31 августа 2022 31.08.22 10 133K

Подробный (действительно подробный) гайд по установке модов на Скайрим.

+10

Здравствуйте дамы, господа, товарищи и неопределившиеся.

Введение. (Необязательная часть)

Недавно я выкладывал блог, где коротко пробежался по глобальным модам для серии TES. И поскольку он, судя по всему, вам зашёл, я решил начать серию более подробных обзоров модов. Но перед тем, как перейти к самим модам, я решил выложить гайд по их установке.

На данный момент, с помощью фанатских модификаций для пятой части TES можно: отправиться в Бруму (самый северный город в имперской провинции) и посмотреть, как она изменилась через двести лет после смерти последнего Септима, побывать в изолированной области пустыни Алик'р и пограбить древние гробницы, оказаться на Акавире, чтобы принять участие в противостоянии людей и цаэски, совершить путешествие по горным королевствам на границе Скайрима и Хай Рока, чтобы… впрочем, тут сложно описать всё происходящее. И это ещё не всё, так же Вы можете стать наёмником Имперской Торговой Компании и, в обществе головорезов, заняться проблемой с драконом на одном отдалённом северном острове, вступить в ряды Дозорных Стендарра, чтобы в конечном итоге, оказаться запертым в плане обливиона, средь руин искажённой версии Имперского Города. И это только то, что я вспомнил, «на вскидку».

 

Видеоверсия.

Но ведь помимо квестовых, есть ещё и чисто геймплейные моды, позволяющие примерить на себя различные профессии. Например, можно стать охотником и зарабатывать с продажи пушнины, хозяином медоварни, бардом, пиратом, куртизанкой или рантье. 

Но конечно же, перед тем как во всё это погрузиться, необходимо не только, по заветам Тодда Говарда, купить Скайрим, но также и установить сами моды. Притом, порой, дело это не такое простое и очевидно, как может показаться на первый взгляд. Надо сказать, что существует категория людей (при том, возможно, не малая), для которых сам процесс установки модов на пятые Свитки, а также дальнейшая возня с тем, чтобы модифицированная игра запускалась правильно, уже является своеобразным развлечением.

Конечно же, некоторых может отпугнуть процесс долгой установки, но поверьте, результат того стоит. Знаю, что в интернете можно найти множество гайдов по этому вопросу, но здесь мы с вами попытаемся разобрать ещё и возникающие проблемы и ошибки, связанные с модификацией Скайрима.

1. SKSE и стандартный способ установки (нерекомендованный)

Skyrim Script Extender, без него почти ничего не будет работать.
Skyrim Script Extender, без него почти ничего не будет работать.

Но перед тем, как приняться за всё это, необходимо сделать самое главное, а именно поставить последнюю версию SKSE (Skyrim Script Extender). Притом, обратите внимание на то, для какого именно издания Вам необходимо его ставить для Легендарного или Специального. Впрочем, эта оговорка касается абсолютно всех модов. Хотя обычно, на большинстве сайтов, моды для Legendary и Special находятся в разных разделах, но всё же, лучше обращайте на это внимание.

Замечу, что SKSE жизненно необходим для подавляющего большинства остальных модов, за редким исключением.

Итак, для начала, вам нужно отыскать саму папку со Скайримом. Если у Вас Стимовская версия, то Вам необходимо отыскать папку SteamLibrary, и проделать следующий путь: SteamLibrary\steamapps\common\Skyrim. Ну или иным образом добраться до папки Skyrim, если игру Вы приобретали не в Стиме, а, скажем так, на сторонних площадках.

Далее, из скаченного архива с файлами SKSE, перекидываем всё, конечно же кроме файлов Ридми и описания обновлений, в папку с игрой, то есть в саму папку Skyrim. Прошу обратить внимание, не в папку Data, а именно в папку Skyrim. Далее, это будет очень важно.

Теперь в самой папке с игрой появился файл skse_loader, отныне, мы будем запускать игру через него и только через него. Можете сделать ярлык этого файла и отправить на рабочий стол, для удобства, а для красоты можете заменить стандартный значок дефолтной программы, на значок Скайрима через свойства, но это не обязательно.

