14 сентября 2022 14.09.22 0 599

Что такое Татра ИРЛ и в Snowrunner? Лонгрид-обзор грузовиков чехословацкой марки.

+7

Что такое Татра? Сколько моделей можно испытать в Snowrunner? Насколько хороша каждая из них? Я перепробовал все 13+ доступных Татр в игре и рассказываю кратко и максимально объективно о каждой.

Это мой первый пост на Stopgame. Зашёл с лонгрида по Snowrunner. Всё, как я люблю: нишевая темы, автомобили, историческая справка и тест в игре. Прощупываю почву, насколько тема Snowrunner интересна.
Grolribasi

Когда Татра впервые появилась в Snowrunner, меня чем-то дико заинтересовали эти грузовики. Я решил обязательно изучить историю марки и разобраться, что же такое Татра.

Татра - одна из древнейших европейских компаний по производству автомобилей. Компания известна своими грузовиками и необычным устройством ходовой части.

Поныне используемую конструкцию изобрёл Ганс Ледвинка. Главная фишка шасси Татры в отсутствии привычной рамы. Есть только центральный хребет и мосты, подвеска полностью независимая, все движущиеся части спрятаны внутрь хребта и повредить их сложнее, чем обычно. Это даёт преимущество на бездорожье. Ещё интереснее, что шасси расширяемое и может быть в любой компоновке: четыре колеса, шесть, восемь и даже больше. Безумные проекты типа 14-колёсной или 16-колёсной татры - это норма для компании.

В игре нет 16-колёсных версий, но есть 8-колёсные, 6-колёсные и даже 4-колёсные Татры. Начну с Tatra T815-7 Force, именно на её базе была создана 16-колёсная зверюга с фото выше. Но сперва расскажу о своей разработке.

Объективная мера вещей

Чтобы представить что-то объективнее чем "шикарно" или "отстой" я разработал некоторое подобие шкалы оценок для грузовиков и назвал её GrolScore. Это как Doug DeMuro оценивает реальные автомобили, я оцениваю игровые.

Принцип оценки по моей шкале примерно следующий:

Интерьер: 1 до 5.

- 1 - интерьер отсутствует, вид с капота
- 2 - вид из кабины, зеркала не работают, интерьер не очень проработан
- 3 - есть подобие датчиков, зеркала работают, интерьер немного проработан
- 4 - датчики, интерьер на высшем уровне, но нет подсветки датчиков
- 5 - интерьер идеален

Внешний вид: 1 до 5.

- 1 - автомобиль выглядит совсем неорганично в игре, коробка на колёсах
- 2 - автомобиль в целом выглядит уместно, но есть некоторые детали, например колёса выглядят чужеродно
- 3 - автомобиль выглядит органично, но есть что-то неуловимое, что делает его не очень родным, например какие-то модули
- 4 - автомобиль вписался идеально
- 5 - автомобиль вписался идеально, дополнительный балл за особое внимание к мелочам

Вездеходность: 1 до 5.

- 1 - едет слишком хорошо, ОП (overpowered), читерский
- 2 - здесь точно не должно быть шин от Зикса или Тайги, в остальном ок
- 3 - ОП, но только в определённой сборке
- 4 - проходимый для своего класса, но хотелось бы чуть больше/меньше проходимости
- 5 - едет так, как надо

Стабильность: 1 до 5.

- 1 - он приклеен что ли?
- 2 - неваляшка, ездить невозможно
- 3 - ездить нужно аккуратно и на пониженной
- 4 - всё отлично, но хотелось бы больше/меньше стабильности
- 5 - идеальный баланс

Практичность: 1 до 5.

- 1 - автомобиль только для покатушек
- 2 - есть несколько модулей, применение найти сложно
- 3 - хороший набор модулей, но вот расход топлива
- 4 - всё хорошо, но вот бы ещё модуль для брёвен
- 5 - вообще идеально, автомобиль номер 1

Дальность и надёжность: 1 до 5.

