18 января 2023 18.01.23 1 1159

Прожить (лучшую) жизнь: мнение о Live A Live

+9

Это любовь с первого анонса. Я увидел  Live A Live на Nintendo Direct в феврале 2022 года и понял, что хочу играть в эти пиксели.

Проникся стилем HD-2D, поэтому в ожидании Live A Live купил Octopath Traveler и Triangle Strategy — первую забросил спустя пятьдесят часов, вторую открывал только чтобы забрать золотые монетки. Где-то внутри засело ощущение, что не нужно оглядываться на другие игры, что «Live A Live будет другой». На этот раз чутье и интуиция меня не подвели.

Live A Live — потрясающая игра. Одна из лучших, что я когда-либо играл. На «пятерочку», в S-tier, звание «Hidden gem» и кричать о ней на каждом углу (точнее, в комментариях, когда спросят во что можно поиграть на Nintendo Switch). Ничего не читайте об этой игре, просто купите ее и наслаждайтесь. Только один совет от меня и гигантской рыбы Лукреция — попробуйте так и сяк, а потом уже читайте гайд.

Heptapath Time Traveler

С одной стороны Live A Live — это сборник «технодемок», который с порога заявляет: «Смотри, какими могли быть игры, если бы я стал бестселлером». Все потому что каждая глава предлагает новый вариант геймлея.

Где-то нужно за время успеть облутать все углы, делегировать жителям деревни установку ловушек, но при этом помнить, что каждый работает в своем темпе и может не успеть до рассвета; где-то нужно стать мальчиком для битья, запомнить как можно больше приемов, подлечиться и потом использовать полученные навыки против обидчика; где-то нужно самому найти учеников и лупить их, чтобы кулаками и пинками вдолбить новые знания; где-то нужно читать мысли и управлять огромным человекоподобным роботом; где-то пройти полный злодеев и ловушек дворец по стелсу или затопить его кровью. Где-то стать героем сай-фай хоррора в космосе, что отлично соответствует современным трендам. А где-то самому стать финальным боссом и устроить армагеддон.

Я прошел игру за 27 часов, из которых 7 часов потратил на последнюю главу. Я знал, что помимо основных историй будет бонусный уровень, но совсем не ожидал, что на этот десерт можно с легкостью потратить столько же времени, сколько на основное блюдо. Последняя глава напоминает Breath of the Wild в своей подаче — на радаре отмечена точка, где лежит «ключ», а потом указывают на дверь, за которой прячется местный Ганон. А дальше игрок решает сам, что ему делать. Он может собрать команду и оружие получше, а может сразу пойти бить босса, если уверен в своих силах и лишен инстинкта самосохранения.

В последней главе как раз появляются случайные битвы и то, что многие называют «гриндом». Я считаю, что «гринд» — это когда тебе нужно качать уровень персонажа или собирать деньги, чтобы пройти по сюжету. Если ты собираешь команду, проходишь их данжи, получаешь лучшее оружие и попутно прокачиваешься до 20 уровня, то в этом нет ничего плохого. Благо, что из каждой рандомной встречи с противником можно сбежать.

Шифу, я полностью с тобой согласен
Шифу, я полностью с тобой согласен

Радость от каждой битвы

Боевая система показалась странной. Пошаговые бои на на поле 7 на 7, очередь ходов в зависимости от скорости заполнения шкалы. Нет обычных атак, только приемы с разным типом урона. У врагов есть свои приемы, уязвимости и сопротивляемости.

Я долго смотрел в инвентарь и не понимал, как тут восстановить «ману». Оказывается, маны нет, а здоровье восстанавливается само после каждой битвы. Очень удобно, но спамить суперударами тоже не получится, потому что самым эффективным приемам нужно время на зарядку. А враги могут применить особый удар, который прервет подготовку и придется ныкаться по углам поля, чтобы подлечиться. Ощущение от боев удовлетворяющее — ты всегда понимаешь, где ошибся, что сделал не так и почему проиграл.

Отдельные визуальные эффекты просто восхитительные. То голова дракона вырвется из-под земли, то огненный феникс выжжет большую площадь, то вспышка, как из комикса с характерным BOOM. Хочется попробовать всё, чтобы посмотреть чего нам нарисовали художники. Отдельно отмечу, что движок позволяет показывать разные ракурсы, фокусироваться на объектах и собирать катсцены. Ничего этого я не видел в других играх, которые применяют схожую стилистику HD-2D — там все статично и сухо.

Жизнь такова, какова она есть, и больше — никакова!