Теперь, Вы, на начальном уровне освоили основной принцип установки модов для Скайрима, «просто берёшь все файлы и кидаешь их папку с игрой». Только в отличии от SKSE, подавляющее большинство модификаций, необходимо перемещать не в папку Skyrim, а в расположенную уже в ней, папку Data. То есть, полный путь установки будет выглядеть так: SteamLibrary\steamapps\common\Skyrim\Data (это, опять же, для стимовской версии). В зависимости от решения автора мода, или от решения сайта, на котором он размещён, в скачиваемом архиве могут находиться как просто файлы мода, так и файлы, размещённые в папке data. В первом случае просто закидываем всё в Data, во втором – открываем папку data (которая в архиве) и кидаем в Data (которая в папке Skyrim). Но ни в коем случае не кидайте папку data в Data. Проверьте, если и у Вас внутри папки data, появилась ещё одна папка data, значит Вы где-то ошиблись.

В папке data не должно быть ещё одной папки data
В папке data не должно быть ещё одной папки data

Теперь, после установки необходимых нам модов, их необходимо активировать. Это можно сделать, запустив лаунчер игры и зайдя в раздел «Файлы». Там необходимо поставить галочку напротив мода, который вы желаете активировать, отключается большинство модов так же. Здесь же, в разделе «Файлы», можно менять и порядок загрузки модов, ставя их выше или ниже в списке, для чего это делать поговорим позже.

2. Установка с помощью менеджера модов (рекомендованный способ)

Но есть одно «но». Метод установки приведённый выше является стандартным, но не рекомендованным. На данный момент, существует более удобное и практичное решение, а именно, установщики модов. Сам я пользуюсь NMM (Nexus Mod Manager), чего и Вам советую

В большинстве своём, по функционалу менеджеры модов не сильно отличаются друг от друга. Так что выбирайте по вкусу.
В большинстве своём, по функционалу менеджеры модов не сильно отличаются друг от друга. Так что выбирайте по вкусу.

Для этого, Вам не необходимо, в первую очередь, конечно же, скачать сам NMM с сайта Nexus (или с других ресурсов), установить его (устанавливается как обычная программа).

На Нексусе его теперь не скачать, так что либо скачивайте Vortex, либо ищите на сторонних сайтах.
На Нексусе его теперь не скачать, так что либо скачивайте Vortex, либо ищите на сторонних сайтах.

Далее, запускаем NMM, при первом запуске, программа предложить вам просканировать компьютер с целью найти путь к установленным у Вас играм, Вы можете как дождаться окончания поиска (что может занять значительное время), так и самостоятельно задать путь к необходимой Вам игре. Так или иначе, после того как NMM «увидел» какие игры имеются на устройстве, просто ставите галочку напротив тех, в которые хотите добавить моды. Отныне, при запуске NMM, сперва будет всплывать окно предлагающее перейти в раздел той или иной игры, либо же заново просканировать данные на компьютере. В нашем случае, конечно же, выбираем Скайрим.

Итак, мы наконец открыли программу Nexus Mod Manager, теперь это будет наш генеральный штаб, Хаб-локация или называйте, как хотите, в общем, как вы уже поняли, это одна из основных программ для установки модов на Скайрим.

Со скачиванием самих модов проблем тоже возникнуть не должно, сказал бы я совсем недавно, если бы кое-кто меня в этом не разубедил. Так что сейчас мы разберёмся как скачивать моды Nexus’а. Итак, для начала надо обязательно зарегистрироваться на сайте, думаю, с этим Вы справитесь и без меня (очень надеюсь на это). Далее, в разделе с модами, находите необходимую Вам страницу и переходите на вкладку FILES. Здесь, в разделе MAIN FILES, есть две кнопки, MOD MANAGER DOWNLOAD и MANUAL DOWNLOAD, это, собственно, два варианта того, как Вы можете скачать и установить мод.

Первый, это непосредственная установка с сайта в игру, то есть при этом варианте, файлы с сайта загружаются сразу в папку с игрой, но подключать мод, всё равно надо из менеджера модов (об этом ниже). Второй вариант – это скачивание файлов мода одним архивом, после чего Вы можете либо самостоятельно закинуть файлы моды в папку с игрой (то есть стандартный способ), либо же воспользоваться опять же воспользоваться менеджером модов.