- 1 - хоть сейчас в кругосветку
- 2 - пуленепробиваемая прочность конструкции, гигантский бак
- 3 - бак норм, прочность ок, но расход топлива слишком большой
- 4 - бак, прочность, расход в идеале, но нет дополнительных припасов
- 5 - бак, прочность, расход, припасы - идеально

Веселье: 1 до 5.

Это моё общее субъективное впечатление от единицы техники на основе разных факторов.

- 1 - унылый транспорт
- 2 - интересен только своей необычностью
- 3 - хорошо проработанная техника, но быстро наскучивает или не имеет практического применения
- 4 - от такого уникального транспорта ждёшь большего
- 5 - очень весёлый и уникальный образец техники

Snowrunner DLC Tatra Force

Это игровой грузовик, добавленный одним из DLC. Многое здесь по умолчанию на уровне.

Интерьер: 5.

Естественно Внешний вид: тоже 5. Для Татр разработчики придумали особые модули в цвет кабины.

Вездеходность: 4, потому что Татра должна быть быстрее и проходимее на мой взгляд.

Стабильность: 5, перевернуть очень трудно, но можно.

Практичность: только 4, потому что модуля для брёвен нет никакого.

Дальность и надёжность: 5, тут есть даже полка на крыше с припасами, больше ничего не надо.

Веселье: 4, больше не поставить. Разработчики придумали классный модуль-эвакуатор, модули в цвет кабины, но постоянно ожидаешь большего: эвакуатор бесполезен (увы), проходимость хорошая, но скорость слишком низкая и т.д.

Tatra T148

История 148 модели тесно связана с Татрой. Татра 138 - необычно выглядящий грузовик 1959 - 1972 годов. Но история 138 модели переплетается с моделью 137.

В 1956 году были разработаны два прототипа капотных грузовика - T137 4x4 и T138 6x6. Оба отправились демонстрироваться на выставке в Германии. Показать было что: гидроусилитель руля, пневматический усилитель сцепления и коробка передач с электропневматическим управлением.

Интересно, что модель 137 выпускалась не очень долго и с перерывом. Дело в том, что грузоподъёмность этой модели была 7 тонн, а государственный план гласил: производить семитонные грузовики должна компания ЛИАЗ. Но ЛИАЗ не славился качеством выпускаемой продукции, поэтому его послали и вернули на конвейер славную Татру 137.

T138 сначала была заменена на модель 2-138, а потом полностью заменена моделью T148. В сущности это почти тот же грузовик, но с разными улучшениями надёжности, шумоизоляции и прочих подобных перков.

В игре 148 модель представлена единственным модом от Zidon. Оценки по Шкале Грола следующие:

Интерьер: 1 - вид с капота.

Внешний вид: 1 - цвет совсем чужеродно выглядит, да почти весь грузовик выглядит чужеродно.

Вездеходность: 3 - как соберёшь, так и поедет.

Стабильность: 1 - крайне устойчивый экземпляр.

Практичность: Модулей туча, выбирай любой, но это только 4, ибо их слишком много. Зачем два одинаковых кузова?

Дальность и надёжность: 1 - хоть сейчас в Ламбарене (это такая экспедиция, в которую ездили несколько чехословацких студентов на специально подготовленной Татре).

Веселье: 1 - годится, чтобы сбросить его в ущелье и забыть. Да простит меня создатель.

Татра T813

В 1967 году начался выпуск Татры T813 - это здоровенная, тяжёлая военная Татра. В качестве двигателя использовали V12, который получился путём добавления ещё половины старого двигателя V8. Двигатель объёмом 18 литров ехал на всём, что горит: керосин, бензин, дизель.

T813 - первая Татра с системой подкачки шин. Рама позволяла устанавливать на Татру множество модулей: пожарную цистерну, большой кран, самосвал или даже ракетную систему залпового огня - модуль полезный в хозяйстве. Кроме того спереди можно было установить гидравлический отвал.

В игре 813 модель представлена официальным дополнением и одним модом.

DLC 813

Поскольку, это официальное дополнение к игре, Интерьер: здесь на 5.

Внешний вид: только на 4. Это обычный грузовик из дополнения, у него нет каких-то особых приятных фишек.

