11 сентября 2022 11.09.22 1 510

Краткая история серии Flight Simulator

+5

В ноябре этого года, в месяц когда я родился, серии Microsoft Flight Simulator исполнится 40 лет. Это самая долгая серия видеоигр из всех. Переоценить её вклад в развитие игровой индустрии попросту невозможно, но недооценить очень легко. Для многих игры этой серии остаются нишевыми продуктами, которые сделаны преимущественно для ценителей жанра. И это вполне обоснованное мышление. Ну чем так сильно может удивить симулятор полётов? Красивой картинкой? Реалистичной физикой? Но ведь получается же. Microsoft Flight Simulator 2020 многие называли игрой года, на столько сильно она понравилась как критикам, так и обычным игрокам. Но какой путь серия проделала, чтобы заслужить такое признание? Как серия лётных симуляторов смогла удерживать штурвал 40 лет и не кануть в забвение? Об этом я и хочу вам рассказать в этой истории серии.

Начать же хочется само собой с человека, который стоял у истоков серии. Брюс Артур Артвик родился 1 января в 1953 году в небольшом городке Норридж, штат Иллинойс.

Молодой Артвик
Молодой Артвик

Он учился в Молодёжном Колледже Тритона (Triton Junior College) из которого в 1973 году перевёлся в Иллинойский университет в Урбане-Шампейне (University of Illinois at Urbana–Champaign). Будучи студентом Иллинойского университета, Артвик выразил свой энтузиазм по поводу авиации, проводя исследования в Авиационной исследовательской лаборатории. Также он занимал должность техника в DCL (Digital Computer Lab). В период с 1975 по 1976 год Артвик и его графическая группа в университете разрабатывали графические терминалы для DCL. Параллельно этому Артвик находил время, чтобы изучать пилотирование. Количество часов, потраченных на создание графики, привело к глубокому пониманию темы. Как говорил сам Артвик: «Я научился большему, работая в подвале DCL, чем на занятиях».

В своей диссертации от мая 1976 года, озаглавленной «Универсальный компьютерный динамический дисплей полета» (A versatile computer generated dynamic flight display), он отобразил модель полета самолета на экране компьютера. Таким образом, Артвик доказал, что можно использовать микропроцессор, который питал некоторые из первых доступных микрокомпьютеров, для обработки графики и расчетов спецификаций, необходимых для создания имитации полета в реальном времени.

В 1977 году Брюс выпускается из Университета и вместе со своим соседом по комнате Стюартом Моментом основывает компанию subLOGIC.

Лого компании
Лого компании

Через два года он создаёт первую версию Flight Simulator для компьютеров Apple II, также известную как FS1 Flight Simulator. Эта игра имела черно-белую графику земной поверхности (максимум — 36 квадратов, 6×6 что примерно равно нескольким сотням квадратных километров), только один самолет и ограниченную симуляцию летных процессов.

Геймплей Flight Simulator
Геймплей Flight Simulator

Игра имела большой успех, не смотря на свои огрехи и относительно высокий порог вхождения, по этому уже через год игру портировали на TRS-80, но из-за слабости железа, пришлось избавиться от многих её особенностей. Так к примеру была удалена приборная панель и снижено разрешение. Позже subLOGIC выпустила обновление программы для обеих платформ. Обновление включало улучшенную земную поверхность, меню помощи и возможность просмотра из бомбового прицела.

Успех первой игры Артвика заметили многие (в 1981 году был назван самой продающейся развлекательной программой для Apple II). Так к примеру лицензию на Flight Simulator хотели приобрести IBM, но в итоге их приобрела тогда ещё молодая Microsoft. И в 1982 году, уже под эгидой вечно зелёных, для IBM PC была выпущена Microsoft Flight Simulator, больше известная как Microsoft Flight Simulator 1.0. Отличия от её предшественника были заметны невооружённым глазом. Улучшенная графика, в которой появились цвета, изменчивая погода, смена дня и ночи и обновлённая система координат, которую использовали в серии в плоть до пятой части. Также в игре появились постройки, которые делали ландшафт более рельефным. В игре было два режима игры. В первом, игроку давали под управление самолёт Cessna 182 и он могу путешествовать между четырьмя регионами Соединённых Штатов: Чикаго, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Сиэтл. Второй режим, названный «Европа 1917», давал игроку в управление Сопвич Кэмел и являлся чем-то вроде боевого симулятора.