Теперь посмотрим, как устанавливать моды с помощью NMM. В левом верхнем углу, чуть ниже большой надписи «Launch Skyrim», вы можете увидеть две вкладки «Plugins» и «Mods», сейчас нас интересует вторая, на неё и кликаем. Теперь, оказавшись на нужной нам вкладке, спускаемся ещё чуть ниже и переходим к кнопкам на левой панели. Сейчас нам необходима самая верхняя, в зависимости от версии NMM, её иконка может разниться, но во всплывающей подсказке, должна возникнуть надпись «Add Mod from File». Теперь кликаем на иконку, появляется окно, в котором нужно открыть папку, где у вас хранятся архивы, с скачанными модами (скорее всего это «Загрузки», но всё зависит от Вашего желания), кликаем на необходимый архив (или несколько) и нажимаем «Открыть». Естественно, из папки с загруженными файлами, Вам надо устанавливать моды, только если вы воспользовались вариантом MANUAL DAWNLOAD (то есть вторым)

Теперь переходим к большому списку папок, который сложно не заметить. Напротив одной из них из них должен был появиться значок «плюсика». Выбираем эту папку, названия неустановленных модов в ней будут обозначены серым и без галочки около имени. Выбираем неустановленные моды, теперь, ещё ниже кнопки «Add Mod from File» кнопка приобрела вид зелёной галочки, щёлкаем на неё. Далее, NMM сам установит мод на ваш Скайрим, можете проверить это на вкладке Plugins. Если до этого, при скачивании с Нексуса Вы выбрали вариант MOD MANAGER DOWNLOAD, то этап с папкой пропускаем. При данном варианте, сразу после загрузки с сайта, Вам нужно переходить к списку плагинов.

Наконец-то, мы можем заняться установкой уже не только «служебных» модов, но попробуем поставить и геймплейные. Итак, мой выбор пал на Frostfall, мод добавляющей в самую северную провинцию Тамриэля, вполне логичную вещь, а именно морозы, теперь наш Довакин не сможет без последствий бегать голышом по ледяным просторам Белого Берега.

Теперь, когда мы уже знаем, как устанавливать моды с помощью NMM, повторяем процедуру, описанную выше. Ставим мод Frostfall. Только нужно учесть один момент, сам по себе он не запустится, поскольку требует другой мод - Campfire. Обычно это указывается в требованиях. Но также, это можно заметить если перейти на вкладку Plugins. Здесь Вы можете увидеть, что если у вас нет Campfire, в списке Frostfall выделен красным цветом, оранжевым – если он установлен, но не подключён, в противном случае, он никак не будет выделятся из общего списка.

Прошу обратить особое внимание на этот момент. В подавляющем большинстве случаев, когда после установки какого-то мода у вас перестаёт запускаться Скайрим, такое происходит именно из-за отсутствия другого мода указанного в требованиях. В этом заключается одно из главных преимуществ NMM, здесь Вы можете увидеть какие дополнительные файлы требуются для работы той или иной модификации.

Итак, мы установили Campfire, Frostfall и сопутствующие моды. Теперь проверим, запустятся ли они у нас. Как видите, всё работает. Теперь Довакин может разводить костры и ставить палатки, практически, в любой части Скайрима, тем самым спасаясь от появившихся в суровой северной провинции морозов. Также, можно накатить моды на первичные потребности, вроде еды, питья и сна, а ещё заставить нашего протагониста периодически мыться, чтобы не подхватить болезнь. Так, мы можем превратить пятые Свитки, практически в выживач. Но всё это, конечно же, по Вашему желанию.

С помощью установленного нами мода MCM, можно так же зайти в появившееся меню настроек модов, если Вам необходима более плавная регуляция функционала мода. Также, некоторые моды, можно подготовить к удалению, или же, без удаления, временно отключить.  Например, Вы можете полностью выключить эффект обморожения, из мода Frostfall. «Для чего?» спросите Вы, учитывая затраченное на установку время. Всё это, конечно же в том случае, если Вы захотите установить мод на смену времён года, поскольку удивительно было бы, если б в Скайриме всё время был один и тот же сезон.