Вездеходность: это однозначно 5. Когда я впервые прикупил эту Татру и поехал на ней, я был очень удивлён внедорожными характеристиками. Особенно на повышенной передаче.

Стабильность: на 5, самое то, всё как надо.

Практичность: поставлю 3, потому что модулей очень мало. Лично мне это не мешает, но люди жалуются.

Дальность и надёжность: 5 - есть всё, что нужно и дальность, и расход и припасы - восхитительный транспорт.

Веселье: естественно 5. Такая классная Татра встречается редко.

813 от Zidon

Мод от Zidon включает в себя две Татры 813. Одна обычная, а вторая спортивная - Truck Trial.

Интерьер: на удивление проработанный интерьер, но только на 3. Датчики выглядят нарисованными, но при этом они живые, на фаре видны углы, подсветки нет. Приятно, что интерьер есть и работает, но качество хотелось бы повыше.  

Внешний вид: 3 для обеих Татр. Жёлтый на спортивной Татре смотрится как-то неправильно и неестественно, но некоторые цвета вписываются органично.  

Вездеходность: 3 для обеих Татр - может быть ок, может быть не ок в зависимости от шин.

Хребтовая рама в схематичной отрисовке
Хребтовая рама в схематичной отрисовке

Стабильность: 4 для обеих Татр. Это не нестабильные Татры и не самые устойчивые, но мне всё равно хотелось бы чуть меньше устойчивости.

Практичность: 4 для обычной татры - много модулей, интересные решения, например, отвал на бампере. 1 для спортивной, на ней можно только кататься.  

Дальность и надёжность: я ставлю 1 для обеих Татр. Расход маленький, бак на 500 литров, даже есть припасы на крыше, эта Татра едет далеко и долго, мне это не нравится.

Веселье: На эти Татры нет своих двигателей, есть только двигатели от Азова. Это сразу снижет градус энтузиазма. Плюс ещё не самая лучшая проработка мода в целом. Поставлю 3.

Tatra T815

Сначала Татра хотела выпускать T157 и даже выпустила несколько прототипов, но ЛИАЗ начал протестовать, мол “вы воруете наш хлеб, это мы должны делать грузовик по характеристикам как ваша 157, идите отсюда, вы нам не нужны”. Татра решила не вмешиваться и переделала 157 в более тяжёлую 815 модель. Модель T815 производится по сей день, а ЛИАЗ уже умер. Такие дела.

18 марта 1987 года стартовала кругосветная экспедиция на Татре 815. Это была не просто Татра, а специально созданный и подготовленный дом на колёсах Tatra T815 GTC - Grand Tourist Caravan - Большой фургон для путешествий. В основе лежало трёхосное шасси Татра 815 6х6, на которое водрузили жилой модуль производства ж/д подразделения Татры, спроектированный другой ж/д компанией.

В игре 815 модель представлена только одним модом.

815 от Zidon

Если честно, это плохой мод.

Интерьер: 2 - хорошо, что есть хотя бы фальшпанель и спасибо, что не вид с капота.

Внешний вид: тоже только 2. Вроде бы и неплохо выглядит, но как-то искусственно смотрится.

Вездеходность: 3, есть ОП колёса, в целом можно собрать ОП, а можно и обычную тачанку.

Стабильность: 1, Слишком стабильный.

Практичность: Множество модулей, есть даже пара собственных и модуль для перевозки дров, это не пять, потому что всё же не такая многогранная машина, но на 4, так и быть, тянет.

Дальность и надёжность: расход невелик, бак на 500 литров, даже есть припасы на крыше, но это слишком жирно, мне не нравится, поэтому только 1.

Веселье: а вот с этим проблема. Мод нестабилен, эта Татра так и норовит перевернуться набок или улететь в небо. Да и в целом проработан мод не слишком хорошо. Движки от Азова на Татре 815? Ну, камон. Не могу поставить больше 1.

815 от yansors & _LootDelivery

В наборе сразу шесть Татр и они слишком качественные, чтобы не купить все и сразу.

Интерьер: у всех на высоте, но нет подсветки, а это 4.

