Немного редактуры, побольше сока, красоты, и кайфанул бы от статьи полноценно. Спасибо, было интересно!
Как самый настоящий современный человек, я предпочёл не
почитать книжку или заняться чем-то полезным, а посидеть за ЭРМ, в надежде что
поумнею и смогу по направлению ветра определять убийц с расстояния трёх
километров до совершения оного, прямо как главный герой первой баллады о слитых
в пустую деньгах и часах моей жизни.
Речь идёт об игре Sherlock Holmes: Chapter One. То ли перезапуск, то ли приквел
к серии кибер похождений знаменитого детектива рассказывает нам как Шерлок едет
отдыхать в Турцию по системе «всё включено». Ну и заодно навестить
могилу своей матери. Первое, что бросается в глаза — это картинка в главном
меню, являющая собой некую пародию на сцену из " Отряда Самоубийц»,
где. извините, «Джокер» валяется в кругу из ножей, утащенных с кухни,
пытаясь показать всем что он — крутой психопат. Фу, — 5 очков за отсылку на эту
парашу, ведь мало того, что это заставляет меня снова видеть этот отрывок в
голове, так и тоже пытается намекнуть на то, что у героя не все дома. Ещё и
показывают это каждый раз, как запускаешь игру.В
Ну да Бог с ним с главным меню, главное, что там прячется дальше. А дальше прячется очень неоднозначный продукт, который умудряется одновременно быть неплохим детективом, где реально надо думать своей головой и игроизацией книжек Дарьи Донцовой с попытками взять геймплейные фишечки у лучших. В арсенале игры имеются: переодевания из Хитмана, перестрелки из Макса Пейна с буллет таймом и «вставить название любого поинт энд клика». И всё это в открытом мире! Частенько, во время игры, я думал про себя: «как же интересно! Вот это классный момент, чувствую себя настоящим детективом! А это тут зачем? „. В один момент вы внимательно читаете материалы дела, на карте ищете по названию улиц нужное место, а потом на вас выруливают бандиты, вы хватаете револьвер, стреляете прямо в голову, а он только насмехается, ведь вы не отстрелили куски брони с предплечий, сбоку в вас влетает черт с мачете, вы кувыркаетесь в сторону, используете табак, чтобы всех оглушить и расстреливаете активные предметы в комнате, чтобы вырубить вражин в слоумо. Чего? И ладно бы мне быстренько включали Doom Eternal, а потом возвращали в Шерлока, но увы и ах. Сумбурно получается, да? Ну вот, считайте, что вы уже погрузились в атмосферу игры.
Продолжим погружение! Как же проходит обычный день из жизни молодого сыщика? Как я уже говорил, похож он на муки выбора «во что же поиграть», когда вы ненадолго заходите в игру, 5 минут играете в нее и резко решаете запустить что-то другое. Сперва вы, получив дело, изучаете его материалы. Прибыв на место преступления вы осматриваете его в поисках различных улик. Шерлок записывает это всё в журнал, открывая новые зацепки. Они бывают нескольких типов, в зависимости от того, что с ними нужно сделать. Например, есть улики, которые нужно изучить с помощью химического анализа — выглядит этот как решение математического уравнения, где вам дают различные цифры и возможность применять к ним различные модификаторы по типу +/- 1, умножить на 2 и так далее. В первый раз меня это нехило напугало, но решив парочку так из штук понимаешь, как они работают и уже даже перестаешь думать при их решении и воспринимаешь их как «опять эта хрень». На мой взгляд слишком много различных модификаторов доступно для решения. Явно задумывалось как средней сложности задачки, но по итогу я ни разу не использовал элементы, содержащие две цифры сразу, а тупо в лоб брал самое ближайшее число к цели и использовал на нём два модификатора и готово. Под конец игры попытались стращать введением общего для всей вашей части уравнения модификатора, но это вообще никак не усложнило задачу. Это, по сути, самая яркая иллюстрация всего, что есть в игре — вроде прикольно, но на деле оказывается пустышкой, никак не связанной ни с каким другим элементом игры, вставленной просто по приколу, чтобы было.