Хотя, признаюсь, насчёт того, что существует мод который привносит в Скайрим самостоятельную смену времён годa, я немного преувеличил. На самом деле, подобное было бы крайне сложно реализовать, поэтому, это не один мод, а комплект из трёх. То есть, отдельно идёт мод для Зимы, Весны и Лета. По сути, это три большие набора текстур, заменяющих стандартные.

Заснеженный Вайтран выглядит очень атмосферно
Заснеженный Вайтран выглядит очень атмосферно

В процессе установки этих модов, нет ничего необычного и всё было описано выше. Тогда для чего же я упомянул их отдельно? Чтобы продемонстрировать ещё одну необходимую функцию NMM.

Давайте по порядку. Для начала установим мод «Зимний Скайрим», но, когда, по Тамриэльскому календарю, настанет месяц Первого Зерна и придёт весна, соответственно и нам придётся ставить соответствующий мод. Но в данном случае, не стоит устанавливать один пак текстур, поверх другого. Для начала, нам необходимо удалить предыдущий.

Для этого заходим в NMM на уже знакомую нам вкладку Mods и выбираем тот мод, который Вы хотите удалить, кликаем правой кнопкой мыши и выбираем «удалить», программа дальше сделает всё сама. Опять же замечу, что простое отключение мода в лаунчере не даст необходимого эффекта. Поскольку сами файлы с текстурами, остались в папке с игрой, и каждый при запуске Скайрим будет загружать именно их. В том случае, если бы Вы хотели вернуть оригинальный вид пятых Свитков, не пользуясь этой функцией, вам бы пришлось вручную удалять все файлы модификации из каждой папки, а NMM делает это сам, экономя время и нервы.

Удаление вручную очень муторное дело.
Удаление вручную очень муторное дело.

3. Добавление новых анимаций и физики тела. FNIS

Итак. Мы разобрались как устанавливать и удалять моды. Казалось бы, на этом можно было бы и закончить этот гайд, но существует ещё немало нюансов и подводных камней. Так что, давайте попробуем разобраться с ними, насколько это возможно.

Теперь Вы знаете, как установить графические, геймплейные и квестовые моды. Но ведь, неплохо было бы улучшить ещё и внешний вид персонажа. Лично я, предпочитаю, когда мой Довакин носит щит за спиной, а если пользуется одновременно двумя мечами, то и второй меч отображается на поясе, чего в ванильном Скайриме нет. Да и к тому же, неплохо было бы добавить физику к волосам и некоторым частям женской анатомии, если вы понимаете, о чём я. Ну а если Вы, вдруг захотите воссоздать в игре сюжет одной известной песни группы «Пневмослон», то мод с физикой и для мужских «особых» мест, тоже имеет место быть.

Всегда было непонятно, куда пропадет второй меч. Мод Dual Sheath Redux.
Всегда было непонятно, куда пропадет второй меч. Мод Dual Sheath Redux.

В самом процессе установки подобных модов нет ничего необычного. Но подавляющее большинство модификаций, затрагивающих анимации или физику тела, требуют нового скелета для персонажа.

Для чего нам потребуется установить XPMSE и RaceMenu. Но с ними, опять же если воспользоваться NMM, проблем возникнуть не должно.

Также нам необходима FNIS. И насчёт этого пункта необходимо сделать небольшое пояснение. Дело в том, что FNIS это не мод, а отдельная программа, вроде установщика модов.

Fores New Idles in Skyrim
Fores New Idles in Skyrim

Только в этом случае, она отвечает именно за новые анимации и поведение тел. После установки какого-либо из модов, затрагивающих эти аспекты игры, Вам необходимо будет открывать FNIS и запустить обновление. Собственно, устанавливается FNIS, стандартным путём, через установщик или вручную. А для его запуска необходимо в папке с игрой найти папку Tools и в ней запустить FnisForUsers.

Из всех предоставленных пунктов, в открывшемся списке, я пользовался только «фиксом рук» (второй сверху). Честно говоря, потребности в остальных ни разу не возникало. Как я понял, некоторые из них необходимы только в очень специфических случаях, если Вы, к примеру, любите животных, так сказать, очень сильно любите животных. Впрочем, я никого не осуждаю, в любом случае поставив галочку напротив необходимого нам пункта, нажимаем на большую кнопку «Обновить FNIS», расположенную по самому центру окна. Сам процесс, обновления, обычно не занимает много времени, ждём сообщения о завершении, закрываем программу и всё, теперь новые анимации добавлены в игру.

