Не так давно тоже перепроходил. Игра показалась набором механик, которые крайне слабо связаны между собой, и, как мне показалось, плохо вплетены в геймплей. Есть прокачка персонажа, но ей вполне можно пренебречь (я о ней узнал сильно после первой половины игры), есть хакинг — кроме туториала не нужен, есть какие то импланты, классы. Игра изо всех сил пытается казаться глубже чем она есть на самом деле, и что самое забавное — игра не плохая, она всё равно остается интересной. Хоть я так и не осилил «истинную» концовку.
Приветствую вас, дорогие друзья! Киберпанка много не бывает, верно? Предлагаю снова окунуться в этот жанр, сегодня мы рассмотрим игру, которая пропитана с головы до пят киберпанком старой школы. Данный проект является ядерным коктейлем, вобравшим в себя кучу разных фэндомов, которые она использует, не только в плане стилистики, но так же идей. Однако, это не делает её вторичной, а наоборот – грамотно всё смешав (но не взбалтывая) разработчикам удалось получить что-то оригинальное на выходе. Сегодня я вам расскажу об одной из самых интересных и самобытных инди-игр прошлого десятилетия. Представляю вашему вниманию, E.Y.E Divine Cybermancy.
Сюжет игры повествует о мрачном киберпанковом будущем, где псионические способности признаны наукой, импланты – это норма, а человечество в геометрической прогрессии исследует глубины космоса основывая на разных планетах одну колонию за другой. Мы играем за члена подразделения E.Y.E., воина-монаха, наделенного пси-способностями и военными кибер-имплантами последнего поколения. Подразделение, в свою очередь, состоит из двух групп “Культ Деи” и "Цзян Шан Ди". Финансирует всё это дело “тайный” орден (о котором все знают) Secreta Secretorum (местные иллюминаты). E.Y.E. ведёт свою борьбу по всем фронтам и всеми возможными способами, занимаясь: шантажом, разведкой и перехватом передовых научных разработок. Главным противником для E.Y.E. является Федерация (союз земных государств с тоталитарной формой правления), так как Secreta Secretorum хотят её свергнуть, чтобы узурпировать власть и получить все ресурсы и могущество Федерации. НО, в уравнении наших дорогих "рептилоидов" появляется переменная, которая рушит их все планы на мировое господство, meta*-streumonic (псионические существа, взявшиеся хрен пойми откуда, с паранормальными способностями. Далее по тексту будем называть их просто Мета-монстры), которые крошат в капусту все фракции без разбора. Вдобавок внутри самого братства E.Y.E. идёт внутренний конфликт между группами "Цзян Шан Ди" и "Культ Деи". Конечно, страсти немного поутихли внутри братства в связи с военными действиями против Федерации и Мета-монстров. Но пока рядовые бойцы братства воевали плечом к плечу, командующий группой "Культа Деи", Rimanah (наш начальник по совместительству) исподтишка пытался подгадить группе "Цзян". Rimanah делает всё возможное, чтобы Secreta Secretorum заметили косяки и неисполнительность группы “Цзян”, попутно передав все их ресурсы и личный состав “Культу Деи”. Для этого, безусловно гнусного плана, Rimanah создал специальное подразделение, ответственное за выполнение данной задачи, в котором, как раз, находится наш ГГ.
Однако мало нам внешних и внутренних разборок между власть имущими, теперь гг предстоит выбирать между командованием (в лице Rimanah) и своим наставником, что активно топит за сплочение братства. Надо ли говорить, что из-за такой риторики нашего наставника, Rimanah летает по Храму братства на "жопно-реактивной тяге", ведь это путает все его карты. Чем закончится эта история, по классике, зависит исключительно от ваших выборов.
В любом случае, стоит держать в голове мысль: чтобы понять сюжет, нужно, как минимум, несколько прохождений. Его структура витиевата, многие вещи приходится додумывать, строя какие-то безумные теории. Однако несмотря на излишний СПГС, история все равно захватывает, она, с одной стороны, стандартная для киберпанка, но, ближе к концу, начинает попахивать шизой, и это придает истории некой перчинки, что выделяет её на фоне других игр в этом жанре.