Следующий занимательный тип улики (даже не знаю как его назвать) — зацепка, которую надо искать в архивных материалах полиции, газеты или городского управления. Тут всё просто: заходите в соответствующий, по вашему мнению, архив и задаете критерии поиска по типу «место, фигуранты, год». В принципе прикольная штука, но и тут не обошлось без нюансов — не всегда очевидно, в каком именно архиве из трёх искать нужную бумагу, что заставляет вас бегать по городу туда-сюда, благо есть вечно курящие парни, которые вас перевезут от одной точки быстрого перемещения к другой.
Следующий тип зацепок тоже весьма интересен — он предполагает, что вы будете расспрашивать нужную категорию местного населения о чем-то. Кто-то да подскажет. Задумка мне понравилась. Тут нужно понять к какому слою населения обращаться и учитывать в каком районе вы донимаете народ. Выглядит вполне логично, однозначно лайк. Эта механика связана напрямую с двумя другими — переодеванием и «закреплением улик».
Как известно, Шерлок Холмс — мастер маскировки, и поэтому вам частенько придется переодеваться. В игре есть куча шмоток, получаемых по сюжету или покупаемых в магазинах, и каждый предмет гардероба нравится определенному типу людей, то есть, например, те же бандиты ничего не скажут знатному господину и просо пошлют его куда подальше, намекнув, что тот забрёл не в тот райончик (жаль что ограбить не попытаются, хотя если вспомнить местную боёвку, то это наверное к лучшему), и наоборот, если подойти к ним в шмотках их банды, то они с радостью поделятся последними новостями связанными с расследуемым делом. А теперь о грустном: все эти переодевания не приводят ни к чему, кроме как вашему попаданию в закрытые зоны и получению нужного куска информации. Уж если тащите у хитмана фишку с его социальным стелсом, то добавили бы какие-нибудь уникальные для наряда действия, возможности, но нет, переодевания просто помогают вам пройти в ранее недоступные зоны, в том числе и вербальные. Попав внутрь, Шерлок ведет себя как обычно, никакой возможности быть раскрытым тут нет, задания провалить вообще нельзя, кроме маленьких дополнительных челленджей, кои могут встретиться по ходу тех или иных дел, но они никак, опять же не влияют ни на что.
А, и кстати, о новостях: чтобы получить нужную информацию, нужно задавать правильные вопросы. Вот как раз для этого и существует механика закрепления улик — вы заходите в журнал и как бы «запоминаете» нужную улику, и если вы попробуете с кем-то заговорить, то Шерлок как будто бы задаст прохожему соответствующий вопрос. Никакого диалогового окна не будет, если вы сделали все правильно, то вам просто выдадут новую улику. И так это работает во всем, то есть не закрепив улику, не все объекты будут активны, не все диалоги доступны и так далее. С одной стороны логично, с другой вы не можете мимоходом выполнить какой-то другой квест помимо закрепленного, приходится сосредотачиваться на чем-то одном. В целом, опять же, звучит логично, ведь если распылять своё внимание на 10 дел сразу, то вы попросту запутаетесь. Иногда это вызывало у меня затупы, но это скорее моя вина, я просто забывал закрепить нужное. Остальные же улики не представляют собой чего-то необычного и не скрывают за собой каких-то механик, и по заветам Канта просто являются вещами в себе: письма, гильзы и всё в этом духе.