Внешний вид: 5. Даже запасные колёса можно выбрать под те, что установлены на грузовике.

Вездеходность: наверно, всё же только 4. Конечно, едут они шикарно, но порой слишком шикарно, особенно с фирменными шинами.  

Стабильность: я считаю, что это 5, потому что перевернуть можно очень легко любую из Татр. Особенно легко кувыркается 4-колёсная с определёнными модулями. То есть это ни в коем случае не перебор.  

Практичность: Некоторые более практичны чем другие. В смысле, оборудовать можно любую чем угодно. Но у каждой есть намёк на целевое использование на картинке в магазине: одна с ремонтным модулем, другая с трёхслотовым кузовом, третья - тягач полуприцепов, четвёртая для экспедиций, пятая и шестая - как хочешь. Я поставлю 5, но оценка во многом зависит от конкретной Татры.

Дальность и надёжность: 4, припасов на крыше нет. Баки у всех разного объёма, расход тоже, к тому же выбор двигателей также решает. В целом каждая может доехать далеко или нет в зависимости от модуля, двигателя, размеров.

Веселье: однозначно 5. Чтырёхколёсная Татра 815! Восьмиколёсная! Экспедиционная, тот самый GTC! Да это же восторг! Ребёнок во мне вне себя от счастья. Спасибо огромное создателям! Для консолей тоже есть версия.

Tatra 805

Длина всего 4,72, ширина 2,192, высота 2,365. Маленькая, да удаленькая! Построена по той же схеме, что и все остальные Татры - хребтовая рама, хороший двигатель - V8 на 75 л.с. Для 1953-1960 это самое то.

В Чехословакии татра 805 получила прозвище “утка”. За что её так прозвали доподлинно неизвестно. Есть предположение, что из-за маленьких габаритов и хорошей проходимости, мол она переваливалась на бездорожье по-утиному.

Вот отзыв современника 805 Татры:

Еще до границы Большой Праги передки стало трясти как в лихорадке, руль невозможно было бы удержать в спокойном состоянии даже тисками. На средних скоростях передние колеса вибрировали так, словно хотели оторваться и улететь. Экспериментальные свечи отказывали, на красной машине погасли стоп-сигналы, на синей не горит лампочка маслоуказателя. Ольде нелегко. Он хорошо знает, что таких выносливых машин, как «татры-805», еще поискать надо, но кое-какие «детские болезни» они с собой прихватили. Знает он также и то, что дальше Албании везти их нельзя.  

Цитата из книги “Перевёрнутый полумесяц” по мотивам путешествий в Татре 805 

Татра 805 была не очень комфортным или надёжным автомобилем, но обладала высокими бездорожными характеристиками, ремонтопригодностью и гениальной конструкцией. Как типичный советский автопром.

В игре 805 модель представлена официальным DLC и одним модом.

DLC 805

Разумеется, у DLC Татр Интерьер: всегда будет 5.

Внешний вид: тоже 5, потому что эти размеры, эти яркие сочные цвета. Грузовички для коллекции.

Вездеходность: для своего класса едет удивительно круто, вот прям удивительно, точно 5.

Стабильность: вот с этим плохо, только 3. По ровной линии не едет, так и норовит уехать в сторону, на бездорожье и неровной дороге нужно быть предельно внимательным, может и перевернуться запросто. Лучше всегда ездить на пониженной. На всякий случай.

Практичность: я считаю, что для своего класса это очень практичный грузовик. Да, ездить нужно осторожно, но старания окупаются. Да, модулей немного, зато есть колёса-баллоны от Тайги. Классная штука, мне нравится, на 5, даже купил два грузовика, хотя обычно покупаю только один.

Дальность и надёжность: 5, опять же для своего класса. Особенно с цистерной. Припасы на крыше тоже помогают.

Веселье: пускай я подсуживаю, но это 5. Обожаю кататься на моих маленьких Татрах.

805 от Zidon

Скрытый мод на 805 Татру. Официально, на mod.io грузовик называется “Утка”. Мод включает сразу три грузовика с компактными размерами. В отличие от варианта из DLC - это скаут.