Геймплей  FS1
Геймплей  FS1

Игра обошла по продажам свою предшественницу из-за чего через год получила порт на другие системы, первой из которых была Apple II. Игру назвали Flight Simulator II.

Flight Simulator II (версия для Atari ST)
Flight Simulator II (версия для Atari ST)

А уже через год выходит Microsoft Flight Simulator 2.0. Игра стала развиваться в ширь. Лучше графика, больше построек (в том числе и реально существующих), больше локаций (теперь доступна вся территория США) и улучшенная физика. Важнейшим же изменением стала поддержка фанатских модификаций, хоть и не в том виде, к которому мы привыкли сейчас. Однако мододелы с большим энтузиазмом делали другие территории, по которым так сильно хотелось полетать.

Геймплей  FS2
Геймплей FS2

В 1986 году выходит порт Microsoft Flight Simulator для Macintosh который лишь улучшил графику и продолжил добавлять реальные постройки в игру, такие, как например Мост Золотые Ворота.

Обложка игры
Обложка игры

Следующая полноценная игра серии вышла в 1988 году, спустя 4 года после Microsoft Flight Simulator 2.0. Новый Microsoft Flight Simulator, имевший подзаголовок 3.0 был значительным шагом в развитии серии. Теперь на выбор было доступно 3 самолёта, поддерживалась многооконность, чтобы можно было одновременно смотреть на несколько панелей и впервые в серии появился вид от третьего лица. Также игра поддерживала старые модификации, что значительно расширяло мир игры. Ну и графическую составляющую заметно подтянули.

Самолёты и окружение стали трёхмерными
Самолёты и окружение стали трёхмерными

Также в 1988 Артвик покинул subLOGIC и основал новую компанию BAO Ltd. (Bruce Artwick Organisation). Она занималась разработкой и маркетингом продуктов для лётных симуляторов, а также такими программами для Федерального управления гражданской авиации США, как, например, симуляторы башни управления, работы авиадиспетчеров и т. д.

В 1989 году выходит Microsoft Flight Simulator 4.0. Это была последняя игра серии для компьютеров от Apple. Кроме уже обыденного улучшения графики, в игру были добавлены лётный и автомобильный трафики, которые по большей части выполняли функцию декораций. Однако BAO Ltd. подготовила программу для редактирования локаций и самолетов Aircraft and Scenery Designer, поэтому дополнения начали писать и сами пользователи. В дальнейшем компания Артвика выпускала графические и звуковые обновления, но кардинально на игру это никак не влияло.

Геймплей FS4
Геймплей FS4

На самом деле именно здесь становится критически очевидно что каждая новая игра серии это таже старая, просто с небольшими новыми фитчами и улучшенной графикой. Так например вышедшая в 1993 Microsoft Flight Simulator 5.0 была первой игрой в серии, в которой стали использовать текстуры. Каждому отдельно взятому самолёту наконец нарисовали свою приборную доску. А в качестве контентного расширения мы получили возможность летать в некоторые уголки Европы.

Геймплей FS5
Геймплей FS5

В 1995 вышла Flight Simulator 5.1. Игру издали на компакт-дисках, в игре появились полноценные трёхмерные погодные эффекты: штормы, облака, туман. Ландшафт же в этот раз был построен с использованием библиотек спутниковых снимков Земли что помогло сделать его более реалистичным. После выхода этой игры, которая по обыкновению серии показала достойные результаты продаж, Microsoft покупают BAO Ltd вместе со всеми правами на Flight Simulator.