Также FNIS будет необходим, если Вы решите установить моды из серии тех, что требуют файлов SexLab. И не спешите обвинять меня во всяких странных пристрастиях, поскольку некоторые моды из этой «линейки» действительно заслуживают внимания. Например SexLab Amorous Adventures, который стоит пройти, не поверите, из-за сюжета. Например, в этом моде есть довольно драматичные моменты, вроде куда более трогательной сюжетной линии Сераны, чем в оригинальном дополнении.

Итак, Вы более или менее, уже должны были разобраться с установкой модов, а также с добавлением новых анимаций в Скайрим.

4. Установка ENB

Что же теперь у нас на очереди? Неплохо было бы ещё и сменить цветовую гамму Скайрима, то есть установить ENB. Не буду здесь распинаться обо всех преимуществах этого типа модификаций, тем более, до меня это делали многие. А вот чего зачастую не упоминают, при разговоре о ENB, так этого того, что для правильной работы, помимо установки самого фильтра, зачастую, необходимо ещё и, так называемое, ядро, для его правильной работы, его можно скачать как сайта enbdev.com, так и со сторонних сайтов.

Но и это ещё не всё, многие ENB требуют для корректной работы редактирования ini-файла SkyrimPrefs, не то, чтобы это было особо сложно, но по началу некоторые могут запутаться.

Итак, файл SkyrimPrefs расположен не в папке с игрой, а Документах, скорее всего путь у нему будет выглядеть так Компьютер\Документы\My Games\Skyrim. Найдя нужный нам файл, открываем его с помощью блокнота. Вы увидите множество строк, с большой вероятность, в зависимости Вашего ENB, будет необходимо будет изменить значения, указанные в требованиях к вашему ENB. Вообще, это важный пункт, который, почему-то многие игнорируют при установке модов, всегда читайте раздел «Требования», обычно он небольшой, но помогает сэкономить много времени.

5. Полезные Советы

На этом можно было бы и закончить. Поскольку, основную информацию, насчёт установки модификаций, я Вам поведал, а если начать говорить про множество нюансов, то, во-первых, это заняло бы слишком много времени, а во-вторых, я не являюсь специалистом по техническим вопросам и в этом случае Вам лучше поискать специализированные статьи в интернете. Но всё же, некоторые советы я считаю необходимым здесь привести.

Итак, как я уже говорил, внимательно читайте пункт «Требования» перед установкой модов. Большинство проблем с запуском модов можно предотвратить, просто внимательно изучив раздел «Требования», который в обязательном порядке всегда присутствует на всех сайтах в описании.

Периодически не лишним было бы чистить сохранения от лишних скриптов и прочего мусора, для этого можете воспользоваться программой Skyrim Save Cleaner.

Также, внимательно следите за тем, как автор мода советует ставить плагины в порядке загрузки, изменить порядок загрузки можно либо через лаунчер, либо через NMM, а об изменениях, которые нужно в него внести, авторы модов обычно указывают в требованиях.

Вообще, порядок загрузки немаловажный пункт, для корректной работы модифицированного Скайрима, поэтому, советую Вам также установить программу LOOT, которая автоматически сортирует моды, но, если Вам что-то не понравилось, в том порядке, который установила программа, Вы всегда можете задать условия загрузки самостоятельно, просто обозначив, что определённый файл всегда будет загружаться позже или раньше другого.

И вот теперь, пожалуй, действительно всё. Ну или, по крайне мере, всё что я смог вспомнить. Итак, удачи Вам на просторах Тамриэля.


Лучшие комментарии

5. Полезные Советы
На этом можно было бы и закончить. Поскольку, основную информацию, насчёт установки модификаций, я Вам поведал, а если начать говорить про множество нюансов, то, во-первых, это заняло бы слишком много времени, а во-вторых, я не являюсь специалистом по техническим вопросам и в этом случае Вам лучше поискать специализированные статьи в интернете.

