3 сентября 2022 3.09.22 7 1100

Stray (2022)

+3

Лучше всего в произведениях на тематику постапокалипсиса получается показать всепоглощающее одиночество. Когда мы прогуливаемся по заброшенному городу медиапространства в давящей тишине можно отчётливо ощутить это чувство. В особенности, когда кроме вас нет ни союзников, ни врагов. И вы всё бредёте вперёд, вперёд. Мозг заставляет двигаться дальше, но сердце понимает — смысла нет. Вы одни, и это не изменится.

Но сегодняшний продукт не такой депрессивный, совсем нет. Он очень меланхоличный, погружающий в себя, заставляющий полностью почувствовать героя, живущего среди обломков бывшей самой могущественной цивилизации на планете, но в итоге погубившей саму себя. И в этой игре вы совсем не одиноки. Здесь вас будут окружать как союзники, так и недоброжелатели. Но моментами всё равно можно замереть на месте и насладиться обстановкой вокруг; этим заброшенным, но пышущим несколько иной жизнью миром; его множественными деталями, вносящими свой особый вклад в атмосферу.

Я питаю большую любовь к кошкам, так что просто не мог пройти мимо приключенческой игры, главным героем которой является очаровательный пушистый представитель кошачьих. Ещё и в невероятно красивом атмосферном мире постапокалипсиса. И для меня этот продукт не стал разочарованием, хоть здесь отмечают недостатки в виде маленькой продолжительности и простого сюжета с геймплеем. Но мне кажется, что именно эти аспекты сделали игру такой расслабляющей, простодушной и очень трогательной, благодаря как раз-таки линейному сюжету. Считаю, что нам нужны такие игры, где игрок может принять участие в лёгкой красивой истории и насладиться сеттингом, а также простыми, но радующими глаз персонажами.

Вперёд же, посмотрим на конец человечества кошачьими глазами.

«Stray» — приключенческий квест, разработанный французской частной студией Blue Twelve Studio и изданной компанией Annapurna Interactive. На свет игра вышла 19 июля 2022 года. В первые же дни выпуска она произвела неизгладимое впечатление не только на игроков, но и критиков с игровых веб-сайтов и журналов. Высоко оценивалась атмосфера заброшенного кибер-города, саундтрек, графический дизайн. И, конечно, всех любителей кошек покорил сам главный герой, получившийся очень реалистичным и во многом копирующим поведение настоящей кошки благодаря множественным деталям в игре и тщательной кропотливой работе разработчиков.

Вообще, сильная любовь создателей к кошкам ощущается уже после первого десятка минут прохождения. Настолько проникаешься простыми пушистыми созданиями, так сильно тебя трогают сцены игр и нежностей главного героя с небольшой стаей других котов. Восторг и желание поделиться своей любовью с игроками очевидно и не может не трогать. Вдохновение они как раз черпали из своих усатых любимцев — Мёрго и Риггера, обитающих на студии разработки. Благодаря их естественному поведению создатели смогли наделить протагониста игры повадками реального кота с неудержимым желанием поточить когти о мебель или поваляться на чём-нибудь мягоньком даже в условиях постапокалипсиса.

Также разработчики отличились благотворительной работой с приютами для кошек и созданием своего качественного мерча из сумки для транспорта питомцев и стильных шлеек.

Так что можно создать качественный косплей с их помощью. Причём прекрасным ходом стала совместная акция студии разработки с благотворительным фондом Nebraska Humane Society. Раздача ключей от игры производилась среди тех, кто пожертвовал минимум 5 долларов. Ещё несколько очков в пользу авторов.  

Сюжет

В игре представлен типичный для приключений зачин: сначала показывают главного героя в своей обычной обстановке, как он общается, занимается своими делами и прочее, а затем резко перемещают во враждебную неизвестную среду. И происходящее ведётся уже от лица персонажа, который должен быстро приспособиться к новым условиям, чтобы выжить и вернуться домой. Звучит однотипно, но разработчики смогли интересно преподнести данную концепцию.

Вот и начинается захватывающее и местами опасное приключение безымянного рыжего котика, желающего вернуться к своим друзьям. Наблюдая кадры в начале игрок может понять, что проблема более глобальная: человечество сгинуло полностью после неизвестной напасти, оставив после себя только заросшие давным-давно строения и сооружения. Теперь их населяет всякая живность, не подозревая даже, что под ними расположен огромный город-бункер, полный разумных роботов.