С чего, собственно, всё начинается? Игра стартует с того, что ГГ просыпается после ожесточенного сражения, лицом в пол, а неподалеку от него лежат сопартийцы, но им повезло меньше: они немного мёртвы. Что тут произошло? Почему выжили именно вы? Непонятно. Но не переживайте, это лишь часть вопросов, на которые вы, возможно, сможете получить ответы, ведь по ходу прохождения и к ним добавится воз и маленькая тележка новых. Так как разработчики заботливо наградили ГГ амнезией, готовьтесь к роли местной почемучки и мучителя NPC расспросами о здешнем мире: сама игра не особо старается хоть что-то объяснить игроку.
Высокий порог вхождения касается не только истории, но и самого игрового процесса. И это несмотря на огромное количество внутриигровых обучающих роликов, старающихся научить нас управлению. Большая часть основополагающей информации об истории мира игры находится в местной библиотеке. Знакомился я с этими кибер-свитками не без удовольствия.
Хотя, приобретая игру в 2011 году, мне казалось тупым и душным решением знакомить игрока с миром таким образом. Да и об игре у меня было совершенно негативное мнение. Однако, спустя года, всё-таки решил вернуться и пройти игру ещё раз, и я не пожалел о своём решении. Что ещё раз подтверждает мнение, что всему свое время, каждой игре – свой возраст и опыт.
Но вернёмся к нашим баранам. Что же написано в этих кибер-свитках? Буквально всё: описание мира, знакомство с её историей, в, конце-концов, киберпанковские штампы про заговоры правительства и корпораций, хитросплетения взаимоотношений с местными кланами, подковерные игры внутри самих группировок. Эта информация очень важна для игрока: без неё трудно сложить воедино целостную картинку местной “Санта-Барбары”: нигде более эта информация не дублируется, кроме как в библиотеке.
Поскольку игра является RPG шутером от первого лица, нам позволено с самого начала раскидать навыки, как велит сердце. На первом уровне нас бегло знакомят с управлением и местной боёвкой. Сам арсенал небольшой, но каждое оружие имеет свой характер. Для сражений нам доступны оружие ближнего боя, огнестрел и пси-способности. Стрелять тут, кстати, спустя года по-прежнему приятно; это хорошо, так как стрелять мы здесь будем очень, очень, очень много. Сам стартовый набор оружия выглядит весьма неплохо и может закрыть на первое время все потребности игрока, но не советую игнорировать новые виды вооружения, продающиеся в магазине.
Пси-способности позволяют кастовать разные заклинания, типа: клонировать себя; вызвать приступ безумия у вражеского NPC; применить кинетический удар и разорвать врага в клочья. И это только часть возможностей, со временем их будет всё больше и больше. По ходу игры также предстоит лутать с врагов не только патроны, но и чемоданчики с исследованиями, помогающие изучать новые виды аугментаций (чтобы стать, сильнее, быстрее и эффективнее). Пройдя первые два уровня и ознакомившись с врагами, местными условностями и правилами игры, потихоньку привыкаешь к ней.
Возраст игры даёт о себе знать и некоторые вещи, касающиеся управления и гейм-дизайнерских решений, ощущаются морально устаревшими. Взять те же чек-поинты, они в игре сделаны, мягко говоря, своеобразно. Если вы завершите игровую сессию на середине квеста, то при следующем запуске игра портнет вас в начале локации действующего квеста. И пока вы его не завершите, будите находиться в локальной временной петле. Смею предположить, что данные ухищрения были применены из-за наличия кооператива: чтобы при входе в сессию у всех всё было идентично. Прибавьте к этому ещё и бесконечно появляющихся врагов, что валят на гг лавиной, и получите вкуснятину. Причём, пока вы не дойдете до определенной точки и не сработает скрипт, их спавн не прекратится. Некоторые здесь могут поймать вайбы старых-добрых польских шутанов.
