций это не бросается в глаза. Сами помещения не выглядят картонной бутафорией, что очень и очень хорошо.
Каждый эпизод Song of Horror выглядит непохожим на остальные не только благодаря геймплейным особенностям, но и из-за цветов, используемых в них. Так как сюжет движется исключительно в сумерках, яркой и цветастой картинки ждать не стоит. Зато добавляя разные оттенки серого цвета, разработчики будто бы отделяют эпизода друг от друга.
С камерой тут тоже не все так однозначно. Как уже многим стало понятно, Song of Horror использует статичную камеру. И в основном это работает ей в минус. Я сбился со счёту, сколько раз убегая в панике от Присутствия, меняется положение камеры и вот твой персонаж бежит не вправо, а вперёд. Это мгновенно дезориентирует. Другой отрицательный момент касается странных ракурсов, из-за которых сложно понять, можно ли пройти за условным столом или он пододвинут вплотную к стенке. Иногда случается так, что Song of Horror пытается напугать персонажа, он вздрагивает, геймпад (если вы играете с него, конечно) начинает вибрировать, а вы пытаетесь понять, что в этом царстве тьмы и серости было действительно страшным. Однако положительных моментов тоже хватает. Представьте, что ракурс камеры выглядит так, будто за вами кто-то наблюдает. И вот вы бегаете туда-сюда по локациям, ищете квестовые предметы, как вдруг, вернувшись назад в то месте, где только что никого не было, Song of Horror добавляет новые элементы окружения. Возможно не напугает до чёртиков, но, как минимум, заставит чувствовать себя некомфортно.
Немного своих мыслей и подведение итогов
Первый опыт Protocol Games вышел отличным, с этим сложно спорить. Довольно небольшое количество хорроров может может похвастаться тем, что будет держать игрока в напряжении до самого конца. Song of Horror разнообразна, предлагает необычные геймплейные решения, непохожих друг на друга персонажей и очень удачно компилирует все это вместе. Да, не без шероховатостей или сценарных просчётов, но это совершенно не мешает игре.
От себя добавлю довольно большой абзац. Он будет содержать некоторые сюжетные спойлеры, поэтому если вы планируете поиграть в Song of Horror, то остановитесь здесь. Во-первых, я немного был откровенно разочарован последним эпизодом. Логика и мотивация помощников Дэниэла улетела в стратосферу и забыла вернуться назад. Сам эпизод был более коридорным и проходился достаточно быстро, сводя всю игру к сюрреалистичному финалу. Во-вторых, сюрреализм. На мой скромный взгляд, он сбивает атмосферу из-за вопросов типа "Что тут происходит?". В финале Song of Horror этот вопрос придется задавать особенно часто, ведь вы внимательно проходили игру? Собирали все записки и помните, что происходило с героями эпизодов? Прекрасно, потому что теперь вы должны решить несколько головоломок, завязанных на сюжете. С первого раза, естественно. А проиграть там можно секунд так за десять. Так зачем было это делать? Проверить игроков на знание сюжета, который многие могли просто упустить из виду, так как подаётся он в виде записок. В-третьих, немного огорчил тот факт, что в игре всего одна концовка. Неважно, все ли персонажи спаслись или вы потеряли всех, кроме Дэниэла, концовка будет одной и той же. Пусть и клишированной, но любой другой исход воспринимался бы как провал.
Фух, вот и моя история с Song of Horror подошла к концу. Спасибо всем, кто зашёл сюда, отдельное спасибо тем, кто прочел до этого момента!
Лучшие комментарии
Не люблю хорроры в целом. Только антологии ужасов от Supermassive (но интерактивное кино — оно все же ближе к кино, чем играм), а из игровых хорроров близок только Резик. Но обзор так хорош, что даже захотелось поиграть!
Спасибо!
Хочется некоторого уточнения. Если у нас есть несколько персонажей, смерть у любого из них перманентная, смерть всех — это геймовер. То что происходит в случае, если в процессе прохождения эпизода потерять некоторых, но не всех персонажей? Логично, если на старте следующих эпизодов будет именно количество оставшихся в живых персонажей, вплоть до одного. В этой игре именно так? И если у нас например в итоге останется один перс, то только с ним мы и будем проходить оставшуюся игру, и каждый раз в случае его гибели эпизод придется рестартовать?
Я игру купил в Стиме, но руки у меня до нее пока не дошли. Я тестово поиграл в нее часик, потерял одного перса полазил немного по дому вторым и на этом пока отложил игру до момента, когда найду на неё полноценное время.
Всего на каждый эпизод доступно несколько персонажей. При потере всех в эпизоде — рестарт эпизода. Если умирает Дэниэл — рестарт эпизода сразу, потому что он главный герой и локомотив сюжета.
Также бывает, что персонажи могут принять участие в нескольких эпизодах. Соответственно, потеря персонажа в прошлых эпизодах не даёт играть за него а следующем. И тогда доступных для прохождения людей будет не четыре, а три, например.
Но потерять всех и играть только за одного не выйдет. Потому что в каждом новом эпизоде у нас появляются новые персонажи. Друг Хашера или психолог Дэниэла, работники университета.
Надеюсь, получилось достаточно понятно объяснить.
Спасибо за обзор.
Увидел скидку в Стиме, а после обзора и купить решил. Игра смотрится обещающей.
Извините за неточности и опечатки в обзоре. Не знаю, что на меня нашло, видимо, проверять нужно намного дольше.
И да, той игры про Шерлока Холмса не существует. Шерлок Холмс: Пять египетских статуэток — вот настоящее название. В детстве отложилось почему-то именно так. Наверное, частично наложилось название на английском языке «Mystery of the Mummy».
Впредь постараюсь допускать меньше неточностей и опечаток. Ещё раз извините.
Значит у нас набор персонажей меняется от эпизода к эпизоду, иногда с повтором старых персонажей (если мы их не потеряли ранее), интересная механика!
Более чем! Спасибо за исчерпывающее разъяснение!
Потом как будет время, обязательно пройду игру!
Нет лучшей благодарности, чем фраза о том, что мой блог помог вам определиться с покупкой игры. Спасибо!