Эта часть взаимодействия главного героя с машинами показалась мне самой эмоциональной и хорошо показанной. Можно по-настоящему почувствовать одиночество и обречённость роботов в запертом огромном бункере. Ведь без людей, дающих команды, их существование имеет мало смысла, а выйти на поверхность ради новых исследований и знаний не представляется возможным. Они будут активно взаимодействовать с котиком, потому что преследуют одни и те же интересы: выйти на поверхность.

Глав в игре довольно много, если быть точным, 12«Внутри стен», «Мёртвый город», «Квартира», «Трущобы», «Крыши», «Трущобы 2», «Тупик», «Канализация», «Робовейник», «Мидтаун», «Тюрьма», «Центр управления».

Вообще, структура сюжета в игре построена неплохо и грамотно. Есть завязка и элемент исследования нового мира. Пока игрок с интересом строит догадки о произошедшем, восторгаясь окружением, игра уже готовит порционно ответы на некоторые вопросы, дабы заблаговременно не потерять интерес. Затем идут элементы напряжения и столкновение с враждебной частью мира, что тоже даёт дополнительную информацию и концентрирует игрока, заставляет не расслабляться. И затем логически объяснённая концовка с элементами драмы, от которой вполне можно расчувствоваться, так как привязка к героям уже произошла, пока они вместе преодолевали трудности.

Игра основана на интересе игрока находиться и продвигаться по этому красивому постапокалиптическому миру с атмосферой киберпанка. Исследование местностей, взаимодействие с дружелюбными и не очень персонажами, наблюдение за обрисовкой общей картины, проникновение чувственной стороной игры. И конечно, всё это в роли обаятельного кота, ну что может быть лучше. Вы кроме симуляторов где ещё такое активное взаимодействие с миром видели от кошачьего лица?

Геймплей

Игра сама по себе достаточно короткая, это выделяют в минус, но мне показалось, что 8-9 часов достаточно, чтобы показать цельную линейную историю, не лишив её эмоциональности и живости. Нашим прелестным протагонистом очень легко управлять. Всего лишь понадобятся стрелочки для перемещения, клавиша пробел для прыжка и ускорение. К тому же, прыжки точечные, то есть, игра сама покажет, куда можно прыгнуть, а куда не стоит. Ещё приятнее управлять рыжим исследователем геймпадом, само собой, чувствуется более мягкое перемещение.

Изучать этот мир герой будет не в одиночку, а вместе с портативным сообразительным роботом «B-12», который вылетает на помощь из рюкзака на спине кота. С ним можно взламывать кодовые двери, переносить в инвентаре важные предметы, освещать себе путь в темноте, а также переводить речь местного механического населения, что также очень полезно. Ну и, конечно, робот является хорошим собеседником, которому можно задавать вопросы обо всём подряд, а также искать кусочки пазла его памяти, потому что прошлое «B-12» совсем не простое. Во время прохождения он будет постепенно вспоминать, что же всё-таки произошло с миром на поверхности и от чего на этот раз пало человечество.  

Что касается взаимодействия с враждебной частью игры, тут даже от моментов погони и лавирования веет напряжением, а продвигаясь по заброшенным тёмным коридорам строений, обросших каким-то кусками мяса и живыми глазами становится даже не по себе. Единственную опасность для кота и роботов представляют маленькие подвижные существа, похожие на раздутых мясистых жуков и настроенных ко всему живому очень агрессивно. Этих существ называют «Зурками». Большими стаями они представляют угрозу, облепляя кота и пожирая его заживо. И в таких моментах можно лишиться жизни, хотя их лимита не присутствует. Есть лишь интересная ачивка в виде потери девяти жизней. Единственное, что будет помогать большую часть времени — активное бегство.  

Но даже если вы умрёте в какой-то ответственный момент, ничего страшного, игра тут же вернёт вас рядом с этим местом. Здесь просто невозможно потеряться. На самом деле игра чувствуется довольно скованно. Для приключенческого квеста-исследования здесь слишком много точечного прохождения. Во всём огромном городе большинство мест предназначено для сюжета, нельзя забрести куда-то не туда просто интереса ради. Это не идёт на пользу исследованию, когда хочешь изучить каждый маленький кусочек игры для себя, а не обязательных частей сюжета. Те же задания от роботов нужны только для продвижения вперёд по новой арке истории, разве что есть одно ради веселья и поиска предметов.

Очень приятно видеть, как разработчики вложили свою любовь к кошкам не только в благотворительность, но и в саму игру, сделав персонажа очень реалистичным. Можно во время прохождения точить когти о предметы, пить дождевую воду, ластиться к роботам, без конца мяукать и валяться в самых разных местах. Эти простые кошачьи действия открывают интересные ачивки. Например, можно оставить дремлющего кота, и вам добавится достижение о часовом спокойном сне. Это не только умилительно, но и повышает интерес к игре.