Мне понравился главный сюжет. Я люблю истории маленьких людей, вокруг которых не вращается мир. Они играют свою роль, а потом могут исчезать из повествования, пока вся махина движется вперед. Они могут утром выйти из дома за хлебушком, а к ужину вернуться уже в статусе командующего всем звездным флотом. В Live A Live обычные люди попали в передрягу, потому что в какой-то момент их пути пересеклись с тем, чья ненависть так огромна и безгранична, что не помещается в одной временной линии. И даже в эту ненависть, изображенную крупным мазками, я с охотой поверил, потому что всякое бывало в жизни. А жизнь, как известно, интереснее любого вымысла.

Live A Live это такая театральная постановка, где под сценой прячутся сложные механизмы, чтобы одним движением рычага повернуть задники, сменить декорации, потянуть за нужные тросы. Если сидеть в тишине, то слышно, как все вращается. Где-то там все переплетено и связано, но нам показывают только отдельный эпизод из жизни, без погружения в лор и нудных описаний. Вот вестерн, вот аниме с мехами, вот кунг-фу боевик — это легко узнаваемые и считываемые образы с не менее выраженными отсылками к поп-культуре.

При этом игра остается довольно мрачной, несмотря на общий расслабленный тон повествования, парад всевозможных странных персонажей и парочку пердёжных шуток. Кажется, что только пещерные люди в главе Prehistory жили — не тужили, общались жестами, катались на каменных тачках и спаривались со всем, что имеет меньше трех бровей. Остальные же персонажи любили поглядывать в бездну небытия еще до завтрака. Что приятно, иногда игроку приходится выбирать, кого из NPC оставить в живых и нужно ли это. Например, в одной главе ты можешь пощадить своего коллегу-напарника и сбежать из дуэли, а можешь закончить начатое. Я в этот момент повел себя как максимально отрицательный персонаж.

Игра напомнила мне роман «Облачный атлас» известного японофила Дэвида Митчелла. Я до последнего думал, что протагонист — это реинкарнация одного человека, но оказалось все не совсем так. Хочется верить, что Митчелл в некотором роде вдохновился оригинальной Live A Live, вышедшей в 1994 году.

В игре есть музыка

И пару слов о музыке: она в игре есть. Музыкальное сопровождение хорошее, но на мой вкус не выдающееся, а иногда даже немного надоедливое.

Каждый рецензент посчитал своим долгом упомянуть насколько велик саундтрек игры. В моей палате мер и весов великий саундтрек тот, который захотелось слушать в отрыве от игры. Музыка Live A Live работает только внутри самой игры, потому что запечатлеет собой определенный момент истории. Если мы видим вестерн, то мы слышим вестерн; если мы видим кунг-фу боевичок, то мы слышим музыку, которая звучит каждый раз, когда в кино показывают китайский квартал. Если мы видим сай-фай хоррор, мы сидим в тишине, потому что в космосе никто не услышит не только крик, но и вообще любые звуки.

Я слышал, что автор Undertale вдохновлялся музыкой из Live A Live, но не имею хоть сколько-нибудь эмоциональных связок с Undertale, поэтому не могу оценить это событие по достоинству.

Одна из самых трогательных сцен в игре. Обязательно сыграйте и узнайте почему.
Одна из самых трогательных сцен в игре. Обязательно сыграйте и узнайте почему.

Как дальше жить?

Благодаря геймплею и недолгой продолжительности Live A Live, моя жизнь разделилась на «до» и «после». Если раньше я собирался допройти остальные истории персонажей Octopath Traveler, лелеял надежду, что вернется влюбленность к дилогии Кросбелла в Trails to Azure, полагал, что высижу весь Dragon Quest XI, то теперь я изменил свое мнение.

Лучше я потрачу чуть больше времени на ресёрч и найду что-то штучное, выдающееся и не такое популярное, чем буду играть в растиражированные продукты и не понимать, что со мной не так.

Спасибо, Live A Live, что испортила мне другие игры. Я теперь совсем не жду ремейк Dragon Quest в HD-2D и вряд ли решусь пробовать другие JRPG вне основной линейки Final Fantasy — я должен понять, что там такого и найти хотя бы одну часть, которая мне понравится.

Если хотите узнать еще больше, то обязательно прочитайте шикарный обзор оригинальной игры для SNES от Кардинала Кардиналыча.


Лучшие комментарии

Live A Live действительно hidden gem, правда, в ремастер ещё не играл, но снесовский оригинал пройден не один раз!

Читай также