Вот вы собрали достаточно улик, поговорили с различными персонажами и допросили их, аккуратно записав полученные от них сведения. Что дальше? Это зависит от того, сюжетное ли это дело или дополнительное. Если это первый случай, то сейчас будет весело, если же нет, то добро пожаловать в мир скуки и уныния. Во время выполнения основных заданий вы будете время от времени получать факты, которые можно по-разному интерпретировать в чертогах разума. Это такое отдельное меню, в которое попадают самые важные для расследования факты, которые еще можно и по-разному интерпретировать. Зайдя в это меню, вы можете найти связи между этими фактами и прийти к какому-то умозаключению, которое отобразится в отдельной вкладке, затем вы должны связать эти умозаключения между собой и прийти к какому-то выводу, но фишка в том, что там есть развилки, соответственно и выводы они порождают разные. Какой из них верный уже решать именно вам, игра тут никаких подсказок не даст, сами сопоставляйте найденные факты и улики. И это очень интересно, вот чего я ждал от игры! Не вождения за ручку, где Шерлок сам все раскрывает, а ваше участие ограничивается лишь тыканием в предметы да диалоговые опции, а самого настоящего шевеления своими мозгами, где я сам сопоставляю факты, сам вспоминаю все детали, все неосторожно брошенные фразы и сам ошибаюсь или оказываюсь прав! И именно это игра и позволяет нам сделать! НО! И тут не обошлось без странного решения, которое немного портит ощущение гордости за проделанный умственный труд: вам не скажут напрямую правильное ли решение вы приняли или нет, а ограничатся какими-то совсем уж туманными намёками, по типу величины суммы гонорара и пары фраз. Я все еще так и не понял кто реально убийца в одном из сюжетных дел! Я реально сидел минут 15, вспоминал вообще все детали, крутил в голове мотивы, все найденные кусочки информации и, приняв решение, так и не знаю правильно ли я все сопоставил. Ну почему так-то? Ну скажите вы, что я не прав, но нет, сиди и страдай, выискивая суммы гонораров за другие вердикты, чтоб хоть как-то понять не перемудрил ли я сам себя. И то ведь нифига не факт, что самое высокооплачиваемое решение — правильное, может это какой-то уже третий уровень троллинга? Не знаю, лично я немного недополучал удовлетворения от раскрытого дела: вроде бы и все сделал, а что в итоге не — понятно.
Про побочные квесты я вообще молчу, там вообще в этом плане скука смертная. Вот там как раз ваша роль и ограничивается тем, что вы просто тыкаете в предметы и диалоги, думать не надо от слова совсем — механика чертогов разума там вообще отсутствует. Никаких тебе развилок, просто в лоб. Я не говорю, что сами истории не были интересными, есть действительно интригующие дела, но ваша роль сведена к минимуму, поэтому я как-то отстраненно себя чувствовал.
И раз уж речь зашла о квестах и дополнительно контенте, то я просто не могу умолчать о платных DLC. На этот счёт у меня лишь один комментарий, но на бумагу он не попадёт — неприлично. Это просто самые обычные сайд квесты, те о которых я говорил, что они скучны до безобразия и блокируют ваши мыслительные процессы. Я, конечно, понимаю, что придумать огромную кучу дел поменьше и сделать их все суперинтересными очень сложно и дорого, но зачем тогда надо было делать вообще открытый мир с допами, ели они скучны и унылы как моя жизнь? Почему нельзя было сделать как в предыдущих частях, где у вас есть несколько крупных дел, во всех из которых участвуют эти самые развилки и чертоги разума? По итогу самая интересная механика всей игры используется всего несколько раз, ведь в основном вы бегаете выполняете дополнительные задания, как и в любом другом открытом мире. Причем тут DLC? Да притом, что с вас трясут рублей 200 за каждое дополнение. Не много, согласен, но за эти 200 рублей вы получаете около 20 минут увлекательнейшего игрового процесса без использования самой крутой механики и самого крутого вашего внутреннего органа — мозга.
Ах, да, совсем забыл — игра ж еще и в шутер пытается! Тут уж совсем долго распинаться не буду, скажу лишь, что это нисколько не интересно, не увлекательно и не зрелищно. Каждый раз я просто пожимал плечами, быстренько нейтрализовывал бандитов и шел дальше по своим делам. Как и во всем остальном, эта механика появляется просто по приколу в попытках отвлечь вас от интеллектуального труда и никак не синергирует с другими элементами. Во время перестрелки вы можете как убивать врагов, так и оглушать их. Выбирайте что хотите, ни на что это не повлияет, разве что убивать в разы быстрей, но платят за это меньше, вплоть до торжественного ничего. Для полного комплекта не хватает только гонок и симулятора фермы.