А уже через год выходит Microsoft Flight Simulator 6.0, более известный как Flight Simulator for Windows 95. Это была последняя игра серии над которой работал Брюс Артвик да и то в роли консультанта. Игра выглядела значительно лучше своей предшественницы в графическом плане, но с геймплейной точки зрения изменений практически не было. Эта игра была больше рекламным ходом. С её помощью Microsoft рекламировали свою новую операционную систему.

Геймплей FS6
Геймплей FS6

Следующей игрой серии стал Flight Simulator 98 (6.1). Главным нововведением этой игры стал вертолёт.

Вертолёт (не босс)
Вертолёт (не босс)

В остальном же игра получила изменения, которые нужно рассматривать под лупой и обычному рядовому пользователю будет не понятно, а что собственно поменялось. Ну т. е. да, добавили новые города, ещё раз подтянули графику, физику снова улучшили и так далее, но в остальном это таже самая игра, в которую люди играют уже несколько лет. Я себе позволю очень грубое сравнение, но до этого момента серия Flight Simulator являлась своего рода World of Warcraft. Т.е. примерно раз в два года выходило контентное расширения для людей, которым эта серия интересна и которые понимают что поменялось, а что добавилось, но для людей со стороны это выглядит не слишком то и привлекательно. Ну вот теперь у нас вертолёт. Сколько людей побежало покупать игру ради вертолёта? Думаю немного. Скоро Microsoft подумают примерно также, но их вывод отправит серию в спячку на очень долго.

Тем временем выходит первое ответвление от серии под названием Microsoft Combat Flight Simulator. Симулятор воздушных боевых действий, который позволял игроку летать по Европе времён Второй Мировой. Игра имела несколько режимов. К примеру свободный полёт позволял просто полетать над Европой 40-х. Был сюжетный режим и режим одиночных миссий, в которых вам приходилось выполнять определённые действия чтобы пройти их. И был режим быстрого боя, где самолёт поднимали в небо и давали вдоволь повоевать с компьютерными болванчиками. Ну и без мультиплеера тоже не обошлось. Игра хорошо продалась и получила положительные оценки критиков, да даже на бумаге это звучит как глоток свежего воздуха после ряда практически одинаков игр серии.

Но приближался конец тысячелетия и вот в 1999 году выходит Flight Simulator 2000. Расширение было поистине колоссальным. 17 000 новых аэропортов, подгрузка информации о погоде из интернета, GPS навигатор, новые самолёты, вертолёты и улучшенная графика. Игра стала гигантской. Но опять же не смотря на теперь действительно огромный масштаб игры, это был всё тот же старый добрый Flight Simulator.

Геймплей FS2000
Геймплей FS2000

В 2000 году выходит Combat Flight Simulator 2 который теперь показывает нам события Второй Мировой в тихом океане. Игра посвящена противостоянию Америки и Японии. Кроме смены декораций, игра ни чем не отличается от своей предшественницы, хотя она всё ещё также была любима игроками и критиками.

Следом выходит Microsoft Flight Simulator 2002, который улучшил улучшенный контроль воздушного трафика, искусственный интеллект у других самолетов, эффекты инерции при просмотре виртуального кокпита и улучшение производительности по сравнению с предыдущей версией.

Геймплей FS2002
Геймплей FS2002

В один месяц с ним выходит Combat Flight Simulator 3: Battle for Europe. Это была завершающая игра в трилогии Combat Flight. Игра являлось улучшенной первой частью, предлагая летать на самолётах США, Англии и Нацистской Германии.

А через 2 года выходит Flight Simulator 2004: A Century of Flight, главной особенностью которой было то, что игра вышла в год столетия полета братьев Райт. Версия 2004 года имела откровенно слабые отличия от предыдущей части. И здесь стало очевидно что пора что-то менять.

Геймплей FS2004
Геймплей FS2004

В 2006 году выходит Microsoft Flight Simulator X. Игра по настоящему знаковая для серии. Во-первых, это действительно заметные изменения в графике. Даже сейчас эта игра смотрится достойно.