Герой достаточно сообразительный и может решать разного рода лёгкие головоломки, иногда не без помощи «B-12», чтобы пройти дальше. Таким образом, игра умело лавирует между спокойным исследованием и активным квестом, позволяя игроку полностью проникнуться атмосферой.

Визуальное оформление

Графический дизайн игры действительно хорош, детален, а главное очень разнообразен. Причём каждая локация в главах заслуживает отдельного внимания. От этих мест по-настоящему сильно тянет атмосферой киберпанка, заброшенности и вместе с тем красотой природы, взявшей вверх над цивилизацией. Много масштабных кадров, в которых ощущается величие. Пусть и сама моделька кота выполнена не слишком детально, особенно в заставках, но сам по себе он замечательно дополняет обстановку и вписывается в окружение.

Меня покорили виды поверхности: вся эта пестрящая жизнью зелень, огромные по сравнению с самим героем разрушенные строения, трубы — это всё просто не может не впечатлить. То же самое могу сказать про разные части бункера. Обжитые роботами квартиры на самом деле очень детализированные, там есть что порассматривать. Стопка книг, постеры на стенах, одежда в шкафах, посуда, разные украшения и многие другие мелкие элементы декора, что делают квартиры более живыми, несмотря на то, что люди их давно покинули. Ограниченность перемещения не мешает приятно побегать по переулкам, комнатам и крышам, наслаждаясь видами.

Интересно, что источником вдохновения для создания огромного бункера стал реальный город-крепость Коулун в Гонконге, существовавший с 1950-х по 1970-е годы. В прошлом это плотнонаселённое, почти без надзора правительства поселение. Славился город процветанием проституцией, наркоторговлей и азартными играми. Неудивительно, ведь он контролировался триадами. Если посмотреть на снимки города и игровые локации сверху, то вполне можно увидеть сходство. Именно такое окружение подходит, чтобы показать потерянность механических жителей в этой огромной клетке. 

Также привлекают не совсем красочные декорации канализаций, диспетчерской и подобных мрачных или неприметных мест. Они как раз берут своим ощущением напряжения и неприязни, так как из любого угла ждёшь полчищ зурков. Что-то есть в них от хоррор-игр, как например локации с живой плотью и настоящими глазами, что широко и зловеще смотрят на котика, как бы проверяя его храбрость своим раздражающим тяжёлым морганием.

И, конечно, зум на очаровательного героя, отдыхающего или контактирующего с роботами умиляет. Так что считаю каждую локацию в игре достойную того, чтобы по ней походить и проникнуться прекрасной обстановкой. Кроме точек с зурками, в них не хочется находиться слишком долго.

Музыкальное сопровождение

Игровой саундтрек — это ещё один огромный плюс, готов переслушивать его просто раз за разом. Плейлист с игровыми композициями был создан Яном Ван Дер Кройссеном.

Каждая композиция так хорошо подходит разным сюжетным сценам и отдельно взятым местам. Будь то погони от надоедливых зурков, либо же неспешное исследование трущоб и Мидтауна. От саундов веет чем-то таким кибернетическим, каждая из них способна завлечь своим разным звучанием и настроением. Но точно можно сказать вот что — весь плейлист исполнен замечательно, он подходит игре на все сто процентов. Даже в отдельности от прохождения его крайне приятно прослушивать.

                                                  * * *

Что хочется сказать. По завершении игры остался полностью доволен потраченным временем и насладился простой, но очень проникновенной историей с чувственными моментами. Не считаю игру переоценённой только потому что главный герой кот, в ней само по себе много очень хорошо выполненных аспектов, начиная от графики и музыки и заканчивая приятным чувством завершённой историей. Да, там присутствуют сомнительные ограничения, когда игра заявляет себя приключенческим квестом, но считаю, что больший напор был сделан как раз на сюжетную составляющую и показ мира, в котором приятно было бы находиться, выполняя простые задания.

Назвать игру выдающимся шедевром нельзя, но ничто не мечтает в неё просто погрузиться, полностью прочувствовать атмосферу, что хотели передать авторы и просто замечательно провести время.


Лучшие комментарии

Необязательно быть на хайп трейне учитывая что сейчас игры не очень выходят ( мягко говоря).

серьёзно? то есть, по-вашему мнению пишутся статьи только по новинкам и только по тем играм, что активно обсуждаются? ну что же, ваша правда.

Читай также