Знаете, у меня есть игры, которые я считаю несправедливо забытыми: Spec-Ops: The Line, первый Condemned, здесь же расположилась первая часть тетралогии Postal.
Натянутые на дуло автомата кошки, возможность поливать из своего «шланга» всех, включая самого себя, черная сатира на всё и вся — вот чем запомнилась серия Postal: лучшая, по мнению многих, вторая часть, убогая [по мнению тех же людей] третья и неоднозначная четвертая. Но многие выбрасывают из этого уравнения первую часть. Зря.
Эта статья — текстовая версия моего видеоролика. Советую именно посмотреть, потому что я там вставляю OSTы и прочее, а еще в озвучке поучаствовал Чувак из Postal 2!!
А почему именно Postal 1?
Если вы знакомы с серией Postal только по второй части, то для вас может стать откровением, что первая — не черная сатира над всем и вся, а чистокровный хоррор. Да, там нет подколов в сторону меньшинств, отношения к жестоким видеоиграм и прочего. В целом, атмосфера угарного трэша подменена атмосферой ужаса, хотя, вернее было бы сказать, наоборот. Понятнее всего разницу этих двух игр демонстрирует этот ролик:
В 2021 году я решил устроить марафон по Postal 2 и всем ее дополнениям, а как только окончил сей трип — захотелось больше. Третью часть из-за забагованности проходить не захотел, но её плоский юмор и жестокость, в подростковом возрасте мне зашли. Четвертая часть тогда еще не была закончена. Вот и осталась первая. Точнее, ее ремейк — Postal: Redux. В переиздании обновили графику, добавили новые уровни, перерисовали и анимировали арты, внесли изменения в нарратив. И окончив ее прохождение - я остался под впечатлением.
Redux или не Redux?
Конечно Redux. Мало того, что новая графика, так и управление теперь не танковое, а как в современном изометрическом шутере. Правда из-за этого игра стала гораздо проще, поэтому следует выбирать уровень сложности повыше — у этого есть еще одна причина, но об этом позже. То, как перерисовали и анимировали арты — заслуживает отдельного внимания.
И многие скажут, что арт старого постала более пугающий. Я с этим соглашусь. Но давайте будем честны, всякие старые штуки пугают нас сами по себе. Существует целое направление VHS Хорроров, а многие крипи изображения теряют свою жуть как только с них убирают состаривающие фильтры и добавляют деталей. Проще говоря — это не делает арты в редакс хуже, они воссозданы и перерисованы великолепно.
Геймплей
Тут сказать особо нечего. Типичный изометрический шутер, главная цель которого — уничтожить всех на уровне. Арсенал не сказать, что огромный, «враги» не блещут интеллектом, а берут численным превосходством. Учитывая, что игра проходится за один-два подхода — геймплей не успевает надоесть, да и уничтожать неписей десятками — приятно.
Музыка
Музыку из видеоигр в свой плейлист я добавляю редко. Но тут исключение. Я даже пишу сценарий под саундтрек из Postal Redux. Чего стоит только «Run From Me»
Однако на ютубе она звучит как-то плоско, поэтому оставляю ссылку на плейлист в яндексе. Послушайте на досуге.
В целом, музыка и эмбиент идеально дополняют арты, атмосферу и историю, кстати о ней.
Нарратив
Это то, что нужно прочувствовать самому. Гиковское сообщество тяжело удивить, оно будет кривить лицо даже от хорошего сюжета и повествования, если оно не закручено в несколько слоёв пост/мета/смысла, не использует все приемы, которые только были придуманы, дабы не доносить идею в лоб. Но, порой, подобное надоедает и хочется чего-то попроще. Отнюдь, Postal 1 Redux не опускается до банального объяснения происходящего, но и догадаться, что к чему довольно просто.
Итак, то самое «чеховское ружье»: в зависимости от выбранного уровня сложности, будет меняться и поведение Чувака — главного героя игры. На легком уровне — это псих, который убивает потому что он ЧСВ с синдромом Бога, считающий, что люди — мусор. Чувак из «изи мода» жаждет накормить землю.
На «Хард моде» картина меняется. Очевидно, у Чувака теперь другое расстройство — он слышит голоса, выстрелы, а по итогу приходит к мысли, что в Парадайзе заражены все кроме него.
Этот уровень сложности объясняет и мотивацию Чувака двигаться именно к военной базе, по его мнению, инфекция вышла именно оттуда.
Происходящее главный антигерой воспринимает как войну, Крестовый поход. Собственно, в какой-то момент приписка «Дневник» меняется на «Журнал войны»
Очевидно, что Чуваком движет желание спасти мир, он не какой-то злой и циничный массовый убийца. Вернее, в его больной голове он таковым не является. И вышеупомянутые арты прекрасно демонстрируют то, как чувак воспринимает окружающий мир.