Новые игровые возможности. К примеру теперь можно было не только пилотировать самолёт, но и быть диспетчером в башне управВ

Выглядело примерно так
Выглядело примерно так

Также появился своего рода кооперативный режим, который позволял пилотировать один самолёт вдвоём. Улучшили генерацию окружения и погодные условия. Новая система миссий гораздо лучше мотивировала игроков летать по миру. К игре вышло дополнение с подзаголовком Acceleration, которое добавило в игру мультиплеерные гонки на самолётах. Не смотря на большое количество ошибок, дополнение признали хорошим. Игра показала неплохие продажи, но наступил кризис 2007 и Microsoft пришлось перестраиваться. Команду, которая работала над серией раскидали по другим проектам, а саму серию заморозили.

Вернулись же к серии в 2012 году. Тогда вышла печально известная Microsoft Flight. Игра являлась частью серии, но имела мало что общего с предшественниками. Вместе с потерявшимся словом «Simulator» в названии появилось аркадность. Произошло то, о чём я говорил ранее. Microsoft попыталась зацепить большую аудиторию, сделав игру проще и динамичнее. В итоге старые фанаты взвыли о том, что это уже не та серия, которая им нравится, а новых попросту не появилось из-за того, что игра под завязку была набита платным контентом. Хочешь полетать на самолётике, которого нет в бесплатном списке? Плати. Ну, а что, игра то ведь распространялась по системе Free-to-play. Единственным явным преимуществом этой игры была её графика, этого у серии отнять не смогли. В итоге игра продержалась всего два года и в 2014 её сервера закрыли.

 

Это уже не то

И снова про серию забыли на долгие 6 лет, а фанаты классического Flight Simulator сидели в ожидании все 14. Но на E3 2019 года случился анонс новой игры серии.

 

Реакция зала на анонс

Без приписок, без номеров в названии, теперь это просто Microsoft Flight Simulator. Игра вышла в 2020 году и благодаря своей маркетинговой компании, которая апеллировала сразу и к старожилам серии, которые хотели хардкорный симулятор, так и к новой аудитории, которая смотрела на красивую фотореалистичную графику и хотела понять что это за симулятор такой, оказалось невероятно успешной. Игра поражала своей по истине прорывной графикой, симуляцией погоды, размером карты мира 1 к 1 и детальному подходу к пилотированию.Ну к

 

Ну красиво же

Релиз игры был немного омрачён тем фактом, что некоторые реальные объекты были либо сплющены, либо изменены на другие постройки, но в целом это не сильно портило картинку.

Справа Родина-мать
Справа Родина-мать

И наконец игра смогла стать тем, чем должна была быть изначально. Современные технологии позволяют развивать игру, добавлять в неё новый контент и всячески улучшать и расширять, не продавая каждый раз новый продукт. Microsoft Flight Simulator образца 2020 года был изначально сделан как каркас, которая постепенно обрастал мясом и спустя два года можно с уверенностью сказать что этот подход сработал.

Microsoft Flight Simulator это серия, которая весь свой жизненный путь была зажата в рамки технологий. Во времена когда не было возможности дополнять игры контентом как сейчас, разработчики просто каждый раз выпускали один и тот же продукт с почти всегда незначительными геймплейными изменениями, но значительными контентными расширениями. Сейчас же они могут просто развивать одну игру столько, сколько им это позволит аудитория. Если позволите, то я назову Microsoft Flight Simulator 2020 GTA Online от мира симуляторов. Бесконечные аддоны призванные расширить мир игры и удержать аудиторию. И это… правильно. На мой взгляд такие игры так и должны развиваться. В данном случае фраза игра-сервис будет комплиментом. Flight Simulator проделала долгий путь к этому моменту и эта серия заслужила той любви, которой её сейчас одаривают геймеры.


Лучшие комментарии

Читай также