Иронично, что сам гайд называется «Подробный (действительно подробный) гайд по установке модов на Скайрим.»

Итак, по пунктам.

1) NMM на данный момент уже безбожно устарел, не обновляется и лишен тонны полезных функций. На данный момент, Mod Organizer 2 — лучший вариант, так как есть более удобный интерфейс, возможность группировать моды, и два отдельных их списка (те, что есть в установщике, и те, что работают), а также там присутствует УЖЕ встроенный LOOT.

2) FNIS нужен только для физики и смены анимаций, но сам он уже тоже устарел, так как старые анимации работают не связанно друг от друга, что немного ломают визуальную часть, новые пакеты анимации не поддерживаются FNIS-ом.

3) Есть геймплейные моды, например, Seasons of Skyrim, которые обеспечивают динамическую смену времен года. Но большинство модов, которые делают умопомрачительные вещи, которые ранее считались невозможными и невероятными для осуществления, присутствуют только на SE версии игры, что ведет нас к следующему пункту.

4) Если запускается Skyrim Special Edition, используйте эту версию (именно SE, не AE). Модами испортить производительность очень тяжело (фактически невозможно), если есть возможность запустить именно SE версию, то пакеты текстур в размере 2K будет достаточно для комфортной игры. Играть в 22-ом году на низко-производительной устаревшей 32-х битной версии игры — самому себе портить удовольствие, отрубая бесконечные возможности для моддинга.

5) То что пользователь устанавливает ПРЕСЕТЫ ENB автоматически подразумевает то, что он разбирается в модах и знает о необходимости установки самого ядра ENB.

6) Если все правильно установлено и пользователь не балуется постоянной установкой и удалением модов посреди игры, то очистка сейвов будет НЕ нужна. Как всегда, лучше сначала установить все моды на чистую версию, начать новую игру, протестировать все и опять начать новую игру для того чтобы, собственно, поиграть.

Да Mod Organizer 2 уже хорош только тем, что держит каждый мод отдельно в своей папке оставляя папку с игрой девственно чистой. Причём место где будут хранится моды ты указываешь сам. Можно хоть на разные диски поставить моды и игру, например, установив последнюю на SSD диск.

Могу самолично подтвердить живучесть SE версии Скайрима. У меня на данный момент установлено около тысячи модов и игра всё ещё работает. LE от подобных нагрузок уже давно бы перестала запускаться.

А зачем? Я и заявленых 300 часов не доиграл-надоело.Уже эти драугры и… эти, каких, слепые… на «ф»… забыл, по ночам сниться начали.

Спасибо, за замечания. В большинстве своём, многое связанно с тем, что я, как ретроград, пользую LE. Да я знаю, что он менее стабилен, но никак не могу себя заставить перейти на новую версию.

По поводу пункта пять, скажу, как человек, которому иногда приходилось на работе руководить другими, что некоторым, на всякий случай, надо разъяснять даже самые очевидные вещи, которые, казалось бы, понятны и без слов.

А по поводу шестого, конечно согласен, но иногда, когда выходит новый мод, неохота для его прохождения начинать новую игру, или же, при установке какого-нибудь мода, разочаровываешься и сносишь его нафиг, как, например, недавно вышедший «Абья», где кроме ходьбы по пустым локациям ничего нет.

«Неопределившиеся», ой, клоун, очень смешно. Обязательно надо обосрать группу людей, которая тебе ничего не сделала. 

> Да и к тому же, неплохо было бы добавить физику к волосам и некоторым частям женской анатомии, если вы понимаете, о чём я

Дайте хоть одну сборку без убогих модов для малолетних дрочеров, а. Аффтар, неплохо было бы не пытаться шутить и вообще понять, что не всем сдалась физика «некоторых частей женской анатомии».

Либо я слеп, либо в гайде ни слова про генерацию лодов! Если наставлены моды на деревья, города, новые дома, да любые другие объекты в мире, без лодов всё будет выглядеть убого.

Не ставил модов на новые города, а тот же Сезоны Скайрима уже идёт с ЛОДами от автора, как и большинство модов сейчас, так что никогда особо не было необходимости в самостоятельной генерации. Но спасибо, за напоминание.

Читай также