Интерьер: за аскетичную кабину и стрелки датчиков, которые просвечивают через руки водителя могу поставить только 3, хотя в целом кабина работает.  

Внешний вид: сомневаюсь между четвёркой и пятёркой. С одной стороны, есть что-то неуловимо чужеродное, но с другой стороны есть приятные мелочи вроде опускающихся и поднимающихся лобовых стёкол. Пусть будет 5, заслуживает.  

Вездеходность: здесь та же ситуация. Для скаута едет прям великолепнейше. Не на уровне БТРа, но достойно, скорее где-то на уровне урала и это при компактных габаритах. Думаю, это вполне реалистичная ситуация, но всё же в игре все автомобили едут чуть хуже, чем в реальности. Пусть будет 5, но с оговоркой.

Стабильность: на высшем уровне, но всё же хотелось бы чуть поменьше. Я по таким горам гонял этих уток, что могу поставить только 4.  

Практичность: на хорошем уровне. Есть много разных интересных модулей, которые проработаны достаточно детально, поэтому для своего класса это действительно автомобиль номер один - на 5. Однако для триальной версии практичность будет всего 1, потому что модулей в триале нет.

Дальность и надёжность: и дальность и надёжность на высоте, не чувствуется чрезмерности, хоть бак и довольно большой. Можно опрокинуться, можно побить двигатель или подвеску, но всё же это сделать сложно. Поставлю средний балл - 3, потому что не хочу ставить слишком много.

Веселье: в плане забавы я бы предпочёл вариант 805 Татры из официального дополнения. Утка от Zidon имеет место быть, она в меру забавная, но какая-то блёклая, неяркая, зачем-то существует сразу в трёх версиях. В меню тюнинга описания крайне скудные, даже названия скудные, полюс двигатель под названием “duck OP” не даёт значимых преимуществ. Приятно, что можно поднимать или опускать лобовые стёкла, приятно иметь триальную версию. Но играть со стёклами быстро становится скучно, а смысл триальной версии только во внешности, едет она не лучше, а то и хуже двух других. Две другие отличаются только кабиной. Зато у триальной версии забавный гудок в виде утиного кряканья. Я бы оставил этот агрегат в гараже, но только стандартную версию. Ну, разве что триальную можно использовать в следующем гоночном сезоне. Поставлю 3, но это скорее четвёрка, почти четвёрка, но ещё нет.  

Tatra Phoenix

В 2011 году Татра выпускает Татру Феникс. Внешне новый грузовик значительно отличается от привычных Татр - это типичный по-европейски выглядящий тягач. Причина тому - слияние с голландской DAF Trucks. DAF приобрели 19% Татры. Татра должна была использовать кабины от DAF, а также двигатели Paccar, в которую входит DAF. Остальное, так и быть, Татра может использовать своё.

Зачем это нужно Татре? Во-первых, соответствие нормам Евро 6. Всунули готовый двигатель и довольны. Во-вторых, дилерские центры DAF также будут продавать Татру.

Если задать вопрос “зачем?” в глобальном смысле, то ответ ещё проще: деньги. Татра испытывала проблемы с продажами и, как следствие, производством. В 2013 Татра продала 722 грузовика (рекордное количество с 2008 года). Татра не умирает.

В игре Феникс представлен официальным DLC и двумя модами.

DLC Phoenix

Этот Феникс пришёл вместе с официальным DLC.

Интерьер: на уверенную 5.  

Внешний вид: тоже на 5, выглядит очень красиво и приятно. Это очень новый грузовик, краска ещё не потёртая и сияет, но разработчики умудрились его вписать органично.  

Вездеходность: сложно оценить. С одной стороны - это Татра с самыми маленькими колёсами из всех DLCшных, но ездит она при этом очень хорошо. Поставлю 4, т.к. Хотелось бы чуть больше вездеходности.

Стабильность: 5 - стабильность самое то.

Практичность: 4 - как раз тот случай, когда всё хорошо, но вот бы ещё модуль для брёвен. Только не модуль для брёвен, а комбинацию кузов + кран, ведь место позволяет.