С художественной точки зрения, слова подобрать тяжело, не спец я в этом. Но отмечу, что они имеют свою атмосферу. Атмосферу грязного ужаса, безумия, сгоревших мостов — назад дороги нет, внутренний демон уже взял контроль.
Если меня попросят описать что-то мертвое, жестокое, но при этом живое — в голову полезут арты из Postal I.
Как вы могли догадаться, Чувак из сложного режима мне нравится больше, но и Чувак из легкого тоже интересен: то тут, то там и в реальной жизни возникают такие «Чуваки», думаю, вы поняли о чем я.
Концовки
В оригинале концовка странная: Чувак добирается до авиабазы, зачищает ёё, делает пометку в дневнике о выполненной задаче — «зачищенном улье» и резко переносится в школу. Казалось бы, очередной уровень, но нет — убить никого нельзя. Через некоторое время, Чувак окончательно едет крышей и падает на колени, а нам становится очевидно, что это было лишь в его голове (уровень со школой). Его забирают в психушку, где его будут еще долго изучать. Впрочем, ни для кого не секрет, что уровень в школе был добавлен лишь для поднятия ажиотажа вокруг игры. Явление скулшутинга не ново во многих странах. Тем не менее, это выглядит пугающе и еще раз доказывает, что для создания хоррора не обязательны скримеры.
А вот Redux подходит к концовке куда поэтичнее.
Чувак оказывается на пути к церкви. Однако никого нет. Стоит пройти дальше — и можно заметить чьи-то похороны. Стоит священник, либо священник и еще два человека — это зависит от уровня сложности. Счетчик, который всегда показывал, сколько осталось убить для перехода на следующий уровень на месте и сигнализирует ровно об одном человеке.
Но убить опять никого нельзя. Чуваку остается лишь смотреть как гроб опускается вниз. И как только это происходит — счётчик меняет значение.
Показывая, что все, кого нужно убить — убиты.
Как я считаю, эта сцена демонстрирует точку невозврата. Всю дорогу Чувак обвинял всех: город, сошедший с ума, болезнь, военных и т. п. Но в итоге, виноват только сам антигерой. Мир станет чистым, если умрет он, а не все вокруг. Здесь же провожают в последний путь и остатки ментального здоровья Чувака — далее его ждут только припадки и страдания. После всего этого чувак попадает в «лечебницу»
Разработчики действительно смогли показать небольшую историю психа-убийцы без романтизации и без осуждения. У всего есть свои причины, в том числе и у безумия Чувака. Никто не хочет быть злым по своей воле. Нам показали путь человека, который невольно стал плохим, последствия его действий ужасны и разрушительны.
Что же за Гений?
Нет, речь была не о гениальности. Хоть на то и был расчёт, дабы сделать более интригующий заголовок. Я хотел сказать о Гении в Сократовском понимании:
Сократ описывал своего личного даймона-гения как внутренний голос, который всегда предупреждал философа, как только тот хотел совершить неправильный поступок.
Если хорошенько подумать, то это наш рассудок, который ограждает нас от сумасшествия и плохих поступков. Чувак потерял своего даймона-гения, что привело его туда, где он оказался.
В завершении хочется сказать, что Postal I: Redux должна стать классикой. В этой игре очень много ярких элементов: арт, музыка, история, посыл. Определенно, в некоторых моментах присутствует СПГС, но авторы на то и оставляют недосказанности, чтобы люди творили историю у себя в голове.
Желаю всем не потерять внутренний Гений, еще увидимся.
Лучшие комментарии
Хоррор ≠ Скримеры
В хорроре ты не обязательно должен пускать коричневую жижу по креслу, жанр обширен
Мегахарош
Здравствуйте!
Отличная статья, но было бы неплохо ещё сделать подписи с переводом на русский к скринам с текстом, так как не все хорошо владеют английским языком.
Спасибо!!
У Вас анализ еще глубже, прочту на досуге
Пока только глазами пробежал, не понял, как я не до сих пор не замечал деталь с датами дневника из оригинала и редакса
Сам жанр «хоррор» по своей натуре должен, даже нет, обязуется держать в страхе игрока/зрителя. Игрок должен чувствовать напряженную обстановку, должен чувствовать всеми пятками, что вот вот будет пиздец, как такое может быть в 2д игре? Да никак.
Кмон, 2д шутер может кого-то напугать или упаси боже, держать в страхе? На арты будем заглядываться в три часа ночи без единого шума на фоне, авось чёт и почувствуем, а так ничего примечательного: может для бумеров это все?.. Вторая часть — одна из лучших игр человечества! Вот она, вот она да, пиздата!