Сюжет и мир игры.
Общий сюжет игры следует заветам порнографических картин и просто выступает предлогом для основного действия. Основная завязка сюжета следующая — молодой Шерлок прибывает на остров Кордония, где он жил со своей матерью и братом в детстве. Приезжает он с целью навестить могилу мамы и повспоминать своё детство. В процессе этого он открывает страшные тайны о смерти матери и печальные картины из своего детства. Звучит как завязка какой-то драмы, но забудьте, к этому основному сюжету вы будете возвращаться очень редко и не на долго. Всё происходящее вокруг совсем никак не связано с главной целью, вас просто просят помочь раскрыть какое-то дело в обмен на информацию о былых временах, а сами эти дела абсолютно отдельные и самостоятельные истории, пересказывать которые будет долго, да и интересней всего испытать их самому.
Сам остров, опять же, выглядит как мешанина из разных кусочков: есть районы богатые, где в основном тусуется Английская знать, есть районы, населенные Османами, а есть местные фавелы, где живут всякие бандиты и отбросы общества. Опять же звучит как отличная почва для конфликтов, ведь остров — бывшая колония! Как вы уже могли догадаться, игра, как всегда, упускает такую возможность и поднимает тему колониализма и расслоения общества буквально раза 2-3, да и то как-то беззубо, без перчинки, по-современному осторожно, хоть и при каждой загрузке игры напоминает нам, что времена тогда были другие и белый человек притеснял всех и вся, а женщины были под гнётом патриархата. Последнюю тему поднимают чуть чаще, в основном очень правдоподобно, но не обошлось и без транса, надо ж повесточку отрабатывать.
Если говорить о мире в целом, то он никакой, хотя и обладает немалым потенциалом быть крайне живым и интересным, но традиции нарушать нельзя, и все крутые возможности упускаются. Еще одним примером этого может служить моральные выборы в стиле Life is strange, где всем плевать, что вы выбрали, на мире игры это не скажется.
И что мы имеем в итоге?
А в итоге мы имеем ачивку «Эклектика». Никак по-другому я не могу охарактеризовать эти игру — она как будто состоит из двух разных наспех склеенных концепций. С одной стороны у нас есть основная ветка квестов, выполненная шикарно, интересно и вызывает лично у меня просто щенячий писк и восторг, который длится, к сожалению, очень недолго, ведь проходится она всего за пару часов и включает в себя около 5 дел. А с другой стороны нас поджидает самый унылый открытый мир с кучкой однотипных и геймплейно неинтересных активностей никак друг с другом не связанных и не перекликающихся, не создающих каких-то интересных ситуаций и просто вырубающих мозг, после его вы играете просто на автопилоте. Нет, конечно, есть и интересные моменты, не спорю, но основа, то, чем вы занимаетесь больше всего времени, вызывает только яростную зевоту и негодующее ерзание на стуле. Никакого вызова, никакого интереса, только скука, только хардкорное опустошение головы до состояния зомби.
НО! Вам могло показаться, что я пребываю в расстроенных чувствах и задаюсь вопросом «зачем я вообще это купил и потратил столько времени». Это правда, но лишь отчасти. Я человек простой и оцениваю сердцем, а все эти претензии до конца оформились лишь когда я выпустил свои ощущения и мысли-скакуны на бумагу, где они сформировали более-менее ладный табун. Во время игры какие-то вещи бросались мне в глаза, а какие-то просто не замечались, потому что в целом, лично мне, повторюсь, было норм и местами очень даже круто, и вот этими местами, которыми мне было круто, можно перекрыть и общую нескладность игры, да и всегда можно пройти только сюжетку и забить на побочные дела, но тогда это будет очень короткое путешествие в аналог Турции. Если вы готовы закрыть глаза на откровенно глупые решения и не сильно задумываться о том, как можно было сделать лучше, то игра вполне способна вас развлечь и подарить ощущение, что вы умелый детектив!