Дальность и надёжность: на 4, не хватает припасов на крыше. Не то чтобы они ей были очень нужны, но были бы кстати.

Веселье: поставлю 5, мне нравится. Уникальная Татра, органично вписалась, есть шикарный модуль - цистерна и в целом у меня почти нет к ней претензий.

Феникс от Rng3r

Есть целых два мода на Татру Феникс, которые были сделаны ещё до появления марки в игре. Оба мода от Rng3r. Первый мод добавляет восьмиколёсную татру. Это дорестайлинговая версия Феникса, то есть до 2015 года.

Интерьер: идеален, на 5 баллов. Могу только придраться к неработающим зеркалам сверху и справа.

Внешний вид: только на 4. Краска приятно выцветшая, но вот внимания к деталям мне не хватило. Специальный самосвальный кузов выглядит не очень приятно, доступна возможность поставить русские или американские модули с общей функциональностью. Хотелось бы что-то одно.

Вездеходность: тоже только 4. Только хотелось бы чуть меньше проходимости. Даже с разбитой подвеской, даже без полного привода едет слишком хорошо. Не должна она так ехать.  

Стабильность: Честно сказать, стабильность здесь спорная. Ставлю 4, потому что хотелось бы чуть меньше стабильности. Да, я маньяк, снижаю за особенно хорошую устойчивость.

Практичность: 4 за хороший набор модулей, но выбор не так велик. Зато есть комбинация кузов + кран.

Дальность и надёжность: не могу поставить больше чем 3. Всё бы хорошо, но бак слишком большой, расход не такой высокий. Понимаю, что это ближе к реальности, но я тут не за реальностью. Ощущения чрезмерности нет, но бак большой, подвеска бьётся, но это почти ни на что не влияет.

Веселье: безусловно уникальный образец техники, интересно взглянуть на дорейстайлинговую Татру, но всё же 4. Слишком много маленьких недочётов, чтобы было пять, но слишком интересный грузовик, чтобы ставить меньше.

Второй мод добавляет шестиколёсную Татру Феникс.

Единственный скрин Феникса 6x6. Я его не использовал почти, потратил всю игровую валюту на 815-е татры. Купил только разок погонять у гаража и продал. Потом куплю снова, когда деньги будут.
Единственный скрин Феникса 6x6. Я его не использовал почти, потратил всю игровую валюту на 815-е татры. Купил только разок погонять у гаража и продал. Потом куплю снова, когда деньги будут.

Интерьер: аналогично, на 5.

Внешний вид: 4, в том числе за неработающие фары на крыше.

Вездеходность: поставлю 4, потому что шестиколёсный феникс по моим ощущениям едет чуть хуже, чем от него ждёшь после покатушек на восьмиколёсном.

Стабильность: тоже 4.

Практичность: тот самый случай, когда мне не хватило модуля для брёвен или чего-нибудь, кроме высокого и низкого седла, только 3.

Дальность и надёжность: то же самое, что и с восьмиколёсным Фениксом - 3.

Веселье: тоже 4. Хотелось бы чуть большего от такого уникального транспорта. Татра Феникс на шесть колёс как-никак!

Заключение

Татра - очень интересная марка, я рад, что изучил историю, теперь я ещё больший фанат. Ганс Ледвинка - гений, спасибо ему за такой подарок автоиндустрии. Кстати, Татра во главе с Ледвинкой создавала ещё и легковые модели. Я ни на что не намекаю, но вы можете почитать больше тут.

Что касается Сноураннера, то вот сводная таблица по Шкале Грола, чтобы было удобнее ориентироваться в рейтинге моделей (я её постепенно пополняю всем, на чём езжу).

Мне бы ещё хотелось сравнить все одинаковые Татры из модов и из DLC по характеристикам на бездорожье, но это тянет на отдельный труд. Как и коллективное семейное татрафото, которое я всё не могу сделать, потому что все мои Татры задействованы в разных уголках Амура. Вот закончу Амур, тогда всё будет.

Если вас интересует подробная история бренда с разбором каждой марки и каждой экспедиции (а их было много), вот тут вот есть скромная ссылка.


Лучшие комментарии

Читай также