Враги в этой игре тупые и не скрывают этого. Поэтому, чтобы компенсировать их глупость, противники нападают группами и больно кусают. Из-за чего создаётся некое подобие баланса: невысокий уровень поведения ИИ уходит на второй план. Однако во врагах интересен не их уровень интеллекта, а визуализация и описание. И я говорю не о Федерации и других homo sapiens, а о Мета-монстрах. Данные существа были созданы так называемым метастремоническим излучением — это некая вселенская аномалия, преобразующая живые организмы в нечто неведомое и непонятное. Вкратце, каждая из тварей – метафора на какой-либо человеческий порок. К примеру, монстр Kraak – воплощение неодолимого чувства вины, а Manduco представляет собой олицетворение агрессии. Очередное высказывание разработчиков на тему того, что человек и есть самое страшное чудовище, несущее в этот мир дисгармонию и хаос.
Стилистически и визуально игра выглядит настолько же странно, насколько и интересно. Разработчики вдохновлялись большим количеством разных произведений (вселенная Warhammer, Чужой, Бегущий по лезвию, Deus Ex и многое другое), что позволило им выдать на-гора своеобразный стилистический коктейль, который выглядит и играется одновременно самобытно, но знакомо. Графическим движком игры является старичок Source, который уже на протяжении стольких лет даёт жизнь разного рода проектам. В этой игре “уши” движка торчат не только из меню игры, но и многих других мест, что невольно вызывает ассоциации с модификациями на базе “Half-Life 2”. Благо, это ощущение сохраняется лишь первые минуты игры, так как потом становится понятно, что в E.Y.E. впихнули столько наворотов в геймплей, механику и новых объектов, что модификацией её язык не повернётся назвать. В целом, визуал у игры хорош только с художественной части. К примеру, свет красиво падает на локации; броня (являющаяся компиляцией из разных временных отрезков) союзников и врагов выглядит стильно; с выдумкой сделаны элементы интерьера и быта. В общем, скромно, но со вкусом. Сами понимаете, так как движок считался старым даже на момент выхода игры, на техническую часть надеяться не приходится.
Локации у игры очень просторные и на них абсолютно нечего делать. Я привычно старался обнюхать каждый уровень и сталкивался с тем, что мои блуждания заканчиваются ничем. Игра просто-напросто не поощряет мои исследования. Все ресурсы для пополнения запаса и смены оружия находятся на врагах и станциях пополнения, а улучшения падают с противников. Получается, что исследовать локации бесполезно? По большей части – да. Лишь в редких случаях вы можете наткнуться на какого-нибудь NPC, который расскажет какую-то интересную информацию о мире игры, либо даст дополнительный квест в духе принеси, подай, пошёл нафиг, не мешай. Вот если бы в сами уровни были интегрированы какие-то точки интереса, побуждающие к исследованию локаций (или банально дающие опыт за изучение новых зон), это кратно повысило интерес и реиграбельность. Ведь, по большей части, сами уровни выполнены хорошо, не обошлось без скучных пустых локаций, но их немного.
Подводя итог, хочется сказать, что игра, если судить о каждой составляющей по отдельности, кажется неинтересной и сырой. Что, отчасти, правда, но общая картина не такая удручающая. Как и многие проекты с маленьким бюджетом, у E.Y.E. есть то, за что хочется к ней возвращаться снова и снова. Это её душа. И какой бы она была неказистой и сырой, это все равно это игра с большой буквы. Она создана с любовью, старанием и гиговским трепетом, и это вызывает у меня восхищение.
Я не берусь советовать данную игру кому-либо, всё-таки продукт сам в себе. E.Y.E Divine Cybermancy имеет высокий порог вхождения, как по сюжету, так и по геймплейной части. Но ведь в преодолении неудобств и трудностей тоже, отчасти, есть своя ценность в виде полученного опыта и впечатлений, которые западают в душу ничуть не хуже, чем прохождение, условно, хорошо сделанной игры. Так что, думайте сами, решайте сами - играть или не играть.
С вами был Хромов, будьте на связи. Скоро увидимся.
* Деятельность организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Честно говоря «истинная» концовка" больше похоже на рофл от разработчиков.)
Игра, конечно, очень странная (и непреднамеренно жуткая), но не без интересных находок. Мне почему-то запомнился менеджмент инвентаря в виде ячеек разгрузочного жилета. Обидно, что столь простая, но любопытная механика встречается столь редко.
Мне на ум приходит Escape from Tarkov, как пример игры с такой-же механикой.